5 способов развития внимания
Многие из нас сталкиваются с проблемой невнимательности: нас самих или наших детей. Как бы то ни было рассеянность, невнимательность зачастую вредит в жизни и в работе, а для некоторых профессий внимание, концентрация – просто необходимые качества. Предельная внимательность просто необходима водителям, летчикам, работникам на опасных производствах, ведь, допустив оплошность, можно навредить не только себе, но и погубить других людей. Нелишне напомнить, что студентам и школьникам внимательность также не повредит. Офисным работникам высокая концентрация поможет достичь лучших результатов в работе. Пожилым людям хорошее внимание иногда поможет сохранить жизнь. Некоторым людям хорошо развитое внимание присуще от рождения. Но, как и другие полезные качества, хорошее внимание можно развить тренировками.
Внимание – это способность сконцентрировать свое сознание на нужных объектах, что позволяет отобрать необходимую нам информацию. Наш мозг среди общей массы информации способен определить нужный сигнал, а уже внимание и выделяет его, и сосредотачивает наше восприятие именно на этом сигнале. Степень развития внимания у каждого индивидуальный. Кому – то легко сосредоточиться на выполнении какой – либо задачи, а кто – то рассеянный, то – есть не способен надолго заострять свое внимание на чем – либо. Но чтобы стать успешным в этой жизни, другого пути, как развивать свою память, внимание, концентрацию, мышление — нет. С этой целью разработаны способы, развивающие внимание. Их разработано много и разнообразных. Дальнейшие ваши успехи на этом пути будут зависеть только от вашей настойчивости.
Мы предлагаем вам для занятий несколько упражнений, которые помогут развить концентрацию, что и приведет к повышению внимания. Начинать упражнения надо с пяти минут ежедневно, постепенно увеличивая продолжительность занятий и доводя их до десяти, а затем, до пятнадцати минут ежедневно. И будьте честны перед собой – если не сумели сконцентрировать внимание, отвлеклись – необходимо начать с начала. Иначе, результата не добьетесь.
Итак, 5 способов развития внимания. Упражнения, предназначенные для развития внимания.
Навигатор по способам
Упражнение 1. Обратный отсчет
Вам нужно максимально сконцентрировать свое внимание и посчитать в обратном направлении от ста до одного. При этом, нельзя отвлекаться ни на посторонние мысли (которые сами лезут в голову), ни на посторонние звуки. Если вы отвлеклись хотя бы на миг – упражнение не удалось и придется начинать с начала.
Упражнение 2. Обратный отсчет через один
Усложняем упражнение. Теперь нужно также считать в обратном направлении от ста до одного, но уже перескакивая через две цифры, к примеру: сто, девяносто восемь, девяносто шесть и так далее. Да, это непростой, но очень эффективный метод. При этом, не старайтесь записать цифры на листочке, не подглядывайте, не отвлекайтесь.
Упражнение 3. Повторяем фразу
От цифр переходим к отдельным словам или целым фразам. Для этого, максимально собравшись и больше ни о чем не думая, в течение нескольких минут повторяем какое – то слово или предложение. Постарайтесь не вдумываться в смысл слов, просто повторяйте.
Упражнение 4. Сосредотачиваемся на предмете
Следующий этап – выбираем себе предмет и начинаем внимательно его рассматривать до мельчайших подробностей. Замечаем цвет, состояние, трещинки. Ни в коем случае не позволяем себе посторонних мыслей и не отводим взгляд от предмета.
Упражнение 5. Воспроизведение образа
Переходим к следующему этапу (если успешно пройден предыдущий). Закрываем глаза и мысленно представляем себе предмет, который только что разглядывали. Стараемся вспомнить его до мельчайших подробностей. Если не удалось – повторите предыдущее упражнение и начните снова.
Закончите занятие концентрацией на своем дыхании.
Мне нравитсяНе нравится
Тренировка внимания: 5 надежных способов развития
Внимание – важное качество человека, позволяющее ему не упустить из виду какие-либо детали. Этот навык развит далеко не у каждого. Поэтому люди очень часто попадают в неприятные ситуации. Как развить внимание, чтобы избежать неудач. В чем заключается тренировка внимания? Можно ли это проделать своими силами или только с посторонней помощью? Как улучшить внимание на бытовом уровне? Существуют ли эффективные способы развития внимания, позволяющие улучшить этот навык предельно быстро? Обратите внимание на советы, которые содержатся в данной статье.
Можно ли развить внимание?
Как тренировать внимание? — вопрос важный, но прежде следует понять, можно ли это сделать в принципе. Для этого разберем, что такое внимание. Внимание – это способность избирательного восприятия. Как другие навыки человека, внимание поддается развитию. Но, прежде чем начинать тренировку, стоит выяснить какие имеются виды и свойства внимания. Ведь работа с ними имеет свою специфику.
Внимание бывает непроизвольное (пассивное), произвольное (активное) и послепроизвольное. Первое – это реакция человека на неожиданный раздражитель. Например, отдергивание руки от горячей кастрюли или отскакивание в сторону, если сзади прозвучит сигнал автомобиля и т.д. Его значение сложно переоценить, поскольку непроизвольное внимание помогает сохранить жизнь или здоровье. Но и натренировать его практически нельзя. Разве что, если речь идет о мышечной памяти, когда человек доводит до автоматизма определенные действия. Кто-то может даже не понимать откуда «летят» кулаки оппонента, но его натренированное тело будет само уклоняться от опасности.
Второе – сознательное психическое действие, сопряженное с волевым усилием, чтобы сконцентрироваться в определенном направлении. Здесь и проявляется управление вниманием, которое можно развивать и тренировать.
Третье – возникает при появлении интереса к объекту восприятия. В данном случае также, как и при пассивном внимании, не приходится совершать волевых усилий. Это связано с актуальностью для наблюдателя.
Пройти тест на тип восприятия
Свойства внимания.
Внимание характеризуется пятью основными компонентами:
- Направленность – фокусировка на определенном объекте;
- Концентрация – удержание внимания в необходимом направлении;
- Объем – возможность наблюдать несколько объектов одновременно;
- Устойчивость – длительность концентрации внимания;
- Переключаемость – смена объектов наблюдения.
Каждое из этих свойств поддается улучшению и тренировке.
Тренировка внимания.
В этом разделе перечислим самые эффективные методы развития внимания. От умения фокусироваться на объекте зависит насколько быстро он попадает в поле внимания. Концентрация вместе с устойчивостью позволяют сосредотачиваться. Объем определят размеры «поля обозрения». Переключаемость позволяет оперативно реагировать на новые обстоятельства.
Каждый параметр имеет значение в жизни человека и не стоит думать, что самая важная только тренировка концентрации внимания. Например, водители знают, как полезны умения быстро переключаться или держать в поле зрения большое количество объектов (дорогу, других участников движения, дорожные знаки и т.д.).
Следует помнить, что тренировка любого навыка должна этот самый навык задействовать. То есть, если хочется увеличить объем внимания, то и упражнения следует выполнять именно на увеличение объема.
1. Секундная стрелка.
Лучший ответ на вопрос, как развивать внимание, особенно, если речь идет об умении концентрироваться. Практически у каждого есть часы со стрелками, которые висят в доме или офисе на видном месте. Можно установить такие часы на рабочий стол компьютера или экран телефона. Так вот, чтобы улучшить внимание, следует сфокусироваться на секундной стрелке, не отвлекаться от ее движения в течение нескольких минут. Это поможет развить навык концентрации и устойчивости внимания.
