6 норма и отклонения от нормы в социальной педагогике: Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике

Содержание

Понятие «норма» и «отклонение от нормы» в социальной педагогике — Мегаобучалка

норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Использование понятия нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам удалось сделать много открытий.

То, что не соответствует норме, обозначается другим словом — «отклонение».

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивныеже отклонения в поведении: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

Типы отклонений: физические, психические, педагогические и социальные.

Физическиеотклонения от нормы связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.

Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворит-м качеством питьевой воды, снижением общего уровня жизни семьи и др.

ВОЗ в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

• недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;

• ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека;

недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

В проекте закона РФ о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено понятие, принятое в западных странах, «лица с ограниченными возможностями здоровья». Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тяжелые.

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отсталость детей, или олигофрения (от греч. малый и ум) Умственная отсталость может быть обусловлена врожденными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии, К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид — попытки к самоубийству.Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности.

Педагогические отклонения. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране. Ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу.

Однако есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время.

· Главное личностное затруднение таких детей, связанное с интеграцией их в общество, заключается в их дальнейшем профессиональном самоопределении и получении профессионального образования. Однако получение желаемого образования, отвечающего интересам и способностям детей, осложняется различными обстоятельствами: уменьшается количество учебных заведений начального профессионального образования, среднее и высшее профессиональное образование можно получить на конкурсной основе, увеличивается платное обучение, для подростков зачастую характерна неадекватная оценка своих возможностей и др.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма«. Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.

Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам, они могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение соц. ролей и соц. опыта.

Разновидностями проблем детей с отклоняющимся поведением являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. Причины такого поведения связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью соц-го положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход, и др.

Физические: болезнь; нарушения зрения; нарушения слуха; нарушения опорно-двигательного аппарата.

Психические:задержка психического развития; умственная отсталость; нарушения речи; нарушения эмоционально-ролевой сферы; одаренность.

Педагогические: отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования.

Социальные: сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.

Понятие нормы и отклонения от нормы в социальной педагогике — Мегаобучалка

 

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится – будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это – люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди выделялись в группу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения, в других было милосердно сострадательным.

В современных США и западноевропейских государствах практически реализуется концепция интеграции людей, имеющих те или иные отклонения, в общество, согласно которой эти люди рассматриваются как обычные, равноправные его члены, только имеющие определенные проблемы или ограниченные возможности. Понятие человек с проблемами широко используется в США, а понятие люди с ограниченными возможностями больше для европейских стран.

Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями, прежде всего здоровья, становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в Узбекистане, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое сообщество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа лиц с ограниченными возможностями, и, прежде всего детей, следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.

Но даже в условиях интеграции, когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей, тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние их здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам. Сфера нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «ненормальное», «патологическое». На практике – осознанно или неосознанно – происходит оценивание индивидов по признаку соответствия или несоответствия норме, которая и определяет эти границы.

Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственное определение этому понятию, скорее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают до 200 его определений.

Сложность в определении понятие «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообщениях, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а, кроме того, со временем преобразуются, изменяются. Так, в США после второй мировой войны в течение двух-трех десятилетий курение было обычным, «нормальным» явлением, к которому общество относилось вполне лояльно. В настоящее же время, когда общество включилось в борьбу против этой вредной для здоровья человека привычки, курение считается признаком дурного тона.

Причем, чем демократичнее общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам проявления личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламентировать поведение человека, жестоко наказывать, если допускается отклонение от предписанных норм.

При этом важно помнить, что норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существует в ней. Использование понятий нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам удалось сделать много открытий.

В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом – «отклонение».

Для социальной педагогики понятие «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом.

В социальной педагогике понятие «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, называющие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные. Рассмотрим их подробнее.

Физические отклонения от нормы, прежде всего, связаны со здоровьем человека и определяется медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяется свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это – идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы им.

В начале 90-х годов в России, по статистическим данным, каждый пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5–8% с наследственной патологией и 1–2% – с врожденными аномалиями в развитии. В настоящее время лица с ограниченными возможностями в здоровье составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования.

Хорошо известно, что у ребенка проявляются разные способности, одни проявляют способности к музыке, другие – к математике, третьи – к изучению иностранных языков и т.д. Только при благоприятных внешних условиях они приобретают форму одаренности. Большой знаток психологии ребенка писатель Корней Чуковский в своей знаменитой книге «От двух до пяти» писал: «…Начиная с двух лет, всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом. Поистине ребенок есть величайший умственный труженик, который, к счастью, даже не подозревает об этом». Психолог Н. Лейтес, изучающий способности и одаренность в детские годы, приводит в своих работах многочисленные примеры проявления одаренности великих людей в ранние годы. Например, основатель кибернетики Н. Винер в 12 лет поступил в университет, а в 14 имел свою первую ученую степень; А.С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, а в 15 лет окончил два отделения (словесное и юридическое) философского факультета. И таких примеров много.

В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также их формирования. Однако этим проблема не исчерпывается: возникает множество вопросов: как обнаруживать способности детей в обычной и специальной школе, как помочь ребенку в реализации этих способностей, какие существуют пути и средства развития одаренности детей?

Причины физических и психических отклонений у детей весьма основательно проработаны в науке. При этом следует заметить, что ограничения на уровне биологической организации человека встречается, не так часто – лишь у 8–10% детей; количество же детей, пострадавших от неблагоприятных условий развития, колеблется от 20 до 50%.

Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (из расчета одна комиссия на 10 тысяч детей, но не менее чем одна на территории каждого субъекта РФ).

Задачи комиссии весьма обширны. Это и проведение возможно более раннего психолого-медико-педагогического обследования детей, а выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на получение образования. в задачу комиссии также входит консультирование родителей, педагогических, медицинских работников, социальных педагогов и других специалистов по вопросам, связанным специальными условиями для получения детьми образования.

В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят специалисты разного профиля: психолог, врач-психиатр, невропатолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотерапевт. Кроме того, в состав комиссии обязательно входят представители специального образования – логопед, олигофренопедагог (специалист, занимающийся детьми с отклонениями в умственном развитии), сурдопедагог, тифлопедагог, а также социальный педагог и юрист.

Установление физического или психического отклонения у ребенка влечет за собой создание определенных, в том числе специальных образовательных учреждений: для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, опорно-двигательного аппарата.

Однако изоляция ребенка в специальном образовательном учреждении, отделение от других, непохожих на него детей создает определенные трудности в его социализации, интеграции в общество. Поэтому такие дети, как правило, нуждаются в социально-педагогической помощи.

Педагогические отклонения – такое понятие пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем в педагогической деятельности для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Прежде всего, это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие.

С наибольшей точностью и определенностью можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонением) образования. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране.

Однако есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказывается искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также не посещают школу.

