Социология и социальная психология
Понимание сути взаимосвязи социологических дисциплин и социальной психологии
Теоретические границы между социологией, микросоциологии, психологией и социальной психологией очень условны. И они становятся более конкретными, если рассматривать историческую социологию и историческую психологию. Этому поспособствовала сама историческая наука. Ее влияние на социологию и психологию в XIX веке дал эмпирическое основание как социологии, с помощью истории, может изучать изменения и развитие социальной реальности, так и психологии, исследует изменения и эволюцию психики индивидов.
В своей социальной теории Н.Елиас поставил акцент на эмпирическом исследовании исторических, социологических вопросов. И при детальном рассмотрении, можно увидеть, что разработка идеи исторического развития человечества основывается на изменениях не только в социальных, но и в индивидуальных структурах, изучаются и психологической наукой.
Социальная психология занималась и занимается изучением развития и изменений психики в социально-историческом контексте. Выявить эти изменения, если рассматривать отдельного индивида, очень сложно. Социально-психологический контекст дает возможность не отделять индивида от его социальной природы и изучать изменения в психике непосредственно в социальной среде.
Готовые работы на аналогичную тему
Известный психолог Белявский И. в своих работах раскрывал социальную суть психики, тогда как его коллега Шкуратов В. видел цель социальной психологии в изучении этапов развития цивилизации. Оба психолога, образовав удачный тандем, в своей работе описали представление о развитии человеческой психики, начиная от мифологических представлений и до современности. Стоит отметить еще одного психолога, В.Дружинина, который ссылаясь на И.Билявського приходит к выводу, что социальная психология изучает не статического, а динамического субъекта. Он пишет:
«Рассматривая индивида в контексте истории как процесса, меняется, историческая психология имеет дело с динамическими аспектами психического мира и изучает историогенез человечества и человека».
Замечание 1
Социология с момента своего становления в XIX веке акцентировала свое внимание на изучении макро объектов — общества, нации, цивилизации. Однако становление социологии сопровождалось ее теоретическим разделением на макро и микро теории. Макро социологические теории рассматривают общество в контексте масштабных социальных структур и процессов, а микросоциологических — в контексте межличностных взаимодействий. Согласно социология имеет статус мультипарадигмальнои науки. Причем в отличие от психологии, где мультипарадигмальнисть отождествляется с разнообразием теорий, каждая из которых выполняет неполный набор парадигмальных функций, в социологии есть настоящий парадигмальными раскол, который проходит по линии объект-субъект. В то же время в пределах обеих парадигм активно применяется принцип исторического изучения социальной реальности.
Макро социологические теории сосредоточены на изучении структурных преобразований, на непрерывном процессе развития общества, используя при этом исторические данные. К рассмотрению общественных трансформаций в историческом контексте социологи обращались неоднократно. Первая попытка совместить социальную психологию и социологию принадлежит классикам социологии — К.Марксу, М.Веберу, Ф.Тьоннису и др . Как отмечает Ч.Тилли:
«социология XIX века состояла из исторического и психологичного критицизма — попыток найти лучшее решение дилемм времени и общего направления развития человечества путем постановки настоящего в рамки длительных масштабных социальных процессов».
Подавляющее большинство социологов исследовали проблемы социального развития именно на макрообьективному уровне. Например, Маркс изучал цивилизацию как исторический синтез многих веков, который начался еще в первобытности, а закончится тогда, когда человечество достигнет коммунизма.
Но не все ученые сосредоточены на исследовании только макро объектов. Были и такие, которые пытались исправить моноспрямованисть социологии в изучении социальной реальности. Сначала это был деятельностный подход в понимающей социологии Вебера, который ввел в социологию действующего индивида и довел его важность и необходимость для социологии. В своих теоретических взглядах, он объяснял действия людей с учетом их мотивы, смыслы и ориентацию на другого индивида. Впоследствии на пересечении микро- макроподходы в социологии появились синтетические теории. Наиболее ярким представителем такого синтетического подхода в исторической социологии является Н.Елиас.
Теоретическая деятельность и методология в работах известных психологов и социологов
В своей теоретической деятельности Элиас выделил две основные линии исследования — психогенезис и социогенезис. В первом случае речь идет об изменениях в структуре личности, во втором — об изменениях в социальных структурах. Для ученого развитие психогенетического и социогенетичного (развитие индивида и социальных структур) является взаимообусловленными вещами. На примере поведения ребенка Элиас доказывает, что ему дается цивилизационные навыки в сокращенной временной форме, тогда как человечество производило их в течение веков. Сначала она их усваивает под руководством взрослых людей, а потом без контроля со стороны других; она выполняет большинство правил уже автоматически.
«Социальный стандарт, к которому индивид приспосабливается сначала извне, под внешним принуждением, наконец восстанавливается в нем более или менее беспрепятственно благодаря внутреннему принуждению, который срабатывает до определенного момента даже тогда, когда индивид сознательно этого и не желает.»
Внимание немецкого исследователя привлекли не ситуативные изменения в психике индивиды, а те изменения, которые имеют долгосрочный характер, то есть формируются и передаются на протяжении поколений. На формирование такой точки зрения, влияние друг Элиаса — К.Мангейм. Последний писал:
«Даже постепенные видоизменения в способах мышление не осознаются членами группы, которые находятся в стабильной ситуации, до тех пор, пока процесс адаптации мышления к новым проблемам происходит настолько медленно, что растягивается на несколько поколений. В таких случаях представители одного поколения в течение своей жизни почти не замечают перемен «.
В психогенезе Элиаса изучаются аффективные состояния, которые присущи «оно». В исследованиях Элиаса доказывается, что чем более цивилизованный человек, тем более подвластны ей эмоциональные состояния, тем сильнее она контролирует состояния аффекта. Под «цивилизованной» понимается тот индивид, который усваивает существующие социальные стандарты и нормы, существующие и поддерживаются социальной структурой и, частью которой он становится от рождения. Процесс передачи знаний, социализация индивида, «навязывание» ему социальной ответственности — это социогенезис. В этой области исследования описывается психологическая инстанция «Сверх-Я».
Социологические и социально психологические идеи Элиаса заключаются в изучении ним долгосрочного развития общества и изменения индивидов в нем, без ограничений короткими промежутками настоящего. Социология и общество, в понимании Элиаса, является непрерывным, бесконечным, пока ею занимаются объекты и субъекты, между которыми существуют социальные взаимосвязи и взаимозависимость. Такие взаимодействия создают все новые и новые связи, сеть взаимозависимостей. Социальная психология не всегда «идет вперед», развитие не означает, что в истории не может быть возвратов в прошлое (яркий пример тому — мода). Элиас отмечает, что «особенность истории в ее возвратности и цикличности». Для него общество является целостным, длительным процессом.
Норберт Элиас, в отличие от другихпсихологов и социологов, рассматривал индивида и общество как равноправных по важности, для этого он использовал понятие «фигурация». Элиас пишет:
«То, что обозначается двумя разными понятиями» индивид «и» общество «- как это представлено в современном использовании, — есть не двумя порознь существующими объектами, а отличными, но нераздельны уровнями человеческого универсума».
Замечание 2
Таким образом и индивида, и общество Элиас рассматривал в цивилизационном развитии, в трансформации, которая меняет как психику, так и социальные фигурации.
Для Элиаса, индивид может выступать как в качестве субъекта, так и в качестве объекта, если его рассматривать по отношению к другим индивидам. Объектом он становится тогда, когда становится причиной изменений другого субъекта, когда его идентифицируют как представителя другой социальной группы, института. Будучи объектом, индивид меняет другого объекта и меняется сам.
Проявление внешних факторов — это рационализация поведения индивидом, а внутренних — повышение порога стыда (когда человек нарушает собственные запреты) и чувство огорчения. Под рационализацией поведения понимается ориентация индивидов на долговременные стратегические планирования, вычисления рисков и возможных перспектив, попытки индивидов действовать взвешенно, не поддаваясь на короткие эмоциональные состояния. Чем более цивилизованная становится поведение индивида, тем разнообразные становятся чувства стыда и огорчения.
Элиас приходит к выводу, что развитие общества приводит к функциональной зависимости между индивидами, а поэтому и к большему контролю, к взаимному надзора. Изменение в способе существования порождает новые образцы, новые представления о причинах стыда и огорчения.
Рациональное поведение и сдержанность, по мнению Элиаса, начинается от элиты и распространяется к остальному населению. Сочетание объективизма и субъективизма присутствует в работах Элиаса. Он доказывал, что социально-исторический процесс продолжается в течение столетий, и исследовать его можно с помощью изучения эмпирического материала, который собрался за несколько поколений. На обыденном, а не научном уровне, динамику изменений в культурологическом срезе можно увидеть при воспитании ребенка с самого первого дня его рождения.
