Виды речи психология: Виды речи — психология — Студопедия

Содержание

Виды речи — психология — Студопедия

В психологии различают 2 основных вида речевой деятельности:

1. Внешняя. Она включает в себя как устную, так и письменную речь.

· диалог — непосредственная беседа, происходящая между 2 людьми.

· монолог — длительное, последовательное изложение мыслей или мнений одного человека. Сочетательная сторона монологической речи должна сопоставляется с выразительной.

· письменная речь – представляет собой развёрнутый вариант монолога, но при этом она может оказывать влияние лишь с помощью слов.

2. Внутренняя. Особый вид речевой деятельность. Для внутренней речи характерно с одной стороны, фрагментарность и отрывочность, с другой стороны, в ней исключается возможность неправильного восприятия ситуации. Впрочем при желании внутренний диалог можно остановить.

Общение и речь в психологии объединяют в себе эти 2 вида речевой деятельности, поскольку на начальных этапах задействована внутренняя речь, а дальше используется внешняя речь.

Психология и культура речи неразрывно связаны между собой. Культура речи — это такая организация языковых средств, которая в современных условиях позволяет наиболее лаконично и информативно высказаться в определённой жизненной ситуации таким образом, чтобы слушатель правильно воспринял полученную информацию. Именно поэтому, если вы хотите казаться культурным и высокоинтеллектуальным человеком, вам необходимо следить не только за своей внешностью и поведением, но и за своей речью. Умение правильно высказываться, очень цениться во все времена, и если вы сможете овладеть этим мастерством, то перед вами будут открыты все двери.
32.Классификация видов речи.
В зависимости от выполняемых функций, структуры, степени активно­сти и общей направленности выделяются различные виды речевой деятель­ности.



Речь бывает

· активной, спонтанно конструируемой, и

· реактивной — представляющей цепочку динамических речевых стереотипов.

Реактивная речь определяется преимущественно внешними по отношению к субъекту вы­сказывания факторами и возникает как реакция либо на реплики собеседни­ка, либо на актуальную ситуацию. Спонтанная творческая активность индиви­да здесь минимизирована, тогда как активная речь охватывает все многооб­разие индивидуального словесного творчества и самовыражения.

Принято разделять

· монологическую речь (без непосредственной об­ратной связи от адресата),

· диалогическую.

В первом случае субъект вы­сказывания самостоятельно определяет объем, содержание и структуру ре­чи, в соответствии с собственными мотивами, установками и индивидуаль­ными особенностями.

Во втором случае говорящий может корректировать, уточнять, конкретизировать, расширять или углублять высказывание, изме­нять его тему и направленность на основе обратной связи. Диалогическая речь структурируется согласно законам межличностной/интерперсональ­ной коммуникации: в данном случае раскрытие смысла сообщений, направ­ленность коммуникативного процесса и взаимопонимание обеспечиваются за счет постоянной смены «коммуникативных ролей» говорящего и слушаю­щего (порождающего и воспринимающего высказывание).

Отметим, что указанное разделение в некотором смысле условно, если принять во внимание концепцию, согласно которой диалог — это не только определенная структура речевого общения, но выражение самой сущности речи, ее основной психологической и культурной функции. По М. Бахтину, любая форма речевой активности, от междометия до многостраничного ро­мана, диалогична по своей природе, т.е. является высказыванием, адресо­ванным Другому и ориентированным на Другого (не важно присутствующе­го в конкретной ситуации общения, потенциального или идеального).

В из­начальной и принципиальной диалогичности любого высказывания и речи в целом отражается общая диалогическая структура любого культурного про­странства, в котором происходит становление и самовыражение cубъекта. Диалог связывает не только конкретных индивидов, но также различные культурные сообщества и исторические эпохи. Таким образом, человече­ская культура как таковая есть диалог, а речь (и внутренняя, и внешняя) — частный случай этого диалога. Речь всегда предполагает явное или неявное «присутствие» Другого как реального или идеального адресата высказыва­ния (собеседник, читатель) или как альтернативной позиции, точки зрения, системы взглядов; также психика и культура определяют себя в диалогиче­ском отношении к «иному».

41. Виды речи. Общая психология

Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное деление – это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразделяется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь включает в себя речь монологическую и диалогическую.

Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение человека с другими людьми. Это беззвучная речь, протекающая скорее как мыслительный процесс. Есть две ее разновидности: собственно внутренняя речь и внутреннее проговаривание. Прогова-ривание – вполне развернутая речь. Это просто мысленное повторение каких-либо текстов (например, текста предстоящего доклада, выступления, заученного наизусть стихотворения и иного в условиях, когда неудобно такое повторение вслух).

Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь в первую очередь звуковая. Но нельзя исключить и значение жестов. Они могут и сопровождать звуковую речь, и выступать в качестве самостоятельных знаков. Отдельные жесты могут быть эквивалентом слов и иногда даже передавать достаточно сложные смыслы в условиях, когда звуковая речь не может быть применена. Общение при помощи жестов и мимики относится к невербальному типу общения, в отличие от вербального (словесного).

Письменная речь имеет другую функцию. Она чаще рассчитана на передачу более отвлеченного содержания, не связанного с конкретной ситуацией и конкретным собеседником (за исключением, может быть, личных писем). Хотя нельзя не отметить, что время вносит свои коррективы – отмирает эпистолярный жанр, зато мощно развивается сетевое общение.

Устная речь имеет две формы. Более распространена диалогическая форма. Диалог по определению – это непосредственное общение двух или нескольких человек, обмен содержательными репликами и информацией познавательного или эмоционального характера между его участниками.

Монологическая речь – совсем другое проявление устной речи. Здесь происходит относительно долгое последовательное изложение некоей системы мыслей, знаний одним лицом (чтение лекции перед многочисленной аудиторией).

Возвращаясь к характеристикам письменной речи, надо отметить, что она имеет своей основой монологическую речь, так как в ней отсутствует непосредственная обратная связь с собеседником. Но в отличие от монологической устной речи письменная речь очень ограничена в средствах выразительности, поэтому основными в ней являются содержательная сторона и грамотность изложения.

Помимо перечисленных видов речи, некоторые психологи выделяют еще речь активную и пассивную. Они могут существовать и в устной, и в письменной форме. Активная речь представляет собой процесс передачи информации. Сама активность заключается в необходимости речепорождения. Пассивная же речь является процессом восприятия информации, заложенной в чьей-либо активной речи. Это могут быть выслушивание, адекватное понимание, а в случае восприятия письменной речи – прочтение, повторение про себя.

53. Виды речи. Шпаргалка по общей психологии

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек. В ходе совместного труда и жизни люди испытывали и испытывают потребность согласовать совместные действия, обменяться мнениями друг с другом по поводу происходящих событий.

Диалог – речь поддерживаемая. Собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого, дать свои реплики. Это облегчает говорящему возможность выразить свою мысль, высказать свое отношение и быть понятым собеседником.

Диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, тембром и интонацией голоса, часто совместно наблюдают за обсуждаемым предметом.

Диалог ситуативен. Предмет, который обсуждают, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности. Речь возникает, поддерживается, изменяет свою направленность и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нем.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Монологическая речь развивалась на основе диалогической. Увеличение количества материала, сообщаемого одним говорящим в диалогической речи, постепенно приводит к новому качественному образованию – монологической речи.

Монологическая речь протекает также в ситуации общения, но характер общения изменяется: монолог непрерывен, поэтому активное экспрессивно-мимическое и жестовое воздействие осуществляется выступающим. По реакции слушателей он судит лишь о том, насколько понятна им речь и какое воздействие она оказывает.

Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания.

Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей. Чувства и эмоции автора должны быть переданы умелым подбором слов и поняты читателем из контекста. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения.

Внутренняя речь – разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговаривание и собственно внутреннюю речь.

Виды речи — ПСИХОЛОГИЯ.  КУРС ЛЕКЦИЙ

Речь человека  весьма многообразна и имеет разнообразные формы. Однако какая бы форма речи не использовалась, она будет относиться  либо к  речи жестов, либо к  звуковой речи. Современная речь является преимущественно звуковой речью, но и в звуковой речи человека жест играет некоторую роль. Например, в виде указательного жеста он часто дополняется ссылкой на ситуацию. Он может придать особую экспансию слову или даже внести в смысловое содержание звуковой речи новый оттенок. Так, в звуковой речи имеется определенная взаимосвязь и взаимодополнение звука и жеста, смыслового контекста  звуковой речи в более или менее наглядной и выразительной ситуации, в которую нас вводит жест. Причем слово и ситуация в ней обычно дополняют друг друга, образуя как бы единое целое.

Сейчас язык жестов (мимика и пантомимика) в обыденной жизни для здоровых людей являются лишь как бы аккомпанементом к основному тексту звуковой речи, когда жест имеет преимущественно вспомогательное, второстепенное значение. При этом следует отметить, что речь в которой конкретная ситуация и жест играет основную роль отличается наглядностью и выразительностью, но мало пригодна для передачи содержания.