Следует отметить и большие трудности в получении образования детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии. Для таких детей, как было показано выше, существуют школы, где они обучаются под руководством профессионально подготовленных специалистов. Но многое зависит от того, где живет ребенок: в городе или сельской местности, из какой он семьи – или это семья, заинтересованная в получении образования своего ребенка, или же семья, например, алкоголиков, бомжей, где образование ребенка занимает далеко не первое место в жизни.

Для некоторых детей, имеющих проблемы в здоровье, обучение проводится на дому индивидуально. Однако при этом, как правило, преподаются только основные дисциплины, а такие как музыка и изобразительное искусство, входящие в стандарт общего образования, обычно дома детьми не изучаются.

Главное личностное затруднение таких детей, связанное с интеграцией их в общество, заключается в их дальнейшем профессиональном самоопределении и получении профессионального образования. Профессиональное самоопределение выступает ведущим видом деятельности для подростка, закончившего 9 классов. Однако получение желаемого образования осложняется различными обстоятельствами объективного и субъективного характера: уменьшается количество учебных заведений начального профессионального образования, среднее и высшее проф. образование можно получить на конкурсной основе, увеличивается платное обучение, для подростков зачастую характерна неадекватная оценка своих возможностей и др.

Следует также иметь в виду довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид проф. деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих этапах. Таких детей объединяет нежелание или неумение реализовать себя в социально значимой проф. области деятельности. В таких случаях появляются дети, не получившие проф. образования, которые для преодоления этого отклонения нуждаются в социально-педагогической помощи специалиста.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма – это правила, образец действия или мера допустимого поведения или деятельности людей или социальных групп, которое – ст. 94

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет свой исторический путь развития. Она была известна еще в глубокой древности. Но общество, побуждаемое стремление к самосохранению, пыталось регулировать взаимоотношения между людьми и вводило различные социальные ограничения: мифы, табу (запрет), традиции, религиозные догмы.

Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.).

Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.

В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность.

Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью социального положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, на которых ребенок не может самостоятельно найти выход, и др.

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные социальные службы. Дети, совершившие общественно опасные деяния и достигшие возраста одиннадцать лет, по решению суда с учетом заключения психолого – медико-педагогической комиссии могут направляться в специальные школы или в специальные профессиональные учебные заведения.

 

Типы отклонений от нормы

Физические Психические Педагогические Социальные
· Болезнь;
· Нарушения зрения;
· Нарушения слуха;
· Нарушения опорно-двигательного аппарата
· Задержка психического развития;
· Умственная отсталость;
· Нарушения речи;
· Нарушения эмоционально – волевой сферы;
· Одаренность
· Отклонения в получении общего образования;
· Отклонения в получении профессионального образования
· Сиротство;
· Отклоняющееся поведение;
· Алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность
преступность.

 

Уровень достигнутого сегодня знания позволяет выделить среди многочисленных факторов, являющихся источником отклонения в развитии ребенка и его социализации, три основные группы: биогенные, социогенные и психогенные. При этом можно сделать вывод о том, что любая «поломка», любое ограничение потенциальных возможностей человека неизбежно затрагивает всю организацию в целом и ведет к нарушениям взаимодействия человека со средой, к «социальному выпадению».

На рубеже XIX–XX вв. в рамках медицинской модели формулировалась теория социальной полезности людей с ограниченными возможностями, которая получила широкое распространение во многих развитых странах. Суть ее заключается в следующем. В обществе имеются люди, физические и психические возможности которых ограничены, но это не мешает им осуществлять хотя бы элементарную социально полезную деятельность, например, обслуживать себя или выполнять какую-либо простую работу. Это значит, что при необходимом профессиональном обучении такие люди могут материально сами себя обеспечивать, а не становиться обузой и бременем для государства, которое их должно содержать.

В течении долгого времени для обозначения людей с ограниченными возможностями повсеместно использовалось слово «инвалид» (от лат. бессильный, слабый).

В рамках социальной модели отклоняющееся поведение детей стало рассматриваться во взаимодействии семейного воспитания и межличностного взаимодействия. С разработкой новой теории изменились приоритеты в объяснении социальных выпадений. Неадекватное, не соответствующее социальным ожиданиям поведение детей и подростков стало рассматриваться как деформированный процесс накопления социального опыта, как результат субъективных нарушений, связанных с семейным неблагополучием, недостаточной педагогической культурой родителей, негативным балансом поощрений и наказаний, отсутствием любви к ребенку. Постепенно накапливающиеся неразрешенные конфликты и приводят к отклоняющемуся поведению. А поскольку оно обусловлено не только болезненными процессами, на которые практически невозможно влиять, становиться возможной его коррекция. Таким образом, социальная модель позволила рассматривать поведение ребенка не только как отклоняющееся, но и корректирующееся.

 

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

ЛЕКЦИЯ . ПОНЯТИЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ

В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

План
1. Норма и отклонение: понятия и характеристики. Социальная норма.

Типы отклонений.

Социальные отклонения от нормы.

Выводы.

ПЗ: 1. Что такое социально-педагогические нормы?

Каковы свойства социальных норм?

Каковы причины необученности? Как выявить необученного ребенка?

Какие отклонения от нормы мы назовем отклонениями в социальной жизни ребенка?


1. Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а кроме того со временем преобразуются, изменяются. Причем, чем демократичнее общество, тем терпимее оно относится к нестандартным формам проявления личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламентировать поведение человека, жестоко наказывать, если допускается отклонение от норм.
Норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Использование понятия нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом — «отклонение от нормы».



Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.
В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступа ют моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности.
Но общество, побуждаемое стремлением к самосохранению, пыталось регулировать взаимоотношения между людьми и вводило различные социальные ограничения: мифы, табу (запрет), традиции, религиозные догма ты. По мере усложнения человеческого общества и совершенствования общественных отношений стали формироваться более устойчивые правовые, нравственные позиции людей по отношению к поведению, отклоняющемуся от норм морали и права, принятых в том или ином обществе. Социальные отклонения могут быть вызваны социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деятельности, ценностными критериями и другими факторами.

Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т. е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.
Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает, ее управляющая функция, задачей которой является организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Типы отклонений.


Выделяют четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.
Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями. В медицине для каждой возрастной и половой группы детей определяются свои показатели, которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это — идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребенка, который точно соответствовал бы этим идеальным показателям. Отклонения в здоровье могут быть вызваны наследственными факторами, или внешними обстоятельствами:

Нормы социальной педагогики

Понятие и разновидности норм социальной педагогики

Определение 1

Нормы социальной педагогики – это правила, регламентирующие поведение личности в процессе ее жизнедеятельности, а также стандарты общественного поведения, коллективного взаимодействия, которые требуется соблюдать для нормального функционирования общества и положительного местоположения в нем личности.

Нормы социального поведения характеризуют дозволенность выполнения личностью определенных действий. Они характеризуют те действия и поступки, которые необходимо выполнять, а также определяют способы построения оптимального взаимодействия между всеми членами общества.

Нормы в разнообразных сферах деятельности выступают характеристикой разнообразных процессов и объективного положения вещей в ней, не существуя в данной реальности.

