А. М. Прихожан ДИАГНОСТИКА Москва 2007 ББК. 88.8 Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с. ISBN 978—5—89774—998—0 © Прихожан А. М., 2007 3 ОГЛАВЛЕНИЕ
4 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Подростковый и ранний юношеский период развития В настоящем разделе представлены диагностические методы, направленные на изучение развития личности в подростковом и раннем юношеском возрастах (в дальнейшем для краткости в соответствии с имеющимися традициями будет обозначать весь период как подростковый). Подростковый и ранний юношеский период — этап онтогенеза, находящийся между детством и юностью. Он охватывает период от 10—11 до 16—17 лет, совпадая в современной российской школе с временем обучения детей в V—XI классах. Известно, что в литературе до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках этого периода. Однако в современной возрастной психологии, что для понимания психологического содержания периода важны не столько хронологические рамки (они имеют условный, ориентировочный характер), сколько формирующиеся в этот период возрастные новообразования. Начало периода характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в младшем подростковом возрасте (10—11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в среднем (11—12 лет) и старшем (13—14 лет) подростковом возрастах. Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Нередки, например, случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности — 5 ребенок. Распространены и противоположные случаи, когда сильные потребности — в самоутверждении, общении — не обеспечены соответствующим уровнем развития рефлексии и подросток не может дать себе отчет, что именно с ним происходит. Характерную для этого возраста асинхронность развития, как интериндивидуальную (несовпадение во времени развития различных сторон психики у подростков, принадлежащих к одному хронологическому возрасту), так и интраиндивидуальную (т. е. характеризующую различные стороны развития одного школьника), важно иметь в виду и при изучении данного периода, и в ходе практической работы. Необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьировать у конкретного школьника — проходить и раньше и позже. Поэтому указываемые возрастные границы, «точки развития» (например, кризис 13 лет) имеют лишь ориентировочное значение. Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса психологами понимаются по-разному. Л. С. Выготский выделяет две «кризисные точки» этого периода 13 и 17 лет. Наиболее изученным является кризис 13 лет. Многие авторы подчеркивают возможность (и желательность) бескризисного протекания этого периода. Кризис в этом случае рассматривается как результат неправильного отношения взрослых, общества в целом к подросткам, объясняется тем, что личность не может справиться со стоящими перед ней на новом возрастном этапе проблемами (Ремшмидт Х., 1994). Весомым аргументом в пользу «бескризисных» теорий является то, что специальные исследования часто свидетельствуют об относительно спокойном переживании подростками этого этапа развития (Элъконин Д. Б., 1989; Кле М., 1990; Раттер М., 1987, и др.). Другая точка зрения, которой придерживается автор данного раздела, состоит в том, что характер протекания, содержание и формы подросткового кризиса играют существенную роль в общем процессе 6 возрастного развития. Противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции являются не только закономерными, но и продуктивными для формирования личности подростка. Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме (Выготский Л. С., т. 4, с. 253). Имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что попытки взрослых избежать проявлений кризиса путем создания условий для реализации новых потребностей, как правило, оказываются безрезультатными. Подросток как бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к ним, чтобы иметь затем возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить и собственными усилиями раздвинуть рамки, задающие пределы его самостоятельности. Именно через это столкновение подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребность в самоутверждении. В тех же случаях, когда этого не происходит, когда отрочество проходит гладко и бесконфликтно это может усилить и сделать особенно болезненным последующие кризисы развития. Это может повлечь за собой закрепление инфантильной позиции «ребенка», которая проявится и в молодости и даже в зрелом возрасте. Таким образом, позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через отстаивание своей взрослости, самостоятельности, происходящее в относительно безопасных условиях и не принимающее крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. В результате у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. При этом важно иметь в виду, что кризисные симптомы проявляются не постоянно, а эпизодически, хотя порой и повторяются достаточно часто. Интенсивность кризисных симптомов у разных подростков существенно различается. Кризис подросткового возраста — как и все критические периоды развития — проходит три фазы: > негативную, или предкритическую, — фазу ломки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур; 7 > кульминационную точку кризиса, в подростковом возрасте — это, как правило, 13 и 17 лет, хотя возможны значительные индивидуальные варианты; > посткритическую фазу, т. е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п. Мы выделяем два основных пути протекания возрастных кризисов. Первый, наиболее распространенный, — кризис независимости. Его симптомы — строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности. Естественно, на каждом этапе этот «букет симптомов «выражается в соответствии с возрастными особенностями. И если для трехлетнего ребенка ревность к собственности выражается в том, что он вдруг перестает делиться с другими детьми игрушками, то для подростка — это требование не трогать ничего у него на столе, не входить в его комнату, а главное — «не лезть ему в душу». Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира — вот та главная собственность, которую оберегает подросток, ревниво защищая ее от других. Симптомы кризиса зависимости противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения. Если кризис независимости — это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то кризис зависимости — возврат назад, к той своей позиции, к той системе отношений, которая гарантировала эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое — варианты самоопределения (хотя, конечно, неосознанного или недостаточно осознанного). В первом случае это — «Я уже не ребенок», во втором: «Я ребенок и хочу оставаться им». С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается именно первый вариант. Следует также учесть, что симптомы кризиса в рассматриваемые периоды проявляются преимущественно в семье, в общении с родителями и прародителями — бабушками и дедушками, а также с братьями сестрами. Как правило, в симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция, речь идет только о том, какая из них доминирует. 8 Одновременное присутствие и стремления к независимости, и стремления к зависимости связано с двойственностью позиции школьника. В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя взрослым и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Вот почему повышенно-либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию. От «нормальных» характеристик возрастного кризиса следует отличать такие его проявления, которые свидетельствуют о его патологических формах, требующих вмешательства психоневрологов и психиатров. В качестве критериев, отличающих нормальные характеристики от психопатологических выделяется следующие (см. таблицу 1). Поделитесь с Вашими друзьями: |
Шкалы: тревожность — общая, школьная, самооценочная, межличностная, магическая
Назначение теста
Определение уровня личностной тревожности.