Отдельно необходимо отметить значение речи жестов для глухонемых людей. Речь жестов для них – это способ межличностного общения глухонемых людей при помощи системы жестов как языка.  Для них язык жестов является основным для передачи и понимания информации в процессе общения. Речь, в которой жест играет основную роль наглядна и выразительно, но менее пригодна для передачи большого объема содержания.

Более подробно рассмотрим виды звуковой речи (рис.   ). Различают следующие виды речи: 1) устную, 2)
внутреннюю,
3) письменную.

Рис.   Классификация видов речи

Основным исходным видом устной речи, является речь,  протекающая в форме разговора. Устная речь
представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух, или  иначе,  говоря устная речь – вербальное общение при помощи языковых средств (рис.   ).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Рис.  Формы устной речи

Устная речь в свою очередь подразделяется на   монологическую и диалогическую.

Монологическая речь — развернутая речь человека, обращенная к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, передающего какую-либо информацию. В этом случае речь произносится одним человеком, когда как слушатели только воспринимают речь говорящего человека, но прямо в ней не участвуют.

Диалогическая, или разговорная, речь  представляет собой попеременный обмен репликами или развернутыми прениями двух или более людей. Основной особенностью диалогической речи является то, что она является речью активно поддерживаемой собеседником, поскольку в процессе разговора участвуют двое, используя простейшие обороты языка и фразы. Вследствие этого разговорная речь в психологическом плане является наиболее простой формой речи. Она не требует развернутого выражения речи, так как  собеседник при разговоре хорошо понимает, о чем идет речь и может мысленно достроить фразу, произнесенную другим  собеседником. Иногда, в подобных случаях одно слово может заменить собой целую фразу.

Характеризуя эти два вида устной речи – диалогическую и монологическую, надо иметь в виду не их внешнее, а психологическое различие. Как монологическая, так и диалогическая речь может быть активной или пассивной. Оба эти термина достаточно условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи – это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме.

Внутренняя речь  — беззвучная, скрытая речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь, происходит из внешней и специально приспособлена к выполнению мыслительных операций и действий в уме. Посредством внутренней речи происходит переработка образов восприятия, их осознание и классификация в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Именно здесь наиболее ярко проявляется знаковая функция речи.

Кроме того, внутренняя речь выполняет планирующую и контролирующую функцию. Так, внутренняя речь является начальным моментом речевого высказывания, средством его программирования  перед реализацией, средством рефлексивных действий, позволяющих строить самоостановки при общении  с другими людьми и при осуществлении самоанализа, самооценки и осознания своего самосознания.  Именно поэтому, хотя внутренняя речь — это речь  про себя и для себя, она также используется при общении человека с человеком.

Выделяют три основных типа внутренней речи:

а)  внутреннее проговаривание – «речь для про себя», которая сохраняет  структуру внешней речи, но лишенная произнесение звуков;

б)   внутреннее моделирование
внешнего речевого высказывания;

в)   внутренняя речь как механизм
и средство умственной деятельности.

Внутренняя речь не обязательно бывает беззвучной, она может представлять аутокоммуникации, когда человек громко разговаривает сам с собой.

Основные характеристики внутренней речи:

а)   ситуативность;

б)   беззвучность;

в)   предназначенность для себя;

г)   свернутость;

е)   насыщенность субъективным содержанием.

Письменная речь представляет собой разновидность монологи ческой речи, но в отличие от монолога строится при помощи  письменных знаков.

Письменное общение может быть отсроченным
(например, письмо родителям  от студента, обучающегося в другом городе) и непосредственным
(обмен записками студентами во время лекции).

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Функции и виды речи в психологии

Речь — это одна из основных форм общения, которая доступна только человеку. Какую роль она играет в психологии? Какие виды речи в психологии существуют?

Речь — это возможность передавать большое количество информации, которая имеет огромную смысловую нагрузку. Таким образом передают то, что нельзя ощутить при помощи органов чувств. Благодаря общению людей друг с другом, у них есть возможность познавать новое, делиться личным опытом, получать опыт других.

Психологическая речь полностью отстраняется от языкознания и расшифровывается как система звуковых сигналов, которые использует человек в устном и письменном виде. Все передаваемые сигналы должны обладать для человека определенным смыслом.

Функции речи

Психология выделяет речевую деятельность как одну из наивысших психических функций человеческого организма. У нее есть определенная структура, которая идентична другим видам деятельности:

  • мотивация;
  • планирование;
  • реализация;
  • контроль.

В качестве инструмента, который выполняет всю функцию, выступает язык.

Виды и функции речи в психологии являются полиморфной деятельностью, она может использоваться в различных формах и видах. К основным относятся:

  1. Внешняя.
  2. Внутренняя.

Внешний вид речи в психологии — это набор звуковых сигналов и письменных символов, которые необходимы для передачи информации от одного человека к другому, своеобразный процесс материализации мыслей. Внешний вид может содержать жаргон и интонацию.

Внешняя речь

Внешние речевые виды делятся на:

  • разговорную или диалогическую;

Это форма общения между людьми, когда собеседники активно поддерживают разговор друг с другом. В процесс общения включается не менее 2 человек, общение их заключается в использовании несложных фраз и речевых оборотов. Психология этот вид считает самым простым, так как беседа в большинстве случаев непринужденная, собеседники хорошо понимают друг друга. В таком общении используются легкие и небольшие фразы, полностью отсутствует многословие.

К разговорной речи относится реплика. Ее особенностью является краткость, наличие вопросительного или побудительного предложения, а синтаксическая конструкция обязательно простая. Реплика в большинстве случаев является поддержательным средством, во время которого собеседник одобряет или возражает по поводу беседы, которая происходит.

  • монологическая;

В этом виде участвует только один человек, который дает большой объем информации, а все присутствующие слушатели выступают в пассивной роли. Монологический тип используется в докладах, лекциях, публичных выступлениях. Психология доказала, что монологический вид речевой деятельности один из самых сложных. Докладчик должен уметь построить свой разговор таким образом, чтобы доходчиво и понятно изложить все аргументы, при этом полностью соответствовать языковым нормам. Выступая перед аудиторией, докладчик должен подбирать фразы таким образом, чтобы они были доступны и понятны слушателю. Такая речевая деятельность должна быть грамотно построена, чтобы начаться и закончиться лаконично. Без планирования и подготовки монолог никогда не получится содержательным и грамотным.

В психологии существует несколько видов речи, которые различаются по отношению к говорящему и слушающему. Общепринятыми являются пассивный и активный виды речи. Для активного вида должны срабатывать специальные механизмы в левом полушарии головного мозга и лобной части. Эти два участка полностью отвечают за речевую активность, и любые, даже минимальные повреждения могут повлечь проблемы. Логопеды, как специалисты в речевых проблемах, работают на развитие этих участков, а нарушения в них называют моторной афазией.

Активные и пассивные виды речи считаются нераздельными, так как не могут существовать друг без друга. Всегда в разговоре один человек будет активным, а другой — пассивным. Психология, как наука, утверждает, что сначала человек учится пассивной речи (то есть слушать внимательно и запоминать), а потом — активной (воспроизводить, формировать свои словосочетания, фразы, предложения). Психологи до сих пор изучают эти виды речи и сходятся во мнении, что и пассивная, и активная разновидности одинаково сложны. Не все люди во взрослой жизни умеют внимательно слушать и запоминать то, что говорят. Не все могут красиво и правильно говорить, логически формировать мысли вслух.

Учитывая, что классификация видов речи в психологии включает устную и письменную, к последней относится письмо. Главное отличие этого вида заключается в носителе информации. Письменная речь полностью находится в распоряжении читателя. У него есть возможность перечитывать заново определенные части текста, можно взять выборочное чтение или ознакомиться с развязкой сразу, не читая предысторию. Письмо более удобно для того, кто излагает свои мысли. Можно его перечитывать, исправлять, вносить изменения или дополнения.

  • кинетическая.

В психологии принято говорить о жестах как об одной из разновидностей речи. Эта разновидность появилась гораздо раньше, чем устная и письменная, и до сих пор не утратила своей актуальности. Мы можем и сегодня понимать собеседника по жестам. Ораторы очень часто сопровождают свою беседу кинетической речью, тем самым настраивая аудиторию на определенный эмоциональный лад.

Кинетической речью активно пользуются люди, у которых есть проблемы со слухом или речевым аппаратом. Они все общаются между собой на языке жестов. Такое общение более развито и удобно, чем было у древнего человека.

Внутренняя речь

Психология особое внимание уделяет внутренней речи. Это процесс, который протекает внутри человека, без использования звуков или любых языковых движений. При таком типе нельзя общаться с другим человеком, происходит процесс мышления в головном мозге конкретной личности.

Этот вид имеет свои особенности речевого оформления:

  • все мысли свернутые;
  • нет второстепенных членов предложения;
  • возможна предикативность (полное отсутствие в речи подлежащего, и все слова будут принадлежать только сказуемому, описывать и характеризовать действие).

Внутреннее общение очень специфическое. В психологии говорят о полном и кардинальном отличии общения внутреннего и внешнего вида. Внутренний может быть непредсказуемым, возникать спонтанно, утверждать или доказывать то, что само собой понятно.