В социальной педагогике выделяют следующие разновидности норм:

  1. Предметные нормы – совокупность знаний, навыков и умений, которые требуются для усвоения образовательной программы, ознакомления с ее содержанием, его понимание.
  2. Социально-возрастные нормы – количество умственных качеств личности и свойств ее индивидуального развития, которые должны присутствовать на различных этапах возрастного развития ребенка.
  3. Индивидуальные нормы – отражают индивидуальные особенности развития личности, ее уникальность и специфику развития.
  4. Идеальные нормы – определяют вариант личностного существования в общественной среде. Эти нормы отражают именно качественные показатели развития. Они характеризуют саморазвитие и самосовершенствование личности в различных социальных обстоятельствах и окружающем пространстве. Такие нормы характеризуются невозможностью их достижения. Но стремление к идеальным нормам необходимо, потому что оно отражает процесс личностной социализации.

Готовые работы на аналогичную тему

Отклонения от норм развития

Определение 2

Отклонение от нормы – это показатель развития, который не соответствует норме.

Отклонения от нормы социального поведения могут носить разнообразный характер. Они могут быть положительными, поскольку отражают личностный рост, его интенсивный темп, развитие творческих направлений деятельности, раскрытие потенциала личности, а могут быть и отрицательными, свидетельствуя о развитии негативного поведения, совершении преступлений, асоциального поведения. отрицательные отклонения оказывают негативное воздействие не только на личностное развитие, но и на общественный уклад в целом.

Все отклонения от социальных норм делятся на следующие основные группы:

  1. Физические отклонения. Такие отклонения связаны с проблемами со здоровьем человека. Они подтверждаются медицинскими исследованиями. К физическим отклонениям относятся разнообразные недуги и недостатки в развитии, приводящие к серьезным отклонениям и ограниченным возможностям развития. Они могут быть, как тяжелой формы, так и легкой.
  2. Психические отклонения. К ним относятся те отклонения от норм социального поведения, которые обусловлены разнообразными заболеваниями психического характера, дефектами в психическом функционировании процессов организма. К психическим недостаткам относятся речевые дисфункции, болезни, обусловленные повреждениями головного мозга, нарушения нормального функционирования эмоционально-волевой области, различные проявления умственной отсталости, торможения психического развития. Кроме того, к психическим отклонениям относится и детская одаренность, поскольку отклонения могут носить и положительный характер. Одаренность отражает развитие способностей в какой-либо области деятельности на высоком уровне. Она помогает создать для общества креативные идеи, оригинальные, новаторские продукты.
  3. Педагогические отклонения. К таким отклонениям относится уход от правил соблюдения стандартов педагогического процесса и его итогов. Сюда входят прогулы детей, пропуск какой-то образовательной ступени, уход из учебного заведения до окончания образовательного курса.
  4. Социальные отклонения. Они связаны с нарушением универсальных и частных норм социального поведения личности. Отклоняющимся поведением может выступать преступность и алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество.

Рисунок 1. Типы отклонений от нормы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Следует отметить, что отклонения от социальных норм имеет сложный и многогранный характер. Каждое отклонение приводит к развитию новых отклонений, в результате формируется целая цепочка отклонений. Также, отклонения подвержены воздействию многих факторов. Их развитие может быть обусловлено не только отрицательными показателями личностного становления и развития, но и некоторыми положительными моментами.

Этические нормы поведения социального педагога

Определение 3

Этические нормы поведения социального педагога – это правила организации учебно-воспитательной деятельности, которые должны быть соблюдены участниками социально-педагогической работы, профессионалами своей деятельности».

Такие нормы выражают этику педагога, содержащую требования, проявляемые к:

  • профессиональной деятельности педагога;
  • другим участникам педагогического процесса;
  • организациям, взаимодействующим с социальным педагогам.

Нормами этического поведения социального педагога являются:

  • непрерывное саморазвитие и повышение качества своей профессиональной работы;
  • следование этическому кодексу и стандартам поведения;
  • способствование повышению статуса социально-педагогической деятельности в глазах общественности за счет ее качества и избежание критики;
  • следование принципам педагогической деятельности;
  • выполнять действия, отвечающие интересам всех участников педагогического процесса, не ущемляя их;
  • уважение групповых интересов, потребностей коллег и иных участников учебно-воспитательного процесса;
  • следование советам и рекомендациям, носящим положительный характер и, способствующим профессиональному росту и развитию, а также общественному прогрессу;
  • дружественные взаимоотношения с учреждениями, сотрудничающими с педагогом, соблюдение их требований и принципов деятельности;
  • формирование и непрерывное развитие межведомственного взаимодействия социально-педагогической деятельности;
  • формирование позитивной атмосферы в коллективе, развитие групповой работы и поддержка в проявлении инициативы и новаторства.

Трелина М С РЕФЕРАТ Норма и отклонения от нормы в социальной педагогике(соц. педагогика)

377825-59817000

Факультет Управления

Кафедра Психологии, педагогики и социально-гуманитарных

дисциплин

Реферат

по дисциплине Социальная педагогика.

Тема:

Норма и отклонение от нормы в социальной педагогике

(тема работы)

Выполнил студент 1 курс, ГБУЗ1452/14-вДз Трелина Мария Сергеевна

(курс, группа, фамилия, имя, отчество)

Преподаватель Пшеничная Виктория Викторовна(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)

Работа защищена с оценкой _______________________________________________

(оценка, подпись преподавателя)

Москва 2015г

Содержание TOC \o «1-3» \h \z \u Введение PAGEREF _Toc436220173 \h 3Понятие «норма» и «отклонения от нормы» PAGEREF _Toc436220174 \h 5Типы отклонений от нормы PAGEREF _Toc436220175 \h 9Теории отклонений PAGEREF _Toc436220176 \h 11Заключение PAGEREF _Toc436220177 \h 14Список литературы PAGEREF _Toc436220178 \h 15

ВведениеВ современном обществе всегда есть люди, требующие к себе особенного отношения и внимания. Это связано с наличием отклонений не только в физическом развитии, но и в психическом и социальном.

На сегодняшний день все цивилизованные страны активно интегрируют людей с отклонениями в общество, начиная с детского возраста.

Деформация личности под влиянием семьи и общества, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. Положение в обществе ведет к не правильному формированию личности, и не правильным построением ценностных ориентаций и неадекватного правосознания. Совершенно очевидно, что очень мощные по своей сути внешние факторы оказывают огромное влияние на формирование у детей отклонений в поведении антисоциальной направленности.

Во многих науках, изучающих человека, существуют собственные критерии или характеристики нормы. В случае несоответствия данным параметрам, развитие называют отклоняющим.

В социальной педагогике понятия «нормы» и «отклонения» разработаны для того, чтобы охарактеризовать процесс развития и поведения ребенка.

Они позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Целью нашей работы является изучение темы норма и отклонения от нормы социальной педагогики.

Задачи:

1. Определить понятия «норма» и «отклонение».