Описание теста
Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики.
Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова.
Инструкция к тесту
(На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа – 0, 1, 2, 3 или 4, – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
- Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0.
- Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1.
- Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2.
- Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3.
- При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4.
Переверни страницу.
(На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача – представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики).
Тестовый материал
Варианты ответов:
Нет | Немного | Достаточно | Значительно | Очень |
---|---|---|---|---|
0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Форма А
№ | Ситуация | Ответ |
---|---|---|
Пример | Перейти в новую школу | |
1 | Отвечать у доски | |
2 | Оказаться среди незнакомых ребят | |
3 | Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | |
4 | Слышать заклятия | |
5 | Разговаривать с директором школы | |
6 | Сравнивать себя с другими | |
7 | Учитель смотрит по журналу, кого спросить | |
8 | Тебя критикуют, в чем-то упрекают | |
9 | На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | |
10 | Видеть плохие сны | |
11 | Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | |
12 | После контрольной, теста – учитель называет отметки | |
13 | У тебя что-то не получается | |
14 | Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна | |
15 | На тебя не обращают внимания | |
16 | Ждешь родителей с родительского собрания | |
17 | Тебе грозит неуспех, провал | |
18 | Слышать смех за своей спиной | |
19 | Не понимать объяснений учителя | |
20 | Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем | |
21 | Слышать предсказания о космических катастрофах | |
22 | Выступать перед зрителями | |
23 | Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | |
24 | С тобой не хотят играть | |
25 | Проверяются твои способности | |
26 | На тебя смотрят как на маленького | |
27 | На экзамене тебе достался 13-й билет | |
28 | На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | |
29 | Оценивается твоя работа | |
30 | Не можешь справиться с домашним заданием | |
31 | Засыпать в темной комнате | |
32 | Не соглашаешься с родителями | |
33 | Берешься за новое дело | |
34 | Разговаривать с школьным психологом | |
35 | Думать о том, что тебя могут «сглазить» | |
36 | Замолчали, когда ты подошел (подошла) | |
37 | Слушать страшные истории | |
38 | Спорить со своим другом (подругой) | |
39 | Думать о своей внешности | |
40 | Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах |
Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.
Форма Б
№ | Ситуация | Ответ |
---|---|---|
Пример | Перейти в новую школу | |
1 | Отвечать у доски | |
2 | Требуется обратиться с вопросом, просьбой к незнакомому человеку | |
3 | Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах | |
4 | Слышать заклятия | |
5 | Разговаривать с директором школы | |
6 | Сравнивать себя с другими | |
7 | Учитель делает тебе замечание | |
8 | Тебя критикуют, в чем-то упрекают | |
9 | На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | |
10 | Видеть плохие или «вещие» сны | |
11 | Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | |
12 | После контрольной, теста учитель называет отметки | |
13 | У тебя что-то не получается | |
14 | Мысль о том, что неосторожным поступком можно навлечь на себя гнев потусторонних сил | |
15 | На тебя не обращают внимания | |
16 | Ждешь родителей с родительского собрания | |
17 | Тебе грозит неуспех, провал | |
18 | Слышать смех за своей спиной | |
19 | Не понимать объяснений учителя | |
20 | Думаешь о своем будущем | |
21 | Слышать предсказания о космических катастрофах | |
22 | Выступать перед большой аудиторией | |
23 | Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | |
24 | Ссориться с родителями | |
25 | Участвовать в психологическом эксперименте | |
26 | На тебя смотрят как на маленького | |
27 | На экзамене тебе достался 13-й билет | |
28 | На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | |
29 | Думаешь о своей привлекательности для девочек (мальчиков) | |
30 | Не можешь справиться с домашним заданием | |
31 | Оказаться в темноте, видеть неясные силуэты, слышать непонятные шорохи | |
32 | Не соглашаешься с родителями | |
33 | Берешься за новое дело | |
34 | Разговаривать со школьным психологом | |
35 | Думать о том, что тебя могут «сглазить» | |
36 | Замолчали, когда ты подошел (подошла) | |
37 | Общаться с человеком, похожим на мага, экстрасенса | |
38 | Слушать, как кто-то говорит о своих любовных похождениях | |
39 | Смотреться в зеркало | |
40 | Кажется, что нечто непонятное, сверхъестественное может помешать тебе добиться желаемого |
Примечание. Пункты 5, 8, 9, 17, 31 заимствованы из шкалы О.Кондаша.
Ключ к тесту
Ключ является общим для обеих форм.
- Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34
- Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39
- Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38
- Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40
Обработка и интерпретация результатов теста
Выделение субшкал во многом условно. Например, предложенные в ней ситуации общения можно рассматривать с позиции актуализации представлений о себе, некоторые школьные ситуации – как ситуации общения со взрослыми и т. п. Однако представленный вариант, как показывает практика, продуктивен с точки зрения задачи преодоления тревожности: он позволяет локализовать зону наибольшего напряжения и построить индивидуализированную программу работы.
При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале.
Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку.
Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.
Общая тревожность
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
1 | 0-33 | 0-26 | 0-34 | 0-26 | 0-34 | 0-37 | 0-33 | 0-27 |
2 | 34-40 | 27-32 | 35-43 | 27-32 | 35-43 | 38-45 | 34-39 | 28-34 |
3 | 41-48 | 33-39 | 44-50 | 33-38 | 44-52 | 46-53 | 40-46 | 35-41 |
4 | 49-55 | 40-45 | 51-58 | 39-44 | 53-61 | 54-61 | 47-53 | 42-47 |
5 | 56-62 | 46-52 | 59-66 | 45-50 | 62-70 | 62-69 | 54-60 | 48-54 |
6 | 63-70 | 53-58 | 67-74 | 51-56 | 71-80 | 70-77 | 61-67 | 55-61 |
7 | 71-77 | 59-65 | 75-81 | 57-62 | 81-88 | 78-85 | 86-74 | 62-68 |
8 | 78-84 | 66-71 | 82-89 | 63-67 | 89-98 | 86-93 | 75-80 | 69-75 |
9 | 85-92 | 72-77 | 90-97 | 68-73 | 99-107 | 94-101 | 81-87 | 76-82 |
10 | 93 и более | 78 и более | 98 и более | 74 и более | 108 и более | 102 и более | 88 и более | 83 и более |
Школьная тревожность
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
1 | 0-8 | 0-7 | 0-2 | 0-7 | 0-8 | 0-7 | 0-7 | 0-6 |
2 | 9-11 | 8-10 | 3-5 | 8-9 | 9-10 | 8-9 | 8-9 | 7 |
3 | 12-13 | 11-12 | 6-7 | 9-10 | 11-13 | 10-12 | 10-11 | 8 |
4 | 14-16 | 13-14 | 8-10 | 11-12 | 14-15 | 13-15 | 12-13 | 9 |
5 | 17-18 | 15-16 | 11-12 | 13 | 16-18 | 16-17 | 14 | 10 |
6 | 19-20 | 17-18 | 13-15 | 14-15 | 19-20 | 18-20 | 15-16 | 11 |
7 | 21-22 | 19-20 | 16-17 | 16 | 21-22 | 21-22 | 17-18 | 12-13 |
8 | 23-25 | 21-22 | 18-20 | 17-18 | 23-25 | 23-25 | 19-20 | 14 |
9 | 26-27 | 23-24 | 21-22 | 19-20 | 26-27 | 26-28 | 21-22 | 15 |
10 | 28 и более | 25 и более | 23 и более | 21 и более | 28 и более | 29 и более | 23 и боле | 16 и более |
Самооценочная тревожность
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
1 | 0-10 | 0-7 | 0-9 | 0-5 | 0-8 | 0-7 | 0-6 | 0-7 |
2 | 11 | 8-9 | 10-11 | 6-7 | 9-10 | 8-10 | 7-8 | 8-9 |
3 | 12-13 | 10 | 12-13 | 8 | 11-13 | 11-13 | 9-11 | 10-12 |
4 | 14 | 11-12 | 14-16 | 9-10 | 14-16 | 14-16 | 12-13 | 13-15 |
5 | 15-16 | 13 | 17-18 | 11-12 | 17-18 | 17-19 | 14-16 | 16-17 |
6 | 17-18 | 14-15 | 19-20 | 10-11 | 19-21 | 20-22 | 17-18 | 18-20 |
7 | 19 | 16-17 | 21-22 | 13-14 | 22-24 | 23-25 | 19-21 | 21-23 |
8 | 20-21 | 18 | 23-24 | 15 | 25-26 | 26-28 | 22-23 | 24-25 |
9 | 22-23 | 19-20 | 25-27 | 16-17 | 27-29 | 29-31 | 24-26 | 26-28 |
10 | 24 и более | 21 и более | 28 и более | 18 и более | 30 и более | 32 и более | 27 и боле | 29 и более |
Межличностная тревожность
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
1 | 0-8 | 0-7 | 0-8 | 0-8 | 0-6 | 0-8 | 0-6 | 0-7 |
2 | 9 | 8 | 9-10 | 9 | 7-9 | 9-11 | 7-8 | 8-9 |
3 | 10 | 9 | 11-12 | 10 | 10-12 | 12-14 | 9-11 | 10-12 |
4 | 11 | 10 | 13-14 | 11-12 | 13-15 | 15-17 | 12-13 | 13-15 |
5 | 12-13 | 11-12 | 15 | 13 | 16-17 | 18-20 | 14-15 | 16-17 |
6 | 14 | 13 | 16-17 | 14-15 | 18-20 | 21-23 | 16-18 | 18-20 |
7 | 15 | 14 | 18-19 | 16 | 21-23 | 24-26 | 19-20 | 21-23 |
8 | 16-17 | 15 | 20-21 | 17-18 | 24-26 | 27-29 | 21-23 | 24-26 |
9 | 18 | 16 | 22-23 | 19 | 27-29 | 30-32 | 24-25 | 27-28 |
10 | 19 и более | 17 и более | 24 и более | 20 и более | 30 и более | 33 и более | 26 и боле | 29 и более |
Магическая тревожность
Стены | Половозрастные группы (результаты в баллах) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
10-11 лет | 12 лет | 13-14 лет | 15-16 лет | |||||
дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | дев. | мал. | |
1 | 0-7 | 0-6 | 0-7 | 0-4 | 0-5 | 0-6 | 0-6 | 0-5 |
2 | 8 | 7 | 8-9 | 5-6 | 6-7 | 7-8 | 7-9 | 6-7 |
3 | 9-10 | 8-9 | 10-11 | 8-10 | 9-10 | 10-11 | 8-9 | 4 |
4 | 11-12 | 10 | 12-13 | 8-9 | 11-13 | 11-12 | 12-14 | 10 |
5 | 13-14 | 11-12 | 14-15 | 10 | 14-15 | 13-14 | 15-16 | 11-12 |
6 | 15-16 | 13 | 16-17 | 11-12 | 16-18 | 15-16 | 17-19 | 13 |
7 | 17-18 | 14 | 18-20 | 13 | 19-21 | 17-18 | 20-22 | 14-15 |
8 | 19-20 | 15-16 | 21-22 | 14-15 | 22-23 | 19-20 | 23-24 | 16-17 |
9 | 21-22 | 17 | 23-24 | 16 | 24-26 | 21-23 | 25-27 | 18 |
10 | 23 и более | 18 и более | 25 и более | 17 и более | 27 и более | 24 и более | 28 и более | 19 и более |
Источники
- Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.64-71.
Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожан в 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний.
Данная методика предназначена для диагностики у подростков следующих видов личностной тревожности:
- тревожность, связанную со школьными ситуациями (школьную),
- с ситуациями общения (межличностную),
- с отношением к себе (самооценочную).
- шкала мистических, магических страхов (магическую).
Текст теста личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан
Инструкция В таблице перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх.
Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх.
Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, обведи цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, обведи цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны, и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию в обведи цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, обведи цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе обведи цифру 4.
Твоя задача — представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна.
Что означает каждая цифра написано вверху и внизу страницы.
|
| Нет | Немного | Достаточно | Значи-тельно | Очень |
1. | Отвечать у доски | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Оказаться среди незнакомых ребят | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Участвовать в соревнованиях, конкурсах. олимпиадах | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | Слышать заклятия | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Разговаривать с директором школы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. | Сравнивать себя с другими | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. | Учитель смотрит по журналу, кого спросит | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | Тебя критикуют, в чем-то упрекают | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. | На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Видеть плохие сны | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. | Писать контрольную работу, выполнять тест по какому-нибудь предмету | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. | После контрольной, теста — учитель называет отметки | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. | У тебя что-то не получается | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. | Смотреть на человека, похожего на мага, колдуна | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. | На тебя не обращают внимания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | Ждешь родителей с родительского собрания | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Тебе грозит неуспех, провал | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. | Слышать смех за своей | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. | Не понимать объяснений учителя | 0 | I | 2 | 3 | 4 |
20. | Думаешь о том, чего ты сможешь добиться в будущем | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. | Слышать предсказания о космических катастрофах | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
22. | Выступать перед зрителями | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
23. | Слышать, что какой-то человек «напускает порчу» на других | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
24. | С тобой не хотят играть | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
25. | Проверяются твои способности | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
26. | На тебя смотрят как на маленького | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
27. | На экзамене тебе достался 13-й билет | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
28. | На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
29. | Оценивается твоя работа | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
30. | Не можешь справиться с домашним заданием | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
31. | Засыпать в темной комнате | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
32. | Не соглашаешься с родителями | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
33. | Берешься за новое дело | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
34. | Разговаривать со школьным психологом | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
35. | Думать о том, что тебя могут «сглазить» | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
36. | Замолчали, когда ты подошел (подошла) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
37. | Слушать страшные истории | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
38. | Спорить со своим другом (подругой) | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
39. | Думать о своей внешности | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
40. | Думать о призраках, других страшных, «потусторонних» существах | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ключ к шкале личностной тревожности для подростков А.М.Прихожан
Субшкала | Пункты шкалы |
Школьная тревожность | 1 5 7 11 12 16 19 28 30 34 |
Самооценочная тревожность | 3 6 8 13 17 20 25 29 33 39 |
Межличностная тревожность | 2 9 15 18 22 24 26 32 36 38 |
Магическая тревожность | 4 10 14 21 23 27 31 35 37 40 |
Сумма сырых баллов по видам тревожности дает бал по уровню общей тревожности.
Сырые баллы по видам тревожности и по общей тревожности переводятся в стены (1-10 баллов). А.М. Прихожан предлагает выделять пять уровней личностной тревожности:
- «чрезмерного спокойствия» — 1-2 балла,
- соответствующего норме – 3 -6 баллов,
- несколько завышенного – 7-8 баллов,
- очень высокого – 9 баллов,
- явно завышенного -10 баллов.
Нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная, конструктивная тревожность).