Каждый отдельный человек проходит «курс» для понимания других в процессе своего развития и взросления. Как и в истории, развитие не всегда означал улучшение существования человечества, так и в процессе жизни отдельного человека, не всегда развитие отождествляется с улучшением ее пребывания в социальной реальности. Изменения на индивидуальном уровне, а именно обуздание состояния аффекта, повышение уровня чувство стыда, уменьшение эмоциональности — это элементы исторического и природного развития, но это не всегда развитие к лучшему, счастливого будущего каждого отдельного индивида. Двигателем изменений Элиас определяет душевный аппарат каждого человека, который наделен собственными природными законами.
Замечание 3
В рамках этих законов формируется исторический процесс. Природные и исторические процессы неразделимы. Хотя начало «уходит» от естественного процесса, он становится взаимозависимым с историческим и образует баланс между психическими и социальными (цивилизационными) законами.
Элиас пишет, что «нет нулевого пункта в истории развития человека, подобно тому, как нет нулевого пункта в истории его социального существования, общественного взаимосвязи между людьми». Процесс образования чувств стыда и огорчения, изменение их границ — «олицетворяют человеческую природу в общественных условиях определенной формы, и в исторически-общественной процессе они отражаются, со своей стороны, как один элемент». Описывая придворное общество, Элиас показывает, что желание власти, поручение к материальным ресурсам, приводит к изменению в поведении индивидов, применение стратегических действий и обуздания эмоциональности.
Процесс приспособления к внешним обстоятельствам и регуляция собственного поведения, в соответствии с этими обстоятельств, принадлежит теории социальных изменений, в которой концентрируется внимание не в статическом рассмотрении существования социальной реальности, а на динамическом, постоянно изменяющемся процессе, который можно наблюдать, если учитывать длительное развитие ее на протяжении веков. Элиас, в отличие от Маркса, который также рассматривал развитие как длительный процесс и был сторонником объективистской линии развития общества, считал, что развитие нельзя объяснить, учитывая только экономическую составляющую. Для того чтобы получить целостность картины, необходимо к процессу познания привлечь различные науки, такие как историю, политологию, психологию, философию, культурологию, экономику и другие.
Заключение по теме
В теоретических работах Элиаса можно наблюдать сочетание учений о социогенез и психогенез, то есть о социальном и психическая жизнь, его формирование и изменения в нем. Цивилизационные изменения на уровне структур, увеличение населения, дифференциация функций индивидов, приводят к взаимозависимости между индивидами и более быстрой циркуляции моделей поведения. Социальные принуждения моделируют поведение индивидов. Поэтому Элиас пытался синтезировать социальные и индивидуальные процессы в своих теоретических достижениях.
Индивидуальные структуры могут быть поняты только тогда, когда они связаны с социальным контекстом и изменениями в социальных сетях.
Учет идей Элиаса относительно осложнения и переплетение взаимодействий индивидов, процессуальный характер изменений в психике, подавление аффективных проявлений в поведении, социальная взаимозависимость между индивидами, рационализация индивидуальных структур — обогатит психологический дискурс.
Социология и социальная психология: сходства и различия
Социология и социальная психология: сходства и различия. Лазарева О.А., Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского г. Саратов, Россия
Аннотация
Статья содержит в себе сравнительный анализ двух тесно связанных между собой наук: социологии и социальной психологии. Помимо того, в статье показано, как обе науки изучают одну и ту же проблему (с конкретными примерами). Также, раскрыт вклад социологии как науки в общую систему гуманитарных наук.
Ключевые слова: личность, социальная психология, социальный институт, социология.
«Социология – наука об обществе» – самоё распространенное определение, которое Вы могли когда-либо слышать. Если разобрать слово «социология», то с латыни оно буквально так и переводится: «социо» -общество, «логос» – наука. Но на самом деле социология – не просто наука, а одна из самых важных дисциплин о человеке. Социология тесно взаимосвязана с психологией, а также социальной психологией [1, c. 3].
Социологов интересует не просто человек, а индивид как формирующаяся личность, входящая с самого рождения в какую-либо группу или институт. Личности влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом. Причины этого взаимодействия можно объяснять и с помощью социологии, биологии, психологии, и даже философии.
Так, социологов и социальных психологов связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако в то время как большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), социальные психологи изучают среднестатистических людей – то, как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним (т.е., более частные случаи).
Рассмотрим несколько примеров, чтобы увидеть разницу объекта изучения социолога и социального психолога. Изучая близкие отношения, социолог мог бы заинтересоваться количеством официально оформленных и гражданских браков и разводов и тенденциями в этой сфере, а социальный психолог попытался бы понять, как люди становятся привлекательными друг для друга и почему они вступают в брак. То же самое можно сказать и об изучении такой категории, как счастье: социолог стал бы выяснять, сколько счастливых людей среди студентов и какие индикаторы наиболее часто встречаются в понятии счастья, а социальный психолог стал бы изучать психологические признаки проявления состояния счастья и выяснять, что всё-таки есть счастье – эмоция или чувство [3, c. 12].
Хотя социологи и социальные психологи иногда используют одни и те же исследовательские методы, социальные психологи больше полагаются на эксперименты, в которых они могут манипулировать каким-либо фактором. Например, чтобы понять, оказывает ли влияние на человека индивидуум одного с ним пола, возраста и т. п., социальный психолог может создать такие экспериментальные условия, при которых оно будет присутствовать или отсутствовать. А социолог, скорее всего, проведёт интервью, фокус-группу или исследование с помощью анкетирования, где будет пользоваться таким методам, как корреляционная связь. Социолог не может исследовать каждого индивида и предположить модель его поведения, но он может сказать или предположить, как будет себя вести та или иная группа или большинство (основная масса людей).
Исследования социологов очень важны для маркетинга, менеджмента и рекламоведения, так как они позволяют выявлять предпочтения их основных целевых аудиторий. Но всегда можно углубиться и обратиться к психологам, чтобы, например, выявить вкусовые особенности покупателя или мотивы для совершения покупок, при этом данные психологов сложно будет называть репрезентативными, соответствующими закону больших чисел (т.е., экстраполировать данные на основную массу покупателей) [3, c. 13].
Каждый, кому доводилось изучать хотя бы азы социологии или психологии, знает, что нас формируют природа и воспитание. Как напоминают нам эволюционные психологи, благодаря унаследованной человеческой природе мы предрасположены вести себя так, как вели себя наши предки, которым удалось выжить и дать потомство. Мы несем в себе гены тех, кто обладал чертами, которые позволили им выжить и обзавестись потомством, и чьи дети смогли сделать то же самое. Природа также наградила нас огромной способностью к обучению. Мы чувствительны к нашим социальным факторам и реагируем на них. Социология как раз и занимается управлением, профилактикой и влиянием факторов на жизнь общества, группы индивида.
Стоить отметить, что социология изучает такие категории, какие не изучают больше ни в одной науке (социальная память, малая группа, социальная мобильность, социальный институт и т.д.). Все классики социологии потратили годы своих трудов, чтобы докопаться до истины каждого понятия. Например, М. Вебер и его типы действий. Ведь это благодаря ему мы теперь можем различать просто действие, совершаемое как рефлекс или привычка, и действие, направленное на что-то или кого-то. И именно социология изучает мотивы, цели и результаты таких взаимодействий. А без социальной интеракции в современном мире уже никак нельзя обойтись, ведь мы подвергаемся ежедневному влиянию и СМИ, друзей и т.д. [2, c. 71].
Таким образом, хотелось бы отметить важную роль социологии в изучении индивида-личности, её формировании, взаимодействии с другими личностями, с группами, с институтами, а также в изучении влияния личностей, групп и институтов друг на друга. Любая статистика может быть полезна в любой из четырёх существующих сфер жизни общества. И, конечно, не стоит забывать про психологию и биологию, которые помогают социологии изучать все эти процессы. Также, особое внимание необходимо уделить такой науке, как социальная психология, которая сейчас становится популярной благодаря соединению методологии двух смежных наук. Она полезна и в маркетинге, и в сфере рекламы, и в психологии и педагогике, а также и в повседневной жизни.
Ссылки на источники
- Зборовский Г. Е. Общая социология. 3-е изд. М.: Гардарики. 2004. 3 с.
- Зборовский Г.Е. Введение в социологию. М.: Прогресс-Универс. 1993. 71 с.
- Майерс Д. Социальная психология. Спб.: Питер. 2007. 12 – 13 с.
Рассказать друзьям:
Социология и Социальная психология — ЛАФЕЮМ
Социология — это наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Категория:Социология.
Общество
Социальная психология — раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. Шаблон:Психология. Категория:Социальная психология.