2. Рассмотреть типы отклонений от нормы.

3. Изучить теории отклоняющего поведения.

Понятие «норма» и «отклонения от нормы»Для изучения понятия «норма» мы обратились к словарю по социальной педагогике. Там оно определено как «правило, точное предписание, установленная мера; узаконенное установление, признанный обязательным порядок чего-либо».

В свою очередь Г. Н. Штинова и М. А. Галагузова под нормой понимают «некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней».

Р. В. Овчарова определяет норму «…не среднестатистический вариант развития (как все), не соответствие какому-то образцу, задаваемому государством, не отсутствие душевных заболеваний по критериям психиатрии, не способность человека к адаптации, а способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека».

То, что не соответствует норме, обозначается как «отклонение» или «патология». Л. В. Мардахаевым отклонение понимается как «некоторая ненормальность, странность в поведении, развитии, воспитании». Патология автором рассматривается как «отклонение от нормы, уродливая ненормальность».

В социальной педагогике и в социологии выделяют выражение — отклоняющееся поведение. Под этим термином понимается поведение человека, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям.

Термин «отклоняющееся» (поведение) часто заменяют термином «девиантное» или «делинквентное».

Под девиантным поведением человека подразумевается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе правил. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Делинквентное поведение в крайних своих проявлениях характеризуется как уголовно наказуемое и подлежит административным воздействиям.

Единого подхода в определении границы между нормой и патологией в развитии личности не существует. Если в физиологии развития индивида можно сослаться на некоторые статистические нормы, то в определении аномалий личности, в связи с индивидуальностью психики, наблюдается большая вариативность.

Особые трудности возникают при определении нормы и патологии у детей и подростков. Связано это с отличием психологии детского и подросткового возраста от психологии взрослых людей. Как отмечает Л. И. Акатов, проблема аномалий личности в этом возрасте более значима не для самих детей, а для родителей, педагогов, так как они оставляют за собой право корректировать поведение ребенка и формировать у него так называемые «правильные» формы поведения.

Проблема «нормы» и аномалий личностного развития сводится, по утверждению В. А. Худика, к «изучению особенностей усвоения ребенком определенных жизненных нормативов, выдвигаемых тем или иным социальным окружением и анализу причин, затрудняющих им усвоение соответствующей субкультуры».

Подчеркивая важность определения понятия «норма» в личностном развитии Л. Пожар и Л. И. Акатов считают, что это междисциплинарная проблема, решать которую только с позиций биологического или узко психологического, или же только нормативного аспекта невозможно. В своих работах оба автора предлагают понятие «норма» рассматривать с точки зрения статистического, функционального и идеального аспекта этого явления.

— Статистический аспект нормы считает нормальным состояние, находящееся в рамках средней величины или оговоренной меры распределения. Такую норму следует воспринимать с некоторой осторожностью. Для нормальной человеческой психики характерна определенная свобода выбора вариантов поведения. Поэтому не всякое отклонение от статистической нормы следует рассматривать как патологическое.

— Функциональный (индивидуальный) аспект нормы принимает во внимание единичность индивида. В этом случае нормальным считается человек, который воспринимает себя таким, какой он есть.

— Идеальной нормой считается оптимальный способ существования личности в оптимальных социальных условиях. При ее оценке на передний план выступают качественные, а не количественные показатели развития. Под идеальной нормой понимается бесконечный процесс саморазвития индивида в каких-либо общественных условиях и природном окружении.

Разнообразные отклонения от нормы могут носить негативный и позитивный характер. Следует помнить, что существуют пограничные с нормой и патологией уровни развития. К ним можно отнести вредные привычки, определенные стереотипы поведения, эмоционально-личностные реакции и девиации поведения; акцентуированные черты характера, которые формируются (особенно у детей и подростков) в связи с социальной ситуацией развития и (или) под влиянием различных эндогенных и экзогенных влияний.

Нарушения в развитии личности могут проявляться в виде неадекватности поведения, нарушении иерархии мотивов, возникновении отрицательных черт характера, нарушении межличностных взаимоотношений и пр.

В этой связи изучением личностных особенностей в рамках психической нормы и патологии занимаются психиатры и психологи, педагоги.

Таким образом, в социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнить причины, вызывающие те или иные отклонения, увидеть их влияние на социализацию личности и на этом основании разработать направления социально-педагогической деятельности.

Типы отклонений от нормыОтклонения от нормы условно делят на 4 группы:

1)Физические отклонения связаны со здоровьем и определяются медицинскими показателями.

2)Психический недостаток -временный или постоянный недостаток в психич-м развитии, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения, задержку психич. развития, создающего трудности в обучении.

Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). В ее задачи входит проведение возможно более раннего психолого-медико-педагогического обследования детей и выявление особенностей их развития в целях установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на получение образования.

3) Педагогическое отклонение — дети, которые вследствие определенных обстоятельств не получили образование.

4) Социальные отклонения связаны с понятием социальная норма. Социальная норма – правила, образец действия или мера достигнутого поведения или деятельности людей или социальной группы, которая официально установлена или сложилась на том или ином этапе развития общества.

В социологической, педагогической и психологической литературе основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого является детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность и др.

В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: трудный, трудновоспитуемый, ребенок с девиантным, асоциальным поведением, не соответствует нормам и правилам, принятых в данном обществе.

По словам Л. И. Аксеновой «дети с отклонениями от усредненного уровня развития и жизнедеятельности здорового ребенка – это дети с физическими и (или) психическими недостатками: с различными формами умственной отсталости и дисгармоничным психическим развитием, с нарушениями развития моторной сферы, тугоухостью и глухотой, ослабленным зрением и слепотой». К данной категории относятся дети, чьи отношения с окружающим миром нарушены вследствие выраженных дефектов развития, вызывают наибольшую тревогу и становятся особым объектом общественной заботы. Такие дети нуждаются в специфических формах образования и социальной защиты.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности — характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Мера одаренности и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями.

В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования.

Теории отклоненийПричины и теории отклоняющегося поведения

Уровень достигнутого сегодня знания позволяет выделить среди факторов, являющихся источником отклонений в развитии и социализации ребенка, следующие группы:

1. Биологические факторы, выражающиеся в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. К ним относят: генетические нарушения, которые передаются по наследству; психофизиологические связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок; физиологические отклонения.

2. Психологические факторы, которые включают в себя наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера.

3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные или индивидуальные особенности развития детей, приводящие к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков.4. Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.

5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении системы духовных ценностей, в утверждении психологии «вещизма», падении нравов; с другой – в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

Рассмотренные выше предпосылки и причины девиантного поведения и связанные с этим процессы и явления изучаются учеными разных областей, каждая из которых предлагает свои теории «выпадений».

Согласно медицинской теории, отклонения в социальной жизнедеятельности являются отражением и проявлением внутренних болезненных процессов. Иными словами, несоответствие социальной норме в поведении ребенка рассматривается как патология здоровья.

