Социология социальная психология: Социология и социальная психология

Содержание

Социология и социальная психология

Понимание сути взаимосвязи социологических дисциплин и социальной психологии

Теоретические границы между социологией, микросоциологии, психологией и социальной психологией очень условны. И они становятся более конкретными, если рассматривать историческую социологию и историческую психологию. Этому поспособствовала сама историческая наука. Ее влияние на социологию и психологию в XIX веке дал эмпирическое основание как социологии, с помощью истории, может изучать изменения и развитие социальной реальности, так и психологии, исследует изменения и эволюцию психики индивидов.

В своей социальной теории Н.Елиас поставил акцент на эмпирическом исследовании исторических, социологических вопросов. И при детальном рассмотрении, можно увидеть, что разработка идеи исторического развития человечества основывается на изменениях не только в социальных, но и в индивидуальных структурах, изучаются и психологической наукой.

Социальная психология занималась и занимается изучением развития и изменений психики в социально-историческом контексте. Выявить эти изменения, если рассматривать отдельного индивида, очень сложно. Социально-психологический контекст дает возможность не отделять индивида от его социальной природы и изучать изменения в психике непосредственно в социальной среде.

Готовые работы на аналогичную тему

Известный психолог Белявский И. в своих работах раскрывал социальную суть психики, тогда как его коллега Шкуратов В. видел цель социальной психологии в изучении этапов развития цивилизации. Оба психолога, образовав удачный тандем, в своей работе описали представление о развитии человеческой психики, начиная от мифологических представлений и до современности. Стоит отметить еще одного психолога, В.Дружинина, который ссылаясь на И.Билявського приходит к выводу, что социальная психология изучает не статического, а динамического субъекта. Он пишет:

«Рассматривая индивида в контексте истории как процесса, меняется, историческая психология имеет дело с динамическими аспектами психического мира и изучает историогенез человечества и человека».

Замечание 1

Социология с момента своего становления в XIX веке акцентировала свое внимание на изучении макро объектов — общества, нации, цивилизации. Однако становление социологии сопровождалось ее теоретическим разделением на макро и микро теории. Макро социологические теории рассматривают общество в контексте масштабных социальных структур и процессов, а микросоциологических — в контексте межличностных взаимодействий. Согласно социология имеет статус мультипарадигмальнои науки. Причем в отличие от психологии, где мультипарадигмальнисть отождествляется с разнообразием теорий, каждая из которых выполняет неполный набор парадигмальных функций, в социологии есть настоящий парадигмальными раскол, который проходит по линии объект-субъект. В то же время в пределах обеих парадигм активно применяется принцип исторического изучения социальной реальности.

Макро социологические теории сосредоточены на изучении структурных преобразований, на непрерывном процессе развития общества, используя при этом исторические данные. К рассмотрению общественных трансформаций в историческом контексте социологи обращались неоднократно. Первая попытка совместить социальную психологию и социологию принадлежит классикам социологии — К.Марксу, М.Веберу, Ф.Тьоннису и др . Как отмечает Ч.Тилли:

«социология XIX века состояла из исторического и психологичного критицизма — попыток найти лучшее решение дилемм времени и общего направления развития человечества путем постановки настоящего в рамки длительных масштабных социальных процессов».

Подавляющее большинство социологов исследовали проблемы социального развития именно на макрообьективному уровне. Например, Маркс изучал цивилизацию как исторический синтез многих веков, который начался еще в первобытности, а закончится тогда, когда человечество достигнет коммунизма.

Но не все ученые сосредоточены на исследовании только макро объектов. Были и такие, которые пытались исправить моноспрямованисть социологии в изучении социальной реальности. Сначала это был деятельностный подход в понимающей социологии Вебера, который ввел в социологию действующего индивида и довел его важность и необходимость для социологии. В своих теоретических взглядах, он объяснял действия людей с учетом их мотивы, смыслы и ориентацию на другого индивида. Впоследствии на пересечении микро- макроподходы в социологии появились синтетические теории. Наиболее ярким представителем такого синтетического подхода в исторической социологии является Н.Елиас.

Теоретическая деятельность и методология в работах известных психологов и социологов

В своей теоретической деятельности Элиас выделил две основные линии исследования — психогенезис и социогенезис. В первом случае речь идет об изменениях в структуре личности, во втором — об изменениях в социальных структурах. Для ученого развитие психогенетического и социогенетичного (развитие индивида и социальных структур) является взаимообусловленными вещами. На примере поведения ребенка Элиас доказывает, что ему дается цивилизационные навыки в сокращенной временной форме, тогда как человечество производило их в течение веков. Сначала она их усваивает под руководством взрослых людей, а потом без контроля со стороны других; она выполняет большинство правил уже автоматически.