Высокий уровень тревожности является субъективным показателем проявления психического неблагополучия. Как отмечают исследователи, у людей с повышенным уровнем тревожности наблюдаются сходные черты характера. Они обычно беспокойны и склонны к цикличности мышления, обладают аналитическим складом ума и подвержены мучительным навязчивым страхам. В характере таких людей наблюдается стремление к полной определенности во всем и завышенные требования к себе и окружающим. Одобрение окружающих и попытка постоянного самоконтроля становятся важнейшим критерием их самооценки. Постоянное ожидание, связанное со страхом негативных событий, занимает значительное место в их сознании, и при малейшей угрозе или необычных обстоятельствах оно проявляется в бурной реакции на происходящее.
Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).
А. М. Прихожан
ДИАГНОСТИКАЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Москва 2007
2
ББК. 88.8
Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. — М.: АНО «ПЭБ», 2007. — 56 с.
ISBN 978-5-89774-998-0
© Прихожан А. М., 2007
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вводная часть4Подростковый и ранний юношеский период развития4Обоснование выбранного направления работы: анализ существующих подходов к диагностике развития личности в подростковом возрасте15Процедура исследования22Диагностика самооценки, уровня притязаний.22Диагностика мотивации учения28Изучение особенностей Я-концепции32Диагностика отношения к прошлому, настоящему и будущему38Диагностика готовности к саморазвитию42Диагностика социальной компетентности44Образцы заключений психолога49Сведения об апробации534
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Подростковый и ранний юношеский период развития
В настоящем разделе представлены диагностические методы, направленные на изучение развития личности в подростковом и раннем юношеском возрастах (в дальнейшем для краткости в соответствии с имеющимися традициями будет обозначать весь период как подростковый).
Подростковый и ранний юношеский период — этап онтогенеза, находящийся между детством и юностью. Он охватывает период от 10-11 до 16-17 лет, совпадая в современной российской школе с временем обучения детей в V-XI классах. Известно, что в литературе до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках этого периода. Однако в современной возрастной психологии, что для понимания психологического содержания периода важны не столько хронологические рамки (они имеют условный, ориентировочный характер), сколько формирующиеся в этот период возрастные новообразования.
Начало периода характеризуется появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в младшем подростковом возрасте (10-11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в среднем (11-12 лет) и старшем (13-14 лет) подростковом возрастах.
Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Нередки, например, случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности —
5
ребенок. Распространены и противоположные случаи, когда сильные потребности — в самоутверждении, общении — не обеспечены соответствующим уровнем развития рефлексии и подросток не может дать себе отчет, что именно с ним происходит.
Характерную для этого возраста асинхронность развития, как интериндивидуальную (несовпадение во времени развития различных сторон психики у подростков, принадлежащих к одному хронологическому возрасту), так и интраиндивидуальную (т. е. характеризующую различные стороны развития одного школьника), важно иметь в виду и при изучении данного периода, и в ходе практической работы. Необходимо учитывать, что время появления тех или иных психологических особенностей может значительно варьировать у конкретного школьника — проходить и раньше и позже. Поэтому указываемые возрастные границы, «точки развития» (например, кризис 13 лет) имеют лишь ориентировочное значение.
Для понимания подросткового возраста, выбора правильного направления и форм работы необходимо иметь в виду, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса психологами понимаются по-разному. Л. С. Выготский выделяет две «кризисные точки» этого периода 13 и 17 лет. Наиболее изученным является кризис 13 лет.
Многие авторы подчеркивают возможность (и желательность) бескризисного протекания этого пе
Любая
перспективная программа коррекции и
развития ребенка может быть эффективной
лишь тогда, когда она основана на
правильном заключении о состоянии его
психики и специфических индивидуальных
особенностях становления его личности.
Правильность же заключения зависит не
только от правильно подобранных
психодиагностических инструментариев,
но, главное, от профессиональной
интерпретации данных, полученных с
помощью этих методов. Поэтому диагностика
и коррекция тесно связаны.
Психолого-педагогическая
диагностика
— это система, в основу которой положены
психолого-педагогические теории,
методологии и методики, позволяющие
дать точную оценку учебных достижений
школьников, эффективности педагогической
деятельности, развития психических
свойств, достигнутого индивидом или
группой.
Психологическая
коррекция
заключается в оптимизации отдельных
психологических функций, которые
обеспечивают поведение и обучение.
Она
направлена на:
стабилизацию
эмоционального состояния ребенка;
выработку
адекватных форм поведения.
восстановление
и развитие коммуникативных навыков;
повышение
самооценки и уверенности в себе.
Под
психологической коррекцией имеют в
виду определенную форму
психолого-педагогической деятельности,
направленную на исправление таких
особенностей психического развития,
которые по принятой в детской психологии
системе критериев не соответствуют
«стандартной» модели этого развития.
Цели
и задачи психологической коррекции.
При
определении целей и задач коррекции
необходимо исходить из понимания той
уникальной роли, которую играет данный
конкретный период возрастного развития,
ставить задачу, адекватную потенциалу
на данном этапе развития, ценности
данного возраста в целостном процессе
становления личности. Реализация
потенциальных возможностей каждой
возрастной стадии развития является
основной формой профилактики возникновения
отклонений или недостатков в развитии
на последующих возрастных ступенях. В
качестве основного содержания
коррекционной работы необходимо
создание зоны ближайшего развития
личности и деятельности ребенка. Поэтому
психолого-педагогическая коррекция
должна строиться как целенаправленное
формирование новыхпсихологических
навыков, составляющих сущностную
характеристику возраста.