В 60-х годах XX века на смену медицинской модели пришла социальная модель, развитию которой послужила теория психоанализа. В фокусе этой модели ограниченные возможности как проблема стали рассматриваться как результат социальной, экономической и политической дискриминации таких людей в обществе. Чтобы преодолеть ее, необходима интеграция людей с ограниченными возможностями в общество на их собственных условиях, а не путем их приспособления к норам и правилам жизни здоровых людей.

Тесно связаны с изложенными теориями отклонений существующие концепции девиации: биологическая, психологическая и социологическая.

Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологическим складом индивида (строением организма, чертами лица, физиологическим типом).

В психологических и психиатрических концепциях акцент делается на личностные факторы человека. Так, с точки зрения ролевых теорий, ребенок в процессе социализации должен овладеть наиболее значимыми для него ролями, но если этот процесс нарушен, может начать работать компенсаторный механизм. Ребенок будет овладевать антисоциальными ролями (вора, хулигана, драчуна и др.), которые характеризуются определенными атрибутами.

Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе.

Следует отметить, что новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить, в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого-то отдельного человека, а всего общества.

ЗаключениеТенденция к отклонению от общепринятых правил поведения имеет свой исторический путь развития. Она была известна еще в глубокой древности. По мере усложнения человеческого общества и совершенствования общественных отношений стали формироваться более устойчивые правовые, нравственные позиции людей по отношению к поведению, отклоняющемуся от норм морали и права, принятых в том или ином обществе.

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» – очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребенка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алкоголизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной системы, замене старых норм новыми.

В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Список литературыВасилькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций. Уч. пос. для студ. пед. вузов и колледжей. – М.: ИЦ «Академия», 2006. – 440 с.

Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения)/ Е.В.Змановская: уч.пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: / Мардахаев Л. В. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2011. — 797 с

Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2009. – 184 сМустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академический проект, 2001. – С. 197 – 235

Позднякова М.Е., Салагаева А.Л. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция / Под ред. М.Е. Поздняковой, А.Л. Салагаева. — М: Институт социологии РАН, 2008. — 306 с.

Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. М.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 сСоциальная педагогика: курс лекций / под ред. М. А. Галагузовой. — М., 2000. — 416 с.

Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Социальная педагогика» / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 447 с

37. Понятие нормы и отклонение от нормы в социальной педагогике.

Социальные
нормы, подобно другим ценностям,
выпол­няют функции оценки и ориентации
личности, общности. Социальные нормы
(лат. norma — руководящее начало, правило,
образец) — средство социального
регулирования поведения индивидов и
групп путем предписания, требова­ния,
пожелания и ожидания. Нормы — это образцы,
конст­рукты, которые предписывают
то, что люди должны гово­рить, думать,
чувствовать и делать в ситуациях общения
и деятельности; они выполняют функции
интеграции, упоря­дочивания, поддержания
процессов функционирования об­щества,
общностей, социальных групп и индивидов.

Типы
отклонений

Физические
отклонени
яФизические
отклонения от нормы прежде всего связаны
со здоровьем человека и определяются
медицинскими показателями. В настоящее
время лица с ограниченными возможностями
в здоровье составляют свыше 10% от общего
числа обучающихся в образовательных
учреждениях системы образования. В
специальных средствах образования
нуждается до 8% населения. Это означает,
что процесс социализации таких детей
проходит с особыми сложностями и требует
специальной работы.

Психические
отклонения

Психические
отклонения от нормы прежде всего связаны
с умственным развитием ребёнка, его
психическими недостатками.

Психический
недостаток — подтвержденный в установленном
порядке временный или постоянный
недостаток в психическом развитии
человека, включая нарушение речи,
эмоционально-волевой сферы, в том числе
аутизм, последствие повреждения мозга,
а также нарушение умственного развития,
в том числе умственная отсталость,
задержка психического развития, создающие
трудности в обучении (ФЗ).

К
этой группе отклонений прежде всего
относятся задержка психического развития
(ЗПР) ребёнка и умственная отсталость
детей, или олигофрения. Умственная
отсталость может быть обусловлена
врождёнными дефектами нервной системы
или являться результатом болезни, травмы
или другой причины. У детей может
проявляться различная степень выраженности
умственной отсталости: от лёгкой –
дебильности до глубокой – идиотии.

К
психическим нарушениям относятся также
нарушения речи разной степени сложности:
от нарушения произношения и заикания
до сложных дефектов с нарушениями чтения
и письма.

Особую
группу отклонений представляет
одарённость детей. Это своеобразное
сочетание способностей, обеспечивающее
успешность выполнения какой-либо
деятельности.

Педагогические
отклонения

В
педагогической деятельности для
реализации педагогических целей,
стимулирования развития личности
используются различные нормы, с помощью
которых регулируется деятельность
обучаемых путём сопоставления норм с
показателями, характеризующими процессы
и результаты этой деятельности,
формируются оценки её успешности.

Можно
говорить о нормах получения или
неполучения (что является отклонением)
образования. Есть дети, не получившие
общего образования. К этой категории
детей относят таких, которые не посещают
школу; окончили только начальную школу;
не получили общего среднего образования.

Социальные
отклонения

Социальные
отклонения связаны с понятием «социальная
норма». Социальная норма – это правила,
образец действия или мера допустимого
(дозволенного или обязательного)
поведения или деятельности людей или
социальных групп, которое официально
установлено или сложилось на том или
ином этапе развития общества.
Разновидностями отклоняющегося поведения
детей являются детский алкоголизм,
токсикомания, наркомания, проституция,
беспризорность, безнадзорность,
бродяжничество, правонарушения и
преступность.

Таким
образом, любое отклонение нельзя
рассматривать «в чистом виде», оно, как
правило, интегрирует другие виды
отклонений.

Понятие «норма» и «отклонения» — Студопедия

Норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.

Использование понятия нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам удалось сделать много открытий. Законы выявляются для идеального газа, но в каждом конкретном, реальном случае делается определенная поправка, вводится определенный коэффициент для того или иного реального газа.

Проблема нормы и ее вариантов — одна из самых сложных в современной психолого-педагогической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности… Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Понятие нормы относительно постоянное. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

В медицине, психологии, педагогике имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. Отклонения от общих закономерностей, неправильность в развитии и др. не соответствия норме, обозначается словом — аномалия (греч. отклонение).

В коррекционной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс обучения, воспитания, социализации ребенка. И на основе этого строить практическую деятельность педагога.



Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.

  1. Группа физических отклонений прежде всего связана со здоровьем человека и определяется медицинскими показателями (вес, рост, объем и др.). Отклонения в норме могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами. Всемирной организацией здравоохранения в 1980 году принят британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: недуг (связан с затруднением деятельности), ограниченная возможность (ограничения в деятельности), инвалидность (недееспособность). К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
  2. Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержкапсихического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильности до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально-волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одаренность детей.
  3. Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уровень образования, закончить начальную, неполную среднюю или полную среднюю школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее среднее образование. Однако есть дети, не получившие общего среднего образования.
  4. Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или деятельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

Пограничная зона между нормой и отклонением имеет очень важное значение в рамках терапевтического аспекта деятельности педагога.

Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся (безволие, гиперактивность, гнев, страх, резко выраженная внушаемость и др.), располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.

Поэтому терапевтический аспект деятельности педагога направлен не столько на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения, сколько на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил.

Примеры социальных норм

Социальные нормы или нравы — это неписаные правила поведения, которые считаются приемлемыми в группе или обществе. Нормы служат для обеспечения порядка и предсказуемости в обществе. В целом люди хотят одобрения, они хотят принадлежать, а те, кто не следует нормам, будут испытывать неодобрение или даже могут быть изгнаны из группы. Так мы поддерживаем функционирование общества не только с прямыми правилами, но и с ожиданиями. Когда люди знают, чего от них ждут, они склонны подчиняться.В то время как некоторые люди стремятся отличаться от других, большинство просто хотят быть частью группы.

Нормы могут меняться в зависимости от среды, ситуации и культуры, в которых они находятся, и поведение людей также изменится соответствующим образом. Социальные нормы также могут меняться или видоизменяться со временем.

Примеры социальных норм

Есть много социальных норм, широко принятых в западном обществе. Они могут варьироваться от ожидаемых в общественных местах до тех, которые касаются обеда или разговора по телефону.

Социальные нормы общественного поведения

Чтобы произвести хорошее впечатление на других членов вашего сообщества, существуют общепринятые социальные нормы, такие как:

  • Пожмите руку при встрече.

  • Установите прямой зрительный контакт с собеседником.

  • Если кинотеатр не переполнен, не садитесь рядом с кем-то.

  • Не стойте достаточно близко к незнакомцу, чтобы коснуться рук или бедер.Не вторгайтесь в чье-то личное пространство.

  • Не ругайтесь в вежливой беседе и всегда избегайте расистских или дискриминационных комментариев.

  • Не ковыряйте в носу на публике, а если вам нужно отрыгнуть или пердеть, скажите «извините».

  • Будьте добры к пожилым людям, например, откройте дверь или уступите место.

  • Если есть линия, идите к ее концу, вместо того, чтобы толкать или сокращать свой путь вперед.

  • Если вы случайно натолкнетесь на кого-нибудь, скажите: «Извините.»

  • Если кто-то рядом с вами чихает, скажите:« Благослови вас ».

  • Находясь в чужом доме, спросите разрешения на такие действия, как включение телевизора или пользование ванной.

  • Смыть воду в туалете. после использования и всегда мойте руки, когда закончите.

  • Скажите «пожалуйста», когда что-то просите, и скажите «спасибо», когда кто-то что-то для вас сделает.

  • Позвоните, чтобы сообщить кому-нибудь, что вы опоздаете или опоздаете не собираюсь приходить на прием.

  • Одевайтесь в соответствии с окружающей средой, в которой вы находитесь.

  • Не перебивайте кого-нибудь, пока он разговаривает. Подождите, пока они закончатся, и затем переходите к своей очереди.

Социальные нормы при использовании телефона

Общение по телефону, особенно со смартфоном, — это то, чем мы все занимаемся в течение дня. Ниже приведены примеры социальных норм при использовании телефона.

  • Передайте привет, когда отвечаете, и до свидания, прежде чем положить трубку.

  • Не отвечайте на телефонные звонки во время ужина ни в общественных местах, ни дома.

  • Включите беззвучный режим телефона, если вы находитесь на собрании, в церкви, в театре или в общественных местах, где телефоны не должны использоваться.

  • Не лгите и не кладите трубку, если у кого-то неправильный номер. Сообщите им об их ошибке.

  • Не отправляйте текстовые сообщения на свидании или во время разговора с другим человеком.

Социальные нормы при ужине вне дома

Когда обедают вне дома, существуют социальные нормы, которых обычно ждут от закусочной.К ним относятся:

  • Оставьте чаевые официанту или официантке. Чаевые должны составлять не менее 15% от суммы счета.

  • Жуйте с закрытым ртом и избегайте громких звуков во время жевания.

  • Не разговаривайте с едой во рту.

  • Одевайтесь в соответствии с дресс-кодом ресторана.

  • Не ешьте суп вилкой.

  • Не рыгайте громко за столом.

  • Не ешьте быстро или небрежно и не работайте руками, если это не еда руками.

  • Не ешьте чужую тарелку, не спросив.

  • Всегда благодарите свой сервер.

  • Не говорите шумно, вульгарно и не мешайте другим посетителям.

Социальные нормы для лифтов

Осознаете вы это или нет, но существуют даже нормы, применимые к поездке на лифте. Эти нормы ожидаемы и в основном являются здравым смыслом. Примеры включают:

  • Подтвердите других в лифте, просто кивнув или поздоровавшись.

  • Подставка лицом вперед. Не поворачивайтесь лицом к другим пассажирам.

  • Никогда не нажимайте лишние кнопки, только ту, которая предназначена для вашего пола.

  • Никогда не стойте рядом с кем-нибудь, если на борту только вы двое. Вы не хотите, чтобы кто-то чувствовал, что вторгаетесь в их пространство.

  • Не действуйте неприятно на лифте.

  • Не говорите «Я буду ждать следующего», если на борту только один человек.

Социальные нормы в классе и школе

Учащиеся с раннего возраста узнают, что существуют определенные нормы, которым необходимо следовать в классе или в школе. Вот некоторые примеры:

  • Не пользуйтесь мобильным телефоном во время занятий. Текстовые сообщения и звонки неуместны во время занятий.

  • Спросите учителя, можно ли во время урока освободить вас от посещения туалета. Никогда не вставай и не уходи.

  • Не слушайте музыку в наушниках.

  • Не садитесь на стулья, назначенные другими людьми.

  • Приходите в класс подготовленными с помощью книги, бумаги, ручки и т. Д.

  • Никогда не читайте другие материалы во время урока.

  • Боритесь с хулиганами и не позволяйте другим подвергаться издевательствам.

  • Не грубите учителям или одноклассникам.

  • Приходите на занятия вовремя.

Социальные нормы на рабочем месте

В профессиональном мире существуют социальные нормы, которым необходимо следовать, чтобы рабочее место функционировало нормально.К ним относятся следующие:

  • Одевайтесь аккуратно и в соответствии с работой.

  • Приходите вовремя и следуйте графику, который вам дан.

  • Сохраняйте позитивный настрой и не сплетничайте.

  • Будьте профессионалом и при необходимости используйте свои навыки.

  • Сообщите руководителям, если вы заболели и не можете работать.

  • Если вам нужно уйти раньше, сообщите об этом своему боссу и примите соответствующие меры.

  • Относитесь с уважением к своим коллегам.

Гендерные социальные нормы

Существуют определенные нормы, которые существуют для каждого пола в течение долгого времени. Хотя это примеры норм, которые изменились со временем и продолжают меняться, они все еще сохраняются во многих сообществах. Многие гендерные нормы являются стереотипами и могут считаться дискриминационными. Вот некоторые примеры гендерных норм:

  • Девочки носят розовое; мальчики носят синий.