«Социальный стандарт, к которому индивид приспосабливается сначала извне, под внешним принуждением, наконец восстанавливается в нем более или менее беспрепятственно благодаря внутреннему принуждению, который срабатывает до определенного момента даже тогда, когда индивид сознательно этого и не желает.»

Внимание немецкого исследователя привлекли не ситуативные изменения в психике индивиды, а те изменения, которые имеют долгосрочный характер, то есть формируются и передаются на протяжении поколений. На формирование такой точки зрения, влияние друг Элиаса — К.Мангейм. Последний писал:

«Даже постепенные видоизменения в способах мышление не осознаются членами группы, которые находятся в стабильной ситуации, до тех пор, пока процесс адаптации мышления к новым проблемам происходит настолько медленно, что растягивается на несколько поколений. В таких случаях представители одного поколения в течение своей жизни почти не замечают перемен «.

В психогенезе Элиаса изучаются аффективные состояния, которые присущи «оно». В исследованиях Элиаса доказывается, что чем более цивилизованный человек, тем более подвластны ей эмоциональные состояния, тем сильнее она контролирует состояния аффекта. Под «цивилизованной» понимается тот индивид, который усваивает существующие социальные стандарты и нормы, существующие и поддерживаются социальной структурой и, частью которой он становится от рождения. Процесс передачи знаний, социализация индивида, «навязывание» ему социальной ответственности — это социогенезис. В этой области исследования описывается психологическая инстанция «Сверх-Я».

Социологические и социально психологические идеи Элиаса заключаются в изучении ним долгосрочного развития общества и изменения индивидов в нем, без ограничений короткими промежутками настоящего. Социология и общество, в понимании Элиаса, является непрерывным, бесконечным, пока ею занимаются объекты и субъекты, между которыми существуют социальные взаимосвязи и взаимозависимость. Такие взаимодействия создают все новые и новые связи, сеть взаимозависимостей. Социальная психология не всегда «идет вперед», развитие не означает, что в истории не может быть возвратов в прошлое (яркий пример тому — мода). Элиас отмечает, что «особенность истории в ее возвратности и цикличности». Для него общество является целостным, длительным процессом.

Норберт Элиас, в отличие от другихпсихологов и социологов, рассматривал индивида и общество как равноправных по важности, для этого он использовал понятие «фигурация». Элиас пишет:

«То, что обозначается двумя разными понятиями» индивид «и» общество «- как это представлено в современном использовании, — есть не двумя порознь существующими объектами, а отличными, но нераздельны уровнями человеческого универсума».

Замечание 2

Таким образом и индивида, и общество Элиас рассматривал в цивилизационном развитии, в трансформации, которая меняет как психику, так и социальные фигурации.

Для Элиаса, индивид может выступать как в качестве субъекта, так и в качестве объекта, если его рассматривать по отношению к другим индивидам. Объектом он становится тогда, когда становится причиной изменений другого субъекта, когда его идентифицируют как представителя другой социальной группы, института. Будучи объектом, индивид меняет другого объекта и меняется сам.

Проявление внешних факторов — это рационализация поведения индивидом, а внутренних — повышение порога стыда (когда человек нарушает собственные запреты) и чувство огорчения. Под рационализацией поведения понимается ориентация индивидов на долговременные стратегические планирования, вычисления рисков и возможных перспектив, попытки индивидов действовать взвешенно, не поддаваясь на короткие эмоциональные состояния. Чем более цивилизованная становится поведение индивида, тем разнообразные становятся чувства стыда и огорчения.

Элиас приходит к выводу, что развитие общества приводит к функциональной зависимости между индивидами, а поэтому и к большему контролю, к взаимному надзора. Изменение в способе существования порождает новые образцы, новые представления о причинах стыда и огорчения.

Рациональное поведение и сдержанность, по мнению Элиаса, начинается от элиты и распространяется к остальному населению. Сочетание объективизма и субъективизма присутствует в работах Элиаса. Он доказывал, что социально-исторический процесс продолжается в течение столетий, и исследовать его можно с помощью изучения эмпирического материала, который собрался за несколько поколений. На обыденном, а не научном уровне, динамику изменений в культурологическом срезе можно увидеть при воспитании ребенка с самого первого дня его рождения.

Каждый отдельный человек проходит «курс» для понимания других в процессе своего развития и взросления. Как и в истории, развитие не всегда означал улучшение существования человечества, так и в процессе жизни отдельного человека, не всегда развитие отождествляется с улучшением ее пребывания в социальной реальности. Изменения на индивидуальном уровне, а именно обуздание состояния аффекта, повышение уровня чувство стыда, уменьшение эмоциональности — это элементы исторического и природного развития, но это не всегда развитие к лучшему, счастливого будущего каждого отдельного индивида. Двигателем изменений Элиас определяет душевный аппарат каждого человека, который наделен собственными природными законами.

Замечание 3

В рамках этих законов формируется исторический процесс. Природные и исторические процессы неразделимы. Хотя начало «уходит» от естественного процесса, он становится взаимозависимым с историческим и образует баланс между психическими и социальными (цивилизационными) законами.

Элиас пишет, что «нет нулевого пункта в истории развития человека, подобно тому, как нет нулевого пункта в истории его социального существования, общественного взаимосвязи между людьми». Процесс образования чувств стыда и огорчения, изменение их границ — «олицетворяют человеческую природу в общественных условиях определенной формы, и в исторически-общественной процессе они отражаются, со своей стороны, как один элемент». Описывая придворное общество, Элиас показывает, что желание власти, поручение к материальным ресурсам, приводит к изменению в поведении индивидов, применение стратегических действий и обуздания эмоциональности.

Процесс приспособления к внешним обстоятельствам и регуляция собственного поведения, в соответствии с этими обстоятельств, принадлежит теории социальных изменений, в которой концентрируется внимание не в статическом рассмотрении существования социальной реальности, а на динамическом, постоянно изменяющемся процессе, который можно наблюдать, если учитывать длительное развитие ее на протяжении веков. Элиас, в отличие от Маркса, который также рассматривал развитие как длительный процесс и был сторонником объективистской линии развития общества, считал, что развитие нельзя объяснить, учитывая только экономическую составляющую. Для того чтобы получить целостность картины, необходимо к процессу познания привлечь различные науки, такие как историю, политологию, психологию, философию, культурологию, экономику и другие.

Заключение по теме

В теоретических работах Элиаса можно наблюдать сочетание учений о социогенез и психогенез, то есть о социальном и психическая жизнь, его формирование и изменения в нем. Цивилизационные изменения на уровне структур, увеличение населения, дифференциация функций индивидов, приводят к взаимозависимости между индивидами и более быстрой циркуляции моделей поведения. Социальные принуждения моделируют поведение индивидов. Поэтому Элиас пытался синтезировать социальные и индивидуальные процессы в своих теоретических достижениях.

Индивидуальные структуры могут быть поняты только тогда, когда они связаны с социальным контекстом и изменениями в социальных сетях.
Учет идей Элиаса относительно осложнения и переплетение взаимодействий индивидов, процессуальный характер изменений в психике, подавление аффективных проявлений в поведении, социальная взаимозависимость между индивидами, рационализация индивидуальных структур — обогатит психологический дискурс.

Социология и социальная психология: сходства и различия

Социология и социальная психология: сходства и различия. Лазарева О.А.,  Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского г. Саратов, Россия

Аннотация
Статья содержит в себе сравнительный анализ двух тесно связанных между собой наук: социологии и социальной психологии. Помимо того, в статье показано, как обе науки изучают одну и ту же проблему (с конкретными примерами). Также, раскрыт вклад социологии как науки в общую систему гуманитарных наук.

Ключевые слова: личность, социальная психология, социальный институт, социология.

«Социология – наука об обществе» – самоё распространенное определение, которое Вы могли когда-либо слышать. Если разобрать слово «социология», то с латыни оно буквально так и переводится: «социо» -общество, «логос» – наука. Но на самом деле социология – не просто наука, а одна из самых важных дисциплин о человеке. Социология тесно взаимосвязана с психологией, а также социальной психологией [1, c. 3].

Социологов интересует не просто человек, а индивид как формирующаяся личность, входящая с самого рождения в какую-либо группу или институт. Личности влияют друг на друга, взаимодействуют друг с другом. Причины этого взаимодействия можно объяснять и с помощью социологии, биологии, психологии, и даже философии.

Так, социологов и социальных психологов связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако в то время как большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), социальные психологи изучают среднестатистических людей – то, как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним (т.е., более частные случаи).

Рассмотрим несколько примеров, чтобы увидеть разницу объекта изучения социолога и социального психолога. Изучая близкие отношения, социолог мог бы заинтересоваться количеством официально оформленных и гражданских браков и разводов и тенденциями в этой сфере, а социальный психолог попытался бы понять, как люди становятся привлекательными друг для друга и почему они вступают в брак. То же самое можно сказать и об изучении такой категории, как счастье: социолог стал бы выяснять, сколько счастливых людей среди студентов и какие индикаторы наиболее часто встречаются в понятии счастья,  а социальный психолог стал бы изучать психологические признаки проявления состояния счастья и выяснять, что всё-таки есть счастье – эмоция или чувство [3, c. 12].

Хотя социологи и социальные психологи иногда используют одни и те же исследовательские методы, социальные психологи больше полагаются на эксперименты, в которых они могут манипулировать каким-либо фактором. Например, чтобы понять, оказывает ли влияние на человека индивидуум одного с ним пола, возраста и т. п., социальный психолог может создать такие экспериментальные условия, при которых оно будет присутствовать или отсутствовать. А социолог, скорее всего, проведёт интервью, фокус-группу или исследование с помощью анкетирования, где будет пользоваться таким методам, как корреляционная связь. Социолог не может исследовать каждого индивида и предположить модель его поведения, но он может сказать или предположить, как будет себя вести та или иная группа или большинство (основная масса людей).

Исследования социологов очень важны для маркетинга, менеджмента и рекламоведения, так как они позволяют выявлять предпочтения их основных целевых аудиторий. Но всегда можно углубиться и обратиться к психологам, чтобы, например, выявить вкусовые особенности покупателя или мотивы для совершения покупок, при этом данные психологов сложно будет называть репрезентативными, соответствующими закону больших чисел (т.е., экстраполировать данные на основную массу покупателей) [3, c. 13].

Каждый, кому доводилось изучать хотя бы азы социологии или психологии, знает, что нас формируют природа и воспитание. Как напоминают нам эволюционные психологи, благодаря унаследованной человеческой природе мы предрасположены вести себя так, как вели себя наши предки, которым удалось выжить и дать потомство. Мы несем в себе гены тех, кто обладал чертами, которые позволили им выжить и обзавестись потомством, и чьи дети смогли сделать то же самое. Природа также наградила нас огромной способностью к обучению. Мы чувствительны к нашим социальным факторам и реагируем на них. Социология как раз и занимается управлением, профилактикой и влиянием факторов на жизнь общества, группы индивида.

Стоить отметить, что социология изучает такие категории, какие не изучают больше ни в одной науке (социальная память, малая группа, социальная мобильность, социальный институт и т.д.). Все классики социологии потратили годы своих трудов, чтобы докопаться до истины каждого понятия. Например, М. Вебер и его типы действий. Ведь это благодаря ему мы теперь можем различать просто действие, совершаемое как рефлекс или привычка, и действие, направленное на что-то или кого-то. И именно социология изучает мотивы, цели и результаты таких взаимодействий. А без социальной интеракции в современном мире уже никак нельзя обойтись, ведь мы подвергаемся ежедневному влиянию и СМИ, друзей и т.д. [2, c. 71].

Таким образом, хотелось бы отметить важную роль социологии в изучении индивида-личности, её формировании, взаимодействии с другими личностями, с группами, с институтами, а также в изучении влияния личностей, групп и институтов друг на друга. Любая статистика может быть полезна в любой из четырёх существующих сфер жизни общества. И, конечно, не стоит забывать про психологию и биологию, которые помогают социологии изучать все эти процессы. Также, особое внимание необходимо уделить такой науке, как социальная психология, которая сейчас становится популярной благодаря соединению методологии двух смежных наук. Она полезна и в маркетинге, и в сфере рекламы, и в психологии и педагогике, а также и в повседневной жизни.

Ссылки на источники
  1. Зборовский Г. Е. Общая социология. 3-е изд. М.: Гардарики. 2004. 3 с.
  2. Зборовский Г.Е. Введение в социологию. М.: Прогресс-Универс. 1993. 71 с.
  3. Майерс Д. Социальная психология. Спб.: Питер. 2007. 12 – 13 с.

Рассказать друзьям:

Социология и Социальная психология — ЛАФЕЮМ

Социология — это наука об обществе, составляющих его системах и закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Категория:Социология.