Подростковый
возраст характерен…отличающийся
мощным подъемом жизнедеятельности и
глубокой перестройкой организма. В это
время происходит не только физическое
созревание человека, но и интенсивное
формирование личности, энергичный рост
моральных и интеллектуальных сил
Диагностика
будет направлена в основном на изучение
межличностного общения со сверстниками
и взрослыми (методики: Лири, Социометрия
Дж.Морено,Прихожан А.М.Диагностика
личностного развития детей подросткового
возраста), эмоциональное состояние
(Цветовой тест Люшера, Опросник
«САН»),формирование девиантного
поведения (Тест описания поведения
личности в конфликтной ситуации, А.
Орёл «Методика изучения склонности к
девиантному поведению),и изучение
акцентуаций характера (методики изучения
акцентуаций характера Личко,
Характерологический опросник К.
Леонгарда).
Соответственно
коррекционная деятельность будет
направлена на развитие коммуникативных
навыков, социальных навыков поведения,
взаимодействие, умение совладать с
эмоциями и разрешать конфликты
конструктивными методами).
ВОЗ | Подростковое развитие
Ключевые точки
- Подростковый возраст — один из самых быстрых этапов развития человека.
- Биологическая зрелость предшествует психосоциальной зрелости. Это имеет значение для политики и программ реагирования на исследования и эксперименты, которые происходят в подростковом возрасте.
- Характеристики человека и окружающей среды влияют на изменения, происходящие в подростковом возрасте.
- Подростки могут быть особенно уязвимы, когда их способности все еще развиваются, и они начинают выходить за пределы своих семей.
- Изменения в подростковом возрасте имеют последствия для здоровья не только в подростковом возрасте, но и в течение всей жизни.
- Уникальная природа и важность подросткового возраста требуют явного и особого внимания в политике и программах здравоохранения.
Признание подросткового возраста
Подростковый возраст — это период жизни с особыми потребностями и правами в отношении здоровья и развития.Это также время, чтобы развивать знания и навыки, учиться управлять эмоциями и отношениями, а также приобретать качества и способности, которые будут важны для того, чтобы наслаждаться юными годами и принимать взрослые роли.
Все общества признают, что существует разница между тем, чтобы быть ребенком и взрослым. Как этот переход от детства к зрелости определяется и признается, зависит от культуры и времени. В прошлом это часто было относительно быстро, а в некоторых обществах это все еще происходит.Однако во многих странах это меняется.
Возраст: не вся история
Возраст — это удобный способ определения подросткового возраста. Но это только одна характеристика, характеризующая этот период развития. Возраст часто более подходит для оценки и сравнения биологических изменений (например, полового созревания), которые являются довольно универсальными, чем социальные изменения, которые в большей степени зависят от социокультурной среды.
Подростковый возраст: физические изменения
Подростковый возраст является одним из самых быстрых этапов развития человека.Хотя порядок многих изменений, по-видимому, универсален, их сроки и скорость изменения различаются как среди отдельных лиц, так и среди них. На эти изменения влияют как индивидуальные характеристики (например, пол), так и внешние факторы (например, неадекватное питание, неблагоприятное окружение).
Подростковый возраст: изменения в развитии нервной системы
Важные нейронные развития также происходят в подростковом возрасте. Эти события связаны с гормональными изменениями, но не всегда зависят от них.События происходят в областях мозга, таких как лимбическая система, которые отвечают за поиск удовольствий и обработку вознаграждений, эмоциональные реакции и регуляцию сна. В то же время происходят изменения в префронтальной коре, области, ответственной за так называемые исполнительные функции: принятие решений, организация, импульсный контроль и планирование на будущее. Изменения в префронтальной коре происходят позже в подростковом возрасте, чем изменения лимбической системы.
Подростковый возраст: психологические и социальные перемены
С происходящими гормональными и нервно-психическими изменениями связаны психосоциальные и эмоциональные изменения, а также повышение когнитивных и интеллектуальных способностей.В течение второго десятилетия подростки развивают более сильные умственные способности, логическое и моральное мышление и становятся более способными к абстрактному мышлению и принятию рациональных суждений.
Изменения, происходящие в окружающей среде подростка, влияют и влияют на внутренние изменения подросткового возраста. Эти внешние влияния, которые различаются в разных культурах и обществах, включают в себя социальные ценности и нормы, а также меняющиеся роли, обязанности, отношения и ожидания этого периода жизни.
Последствия для здоровья и поведения
Во многих отношениях развитие подростков приводит к изменению бремени болезней между детством и зрелостью — например, увеличение с возрастом проблем сексуального и репродуктивного здоровья, психических заболеваний и травм.
Появление определенных проблем со здоровьем в подростковом возрасте, включая расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, психические расстройства и травмы, вероятно, отражает как биологические изменения полового созревания, так и социальный контекст, в котором растут молодые люди.Другие состояния, такие как повышенная заболеваемость некоторыми инфекционными заболеваниями, например шистосомозом, могут просто возникать в результате повседневной деятельности подростков в течение этого периода их жизни.
Многие из связанных со здоровьем поведений, которые возникают в подростковом возрасте, имеют значение как для настоящего, так и для будущего здоровья и развития. Например, употребление алкоголя и ожирение в раннем подростковом возрасте не только ставят под угрозу развитие подростков, но и предсказывают вредное для здоровья употребление алкоголя и ожирение в более позднем возрасте, что имеет серьезные последствия для общественного здравоохранения.