Несмотря на то, что внутренняя речь не может быть средством для общения, она все же будет социальной. Она не возникает сама собой, а является следствием беседы двух людей. Она может предшествовать устной или письменной, когда человек обдумывает, размышляет и только потом выдает информацию.

В некоторых случаях внутреннее общение — это своеобразный внутренний собеседник. Люди могут общаться с воображаемым собеседником, высказывать ему свои мысли, рассказывать о чувствах. Многие обращают внимание на то, что воображаемому собеседнику могут рассказать больше и незаметно для себя найти ответы на волнующие вопросы.

Все виды речи в психологии имеют свои особенности. Каждая из них стала незаменимой уже на протяжении столетий. Психологи очень активно работают над изучением и наблюдением за разными видами речи, так как утверждают, что без них человеческая жизнь просто невозможна.

Виды речи в психологии: характеристика, классификация, схема, таблица

Одним из самых великих достижений человечества является речь. Это уникальное явление, которое в полном объеме способны воспринять только люди. С помощью этого инструмента люди думают, общаются между собой, выражают свои чувства. В Древней Греции о человеке говорили как о «говорящем животном», но существует очень значимая разница. Ведь люди не просто строят звуковую систему сигналов, передающих их чувства и мысли, но и описывают с ее помощью весь окружающий мир. Виды речи в психологии имеют классификацию и делятся на несколько групп.

Основные речевые формы

Языки, которые используются по всему миру, имеют одну основу – это речь. Она достаточно многогранна и имеет много форм. Но все основные виды речи в психологии делятся две группы: 1) устная; 2) письменная. Но они не являются чем-то противоположным друг другу, а тесно переплетены. Главное их сходство – это звуковая система, на которой они оба основываются. Практически все языки, кроме иероглифических, письменную речь рассматривают как своеобразную передачу устной. Таким образом, можно провести аналогию с музыкой. Любой исполнитель, смотря на ноты, раз за разом воспринимает ту мелодию, которую хотел передать композитор, и изменения если есть, то они незначительны. Так и читатель воспроизводит ту фразу или слово, которые записаны на бумаге, при этом каждый раз озвучивая практически идентичный звукоряд.

Виды речи в психологии

Диалогическая или разговорная речь

Каждый раз, разговаривая, человек использует исходную форму речи – устную. Характеристика видов речи в психологии называет ее диалогической или разговорной. Ее главной особенностью является активное поддержание другой стороной, то есть собеседником. Для ее существования должно быть не менее двух людей, которые общаются с помощью фраз и несложных оборотов языка. С точки зрения психологии этот вид речи является самым простым. Тут не требуется развернутое изложение, так как собеседники в процессе диалога хорошо понимают друг друга, и для них не составит сложности достроить мысленно ту фразу, которую произнес другой человек. Виды речи в психологии очень разнообразны, но диалог отличается тем, что все сказанное понятно именно в контексте данной ситуации. Здесь многословие излишне, ведь каждая фраза заменяет множество предложений.

Монологическая речь

Виды речи в психологии достаточно хорошо раскрыты, и одной из них является монологическая. Она отличается от разговорной тем, что прямое участие в ней принимает всего лишь один человек. Остальные являются пассивными слушателями, которые ее просто воспринимают, но участия не принимают. Зачастую этот вид речи используют докладчики, публичные деятели или преподаватели. Считается, что монологический рассказ гораздо сложнее, чем диалогический разговор, ведь говорящий должен иметь целый ряд умений. Он должен связно и последовательно построить свое повествование, доходчиво объяснить сложные моменты, при этом должны быть соблюдены все языковые нормы. Также он должен подобрать именно те средства и методы, которые будут доступны для той или иной аудитории, нужно учесть психологический настрой слушателей. И, главное, нужно уметь контролировать себя в любой ситуации.

Основные виды речи в психологии

Активная форма речи

Виды языка и речи в психологии также делятся по отношению к тому, кто говорит, и к тому, кто воспринимает. По этому признаку разделяют пассивную и активную речь. Последняя помогает человеку выражать его мысли, делясь своими переживаниями с окружающими. Существуют специальные речевые механизмы, которые регулируют и управляют активной речью. Они расположены в коре левого полушария головного мозга, а именно в лобной ее части. Это очень важный участок, ведь если его повредить, то человек просто не сможет разговаривать. В логопедии это нарушение называется «моторная афазия».

Характеристика видов речи в психологии

Пассивная форма

Неразделимыми считаются активная и пассивная виды речи в психологии. Кратко о них говорить трудно, ведь это очень обширная тема. Считается, что ребенок сначала овладевает пассивной речью. То есть он сначала пытается понять говорящих вокруг людей. Для этого он внимательно их слушает и запоминает сначала небольшое слова, а потом и словосочетания. Это помогает ему сказать первые слова и развиваться в этом направлении. Следовательно, пассивной речью называется та, которую мы воспринимаем. Но это название условно, так как во время слушания также происходит множество сложных процессов. Каждое слово, направленное на нас, мы проговариваем «про себя», мы обдумываем его, хотя внешних признаков такой деятельности не наблюдается. Но и тут бывают исключения, ведь не все слушают одинаково: некоторые ловят каждое слово, а кто-то даже не понимает сути разговора. Эти виды речи в психологии описываются как зависимые от индивидуальных особенностей конкретного человека. Одни отлично как активно говорят, так и пассивно воспринимают, кому-то сложно даются эти два процесса, а у других преобладает один из них.

Виды речи в психологии кратко

Письмо

Как упоминалось выше, основная классификация видов речи в психологии делит ее на устную и письменную. Главное отличие второй заключается в том, что она имеет материальный носитель (бумага, экран компьютера и др.). Хоть это и родственные понятия, но существуют весомые отличия между этими способами общения. Письменная речь представлена целиком перед тем, кто ее воспринимает. В устной же речи слова произносятся одно за другим и предыдущее слово уже нельзя как-то воспринять, оно уже растаяло в воздухе. Письменный от устного рассказа отличается и тем, что читатель имеет возможность вернуться к той или иной части написанного, перепрыгнуть несколько частей и сразу узнать развязку действия. Это дает некоторое преимущество этому виду речи. Например, если слушающий человек плохо разбирается в воспринимаемой теме, то для него будет гораздо лучше прочитать нужные данные несколько раз, чтобы более глубоко в них вникнуть. Письмо также очень удобно для того, кто излагает свои мысли на бумаге. Он в любой момент может исправить то, что ему не нравится, построить определенную структуру текста, при этом не повторяясь. Также это может быть оформлено более красиво с эстетической точки зрения. Но все это требует больше усилий от автора, он должен продумать построение каждой фразы, грамотно ее написать, при этом излагая мысль как можно точнее, без лишней «воды». Можно провести несложный эксперимент, который поможет понять разницу, что несут эти виды речи в психологии. Схема этого опыта очень проста. Нужно взять диктофон и записывать в течение дня речь разных людей. Потом это нужно записать на бумагу. Каждая мелкая ошибка, которая не воспринимается на слух, на бумаге будет просто ужасающей. Устная речь, кроме самих слов, использует еще множество средств, которые помогают донести весь смысл сказанной фразы. К ним относятся интонация, мимика и жесты. А в письменной речи нужно выразить все и не использовать при этом вышеперечисленные средства.

Виды языка и речи в психологии

Кинетическая речь

Во времена, когда люди еще не научились говорить, кинетическая речь была единственным средством общения. Но сейчас мы сохранили лишь небольшие кусочки такого разговора. Это эмоциональное сопровождение языка, а именно жесты. Они придают выразительности всему сказанному, помогают оратору настроить аудиторию на нужный лад. Но и в наше время существует большая группа людей, которая использует кинетическую речь в качестве основной. Это люди, которые имеют проблемы со слуховым и речевым аппаратами, то есть глухонемые. Их делят на тех, кто родился с патологией, и тех, кто потерял способность слышать и говорить из-за несчастного случая или заболевания. Но все они говорят на языке жестов, и это для них норма. Эта речь более развита, чем у древнего человека, а знаковая система более продвинута.

Виды речи в психологии схема

Внутренняя речь

Сознательная деятельность любого человека строится на мышлении, оно же, в свою очередь, относится к внутренней речи. Животные также имеют зачатки мышления и сознания, но именно внутренняя речь позволяет человеку обладать невиданным интеллектом и способностями, которые для животных загадка. Как говорилось выше, каждое услышанное слово человек повторяет в голове, то есть реверберирует. А это понятие очень тесно связано с внутренней речью, ведь оно может моментально перейти в нее. Диалог человека с самим собой собственно и является внутренней речью. Он может себе что-то доказывать и внушать, убедить в чем-то, поддержать и приободрить не хуже окружающих.

Классификация видов речи в психологии

Функции речи

Свои функции имеют все виды речи в психологии. Таблица функциональности каждой из них может более четко раскрыть все их грани.