Общество
Социальные проблемы или общественные проблемы — вопросы и ситуации, которые прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения значительного числа членов общества, являются достаточно серьёзными проблемами, требующими коллективных усилий по их преодолению. Конкретный перечень социальных проблем отличается в разное время и в разных обществах, причём дискурс их восприятия и представления со временем меняется. Категория:Социальные проблемы.
Общество Опасности и Риски
Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус характеризуется специфическими умениями или навыками, харизмой, образованием. Большинство социологов придерживаются многомерного подхода, учитывая такие признаки, как: собственность; уровень дохода; образ жизни; отношения между людьми в системе общественного разделения труда; отношения распределения; отношения по потреблению; место человека в иерархии политической системы; уровень образования; этническое происхождение и др. Категория:Социальный статус.
Достижения и Твёрдость Общество Развитие личности
Социальное поведение — взаимодействие двух или более индивидуумов (особей) в популяции одного вида. Изучением социального поведения человека занимается социальная психология. Просоциальное поведение — это социальное поведение, которое «приносит пользу другим людям или обществу в целом». Асоциальность — это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали. Девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Взаимный альтруизм — вид социального поведения, при котором индивиды ведут себя с некоторой долей самопожертвования в отношении друг друга, однако только в том случае, если ожидают ответного самопожертвования. Альтруизм — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму. Эгоизм — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, в том числе когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Разумный эгоизм — термин, часто используемый для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов. Несмотря на то, что разумный эгоизм — наиболее выгодная стратегия для каждого индивида, этот же индивид может проиграть от её распространения в обществе. Категория:Социальное поведение.
Мораль и Ответственность Наставничество Образование Общество Предостережение
Социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества. Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты или же в более широком контексте смена позиции в социальной иерархии, а не в служебной.
Общество Развитие личности
Социальная стратификация — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои (страты) путём объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса). Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. Социальная структура — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества. Социальная иерархия — иерархическая структура отношений по поводу распределения в обществе власти, собственности, доходов, престижа и других ценностей. Социальная иерархия отражает неравенство социальных статусов.
Общество
Общественный — 1. Связанный, соотносящийся по значению с существительным общество. 2. Относящийся к добровольному обслуживанию коллектива, общества. 3. Значимый для общества, публичный. 4. Принадлежащий одновременно нескольким субъектам, коллективный, не единоличный. 5. Любящий общество, коллектив, приспособленный к жизни в коллективе. Социальный — 1. Связанный с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу; общественный. 2. Имеющий какие-либо льготы для некоторых слоёв общества, находящийся на балансе города, муниципалитета; льготный.
Общество
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Признаки: наличие внутренней организации; общая (групповая) цель деятельности; групповые формы социального контроля; образцы (модели) групповой деятельности; интенсивные групповые взаимодействия; чувство групповой принадлежности или членства; ролевое согласованное друг с другом участие членов группы в общей деятельности или соучастие; ролевые ожидания членов группы относительно друг друга. По величине группы и способу взаимодействия её членов выделяются большие и малые. В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К многообразным малым группам относятся такие группы как семья, дружеские компании, соседские общности. Категория:Социальные группы.
Общество Окружение и Общение
Социальный или общественный институт — исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил. Существует мнение, что характер общественных институтов, существующих в той или иной стране, определяет успех или провал развития данной страны в долгосрочной перспективе.
Общество Окружение и Общение
Менталитет — совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности. Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии. Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей. Термин в Викисловаре.
Окружение и Общение Цивилизация
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой. Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе. Ресоциализация — это приспособление человека к жизни в новом сообществе. Десоциализация — утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.
Образование Общество Окружение и Общение
Комментарии специалистов
Адаптивность личности – способность к адаптации, приспособлению человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. Поскольку адаптация – процесс взаимопроникающий, значит, изменяться может не только личность, но и среда, в которой он существует. Адаптивность прежде всего заключается в анализе и адекватном восприятии окружающей среды, вследствие чего вырабатывается умение оставаться целостной личностью. Кроме того адаптивность выражается в способности преобразовывать окружающую индивидуума действительность сообразно своим этическим и моральным представлениям. Если человек обладает адаптивностью, то он намного легче переносит перемены в жизни, имеет возможность адекватно сориентироваться в любой (особенно неприятной) ситуации, обладает более высокой эмоциональной устойчивостью, а также способен меняться, что не пугает, а только вдохновляет его.
Общество Развитие личности
Социальные нормы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Регуляторы общественных отношений — совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.
Мораль и Ответственность Общество
ТОП 10:
|
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 96Следующая ⇒
Социологов и социальных психологов связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако в то время как большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), социальные психологи изучают среднестатистических людей — то, как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним. При проведении подобных исследований изучается влияние как группы на индивидуума, так и индивидуума на группу.
Рассмотрим несколько примеров. Изучая близкие отношения, социолог мог бы заинтересоваться количеством официально оформленных и гражданских браков и разводов и тенденциями в этой сфере, а социальный психолог попытался бы понять, как люди становятся привлекательными друг для друга. То же самое можно сказать и о такой проблеме, как расовые установки: социолог стал бы выяснять, чем расовые установки представителей среднего класса как группы отличаются от расовых установок людей с более низкими доходами, а социальный психолог — формирование расовых установок индивидуума.
Хотя социологи и социальные психологи иногда используют одни и те же исследовательские методы, социальные психологи больше полагаются на эксперименты, в которых они могут манипулировать каким-либо фактором. Например, чтобы понять, оказывает ли влияние на человека индивидуум одного с ним пола, возраста и т. п., социальный психолог может создать такие экспериментальные условия, при которых оно будет присутствовать или отсутствовать. Теми же факторами, которые изучают социологи, например социоэкономический класс, манипулировать трудно или неэтично.
Социальная психология и психология личности
Социальная психология и психология личности сходны в своем интересе к индивиду. Именно поэтому исследования специалистов в этих областях знания Американская психологическая ассоциация публикует в одних и тех же журналах: The Journal of Personality and Social Psychology и The Personality and Social Psychology Bulletin.Отличие социальной психологии от психологии личности связано с социальным характером первой. Внимание специалистов в области психологии личности сосредоточено на внутреннем мире индивида и на индивидуальных различиях, например, их интересует, почему одни люди более агрессивны, чем другие. Социальные психологи обращают внимание на то, что вообще свойственно всем людям, — как мы воспринимаем друг друга и влияем друг на друга. Они изучают механизмы, посредством которых социальные ситуации способны вызвать у большинства людей проявления доброты или жестокости, конформности или независимости, чувства симпатии или предрассудки.
<Вы никогда не сможете предсказать, как поступит каждый конкретный человек, но вы можете точно сказать, что будет делать основная масса людей. Личности могут быть разными, большинство же остается неизменным. Артур Конан Дойл,Этюд в багровых тонах, 1887>
Но между ними есть и другие отличия: социальная психология более молодая наука. Многие корифеи психологии личности, в том числе Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Карен Хорни, Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, жили и работали в первой половине минувшего века. Многие из тех социальных психологов, с которыми вы познакомитесь на страницах этой книги, — наши современники. Среди социальных психологов меньше прославленных теоретиков и больше скромных тружеников — талантливых исследователей, создающих концепции «местного значения». Со многими из них мы познакомимся в автобиографических материалах, которые представлены под общей рубрикой «За кулисами классической теории».
Социальная психология и биология
Каждый, кому доводилось изучать хотя бы азы психологии, знает, что нас формируют сообща природа и воспитание. Подобно тому как площадь поля вычисляется умножением его ширины на длину, так и люди есть результат совместного взаимодействия биологии и среды. Как напоминают нам эволюционные психологи (см. главу 5), благодаря унаследованной человеческой природе мы предрасположены вести себя так, как вели себя наши предки, которым удалось выжить и дать потомство. Мы несем в себе гены тех, кто обладал чертами, которые позволили им выжить и обзавестись потомством, и чьи дети смогли сделать то же самое. А это значит, что эволюционных психологов интересует, как естественный отбор мог предопределить наши действия и реакции, касающиеся сексуального поведения и продолжения рода, проявлений ненависти и агрессии, заботы и склонности к сотрудничеству. Природа также наградила нас огромной способностью к научению. Мы чувствительны к нашим социальным контекстам и реагируем на них.
Если каждое психологическое событие (каждая мысль, каждая эмоция) является одновременно и биологическим событием, мы можем также рассмотреть и то, как нейробиология объясняет социальное поведение. Социальные нейрологи не стремятся свести такие сложные проявления социального поведения, как оказание помощи или причинение вреда, до уровня простых нейронных или молекулярных механизмов. Но чтобы понять любовь и ненависть, мы должны принимать во внимание не только то, что творится «под кожей» индивидуумов (биологические воздействия), но и то, что происходит между «кожными покровами» разных людей (социальные воздействия). Гормоны стресса влияют на наши чувства и поступки, социальный остракизм становится причиной повышения артериального давления, а социальная поддержка укрепляет иммунную систему организма. Душа и тело — единая большая система, а все мы — биопсихосоциальные организмы.