  • Мужчины должны быть сильными и не проявлять эмоций.

  • Женщины должны быть заботливыми и заботливыми.

  • Мужчины должны делать ремонт в доме и сами работать и зарабатывать деньги, в то время как женщины должны заниматься домашним хозяйством и заботиться о детях.

  • Мужчина должен платить за еду женщине, когда идет куда-нибудь на ужин.

    Различия в социальных нормах

    Имейте в виду, что эти примеры являются социальными нормами в западном обществе.Социальные нормы различаются в зависимости от страны и от социального класса к социальному классу и от социальной группы к социальной группе. У каждой группы могут быть одни и те же социальные нормы; и у группы может быть несколько особых норм. По мере того, как вы перемещаетесь из страны в страну и из группы в группу, вы должны знать и применять соответствующие социальные нормы.

    Люди встречаются и пожимают друг другу руки как пример социальной нормы

.

определение нормы | Словарь социологии открытого образования

Определение нормы

( существительное ) Правила или ожидания, которые определяют и регулируют соответствующее поведение в рамках культуры, группы или общества.

Примеры норм

  • Не воровать у других.
  • Ношение одежды в общественных местах.

Типы норм

Норма Произношение

Руководство по использованию произношения

Силлабификация: norm

Звуковое произношение

Фонетическое правописание

  • Американский английский — / nORm /
  • Британский английский
  • / nAWm /

    Международный фонетический алфавит

    • Американский английский — / nɔ (ə) rm /
    • Британский английский — / nɔːm /

    Примечания по использованию

    • Множественное число: нормы
    • Термины «норма» и «социальная норма» являются используются как синонимы в социологическом контексте.
    • Нормы могут быть формальными и неформальными, видимыми и невидимыми, а также явными и неявными.
    • Нормы усваиваются в процессе социализации и применяются с помощью негативных или позитивных санкций.

    Связанные цитаты

    • «У всех групп есть нормы, ценности, убеждения, образ жизни и кодексы поведения, которые определяют группу и определяют ее границы» (McNamee and Miller 2013: 58).
    • «Если религия защищает человека от желания убить себя, то не потому, что она проповедует уважение к его личности на основе аргументов sui generis , а потому, что это общество.Что составляет это общество, так это наличие определенного количества верований и обычаев, общих для всех верующих, которые являются традиционными и, следовательно, обязательными. Чем более многочисленны и сильны эти коллективные состояния, тем сильнее интегрировано религиозное сообщество и тем выше его защитная ценность »(Durkheim [1897] 2004: 74).
    • «Ни в одном обществе нет норм поведения. Но общества действительно различаются по степени, в которой обычаи, нравы и институциональный контроль эффективно интегрированы с целями, которые занимают высокое место в иерархии культурных ценностей.Культура может быть такова, что люди будут сосредотачивать свои эмоциональные убеждения на комплексе культурно признанных целей, с гораздо меньшей эмоциональной поддержкой предписанных методов достижения этих целей. При таком различном акценте на целях и институциональных процедурах последние могут быть настолько искажены акцентом на целях, что поведение многих людей будет ограничиваться только соображениями технической целесообразности. В этом контексте возникает единственный важный вопрос: какая из доступных процедур наиболее эффективна для взаимозачета культурно одобренных ценностей? Как правило, предпочтение отдается наиболее эффективной с технической точки зрения процедуре, независимо от того, является ли она законной в культурном отношении или нет, а не предписанному институциональным образом поведению.По мере того, как этот процесс ослабления продолжается, общество становится нестабильным, и развивается то, что Дюркгейм назвал «аномией» (отсутствие норм) »(Merton [1949] 1968: 189).

    Сопутствующие видео

    0 Дополнительная информация Ресурсы по теории — книги, журналы и полезные ссылки
  • Происхождение слова «норма» — Интернет-словарь этимологии: etymonline.com
  • Биккьери, Кристина. 2006. Грамматика общества: природа и динамика социальных норм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Дарендорф, Ральф. 1959. Классовый и классовый конфликт в индустриальном обществе . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
  • Комод, Норин. 2005. Мультикультурные манеры: основные правила этикета 21 века . Хобокен, Нью-Джерси: Уайли.
  • Дюркгейм, Эмиль. [1897] 2006 г. Самоубийство .Лондон: Пингвин.
  • Гиббс, Джек П. 1965. «Нормы: проблема определения и классификации». Американский журнал социологии 70 (5): 586–94. DOI: 10.1086 / 223933.
  • Hechter, Michael, and Karl-Dieter Opp. 2001. Социальные нормы . Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа.
  • Локвуд, Дэвид. 1992. Солидарность и раскол: «Проблема беспорядка» в дюркгеймовской и марксистской социологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Льюкс, Стивен и У.Д. Миллс, ред. 2013. Дюркгейм: Правила социологического метода . Нью-Йорк: Свободная пресса.
  • Парсонс, Талкотт. 1951. Социальная система . Нью-Йорк: Свободная пресса.
  • Рекс, Джон. 1961. Ключевые проблемы социологической теории . Лондон: Рутледж и Кеган.
  • Самнер, Уильям Грэм. 1906. Народные обычаи: исследование социологического значения обычаев, манер, обычаев, нравов и морали .
  • Терборн, Горан.2002. «Назад к нормам! О сфере применения и динамике норм и нормативных действий ». Современная социология 50 (6): 863–80. DOI: 10.1177 / 0011392102050006006.

Связанные термины


Ссылки

Durkheim, Émile. [1897] 2004 г. «Самоубийство». Pp. 65–83 в чтениях Эмиля Дюркгейма. Rev. ed., Отредактированный и переведенный К. Томпсоном. Нью-Йорк: Рутледж.

МакНами, Стивен Дж. И Роберт К. Миллер-младший, 2013 г. Миф о меритократии .3-е изд. Лэнхэм, Мэриленд: Роуман и Литтлфилд.

Мертон, Роберт Кинг. [1949] 1968. Социальная теория и социальная структура . Нью-Йорк: Свободная пресса.

Консультации по вопросам работ

Аберкромби, Николас, Стивен Хилл и Брайан Тернер. 2006. Социологический словарь «Пингвин» . 5-е изд. Лондон: Пингвин.

Андерсен, Маргарет Л. и Ховард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: основы . 6-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Билтон, Тони, Кевин Боннет, Пип Джонс, Дэвид Скиннер, Мишель Стэнворт и Эндрю Вебстер.1996. Вводная социология . 3-е изд. Лондон: Макмиллан.

Бранскомб, Нила Р. и Роберт А. Барон. 2017. Социальная психология . 14-е изд. Харлоу, Англия: Пирсон.

Бринкерхофф, Дэвид, Линн Уайт, Сюзанна Ортега и Роуз Вайц. 2011. Основы социологии . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Брюс, Стив и Стивен Йирли. 2006. Социологический словарь SAGE . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.