Более сложный вариант этого упражнения – наблюдать за секундной стрелкой при включенном телевизоре, либо компьютере. Желательно, чтобы транслировалась любимая передача или фильм. В данном случае развитие внимания окажется самым эффективным.
2. Поиск отличий.
Игра, которой увлекались еще советские школьники. Две практически идентичные картинки, отличающиеся несколькими элементами. Вот эти самые отличия найти и нужно. Помогает улучшить внимание, особенно такие его свойства, как объем и переключаемость. Ведь необходимо держать в поле зрения одновременно оба изображения, очень быстро переключаться между аналогичными фрагментами.
Развитие Интернета и мобильных приложений позволяет тренироваться онлайн, либо скачивать такие игры. В них представлены сотни заданий различной сложности, так что скучно не будет.
Пройти тест на темперамент
3. Метод Сасаки.
Как улучшить внимание, когда в голове постоянно «роятся» миллионы мыслей? Существует оригинальная методика, названная в честь Криса Сасаки.
Согласно этому подходу, необходимо научиться следующей психологической установке. Каждый раз, когда человек ощущает, что «отрывается» от реальности, ему нужно самому себе сказать «Внимание». Затем оглядеться по сторонам, четко понять, где он, что происходит вокруг и т.д.
Проделать это упражнение можно где угодно. Достаточно на 10 минут сконцентрировать внимание на определенном объекте. Каждый раз, когда мысли будут «уноситься в облака», повторять отчетливое слово «Внимание».
Этот прием постепенно научит управлять вниманием, улавливать происходящие рядом события.
4. Подсчет чисел.
Этот метод развития внимания заодно помогает улучшить и математические способности человека. Такое упражнение можно найти в Интернете, либо проделать вместе с кем-то. Необходимо на лист бумаги в случайном порядке записать большое количество простых чисел от 1 до 9.
Например, 123256372587685432517896654564767… и т.д. Далее дается задание, например найти все тройки или другие цифры, либо их комбинации (58, 78, 564 и пр.). Этот прием прорабатывает направленность внимания, умение фокусироваться, выбирать один объект.
5. Верно/неверно.
Интересная онлайн игра, которую можно реализовать на листах бумаги. Для этого следует взять цветные фломастеры и на каждом отдельном листе записать по одному слову, обозначающему цвет: «Красный», «Синий», «Желтый», «Фиолетовый», «Зеленый» и т.д. В одних случаях слово и цвет фломастера совпадают, в других – нет. Участнику необходимо как можно быстрее сказать верно или неверно. Его напарник держит стопку листов перед собой, убирая по одному. Например, если на бумаге красным фломастером написано «Зеленый», то это ошибочное утверждение, а если зеленым, то верное. Упражнение, на первый взгляд, детское, но поможет развить внимание и взрослому человеку.
Тренировка внимания – процесс щепетильный. Спешка здесь не уместна. Ведь как развить внимание, если делать это впопыхах? Наоборот, улучшая внимание, человек становится более сдержанным. Это позволяет меньше отвлекаться на ненужные вещи, стать более целеустремленным и организованным.
Пройти тест на тип личности
упражнения, приемы, способы и рекомендации
Тренировка внимания и памяти важна в развитии человека. В 5–6 лет формируется логическое мышление. Детям необходимо выполнять тренинг на развитие внимательности каждую неделю. Также коррекционное образование обязательно должно содержать тренировочные игры и тесты на внимательность. Но тренинг на улучшение внимательности полезен не только детям. Выполняя простые упражнения, вы улучшите свою концентрацию на целях и задачах.
Что влияет на формирование внимания?
Развитие внимания в онтогенезе зависит от нескольких факторов:
- Формирование дикции человека. Тренинг с целью улучшить речь поможет в развитии внимания, так как в нем используются универсальные задания для мышления. Человек концентрируется на произношении звуков и букв.
- Хорошее логическое мышление. Упражнения и тесты для ума помогают улучшить внимательность. Кратко пройдите тест на IQ, многие задания из него показывают, насколько вы внимательны к деталям.
Как развить внимание
Чтобы улучшить вашу внимательность и концентрацию, выполняйте следующие занятия:
- Концентрация. Упражнение часто применяется в психологии. Выберите какой-либо один предмет. Наблюдайте за стрелкой часов, вашим домашним животным, деревом за окном. Около пяти минут, больше ни на что не отвлекайтесь. Усложните занятие, включив музыку или телевизор. Формирование внимательности будет легче, если вы постараетесь всегда выполнять только одно занятие, ни на что не отвлекаясь.
- Выстрой ряд. Это занятие не только полезно для развития внимательности. Оно положительно влияет на формирование памяти. Разложите перед собой ряд игральных карт. Запомните, какая карта за которой следовала. Сфотографируйте. Затем перемешайте карты и попробуйте по памяти воссоздать ряд.
- Картинка по памяти. Посмотрите на картинку в течение пяти минут, затем опишите все, что вы запомнили. Чем больше деталей останутся в памяти, тем лучше.
- Круг-квадрат. Занятие часто встречается в психологии. Возьмите в каждую руку по фломастеру. Ваша задача – одновременно рисовать левой рукой круг, а правой – квадрат. Усложните занятие. Нарисуйте идеальные круги и квадраты за минуту. Если у вас получится более 7 одновременных ровных фигур – у вас хорошо развита внимательность.
- Спокойствие. Это расслабляющее занятие. Закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании или биение сердца. Постарайтесь ни на что не отвлекаться.
- Слуховое внимание. Нужно тренировать не только глаза, но и слух. Когда едете в автобусе на работу, попробуйте прислушаться к какому-либо разговору. Или же, гуляя на природе, сосредоточьтесь на окружающих вас звуках. Чем они тише, тем лучше.
Как научить ребенка концентрировать внимание
Рекомендации, которые помогут сосредоточиться:
- Преподносите информацию в форме игры. Заинтересуйте малыша. Детям нравится все яркое. Занятие должно захватывать все внимание.
- Одна из ваших основных целей – научить доводить дело до конца. Мотивируйте его, чтобы работа обязательно была выполнена.
- Предлагайте интересное занятие на развитие логического мышления. Есть некоторые основные приемы развития внимания. Улучшить навыки можно, задавая интересные вопросы. Предлагайте малышу понаблюдать: «Как ты думаешь, где любит спать хомячок?», «Давай поищем на этом дереве желтые листики»
- Показывайте, как важно быть внимательным. Объясните, что когда он внимателен, то аккуратнее пишет буквы и цифры. И если строить башенку и ни на что не отвлекаться, она получится очень ровной. Просите ребенка, чтобы он был внимательным, внимательно слушал вас. Расскажите историю и спросите, что из нее малыш запомнил. Эти рекомендации помогут не только улучшить концентрацию, но и помогут ребенку стать аккуратнее.
Приёмы развития внимания для детей
В тетради «Развиваем внимание и логическое мышление» для детей 5–6 лет приведены развивающие задания и таблицы, которые тренируют концентрацию внимания. Автор пособия – Елена Бортникова. Основные задания – дорисовать недостающую фигуру или же соединить имеющиеся.