Уровни объяснения
Мы изучаем людей с разных точек зрения, которые называются академическими дисциплинами. К ним относятся и базовые науки, например физика и химия, и такие интегративные дисциплины, какими являются философия и теология. Какой из подходов более уместен, зависит от того, что именно вы хотите сделать предметом обсуждения. Возьмем в качестве примера любовь. Физиолог станет описывать химические процессы, происходящие в мозге страстно влюбленного человека. Социальный психолог будет изучать, как разные характеристики и условия — привлекательная внешность, сходство партнеров, полное взаимопонимание — усиливают чувство, которое мы называем любовью, а поэт — воспевать ее величие.
Нет необходимости считать какой-либо из этих уровней истинным объяснением. Физиологическая и эмоциональная точки зрения на любовь, например, — всего лишь два подхода к одному и тому же явлению. Точно так же эволюционное объяснение универсального запрета инцеста (генетика наказывает межродственное скрещивание наследственными заболеваниями потомков) не заменяет ни социологического (с точки зрения социологии табу на инцест может служить цели сохранения структуры семьи), ни теологического табу на него (последний может исходить из соображений нравственности). Эти разные объяснения могут дополнять друг друга (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Частичная иерархия дисциплин.Диапазон дисциплин — от базовых наук, изучающих основополагающие законы природы, до интегративных, изучающих сложные системы. Один уровень успешного объяснения функционирования человека не противоречит другим уровням объяснения
Если каждое из объяснений есть часть интегративного объяснения, то разные уровни объяснений, объединенные вместе, должны создать целостную картину. Признание факта, что разные уровни объяснения дополняют друг друга, избавляет нас от бесплодной дискуссии о том, с каких позиций следует изучать человеческую природу — с научных или с субъективных: подход «или — или» в данном случае неуместен. Как сказал социолог Эндрю Грили, «психология, несмотря на все свои старания, не может — как не могу этого сделать и я — ответить на вопросы о цели и смысле человеческой жизни и о предназначении человека» (Greeley, 1976). Социальная психология — один из важных подходов, но не единственный, воспользовавшись которым мы можем посмотреть на себя и понять себя.
Резюме
Социальная психология — это наука о том, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу. Социальная психология произошла от психологи и социологии. По сравнению с социологией социальная психология более индивидуалистична по содержанию и более экспериментальна по методологии. От психологии личности социальная психология отличается тем, что она интересуется не столько индивидуальными различиями между людьми, сколько тем, как люди вообще воспринимают друг друга и влияют друг на друга.
<Знание одно. Его деление на дисциплины есть уступка человеческой слабости. Сэр Хэлфорд Джон Мак-Киндер,1887>
Социальная психология — одна из наук об окружающей среде: она изучает зависимость поведения от социальной среды. Помимо подхода, присущего социальной психологии, есть еще немало других подходов к изучению природы человека, каждый из которых ставит собственные вопросы и получает на них свои ответы. Эти разные точки зрения не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.
|
Социальная психология и социология — Студопедия
Марксистская социология наряду с общей психологией является теоретической и методологической основой советской социальной психологии. Это означает, что природа любого социально-психологического явления, закона будет искажена, не понята, если вырвать их из господствующей системы общественной жизни. Многие философы и социологи полагают, что явления общественной психологии составляют одну из специфических форм отражения общественного бытия наряду с другими формами общественного сознания (А. В. Баранов, Л. И. Горячева, В. Ж.Келле, М. Я. Ковальзон, В. П. Рожин, Д. М. Угринович, В. А. Ядов). Сближая общественную психологию людей с другими формами общественного сознания, философы видят их различия в уровне и характере отражений общественного бытия. Подчеркивается стихийный характер формирования общественной психологии, ее более непосредственный характер, ее инертность и меньшая систематизированность, ее процессуальность и обыденный характер, в то время как идеологические формы общественного сознания, по их мнению, носят более теоретический, более опосредованный и систематизированный характер, представляют некоторый итог устоявшегося отражения общественного бытия. Подобные различия в характере отражения общественного бытия в общественной психологии и в систематизированных формах общественного сознания действительно имеются.
Смысл большинства подобных рассуждений многих философов сводится к тому, что общественная психология является как бы низшей ступенью отражения общественного бытия пой сравнению с систематизированными формами общественного сознания, сложным процессом, из которого выкристаллизовываются систематизированные общественные формы сознания. Различия общественной психологии и других общественных форм сознания выступают в виде различий по степени, а не по существу. Общественная психология сближается с обыденным, стихийно складывающимся общественным сознанием, а идеология — с теоретически образованными, систематизированными формами отражения общественного бытия.
Все эти бесспорные положения вряд ли у кого из марксистов вызывают сомнения. Действительно в духовной, идеологической жизни общества можно выделить систематизированные, теоретически устоявшиеся, идеологически поддерживаемые формы общественного сознания (философские правовые, нравственные, эстетические и др.) и наряду с этим — массовидные процессы общественной психологии в виде обыденного сознания (обычаи, нравы, привычки, предрассудки и стереотипы всякого рода и т. п.). Это, безусловно, различные ступени, уровни и формы отражения общественного бытия. Однако из этих бесспорных и не вызывающих сомнения положений вовсе не следует, как это считают некоторые философы, что за социальной психологией закрепляется изучение только массовидного, обыденного общественного сознания или общественной психологии. В то же время, по их мнению, систематизированные и теоретические формы общественного сознания исключительно являются объектом изучения философов, социологов, юристов и представителей других общественных наук. Авторы подобной точки зрения не проводят четкой грани между объектом и предметом науки. В действительности единство социальной психологии вытекает не только из единства методологии исторического материализма и социологии как основы социальной психологии, его единство вытекает и из общности объекта исследования. Не только общественная психология, обыденное сознание, но и теоретические формы общественного сознания могут и должны быть объектом и социологического, и социально-психологического исследования. Социально-психологические исследования эффективности массовой информации и коммуникации, диспозиционное социально-психологическое построение личности не могут не включать изучения обыденного и теоретического уровней сознания реципиентов и коммуникаторов[100]. Более того, личность, малые группы, непосредственное общение могут быть рассмотрены и с социологической, и с социально-психологической точек зрения. Методические и технические приемы исследований также сближают социологию и социальную психологию. Все больше социологов и социальных психологов убеждаются в том, что наиболее перспективными являются комплексные исследования социологов и социальных психологов, например по проблемам социального планирования развития производственных коллективов.
В чем же специфика социологического и социально-психологического подхода к единообразным по существу явлениям? Социолог любые факты, явления (личностные, групповые, массовидные, общественно-психологические или относящиеся к общественному сознанию) объясняет объективными общественными законами, экономическими категориями, влиянием больших социальных групп, наконец, общественным бытием, классовой и идеологической позицией. Для социолога личность есть «совокупность общественных отношений» и часто выступает как персонифицированная экономическая категория, как представитель класса.
Социологические различия более глубокие и определяющие, носят опосредованный характер, но, конечно, проявляются и в непосредственной форме. Так, например, капиталист не может не эксплуатировать рабочего, не выжимать из него максимум прибыли. Рабочий не может не продавать свою рабочую силу в условиях капитализма. Хотя лично, в непосредственном общении, в отдельных случаях они даже могут сотрудничать друг с другом.
Социально-психологические связи, наоборот, носят явно непосредственный характер (симпатии, антипатии, восприятие и понимание друг друга), но за этими отношениями стоят опосредованные связи, макроусловия. В первую очередь — это социально-экономические отношения, затем — возрастные, половые другие признаки. Различие и специфика социологии и социальной психологии в акцентах, в направлении анализа причин и обстоятельств тех или иных событий.
В рамках социально-психологического подхода все формы общественного сознания (систематизированные или обыденные) как отражение общественного бытия составляют макросреду, общий фон, общие условия, на основе которых развертывается жизнь групп, коллективов и их участников. И факты обыденного сознания, и факты идеологических форм сознания становятся социально-психологическими фактами только через посредство общения личности с другими людьми, через непосредственный контакт человека с человеком, через призму опыта индивида, его установки и фильтры, т. е. через микросреду. Так, например, групповая оценка каких-либо событий может полностью совпадать с идеологическими оценками, что и наблюдается во многих бригадах коммунистического труда. В других случаях групповая оценка событий опускается до самых отсталых н обывательских настроений, что иногда можно наблюдать и неоформленных уличных компаниях, в бригадах, где существуют конфликтные отношения, т. е. быть на уровне обыденных форм общественного сознания. Следовательно, элементы и идеологически систематизированного и обыденного сознания могут стать характерными чертами группового сознания тех или иных групп и коллективов.
Социально-психологические явления (в смыслепредмета изучения) — это не только ступень в развитии общественногосознания. Социально-психологические явления пронизываютвсю структуру общества от базиса до надстройки. Все элементы социальной структуры общества составляют те макроусловия, которые определяют собой микроусловия, характернепосредственного общения людей друг с другом.
В самом процессе орудийного воздействия на природу (в рамках производительных сил) люди взаимно подражаютдруг другу, обмениваются опытом, влияют на настроение другдруга, испытывают взаимное уважение или неприязнь. Этиформы непосредственного общения носят социально-психологический характер и могут иметь известную независимостьот производственных отношений. Не все формы общения впроцессе производства есть производственные отношения, например, есть технологические связи (последовательность трудовых операций), есть психологические связи (речевая коммуникация, коммуникация посредством различных выразительных движений, подражание и т.д.). Но характер господствующих производственных отношений является определяющим, он существенно влияет на все формы общения в процессе производства. Конфликты, подозрения, недоверие к людям порождаются чаще всего частной собственностью. В классовом обществе непосредственные контакты,общение концентрируются на противоположных классовых и сословных полюсах. Однако классовая принадлежность не всегда совпадает с установками конкретной личности и группы. Так, к принятию общественных требований и целей при социализме, к их осуществлению значительно быстрее приходят более сплоченные, дружные производственные коллективы. Идеологическое воздействие на группы очень часто опосредуется установками, оценками, мнением наиболее авторитетного и уважаемого лица в группе (глава семьи, лидер среди приятелей и т. п.).
Таким образом, социальная психология, опираясь на марксистскую социологию, имеет и свою специфику, свой мир пилений и законов, наиболее отчетливо проявляющихся в малых группах, коллективах и свойствах общающихся личностей. При этом на уровне производственных коллективов и общественных организаций наиболее заметно выступает взаимодействие макро- и микросреды и определяющая роль первой.
В социальной психологии берется многообразие связей личности с разными группами, коллективами и обществом и целом. Во-первых, выявляются непосредственные связи личности в непосредственных формах общения, которые пронизывают всю ее повседневную жизнь, охватывают разнообразные группы и коллективы. Это интимные, психологические отношения супругов, родителей и детей, друзей, приятелей и близких. Сюда же входят взаимоотношения, которые складываются в официальных организациях и носят характер взаимного уважения, предпочтения, взаимной симпатии. Это различные психологические группировки, возникающие на базе личных мотивов. В этой сфере непосредственных контактов, как показывают многие исследования, формируются социально-психологические особенности сознания и личности: восприятие и понимание людьми друг друга, речь, типичные чувства и вкусы, установки, привычки. Это ближайшая и непосредственная психологическая основа взаимного влияния людей друг на друга. Это социальная психология так называемых первичных, неоформленных групп, которыми главным образом и занимаются буржуазные социальные психологи. Во-вторых, помимо непосредственных, психологических отношений люди вступают в официальные, долженствующие, обязывающие отношения в различных общественных институтах (завод, учреждение, школа, совхоз, колхоз, воинская часть, различные общественные организации и т. п.). Поступая в эти организации, каждый человек принимает на себя определенные общественные роли, задачи, вступает в официальные отношения с носителями смежных ролей на производстве, в организации. Здесь-то и закладываются основы коллективов:производственных, школьных, воинских, общественных, которые скрепляются и объединяются на базе общественно значимых целей. Хорошо, если решение общественнозначимых задач захватывает каждого участника, все неофициальные группировки коллектива.В этом случае личный опыт, знания, непосредственные контакты направлены на успешное решение общественно значимых задач.Однаконапервыхпордляотдельныхиндивидовигруппировокэтиобщественныйзадачимогутвыступатькаквнешняянеобходимость(периодвхожденияврабочийколлектив),азатем,померевхождениявжизньколлектива,вритмегоработыиповседневныхзаботзадачимогутвосприниматьсякаксобственные,личностнозначимыезадачи(развитыйсплоченныйколлектив).Высшейстадииразвитияколлективадостигаетсягармониобщественнозначимыхзадачсличнымицелями.ЗдесьпроисходитподтягиваниемежличностныхпсихологическихОтношенийдоуровнявыполненияобщественнозначимыхзадаколлективом.ВкапиталистическихстранахЗападаэтистороныорганизациигруппы – неофициальнаяиофициальнаянаходятсявантагонистическоепротиворечии,вотчужденииобщественногоотличного.
Межличностныеотношениявзаимнойсимпатии,дружескогорасположения(неоформленныегруппы)могут помогать выполнениюофициальных,принятыхколлективомзадач,но могутимешать.Когдаинтересыгруппировокилиотдельныхлицрасходятсясобщественнымизадачамиколлективов,тогдапроисходятконфликты,иногдазадержкивразвитииколлектива.Всеэтиуровниразвитиягруппировок,динамикумежличностныхотношенийвсвязисразвитиемколлективавиконкретноммногообразииивзаимодействиииизучаетсоциальнаяпсихология.Здеськакбыпроисходитсинтез,связка,конфликтилигармониямикросредыимакросреды.Понятно,чтосамойглубокойпричинойизмененийвсехмежличностныхотношенийявляютсяпроизводственныеотношения.Онивсфересоциально-психологическихявленийотражаютсяввидеустановокличности,ввидеотношенияксобственностиктруду,кдругимлюдям.Этовклассовомобществеприводитктому,чтопервичныепсихологическиегруппировкивпредприятииконцентрируютсяпоклассовымисословнымпризнакам.Общественнозначимыезадачивыступаютздеськакотчужденныеотличностиигруппировок.Внашейстранепроизводственныеотношенияотражаютвтакихотношенияхиустановкахличностиигрупп,качувствохозяина,личнаяигрупповаяответственностьзаорудияисредствапроизводства,выпускаемуюпродукцию,недра и богатствастраны.Еслиэтимакрофакторынесталидостояниемсознания личностиилигрупповогомнения (микросреды), то они еще не вошли в их плоть и кровь, т. е. групповая психология людей в данном случае отстает от установившегося сознания, от идеологии. Если, например, явления солидарности, взаимопомощи, братства, преданности ограничиваются рамками семьи, приятелей, конкретных производственных групп, то это не всегда соответствует системе наших производственных отношений, может даже противоречить им. Хищения всякого рода, взаимовыручка, группировки вопреки общественным интересам, сдерживание всего прогрессивного на производстве — вот примеры отсталой психологии людей. Можно даже сказать, что большинство пороков, бытующих и нашей стране, имеют социально-психологический источник. Напротив, когда явления солидарности, взаимопомощи, братства развертываются на уровне заботы о всех людях, о стране, тогда психология личности и групп сливается, гармонирует со структурой нашей идеологии.
Развитие сознания личности, групп людей, конкретных коллективов до уровня коммунистической идеологии, научно выражающей нашу общественную систему, является одной из важнейших задач социальной психологии как науки.
В последнее десятилетие в нашей стране широко развернулись эмпирические социологические и социально-психологические исследования, в которых научно раскрываются прогрессивные тенденции развития нашего общества и трудности, стоящие на этом пути. Социально-психологические и социологические исследования тесно между собой связаны. В начале развертывания эмпирических исследований в нашей стране многие социологи по сути занимались социально-психологическими исследованиями (см. работы Н. Г. Валентиновой, В. Б. Ольшанского, В. Н. Шубкина и др.). И в самом деле очень много общего между конкретно-социологическими и социально-психологическими исследованиями: единая марксистская методология, многие методические приемы исследования (анкета, интервью, изучение документов и т. д.), интерес к таким явлениям, как ценности, мотивация личности и т. д. Однако при всей близости этих исследований существуют и известные различия. Конкретно-социологические исследования должны иметь дело с социологическими явлениями и законами общественной жизни и, следовательно, отличаться более высоким уровнем обобщения, чем при социально-психологическом подходе. Если же социологи изучают мотивы, установки, ценности личности, групповое сознание (т. е. социально-психологические явления), то их задача заключается прежде всего в том, чтобы раскрыть объективные и глубокие социальные причины этих процессов. Так, например, В.А. Ядов к А.Г. Здравомыслов совместно с коллективом сотрудников убедительно показали, как изменения характера и содержания труда (объективные социальные условия) отражаются на мотивах трудовой деятельности рабочих (субъективные явления)[101].
В социологическом анализе исследователь должен раскрывать изменения, происходящие в различных слоях дружественных классов нашего общества, выявлять тенденции преодоления существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней и т.д. Словом, в социологических исследованиях фиксируются сдвиги в структуре общества и их отражение в сознании людей. В них изучаются либо объективные изменения в структуре общества либо соотношения субъективных и объективных факторов в общественном развитии. В последнем случае субъективные изменения (установки, мотивы, ценности) сводятся к объективным изменениям в положении социального класса, прослоек, т. е. к отношениям больших социальных групп.
В социальной психологии субъективно-психологические качества людей, установки, ценности, мотивы, групповые нормы, мнения рассматриваются сами по себе как результат непосредственного общения людей, сквозь призму которыхвоздействует вся общественная система. Если в перечисленных социально-психологических явлениях видеть только отражение общественной системы и ее различных сторон, то мыстоим на почве конкретной социологии. Если в них раскрывается сам механизм и содержание группового сознания и личностных установок как следствие разнообразных систем непосредственного общения и влияния различных опосредованных факторов, то мы остаемся на почве социальной психологии. Социальная психология — необходимое дополнениеконкретной социологии, так как сквозь призму непосредственного общения отражаются не только общественная структура, но и психологические особенности людей, их возрастные и половые различия. Таким образом, социальная психология, являясь областью психологических наук, находится в тесной связи с социологией и эмпирическими социологическими исследованиями. В известном смысле социальная психология служит мостом между психологией и социологией Поэтому развитие социальной психологии должно опираться на дружественные связи и усилия психологов и социологов.
[1] См.: Методологические проблемы социальной психологии. М 1975; Социальная психология. Под ред. Г. П. Предвечного, 10. А. Шерковина. М., 1975; Коллектив и личность. М., 1975, Методология и методы социальной психологии. М., 1977; Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. Под ред, Г. М Андреевой Н. Н. Богомоловой. М„ 1977; Петровский А. П. Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива М, 1978; и др.
[2]Своеобразным дополнением к этой книге можно считать уже вышедшую работу, посвященную методолого-методическим проблемам социально-психологических исследований (см.: Методы социальной психологии Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова, Л, 1977).
[3]WundtW. Logik. Leipzig, 1883, S. 225—227.
[4] Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.
[5]Дильтей В. Описательная психология. М., 1924.
[6] Уорд Л. Очерки социологии. М., 1901, с. 119.
[7]Stoetzel J. La psychologiesociale. Paris, 1963, p. 10-23.
[8]Moede W. ExperimentelleMassenpsychologie. Leipzig, 1920; Allport F. Social psychology.Boston, 1924; Бехтерев В.М. Влияние коллектива на личность. – В кн.: Педология и воспитание. М., 1928.
[9] См.: Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М.; Л., 1926.
[10]Allport F. Social psychology. Boston, 1924.
[11] Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1964.
[12]Хинкле Г. Социология и психоанализ.— В кн.: Беккер Г., Боснии А. Современная социологическая теория. М., 1961.
[13]Lеwin К. Field theory in social science.London, 1952.
[14]Small groups.Ed. by P. Hare.NewYork, 1962, p. 516—526.
[15]Festinger L. Theory of cognitive dissonance.Evanston, 1957.
[16] Морено Дж. Социометрия. М., 1958.
[17]Вахитов М. Об одной «новейшей социальной утопии». М., 1958.
[18]См., например: Kӧnig R. Handbuch der empirischenSozialforschung.Stuttgart, 1966.
[19]Cantrill H. «The why» of men’s experience.New York, 1950.
[20]См.: Handbook of social psychology. Reading (Mass.), 1959, vol. 1, p. 5.
[21]Татищев В. Н. Разговор о пользе наук и училищ. М., 1887.
[22]Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М., 1050, с. 451—459, 512—517.
[23]Радищев А. Н. Полн. собр. соч., т. 2. М.; Л., 1941, с. 52, 54, 57.
[24]Михайловский Н. К. Герои и толпа. Соч., т, 2. СПб., 1896.
[25] Бехтерев В. М. 1) Общественная психология. СПб., 1903; 2) Bнушение в общественной жизни. СПб., 1908.
[26]КопельманА. Чем должна быть коллективная психология. Одесса, 1908.
[27] Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология, Пг., 1921, с. 24.
[28]Беляев Б. В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологического изучения. — В кн.: Психология, т. II, вып. 2. М; Л., 1929, с. 194.
[29]Залужный А. С. Детский коллектив и методы его изучения. М., 1930.
[30]Вагнер В. А. Психологические типы и коллективная психология. Л., 1929.
[31]Челпанов Г. И. Социальная психология или «условные рефлексы». М, 1926.
[32]Нечаев А. П. Психология школьного коллектива. М., 1928.
[33]Смирнов В. Е. Психология юношеского возраста. М.; Л., 1929.
[34]Артемов В. А. Введение в социальную психологию. М., 1927; К вопросу о социальной психологии. — В кн.: Психология, т. II, вып. 2, М,; Л., 1929; Основные данные социальной психологии. — В кн.: Элементы социальной психологии. Под ред. К. Н. Корнилова. М., 1930.
[35]Рейснер М. А. Проблемы социальной психологии, Ростов н/Д., 1925.
[36]Войтоловский Л. Н. Очерки коллективной психологии в двух ч., ч 1. М.; Л„ 1925; ч. II. М.; Л., 1925.
[37]Курманов Н. Ф. К проблеме классовой и коллективной психологии.— В кн.: Проблемы современной психологии, т. VI. М., 1930.
[38]См. подробнее: Социальная психология. Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М., 1975, с. 10-15.
[39]См., например: Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии. Л., 1967; Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971; Ковалев А. Г. Курс лекций по социальной психологии. М., 1972; Социальная психология. Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерконина М, 1975; Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975; и др.
[40]Драганов М. Социалната психология в България. София, 1971.
[41]Драганов М. Религиозната психика на българите. София, 1968.
[42]Йолов Г. Критичните ситуации и масовата психика. София, 1973.
[43]Михайлова В. Социална психика и управление. София, 1972; Генов Ф. Психологически аспекти на управлението. София, 1974; Генов Ф., Аврамов В. Социално-психологически проблеми на управлението в търговията. София, 1974; Симеонов С. Социален климат и производителност. София, 1976.
[44]Социалнопсихичният климат в колектива. Ред. М. Драганов. София, 1976.
[45]Szocialpszichologia.Szerk.Gy.Hunyady.Budapest, 1973.
[46]Szоcialpszichоlogia ikutatasokMagyarorszagon.Szerk.Gy.Hunyady, F. Pataki. Budapest, 1976.
[47]Pataki F. Tarsadalomlelektanestarsadalmivalosdg.Budapest, 1977.
[48]Pataki F. Utakesvalaszutak a maiszociAlpszichologidban.Budapest, 1976.
[49]SozailpsychologieimSozialisnius.Hrsg. von H. Hiebsch, M. Vorwcrg. Berlin, 1965.
[50]Нiеbsсh Н., Vогwегg М. Einfiihrung in die marxistischeSozialpsychologie. Berlin, 1965. — В переводе на русский язык см.: Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972.
[51]Нiеbsсh Н. SocialpsychologischeGrundlagen der Personlichkeitsiormung. Berlin, 1966.
[52]Vоrwerg M. SozialpsychologischeStrukturanalysen des Kollektivs.Berlin, 1966.
[53]ГибшГ., Форверг M. Введениевмарксистскуюсоциальнуюпсихологию, с. 39.
[54]BeitragezusozialpsychologischenUntersuchungsmethoden.Hrsg. von M. Vorwerg.Jena, 1975.
[55]Leiter, Kollektiv, Personlichkeit. AutorenkollektivunterLeit.von K. Ladensack. Berlin, 1972. — В переводе на русский язык см.: Руководитель — коллектив — личность. М., 1974.
[56]Ва1еу S. Wprowadzenie do psychologiispolecznej. Warszawa, 1959.
[57]Malewski A. Оzastosowaniachteoriizachowania.Warszawa, 1964.
[58]Reykowski J. Z Zagadniefipsychologiimotywaeji.Warszawa, 1970.
[59]Obuchowski K. Psychologiad§zertludzkich.Warszawa, 1965. — В переводе на русский язык см.: Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972.
[60]MikaS.Wstęp do psychologiispolecznej. Warszawa, 1972.
[61]Ra1ea M., Herseni T. Iiitroducere in psihologiasoclalS.Bucuresti, 1966.
[62]Мihу A. Sociometria, eseu critic.Bucuresti, 1967.
[63]Herseni T. PsihosociologiaorganizariiIntreprinderilorindustriale.Hucuresti, 1969.
[64]Popescu V. AtitudineamoralasiStimulentelemateriale.Bucuresti, 1969.
[65] Dan-Spînoiu Q. ReatiileumaneIngrupele de muncaindustriala. Bucuresti, 1971.
[66]Gо1у P. Psihologiesocială.Bucuresti, 1974.
[67]Janousek J. Socialnikomunikace.Praha, 1968.
[68]Коhоut J., Ruiicka J., MalaniukВ. Clovek v pracovnimprostredi. Praha, 1971; Khol J. Lidd v socialistickeorganizaci.Praha, 1972, SipoS I., Kollarik T. Socialnapsychologiaprace.Bratislava, 1975; Hauska A. a kol.ProblemyrozvijaniaCinnostipracovnychkolektlvov.Bratislava, 1975.
[69]Кхол Й. Эффективность управленческих решений. М., 1975.
[70]Социальные проблемы управления трудовыми коллективами. М., 1978.
[71]Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 62.
[72] См.: Л е н и н В. И. Полн. собр. соч., т. 1, с. 423—424.
[73]Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 581.
[74]См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 18, с. 343, 345.
[75]См. там же, т. 24, с. 362—364.
[76]Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 82—83.
[77]Ковальзон М. Я., Угринович Д. М. О предмете социальной психологии. — Вестник МГУ, 1966, № 5, сер. VIII, с. 23.
[78] Там же.
[79]См., например: Зайцев В. Л. Представление учащихся об источниках нравственного влияния. — Советская педагогика, 1965, № 12; Селиванов В. И. Конкретные условия жизни и формирование личности. Учен.зап. Рязанского пединститута, т. 59, 1968; Зацепин В. И. Семейная жизнь как условие человеческого счастья. Киев, 1975; Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1979.
[80]Мансуров Н. С. Общественная психология и педагогическая наука. — Советская педагогика, 1965, № 9.
[81]The sсiеnсе of human communication.NewYork, 1963.
[82]Чугунова Э. С. О некоторых социально-психологических условиях профессиональной устойчивости молодых рабочих. — В Кн.: Человек и общество. Вып. 1. Л., 1966.
[83]Человек и его работа. М., 1967.
[84]Кузьмин Е. С., Голубева Н. В. Опыт изучения производственных коллективов. — В кн.: Социология в СССР, Т, 2. М., 1965, с. 389—410.
[85]См., например: Петровский А. В. 1) Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности. — Вопросы психологии, 1973, № 5; 2) Стратометрическая концепция интрагрупповой активности в коллективах. — В кн.: Социально-психологические аспекты общественной активности. Ярославль, 1975.
[86]Прангишвили А. С. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967, с. 274—278.
[87]Мансуров Н. С. Указ.соч.
[88]The science of human communication.
[89]См., например: Социальная психология. Под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М., 1975, с. 117—154, 168—196, 281—312; Роль социально-психологических факторов в повышении эффективности партийного образования. Л., 1974; Научные основы политической работы в массах. Л,, 1972.
[90]Куликов В. Н. Вопросы психологии внушения в общественной жизни. — В кн.: Проблемы общественной психологии. М., 1965, с. 322—345.
[91]Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.
[92]Сопиков А. П. Влияние группы на поведение члена этой группы. — В кн.: XVIII Международный психологический конгресс, т. III. М., 1966.
[93]Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.
[94]Парыгин Б. Д. Общественное настроение. М., 1966.
[95]Ильина А. И. Индивидуальные особенности общительности в связи со скоростными проявлениями темперамента подвижных и инертных групп учащихся. Автореф. канд. дис. М., 1965.
[96]Попов Г. И. Конкретно-социологические исследования в практике Идеологической работы. — В кн.: Социология в СССР, т. 1. М., 1965.
[97]Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений, с. 590.
[98]Там же, с. 592—595.
[99] Артемов В. А. К вопросу о социальной психологии. — В кн.; Психология, т. II, вып., 2. М.; Л., 1929.
[100]См., например: Социальная психология. Под. ред. Г. П, Предвечного и Ю. А. Шерковина, гл. V и VIII; Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. — В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
[101]Человек и его работа. М., 1967.
Лазарева О.А. Социология и социальная психология: сходства и различия
Лазарева Оксана Александровна
Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского
Студент 5 курса социологического факультета
Lazareva Oksana Aleksandrovna
Saratov State University of N.G. Chernyshevsky
Student of the 5th course of sociological faculty
Библиографическая ссылка на статью:
Лазарева О.А. Социология и социальная психология: сходства и различия // Психология, социология и педагогика. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/09/2414 (дата обращения: 07.02.2019).
«Социология – наука об обществе» – самоё распространенное определение, которое Вы могли когда-либо слышать. Если разобрать слово «социология», то с латыни оно буквально так и переводится: «социо» -общество, «логос» – наука. Но на самом деле социология – не просто наука, а одна из самых важных дисциплин о человеке. Социология тесно взаимосвязана с психологией, а также социальной психологией [1, c. 3].
Социологов интересует не просто человек, а индивид как формирующаяся личность, входящая с самого рождения в какую-либо группу или институт. Личности влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом. Причины этого взаимодействия можно объяснять и с помощью социологии, биологии, психологии, и даже философии.
Так, социологов и социальных психологов связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако в то время как большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), социальные психологи изучают среднестатистических людей – то, как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним (т.е., более частные случаи).
Рассмотрим несколько примеров, чтобы увидеть разницу объекта изучения социолога и социального психолога. Изучая близкие отношения, социолог мог бы заинтересоваться количеством официально оформленных и гражданских браков и разводов и тенденциями в этой сфере, а социальный психолог попытался бы понять, как люди становятся привлекательными друг для друга и почему они вступают в брак. То же самое можно сказать и об изучении такой категории, как счастье: социолог стал бы выяснять, сколько счастливых людей среди студентов и какие индикаторы наиболее часто встречаются в понятии счастья, а социальный психолог стал бы изучать психологические признаки проявления состояния счастья и выяснять, что всё-таки есть счастье – эмоция или чувство [3, c. 12].
Хотя социологи и социальные психологи иногда используют одни и те же исследовательские методы, социальные психологи больше полагаются на эксперименты, в которых они могут манипулировать каким-либо фактором. Например, чтобы понять, оказывает ли влияние на человека индивидуум одного с ним пола, возраста и т. п., социальный психолог может создать такие экспериментальные условия, при которых оно будет присутствовать или отсутствовать. А социолог, скорее всего, проведёт интервью, фокус-группу или исследование с помощью анкетирования, где будет пользоваться таким методам, как корреляционная связь. Социолог не может исследовать каждого индивида и предположить модель его поведения, но он может сказать или предположить, как будет себя вести та или иная группа или большинство (основная масса людей). Исследования социологов очень важны для маркетинга, менеджмента и рекламоведения, так как они позволяют выявлять предпочтения их основных целевых аудиторий. Но всегда можно углубиться и обратиться к психологам, чтобы, например, выявить вкусовые особенности покупателя или мотивы для совершения покупок, при этом данные психологов сложно будет называть репрезентативными, соответствующими закону больших чисел (т.е., экстраполировать данные на основную массу покупателей) [3, c. 13].
Каждый, кому доводилось изучать хотя бы азы социологии или психологии, знает, что нас формируют природа и воспитание. Как напоминают нам эволюционные психологи, благодаря унаследованной человеческой природе мы предрасположены вести себя так, как вели себя наши предки, которым удалось выжить и дать потомство. Мы несем в себе гены тех, кто обладал чертами, которые позволили им выжить и обзавестись потомством, и чьи дети смогли сделать то же самое. Природа также наградила нас огромной способностью к обучению. Мы чувствительны к нашим социальным факторам и реагируем на них. Социология как раз и занимается управлением, профилактикой и влиянием факторов на жизнь общества, группы индивида.
Стоить отметить, что социология изучает такие категории, какие не изучают больше ни в одной науке (социальная память, малая группа, социальная мобильность, социальный институт и т.д.). Все классики социологии потратили годы своих трудов, чтобы докопаться до истины каждого понятия. Например, М. Вебер и его типы действий. Ведь это благодаря ему мы теперь можем различать просто действие, совершаемое как рефлекс или привычка, и действие, направленное на что-то или кого-то. И именно социология изучает мотивы, цели и результаты таких взаимодействий. А без социальной интеракции в современном мире уже никак нельзя обойтись, ведь мы подвергаемся ежедневному влиянию и СМИ, друзей и т.д. [2, c. 71].
Таким образом, хотелось бы отметить важную роль социологии в изучении индивида-личности, её формировании, взаимодействии с другими личностями, с группами, с институтами, а также в изучении влияния личностей, групп и институтов друг на друга. Любая статистика может быть полезна в любой из четырёх существующих сфер жизни общества. И, конечно, не стоит забывать про психологию и биологию, которые помогают социологии изучать все эти процессы. Также, особое внимание необходимо уделить такой науке, как социальная психология, которая сейчас становится популярной благодаря соединению методологии двух смежных наук. Она полезна и в маркетинге, и в сфере рекламы, и в психологии и педагогике, а также и в повседневной жизни.
Библиографический список
- Зборовский Г. Е. Общая социология. 3-е изд. М.: Гардарики. 2004. 3 с.
- Зборовский Г.Е. Введение в социологию. М.: Прогресс-Универс. 1993. 71 с.
- Майерс Д. Социальная психология. Спб.: Питер. 2007. 12 – 13 с.
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Титовская Оксана Александровна»
Социология и социальная психология в ряду наук о человеке.
Социальная психология находится на стыке социологии и психологии. Социологию и социальную психологию связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако, в отличие от социологии, которая изучает различные по численности группы в деятельностном, операционально-статистическом аспекте, социальная психология изучает личностей, индивидуумов, их поведение и то, как они влияют, взаимодействуют, относятся друг к другу. При этом изучается влияние как группы на индивидуума, так и индивидуума на группу.
Методы социологии и социальной психологии часто совпадают, однако социальная психология больше опирается на эксперименты, в которых возможна манипуляция каким-либо фактором.
В отличие от психологии личности социальная психология имеет социальный характер. Психология личности изучает внутренний мир индивида, его сходство с другими людьми и индивидуальные отличия. Социальная психология занимается исследованием тех особенностей, которые свойственны всем людям, тем, как они воспринимают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология изучает социально-психологические явления, такие как: социально-психологические факты, закономерности и механизмы их развития.
Кроме социологии и психологии социальная психология тесно взаимодействует с биологией, которая изучает природу человека, животных, растений. Так, как человек тесно связан с животным миром и, как утверждают
эволюционные психологи, произошел из него, социальная психология имеет общие точки соприкосновения с биологией, физиологией, анатомией.
Социальная составляющая роднит социальную психологию с философией, теологией, экономикой, политикой, образованием, психологическая – с биологией, химией, физикой, занимающихся изучением человека, каждая в своем русле.
Основные направления социальной психологии. Социальная психология разделяется на теоретическую и прикладную социальную психологию.
Теоретическая психология включает:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
1)социальную психологию личности и малых групп, которая изучает процессы социализации, социально-психологические механизмы, взаимоотношения, общение и взаимодействие, массовые социально-психологические явления, психологию малых групп, психологию личности в группе, психологию различных видов групп и др.;
2) социальную психологию больших общностей (групп), которая изучает социально-психологические особенности больших групп, социально-гендерную психологию, социально-политическую психологию, психологию общественных движений, этнопсихологию, социально-возрастную психологию, психологию религии и др.;
3) социальную психологию общества, которая изучает психологию социально-экономических систем, власти и общества, правового общества, психологию общественных кризисов и др.
Прикладная психология включает:
1) профессиональную социальную психологию, которая включает социально-психологическую профессиографию, социальную психологию профессиональной деятельности, трудового коллектива, инноваций, социально-психологические особенности деятельности разных специалистов и др.;
2) отраслевую социальную психологию, которая изучает социальную психологию управления, экономики и предпринимательства, международных отношений, законности и правопорядка, образования, культуры, торговли, рекламы, конкуренции, соперничества, конфликтологию и др.;
3) практическую психологию, которая включает систему социально-психологического обеспечения практики, личность и деятельность социального психолога, социально-психологическую диагностику, экспертизу, анализ, консультирование, технологию службы доверия, семьи и др.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
социология против социальной психологии | Студент психологии
Основная цель психологов — объяснить поведение человека посредством изучения его психики. Чтобы иметь полное представление о том, «почему» человек ведет себя в определенном, нужно углубиться во все составляющие этого человека. Эти области включают, помимо прочего, окружающую среду, генетику, обучение, познание и общество. Социальная психология — это относительно новая область исследований, в которой влияние других учитывается в развитии определенного поведения, которое человек принимает (Meyers, 2010).Социальная психология — это научная дисциплина, необходимая для понимания того, как формируется поведение, и установления индивидуализации в обществе.
Определите социальную психологию
Психологи изучают психические процессы человеческого разума в сочетании с поведением и культурой, чтобы понять причины, по которым люди ведут себя так, как они изображают (Ковальски, 2011). Социологи изучают мысли, отношения и влияния общества, которые влияют на людей в обществе (Myers, 2010).Социальная психология — это научная дисциплина, нацеленная на социальное воздействие на человека с помощью экспериментирования (Myers, 2010). Основная цель — узнать, как люди влияют друг на друга, отвечая на вопросы о восприятии, соответствии и убеждениях, которые могут способствовать развитию человека (Myers, 2010). Социальные психологи пытаются понять, как общество влияет на мысли, чувства, убеждения и эмоции человека, изучая социальное взаимодействие, социальные влияния и социальное восприятие (Myers, 2010).
Отличия от других дисциплин
Социология ориентирована прежде всего на общество в целом. Социологов интересуют культуры и институты, которые влияют на социальное и индивидуализированное поведение (Myers, 2010). Социальных психологов интересуют переменные, которые влияют на индивидуальное поведение в обществе (Myers, 2010). Социологи пытаются объяснить поведение с помощью небольших экспериментов, в то время как психологи ищут, исследуют и проводят эксперименты, чтобы собрать доказательства более точного и научного объяснения поведения (Myers, 2010).Хотя эти два исследования напрямую связаны и имеют схожие идеи, оба предлагают разные взгляды на человеческое поведение.
Психологию личности часто путают с социальной психологией, поскольку они обе пытаются объяснить поведение; однако это разные дисциплины, заслуживающие одинакового уважения. Психологи личности нацелены на поиск того, что делает людей уникальными или что заставляет людей думать и чувствовать определенными способами, которые составляют их личность.Социальные психологи ищут ответы о том, как люди воспринимают друг друга и влияют друг на друга (Myers, 2010). Психологи личности сосредотачиваются на индивидуальных различиях среди других, но социальные психологи углубляются в социальную роль, которая влияет на индивидуальность (Myers, 2010).
Клиническая психология — это дисциплина психологии, которая фокусируется на оценке и лечении психических заболеваний, поведенческих предрасположенностей и других проблем психического здоровья (Ковальски, 2011). Клинические психологи обращаются ко всем необходимым дисциплинам психологии, чтобы установить правильный диагноз и разработать план терапии для людей, обращающихся за психологической помощью (Kowalski, 2011).В этой дисциплине социальная психология, психология эрсональности, когнитивная психология, генетики и другие используются должным образом для лечения человека, который испытывает умственную отсталость или дискомфорт (Kowalski, 2010). Социальная психология находится в центре внимания, тогда как клиническая психология использует множество различных дисциплин для объяснения индивидуального поведения.
Роль исследования
Исследования используются для подтверждения теории. Социальные психологи разрабатывают теории на основе идей, основанных на том, как люди думают, влияют и как люди относятся друг к другу (Myers, 2010).В социальной психологии используется ряд методов научных экспериментов, каждый из которых позволяет проверять теории в поисках взаимосвязей между различными переменными. Большинство исследований является корреляционным путем использования опросов, которые могут разъединить или связать две переменные, объясняющие причину взаимосвязи (Myers, 2010). Другой тип исследований, используемых социальными психологами, — это эксперименты, которые обычно позволяют объяснить причину и следствие двух переменных, которые могут влиять на поведение (Myers, 2010).В связи с характером исследований жизненно важно, чтобы психологи придерживались строгих этических принципов и практик. Соблюдение этических принципов защищает тех, кто участвует в исследовательском процессе (Myers, 2010).
Заключение
Социальная психология, хотя и новая дисциплина, помогла психологам объяснить, как общество может влиять на личность, мысли, убеждения и чувства человека. Хотя есть много общего между социальной психологией и другими определенными дисциплинами науки, социальная психология стремится понять и объяснить влияние, которое общество может оказать на людей; основное внимание уделяется тому, как люди влияют и определяют друг друга.Ответы можно найти с помощью этических исследований и экспериментов.
Каталожные номера:
Ковальски Р. и Вестен Д. (2011). Психология (6 -е изд.). Хобокен, Нью-Джерси: Уайли.
Майерс, Д. Г. (2010). Социальная психология (10 -е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Макгроу Хилл.
,
Последние новости о социальной психологии —
Последние новости:
- Систематический обзор выявляет синдром отмены каннабиса у 47% постоянных потребителей каннабиса
- Изучение твитов журналистов показывает, что «медийный пузырь» больше похож на собрание «микропузырьков»
- Мужчины оценивают женщин как менее привлекательные в деловой одежде по сравнению с повседневной одеждой.
- Низкая самоэффективность и негативные представления о мире предсказывают повышенную социальную тревогу среди онлайн-свиданий. продолжительность жизни
- Новое исследование раскрывает некоторые психологические корни агрессивных тенденций нарциссов
- Новое исследование поднимает вопросы о связи между употреблением каннабиса и депрессией среди подростков
- Черты и права Темной триады связаны как с авторитарной политической корректностью, так и с убеждениями белых националистов
Искать:
- RSS
PsyPost
- О
- Информационный бюллетень
- Контакт
- Систематический обзор психического здоровья выявляет синдром отмены каннабиса у 47% постоянных потребителей каннабиса
,