1) Обозначение 2) Обобщение 3) Коммуникация
Эта функция показывает отличие между общением человека и животных. Представители фауны могут передать звуками лишь эмоциональное состояние, а человек способен указать на какое-либо явление или предмет. Человек способен одним-единственным словом обозначить целую группу предметов, схожих по определенным качествам. Речь и мышление человека тесно связаны, без языка мысли не существует. Человек способен с помощью речи передавать свои эмоции и мысли, делиться своими переживаниями и наблюдениями, на что животные просто не способны.

Таким образом, речь человека имеет множество форм, и каждая из них просто незаменима для построения правильного общения.

Основные виды речи и психология ее понимания — Студопедия

Речь, как и любое другое сложное явление, можно и нужно клас­сифицировать по разным основаниям. Во-первых, выделяют речь внешнюю и внутреннюю, о различии которых достаточно сказано в предыдущем параграфе. Собственно психология должна бы ис­следовать исключительно внутреннюю речь. Но, поскольку психика как предмет психологии реализует все формы материальной дея­тельности, в том числе внешней речи, психология, конечно, не может оставаться в стороне от их изучения. Все последующие градации речи относятся к ее внешней форме.

Во-вторых, речь подразделяют на устную и письменную по при­знаку ее физического исполнения, по виду материального носителя слова как единицы языка: звук либо письменный знак.

Рассмотрим разновидности устной речи в направлении их ус­ложнения и в очередности формирования в процессе психического развития личности.

1. Самой простой и ранней формой является аффективная речь, название которой обусловлено особенностями мотивации. Такая речь побуждается в основном острой эмоцией, аффектом. Она про­ста, потому что примитивен ее мотив, фактически отсутствует мысль. Это речь по типу междометий, не требующая сложных граммати­ческих конструкций и богатой лексики; существующая как словес­ный выход, прямая экспрессия острого и, как правило, кратковре­менного переживания. Положим, человек внезапно споткнулся, упал и разбил несомый предмет. Что он при этом скажет в первый мо­мент? Конечно же, не то, почему упал и как дорога ему разбитая вещь. Это потом — словесные объяснения, претензии, сожаления, слезы и т.п. Но вначале будут какие-то резкие, неосознанные, как бы взрывные и возмущенные «охи-ахи», односложные ругательства и прочая междометийная лексика. В подобных словах, собственно, нет обозначения конкретного предмета, отсутствует мысль. Это даже не слова, а наборы звуков, принятые людьми для обозначения вне­запной эмоции (позитивной или негативной). В аффективной речи не «срабатывают» ни значение, ни смысл слова. Остается только один речевой компонент — это «захватившая» человека эмоция.



В своем чистом виде аффективная речь встречается не так уж часто. Но ее вкрапления в другие виды речи распространены до­статочно широко. Они по-своему выразительны, незаменимы, эмо­ционально заразительны в смысле воздействия на других людей. Некоторые аффективные слова, обороты, фразы могут выступать даже в качестве индивидуально-психологической особенности личности или какой-то специфической группы людей. К этому виду речи близ­ка и так называемая нецензурная лексика.

2. Устная диалогическая речь предполагает наличие собесед­ника, партнера, т.е. какое-либо общение. Формы и вариации диалога могут быть очень разными, даже мало похожими по содержанию, целям, средствам, условиям, участникам, видам контакта. Это, напри­мер, и эмоционально насыщенное общение малыша с мамой, и раз­вернутый философский диалог трагедийных героев на театральной сцене, и стандартные и обыденные, зачастую формальные коммуни­кации по поводу состояния здоровья или погоды, равно как и сложные, специфические виды профессионального диалога педагога, юрис­та, психолога-консультанта, логопеда, руководителя.

Общим для диалогической речи остается то или иное разделе­ние распределение между участниками мотива общения и его со­держания, мысли, темы. В диалоге проявляются личности обоих участников совместной речи. Поделить побуждения и мысли мож­но по-разному, в разных количественных и качественных соотноше­ниях. Но в любом варианте в диалогической речи всегда присут­ствует ситуативный внеречевой контекст, задействованы неязыко­вые средства (мимика, жесты и др.), поэтому в диалоге возможны, допустимы, а иногда просто необходимы грамматические сокраще­ния, языковые упрощения.

Существует и такое схематическое разделение двух основных разновидностей диалогической речи:

драматическая речь, которая обладает высокой эмоциональ­ной насыщенностью, богатством внеречевых средств, построена короткими фразами как прямая, разговорная речь;

эпическая речь, возникающая в онтогенезе позднее и явля­ющаяся косвенной, грамматически развернутой.

Психологически важно то, что диалог реализуют всегда конкрет­ные, живые люди, поэтому особенности диалогической речи обуслов­ливаются (помимо объективных условий) психологическими особен­ностями ее исполнителей. Психологически решающим фактором может оказаться любой компонент известной нам психологиче­ской структуры личности: от устойчивой направленности до пере­менчивого настроения, от темпераментальных свойств до особенно­стей воображения, от уровня развития речевых способностей до результативности социальной перцепции.

Письменная речь формируется у ребенка позже всех видов уст­ной, на их основе и является психологически самой сложной. Это обусловлено тремя объективными обстоятельствами.

Во-первых, письменная речь имеет особую, графическую, буквен­ную знаковость. Буквы означают (заменяют) звуки, фонемы род­ного языка, которыми ребенок овладевает раньше, чем символикой букв, поэтому происходит совсем не простой перевод звуков в бук­вы, в слоги и написанные слова. Но пишется не так, как слышится. Лингвистические правила письменной речи сложнее и строже, чем каноны устной речи. Таким образом письменная речь качественно отличается от устной, хотя бывает, что человек «говорит, как пи­шет». Неправильно, неудачно сказанную мысль легче исправить, по­догнать к желаемому результату, чем неверно написанное и, т.ем более, уже напечатанное, опубликованное высказывание. Речь переходит в устойчивое, материальное, языковое существование. Из­давна отмечено: «Что написано пером, не вырубишь топором». Кро­ме того, в знаках письменной речи ограничено (по сравнению с устной) количество средств, предназначенных для передачи вне-речевого, личностного, эмоционального содержания. Абзац, знаки препинания, вопросительный и восклицательный знаки — вот, по существу, и все, что имеется в письменной речи для выражения бесчисленного количества оттенков радости, вопросительности, па­узы, акцентирования, выделения и тому подобного разнообразия оттенков смыслов и эмоциональной окраски слов. Конечно, писате­ли и поэты с подобными трудностями вполне справляются. Однако и литературный текст в исполнении профессионального актера, как правило, представляется и воспринимается зрителем и слушателем более выразительным, чем тот же текст, читаемый «про себя».

Вторая сложность письменной речи заключается в физическом отсутствии непосредственного собеседника, конкретного адреса­та речи. Будущий читатель так или иначе подразумевается, мыс­ленно присутствует в сознании автора письменного текста. Но одно дело, например, очередное письмо товарищу, другое — текст объяв­ления или приказа по учреждению, третье — учебник для школы, четвертое — литературное произведение определенного жанра. В обозначенной цепочке учет эффекта «наличия» предполагаемого читателя является в разной степени сложным. Адресат письмен­ной речи может быть и крайне обобщенным, почти абстрактным. Соответственно видоизменяется и письменная речь: от стереотип­ного перечисления семейных новостей и приветов до высокого сти­ля поэзии, до глубоких научных трактатов, «эзоповский» язык кото­рых могут понять только узкие специалисты данной профессии. Хотя следует сказать, что и простая переписка людей (письменный диалог) в профессиональном исполнении может приобрести жанр литературного произведения. Любую речь создают не объективные, одинаковые для всех языковые знаки, а живой, неповторимый субъект. Вовсе не нужно быть литературоведом, чтобы отличить, например, тексты И.С. Тургенева от текстов М.А. Шолохова.

Письменная, речь лишена процесса восприятия автором своего партнера, не учитывает конкретной ситуации реального чтения. Здесь нет прямого и живого контакта, исключены взаимодействие и воз­можность корректировки письменной речи, поскольку в ней отсут­ствует обратная связь «собеседников».

3. Наконец, сложность письменной речи обусловливает и то об­стоятельство, что ее содержание, тема, моделируемый в речи пред­мет, как правило, обобщенные, отвлеченные, научные. Отсюда необходимость полноты изложения, соблюдение грамматических пра­вил и логических законов, наличие доказательности, структурная организация текста, соответствие стиля и темы (как формы и со­держания).

Таким образом, письменная речь требует от исполнителя нали­чия осознанных, смыслообразующих мотивов, развернутости и чет­кости мысли, активной работы внутренней речи, соответствующего знания языка. Это не просто речь как общение, а сложный, комп­лексный вид психической, в том числе интеллектуальной, деятель­ности. Это мощное психологическое орудие не только мышления, но и всей психики, личности, поэтому письменной речи (равно как и ее пониманию — чтению) необходимо обучать всех детей и людей, независимо от будущей профессии. Это своего рода базисная со­ставляющая грамотности человека и возможностей дальнейшего расширения его знаний, личностного и профессионального роста. Письменная речь является основным хранителем и средством пе­редачи знаний, опыта предшествующих поколений. Возможности «устных преданий» в этом смысле значительно ограничены, преры­висты, нестойки. Письменная речь дает возможность возврата, не­однократного обращения к объективному первоисточнику. Это тем более значимо, что очевиден технический прогресс в совершенство­вании материальных средств и носителей результатов письменной речи: от наскальных зарубок и берестяных грамот до книги и со­временных информационно-компьютерных устройств и технологий, от гусиного пера до цветных лазерных принтеров.

Несколько особняком от перечисленных видов речи находится так называемая эгоцентрическая речь. Этот термин, введенный Ж. Пиаже, подчеркивает специфику речи дошкольника (в особен­ности трехлетнего возраста), который разговаривает как бы с са­мим собой, для себя и о себе, ни к кому не обращаясь, не стремясь к пониманию. Общепсихологический интерес представляют дискус­сии с позицией Ж. Пиаже ряда советский психологов (Л.С. Выгот­ского, С.Л. Рубинштейна и многих их последователей). Эгоцентри­ческая речь не первична у ребенка, а производна от его внешней устной речи; это как бы начало, определенная стадия формирова­ния внутренней речи, которая и у взрослого человека может быть «эгоцентричной», оставаясь при этом социализированной по проис­хождению. Любая речь ориентирована в конечном счете на реали­зацию того или иного взаимодействия и общения человека с други­ми людьми. Любое осмысленное человеческое высказывание имеет своего адресата, предполагает наличие понимания

Если не брать во внимание всевозможные отклонения и патоло­гии, потребность в общении, признании, понимании является у чело­века одной из ведущих. Человек стремится понять себя, окружа­ющих и быть понятым другими людьми. Понимание — это неотъ­емлемая часть человеческого бытия. И такое «понимание» есть комплексный психический макропроцесс, включающий в себя и восприятие, и память, и мышление, и переживание, и сознание — иными словами, всю человеческую психику.

Рассмотрим некоторые вопросы психологии понимания речи. Они чрезвычайно важны, практически значимы, поскольку среди всех объективных, поведенческих проявлений психики есть, по существу, два основных — это слово и дело, т.е. внешняя речь и конкретная предметная деятельность.

Понимание речи — это путь от объективного, знакового к субъективному, психическому. Это направление процесса интериоризации, обратного тому, который описан при рассмотрении психо­логии речевого высказывания. Чисто условно можно выделить три этапа понимания речи. Их проще, образнее представить, если иметь в виду иностранный язык, которым читатель еще не овладел. Для родного языка перечисляемые этапы обычно проходят как бы сра­зу, одновременно, не составляя особых внутренних трудностей и не становясь достоянием сознания личности.

Вначале необходимо расшифровать значение слова и выбрать ту его адекватную трактовку, которая называется смыслом. Дан­ный выбор, как отмечалось, обусловлен ситуацией, контекстом, са­мой личностью. Он создается, рождается в конкретной деятельнос­ти. Например, находясь в парикмахерской, мы без усилий поймем, что слово «коса» обозначает «устройство» волос (прическу). Тогда как то же слово во время речной прогулки мы однозначно понима­ем как желтую полосу песка у кромки воды вдоль берега.

Второй этап понимания заключается в декодировании значения фразы, предложения, целой мысли. Для этого недостаточно знать отдельные слова. Нужно знать порядок их связей и сочетаний, воз­можности перестановок. Необходимо владеть грамматическими конструкциями и правилами пунктуации. Взять, к примеру, извест­ную каждому российскому человеку фразу царева указа: «Казнить нельзя помиловать», смысл которой принципиально меняется от места постановки запятой.

Мысли складываются из слов не по правилам арифметики или формуле математических сочетаний. Здесь работают законы линг­вистики и «чувство языка». В качестве иллюстрации можно приве­сти лозунг, чрезвычайно распространенный в нашей стране в сере дине прошлого века: «Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны». Попробуйте произвести с этими словами навязанные арифметические действия. Тогда выходит, что «электрификация — это коммунизм минус советская власть». С точки зрения содержания, заключенного в исходном лозунге, полу­чится полный абсурд.

Мысль требует осторожного обращения со словами. Косвенно, но доходчиво подтверждают это результаты, казалось бы, простого филологического исследования по многократному переводу текста с одного языка на другой. Был взят небольшой отрывок из повести Н.В. Гоголя «Нос», в котором описывалось, как герой, глядя в зерка­ло, с ужасом не обнаруживает на своем лице носа. Этот текст пус­тили по цепочке переводчиков, каждый из которых свободно владел двумя языками: русский — английский, английский — француз­ский и т.д. Когда текст вновь перевели на русский язык с очередно­го иностранного, он был совершенно неузнаваем. Например, нос из части лица превратился в корабельный нос, и сюжет, представлен­ный в тексте, стал совсем иным, чем в оригинале.

По-видимому, полностью адекватный, синонимичный перевод слож­ных, художественных текстов с одного языка на другой в принципе невозможен. Нельзя получить точной речевой копии иноязычного оригинала. Можно, конечно, «дословно», построчно передать содержание, но исчезнут специфические для каждого национального языка нюансы смыслов и эмоций. Пропадет живая речь первоисточника. Можно, вероятно, передать и адаптировать к другой культуре сами смыслы, но тогда нужны совсем другие слова, предложения, ситуа­ции, общекультурный контекст, потому полученный результат бу­дет столько же «переводом», сколько авторской (и не только рече­вой) работой.

Высший этап понимания речи состоит в осознании общего смысла высказывания, в понимании мотива говорящего человека, его отно­шения к содержанию собственной речи и к самой ситуации обще­ния (разговора, выступления, текста). Об одном и том же можно сказать совершенно по-разному. Человек выбирает слова, которые выражают не просто мысль, но и, в определенном плане, его исход­ную мотивацию. На этом «этапе» понимания мы осознаем, как че­ловек относится к тому, о чем говорит, почему использует именно эти слова, какой смысл все это имеет именно для него. Это значит, что мы воспринимаем не только мысль, заключенную в речи, но и в определенной мере узнаем самого человека. Конечно, «до конца» понять человека нелегко, скорее всего, просто невозможно. Но если к речевому пониманию удается добавить и все другие, ранее описанные аспекты психологии личности, образ любого человека ста­нет, по крайней мере, адекватнее, ближе к своему неповторимому оригиналу.

Контрольные вопросы

1.Чем различаются язык и речь?

2.В чем заключается опосредствующая функция речи?

3.Как связаны значение и смысл слова?

4.Каковы этапы перехода мысли в слово?

5.Что такое внутренняя речь?

6.Что означает полное понимание речи?

Тестовые задания

1. Выберите одно из правильных пониманий речи:

A. Вторая сигнальная система.

Б. Мышление вслух.

B. Набор условных рефлексов на слова.

Г. Орудийное использование языка.

2. Какая из названных функций не относится к речи?

A. Средство мышления.

Б. Передача опыта.

B. Реализация общения.

Г. Обозначение предмета.

3. Что из перечисленного является компонентом содержания речи?

A. Понятие.

Б. Значение слова.

B. Предложение.

Г. Мысль.

4. Смысл слова — это…

A. Скрытое содержание.

Б. Субъективное значение.

B. Суть данного слова.

Г. Сумма всех значений.

Глава 18

Основные типы речи и психология ее понимания

Основные типы речи и психология ее понимания

Как и любое другое сложное явление, речь можно классифицировать по разным причинам. Во-первых, мы различаем речь внешнюю и внутреннюю, о разнице, о которой достаточно сказано в предыдущем абзаце.

На самом деле психология должна исследовать только внутреннюю речь. Но, поскольку психика как предмет психологии реализует все формы материальной деятельности, включая внешнюю речь, психология, конечно, не может оставаться в стороне от их изучения.Все последующие градации речи относятся к ее внешней форме.

Во-вторых, речь делится на устную и письменную на основании ее физического исполнения, формы материального носителя слова как единицы языка: звука или письменного знака.

• Разновидности устной речи рассмотрим в направлении их усложнения и в порядке формирования в процессе психического развития личности.

1.Простейшей и ранней (в онтогенезе) формой является аффективная речь , название которой определяется особенностями мотивации. Такая речь вызвана в основном острой эмоцией, аффектом. Это просто, потому что его мотив примитивен, на самом деле нет мысли. Это речь междометия, не требующая сложных грамматических конструкций и богатой лексики; существующий как словесный выход, прямое выражение острого и, как правило, краткосрочного опыта.

Пример

Предположим, человек внезапно споткнулся, упал и разбил терпимый предмет.Что он скажет в первый момент? Конечно, не почему он упал и как дорого обходится сломанная вещь. Это потом — словесные объяснения, претензии, сожаления, слезы и т. Д. Но вначале будут какие-то резкие, бессознательные, как бы взрывные и возмущенные «ох-ахи», односложные проклятия и прочая интеръективная лексика. В таких словах, по сути, нет обозначения конкретного объекта, нет мысли. Это даже не слово, а набор звуков, используемых людьми для обозначения внезапной эмоции (положительной или отрицательной).В аффективной речи нет ни значения, ни значения слова. Остается только одна голосовая составляющая — зафиксированные человеческие эмоции.

В чистом виде аффективная речь встречается не так часто, но широко распространены ее вкрапления в другие типы речи. Они по-своему выразительны, незаменимы, эмоционально заразительны в смысле воздействия на других людей. Некоторые аффективные слова, фразы, словосочетания могут выступать даже как индивидуальная психологическая особенность человека или какой-то определенной группы людей.Этот тип речи также близок к так называемой нецензурной лексике и ее специфической лексике.

2. Устная диалогическая речь предполагает наличие собеседника, партнера, т.е. любое общение. Формы и варианты диалога могут быть самыми разными, даже если они не очень похожи по содержанию, целям, средствам, условиям, участникам, типам контактов. Это, например, эмоционально насыщенное общение между ребенком и его матерью, и подробный философский диалог героев трагедии на сцене, стандартный и повседневный, часто формальное общение о здоровье или погодных условиях, а также сложные, специфические типы профессиональных диалог педагога, юриста, психолога-консультанта, логопеда, ведущего.

Общим для диалогической речи остается то или иное деление, распределение между участниками мотива общения и его содержания, мыслей, тем. В диалоге проявляются личности обоих участников совместного выступления . Вы можете различать мотивы и мысли по-разному, в разных количественных и качественных отношениях. Но в любом варианте в диалогической речи всегда присутствует ситуативный неречевой контекст, неязыковые средства (мимика, жесты и т. Д.).), поэтому в диалоге возможны грамматические сокращения и языковые упрощения, а иногда необходимы языковые упрощения.

Также схематично разделены две основные разновидности диалогической речи:

драматическая речь, обладающая высокой эмоциональной насыщенностью, богатством еерезчевых средств, построена короткими фразами как прямая, разговорная речь;

эпическая речь, возникающая позже в онтогенезе и являющаяся косвенной, грамматически развернутой.

Психологически важно, чтобы диалог всегда осуществлялся конкретными живыми людьми, поэтому особенности диалогической речи обусловлены (помимо объективных причин) психологическими особенностями ее исполнителей. Психологически решающим фактором может оказаться любой известный нам компонент психологической структуры личности: от устойчивой ориентации до переменчивого настроения, от темпераментных свойств до особенностей воображения, от уровня развития речевых способностей до эффективность социального восприятия.

Письменная речь формируется у ребенка после всех видов устной речи, на их основе и является психологически наиболее сложной. Это связано с тремя объективными обстоятельствами.

Во-первых, письменная речь имеет специальный, графический, буквенный знак. Буквы означают (заменяют) звуки, фонемы родного языка, которыми ребенок владеет до буквенной символики, поэтому очень сложно переводить звуки буквами, слогами и написанными словами.Но это написано не так, как вы это слышите. Лингвистические правила письменной речи сложнее и строже канонов устной речи. Таким образом, письменная речь качественно отличается от устной, хотя бывает, что человек «говорит, как пишет». Неправильную, неудачно высказанную мысль легче исправить, приспособить к желаемому результату, чем неправильно написанное и, тем более, уже напечатанное, опубликованное высказывание. Речь переходит в устойчивое материальное языковое существование. Давно замечено: «То, что написано пером, топором не рубишь.«

Кроме того, в персонажах письменной речи ограничен (по сравнению с устной) размер средств, предназначенных для передачи внеличного, личного, эмоционального содержания. Абзац, знаки препинания, вопросительные и восклицательные знаки — это, по сути, все, что доступно в письменной речи для выражения бесчисленных оттенков радости, вопрошания, паузы, акцентирования, выделения и тому подобного разнообразия нюансов значений и эмоциональной окраски слов. Конечно, писатели и поэты справятся с этими трудностями.Однако художественный текст в исполнении профессионального актера, как правило, представлен и воспринимается зрителем и слушателем более выразительно, чем тот же текст, прочитанный «о себе».

Вторая сложность письменной речи — физическое отсутствие непосредственного собеседника, конкретного адресата речи. Будущий читатель как-то подразумевается, мысленно присутствует в сознании автора написанного текста. Но одно дело, например, другое письмо другу, третье — текст объявления или приказа для заведения, третье — учебник для школы, четвертое — литературное произведение определенного жанра.В обозначенной цепочке учесть эффект присутствия потенциального читателя с различной степенью сложности. Адресат письменной речи тоже может быть предельно обобщенным, почти абстрактным. Соответственно видоизменяется и письменная речь: от стереотипного перечисления семейных новостей и приветствий до высокого стиля поэзии, до глубоких научных трактатов, «эзоповских», язык которых понятен только узким специалистам этой профессии. Хотя следует сказать, что простая переписка людей (письменный диалог) в профессиональном исполнении может приобретать жанр литературного произведения.Всякая речь создается не объективными языковыми знаками, одинаковыми для всех, а живым, неповторимым автором как субъектом. Совсем не обязательно быть литературоведом, чтобы отличать, например, тексты И.С. Тургенева от текстов М.А. Шолохова.

Письменная речь лишена процесса восприятия автором своего партнера и потребителя, не учитывает конкретную ситуацию реального чтения. Прямого и живого контакта нет, взаимодействие и возможность корректировки, адаптации письменной речи исключены, так как в ней нет обратной связи «собеседников».

Наконец, третья сложность письменной речи связана с тем, что ее содержание , тема , объект, моделируемый в речи, как правило, являются обобщенными, абстрактными, сложными или научными. Отсюда необходимость полноты изложения, соблюдения грамматических правил и логических законов, наличия доказательств, структурной организации текста, соответствия стиля и темы (как формы, так и содержания) и многих других требований.

Таким образом, письменная речь требует от исполнителя осознанных, значимых мотивов, развернутости и ясности мысли, активной работы внутренней речи, соответствующего знания языка.Это не просто речь как общение, а сложный, сложный вид умственной, в том числе интеллектуальной, деятельности; мощный психологический инструмент не только мышления, но и всей психики, личности. Поэтому письменной речи (а также ее пониманию — чтению) следует обучать всех детей и людей, независимо от их будущей профессии. Это некая базовая составляющая человека и ОП

.

Типы речи в психологии: характеристика, классификация, схема, таблица

Одно из величайших достижений человечества — речь. Это уникальное явление, которое в полной мере могут ощутить только люди. С помощью этого инструмента люди думают, общаются друг с другом, выражают свои чувства. В Древней Греции о людях говорили как о «говорящих животных», но есть очень существенная разница. Ведь люди не просто строят звуковую систему сигналов, передающих их чувства и мысли, но с ее помощью описывают весь окружающий мир.Типы речи в психологии имеют классификацию и делятся на несколько групп.

Базовые речевые формы

Языки, которые используются во всем мире, имеют в своей основе речь. Он довольно универсален и имеет множество форм. Но все основные типы речи в психологии делятся на две группы: 1) устная; 2) письменный. Но они не являются чем-то противоположным друг другу, а тесно связаны между собой. Их главное сходство — звуковая система, на которой они оба основаны. Практически все языки, кроме иероглифических, считаются разновидностью устной передачи.Таким образом, можно провести аналогию с музыкой. Любой исполнитель, глядя на ноты, то и дело улавливает мелодию, которую хотел передать композитор, и если есть изменения, то они несущественны. Таким образом, читатель воспроизводит эту фразу или слово, написанное на бумаге, при этом каждый раз озвучивая почти идентичный масштаб.

Диалогическая или разговорная речь

Каждый раз при разговоре человек использует первоначальную форму речи — устную. Характеристики типов речи в психологии называют диалогической или разговорной.Его главная особенность — активная поддержка другой стороны, то есть собеседника. Для его существования должно быть как минимум два человека, которые общаются с помощью фраз и простых оборотов языка. С точки зрения психологии такая речь самая простая. В развернутой презентации нет необходимости, так как собеседники хорошо понимают друг друга в процессе диалога, и им не составит труда закончить мысленно фразу, которую сказал собеседник.Типы речи в психологии очень разнообразны, но диалог отличается тем, что все сказанное понятно именно в контексте данной ситуации. Здесь многословность не нужна, потому что каждая фраза заменяет набор предложений.

Монологическая речь

Типы речи в психологии достаточно хорошо раскрыты, и один из них — монологический. Он отличается от разговорного тем, что в нем принимает непосредственное участие всего один человек. Остальные — пассивные слушатели, которые просто воспринимают это, но не принимают участия.Часто этот тип речи используют ораторы, общественные деятели или учителя. Считается, что монологический рассказ намного сложнее диалогического разговора, поскольку говорящий должен обладать рядом навыков. Он должен связно и последовательно строить свое повествование, доходчиво объяснять сложные моменты и соблюдать все языковые нормы. Также он должен выбрать именно те инструменты и методы, которые будут доступны той или иной аудитории, нужно учитывать психологический настрой слушателей.И, самое главное, нужно уметь держать себя в руках в любой ситуации.

Активная форма речи

Типы языка и речи в психологии также делятся на тот, кто говорит, и на тот, кто воспринимает. По этому признаку делятся пассивная и активная речь. Последний помогает человеку выражать свои мысли, делясь своими переживаниями с другими. Существуют специальные речевые механизмы, которые регулируют и контролируют активную речь. Они расположены в коре левого полушария головного мозга, а именно в лобной части головного мозга.Это очень важная зона, потому что если она повреждена, то человек просто не сможет разговаривать. В логопедии это расстройство называется «моторной афазией».