Последствия для политики и программ
Изменения, которые происходят в подростковом возрасте, предполагают девять наблюдений, имеющих значение для политики и программ здравоохранения:
- Подростки нуждаются в явном внимании.
- Подростки не все одинаковы.
- Некоторые подростки особенно уязвимы.
- Развитие подростков имеет значение для здоровья подростков.
- Развитие подростков имеет последствия для здоровья на протяжении всей жизни.
- Изменения в подростковом возрасте влияют на то, как подростки думают и действуют.
- Подростки должны понимать процессы, происходящие в подростковом возрасте.
- Чтобы внести позитивный вклад, взрослые должны понимать процессы, происходящие в подростковом возрасте.
- Общественное здравоохранение и права человека объединяются вокруг концепций развития подростков.
,
Обзор развития подростков
Прежде чем мы начнем обсуждать конкретные изменения в развитии, которые происходят в подростковом возрасте, возможно, было бы полезно дать более общий обзор огромных масштабов и сложности развития подростков, поскольку он охватывает очень много различных, но , связанные с областями зрелости. Кроме того, поскольку несколько известных теоретиков развития оказали влияние на наше текущее понимание развития подростков и стали его основой, мы кратко представим этих теоретиков, чтобы обеспечить контекст для нашего последующего обсуждения развития подростков.Тем не менее, более полное и подробное обсуждение этих пионеров теории развития можно найти в Общей статье о развитии ребенка. Основополагающие работы этих ранних теоретиков продолжают стимулировать научные исследования, и эти исследования еще больше улучшают наше понимание человеческого развития.
Пожалуй, одним из самых известных теоретиков развития является Жан Пиаже. Он разработал свою теорию детского когнитивного развития и связанную с ним теорию нравственного развития детей в 1920-х годах.Тем не менее, теории Пиаже не получили популярность до середины двадцатого века. Согласно Пиаже, когнитивные способности детей развивались последовательно, поэтапно, и их когнитивное развитие впоследствии оказывало влияние на их социальную осведомленность и моральную зрелость. Пиаже полагал, что когнитивное развитие, так же как и физическое развитие, следовало естественному порядку развития нашего вида, и его траектория не зависела от внешних сил. Однако Пиаже признал, что на более поздних этапах развития социальная среда детей может влиять на процесс развития.
Лоуренс Колберг вышел на сцену в конце 1950-х годов, когда он впервые опубликовал свою теорию нравственного развития. В отличие от Пиаже, который отводил социальную среду лишь незначительную роль, Кольберг считал, что социальные отношения и культура играют центральную роль в понимании когнитивного и нравственного развития детей. Однако, как и Пиаже, Кольберг считал, что нравственное развитие происходило в последовательных стадиях.
Другим влиятельным теоретиком развития этой эпохи был Эрик Эриксон, который предложил свою психосоциальную теорию человеческого развития.В отличие от Пиаже и Колберга, теория Эриксона охватывает весь жизненный цикл и поэтому рассматривает процесс развития как непрерывный, пожизненный процесс. Согласно теории Эриксона, люди должны проходить через последовательные стадии развития или «кризисы», во время которых они либо развивают необходимые навыки, чтобы стать успешными, счастливыми членами общества; или они не могут успешно справиться с кризисом и остаются «застрявшими» на этой стадии развития.
Позже, в середине 60-х, Джеймс Марсия присоединился к своей теории статуса личности.Марсия особенно интересовалась тем, как подростки развивают свою индивидуальную индивидуальность в рамках своих семей и более широкой культуры. В отличие от предшествовавших ему теоретиков, Марсия не опиралась на линейную последовательную модель развития.
Хотя каждый из этих теоретиков сосредоточен на конкретных аспектах человеческого развития (например, когнитивное развитие, нравственное развитие и развитие идентичности) в совокупности, их теории дают представление об огромной сложности человеческого развития.Возможно, еще важнее, что эти теории позволяют нам распознавать взаимосвязанные аспекты развития, обеспечивая при этом платформу для измерения и исследования различных аспектов развития подростков. Эти измерения включают в себя: физическое, когнитивное, эмоциональное, социальное, нравственное и сексуальное развитие.
Физически подростки растут, чтобы достичь своего взрослого роста, и их тела изменяют свою форму и состав из-за гормональных изменений полового созревания. Молодежь продолжает укрепляться физически, совершенствовать как грубые, так и мелкие моторики.Половое созревание вызвало другие физические изменения, такие как развитие первичных половых признаков (характеристик, непосредственно связанных с репродуктивным функционированием) и вторичных половых признаков (таких как изменения волос на теле, голосе и потовых железах), и этот процесс созревания продолжается в подростковом возрасте.
,
image by James Stewart (lic) Мораль относится к тому, как люди выбирают жить в соответствии с набором руководящих принципов или принципов, которые определяют их решения о том, что правильно, а что плохо, а что добро и зло. По мере того, как познавательное, эмоциональное и социальное развитие молодых людей продолжает развиваться, их понимание морали расширяется, и их поведение становится более тесно связанным с их ценностями и убеждениями.Таким образом, моральное развитие описывает эволюцию этих руководящих принципов и демонстрируется умением применять эти руководящие принципы в повседневной жизни.
Подростки должны ежедневно выносить моральные суждения. Когда дети младше, их семья, культура и религия очень сильно влияют на принятие ими моральных решений. Однако в раннем подростковом периоде сверстники оказывают гораздо большее влияние. Давление сверстников может оказать сильное влияние, потому что друзья играют более значительную роль в жизни подростков.Кроме того, новая способность мыслить абстрактно позволяет молодежи осознать, что правила просто создаются другими людьми. В результате подростки начинают сомневаться в абсолютном авторитете родителей, школ, правительства и других традиционных учреждений.
К концу подросткового периода большинство подростков стали менее мятежными, поскольку они начали устанавливать свою собственную идентичность, свою собственную систему убеждений и свое место в мире. Некоторые молодые люди, достигшие высочайшего уровня нравственного развития, могут испытывать страсть к своему моральному кодексу; как таковые, они могут участвовать в деятельности, которая демонстрирует их моральные убеждения.Например, некоторые студенты могут организовывать и участвовать в демонстрациях и акциях протеста, в то время как другие студенты могут посвятить свое время проектам, продвигающим этические принципы, которые они считают важными.
К сожалению, у некоторых молодых людей есть жизненный опыт, который может помешать их нравственному развитию. Возможно, они пережили некоторый травмирующий опыт, такой как физическое, эмоциональное или сексуальное насилие; смерть члена семьи или близкого друга; или были свидетелями бессмысленного насилия.Эти типы опыта могут заставить их рассматривать мир как несправедливый и несправедливый. Или, возможно, они наблюдали, как взрослые в своей жизни принимали аморальные решения, которые игнорировали права и благополучие других, побуждая эту молодежь развивать убеждения и ценности, которые противоречат остальному обществу. Не имея морального компаса, эта молодежь никогда не сможет полностью реализовать свой потенциал и может столкнуться с трудностями при налаживании значимых и полезных отношений с другими. Таким образом, хотя родители могут посчитать этот процесс нравственного развития трудным или сложным, важно помнить, что этот шаг в развитии важен для благополучия их детей и окончательного успеха в жизни.
,
Физическое развитие у детей и подростков
Возраст и этапы: Руководство для родителей по нормальному развитию детства Всеобъемлющее руководство для родителей по психологическому развитию вашего ребенка с рождения до 10 лет Написано в привлекательном, практическом стиле, предложения «Возраст и этапы» Вы пользуетесь преимуществами самых последних исследований в области развития ребенка, в которых содержатся полезные советы и методики, способствующие взрослению вашего ребенка. Чарльз Шефер и Тереза Фой ДиГеронимо рассказывают, какое поведение вы можете ожидать по мере роста вашего ребенка, и как вы можете помочь ему или ей перейти на следующий уровень развития.Они включают многочисленные примеры, истории и действия, которые вы можете использовать немедленно, чтобы оказать положительное влияние на развитие вашего ребенка.
Семейная развлекательная книга о фитнесе: здоровый образ жизни для всей семьи Ваши детские воспоминания полны приключений и занятий с друзьями, семьей и соседями, но в этом технологически ориентированном мире ваши дети проводят больше времени внутри, чем снаружи. Если вы снова пытаетесь придумать, как позабавиться на свежем воздухе, и познакомить своих детей с классическими играми, которые вы помните, Family Fitness Fun Book для вас!
Пришло время провести это драгоценное время со своей семьей — и все это с удовольствием и в форме. Семейная развлекательная книга о фитнесе содержит занятия для всех возрастов и групп в любую погоду, чтобы ваши субботы (и каждый день) всегда были активными и захватывающими!
Верните эти веселые дни, будь то лето или зима, дождливый или солнечный! Семейная книга фитнес-развлечений разработана для того, чтобы быть простой и удобной в использовании:
· Диаграмма с возможностью поиска, которая поможет вам выбрать идеальную игру для школьной вечеринки или семейного пикника
· Полезные значки, которые помогут вам найти подходящее занятие для группы любого размера любого возраста
· Главы, разделенные на погоду, пространство и условия окружающей среды
Руководство для гордых родителей по воспитанию спортивных, уравновешенных и скоординированных детей: пожизненная выгода всего за 10 минут в день Обладатель 34 различных издательских наград, эта комплексная программа по 10 минут в день помогает детям в возрасте от 0 до 6 лет развивать координацию.
Теннисный профессионал и главный тренер Карен Ронни предлагает пошаговое руководство с более чем 200 играми для родителей, которые хотят продемонстрировать фундаментальные навыки своего ребенка, уверенность в себе и спортивный потенциал, создавая образ жизни для семейного фитнеса. Она предлагает подробное объяснение развития ребенка, его стиля обучения, физической анатомии и фактов развития мозга, а также того, как простые и увлекательные занятия могут стать ключом к раскрытию их способностей во всех сферах жизни. Включает в себя последние научные и академические исследования, графики прогресса, как включить целенаправленную игру, и даже помогает семьям с детьми с особыми потребностями.
Серия Gymboree «О мероприятиях для детей» Мы настоятельно рекомендуем эту серию для родителей, потому что в книгах представлены многочисленные игровые задания «как это сделать», чтобы воспитывать (обеспечивать строительные леса) развитие ребенка. От младенцев до маленьких детей они охватывают когнитивное, языковое, физическое и социальное развитие. Эти мероприятия не только стимулируют развитие, но и укрепляют отношения между родителями и детьми. Кроме того, они интересны как для родителей, так и для детей.