Брим, Роберт Дж. И Джон Ли. 2007. Социология: ваш компас нового мира . 3-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Ферранте, Жанна. 2011a. Видя социологию: введение . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Ферранте, Жанна. 2011b. Социология: глобальная перспектива . 7-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Феррис, Керри и Джилл Стайн. 2010. Реальный мир: Введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.

Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Страйер, Сьюзен Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайан, Джефф Брай, Фэй Джонс.2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.

Хенслин, Джеймс М. 2012. Социология: практический подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

Кендалл, Диана. 2011. Социология в наше время . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сегодня . Бостон: Аллин и Бэкон.

Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире . 8-е изд.Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Macionis, John. 2012. Социология . 14-е изд. Бостон: Пирсон.

Макионис, Джон и Кеннет Пламмер. 2012. Социология: глобальное введение . 4-е изд. Харлоу, Англия: Образование Пирсона.

Марш, Ян и Майк Китинг, ред. 2006. Социология: понимание общества . 3-е изд. Харлоу, Англия: Образование Пирсона.

О’Лири, Зина. 2007. Разрушитель жаргона социальных наук: ключевые термины, которые вам необходимо знать .Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.

Oxford University Press. (Нет данных) Оксфордские словари . (Https://www.oxforddictionaries.com/).

Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016. Изучение социологии: канадская перспектива . 3-е изд. Торонто: Пирсон.

Шефер, Ричард. 2013. Социология: краткое введение . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11 изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

Шепард, Джон М. и Роберт В. Грин. 2003. Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.

Стюарт, Пол и Йохан Заайман, ред. 2015. Социология: краткое введение в Южную Африку . Кейптаун: Джута.

Столли, Кэти С. 2005. Основы социологии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.

Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики.2012. Общество в фокусе: введение в социологию . 7-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

Торп, Кристофер, Крис Юилл, Митчелл Хоббс, Сара Томли и Маркус Уикс. 2015. Книга по социологии: простое объяснение больших идей . Лондон: Дорлинг Киндерсли.

Тишлер, Генри Л. 2011. Введение в социологию . 10-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

авторов Википедии. (N.d.) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа.(Https://en.wikipedia.org/).

Приведите определение нормы

ASA — Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

Bell, Kenton, ed. 2013. «Норма». В социологическом словаре открытого образования . Проверено 8 августа 2020 г. (https://sociologydictionary.org/norm/).

APA — Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

норм. (2013). В К. Белле (ред.), Словарь социологии открытого образования . Источник https: // sociologydictionary.org / norm /

Chicago / Turabian: Author-Date — Chicago Manual of Style (16-е издание)

Bell, Kenton, ed. 2013. «Норма». В социологическом словаре открытого образования . По состоянию на 8 августа 2020 г. https://sociologydictionary.org/norm/.

MLA — Ассоциация современного языка (7-е издание)

«норма». Социологический словарь открытого образования . Издание Кентон Белл. 2013. Интернет. 8 августа 2020 г. .

.

Норма языка

Понятие нормы в основном относится к литературному языку и всегда предполагает признанные или принятые слова. В то же время это также предполагает колебания принятой нормы.

Не существует общепринятой нормы стандартного литературного языка, что существуют разные нормы и что существуют особые виды норм, которые называются стилистическими нормами. Действительно, давно признано, что нормы устной и письменной разновидностей языка различаются более чем в одном отношении.

Но все же может быть абстрактное понятие нормы. У каждого стиля языка будет свой инвариант и варианты.

Есть много разных терминов нормы.

Норма предполагает единство разнообразного. Есть сознательное отношение к тому, что хорошо сформировано, против того, что плохо сформировано. Хорошая форма может быть представлена ​​большим количеством конкретных предложений, допускающих значительный диапазон приемлемости.

Норма поэтому должна рассматриваться как инвариант фонематических, морфологических, лексических и синтаксических паттернов, циркулирующих в языке в действии в данный период времени.Варианты этих паттернов могут иногда отличаться от инварианта, но они никогда не выходят за пределы, установленные инвариантом, чтобы он не стал неузнаваемым или вводящим в заблуждение. Развитие любого литературного языка показывает, что варианты всегда будут сосредоточены вокруг оси инвариантных форм. Варианты, как предполагает сам термин, * никогда не отделятся от инварианта до такой степени, чтобы требовать полной независимости. Тем не менее, существует тенденция оценивать ценность индивидуального стиля по степени его нарушения норм языка.

Проблема вариантов нормы, или отклонений от нормы литературного языка, получила широкое внимание лингвистов и является центральной в некоторых из основных текущих противоречий. Споры вызывает неадекватность понятия «норма». В каждый период развития литературного языка должна существовать осязаемая норма, которая прежде всего отмечает различие между литературным и нелитературным языком. Тогда должно быть четкое различие между инвариантом нормы (как абстракции) и ее вариантами (в конкретных текстах).Как будет видно позже, почти каждый функциональный стиль языка отмечен особым использованием языковых средств, таким образом устанавливая свои собственные нормы, которые, однако, подчинены инварианту нормы и не нарушают общее понятие литературной нормы.

Одним из наиболее характерных и существенных свойств стандарта является его гибкость . Слишком строгое соблюдение нормы клеймит язык писателя как педантичный, независимо от того, идет ли речь о речи или письме.Но, с другой стороны, пренебрежение нормой всегда будет рассматриваться с подозрением как попытка нарушить установленные сигналы языкового кода, которые защищают и ускоряют процесс общения. В то же время свободное обращение с нормами можно рассматривать как допустимое применение гибкости нормы.

Следует признать, что провести границу между фактами, демонстрирующими гибкость нормы, и фактами, свидетельствующими о ее нарушении, не так-то просто.

Но «тихий гром», «ор и если» и тому подобное могут с одной точки зрения рассматриваться как практическое применение принципа гибкости нормы, а с другой — как нарушение семантических и морфологических норм английского языка. язык. Варианты, взаимодействующие со строгими правилами использования, могут раскрыть потенциальные возможности языка для обогащения до такой степени, которой никогда не сможет достичь никакая искусственная чеканка. Это можно объяснить тем, что семантические изменения, особенно синтаксические, протекают довольно медленно, и они отвергают любое внезапное наложение нововведений на уже действующий код.Существует постоянный процесс постепенного изменения форм языка и их значения в любой данный период развития языка. Поэтому очень важно усвоить полученную норму данного периода в языке, чтобы понять соответствие той или иной формы признанной норме периода.

Некоторые люди думают, что нужно обладать так называемым «чувством языка», чтобы понимать норму языка и ее возможные варианты.Но это чувство глубоко укоренено в бессознательном знании законов, согласно которым функционирует язык, и даже в его истории, что многое объясняет в том, в каком направлении он развивался. Когда в уме внушается чувство нормы, которое растет с познанием законов языка, он начинает ценить красоту оправданных колебаний.


Дата: 17.12.2015; просмотр: 2594


.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *