3. Особенности социальной психологии политики. Социальная психология: конспект лекций
3. Особенности социальной психологии политики
Политическая психология – отрасль социальной психологии, изучающая психологические явления и процессы, функционирующие в процессе борьбы за власть в обществе и отраженные в его политическом сознании.
Отечественная психология исходит из того, что политика – это организационная и регулятивно-контрольная сфера жизни общества, одна из важнейших в системе других сфер.
Политика реализуется в борьбе за власть в обществе.
В ходе последней формируется политическое сознание всего общества и отдельных его представителей.
Политическое сознание – система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами).
Сущность политического сознания – результат и процесс отражения политической реальности с учетом социальных интересов людей.
Функции политического сознания:
1) позновательная функция – призвана представлять систему знаний об окружающей политической деятельности людей;
2) оценочная – способствует ориентации людей в политической жизни;
3) регулятивная – предоставляет им ориентиры относительно их участия в политической деятельности;
4) интегрирующая – способствует объединению социальных групп общества на базе общих ценностей, идей, установок;
5) прогностическая – создает основу для предвидения содержания и характера развития политических явлений и процессов;
6) нормативная функция – служит основой для формирования общепринятого образа политического будущего.
Совокупность всех политико-психологических феноменов, составляющих предмет политической психологии, можно рассматривать в широком и узком смыслах.
В широком смысле к ним относятся:
1) психика человека, участвующего в различных видах политической деятельности;
2) изменения в психологии групп людей и социально-психологические процессы, возникающие в ходе их борьбы за власть и политической деятельности.
В узком смысле предмет политической психологии – те психологические феномены, которые возникают в процессе функционирования конкретных политических явлений и процессов.
Это психологические особенности, закономерности и механизмы протекания политической деятельности, собственно борьбы за власть, активности общественно-политических движений.
Область предмета политической психологии очерчена четырьмя сферами: мотивационной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативно-поведенческой.
Западная психологическая наука накопила больший, чем в нашей стране, опыт анализа и осмысления политико-психологических феноменов.
Согласно точке зрения Г. Лебона многие люди, вставшие на путь политической деятельности, оказываются под ее сильным влиянием.
Популярное правительство в интересах более эффективного руководства этими людьми должно четко и ясно представлять психологию больших масс людей, на которых должно быть направлено совершенно специфическое политическое воздействие.
Приложил к исследованию политических явлений и процессов свою теорию психоанализа и 3. Фрейд.
Власть – способность и возможность (личности, группы, класса, нации, партии, государства и т. д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воздействие на поведение людей в обществе.
Социальные свойства власти: всеобщность; функционирование во всех сферах общественных отношений; способность проникать во все виды деятельности, связывать людей, общественные группы и противопоставлять их.
Функции власти:
1) диспозиционная функция выражается во множестве предписаний, инструкций, рекомендаций, императивов, запретов, определяющих политическую активность людей;
2) психологическая функция власти состоит в реализации лидерских отношений;
3) гносеологическая функция воплощается в соединении знаний и воли.
Они определяют сущность власти.
Знание наделяет власть осмотрительностью, настойчивостью, предсказуемостью.
Воля придает ей организованную активность;
4) организационная функция власти реализуется в наращивании порядка, уровня организации;
5) политическая функция реализуется в осуществлении влияния, принуждения, побуждения людей и их политической активности в соответствии с фактическим балансом сил.
Задача власти – посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения противодействовать деструкции, кризису, нейтрализовать напряжение, конфликты; стремиться к максимуму стабильности общества и отдельных его частей, способствовать их совершенствованию, упрочению, прогрессу.
Принципы проявления власти:
1) принцип сохранения. С властью собственноручно, добровольно не расстаются, за власть борются;
2) принцип действенности. Имеющий власть человек не склоняется перед трудностями и обстоятельствами, он справляется с ними;
3) принцип легитимности. Оптимальное средство удержать власть – опора на закон, законотворчество;
4) принцип внутренней несвободы. Человек, обладающий властью, не принадлежит себе. Свобода его воли ограничена;
5) принцип предусмотрительности;
6) принцип «антифортиссимо». Сила власти не равнозначна власти силы. Наилучший тип власти – правозаконный;
7) принцип скрытности предполагает недопущение разоблачений власть имущих. Соблюдение этого принципа позволяет дистанцироваться от масс.
Политическая власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, нации, партии и т. д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его интересы либо интересы общества в целом.
Функции политической власти – формирование политической системы общества; организация его политической жизни; управление делами общества на разных уровнях.
Политическая власть имеет психологическую природу, поскольку существует в форме восприятий и переживаний личности (групп людей), от сложных, формируемых культурой, индивидуальных и социально-психологических характеристик личностей, над которыми власть осуществляется.
Четыре сферы политической психологии: мотивационная, интеллектуально-познавательная, эмоционально-волевая и коммуникативно-поведенческая.
В борьбе за власть в ходе политической деятельности люди могут проявлять различную активность.
Политические мотивы, склоняющие людей добиваться власти, участвовать в ее осуществлении, могут быть эгоцентрическими (ориентируют индивида на следование в политической деятельности узко-личностным целям) и социоцентрическими (направлены на достижение блага для какой-то более широкой группы людей: нации, класса, жителей определенного региона).
Политическая психология различает:
1) позитивные или негативные реакции людей на импульсы, исходящие от политической системы общества, от ее институтов или их представителей, не связанные с необходимостью высокой активности человека;
2) активность, связанную с делегированием политических полномочий, т. е. электоральное поведение людей;
3) участие в деятельности различных политических и общественных организаций;
4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему общества или действующих против нее;
5) прямую деятельность в составе политических движений, направленную против существующей политической системы, имеющую своей главной целью коренную ее перестройку.
Из всех форм политической активности в политических системах стран Запада выделяется электоральное поведение.
В нашей стране в условиях быстро изменяющихся политических отношений появляются и такие формы политической активности, как митинги, забастовки, захваты заложников, погромы, бунты.
Социально-психологические типы людей, которых различают по их отношению к политической активности и другим формам борьбы за власть:
1) люди, активные во всех областях жизни, в том числе и в политике;
2) люди, активные в каких-либо сферах деятельности, но пассивные в политике;
3) индивиды, проявляющие слабый интерес к неполитическим областям жизни, но весьма политически-активные;
4) люди пассивные как в политике, так и вне ее.
Отнесение людей к политически активным и пассивным основывается на учете индивидуально-психологических характеристик личности.
Политическая активность определяется политическими установками людей, их политическим поведением, стабильностью политической жизни, политическим доверием, существующим в обществе.
Классификация людей по их отношению к власти:
1) аполитичные люди, которые резко отрицательно относятся к личному участию в борьбе за власть, как правило, последней не интересуются и мало что о ней знают;
2) пассивно относящиеся к власти граждане воспринимают ее отрицательно или нейтрально, не интересуются политическими проблемами общества.
От аполитичных отличаются тем, что бывают хорошо социально информированы;
3) компетентные наблюдатели интересуются политикой, понимают ее значение, они четко представляют все положительные и отрицательные стороны борьбы за власть, хорошо информированы о них.
Они не стремятся принимать участие в политической жизни, борьбе;
4) противники борьбы за власть резко негативно относятся к политике вообще и к борьбе за власть в частности;
5) активные в политическом отношении люди занимают позицию постоянного поиска власти.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ — Студопедия
(ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ)
Политика – от греческого polis – город, государство.
Политическая психология – это молодая отрасль общественного знания, возникшая на стыке социальной психологии, политологии и социологии, которые изучают различные стороны явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни и политической деятельности людей.
Политическое сознание – система теоретических и обыденных знаний, оценок, настроений и чувств, посредством которых происходит осознание сферы политики людьми и социальными группами.
Сущность политического сознания – результат и процесс отражения политической реальности с учетом социальных интересов людей.
Содержание политического сознания – политические идеи, теории, взгляды, интересы, настроения и чувства людей, испытывающих влияние политики.
Политическая система – совокупность политической власти, политических субъектов и отношений, политической организации и политической культуры общества.
Политические субъекты – люди, партии, государство
Политические организации – государство, партия, общественная организация
Политическая культура – политические знания, идеология.
Функции политического сознания:
Политическая психология – отрасль социальной психологии, изучающая психологические явления и процессы, функционирующие в процессе борьбы за власть в обществе и отраженные в его политическом сознании.
Предмет политической психологии:
а) в широком смысле
— психика человека, участвующего в различных видах политической деятельности;
— измерения в психологии социальных групп в ходе борьбы за власть.
б) в узком смысле – те психологические феномены, которые возникают в процессе функционирования конкретных политических явлений и процессов.
Предмет политической психологии включает в себя четыре сферы:
Мотивационная сфера – это мотивы (потребности), интересы людей, инициирующие их политическую активность и вызывающие определенные реакции на политические процессы, а также потребность во власти, лидерстве, достижении политических целей.
Интеллектуально — познавательная сфера – это психологические явления и процессы, обеспечивающие понятийно-смысловое и интеллектуально-когнитивное усвоение воздействий политической реальности:
¾ политическое мышление;
¾ политические представления, взгляды;
¾ политические решения.
Эмоционально-волевая сфера – это чувства, настроения, возникающие в ходе политической деятельности.
Коммуникативно — поведенческая сфера – это информационное и межличностное взаимодействие, общение и взаимоотношения в ходе политической деятельности.
Психологическая характеристика политической власти:
Власть – способность и возможность осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воздействие на деятельность, поведение и жизнь людей в обществе.
Функции власти:
Диспозиционная – выражается в множестве предписаний, инструкций, рекомендаций, императивов, запретов, определяющих политическую активность
Психологическая – состоит в реализации лидерских отношений (ведущая и ведомая стороны)
Гносеологическая – воплощается в соединении знания и воли
Организаторская – порядок и организовать
Политическая – реализуется в осуществлении влияния, подчинения, принуждения, побуждения людей, и их политической активности в соответствии с фактическим балансом сил
Принципы проявления власти:
Принцип сохранения
¾ с властью добровольно не расстаются
¾ за власть борются
¾ власть удерживает и усиливают
Принцип действительности
¾ власть не пассивна, а активна
¾ власть не пасует перед трудностями, а преодолевает их
Принцип легитимности
¾ оптимальное средство удержать власть – опора на закон, законодательство
Принцип внутренней несвободы
¾ человек, обладающий властью, не принадлежит себе
¾ в природе и обществе нет подлинной свободы
¾ власть – давление обстоятельств
Принцип предусмотрительности
¾ золотое правило власти: «предоставлять максимум свободы объекту власти и обеспечивать минимум возмущающих воздействий на него со стороны субъектов власти»
Принцип «антиформиссимо»
¾ сила власти не равнозначна власти. Сила – крайняя мера
Принцип скрытности
¾ тайная дипломатия, закрытые совещания, слушания и т.д.
Политическая власть – форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, партии, нации и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его действиям, обеспечивающим его интересы либо интересы общества в целом.
Политическая власть носит психологический характер, так как находится в сфере политических отношений в обществе.
С одной стороны, власть осуществляется конкретными людьми с их своеобразной психикой, а с другой – ее существование зависит от поведения, взаимодействия людей в ходе их политической активности. Власть зависит и от доминирующего в обществе типа политического сознания.
Типы политического сознания – от тотального к демократическому – различаются по пяти основным признакам, которые в свою очередь определяются характером властных отношений.
Пять признаков политического сознания:
Характер и мера осуществления власти:
¾ в тотальном обществе – всеобщий, незнающий границ контроль и насилие.
¾ в авторитарном обществе – возникают анклавы, недоступные контролю
¾ в либеральном обществе – власть ведет диалог в этих анклавах
¾ в демократическом обществе – власть осуществляется представителями граждан
Отношение людей к власти:
¾ в тоталитарном обществе – слияние с властью
¾ в авторитарном обществе – отчуждение от нее
¾ в либеральном обществе – влияние на власть
¾ в демократическом обществе – выбор конкретных носителей власти.
Статус горизонтальных социальных структур:
¾ в тоталитарном обществе – разрушает любые горизонтальные структуры
¾ в авторитарном обществе – допускает те, которые не политизированы
¾ в либеральном обществе – допускает все, кто не претендует на власть
¾ в демократическом обществе – общественные организации основа политич. системы.
Характер запретов:
¾ в тоталитарном обществе – разрешено то, что приказано властью
¾ в авторитарном обществе – разрешено то, что не имеет отношение к политике
¾ в либеральном обществе – разрешено все, кроме смены власти
¾ в демократическом обществе – разрешено все, кроме того, что запрещено законом.
Взаимоотношения власти и граждан:
¾ в тоталитарном – от власти — всемогущество, от людей – энтузиазм и скромность
¾ в авторитарном – от власти — компетентность, от людей – профессионализм и послушание
¾ в либеральном – от власти — нравственность, от людей – активность и ответственность
¾ в демократическом – от власти и от граждан требуется – соблюдение законов.
Формы политической активности:
¾ позитивные и негативные реакции людей;
¾ активность связанная с делегированием политических полномочий;
¾ участие в деятельности различных политических и общественных организаций;
¾ выполнение политических функций в рамках политических институтов;
¾ прямая деятельность в составе политических институтов и движений.
Виды политической пассивности:
¾ выключенность людей из политических отношений;
¾ политически формальная востребовательнность людей в политике;
¾ политическая апатия как неприятия политической системы;
¾ политический бойкот как выражение активной враждебности к политической системе.
Социальная и политическая психология
Магистерская программа «Социальная и политическая психология»
Основные дисциплины:
1. «Социальная психология малых групп и их диагностика»
2. «Социальная психология личности»
3. «Социальная психология общения»
4. «Практикум по методам социальной и политической психологии»
5. «Дизайн психологического исследования»
6. «Психология политической деятельности»
7. «Психология власти»
8. «Основы PR (служб по связям с общественностью)»
9. «Психология больших групп»
10. «Развитие персонала в организации»
11. «Психологическое консультирование в политике»
12. «Психология социально-политического влияния»
13. «Психология межэтнических отношений. Тренинг межкультурного взаимодействия»
14. «Социально-психологический тренинг»
15. «Психология лидерства»
16. «Социальная психология в организациях»
17. «Теории и методы групповой работы»
18. «Психология массовых коммуникаций»
19. «Психология политической коммуникации»
Ведущие преподаватели
В реализации программы принимают участие 9 докторов и 14 кандидатов наук.
А.Л. Свенцицкий, д.псх.н., проф., заведующий кафедрой социальной психологии
Д.Ф. Мезенцев, д.псх.н., проф., заведующий кафедрой политической психологии
Результаты освоения программы
• разносторонняя подготовка по методологическим, теоретическим и прикладным аспектам современной социальной и политической психологии
• навыки самостоятельной деятельности в области преподавания, психодиагностики, психологического сопровождения, психокоррекции, психологического консультирования в различных сферах социально-политической практики (политическая деятельность, управление организациями, образование, культура, кросс-культурные и этнические взаимодействия, средства массовой коммуникации)
• умение организовывать работу по психологическому проектированию и сопровождению личности и организации в условиях
• социально-политических новаций
• понимание роли психологии поведения масс и лидеров в социально-политической жизни общества, формировании общественного мнения, социально-политических установок и их динамики
Базы прохождения практик:
Государственная Дума РФ, Законодательное собрание Санкт-Петербурга, школы, организации-партнеры, негосударственное образовательное учреждение ≪Архитектура будущего≫, ЗАО ≪Аладушкин≫, телеканал ≪100 ТВ≫ и др.
Где работают выпускники
— государственные, коммерческие, общественные, политические организации в качестве психологов-консультантов, психологов-экспертов, аналитиков
— учреждения образования
— индивидуальная трудовая деятельность в области психологического консультирования
Ключевые моменты
• практические курсы личного и профессионального роста консультантов: практикумы, тренинги
• фундаментальная подготовка, позволяющая не только использовать известные технологии и занимать существующие места на рынке труда, но и ставить новые вопросы, создавать новые технологии, искать новые сферы их применения
Тема 9. Политическая психология как практическое направление социальной психологии
Политические
явления имеют сложный характер.
В
них есть экономическая,
социальная,
культурная
и другие составляющие.
Один
из важных и интересных компонентов
политики —
психологический. В
связи с этим в политологии сложилась
специфическая область исследований,
которую
называют психологией политики,
или
политической психологией.
За
рубежом психология политики интенсивно
изучается с 70-х
гг.
XX в. Серьезные
отечественные исследования в этой
области начались с конца 80-х
гг.
В 1978 г. основано
Международное общество политических
психологов,
в
котором состоит более 3
тыс.
человек из 60 стран. В 1993 г. образована
Российская ассоциация политических
психологов,
объединившая психологов, политологов,
социологов,
историков
и других специалистов.
Интерес
к психологическим факторам политики
растет.
Это
обусловлено не столько потребностями
развития научного
знания, сколько
интересами политической практики.
Конкуренция
в сфере политики носит острый характер.
Без
знания психологии здесь не обойтись.
Политика — дело
ответственное,
и
политические решения должны проходить
психологическую экспертизу.
Учитывая
роль психологии в политике,
не
надо впадать в другую крайность —
психологический
редукционизм.
Для
него характерно сведение всего
богатства политических отношений к
психологическому началу.
Этим
иногда грешит психоанализ политики.
Положение
о том,
что
вместе с человеком в политику проникает
психология,
следует
уточнить.
Во-первых,
на
политическое поведение влияют наиболее
важные элементы структуры психики.
Традиционно
изучается роль сознательного и
бессознательного в политическом
поведении людей,
влияние
сложившихся установок на различные
политические явления,
объекты.
Во-вторых,
психологический
фактор сказывается особенно сильно
в деятельности политических лидеров
как наиболее активных субъектов политики
на личностном уровне.
В-третьих,
психология
проникает в политику через
социально-психологические
особенности социальных групп,
феномены
массового политического поведения.
Многое
в политическом поведении зависит от
того,
как
человек осознает,
воспринимает
те или иные явления или события.
Политическое
сознание представляет собой восприятие
субъектом той части реальности,
которая
связана с политикой,
вопросами власти и подчинения,
государством, его институтами. Вместе
с тем одни и те же явления, события
осознаются,
интерпретируются
по разному в различных обществах,
культурах.
В
понятии «сознание» эти различия трудно
выразить,
поэтому
сейчас все чаще используется понятие
менталитета,
заимствованное
из исторической психологии.
Ввели
его французские исследователи Л.
Леви-Брюль, А. Февр. Менталитет
означает «наличие у людей того или иного
общества, принадлежащих
одной культуре,
определенного общего “умственного
инструментария”, “психологической
оснастки”,
которая
дает им возможность по-своему
воспринимать и осознавать свое природное
и социальное окружение и самих себя.
В
связи с этим речь идет о различном
политическом менталитете у россиян,
американцев, японцев и т. д. Полученные
в результате социализации знания,
ценностные
ориентации и установки в политической
области образуют политический
менталитет.
Человек
выстраивает свое политическое поведение
исходя из сложившихся у него представлений
о том,
что
происходит.
Он
реагирует прежде всего на субъективную
картину происходящего,
а
не на реальное положение вещей,
следуя
при этом принципу наивного реализма:
ситуация на самом деле такова, какой
я ее воспринимаю.
В
политике находится много желающих
сыграть на этом противоречии.
Мы
постоянно видим,
как
нам предлагаются различные версии
политических событий.
Кто
будет более убедителен в этом
стремлении,
тот
и окажет эффективное влияние на
политическое поведение людей.
При
анализе сознания в политической
психологии принято выделять два
компонента:
мотивационный
и познавательный.
К
мотивационному относятся потребности,
ценности, установки, чувства. К
познавательному —
знание
политики,
информированность,
интерес, убеждение
[Деркач,
с.55].
Мотивационные
компоненты сознания обусловливают
психологические причины политического
поведения.
Рассмотрим
их на примере установок.
Установка — важный
и устойчивый компонент психологической
структуры личности.
Содержательно
политическую установку можно
определить как предрасположенность
человека или группы к определенному
восприятию,
реакции
по отношению к различным политическим
объектам.
Политические
установки с одной стороны тесно
связаны с политическими потребностями,
с
другой —
с
особенностями ситуации,
в
которой эти потребности надо реализовывать.
Политические
установки —
сильный
регулятор политического поведения
человека или группы.
Исходя
из потребностей политической практики,
изучаются
вполне конкретные политические установки:
на
политическую систему в целом,
конкретные
политические институты,
политических
лидеров и даже на те или иные политические
события.
В установке принято выделять три
компонента:
когнитивный,
эмоциональный,
поведенческий.
Когнитивный
компонент политической установки связан
с наличием предварительных знаний,
представлений
о политическом явлении.
Эмоциональный
компонент политической установки связан
с такими настроениями,
как
нравится —
не
нравится,
приятен — не приятен, доверяю
—
не
доверяю.
Он
часто выступает основой для политических
предрассудков,
религиозной,
расовой,
национальной
нетерпимости.
Данный
компонент обусловливает возможность
харизматического типа политического
лидерства.
Поведенческий
компонент установки — собственно
готовность к политическому действию:
будь
то голосование,
участие
в митинге или готовность к экстремистскому
поведению.
Помимо
политического сознания, формирующего
картину политической реальности,
выявлена
и роль бессознательных факторов,
влияющих
на политическое поведение людей.
Под
бессознательным обычно понимают те
аспекты поведения,
которым
человек не отдает отчета.
В
психоанализе различают индивидуальное
и коллективное бессознательное.
Первое
обусловлено индивидуальными
особенностями психологического развития
человека.
Его
учитывают при анализе психологических
особенностей политического лидерства.
Коллективное
бессознательное —
архетипы,
глубинные
представления,
общие
для людей данной культуры.
Изучать
влияние бессознательного на
политический процесс сложно в силу
трудности доступа к нему.
Вместе с тем известно, что
через определенные символы
бессознательное в какой-то
мере обнаруживает себя.
В
исследовании бессознательного уровня
восприятия политических лидеров
часто используется метод ассоциаций с
тем или иным животным,
цветом, запахом. В
исследовании,
проведенном под руководством Е. Б.
Шестопал,
были
изучены значения,
которые
играют те или иные животные в русском
фольклоре,
их
типичные роли и места обитания.
Метод
ассоциаций позволил оценить некоторые
скрытые аспекты образа политиков
[Шестопал,
с. 68].
Психологические
особенности политических лидеров могут
существенно сказываться на их политическом
поведении,
политических
событиях.
Это
особенно заметно в условиях диктаторских
режимов,
где
воля политического лидера мало чем
сдерживается.
Вместе
с тем это важный фактор и для современных
демократических обществ.
Что
это за факторы?
В
политической психологии прежде всего
рассматриваются влияние Я-концепции
политического лидера,
потребности
и мотивы,
влияющие
на его политическое поведение.
Я-концепция политического лидера, т. е.
осознание
человеком,
кто
он такой,
включает
в себя образ Я,
самооценку, социальную
ориентацию [Юрьев,
с. 78].
Под
социальной ориентацией подразумевается
чувство автономности в противоположность
чувству зависимости от других людей
при самоопределении.
Автономизация
самооценки окончательно оформляется
в подростковом возрасте.
Доминирующая
ориентация на оценку других людей или
на собственную самооценку становится
важным показателем личностного развития.
Образ
Я,
т. е. представление
политика о самом себе,
имеет
несколько аспектов:
физическое
Я,
сексуальное
Я,
семейное
Я,
социальное
Я,
психологическое
Я,
преодолевающее
конфликты Я.
Физическое
Я —
это
представление политического лидера о
состоянии своего здоровья,
физической
силе или слабости;
лидер
должен быть достаточно здоровым,
чтобы
недуги не препятствовали его деятельности.
Вместе
с тем важно само отношение политика к
этой проблеме.
Примеры
успешной политической деятельности Ф.
Рузвельта
и других политиков свидетельствуют об
этом.
Сексуальное
Я —
представления
политика о своих притязаниях и возможностях
в этой сфере.
Достоверных
статистических данных о связи
сексуального поведения с лидерскими
способностями нет.
В
истории известные тираны отличались
патологией сексуальной сферы.
Лидером
современного развитого государства
вряд ли может стать человек с нестандартной
сексуальной ориентацией.
Семейное
Я —
также
важный элемент личности политика.
Хорошо
известно,
какое
огромное влияние оказывают отношения
в родительской семье на поведение
взрослого человека.
Некоторые
политические лидеры преодолевают травмы
и конфликты с детства,
другие
—
нет, что
и привносит свои психологические
проблемы в их политическую деятельность.
Социальное
Я —
представление
политика о совместной деятельности
с другими.
Лидер
должен научиться тому,
как
вести переговоры,
как
стимулировать своих коллег к проявлению
лучших качеств.
Он
должен уметь использовать навыки
межличностных отношений для эффективной
работы с различными,
порой
враждебными группами.
Психологическое
Я связано с представлением о своем
внутреннем мире,
мечтах,
желаниях, страхах, конфликтах. У
политиков в силу серьезной нагрузки и
ответственности могут возникать
психологические проблемы.
Страдает
ли политик от осознания своих собственных
страхов или относится к ним спокойно —
это
проявляется в его поведении.
Преодолевающее
конфликты Я —
представление
политического лидера о своей способности
к творческому разрешению конфликтов,
нахождению
новых решений старых проблем.
Лидер
должен обладать достаточными знаниями
и интеллектом,
чтобы
воспринять проблему,
быть
достаточно уверенным при принятии
политических решений,
чтобы
передать эту уверенность другим.
Сюда
же можно отнести его представление о
своей стрессоустойчивости.
Все
эти аспекты образа Я важно учитывать,
так
как человек обычно ведет себя в
соответствии со своей Я-концепцией.
Следует
учитывать уровень сложности Я-концепции
—
число аспектов Я, воспринимаемых
политическим лидером.
Политики
со сложной Я-концепцией
обычно стремятся к получению большей
информации перед принятием решения.
Они
с большей вероятностью воспримут
информацию от других лиц,
чем
не обладающие сложной Я-концепцией.
Они
легче усваивают как позитивную,
так
и негативную информацию.
В
то же время,
чем
выше самооценка у политиков,
тем
хуже они реагируют на ситуацию.
Завышенная
самооценка зачастую приводит к тому,
что
политик,
переоценивая
свои профессиональные и личностные
качества,
не
замечает значимые внешние и внутренние
реакции на свои политические решения.
Лидеры
с адекватной самооценкой —
достаточно
предсказуемые партнеры в политике.
Они
уважают себя и других политических
лидеров,
достаточно
чувствительны к обратной связи.
Существует
множество различных личностных
потребностей,
которые
так или иначе связаны с политическим
поведением лидера.
Главными
потребностями,
мотивирующими
политическое поведение лидера,
являются
следующие потребности:
во
власти,
в личном контроле над событиями и людьми,
потребность в достижении, в аффилиации.
Рассмотрим
каждую из потребностей подробнее.
Потребность
во власти.
Можно выделить несколько причин,
по
которым политический лидер жаждет
власти:
Понятно,
что
доминирующие мотивы могут негативно
влиять на политическое поведение.
Например,
компенсаторный
мотив.
Власть
как инструмент осуществления политических
достижений —
благоприятный
психологический фактор эффективной
политики.
Потребность
лидера в личном контроле над событиями
и людьми.
Эта потребность является проявлением
базовой человеческой потребности в
контроле над внешними силами и событиями.
Личный
контроль имеет два измерения:
степень
и сферу.
Степень
личного контроля имеет прямое
отношение к убеждению человека в его
способности контролировать события и
людей.
Сфера контроля — это
широта жизненного пространства и
деятельности,
которую
политический лидер ищет для своего
влияния.
Она
может варьироваться от очень ограниченной,
включающей
лишь одну специальную область,
до
широкой,
включающей
многие области политики.
Чем
шире желаемая сфера личного контроля,
тем
обычно меньше степень контроля.
Правильность
и успешность выбора политическим лидером
сферы своего контроля во многом зависят
от адекватности его Я-концепции
и самооценки.
Потребность
политического лидера в достижении.
Люди, стремящиеся к достижениям,
нередко ищут власти, чтобы
добиться достижения цели.
Они
ориентированы на задачу.
Причем
неуспех в начале лишь делает задачу
более привлекательной.
Эти
политики предпочитают быть независимыми
и избегают таких межличностных
отношений,
которые
могли бы привести их к зависимости.
Потребность
политического лидера в аффилиации.
Эта потребность проявляется в заботе
политического лидера о близких отношениях
с другими.
Она
подразумевает дружеские отношения с
другими людьми.
Политики
с ярко выраженной данной потребностью
могут испытывать сильную привязанность
в межличностных отношениях,
избирать
своими советниками лояльных друзей,
а
не экспертов.
Они
будут предпочитать диадические отношения
групповым.
Лидеры
с такой личностной чертой часто
оцениваются обществом как менее
популярные,
чем те, у
которых эта потребность менее развита.
Индивидуальный
профиль потребностно-мотивационной
сферы всегда уникален.
В
каждом конкретном случае он требует
специального анализа для понимания
поведения и эффективности деятельности
политического лидера.
Особое
значение в политической психологии
отводится имиджу политического
лидера.
Имидж
политика —
это
специально создаваемый,
преднамеренно
формируемый с помощью СМИ публичный
политический образ для достижения
поставленных целей.
Имидж
политического лидера формируется на
основе двух факторов:
ожиданий избирателей, касающихся
политического лидерства,
и
индивидуальных особенностей самого
лидера.
Оба
эти фактора предварительно исследуются
строгими научными методами.
Имидж,
как правило, содержит лидерские качества.
Акцент
здесь делается на следующие характеристики:
позиция
служителя общества, забота о людях,
хорошее
знание их проблем,
стремление
изменить жизнь к лучшему;
проявление
энтузиазма,
бодрости духа, оптимизма, генерирование
положительных эмоций;
решительность,
энергия,
воля, напористость
в решении поставленных задач;
Имидж
—
сложное
системное образование,
представляющее
собой комплекс частных имиджей.
Различают
личностный
и профессиональный
имидж. В
первом случае лидер должен быть достаточно
четко представлен как политик,
во втором — как
личность.
Выделяются
также следующие частные имиджи:
габитарный
имидж (от лат. habitus
— внешность,
внешний вид) — привлекательный
внешний вид человека;
лицо,
костюм, прическа, аксессуары,
как правило, обеспечивают
благоприятное первое впечатление;
средовой
имидж создается благодаря среде обитания
человека —
его жилищу, кабинету, автомобилю;
кинетический
имидж — элегантность
поз,
манер, искусство
жеста.
Существует
так называемый закон сочетания имиджа:
частные
имиджи не должны противоречить друг
другу.
В
своей совокупности они должны
создавать единый,
цельный
привлекательный образ.
Основное
средство создания имиджа политического
лидера — PR
и политическая реклама.
Основные
функции политического PR:
улавливает
сигналы о необходимости модификации
политики,
когда
она входит в конфликт с интересами
общества или больших социальных групп;
В
отличие от PR
политическая реклама ограничена во
времени и имеет дело с положительной
информацией о рекламируемом объекте.
Политическая
реклама имеет принципиальное отличие
от коммерческой:
Политическая
реклама может быть классифицирована
по различным основаниям.
Классификация
политической рекламы по каналу восприятия
ее адресатом.
В соответствии с каналами восприятия
рекламного сообщения политическая
реклама подразделяется на визуальную,
аудиальную,
аудиовизуальную
(смешанную)
рекламу.
Визуальная
реклама
включает в себя публикации в печатных
СМИ,
буклеты,
уличные
щиты,
плакаты,
листовки, календари. Как правило, такая
реклама имеет ограниченную эффективность
в силу своей одномерности с точки зрения
каналов восприятия.
Иногда,
правда, в
этом виноваты и кинестетические ощущения
за счет гладкости или шероховатости
бумаги,
ее
плотности,
которые
вызывают дополнительные ассоциации.
Визуальная
реклама может выполнять практически
все функции:
привлекать
внимание,
информировать,
убеждать
и побуждать.
Следует
подчеркнуть важность зрительных
символов,
фотографий
и невербальных сигналов в политической
рекламе.
Им
больше доверяют,
чем просто словам.
Существуют
и другие виды визуальной политической
рекламы:
табло «бегущая строка», аэростаты,
буклеты,
письма, различные
брелки,
значки, майки.
Однако
их роль скорее чисто мобилизационная
для сторонников кандидата,
нежели
информационная или убеждающая.
Аудиалъная
политическая реклама:
это
прежде всего радиопередачи.
Их
преимуществом является доступность
для аудитории в то время,
когда
люди заняты другими делами.
Если
у говорящего приятный голос и убедительная
речь,
его
обращение к аудитории может быть
эффективным даже при невзрачной
внешности.
\Аудиовизуальная
политическая реклама —
телевизионная
и кинореклама —
самая
эффективная как по каналам доступа к
аудитории,
так
и по массовости охвата.
Телевидение
является наиболее популярным среди
СМИ,
с
его помощью можно добиться различного
рода психологических специальных
эффектов при восприятии сообщения.
Важным
является время передачи,
уровень
доверия к рекламному сообщению,
уровень
доверия к телепередаче.
Классификация
А.
Дейяна
подразделяет рекламу,
с
точки зрения силы воздействия на
аудиторию,
на
жесткую и мягкую.
Жесткая
политическая реклама ориентирована на
краткосрочные цели и предназначена
для того,
чтобы
вызвать быструю реакцию.
В
этом виде политической рекламы нет
места для полутонов,
она лаконична и резка.
Мягкая
политическая реклама ориентирована на
создание определенного ореола,
атмосферы
вокруг рекламируемого объекта.
Под
ее воздействием возникают различные
ассоциации,
которые
приводят адресата сначала к согласию
сделать то,
к
чему его призывает реклама,
затем — к готовности к действиям, и,
наконец, к самим действиям. Примером
такой рекламы являются серии роликов
под видом социальной рекламы.
В
каждом ролике показывается репортаж с
одного из мест,
которыми
гордятся жители данного региона.
Кандидат
мелькает в кадрах многих роликов из
этой серии,
но
при этом отсутствует открытый призыв
голосовать за него.
Разновидностью
мягкой рекламы является проекционная
реклама,
которая
показывает кандидата в том окружении
или на том фоне,
который
заставляет вспоминать о приятном,
мечтать.
Нередко
это бывает на фоне хорошо известной
сентиментальной песни,
фотоснимков, вызывающих
ностальгию.
Функциональная
классификация Ф.
Коттлера
выделяет виды рекламы по ее функциям.
Информативная
реклама предназначена для создания
первичного интереса к рекламируемому
политическому объекту. Это
реклама по типу:
«9
декабря 1996 г. состоятся
выборы губернатора такой-то
области. Основными
кандидатами от демократических сил
являются X
и Z».
Увещевательная
реклама формирует избирательный спрос,
она
доказывает,
например, что
Z
является более приемлемым для группы
молодежи.
Сравнительная
реклама показывает преимущества одного
объекта перед другим:
«Кандидат
X
гораздо
компетентнее,
чем Z,
он
подходит группам населения от 25
лет и старше, ориентированным
на экономические реформы».
Напоминающая
реклама заставляет вспомнить о кандидате
или партии.
Подкрепляющая
реклама уверяет в правильности сделанного
выбора.
Как правило, если
речь идет об избирательной кампании,
то
такая реклама появляется в последние
дни перед голосованием.
Часто
она бывает в виде выступления кандидата
с прямым призывом голосовать,за
него.
Классификация
Л.
Девлина
выделяет несколько типов рекламы.
Примитивная
реклама.
К ней относятся ролики или передачи,
в
которых кандидат произносит какие-то
слова в ответ на вопросы журналиста или
телезрителей.
«Говорящая
голова».
Кандидат выступает в связи с какой-то
проблемой.
Запись
делается в студии или в рабочей обстановке.
Такое
выступление предназначено для того,
чтобы
убедить население,
что
кандидат способен решить обсуждаемую
проблему.
Негативная
реклама.
Ее целью является снижение привлекательности
оппонента в глазах населения.
В
основе негативной рекламы,
как правило, заложена
несложная схема:
создание
или вызов из памяти страха,
увязывание
его с оппонентом и указание на освободителя
от страха.
Одним
из тезисов негативной рекламы образца
1996
г. являлся
плакат «Купи еды в последний раз»,
который
увязывался с кандидатом от КПРФ Г.
Зюгановым.
Подразумевалось, что
освободить людей от этого страха должен
был Б.
Ельцин.
Концептуальная
реклама.
Ее основная задача —
внушить
избирателям важные идеи кандидата.
В
ней сосредоточиваются не на личных
достоинствах,
а
на «большой идее»,
с
которой выступает кандидат.
«Правдивое
кино».
В этом виде рекламы кандидат как бы в
реальной жизни общается с людьми.
Однако
это сценарий,
а
не документальные кадры.
Эта
реклама должна убедить в том,
что
кандидат любит людей,
своих
избирателей,
умеет
с ними общаться и может отвечать их
надеждам.
Личные
свидетельства.
Люди с улицы,
простые
жители города свидетельствуют о
достоинствах политика.
Как правило, снимается
блицопрос на улицах города и из всех
ответов выбираются те,
в
которых содержатся добрые слова о
кандидате.
Нейтральный
репортер.
Репортер приводит факты о кандидате,
сопровождая
их фактами об оппоненте,
предлагая
избирателям самим делать выводы.
Он
не навязывает свое мнение,
но
за счет формы подачи материала
подталкивает зрителя к нужному решению.
Обратим
внимание на некоторые социально-психологические
аспекты политического поведения.
Оценки, реакции
на политические события,
предрасположенность
к определенному поведению проявляются
в ряде социально-психологических
явлений. Одно
из них — массовые
политические настроения —
устойчивые эмоциональные состояния
общностей,
переживания комфорта или дискомфорта,
отражающие
удовлетворенность или неудовлетворенность
общими социально-политическими
условиями жизни. Массовые
настроения обычно порождаются в
результате заметного расхождения
ожиданий людей и реальных условий их
жизни.
Доминирующие
переживания могут быть прямо
противоположными.
Их
полюса —
ненависть,
подавленность
и восторг,
эйфория.
Вспомним, как
эйфория в начале современных российских
реформ сменилась на подавленные
настроения по мере обнаружения больших
социальных издержек,
трудностей.
Пассивность,
безразличие,
апатия — особая
форма политических настроений,
когда
массы не верят в способность политической
власти реализовать их ожидания.
С
таким настроением экономические и
политические реформы далеко не продвинешь.
Поэтому
современной российской власти
приходится,
с
одной стороны,
не
провоцировать появление завышенных
ожиданий,
с
другой,
показывать
социальные перспективы реформируемого
общества,
вселять
в людей надежду и оптимизм.
Массовые
настроения как психологический фактор
влияют на социально-политическую
реальность в обществе.
К
основным функциям политических настроений
следует отнести:
а) формирование
отношения к политической реальности,
способ
ее восприятия;
б) инициирование
и регулирование политического поведения;
в) формирование
субъектов потенциальных политических
действий.
Массовые
настроения часто выступают серьезным
источником угроз для власти или ее
политических планов.
Поэтому
важно прогнозирование массовых
политических настроений.
Часто оно идет по методу разработки
политико-психологических
сценариев возможного развития
политической ситуации.
Иногда
для диагностики настроений используются
слухи.
Слухи
в политике
— интересное
социально-психологическое
явление.
Под
слухами обычно понимают недостоверные
или частично достоверные сообщения.
За
основу в психологии слухов обычно
берут две характеристики:
информационную
и экспрессивную.
Первая
характеристика представляет собой
объективную степень достоверности
сообщения,
а
вторая определяет тип эмоциональной
реакции,
на
которую рассчитан и которую вызывает
слух при его восприятии.
В
соответствии с информационной
характеристикой слухи условно можно
разделить на четыре типа:
абсолютно
недостоверные;
недостоверные
с элементами правдоподобия;правдоподобные;
достоверные
с элементами неправдоподобия.
По
экспрессивным характеристикам слухи
можно разделить на слух-желание,
слух-пугало, агрессивный
слух.
Все
эти виды слухов встречаются в области
политики.
Но
важно учесть,
что
по происхождению они бывают стихийными
или умышленно сфабрикованными.
Сила
слухов обычно прямо пропорциональна
интересу к явлению и дефициту надежной
информации о нем.
В
недемократических режимах слухи
порождаются плохой информированностью
населения,
отсутствием
свободы СМИ.
В
демократических системах они часто
фабрикуются и используются в
политических кампаниях для дискредитации
конкурентов в борьбе за власть.
Демократическое
общество предполагает активность
граждан в политическом процессе и
предоставляет для этого реальные
возможности.
Вместе
с тем активность широких масс населения
ставит вопрос о социально приемлемых
ее формах.
Здесь
очень важно формирование на психологическом
уровне адекватных представлений о
нормах допустимого и недопустимого в
политической активности.
Деструктивные
формы политической активности —
не
редкость в современном мире.
Одна
из актуальных проблем политической
психологии —
психология политического насилия.
Насилие
—
принуждение
людей вопреки их воле к определенному
поведению.
В
политике насилие было,
есть
и будет,
однако
в современном обществе зоны,
где
оно считается необходимым и приемлемым,
сужаются.
Вместе
с тем в ряде стран на уровне государственной
политики и массового сознания насилие
рассматривается не как вынужденная
экстраординарная мера,
а как норма жизни. Помимо
истории,
культуры,
традиций
данного общества,
существенную
роль здесь играют социально-психологические
факторы —
деструктивные
представления и установки.
Обозначим
некоторые из них.
Деструктивные
представления о природе человека как
существе злом,
агрессивном,
склонном
нарушать социальные нормы,
не
способном к разумному самоконтролю за
своим поведением.
Представления
об особой исторической миссии той или
иной группы или народа.
Если
только мы (коммунисты,
демократы,
христиане,
мусульмане
и т.
п.) знаем
истину и путь к ней,
а
другие этого недопонимают,
то
ответ на вопрос о допустимости насилия
по отношению к этим другим не вызывает
сомнений.
Ориентация
не на реализацию повседневных проблем,
а
на некий идеальный мир,
на
«светлое будущее».
Это
приводит к недооценке настоящего,
актуальных
потребностей людей.
Если
сегодняшний день не самоценен,
а
является лишь этапом на пути к дню
завтрашнему,
то
нет особых преград для того,
чтобы
ради скорейшего достижения цели
использовать любые формы насилия.Недостаток
толерантности — терпимости
к взглядам и позициям других людей.
Это
эгоцентричная позиция человека или
групп,
неспособность
видеть проблемы с позиций,
отличных
от своих.
В
последние годы особенно тревожит
нарастание радикализма в политике.
Радикализм — приверженность
к крайним средствам достижения
политических целей.
Он
проявляется в разных формах.
Наиболее
известны такие формы радикализма,
как
экстремизм и терроризм.
Существование
терроризма вызвано комплексом причин,
среди
которых есть и психологические:
Как
правило, данные
политические силы «загнаны в угол»,
не
видят других способов решения
социально-политических
проблем.
У
террористов обычно гипертрофированно
выражена идентификация себя с группой
(этнической,
религиозной
и т.
п.), отсутствует
самоидентификация на общечеловеческом
уровне.
Недостаточное
осознание себя как представителя всего
человеческого рода приводит к
игнорированию базисных общечеловеческих
норм.Часто
для террористов,
религиозных
фанатиков характерен феномен сужения
сознания.
Действительность
отражается фрагментарно,
по жестким схемам восприятия. Информация
воспринимается очень избирательно,
в основном та, которая
соответствует сложившимся упрощенным
стереотипным представлениям,
иная
информация просто игнорируется.
Мы
рассмотрели лишь некоторые аспекты
взаимовлияния психологии и политики.
В
целом учет психологических аспектов
политики должен служить гуманизации
сферы политических отношений,
делать
политику более цивилизованной.
Вопросы
для самопроверки:
Как
можно определить предмет политической
психологии?В
чем Вы видите основные отличия лидерства
в малой группе и политического лидерства?Какова
структура Я-концепции
политического лидера?
Как
соотносятся понятия политический PR
и политическая реклама?
Какие
массовые социально-психологические
явления играют существенную роль в
политике?
Список
основной литературы:
Букреев,
В. И.
Человек агрессивный. (Истоки международного
терроризма). М, 2011
Галумов
Э. А.
Международный имидж России: стратегия
формирования. М, 2011Гринберг
Т. Э.
Политические технологии. PR
и реклама. Учебное пособие М., 2012.Забурдаева
Е. В.
Политическое консультирование в США
и России: М, 2010Одайник
В.
Психология политики: Политические и
социальные идеи К.Г. Юнга. М., 2010.Попова
О. В.
Политический анализ и прогнозирование.
Учебное пособие М., 2011.Просветов
Г. И.
Пиар: учебно-практическое пособие. М,
2011Ракитянский
Н. Н.
Личность политика. Теория и методология
психологического портретирования. М.,
2011.Селентьева
Д. О.
Политический имидж : учебное пособие.
СПб, 2010Смыр
Е. И.
Политическое консультирование:
технологический анализ. Ростов н/Д,
2011Юханов
Н. С. PR-технологии
и политическое консультирование в
российской политике. М, 2010
Список
дополнительной литературы:
Ольшанский
Д.
В.
Основы политической психологии.
Екатеринбург, 2001.Политическая
психология:
Учеб, пособие
для вузов /
Под
общ.
ред. А. А. Деркача и др. М., 2001.ПочепцовГ.
Г.
Имиджелогия. М., 2000.Психология
и психоанализ власти:
В 2 т. Самара, 1999.Сознательное
и бессознательное в социально-политических
процессах современного российского
общества.
М, 1997.Шестопал
Е.
Б.
Психологический профиль российской
политики 1990-х.
М., 2000.
Политическая психология
Понятие политической психологии
Определение 1
Политическая психология – область политического поведения и политического сознания людей, выражающая преимущественно их оценочное и эмоциональное отношение к политической системе, к государственной власти, к фактам и событиям политической жизни.
Содержание политических чувств — это показатель духовной консолидированности государства, класса как субъектов власти, их способности выполнять свои политические функции. Политическая психология измеряет, насколько надежды и переживания людей отражают общезначимые и групповые интересы.
Содержание политической психологии
В содержании политической психологии выделяется две части:
- устойчивая часть, включающая психологический склад этноса, менталитет, нравы, здравый смысл;
- неустойчивая часть, включающая эмоции, настроения, ожидания, чувства, переживания.
В устойчивых психологических феноменах важная роль отводится политической ментальности, т.е. совокупности устойчивых политических ценностей и сценариев реагирования субъектов на различные социальные изменения, события в политике. Ядром политической ментальности является национальный характер. Проявляется национальность характера в различном поведении народов в похожих политических обстоятельствах. На национальный характер влияет опыт исторического развития этнической общности и передаваемые от одного поколения другому надежные способы самосохранения.
Готовые работы на аналогичную тему
Разными политико-психологическими характеристиками обладают социальные слои и классы. Знание данных черт позволяет прогнозировать поведение и их реакцию на различные события. Специфическими психологическими качествами обладают и спонтанно возникающие социальные образования и скопления людей. Стереотипы и преобладание устойчивых реакций снижают потребность гражданина в политической информации и его потенциал политического участия.
Первостепенное значение среди неустойчивых проявлений политической психологии имеет настроение.
Определение 2
Политическое настроение – это общие, ярко выраженные психологические черты, которые охватывают на конкретный период времени значительные массы людей и определяют их отношение к определенному политическому событию, проблеме.
Значимым свойством настроения является концентрация внимания большого количества людей на интересующей проблеме или политической фигуре. При этом следует учитывать непостоянство политических пристрастий и эмоций, быстрый подъем и стремительное падение интереса к публичным делам. Именно поэтому временной интервал любой политической акции не должен быть растянутым и иметь четкие границы.
Практическое применение политической психологии
Для политической интеграции, сплочения людей, задействованных в политической акции, используются механизмы подсознательного обеспечения влияния:
- заражение, то есть достаточно быстрое распространение, охват определенным психическим состоянием большого количества людей;
- внушение, то есть подсознательное влияние, которое характеризуется некритическим восприятием воздействия со стороны источника воздействия.
- реализация идеологических оценок и требований через психологический настрой может иметь разный характер:
- мотивы политического поведения людей зависят от степени эмоционального восприятия ими основных идеологических форм, в частности политических идеалов, принципов и норм;
- политическая мотивация поведения субъектов опосредуется групповыми формами сознания, содержащими в себе понимание индивидом соотношения коллективных и общих интересов, психологического климата группы, сложившихся в группе стереотипов и привычек;
- неотъемлемой составляющей политических эмоций и чувств является совокупность личных представлений, то есть психических образований, порожденных практикой межличностных связей и отношениями с другими субъектами, институтами власти.
Политическая психология
§ 1. Сущность и особенности политической психологии Понятие и значение Политической психологии
Политическая психология представляет
собой совокупность духовных образований,
которые содержат в основном
эмоционально-чувственные ощущения
и представления людей о политических
явлениях и которые складываются в
процессе их (людей) непосредственного
взаимодействия с институтами власти и
своего политического поведения. К
политико-психологическим явлениям
относятся как универсальные чувства и
эмоции человека, специфически
проявляющиеся в политической жизни
(например, гнев, любовь, ненависть и
др.), так и те ощущения, которые
встречаются только в политической жизни
(чувства симпатии и антипатии к
определенным идеологиям или лидерам,
чувства подвластности государству
и проч.).
Таким образом, политическая психология
— это универсальный духовный фактор,
оказывающий постоянное влияние на
политическое поведение людей и институты
власти.
Психологические свойства рассматриваются
как фактор, который и влияет на его
поведение, и предопределяет возникновение
самих этих ролей и функций. Например,
природа такого явления, как политический
экстремизм, зачастую объясняется не
столько его социальными причинами
(невстроенностью групп в общественную
систему или их неумением представлять
свои интересы в легальных органах
власти), сколько психологическими. Как
доказано многочисленными исследованиями,
этот тип политического поведения
людей всегда базируется на гипертрофированных
иррациональных мотивациях, которые в
свою очередь чаще всего являются
следствием некой психической ущербности
человека, тормозящей его рациональный
выбор и заставляющей обращаться к
подобным видам деятельности.
Такого рода примеры показывают, что для
анализа политики принципиальное значение
имеют представления о психологических
типах взаимодействующих с государством
людей.
Нельзя не отметить и громадное значение
для политики психологических свойств
политических лидеров. Например,
компульсивность (выражающаяся в
навязчивом стремлении все сделать
наилучшим образом) или демонстративность
(характеризующая стремление лидера
прежде всего привлечь внимание
общественности к собственной персоне)
как доминанты стиля политического
лидера могут существенно повлиять на
характер принимаемых в государстве
решений и даже изменить некоторые
параметры политической системы в
целом.
Отражая
и интерпретируя политику в
эмоционально-чувственной форме,
политическая психология представляет
собой т.н. «практический» тип политического
сознания. Если, к примеру, идеология
является продуктом специализированного
сознания, плодом теоретической
деятельности группы людей, то политическая
психология формируется на основе
практического взаимодействия людей
друг с другом и с институтами власти.
Особенности политической психологии
В теории, чтобы отобразить эту форму
«естественного», обыденного мышления,
используют понятие «социальные
представления» (Московиси). К ее
отличительным чертам относят прежде
всего отображение людьми политических
объектов через призму своих непосредственных
интересов и доступного им политического
опыта.
В силу «приземленности», «наивности»
своего взгляда на действительность
политическая психология демонстрирует
и определенные способы интерпретации
понятий, зачастую отождествляя последние
с формой непосредственного восприятия
действительности. Например,
«государство» отождествляется с
конкретным государством, в котором
живет человек, «власть» — с реальными
формами господства, «рынок» — с
конкретными отношениями экономического
обмена, которые он наблюдает, и т.д.
Познавательная ограниченность
политической психологии проявляется
и в приписывании непосредственно
воспринимаемым ею явлениям разнообразных
причин, устраняя таким образом
имеющийся у нее дефицит информации. В
массовых формах такая черта политической
психологии стимулирует возникновение
разнообразных слухов и мифов, которые
охватывают целые слои населения.
Особенно часто это касается принимаемых
в государстве решений, кадровых
перемещений, отношений в правящей элите
и других наиболее закрытых от
общественности вопросов.
Движения как субъект социально-политической психологии. Г.Г. Дилигенский (Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. С. 247-251.)
Попытаемся дать краткую характеристику социально-психологических параметров массовых движений.
Один из наиболее известных исследователей социальных движений французский социолог А. Турен считает их действующими лицами («актерами») процесса самопроизводства общества. Смысл этой идеи заключается в том, что движение есть такая форма коллективной деятельности, посредством которой социальные общности устанавливают, по выражению Турена, «контроль над историчностью», т.е. вмешиваются в ход истории. Это вмешательство становится возможным потому, что социальные движения носят конфликтный и наступательный характер: они оспаривают те или иные параметры существующих общественных отношений и культурных моделей и тем самым выступают как факторы изменений (СНОСКА: См.: Турен А. Введение к методу социологической интервенции//Новые социальные движения в России: По материалам российско-французского исследования. М., 1993. С. 9-10.).
Социальные движения являются массовым групповым субъектом, хотя они и не подходят под определение группы как имеющей определенные границы и относительно устойчивой общности людей. Общность, охватываемая движением, обычно чрезвычайно подвижна: состав его участников постоянно меняется, то расширяясь, то сужаясь; форма его существования – более или менее спорадические акции, которые могут многократно возникать и прекращаться в течение более или менее длительного времени, но могут быстро и необратимо пойти на убыль, затухнуть вместе с самим движением. Эти черты движения объясняются их массовым характером: масса не в состоянии вся сразу и в течение длительного времени отдаваться общественной или политической деятельности.
Вместе с тем именно эти особенности движений позволяют им выступать в роли подлинного массового субъекта и фактора социально-политических изменений. Движение – это действие, а действие, в котором непосредственно участвует масса, способно оказать гораздо более сильное и быстрое влияние на ситуацию, чем пассивные, институциональные формы вовлеченности масс в общественно-политическую жизнь (как, например, голосование на выборах). Движение выражается в таких действиях, как забастовки, демонстрации, митинги, и если масса их участников достигает некой критической точки, в стране, городе или регионе возникает принципиально новая психологическая атмосфера, которая становится самостоятельным фактором политических решений.
Мы не можем здесь обстоятельно рассматривать социально-психологические механизмы динамики общественно-политических движений, их мотивационные, когнитивные, аффективные и другие аспекты (СНОСКА: В отечественной литературе психологии общественных движений посвящен большой раздел книги А.И. Юрьева «Введение в политическую психологию». См. также: Дшигенский Г.Г. Феномен массы и массовые движения//Рабочий класс и совр. мир. 1987. № 3). Социология и социальная психология общественных движений – весьма широкое направление научных исследований, в его рамках сформировалось немало школ и концепций. Стоит отметить, что попытки обосновать некую общую теорию движений или их типологию наталкиваются на трудности, связанные с чрезвычайным многообразием этого феномена. История знает как движения, ориентированные на достаточно определенные программные цели, так и таких целей не имеющие, выражающие лишь протест против тех или иных институтов, социальных явлений; движения «против» и движения «за», хорошо организованные и стихийные. С точки зрения рассматриваемого здесь вопроса о групповых субъектах социально-политической психологии, важно прежде всего понять, чем движение психологически отличается от других видов массовых общностей и как оно соотносится с другими ее субъектами.
В отличие от социально-экономических, культурных, региональных, этнических, профессиональных групп, движение представляет собой общность, объединенную общим действием. Такое действие означает сближение людей, интенсификацию социально-психологических связей общения между ними, причем связей, не «заданных» обстоятельствами, не навязанных общей судьбой, но конструируемых ими самими. В движениях проявляются не только те конкретные потребности и интересы, которые приводят к их возникновению, но и глубинная социально-интегративная потребность, присущая человеку. Мы видели ее проявление у активистов движения, но и основная масса их участников испытывает то же ощущение слитности с большей общностью людей, способной «действовать вместе», активно вмешиваться в ход событий. В движении личность на какое-то время преодолевает свою изоляцию, отчуждение от других, незнакомых людей и в то же время возрастает ее чувство социального достоинства – человек ощущает себя частью коллективной силы. С этим связан тот повышенный эмоциональный тонус, который обычно характеризует массовые акции.
Массовое движение может возникать как принципиально новая общность, черпающая своих участников из различных социальных групп, и может быть связана генетически с интересами какой-то определенной социальной или этнической группы. Примером движений первого типа могут служить экологические движения, второго – массовое рабочее движение. По отношению к нему рабочий класс является субъектообразующей группой. Другие субъекты социально-политической психологии – партии, группы активистов могут быть зачинщиками и организаторами движений, а в других ситуациях создаются самим движением, представляют собой его продукты. Например, многие социал-демократические и коммунистические партии возникли из рабочего движения, были его частью, и лишь затем отделились от него, превратились в самостоятельные политические институты.
В науке идут споры, совместима ли деятельность движений с их институционализацией. Многие исследователи утверждают, что движения и социальные и политические институты – взаимоисключающие феномены, превращение движения в институт убивает его, так как лишает его главной сущностной характеристики – способности воплощать свободную, никем не контролируемую и не регулируемую творческую самодеятельность масс.
В действительности отношение между институтами или организациями и движениями, очевидно, определяется конкретной ситуацией. Отделение движений от институтов – прежде всего от политических партий – явление, типичное для стран со сложившейся и относительно устойчивой социальной и партийной структурой, где партии имеют налаженные связи с субъектообразующими группами, что позволяет им представлять различные социальные интересы. В этих ситуациях движения как бы сигнализируют о проблемах и потребностях, ощущаемых массами, но недостаточно осознанных политической элитой, и выступают мотором изменения: их напор заставляет вносить коррективы в институциональную политику, а подчас приводит и к существенным изменениям в партийной структуре и в составе политической элиты. В случае превращения движений в институты это «разделение труда» нарушается и массы теряют возможность непосредственного вмешательства в политику. В этой связи весьма характерны те мучительные сомнения и противоречия, которые испытывали в ряде стран движения «зеленых», когда перед ними возникла перспектива превращения в обычные парламентские партии.
Иная ситуация складывается в тех странах, где в связи с процессом ускоренной модернизации или перехода от государственной к рыночной экономике происходит бурная ломка старых структур и далеко еще не завершившееся формирование новых. В этой ситуации еще нет условий для функционирования партий, обладающих устойчивыми социальными связями, и воздействиЕ массовых слоев на политику может осуществляться в основном в форме социально-политических движений. Если существующие в этих странах партии не связаны с такими движениями, они превращаются в не имеющие сколько-нибудь устойчивой социальной базы группки политиканов, занятых борьбой за власть и неспособных к проведению устойчивого политического курса. Чтобы выжить и приобрести статус реальной политической силы, партии, действующие в подобной ситуации, нередко стремятся подвести «под себя» массовые движения, мобилизация путем организации массовых акций потенциальных сторонников заменяет им организованную систему связей с обществом. В посттоталитарной России такие попытки – в основном не особенно успешные – инициирования массового движения особенно характерны для национал-патриотических и коммунистических группировок.
В ряде стран третьего мира феномен «партии–движения» стал типичной чертой политической жизни; характерно, что многие ученые из этих стран решительно отрицают дуалистический тезис «или движение, или институт», отстаиваемый западными социологами.
Российский опыт, с одной стороны, демонстрирует громадную роль массовых социальных и политических движений в обществе переходного периода, а с другой – крайнюю нестабильность, которую вносит в общественное развитие «волнообразная», по схеме «подъем–спад» динамика этих движений. Кризис и спад демократического движения после августа 1991 г. явился одним из решающих факторов неустойчивости политической ситуации и курса, проводимого руководством страны. «Организовать» массовое движение сверху, разумеется, невозможно, но демократические политические организации и властные структуры могут создавать «благоприятную среду» для их нового подъема, поддерживать те инициативы снизу, которые идут в этом направлении. В последнем случае политическая элита, и том числе ее группы, в свое время вышедшие из демократического движения, занимали противоположные позиции. Один из примеров – игнорирование этими группами и властными структурами в целом нового рабочего движения и его профсоюзных организаций, предпочтение, оказываемое ими «официальной» профсоюзной федерации – институту, унаследованному от тоталитаризма и имеющему мало общего с массовым движением. Массовый субъект общественно-политической жизни – движения, несомненно, во многих отношениях неудобен для любой власти и связанных с ней политических институтов, воспринимается ими как дестабилизирующий фактор. Однако, если стратегические цели этих институтов и движений совпадают, противодействие движениям, отказ от диалога с ними (при всех его сложностях) равносилен запрету на непосредственное участие масс в выработке и осуществлении политического курса. Такое противодействие может способствовать частичной и конъюнктурной стабилизации социально-политической ситуации, но является фактором углубления ее структурной, долгосрочной нестабильности. Ибо она делает политический курс страны игрушкой в руках отчужденных от общества соперничающих политических «команд» и клик.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Хрестоматия:
Журнал политической психологии — ISPP.org
Журнал Международного общества политической психологии
Понимание психологических аспектов национального и международного политического развития становится все более важным в наш век международной напряженности и радикальных политических перемен. Журнал Международного общества политической психологии «Политическая психология» посвящен анализу взаимосвязей между психологическими и политическими процессами.Международные авторы используют различные источники, включая когнитивную психологию, политологию, экономику, историю, международные отношения, философию, политическую теорию, социологию, а также социальную и клиническую психологию.
Политическая психология имеет 2-летний импакт-фактор 3,175 и 5-летний импакт-фактор 4,313. Он занимает 19 место среди журналов по политологии (11 место за 5 лет) и 9 место среди журналов по социальной психологии (7 место за 5 лет). Политическая психология существует в более чем 4000 учреждений по всему миру, а ее опубликованные рукописи загружаются сотни тысяч раз каждый год.
Журнал «Политическая психология» издается в Университете Лимерика, Ирландия, и Университете Мэсси, Новая Зеландия.
Присоединяйтесь к ISPP или оформляйте подписку на журнал, чтобы не пропустить ни одного выпуска!
Если у вас возникнут проблемы с доставкой, обратитесь в центральный офис ISPP.
Ранний вид. статей по политической психологии, опубликованных через Early View и перед выходом в печать, полностью цитируются и являются окончательными версиями отчета.Подписывающиеся библиотеки и участники имеют полный доступ к этому контенту. Статьи, опубликованные через Early View, можно цитировать с помощью DOI (цифрового онлайн-идентификатора), и каждая статья после публикации включает ссылку «Как цитировать». Просмотрите недавно опубликованные статьи по политической психологии в онлайн-библиотеке Wiley по этой ссылке.
Будьте в курсе новостей политической психологии. Посетите www.wileyonlinelibrary.com/journal/pops, войдите или зарегистрируйтесь и выберите «Получить уведомления о новом содержании» в левой части страницы.После выбора вы можете настроить оповещения для доставки электронных писем при публикации новых статей или публикации новых выпусков.
Политическая психология в социальных сетях. Журнал имеет собственное присутствие в Facebook и Twitter.
Политическая психология App. членов ISPP имеют доступ к приложению «Политическая психология и достижения в политической психологии». Члены могут получить доступ к приложению ЗДЕСЬ . Приложение использует ту же информацию для входа в систему, что и онлайн-библиотека Wiley.См. По этой ссылке дополнительные БЕСПЛАТНЫЕ загружаемые приложения для устройств Apple и Android по предметам политики и психологии от Wiley-Blackwell.
Представления
Пожалуйста, прочтите этот документ, чтобы ознакомиться с нашими рекомендациями для авторов и дополнительной информацией о материалах.
Редакторы
Главные соредакторы: Орла Малдун и Джеймс Х. Лю
Редакционный директор: Пасько Кисич Мерино
Соредакторы: Пабло Де Тезано-Пинто, Шосе Кесси, Самара Клар, Роберт Клемменсен, И-Чинг Ли, Джеймс Маколи, Крис Вебер
Помощники редактора: Вероника Хопнер, Сара Джей, Марк Лантень, Аластер Найтингейл
Лимерикский университет
TBD
Электронная почта: Политическая психология в Университете Лимерика
Университет Мэсси
Личная сумка Школы Психологии 102904
North Shore, Окленд 0745, Новая Зеландия
Редактор рецензий на книгу
Кристен Монро
Профессор Калифорнийского университета в Ирвине
Индивидуальная подписка
Подписки для лиц, не являющихся членами ISPP, доступны непосредственно через издателя политической психологии, Wiley-Blackwell.Перейдите по этой ссылке и выберите вариант «Персональный подписчик» или свяжитесь с Wiley-Blackwell по телефону 1-800-835-6770. Вы также можете отправить электронное письмо, чтобы получить счет и оплатить чеком.
.
Должностные обязанности и требования к образованию
Что такое политическая психология?
Как следует из названия, область политической психологии включает применение психологических принципов к политической деятельности. В отличие от других областей психологии, он не занимается применением терапевтических принципов, чтобы помочь людям преодолеть препятствия на пути к улучшению психического здоровья. Скорее, политическая психология включает в себя ряд различных приложений, включая изучение человеческого поведения, связанного с политологией, голосованием, принадлежностью к политическим партиям, законом и правительством, а также общественным восприятием политиков.Политическая психология также занимается процессами принятия решений и суждений самих политиков и их влиянием на население.
Политическая психология представляет собой смесь различных областей — психологии, политологии, государственного управления, образования, экономики, бизнеса и коммуникаций. В результате политические психологи работают над тем, чтобы понять, как эти реальные процессы взаимодействуют друг с другом и как эти процессы влияют на принятие политических решений.Кроме того, политических психологов интересуют последствия политического поведения, например, как избиратели воспринимают принятие конкретного закона или как политический скандал влияет на общественное мнение о правительстве и политике.
Чем занимается политический психолог?
Политические психологи могут выполнять самые разные функции. Некоторые работают со средствами массовой информации, чтобы проанализировать поведение избирателей, в том числе почему люди голосуют и почему они голосуют именно так.Они могут расследовать предвзятость избирателей как в отношении политических кандидатов, так и предлагаемых мер в избирательном бюллетене. Другие политические психологи работают с местными, государственными или федеральными агентствами для изучения поведения избирателей. Это может включать определение того, почему в некоторых избирательных циклах наблюдается высокая апатия избирателей, или анализ того, как разные социально-экономические группы соотносятся с разными политическими кандидатами. Также проделана большая работа по горячим клавишам. Политические психологи могут проводить исследования с избирателями, например определять корни политических убеждений и их связь с социальными, культурными, экономическими, религиозными и другими социокультурными факторами.
Большая часть политических психологов работает напрямую с кандидатами на посты. В этом качестве роль политического психолога заключается в определении общественного восприятия кандидата, на которого он работает. Они могут анализировать данные опросов и разрабатывать и направлять стратегии, с помощью которых кандидат может увеличить свою поддержку среди избирателей. Важная роль — уметь с относительной точностью предсказать, как поведение кандидата, его манеры, стиль общения и другие факторы влияют на избирателей.
Политический психолог, который работает с уже избранным должностным лицом, будет тесно сотрудничать с командой по связям с политиком, чтобы помочь направить разработку тем для обсуждения и политических решений, которые будут хорошо работать с его или ее избирателями. Изучение разнообразных внутренних и внешних факторов, влияющих на политика, также является центральной задачей для политических психологов. В этой связи политические психологи используют свои экспертные знания о человеческом поведении для оценки возможных результатов решений политика.Например, когда политики стремятся увеличить налоги, можно проконсультироваться с политическим психологом, чтобы сформулировать объявление так, чтобы оно говорило о врожденной человеческой потребности обеспечивать других и отвлекать внимание от непопулярной идеи платить больше налогов.
Еще одна область, которой уделяют внимание политические психологи, — это определение психологического склада политиков и его влияния на восприятие избирателями. Например, распространено мнение, что политики нарциссичны.Политический психолог может исследовать это утверждение, назначая политикам личностные тесты и анализируя результаты, чтобы получить более четкую картину общих черт личности или личностных недостатков политиков. Затем эту информацию можно использовать, чтобы помочь политическим психологам и другим членам команды политика разработать стратегии улучшения его или ее имиджа в глазах общественности.
Зачем нужна политическая психология?
Политическая психология — это точка пересечения политологии и психологии, в которой играют роль некоторые другие социальные науки.Эта область пытается понять как отдельных людей, так и группы в политике — что их мотивирует, что влияет на принятие решений и как эти знания могут быть использованы для формирования стратегии. Он смотрит на это как внутри наций, так и между нациями и культурами.
Политическая психология рассматривает людей как политических лидеров. Что заставляет их это делать? Каков их опыт? Какая у них личность? Считается, что, лучше понимая лидеров и потенциальных лидеров как людей, их действия как лидера можно предсказать.Это становится особенно важным, когда вы начинаете рассматривать нации в конфликте — понимание того, какое влияние личность ответственного лица может оказать на принятие решений, может быть чрезвычайно важным для стратегии, того, как взаимодействовать и планировать разрешение конфликтов.
Даже если люди хорошо изучены и поняты, поведение группы — это больше, чем просто сумма ее частей. Понимание динамики политической партии больше обращает внимание на психологию групп как средство прогнозирования их действий.Эта групповая психология также используется для лучшего понимания людей, совершающих политические акты насилия как террористических групп.
Наконец, политическая психология смотрит на публику и на то, как они принимают свои политические решения. Что побуждает их голосовать? Как формируется «общественное мнение»? Как общественность принимает политические решения? Здесь часто рассматривается роль СМИ. Понимая эти факторы, мы можем больше узнать о восприятии общества и способах стимулирования изменений.
Политическая психология заставляет рассмотреть все эти факторы более подробно. Принятие политических решений всегда будет сложной областью, но политическая психология помогает направлять эти самые важные решения.
Каковы перспективы работы в политической психологии?
В целом психология — это область карьеры, в которой ожидается средний рост в течение следующих пяти-десяти лет. Однако ожидается, что в области производственно-организационной психологии произойдет взрывной рост, а к 2028 году ожидается 13% положительных изменений.Поскольку политическая психология тесно связана с производственно-организационной психологией, можно предположить, что спрос на политических психологов также будет выше среднего.
Еще одним фактором, который может повысить спрос на политических психологов, является то, что это относительно уникальная сфера деятельности. Поэтому квалифицированных претендентов на работу не так много. Быстрый рост политических машин, управляющих кампаниями, а также растущее влияние лоббистов в Вашингтоне, округ Колумбия, также являются положительными признаками роста для психологов, стремящихся сделать карьеру в политике.
Какая зарплата у политического психолога?
Бюро статистики труда не рассматривает политическую психологию как отдельную область. Поэтому точной информации о зарплате нет. Тем не менее, по состоянию на май 2019 года в США психологи в целом зарабатывают в среднем около 98 230 долларов в год. Промышленно-организационная психология, которая так же тесно связана с политической психологией, имеет среднюю годовую зарплату в размере 111 150 долларов США. Однако можно предположить, что политические психологи, нанятые политическими партиями, комитетами политического действия (ПКД), и сами политические кандидаты могут зарабатывать значительно больше денег, особенно в годы выборов.Но важно отметить, что заработная плата во многом будет зависеть от условий работы, а также от уровня образования и опыта.
Какое образование требуется для политического психолога?
Первым шагом к карьере политического психолога является получение степени бакалавра психологии. Курсовые работы по политологии, социологии и коммуникациям будут полезны на уровне бакалавриата в дополнение к основным курсам психологии. Имея степень бакалавра, человек может найти работу начального уровня, например, работу в политической кампании по анализу данных, проведению опросов или другим задачам низкого уровня.
Чтобы сделать карьеру в области политической психологии с высокими ставками, необходимо получить как минимум степень магистра. На всей территории Соединенных Штатов доступны программы магистратуры, докторантуры и программы сертификации. По сути, аспирантура по политической психологии фокусируется на пересечении психологии и политологии. Общие темы обучения включают социальную психологию, познание, принятие решений, политические убеждения и отношения, а также политическую идеологию. Программы магистратуры по политической психологии, как правило, также имеют сильную исследовательскую направленность, включая компоненты изучения поведения избирателей, влияния средств массовой информации на восприятие политиков и анализа принятия политических решений.
Поскольку политические психологи не оказывают терапевтических услуг, лицензионных требований нет. В то время как некоторые аспирантуры предлагают программу сертификации по политической психологии, национального сертификационного органа, как в других подразделах психологии, не существует. Однако в большинстве штатов требуется лицензия для использования звания «психолог». Требования к получению лицензии обычно включают (но не ограничиваются) степень доктора психологии, аккредитованную APA, опыт работы под руководством лицензированного психолога и сдачу экзамена на получение лицензии (в некоторых штатах могут быть дополнительные требования).
Дополнительная литература
Дополнительные ресурсы
.