Некоторые задания, которые предлагает Елена Бортникова, представляют собой таблицы, в которых нужно зачеркнуть определенные фигуры или буквы.
Елена Бортникова разработала несколько прописей, которые развивают концентрацию внимания и логическое мышление. Они будут полезны как для домашнего изучения, так и для первых классов в школе.
Методы развития внимания, которые предлагает Е. Бортникова в пособии
Вы можете сделать упражнения для ребенка, взяв за основу те упражнения, которые предлагает Елена Бортникова. Ее рекомендации помогут вам сделать процесс обучения интересным и полезным:
- Буквенные таблицы. Елена Бортникова предлагает такое упражнение на внимание. Начертите таблицу, где каждая клетка – одна буква. Напишите пять строчек из повторяющихся букв. Предложите ребенку зачеркнуть несколько определенных букв из таблицы.
- Повторение. Нарисуйте подряд несколько геометрических фигур. Пусть ребенок продолжит ряд. Он сам должен понять закономерность этого упражнения.
- Найти лишнее. Елена Бортникова предлагает задание, в котором нужно раскрасить тот предмет, который не относится к группе. Можете нарисовать несколько цветов и какое-либо животное. Или же молоток среди посуды.
- Найти отличия. Бортникова в пособии показывает те занятия, которые вы можете разработать дома для своего ребенка. Нарисуйте несколько картинок, которые отличаются лишь парой деталей. Предложите ребенку найти отличия.
- Целое из половины. Елена Бортникова предлагает упражнение, в котором нужно нарисовать только часть какой-нибудь картинки. Чтобы ребенку было интересно, возьмите за основу изображение животного или знакомой малышу игрушки. Пусть ребенок, фантазируя, дорисует другую половину картины.
Способы развития внимания, которые не требуют подготовки
Тренинг в игровой форме легко делать во время прогулок:
- «Съедобное — несъедобное». Помните известную детскую игру «съедобное — несъедобное»? Это прекрасное упражнение на тренировку внимания. Называйте различные предметы и продукты, кидая ребенку мячик. Если вы назвали съедобное – малыш должен поймать мяч, если несъедобное – отбить в вашу сторону.
- «Летает – не летает». Занятие похоже на предыдущее. Когда вы называете то, что летает, малыш должен поднять руки. Если животное не летает – присесть. Когда ребенок поймет правила задания и будет хорошо справляться с ним, можете немного его запутать. Поднимайте руки на нелетающих предметах. Так вы научите ребенка самостоятельно мыслить и анализировать ситуацию.
- «Веселая прогулка». Пройдитесь с ребенком по улице. Лучше выбрать тот маршрут, по которому вы редко гуляете. Когда придете домой, расспросите ребенка, где именно вы ходили и что видели. Запомните какие-то детали, спросите, заметил ли их ребенок. Такое занятие применяется в психологии для развития зрительной памяти. В следующий раз еще раз прогуляйтесь и попробуйте заметить что-то новое на привычном маршруте.
Тренинг на внимание можно проводить в форме игры с несколькими детьми. К примеру, такие коллективные игры, которые формируют логическое мышление:
- Запрещенная буква. Эта игра подходит для детей младшего школьного возраста. Предлагайте детям отвечать на ваши вопросы по очереди, но при этом запретите называть какую-либо букву. Проигрывает тот, кто произнес запрещенную букву. Это также хорошее упражнение для того чтобы улучшить словарный запас.
- Игра в подсказки. Попросите одного ребенка отойти в сторону. Загадайте оставшейся группе детей какое-либо слово. Отгадывающий должен догадаться, какое слово вы загадали группе. Ребята могут подсказывать. Например, отгадывающий говорит «Какая первая буква в слове?». И дети должны перечислить те слова, в которых эта буква встречается. Чтобы ребятам было легче играть, нарисуйте клеточки для букв слова как в кроссворде.
- Неверно! Ведущий говорит детям какое-либо утверждение. Например, «голубь умеет летать» или «бегемот красного цвета». Задание таково. Если вы говорите правду, дети должны хлопать. Если утверждение неверно – громко топать. Игру можно сделать более познавательной, если придумать неожиданные утверждения и усложнить задание.
- Кружок-хлопок. Очень сложное задание на распределение внимания. Предложите детям рисовать круги в течение минуты и считать их. При этом хлопайте, дети также должны считать хлопки. Выигрывает тот, кто правильно посчитал и нарисованные кружки, и хлопки.
Ежедневно занимаясь с детьми во время прогулки, вы поможете им хорошо развить внимание и научиться сосредотачиваться.
Приемы развития внимания
Введение
Проблема внимания
традиционно считается одной
из самых важных и сложных
проблем научной психологии. От
ее решения зависит развитие
всей системы психологического
знания — как фундаментального, так
и прикладного.
Высокую оценку внимания
на уровне мировоззрения и
в этическом аспекте можно
найти у многих авторов.
внимания в жизни человека, его
определяющая роль в сборе содержания
сознательного опыта, запоминании и научении
очевидны. Трудно усомниться даже в необходимости
всестороннего и детального исследования
его феноменов. Как отмечает Ф. Уорден,
с точки зрения здравого смысла можно
предположить, что “явления внимания
играют важную роль в науке о поведении,
но, как ни странно, это не так, и в учебниках
психологии внимание, как правило, занимает
скромную и незаметную позицию”. В
настоящее время проблемы развития
внимания стали актуальными, так как
внимание очень важно в повседневной жизни
человека, даже чаще всего бывает жизнеспасающей,
а сознание помогает чувствовать осмысленность
своей жизни и анализировать различные
ситуации.
Цель: изучить приемы развития
внимания.
Задачи:
- Дать наиболее полное определение термину «внимание».
- Определить виды внимания.
- Выделить свойства и функции внимания.
- Выявить наиболее важные пути развития и способы тренировки внимания.
- Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой приемов развития внимания.
1 Общее понятие о внимании.
Определение
Психическая деятельность
не может протекать
и продуктивно, если человек
не сосредоточится на том, что
он делает.
Человек, занятый какой-либо
работой, может не слышать о чем говорят
другие и не откликаться, если его позовут.
В этом случае говорят, что он сосредоточил
внимание на том, что он делает, что он
обращает внимание на те или иные предметы,
занимается ими, отвлекаясь от всего остального.
Из этого следует, что человек не может
одновременно думать о разных вещах и
выполнять разнообразные работы. Например,
в дружеской компании сначала мы слышим
только общий шум голосов разговаривающих.
Однако, достаточно, чтобы кто-либо вдруг
обратился к нам, чтобы мы, несмотря на
продолжающийся вокруг разговор, сразу
начали воспринимать то, что говорят нам.
Именно высокая значимость сигнала (а
не его интенсивность) определяют направление
внимания человека.
Под направленностью
следует понимать, прежде всего,
избирательный характер
деятельности, преднамеренный или
непреднамеренный выбор ее
В понятие направленности
также и сохранение
на известный промежуток
Недостаточно только выбрать
ту или иную деятельность, чтобы
быть внимательным, надо удержать
этот выбор, сохранить его.[1,с.187]
Внимание обычно выражается
в мимике, в позе, в движениях. Внимательного
слушателя легко отличить от невнимательного.
Но иногда внимание направлено не на окружающие
объекты, а на мысли и образы, находящиеся
в сознании человека. В данном случае говорят
об интеллектуальном внимании, которое
несколько отличается от внимания внешнего.
Все это свидетельствует о том, что внимание
не имеет своего собственного познавательного
содержания и лишь обслуживает деятельность
других познавательных процессов.
Внимание можно определить
как психофизиологический
состояние, характеризующее
особенности познавательной
Они выражаются в ее
на сравнительно узком участке
внешней или внутренней
которые на данный момент
становятся осознаваемыми и
на себе психические и
силы человека в течение
периода времени. Внимание –
это процесс сознательного или
бессознательного (полусознательного)
отбора одной информации, поступающей
через органы чувств, и игнорирования
другой.
2 Виды внимания
Психологи выделяют
ряд видов внимания. Таковыми
являются непроизвольное и
внимание, природное и социально
обусловленное внимание, непосредственное
и опосредствованное внимание, чувственное
и интеллектуальное внимание.
Непроизвольное внимание,
наиболее простое и
исходное, называют также пассивным,
вынужденным, так как оно
и поддерживается независимо
от стоящих перед человеком
целей. Деятельность
человека сама по себе, в силу
своей увлекательности,
или неожиданности. Человек
отдается воздействующим на
предметам, явлениям выполняемой деятельности.[6,с.190]
Возникновение непроизвольного
внимания связано с различными физическими,
психофизиологическими и
причинами. Эти причины условно
можно разделить на три группы:
1. Характер и качество
раздражителя. Сюда надо включить,
прежде всего, его силу или
интенсивность. Важную роль
этом играет не столько
сколько относительная сила
Особое значение имеет
между раздражителями. То же самое
относится к длительности
а также к пространственной
величине и форме предмета.
2. Ко второй группе
причин относятся те внешние
раздражители, которые соответствуют
внутреннему состоянию
и, прежде всего имеющимся у
него потребностям. Так, сытый
и голодный человек будут по-
реагировать на разговор о
пище.
3. Третья группа причин
связана с общей
личности.
Например, идя по одной
и той же улице, дворник
внимание на мусор, милиционер
— на неправильно припаркованную
машину, архитектор — на красоту старинного
здания.
В отличие от непроизвольного
произвольное внимание управляется сознательной
целью. Произвольное внимание обычно связано
с борьбой мотивов и побуждений, наличием
сильных, противоположно направленных
и конкурирующих друг с другом интересов,
каждый из которых сам по себе способен
привлечь и удерживать внимание. Человек
в этом случае осуществляет сознательный
выбор цели и усилием воли подавляет один
из интересов, направляя все свое внимание
на удовлетворение другого.[5,с.206]
Природное внимание
дано человеку с самого его
рождения в виде врожденной
способности избирательно
на те или иные внешние или внутренние
стимулы, несущие в себе элементы информационной
новизны.
Основной механизм, обеспечивающий
работу такого внимания, называется ориентировочным
рефлексом.[4,с.207]
Социально обусловленное
внимание складывается
в результате обучения и
связано с волевой регуляцией
поведения, с сознательным
реагированием на объекты.
Непосредственное внимание
не управляется ничем, кроме
того объекта, на который оно
направлено и который
актуальным интересам и
человека.
Опосредствованное внимание
регулируется с помощью
средств, например жестов, слов, указательных
знаков, предметов.
Чувственное и
внимание. Первое по преимуществу
связано с эмоциями и
работой органов чувств, а второе
— с сосредоточенностью и
мысли. При чувственном
в центре сознания находится
какое-либо чувственное
а в интеллектуальном внимании
объектом интереса является мысль.[5,с.208]
3 Свойства и функции внимания
Внимание означает
связь сознания с определенным
объектом, его сосредоточенность
на нем. Особенности этой
определяют основные свойства
внимания. К ним относятся: устойчивость,
концентрация, распределение, переключение
и объем внимания. Устойчивость —
это временная характеристика
внимания, длительность привлечения
внимания к одному и тому
же объекту. Устойчивость
определяться периферическими
центральными факторами.
исследования показали, что внимание
подвержено непроизвольным
колебаниям. Периоды таких колебаний,
в частности по Н. Ланге, равны
обычно 2-3 с, доходя максимум до 12 с. Если
прислушиваться к тиканью часов и пытаться
сосредоточиться на нем, то человек будет
то слышать, то не слышать их.[6,с.197]
Большой интерес представляют
методы изучения устойчивости
внимания. Исследование преследует цель
установить, насколько прочно и устойчиво
оно сохраняется в течение длительного
времени, отмечаются ли при этом колебания
его устойчивости и когда возникают явления
утомления, при которых внимание субъекта
начинает отвлекаться побочными раздражителями.[6,с.198]
Для измерения устойчивости
внимания обычно используются
таблицы
Бурдона, состоящие из беспорядочного
чередования отдельных букв, причем каждая
буква повторяется в каждой строке одно
и то же число раз. Испытуемому предлагается
в течение длительного времени (3-5-10 мин)
вычеркивать заданные буквы. Экспериментатор
отмечает число букв, вычеркнутых в течение
каждой минуты и число обнаруженных пропусков.
Продуктивность работы и число допускаемых
ошибок могут служить показателем колебаний
внимания.
Концентрация внимания
— это степень или интенсивность
сосредоточенности, т.е.
показатель его выраженности, другими
словами — тот фокус, в котором собрана
психическая или сознательная деятельность.
Концентрация является следствием возбуждения
в доминантном очаге при одновременном
торможении остальных зон коры головного
мозга.
Под распределением
внимания понимают субъективно
переживаемую способность
удерживать в центре внимания
определенное число
объектов одновременно. Именно эта
способность позволяет
сразу несколько действий, сохраняя
их в поле внимания. Иногда
человек действительно
выполнять одновременно два
деятельности. На самом деле, в
таких случаях один из видов
выполняемой деятельности
быть полностью
и не требовать внимания. Если
же это условие не выполняется, совмещение
деятельности невозможно.
Для исследования
внимания используются таблицы Шульте.
На этих таблицах изображены два рядя
беспорядочно разбросанных цифр, красных
и черных. Испытуемый должен в определенной
последовательности называть серию цифр,
чередуя каждый раз красную и черную цифру.
Иногда эксперимент усложняют — на красную
цифру надо показывать в прямом порядке,
а на черную — в обратном. Как показали
исследования, у отдельных испытуемых
здесь отчетливо выступают значительные
индивидуальные различия.
Исследователи считают,
что эти различия могут надежно отражать
некоторые вариации силы и подвижности
нервных процессов и с успехом пользоваться
в диагностических целях.[3,с.198-199]
Многие психологи считают,
что распределение внимания
обратной стороной его
Переключаемость или
внимание определяется скрытно,
переходя от одного вида
к другому. В целом
внимания означает способность
быстро ориентироваться в
ситуации. Легкость переключения внимания
у разных людей различна и принадлежит
к числу хорошо тренируемых качеств.
Следующее свойство
внимания — это его объем. Известно,
что человек не может
думать о разных вещах и
выполнять разнообразные
Это ограничение вынуждает
дробить поступающую информацию на части,
не превышающие возможности человека.
Таким же образом человек обладает весьма
ограниченными возможностями одновременно
воспринимать несколько независимых друг
от друга объектов — это и есть объем внимания.
Исследование объема внимания
обычно производится путем анализа числа
одновременно предъявляемых элементов
(чисел, букв), которые могут быть с ясностью
восприняты субъектом. Для этих целей
используют прибор — тахистоскоп — позволяющий
предъявить определенное число раздражителей
так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести
глаза с одного объекта на другой.
Объем внимания — величина
индивидуально изменяющаяся, но классическим
показателем объема внимания у людей считается
5 одновременно ясно воспринимаемых объектов.
Внимание в жизни и деятельности
человека выполняет множество различных
функций. Оно активизирует нужные и тормозит
ненужные в данный момент психологические
и физиологические процессы, способствует
организованному и целенаправленному
отбору поступающей в организм информации.
Со вниманием связаны направленность
и избирательность познавательных процессов.
Их настройка непосредственно зависит
от того, что в данный момент времени представляется
наиболее важным для организма, для реализации
интересов личности.
§3. Индивидуальные особенности внимания
Индивидуальные
особенности внимания обусловлены
особенностями нервной системы:
Сильный
тип нервной системы – высокая концентрация
и устойчивость внимания; слабый тип –
низкая концентрация и устойчивость;Подвижный
тип нервной системы – высокая
переключаемость внимания; инертный
тип — низкая переключаемость.
Одним
из индивидуальных особенностей внимания
является рассеянность.
Рассеянность в одних случаях обусловлена
низкой концентрацией и устойчивостью
внимания (неспособность сконцентрировать
внимание), в других случаях – низкой
переключаемостью (неспособность
переключить внимание).
Глава 2. Способы развития внимания.
Внимание,
как и все остальные психические процессы,
имеет низшие и высшие формы. Первые
представлены непроизвольным вниманием,
а вторые — произвольным. Непосредственное
внимание — это также более низкая форма
его развития, чем опосредствованное.
Под
развитием внимания подразумевается
процесс улучшения его свойств
(концентрации, устойчивости, объема и
др.). Этот процесс начинается с первых
месяцев жизни ребенка, когда он обладает
только непроизвольным вниманием, и
продолжается по мере взросления, все
более обогащая его внимание произвольными
видами на основе жизненного опыта.
Различают
естественный и искусственный пути развития
внимания.
Естественный путь обусловлен медленными
биологическими процессами развития
самой психики
человека. Искусственный
же путь предполагает интенсификацию
развития за счет различных психологических
приемов и технологий и требует
периодического закрепления приобретенных
качеств. Наиболее существенное влияние
на развитие внимания оказывают факторы:
речь,
развиваемая под воздействием обучения;копирование
(подражание) поведения взрослых людей;умственная
деятельность.
В
процессе развития внимания выделяют
несколько стадий. На 1-й стадии имеют
место только признаки непроизвольного
непосредственного внимания. Проявляется
оно в форме ориентировочного рефлекса,
обеспечивающего ориентацию ребенка на
что-то необычное для него, возникающее
в данной конкретной ситуации.
На
2-й стадии весомую роль в развитии
внимания играет невербальное поведение
взрослых
(мимика, жесты, позы), а также
паралингвистические параметры их речи
(интонация,
громкость, паузы и др.). Именно эти
элементы вызывают у ребенка реакцию и
подсказывают ему, куда направлять свое
внимание. Развитие внимания на этой
стадии связывают и с комплексом оживления,
который проявляется в эмоционально-двигательной
реакции ребенка
при появлении рядом с ним матери или
звучании ее голоса.
На
3-й стадии ребенок обнаруживает для себя
такие средства привлечения внимания
взрослых, как издание звуков, поворот
головы в сторону взрослого и др. Подобные
действия закладывают основу для развития
возможности произвольной ориентации
своего внимания.
На
4-й стадии процесс развития внимания
получает ускорение благодаря освоению
речи. Здесь уже наблюдается произвольное
реагирование ребенка на слова
взрослых, эмоционально-подчеркнуто
обращенных к нему. Но свою речь он
преимущественно использует для
привлечения внимания окружающих.
На
5-й стадии речь ребенка начинает играть
роль прямого инструмента управления
собственным вниманием. Однако в этот
период произвольное внимание, в отличие
от непроизвольного, неустойчиво. Причина
обычно заключена в плохом владении
собственными чувствами, в
повышенной эмоциональности.
На
6-й стадии все еще преобладает непроизвольное
внимание. Наглядные, яркие, необычные
предметы и явления окружающего мира
проходят в психику «вне очереди». Вместе
с тем идет активное освоение контроля
над своим поведением в
связи с режимом посещения школы,
подчинением распорядку дня Зарождение
средства регуляции своим мышлением -внутренней
речи — также интенсифицирует развитие
внимания.
7-я
стадия характеризуется таким уровнем
развития внимания, которое позволяет
сосредоточиться на каком-то занятии,
связанном с исполнением профессионального
долга, учебе. Вместе с тем особенности
физиологического развития в
этом возрасте негативно
сказываются на характеристиках свойств
внимания.
Существуют
различные тесты на внимание и упражнения
на его тренировку, которые можно
использовать при обучении детей, потому
что они как интересны, так и полезны
для общего развития ребенка. Подобные
тесты можно (и нужно) использовать также
и для более взрослого населения.
Как развить память и внимание — упражнения от психологов
Как развить память и внимание
Рано или поздно наступит время, когда человек задастся этим вопросом.
Память представляет собой процесс психического характера, позволяющий воспринимать, хранить, удерживать и воспроизводить полученную информацию
Так как же тогда развить память и внимание и какие упражнения в этом помогут? Функционирование мозга человека, причем как взрослого, так и ребенка, схоже с работой компьютера. Все, что происходит в жизни индивида, кодируется и отправляется на хранение. В свою очередь, чтобы не перегружать мозг, лишняя информация постепенно стирается.
Но что делать, когда вы сталкиваетесь с проблемой запомнить имя нового знакомого, найти ключи, которые вы держали в руках еще день назад, или запомнить необходимые сведения по работе? Постоянные записывания в блокнот эффективны, но не являются наилучшим выходом. Память можно развить в любом возрасте и тем самым упростить себе жизнь. Тоже самое касается и развития внимания. Потребуется лишь желание, упорство и соответствующая тренировка и помощью упражнений, которые разработали психологи.
Причины, влияющие на развитие внимания
Любое изменение в способностях человека имеет свое объяснение. Проблемы с памятью и вниманием – не исключение. Существуют следующие факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на процесс запоминания:
- Рассеянность из-за переизбытка информации.
Такая причина свойственна взрослым в большей степени. Мозг просто не успевает перерабатывать и сохранять бурный поток сведений и развивается забывчивость.
- Заболевания, ухудшающие память
К ним относятся: диабет, атеросклероз, излишний вес и высокое артериальное давление.
Курение способно кратковременно повышать внимательность, но эффект проходит очень быстро. Согласно научным исследованиям, при одинаковых условиях память не курящего и курящего человека значительно различается по своим показателям. Так, собственно и способность подолгу концентрировать внимание.
- Спиртные напитки также ослабляют память
Даже при малой дозировке алкоголя человек теряет возможность быстро запоминать и сохранять информацию.
- Лекарственные средства, специального назначения
Возбудители, успокоительные, обезболивающие, противовирусные, противовоспалительные и антигистаминные препараты способны даже приводить к потерям памяти.
Виды памяти и как они влияют на развитие внимания
Способ запоминания напрямую связан с видом памяти, который вы хотите развить.
1. Кратковременная память. Необходима в том случае, когда информацию требуется запомнить на период времени от пары секунд до несколько минут. В этом случае действенно упражнение, заключающее в себе постоянное повторение вслух или в голове необходимых сведений. После прекращения процесса, кратковременная информация исчезнет из вашей головы.
2. Долговременная память. Если вам необходимо запомнить нечто важное на час, год или всю жизнь, то нужно развивать именно ее. Вам помогут способы мысленной интерпретации, тщательной и осознанной переработки информации и нахождения ассоциаций, позволяющих связать получаемые знания с уже имеющимися.
Существует мнение, что улучшить долговременную память помогает аромат розмарина и цитрусовых фруктов
3. Сенсорная память. Ее особенностью является получение сведений по средствам органов слуха или зрения. Запомнить информацию, полученную сенсорным методом, невозможно. Она сама исчезает спустя пару секунд.
Как развить память у детей и взрослых, упражнения и советы психологов
Существуют различные методики и лайфхаки, которые помогут вам научиться быстрее схватывать и лучше запоминать необходимую информацию и дольше концентрировать внимание.
- Методика Айвазовского. На протяжении пары секунд посмотрите на рисунок или фотографию, попытайтесь запомнить все детали. Далее следует закрыть глаза и попытаться нарисовать в воображении только что увиденное.
- Больше учите наизусть. Дайте себе задание — каждую неделю запоминать стихи, интересные отрывки из книг, цитаты или что-либо еще. Попытайся креативно приступить к данному процессу. Рекомендуется придумать ассоциации к сложным местам для запоминания или рисовать мини иллюстрации рядом с каждой строчкой.
- Прислушивайтесь к диалогам окружающих вас людей и попытайтесь мысленно повторить только что услышанное. Можно также делать подобное упражнение при просмотре сериалов или фильмов.
- Попытайтесь менять привычные маршруты. Так вы сможете обрести яркие впечатления и увидеть много нового. Начните заострять внимание на то, что вам встречается по пути.
- Начните придумывать свои истории или стихи, связанные с событиями в вашей жизни.
- В конце дня можно задать себе пару вопросов, касающихся минувшего дня. Например, что с вами произошло сегодня самого важного? Что бы вы хотели поменять?
- Чтобы развить произвольное внимание и сделать этот процесс веселым и интересным, можно устроить тематические игры на запоминание. Пусть ваши друзья разложат подручные предметы в определенной последовательности. Требуется запомнить, что лежит и где располагается. Далее вы закрываете глаза, а другой человек меняет предметы местами или вообще заменяет один объект на другой. Вам нужно вспомнить, как было изначально. Метод особенно понравится детям.
Мозг человека, как и его мышцы, можно и нужно постоянно тренировать. Чем больше нагрузки он будет получать, тем прочнее будут нейронные связи и тем лучше и быстрее он начнет работать. Помните об этом и не забывайте уделять несколько минут в день для полезных занятий и упражнений.
2.1. Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания состоит в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные (в том числе и различные комбинированные) действия, человек включает механизмы внимания. Не случайно внимание характеризуют как процесс, обеспечивающий «рабочее состояние сознания».
Функционирование внимания связано с процессом активации неспецифических отделов мозга: от ретикулярной формации до, коры больших полушарий (лобные доли). Активация приводит к возникновению доминантного очага возбуждения, что способствует направленности и сосредоточению сознания человека на значимом для него в данный момент времени раздражителе. В то же время восприятие других сигналов, одновременно поступающих из внутренней и внешней среды, тормозится.
В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное (непреднамеренное), произвольное (преднамеренное) и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание связано с воздействием на органы чувств различного рода раздражителей. Легкость возникновения реакции на раздражитель зависит от его силы, новизны и контрастности. Более сильные раздражители привлекают большее внимание, менее сильные – меньшее; они-то и вызывают ориентировочную реакцию человека (по И.П. Павлову, рефлекс типа «Что такое?»).
Произвольное внимание всегда возникает в результате волевых усилий человека либо для организации направленного сосредоточения на каком-либо объекте, либо для изменения интенсивности внимания. Роль волевых усилий особенно заметна, когда трудно сосредоточиться.
Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда происходящее не сразу заинтересовало человека. Если вначале человек использовал значительные волевые усилия, чтобы сосредоточить сознание на выполнении этой деятельности, то, когда появился интерес, уже не требуется дополнительных волевых усилий для дальнейшего поддержания внимания. Внимание удерживается непроизвольно (само собой).
Важно отметить, что внимание, направленное на внешние раздражители, называют внешним. Внимание, направленное на внутренние раздражители, – внутренним. Внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Например, такое внимание присуще тренеру, страхующему спортсмена при выполнении гимнастического упражнения. Оно связано с возникновением у человека состояния оперативного покоя, организуемого по механизму доминанты: двигательная заторможенность, понижение чувствительности к незначимым в данный момент раздражителям и полное сосредоточение внимания на раздражителе значимом. Это, например, спортсмен, приготовившийся к старту. Именно он и есть человек, находящийся в состоянии оперативного покоя. Внутреннее внимание выражается в том, что человек сосредоточился на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, движениях, его состояние отличается углубленностью и собранностью.
Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Человеку трудно одновременно быть сосредоточенным на внешних и внутренних раздражителях, поэтому всегда трудно, например, одновременно следить за объяснением правил, необходимых для исполнения какого-то физического упражнения, и выполнять его, самостоятельно контролируя правильность выполняемых движений.
На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным.
Следовательно, только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой. Так, при разучивании физического упражнения, когда ученики осваивают его, важно активизировать произвольное, внешнее внимание, чтобы создать ориентировочную основу деятельности. Когда же школьники должны или сами планировать выполнение упражнения, или мысленно повторять его, или осуществлять самоконтроль за его выполнением, необходимо преобладание произвольного, внутреннего внимания. При выполнении различных учебных действий могут преобладать те или иные виды внимания. Например, в основной деятельности учитель может актуализировать различные виды внимания и, наоборот, в качестве разрядки может целенаправленно отвлекать внимание школьников.
Возможности управления непроизвольным и произвольным, внутренним и внешним вниманием различны у школьников разного возраста.
В младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10-15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7-8 упражнений, даже если на это планировать 8-10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики, школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетенцию» как аспект самосознания, которое, наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, составляет центральное психическое новообразование младшего школьника.
Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.
Ученики среднего звена обладают способностью удерживать произвольное внимание в течение 40-45 минут, но только при сильном интересе к выполняемой деятельности. Несмотря на это отвлекаемость у них повышенная. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий. Склонность к самоанализу и поиск своего «Я» порождают непостоянство в личностных проявлениях подростка.
Учителю физической культуры следует: использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диалог с учениками, проводить индивидуальное обучение, максимально обогатив содержание учебного материала жизненно необходимыми, социально-культурными и социально-экономическими сведениями, которые бы соответствовали современному уровню развития общества.
Старшеклассники обладают значимыми мотивами для длительного удержания внимания и действуют сознательно. У них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, поэтому они внимательно относятся к любой информации (рассказ, показ упражнения). Их интерес распространяется и на выяснение, например, биомеханических закономерностей движений. Если для младших школьников и подростков главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важным становится содержание.
Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание на уроках физической культуры. Достаточно эффективна предлагаемая Е.П. Ильиным система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольного внимания, которая включает следующие мероприятия:
В течение всего урока поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.
При постановке задач урока:
- Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы.
- Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.
При пояснении упражнений:
- Показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса.
- Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления.
- Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.
При выполнении учениками учебного задания:
- Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий – не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.
- Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем – неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.
- Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения, поэтому использовать упражнения, доставляющие детям радость, удовольствие, перед разучиванием техники движений нецелесообразно.
- Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.
- Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.
- Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.
- Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.).
Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать учащихся к проявлению и развитию волевых качеств.
Развитие внимания проходит эффективнее, если объем и продолжительность выполняемой работы, требующей внимания, постепенно увеличиваются.
Особую роль играет положительное отношение учеников к деятельности, важно, чтобы у них был интерес к учебному заданию, к урокам физической культуры в целом.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Психология спорта:
Важность и определение внимания
Мы все знаем, что внимание — это полезный навык, но сколько людей, которых вы знаете, обладают этим навыком?
Мне не нужно рассказывать вам, почему это важный навык, а также в чем его польза и преимущества. Это совершенно очевидно.
Этот навык необходим каждому человеку во всех сферах жизни.
Внимательность делает вас лучше во всем, как студента, рабочего, писателя, актера, водителя, руководителя и в любой другой должности или профессии.
Чтобы получить этот навык, вам нужно контролировать склонность ума переключаться с одной мысли на другую. Другими словами, вам нужно научить свой ум концентрироваться.
Сосредоточьте свое внимание
Недостаточно ли времени для вашего внимания?
Вам сложно сосредоточиться?
Вы хотите улучшить свою концентрацию?
Узнайте, как усилить внимание!
Специальное предложение — скидка 45%!
См. Подробности
Определение внимания?
Как бы вы определили внимание?
Давайте определимся с этим словом.
- Внимание означает способность сосредоточить внимание на одной теме или действии.
- Это означает сосредоточить свое внимание на одном и не допускать, чтобы другие мысли или дела отвлекали вас.
Словарь Merriam Webster определяет внимание как «действие или состояние приложения ума к чему-либо».
Britannica определяет это как — «концентрация внимания на одном явлении, исключая другие раздражители».
Словарь Коллинза описывает следующее: «Если вы уделяете кому-то или чему-то свое внимание, вы смотрите на это, слушаете или тщательно обдумываете.
Словарь Macmillan определение — «Интерес или мысль, которую вы придаете тому, что слушаете или смотрите».
В Кембриджском словаре говорится о «обращать внимание» — «смотреть, слушать или думать о чем-то или о ком-то внимательно или с интересом».
Синонимы слова Attention : осведомленность, наблюдение, внимательность, внимательность.
Ad — Продолжите чтение ниже.
Почему важна сила внимания?
- Каждое действие требует внимания для его успешного выполнения.
- Работа, разговоры, учеба и игры требуют внимания.
- Даже стирка, уборка дома или приготовление пищи требуют этого.
- Если вы хотите избежать ошибок и эффективно справляться со всем, что вы делаете, вам нужно внимание и сосредоточенность.
Люди рождаются без внимания. Если вы хотите получить эту способность, вам нужно посвятить время и усилия ее тренировке, как и любой другой способности.
Мы стараемся сосредоточить внимание ребенка с помощью игры, чтения рассказов или обучения его выполнению небольших заданий.
По мере взросления детей мы хотим, чтобы они сосредоточились на учебе и выполнении домашних заданий.
Эти занятия в некоторой степени помогают развить силу внимания, но их недостаточно. Нам нужно больше и более совершенных способов избежать отвлекающих факторов, отвлекающих внимание.
Иногда внимание становится сильным, хотя и непроизвольно, без реального контроля над ним. Когда это происходит, вы испытываете полную пустоту по отношению к внешнему миру. Это может произойти, например, когда вы увлечены просмотром интересного триллера или читаете увлекательную книгу.
В большинстве случаев это происходит, когда мы поглощены делами, которые нам нравятся и которые мы любим делать.
Однако, чтобы эта способность была полезной, она должна находиться под контролем вашей воли. Вы должны уметь решать, где и когда сосредоточить свой ум. Настоящая и эффективная сила внимания должна быть доступна, когда вам это нужно.
Ежедневные возможности для улучшения внимания
Есть много возможностей для улучшения силы внимания.
Каждый день мы сталкиваемся с множеством возможностей, которые можно использовать для усиления силы нашего внимания, но слишком часто мы игнорируем эти возможности.
Собственно, каждое действие мы можем превратить в упражнение для развития этого замечательного навыка.
- Стремитесь сосредоточить свое внимание на том, чем вы занимаетесь, на еде, питье, прогулке, работе и на всем остальном.
- Стремитесь зафиксировать свое внимание без стресса и напряжения.
- Избегайте следовать и не погружаться в мысли, не связанные с этим.
- Практиковать упражнения на концентрацию очень полезно, но если вы не можете найти время и место для их выполнения, вы можете превратить весь день в приятное упражнение. Просто сосредоточьтесь на том, что вы делаете, и со временем ваши способности улучшатся.
Таким образом вы усилите свое внимание и концентрацию и сделаете все лучше, эффективнее и даже быстрее.
Со временем, когда ваша сила внимания станет сильнее, вы сможете сосредоточить свой разум на том, что выберете, и сможете игнорировать отвлекающие факторы и посторонние мысли.Вы обнаружите, что можете погрузиться в то, что вы делаете, в течение длительного времени, и ничто вас не беспокоит.
9 советов по усилению внимания
- Читая книгу, сосредоточьтесь на словах и их значении и избегайте думать о чем-либо, не связанном с тем, что вы читаете. Старайтесь игнорировать посторонние шумы и любые не относящиеся к делу мысли.
- Одеваясь, сосредоточьтесь на процессе одевания.
- Принимая душ, обращайте внимание на каждую часть тела, которую вы намыливаете и моете.
- Когда вы убираете в доме, косите траву или готовите, концентрируйтесь на каждом действии и движении, не мечтая и не думая о чем-то другом.
- Во время работы сосредоточьтесь на том, что вы делаете, как будто это единственная важная вещь в мире, даже если вам не нравится ваша работа.
- Когда вы работаете, гуляете или занимаетесь какой-либо физической активностью, не мечтайте и не думайте о том, что приходит вам в голову. Вместо этого сосредоточьте все свое внимание на том, что вы делаете.
- Во время разговора внимательно слушайте, что говорят люди.
- Во время еды сосредоточьтесь на своем уме или еде и наслаждайтесь ею.
- Всегда делайте одно дело за раз.
Вам не нужно постоянно следовать всем вышеперечисленным советам. Несколько минут, время от времени, когда у вас будет время, сотворят для вас чудеса и разовьют вашу силу внимания. Будьте настойчивы, и вы обретете полезную способность, которая поможет вам во многих жизненных ситуациях.
Источник изображения — DepositPhotos
Сосредоточьте свое внимание
Не хватает ли времени вашего внимания?
Вам сложно сосредоточиться?
Вы хотите улучшить свою концентрацию?
Узнайте, как усилить внимание!
Специальное предложение — скидка 45%!
См. Подробности
Об авторе
Ремез Сассон является автором и создателем веб-сайта Success Consciousness.Он является автором книг и статей, которые мотивируют и помогают людям улучшить свою жизнь, добиться успеха, обрести внутреннюю силу и душевный покой, стать более позитивными и счастливыми.
.
Способы решения задач развития коммуникативных способностей
Способы решения задач развития коммуникативных способностей
Рассмотрим теперь практические пути решения проблем, связанных с коррекцией коммуникативных способностей. Прежде чем приступить к обсуждению практических путей решения актуальных проблем, сделаем несколько предварительных замечаний.
Если при общении психолога-консультанта с клиентом на исповедальной стадии выясняется, что клиент просто мало общается в жизни с людьми и чаще предпочитает быть один, чем среди людей, то сам по себе этот факт не доказывает, что У клиента действительно есть проблемы коммуникативного характера.Многие люди по натуре малообщительны, и ни они, ни окружающие от этого особо не страдают. Одиночество — их нормальное психологическое состояние, но внутренне они не чувствуют себя одинокими людьми. Чаще все наоборот: среди людей они чувствуют себя скованными и быстро устают с ними общаться.
Совсем другое дело, если человек жалуется на одиночество и лично страдает от того, что ему часто приходится быть одному, и от того, что он мало контактирует с людьми или они мало контактируют с ним.
В данном случае мы можем констатировать, что у человека есть проблема одиночества, и искать пути ее решения. У человека, у которого есть такая проблема, обычно есть другие проблемы, в частности недостатки в чертах характера, комплексы, недоразвитие одних важных способностей и другие.
Один из первых шагов в практическом решении проблемы психологического одиночества — рекомендовать клиенту просто чаще бывать среди людей, не обязательно вступая с ними в прямые контакты.Достаточно просто быть дружелюбным и с интересом наблюдать за людьми, а также за тем, что происходит вокруг вас.
Однако следует иметь в виду, что большинству людей не очень нравится, когда за ними наблюдают со стороны. Поэтому клиента также следует посоветовать не контролировать напрямую тех людей, среди которых он находится. Это можно делать незаметно и ненавязчиво, делая что-то одновременно, например, читать книгу, газету или просто расслабляться и время от времени оглядываться на людей.
Избавиться от чувства одиночества, такого, например, тоже помогает рекомендация: чаще менять ситуации и людей, среди которых нужно находиться. Такое сознательно контролируемое поведение может помочь клиенту со временем избавиться от многих коммуникативных проблем, поскольку среди людей он со временем перестанет испытывать психологическое напряжение и тревогу, и ему будет намного легче вступить с ними в прямое общение.
Если клиент жалуется, что он часто не совсем удовлетворен результатами, которых он пытается достичь с людьми, ему можно порекомендовать сделать следующее.Во-первых, готовясь к предстоящим контактам с людьми, мы должны сначала определить, какими могут быть результаты этих контактов. Во-вторых, определив возможный результат общения, установить, какие выгоды от него можно извлечь.
Если это сделать заранее, если практическое освоение такой установки превратится в привычку жизни, то степень удовлетворенности человека от общения с людьми, несомненно, возрастет.
Это связано со следующей психологической закономерностью, основанной на жизненном опыте: человек, который ожидает чего-то плохого и заранее знает, что это может случиться, воспринимает происходящее более спокойно и с меньшими эмоциями, чем тот, кто не был психологически готов к тому, что должно происходить. случиться.
Предположим, что клиент жалуется, что после общения с людьми он часто портит себе настроение. Чем это может быть вызвано и чем можно практически помочь этому клиенту?
Прежде всего, психолог-консультант должен выяснить причины, по которым клиент после общения с людьми часто не в лучшем настроении.
Если клиент прямо задает вопрос о причинах ухудшения его настроения, то, вероятно, он не сможет ответить на него точно, так как причины изменения настроения не всегда сознательно контролируются человеком.Не исключено, что клиент не хочет знать настоящую причину смены настроения, поскольку это для него морально неприемлемо. Также возможно, что клиент просто никогда не задавал себе такого вопроса и не пытался ответить.
В случае последнего, психолог-консультант может посоветовать клиенту поступить следующим образом: каждый раз, когда после общения с людьми у него внезапно ухудшается настроение, немедленно, без промедления, постарайтесь выяснить, почему это произошло. Если и это не помогает, и если через некоторое время клиент снова начинает жаловаться на неспособность понять причину изменения своего настроения, то ему можно посоветовать пройти психологическое тестирование или процедуру психоанализа.Вполне вероятно, что причина ухудшения настроения кроется где-то в бессознательном.
Если клиент, обращающийся к психологу, избегает людей, особенно посторонних, если он просто боится вступать с ними в контакт, то в первую очередь следует рекомендовать клиенту заставить себя пойти на общение с людьми.
Можно, кстати, не сразу, а постепенно. Вначале, например, вы должны как можно больше и чаще бывать среди людей и научиться спокойно реагировать на то, что они, в свою очередь, обращают на вас внимание.
Тот факт, что люди с любопытством изучают и изучают вас, показывает, что вы как личность им интересны. Это обстоятельство должно не разочаровывать, а радовать человека. Затем вы можете попытаться начать активно реагировать на внимание, уделяемое другими людьми, например, показывая им встречное внимание.
В связи с этим можно научиться, например, открыто и спокойно встречаться глазами с другим человеком, доброжелательно ему улыбаясь.
После этого или заодно полезно выучить наизусть и научиться легко произносить формы речевого этикета, подходящие для разных случаев, — те, с помощью которых можно было бы обращаться к незнакомому человеку и реагировать на проявление внимания с его стороны .
Наконец, вы можете заставить себя проявить инициативу в установлении контактов с незнакомцами. Последовательная разработка и выполнение всех этих действий, сначала в общении с достаточно близкими, затем — с друзьями и, наконец, с незнакомыми людьми, должно снять проблему страха общения с людьми.
Если в результате психодиагностики клиента выясняется, что у него плохо развиты коммуникативные навыки, то самые первые адресованные ему рекомендации должны касаться того, как улучшить соответствующие навыки.
Скажем, например, что клиент потерялся на глазах у других и не может привлечь заинтересованное и доброжелательное внимание с их стороны. Тогда клиенту необходимо помочь приобрести такие знания, навыки и навыки, которые он мог бы использовать в общении с людьми и решить для себя эту задачу, то есть стать более интересным для окружающих.
Того же, конечно, можно было добиться с помощью каких-то чисто внешних эффектов: яркой, необычной, броской одежды, экстравагантных манер, эпатажного поведения и тому подобного.Однако такой способ привлечения к себе внимания не даст должного эффекта, не вызовет интереса к человеку как к личности и желания с ним общаться. Внешние формы привлечения внимания могут вызвать у человека интерес, но ненадолго.
Гораздо важнее иметь какие-то особые, положительные психологические качества. При желании их можно найти в каждом человеке, и задача психолога-консультанта при оказании практической помощи клиенту в этом случае — помочь ему обнаружить в себе такие качества.
Симпатию к себе со стороны окружающих часто вызывают люди, которые сами умеют быть внимательными к другим, с которыми можно интересно и интересно поговорить и послушать.
Умению внимательно и доброжелательно слушать других часто труднее научиться, чем активному разговору, поэтому психолог-консультант, столкнувшись с подобной проблемой, должен посоветовать клиенту в первую очередь попытаться стать хорошим слушателем для других людей.
Стать хорошим слушателем, в свою очередь, означает следующее:
• проявить искренний интерес к любому ИП
.