Пассивная форма

Активные и пассивные виды в психологии считаются неразделимой речью. Кратко о них говорить сложно, потому что это очень обширная тема. Считается, что ребенок первым овладевает пассивной речью. То есть сначала он пытается понять людей, которые разговаривают. Для этого он внимательно их слушает и запоминает сначала небольшое слово, а затем фразу.Это помогает ему сказать первые слова и развиваться в этом направлении. Следовательно, пассивная речь — это та, которую мы воспринимаем. Но это название условное, так как во время слушания также происходит множество сложных процессов. Каждое слово, направленное в нас, мы говорим «о себе», обдумываем его, хотя внешних признаков такой активности нет. Но здесь бывают исключения, потому что не все слушают одинаково: кто-то ловит каждое слово, а кто-то даже не понимает сути разговора. Эти типы речи в психологии описываются как зависимые от индивидуальных особенностей конкретного человека.Одни отлично и активно говорят, и пассивно воспринимают, кому-то сложно дать эти два процесса, а у других преобладает один.

Letter

Как уже говорилось выше, основная классификация типов речи в психологии делит ее на устную и письменную. Главное отличие второго в том, что у него есть материальный носитель (бумага, экран компьютера и т. Д.). Хотя это взаимосвязанные концепции, между этими способами общения есть существенные различия.Письменная речь целиком дается тому, кто ее воспринимает. В устной речи слова произносятся одно за другим и предыдущее слово уже не воспринимается, оно уже растаяло в воздухе. Написанное от устного рассказа отличается еще и тем, что у читателя есть возможность вернуться к той или иной части написанного, перепрыгнуть через несколько частей и сразу распознать развязку действия. Это дает некоторые преимущества такого рода речи. Например, если слушающий не очень разбирается в воспринимаемой теме, ему будет намного лучше несколько раз прочитать требуемые данные, чтобы глубже в них проникнуть.Письмо также очень удобно для того, кто излагает свои мысли на бумаге. Он может в любой момент исправить то, что ему не нравится, выстроить определенную структуру текста, не повторяя себя. Также его можно сделать красивее с эстетической точки зрения. Но все это требует от автора больших усилий, он должен продумывать построение каждой фразы, писать ее правильно, при этом излагая идею максимально точно, без лишней «воды». Вы можете провести простой эксперимент, который поможет понять разницу, которую эти типы речи несут в психологии.Схема этого эксперимента очень проста. Необходимо взять диктофон и в течение дня записывать речь разных людей. Затем это следует записать на бумаге. Каждая маленькая ошибка, которую не воспринимают, слышит

.

20 Темы психологии речи • Мой класс речи

Психологические речевые темы о нашем повседневном психическом состоянии, подумайте о тестировании эмоционального интеллекта или даже о гипнозе и катарсисе, объединенных в информативные заявления для написания о мышлении. psychology speech topics

  1. Теория иерархии человеческих потребностей Авраама Маслоу. Ряд уровней в этом процессе являются хорошими основными моментами: физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении и самоактуализации.
  2. Почему так много людей считают подростковый возраст таким трудным? Жизненные обстоятельства, возможно, заставляют вас чувствовать, что вы едете на американских горках из-за быстрых физических и эмоциональных изменений. Назовите причины и способы лечения. Психология речевых тем в помощь и совет другим людям.
  3. Как ты запоминаешь то, что знаешь? Другими словами, опишите, как ваш мозг работает с краткосрочными и долгосрочными воспоминаниями. Молекулярные и химические действия и реакции могут быть частью вашего информативного разговора.
  4. Технологии искусственного интеллекта. Например. компьютерные системы, работающие как люди (робототехника), решение проблем и управление знаниями с помощью аргументов, основанных на прошлых случаях и данных.
  5. Сильные стимулы, вызывающие временные изменения поведения. Например. Таблетки, деньги, еда, сахар. В таком случае стоит поговорить об энергетических напитках и их кратковременной эффективности — не забудьте упомянуть об опасностях…
  6. Теория Юнга о нашем эго, личном бессознательном и коллективном бессознательном.Психоаналитик Карл Юнг обнаружил, что невроз основан на напряжении между нашей психикой и отношениями.
  7. Что такое эмоциональный интеллект? И почему сейчас это важнее, чем IQ-рейтинги. Как измерить EI с помощью каких личностных тестов?
  8. Это подводит меня к следующим темам речевой психологии: опасности личностных тестов.
  9. Психологические приемы убеждения в выступлениях. Например. язык тела, понимание мотивов аудитории, транс и гипноз.
  10. Маркетинг и методы продаж, основанные на психологическом воздействии. Например. привлекательная, стимулирующая красочная упаковка или влияющая на поведение потребителей при совершении покупок в торговых центрах.
  11. Медитация помогает сосредоточить внимание и успокоить ум. Например. Научите свою публику сосредотачиваться на дыхании, оживляйте каждое движение в замедленном темпе или в медитации при ходьбе.
  12. Причины против и за то, чтобы стать бихевиористом. Бихевиоризм — это методологическое исследование того, как научный метод психологии.
  13. Зигмунд Фрейд и его идеи. Приложив немного фантазии, вы можете изменить и преобразовать эти примеры тем в привлекательные психологические речевые темы: наши защитные механизмы, гипноз и катарсис, психосексуальные стадии развития.
  14. Биологические причины депрессии. Например. биологические и генетические, экологические и эмоциональные факторы.
  15. Когда ваш начальник — женщина. Что происходит с мужчинами? А женщинам?
  16. Первые признаки тревожных расстройств. Например. проблемы со сном и концентрацией внимания, резкие и раздражительные чувства.
  17. Как психотерапия, проводимая обученными профессионалами, помогает людям выздороветь.
  18. Как улучшить свои невербальные коммуникативные навыки и эффективно общаться. Изучите чьи-то несовместимые знаки на теле, измените тон голоса, сохраняйте зрительный контакт, разговаривая с человеком неформально или официально.
  19. Всегда говорите после травм. Дети, пожарный, полицейские, медики в зонах конфликтов.
  20. Фобия номер один на земле — это страх публичных выступлений, а не страх смерти.Я думаю, это очень интересная психологическая тема…

И еще несколько тем, которые вы можете разработать самостоятельно:

  1. Опасности личностных тестов.
  2. Как ставить и достигать нереальных целей.
  3. Теория Зигмунда Фрейда.
  4. Теория иерархии потребностей Маслоу.
  5. Три способа измерения эмоционального интеллекта.
  6. Почему публичные выступления — это фобия номер один на планете.
  7. Анимированное насилие влияет на отношение молодежи.
  8. Стать миллионером не сделает вас счастливым.
  9. Быть пацифистом — значит быть наивным.
  10. Изменения — это не прогресс.
  11. Все боятся публично выступать.
  12. Идеи влияют на жизнь людей.
  13. Психическое отношение влияет на процесс заживления.
  14. Филантропия — это основа любопытства.
  15. Хвалить публично и критиковать или наказывать наедине.
  16. Иногда солгать — это нормально.
  17. Как важно спросить себя, почему вы что-то отстаиваете.
  18. Единственный ответ на жестокость — доброта.
  19. Травмы от перестрелок длятся всю жизнь.
  20. Чтобы привлечь внимание людей на сцене, внимательно следите за их отношением и социальным происхождением.
  21. Пытки как метод допроса недопустимы.

Можем ли мы написать вашу речь?

Поразите свою аудиторию с помощью профессионального спичрайтера.
Включена бесплатная корректура и редактирование.

,

расстройство речи | Описание, виды и терапия

Исследование нарушений речи

Распространенность речевых расстройств

В Соединенных Штатах статистика начала 21 века, собранная Национальным институтом глухоты и других коммуникативных расстройств, показала, что примерно у 5 процентов американских детей обнаруживались нарушения речи к шести или семи годам. Было обнаружено, что около 7,5 миллионов американцев не могут нормально использовать свой голос. Нарушения артикуляции у детей раннего возраста были частыми.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Исследования, проведенные в Германии, Австрии и других странах Центральной Европы, показывают, что частота и распространенность речевых расстройств в этих странах соответствуют моделям, аналогичным тем, которые наблюдаются в других западных странах. Однако есть отклонения от этих тенденций. Например, частота возникновения волчьей пасти очень высока среди коренных американцев, тогда как среди чернокожих она намного ниже, чем среди белых.Исследования заикания, сосредоточенные на определенных группах населения, включая американцев, европейцев и африканцев, показали, что распространенность расстройства среди этих групп населения сильно варьируется. Однако обобщение данных позволяет предположить, что примерно 2,5 процента детей в возрасте до пяти лет страдают заиканием. По некоторым расстройствам речи отсутствуют надежные данные о глобальной распространенности и распространении.

Классификация речевых расстройств

В соответствии с физиологическими соображениями расстройства общения сначала классифицируются на расстройства голоса и звукового дыхания, расстройства артикулированной речи и расстройства языка.Давно известно, что большинство коммуникативных расстройств не вызвано локальным поражением зубов, языка, голосовых связок или регулирующих центров мозга. Поскольку эти преобладающие нарушения голоса и речи возникают из-за нарушений основных физиологических функций дыхания, использования голоса, разговорных привычек или эмоциональных расстройств, эту группу называют функциональной. Остальные коммуникативные расстройства с четко распознаваемыми структурными аномалиями в общем речевом механизме были названы органическими.

Хотя эта эмпирическая группировка имеет определенные значения для выбора подходящего лечения, она не является удовлетворительной, поскольку органическую структуру и живую функцию невозможно разделить. Определенные функциональные нарушения голоса, вызванные привычным злоупотреблением им, вполне могут привести к вторичным структурным изменениям, таким как разрастания (полипы и узелки) голосовых связок, которые развиваются в результате злоупотребления голосом. С другой стороны, все очевидные органические и структурные поражения, такие как потеря языка в результате несчастного случая или хирургического вмешательства, почти неизбежно будут сопровождаться эмоциональными и другими психологическими реакциями.В этом случае функциональные компоненты имеют второстепенный характер, но в значительной степени будут влиять на общую картину нарушения, включая способность пациента приспосабливаться к ограничению, заново изучать новый режим соответствующей функции и извлекать из него максимум пользы. его или ее состояние.

Внутри этих основных групп различные типы коммуникативных расстройств в течение долгого времени и во многих частях мира описывались на основе впечатлений восприятия слушателя. В большинстве языков используются определенные слова для обозначения различных типов ненормальной речи, таких как заикание, заикание, загромождение, бормотание, шепелявление, шепот и многие другие.Проблема с такими субъективными и симптоматическими ярлыками заключается в том, что они пытаются определить окончательный слышимый результат, узнаваемое явление, а не каким-либо образом лежащую в основе основу. Эта общая человеческая склонность описывать нарушения коммуникации тем, что слышит слушатель, аналогична попыткам ранней медицины классифицировать болезни по симптомам пациента, которые диагностирующий врач мог видеть, слышать, ощущать или, возможно, обонять. До того, как великие открытия 19 века заложили логическую основу для медицинской патологии, различные заболевания классифицировались как многочисленные типы лихорадок, застойных явлений и дискразий.Таким образом, первоначально считалось, что малярия вызывается злыми эманациями (миазмами) плохого воздуха ( mal aria ) возле болот, пока не было признано, что она вызывается паразитом крови, передаваемым комаром.

Различные подходы медицинских, психиатрических, психологических, образовательных, поведенческих и других школ патологии речи достигли больших успехов в недавнем прошлом, и продолжают предлагаться более совершенные системы классификации. Они стремятся сгруппировать наблюдаемые симптомы речевых расстройств в соответствии с их первопричиной, а не субъективными впечатлениями слушателя.Хотя это относительно легко в случае потери языка в результате, например, мозгового инсульта, поскольку разрушенные области мозга могут быть идентифицированы при вскрытии, это более сложно в случае большой группы так называемых функциональных нарушений речи для двоих. Причины: во-первых, они определенно не вызваны грубыми, легко видимыми органическими поражениями, и, во-вторых, многие функциональные нарушения переросли в результате созревания или соответствующего обучения (лабораторное исследование пораженных тканей в таких случаях не выявило бы обнаруживаемых повреждений).Есть надежда, что усовершенствованные методы исследования как в области «функциональной» психологии, так и «органической» нейрофизиологии в конечном итоге выявят структурные основы распространенных нарушений голоса и речи.

Лечение и реабилитация

Выбор методов медицинского лечения или образовательной реабилитации коммуникативных расстройств в первую очередь зависит от основной причины нарушения. Любой случай хронической охриплости должен быть сначала осмотрен ларингологом, чтобы установить точный диагноз.Это особенно важно в старших возрастных группах, в которых зарождающийся рак гортани часто упускается из виду, потому что пациент не обращает внимания на ухудшение своего голоса. Прогноз всех видов рака становится тем хуже, чем дольше болезнь остается нераспознанной. Как только заболевание гортани исключено как причина голосовой жалобы, следует рассмотреть вопрос о реабилитации голоса грамотным логопедом.

Пороки развития, заболевания или повреждения периферического речевого механизма лечат соответствующие специалисты.Пластический хирург лечит расщелину неба. Невролог и терапевт лечат пациента, перенесшего инсульт, до тех пор, пока он или она не выздоровеет в достаточной степени, чтобы его направили для переобучения языковых навыков. Педиатр лечит ребенка с умственной отсталостью, а генетик консультирует семью относительно возможного наследования расстройства и его предотвращения в будущем. Глухота или тяжелая потеря слуха в раннем детстве являются типичной причиной серьезной задержки речевого развития и должны быть незамедлительно обнаружены с помощью соответствующего обследования у хирурга (отолога) и специалиста по слуху (аудиолог).Случаи детского аутизма (абстинентность, сильная эксцентричность) или ранняя шизофрения все чаще выявляются логопедами, детскими психиатрами, педиатрами и клиническими психологами. Это множество разнообразных профессиональных интересов в признании и реабилитации таких выдающихся детей хорошо обслуживается координацией этих усилий в рамках современного командного подхода. Но опять же, самая большая группа нарушений голоса и речи имеет причины, отличные от этих грубо органических поражений.Они относятся к области речевой реабилитации, проводимой экспертами в области патологии речи и другими функциональными практиками.

В 21 веке исследователи из различных областей, включая нейробиологию, биоинженерию и лингвистику, работали над созданием современных устройств, способных генерировать синтетический голос, управляемый активностью в речевых центрах мозга человека. Часть этого исследования заключалась в сопоставлении звука, издаваемого голосом здоровых людей, с движениями речевого тракта, что позволило впоследствии разработать алгоритмы, связывающие активность мозга, генерируемую во время речи, с конкретными движениями речевого тракта.Эти движения затем можно было использовать для создания синтетической версии голоса человека. В одном из первых испытаний один из таких нейронных декодеров успешно генерировал понятные предложения, которые безмолвно воспроизводил человек с неповрежденной речью.

Развитие коррекции речи

О том, что человечество с самого начала записанной истории беспокоили речевые расстройства, можно судить по многочисленным заметкам в книгах Библии. Кроме того, многие научные и медицинские писатели со времен античности до средневековья сообщали о наблюдениях за нарушениями речи и голоса.Рекомендованные лекарства просто отражали несоответствие философских или эмпирических представлений того времени. Научно ориентированная патология речи возникла в Германии во второй половине XIX века, внимательно следя за развитием отоларингологии. В этом отношении выделяются три имени: Карл Людвиг Меркель ( Anthropophonik ; 1857), Адольф Куссмауль ( Расстройства речи, ; 1877) и Герман Гуцманн, старший, который стал первым профессором патологии речи в университете. Берлинской медицинской школы около 1900 г.

В то же время Жан-Пьер Руссело в Париже развил новую науку — экспериментальную фонетику, быстро осознавший огромный вклад экспериментальной фонетики в изучение нормальной и нарушенной речи. Это тесное сотрудничество медицинской патологии речи с экспериментальной фонетикой остается типичным для европейского континента, где коррекция речи обычно проводится под руководством врачей в отделениях ушей, носа и горла университетских больниц.Обозначение патологии речи и голоса как логопедии и фониатрии с ее медицинской направленностью впоследствии достигло многих других цивилизованных народов, особенно в Японии и на южноамериканском континенте. Национальные организации в большинстве этих областей сейчас представлены в Международной ассоциации логопедии и фониатрии, которая была основана в Вене в 1924 году.

Развитие коррекции речи в англосаксонских странах шло по иному направлению. Хотя Соединенное Королевство имеет давние традиции в области общей и экспериментальной фонетики, его Колледж логопедов был организован в 1945 году в качестве контрольно-надзорного органа.Подобные организации последовали и в других областях Британского Содружества.

Американская патология речи избрала другой путь. Американская ассоциация речи, языка и слуха (ASHA), основанная в 1925 году в Нью-Йорке как Американская академия коррекции речи, стала организующим, исследующим и контролирующим органом для быстро растущего числа членов, число которых к 2008 году превысило 130 000. Многие колледжи университеты в США аккредитованы ASHA и предлагают степени в области речевой патологии и аудиологии, некоторые из которых включают работу на докторском уровне.Подавляющее большинство членов ASHA работают логопедами. Меньшее количество со степенью магистра и еще меньшее количество с докторской степенью работают в клиниках, которые занимаются коммуникативными расстройствами и которые обычно связаны с больницами, колледжами, университетами, а иногда и с общественными организациями.

Коррекция русской речи изначально следовала за развитием европейской логопедии и фониатрии. Одним из аспектов исследований ранней патологии речи в России был акцент на теории Павлова (кондиционирование и переподготовка) и интенсивное использование психоневрологических методов, включая фармакологию, терапию сна и другие программы интенсивного лечения во время госпитализации.Аналогичные тенденции наблюдаются в странах Восточной Европы, например, в Чешской Республике, где на медицинском факультете Карлова университета в Праге было организовано первое независимое медицинское отделение логопедии и фониатрии.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *