Научная и житейская психология
В основе любой науки присутствует некоторый житейский, эмпирический опыт людей, потому что каждый человек имеет свой запас жизненных психологических знаний. Есть и свои выдающиеся житейские психологи – великие писатели, священнослужители, к ним также можно отнести врачей, педагогов, т.е. представителей тех профессий, которые постоянно общаются с людьми. Определенными психологическими знаниями располагают и обычные люди, судя по тому, что каждый человек в какой-то мере в состоянии понять другого, оказать влияние на его поведение, учесть индивидуальные особенности и оказать помощь.
Житейская или донаучная психология
Если говорить о психологии как форме обыденного знания, то она появилась вместе с человеческим обществом. Мировосприятие в житейской или донаучной психологии вырастало из повседневной практики и жизненного опыта первобытного человека. Взаимодействуя друг с другом, люди учились различать психические качества, скрытые в поведении. За совершаемыми поступками угадывались мотивы и характеры людей.
Готовые работы на аналогичную тему
Психологические знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Содержание этих знаний ограничивалось выводами, которые можно было сделать, анализируя простые события, а причины, лежащие в их основе, легко прослеживались. Все сделанные выводы люди фиксировали в пословицах и поговорках, например, «повторенье – мать ученья», «семь раз отмерь – один раз отрежь», «не зная броду – не лезь в воду» и др.
Безусловно то, что донаучная психология не могла подняться до целостной оценки бытия и ограничивалась только символическим объяснением отдельных его фрагментов. Психологические знания первобытных людей соответствовали несистемному, фрагментарному мировоззрению, которое возникло и существовало в условиях неразвитости рациональных способов освоения действительности. Его называют топоцентрическим, т.к. содержание было ограничено знаниями только того места, где обитал род или племя. И тем не менее, охватывая все сферы жизни первобытного человека, это знание могло быть достаточно обширным.
Современные психологи считают, что зарождение этих знаний вызывалось такими очевидными проявлениями психики человека, как:
- Сновидения;
- Такие психические состояния, как радость, страх, грусть и др.;
- Психические качества – доброжелательность, враждебность, хитрость, все они проявляются в общении людей.
Явления, которые наблюдали древние люди и, делая попытки их объяснить, приводили к выводу, что душа может выходить из тела человека. В момент смерти она покидает тело навсегда. Так в Индии появилось самое древнее и широко распространенное учение о переселении души из одного тела в другое.
Совсем не значит, что обыденные формы психологического знания, несмотря на свою простоту, оказывались ложными. Часть этих представлений сохранила свое значение до настоящего времени и вошла в сокровищницу современной психологической науки:
- Все психологическое существует внутри человека;
- Душа остается жить вечно и не умирает вместе с человеком.
Бессмертие души сегодня представляется иначе по сравнению с древними египтянами, которые считали, что душа умершего человека превращается в птицу и живет на его могиле.
Вечность, бессмертие души, по представлениям современного человека, связана с добрыми делами, совершаемыми им в течение жизни. Еще Серафим Саровский (1754-1833) утверждал, что если спасешься сам, то вокруг тебя смогут спастись тысячи.
Идея, появившаяся у первобытного человека о вечности души, таким образом, продолжает жить в общественном сознании и сегодня, пусть несколько в иной форме.
Психология должна была начаться с идеи души, считал отечественный психолог Л.С. Выготский. Эта идея стала первой научной гипотезой древнего человека и огромным завоеванием мысли.
Отличия житейской и научной психологии
Наличие житейской психологии вызывает вопрос о её взаимоотношениях с научной психологией. Кроме академического интереса этот вопрос имеет еще и практический смысл. Жизнь человека пронизана психологическими связями и отношениями, поэтому если существует житейская психология в каких-то специфических формах, то люди являются её носителями. А если это так, то вполне возможно допустить, что, усваивая психологические уроки обыденной жизни, люди становятся или не становятся психологами.
Можно назвать целый ряд отличий житейских психологических знаний от психологии научной:
- Знания житейской психологии конкретны, приурочены к конкретной ситуации, конкретным людям. Например, ребенок в семье, решая конкретные прагматические задачи, точно знает, как надо себя вести с тем или иным родителем, чтобы добиться желаемой цели.
- Научная психология стремится к обобщениям, как и всякая наука.
Для достижения результата используются научные понятия, и их отработка как важнейшая функция науки. У научных психологических понятий есть одна особенность, которая заключается в частом совпадении с житейскими понятиями, т.е. выражается теми же словами, но внутреннее содержание все-таки различно; - Житейские психологические знания носят интуитивный характер,
что зависит от способа их получения. Результат достигается в основном путем практических проб. У детей хорошо развита психологическая интуиция, приобретаемая испытаниями, которым они подвергают взрослых людей ежедневно и ежечасно. В результате получается, что дети прекрасно знают из кого можно «вить веревки». Подобным путем могут идти педагоги и тренеры, находя эффективные способы воспитания и обучения; - Научные психологические знания отличаются своей рациональностью
и осознанностью. Научный путь заключается в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке вытекающих из них следствий; - Способы и возможности передачи знаний. Такая возможность ограничена в сфере
практической психологии, что вытекает их конкретного и интуитивного характера житейского психологического опыта. Житейский опыт старшего поколения передается младшему поколению в незначительной степени и с большим трудом, поэтому проблема «отцы и дети», будет вечной. Каждое новое поколение для приобретения этого опыта вынуждено самостоятельно «набивать шишки»; - Научные психологические знания аккумулируются и передаются с большим коэффициентом полезного действия,
потому что они кристаллизуются в понятиях и законах, фиксируются в научной литературе. Их передача происходит с помощью вербальных средств – речи и языка; - Метод получения знаний в житейской психологии основан на наблюдении и размышлении;
- К научным методам в психологии добавляется эксперимент, и исследователь уже не ждет стечения обстоятельств, а вызывает это явление сам, создавая для него соответствующие условия. Введение метода эксперимента позволило психологии оформиться в самостоятельную науку;
- Преимущество научной психологии в том, что она располагает
разнообразным, обширным, а порой уникальным фактическим материалом, что нельзя сказать о носителе житейской психологии.
Вывод
Таким образом, разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии, такого метода житейская психология не имеет, но тем не менее научная и житейская психология не являются антагонистами, сотрудничая, они дополняют друг друга.
Сравнительный анализ житейской и научной психологии в сжатом варианте показан в прилагаемой ниже таблице.
Психология научная и житейская: в чем разница?
Осознаем мы это или нет, с психическими явлениями мы сталкиваемся каждый день: наблюдаем перепады собственного настроения, видим, как по мере взросления меняется характер наших детей, понимаем, когда не в духе руководитель.
Казалось бы, специальные знания нам для этого не нужны. Более того: житейская психология — сфера, безусловно, более древняя. Еще до появления психологии как науки знания закреплялись в виде архетипов, фиксировались в пословицах и поговорках.
У психологии как у науки и житейской практики общая цель: научиться понимать психические явления и управлять ими. Так в чем же разница между ними?
Пять отличий сформулировала российский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер.
1. Житейские психологические знания конкретны, научная психология выводит закономерности
Многочисленные телевизионные передачи («Давай поженимся», «Пусть говорят», «Мужское и женское», «Про любовь») строятся по одному и тому же сценарию. Обсуждаются детали проблемы, эксперты и зрители сопереживают герою, высказывают мнения и советы.
Но решаются ли таким образом психологические проблемы? Нет. Чаще всего в результате обсуждения возникает ощущение совпадения с жизненным опытом приглашенных экспертов. Зритель переживает эмоцию, но свою проблему не решает. То же самое происходит, если в роли «психолога» выступает подруга или соседка.
Ситуация
Молодая мать жалуется своей ровеснице, соседке по дому, на своего четырехлетнего сына: тот совсем перестал слушаться, разбрасывает и ломает игрушки.
Житейская психология
«Ты этого так не оставляй, — дает соседка универсальный совет. — Скажи мужу, чтобы был с ним построже! Наш теперь как шелковый стал — так отца боится».
Научная психология
Профессиональный психолог давать советы не будет. Он прежде всего постарается выяснить, что послужило причиной такого поведения ребенка. Может быть, сцены агрессии, которые тот увидел по телевизору? (Научная основа такого предположения — теория социального научения Альберта Бандуры.) Или же отсутствие должного внимания со стороны родителей? (Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.) А может, раздражительность матери или отца по выходным? («Воскресный невроз» или проявление экзистенциального кризиса из-за отсутствия смысла в жизни по Виктору Франклу.)
Выяснив причину, психолог будет работать именно с ней, адекватно подобрав метод коррекции.
2. Житейская психология опирается на опыт обыденной жизни, научная — на экспериментальные методы
В повседневной жизни мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями: «Почему это произошло со мной?» Научный путь состоит в схеме «эксперимент — теория — практика» и опирается на научные методы: анализ и синтез, эксперимент, проективные методики.
Ситуация
Молодой амбициозный руководитель неожиданно столкнулся с тем, что не может выдержать взгляда подчиненного, который вдвое старше его и пользуется особым авторитетом среди коллег. Проблему свою он, возможно, сформулирует так: «Что делать, чтобы не краснеть на совещании и не опускать глаза, как школьник?»
Житейская психология
Бытовой ответ может быть таким: «Смотреть не прямо в глаза, а чуть выше, на область лба». Даже если молодой человек опробует этот метод и временно решит проблему, такая «победа» будет мнимой.
Научная психология
Психолог будет решать более глубокую проблему, а не устранять ее «симптомы». В социальной психологии известен ряд экспериментов, описывающих поведение неформальных лидеров в организации: таким, вероятно, и стал подчиненный.
Так, эксперименты Элтона Мэйо выявили, что для деятельности группы важно неформальное лидерство. И задача руководителя не в том, чтобы уметь подавлять при общении, а в том, чтобы знать ресурсы своей команды и направлять их максимально эффективно на достижение организационных целей. Именно к этому и нужно стремиться.
3. Житейские психологические знания интуитивны. Научные — рациональны и осознанны
Способность к неосознанной обработке информации позволяет даже годовалому ребенку прекрасно понимать, с кем из взрослых он может капризничать, с кем нет, однако такие данные не подкрепляются ни логическими рассуждениями, ни доказательствами. Это интуиция. Конечно, у некоторых исследователей прекрасно развита интуиция, но свои догадки они всегда подкрепляют результатами экспериментов.
Ситуация
История с сыном-девятиклассником доводит мать до отчаяния: «В школе на него жалуются: учится хорошо, но на уроках смешит одноклассников, срывает занятия. Дома он тихий, внимательный. Я его хорошо чувствую — ну не может он так себя вести! Не знаю, кому верить: себе, сыну или учителям? Муж советует написать жалобу в департамент образования, пусть они разберутся. Но что-то меня останавливает от такого шага…»
Житейская психология
Интуитивные «чувствую» и «что-то» совершенно правильно не дают женщине сделать неверный шаг, однако ответа на свой вопрос при помощи интуиции она не получает.
Научная психология
Каково научное объяснение этой ситуации? В социальной психологии давно изучена и описана зависимость поведения от присутствия других людей.
Американский психолог Норман Триплетт еще в конце XIX века обратил внимание на то, что велосипедисты ехали быстрее, когда вокруг было много людей, и медленнее, когда в парке было безлюдно. Так был открыт эффект, позднее получивший название социальной фасилитации. Именно он стоит за действиями подростка, а подкрепляет его социальный мотив «занять определенный статус в референтной (эталонной, значимой) группе сверстников»: не удается через отметки, попробуем через шутки.
4. Научные знания передаются посредством закрепления в терминах и научной литературе. Возможности передачи житейских знаний весьма ограничены
Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как бы нам ни хотелось верить в это, нет. В 30 лет мы сокрушаемся: «Надо было слушать маму», но в 15 твердо уверены, что «ничего она не понимает». Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания формулируются и фиксируются в понятиях, определениях и законах. Основным способом передачи таких знаний становится научная литература.
Ситуация
Вопрос на одном из форумов: «Посоветуйте, что почитать, чтобы лучше разбираться в людях, находить подход к любому».
Житейская психология
В ответ посетители форума активно рекомендуют разную литературу: от Евангелия до Кастанеды. Форум занимает несколько страниц, на одной из них пользователь предлагает почитать учебник по психологии. Реакция остальных участников — сугубо негативная: «туман», «сложная терминология, абсолютно бесполезная для обывателя».
Научная психология
С точки зрения науки бурный протест против учебников психологии вызван именно стремлением сохранить свою «Я-концепцию» (по Роберту Бернсу): она запускает механизмы психологической защиты, если новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, и помогает личности интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его.
5. Научная психология опирается на обширный фактический материал
Во всем своем объеме такой материал недоступен ни одному носителю житейской психологии, какую бы насыщенную жизнь он ни вел и с каким количеством людей ни общался.
Ситуация
Молодой специалист впервые в жизни назначен на руководящую должность. Ему предстоит выстроить отношения в команде, утвердив лидерскую позицию, но он не знает, на что опереться.
Житейская психология
Непрофессиональный сценарий решения противоречий в рабочем коллективе предполагает ситуативную рекомендацию, такую как: «Если хочешь сделать хорошо, сделай сам» или «Пропиши все в должностных инструкциях».
Научная психология
Психолог, консультируя клиента по проблеме лидерства в организации, будет опираться на теории трансформационного лидерства Джеймса Бернса, типов лидерства Фреда Фидлера, человеческих ресурсов Дугласа Макгрегора и другие. Каждая из них опирается на обширный эмпирический материал.
***
Не стоит рассматривать научную и житейскую психологию как противоборствующие стороны: они дополняют друг друга. Практика общения и жизненный опыт служат материалом для научного осмысления психических явлений и наоборот. Время отвлеченных идей прошло: сегодня главная задача тех, кто занимается проблемами человеческой психики, не произвести на свет еще одну гениальную идею, а сделать так, чтобы «она работала».
Об авторе
Наталья Курдюкова — руководитель магистерской программы «Лидерство в управлении гражданскими и общественными инициативами» Московского института психоанализа, бизнес-тренер, коуч-консультант.
Читайте также
Понятие донаучной и научной психологии в истории человеческого общества
История психологии неразрывно связана с образованием и развитием человеческого общества из чего следует, что начало донаучной психологии следует искать у истоков появления человека как существа разумного.
Понятие «научная психология» в результате изучения истории психологии, сложилось пусть не та давно по историческим меркам, но вполне четко и определенно чего нельзя сказать о донаучной психологии. Принято считать, что донаучная психология зародилась в известных нам древних цивилизациях 7 – 6 в до н.э, а именно в древнем Риме во время появления и расцвета таких наук как математика, философия, риторика, геометрия, механика и других. Однако учитывая ограниченность наших познаний истории более древней – 8, 10, 12 тыс. лет до н.э., бытующее утверждение о возникновении донаучной психологии вызывает некоторые сомнения.
Даже если исходить из общепризнанных теорий развития человеческого общества возникает вопрос – чем руководствовались древние «лидеры», и какими методами психологического воздействия пользовались для убеждения своих соплеменников в неопровержимости своей личной идеи.
Именно таким образом поставленный вопрос может, пусть очень приблизительно, определить «возрастную» точку в истории зарождения психологии как инструмента влияния на широкие людские массы. И, скорее всего, началом донаучной психологии стало появление первых магически-ритуальных обрядов и первых служителей культовых направлений – колдунов, шаманов и т.д.
Если начало рождения донаучной психологии переложить на современный язык, может получиться приблизительно такая история: в одном человеческом племени родился малыш, с ранних лет, отличающийся от своих сородичей наблюдательностью и способностью к анализу. С возрастом эта способность дала ему возможность на основе анализа делать не только выводы, но и прогнозы. Возможно, он рассуждал так: — «Произошло такое-то событие, которое привело к таким-то результатам. Если я поступлю так-то, то результат получится очень даже неплохим лично для меня…». А если кроме аналитических способностей он обладал талантом оратора, в результате первобытный психолог получал всецело зависимую, легко управляемую толпу.
Если же опираться на факты недавних археологических находок, доказывающих что высокоразвитые цивилизации существовали задолго до официально признанных, то и донаучная психология имеет более «внушительный» возраст, ибо любое человеческое общество строится, прежде всего, на психологии – личность, личностные взаимоотношения, психологические лидерство и т.д. А если учитывать тот факт, что «непознанные» цивилизации обладали скрытыми нам, сегодняшним, знаниями и технологиями, превосходящими самые современные, то и «донаучная психология» это понятие весьма относительно и применительно лишь к нашему сегодняшнему времени.
Житейская психология: особенности и сходство с научной психологией
Самостоятельной наукой психология выделилась в середине 19 века. До появления научных обоснований стрессов, нервных срывов, всплесков эмоций у народа была додуманная трактовка этих явлений. Они стали основной для начала серьезных исследований. Житейская и научная психология — взаимосвязанные отрасли одной науки.
Мудрость или субъективное понимание мира
Особенности житейской психологии заключаются в том, что наблюдения зависят от личного опыта, происшествий, происходящих вокруг личности. Человек субъективно понимает особенности мира, психологические закономерности. Еще одно название житейской психологии — мудрость.
Существует три источника развития этой отрасли психологии:
- Совместная деятельность с другими людьми.
- Общение с окружающими.
- Новые знакомства, отношения.
К основным проявлениям мудрости можно отнести сказки, верования, легенды, басни, пословицы, поговорки, традиции, обряды. Люди, которые получили большое количество жизненного опыта, часто делятся им в социальных сетях.
Чтобы показать свою жизнь через мудрость, субъект может применять разные инструменты:
Они помогают другим прочувствовать внутренний мир автора. Самыми яркими примерами опытных психологов являются личности, у которых работа сопряжена с постоянным общением.
Понимание мира через опыты и эксперименты
Эта отрасль психологии включает материалы, которые были получены в результате исследований, опытов. Источники направления:
- практические эксперименты;
- научные публикации;
- личности, которые могут передать теоретический опыт (преподаватели).
Основной для начала новых исследований является житейская психология. Когда ученые замечают нечто незнакомое на практике, они начинают искать этому обоснование, объяснение.
Основные различия психологических отраслей
Любой начинающий психолог должен знать основные отличия этих отраслей. Многие опытные исследователи выделяют свой список отличий. Проанализировав их мнение, можно выделить несколько отличающихся пунктов:
- Способы получения новых данных. Для научного объяснения фактов специалисты применяют различные инструменты. Житейский опыт нарабатывается только собственным наблюдением.
- Объект изучения. Научное направление изучает психологические процессы в общем, житейское — исключительно для одного индивида.
- Варианты передачи информации. Для передачи мудростей, полученных на собственном опыте, применяется разговорный метод или путем творческого подхода. Для получения научных данных необходимо изучить соответствующие документы, учебники, статьи.
- Языковые особенности. Мудрости передаются простыми выражениями, словами. При описании официальных материалов, задокументированной информации употребляются определенные термины, понятия.
- Варианты объяснения событий. Житейское направление подразумевает отсутствие разъяснений по пунктам относительно отдельных ситуаций. Научных подход описывает то, какие чувства задействуются в разных процессах, какие гормоны играют роль, какие свойства психики участвуют.
- Научная психология обобщает данные, применяет их к отдельным индивидам или группе людей. Мудрости являются опытом одного человека.
Есть ли сходство между психологическими направлениями и в чем они заключаются?
Главное сходство направлений — возможность помочь людям во взаимодействии между собой. После объединения получается практическая часть психологической науки. Она проявляется несколькими моментами:
- изучение взаимодействий между двумя людьми или двумя группами;
- определение уникальных черт характера, вариантов поведения индивида;
- исследование влияния индивида на общество и наоборот.
Эти два направления дополняют друг друга.
Субъективные и объективные наблюдения
Эти два понятия отлично характеризуют два психологических направления. Например, житейская информация относится только к одному человеку, ситуациям из его жизни. Если у него много опыта в общении с определенной группой индивидов (семья, друзья), то при выходе из этого круга, знания могут стать бесполезными.
Научное направление обобщает получаемые данные, выделяет отдельные основания, создает четкую схему для объяснения обществу.
Интуитивные ощущения и проверенные факты
Развитие мудрости строится на пережитых событиях, моментах, наблюдении за знакомыми. Если индивид видит, как кто-то другой поступает в той или иной ситуации, он может сделать соответствующие выводы, действовать дальше на подсознательном уровне. Однако объяснить другим, как он действует в подобных ситуациях довольно трудно.
Научная информация описывается просто, сухо, без воды. Данные понятны любому, есть дословная расшифровка сложных терминов. Информация затрагивает только ту тему, на которую понадобился ответ.
Надуманные и продуманные факты
Человеческая мудрость часто лишена доказательного основания. Поэтому культурный аспект у научных знаний выше.
Методы получения информации
Существует суждения, которые звучат убедительно, но ставятся скептиками под сомнение. Окружающих привлекает яркость, убедительность, новизна выражений. Они не обращают внимания на опровергающие факты, которые предоставляют опытные исследователи.
Среди научных понятий больше обоснованной информации, чем среди житейских знаний. Распространенные домыслы:
- Проклятие, наложенное на род снимается вымаливанием прощения у мертвого.
- После потери близкого родственник обязательно получит сильную психологическую травму.
- Детские психотравмы могут мешать вести нормальную деятельность, развиваться.
- Не имея материнской любви, полноценная личность не будет сформирована.
Безответственность и ответственность в направлениях
Житейская психология наиболее часто проявляется в безответственности, агрессивности. Самыми яркими проявлениями подобных верований являются следующие утверждения:
- Болезни возникают из-за нервов.
- Все думают только о себе.
- Нет смысла посещать тренинги — они бесполезны.
- Понедельник — день тяжелый.
- Как Новый Год встретишь, так год и проведешь.
- Утро добрым не бывает.
Психологи, изучающие жизненные ситуации, не исключают правдивость таких суждений. Они принимают моменты из жизни, стараются дать людям больше знаний для повышения культурного уровня.
Житейская и научная психология — два направления, дополняющие друг друга. Люди получают жизненный опыт из происшествий, закрепляют его прочтением книг, статей, публикаций, документов. Исследователи постоянно собирают новую информацию, для ее обобщения, систематизации, донесения до масс.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/zhitejskaya-i-nauchnaya.html
Житейская и научная психология: две стороны одной медали
Житейские знания и весь накопленный опыт являются результатами стихийных наблюдений, тогда как научные построены на выводах профессионалов, сделанных ими во время организованных экспериментов.
Реальное соотношение житейской и научной психологии
Противопоставление житейской и научной психологии в получении психологических знаний открыто демонстрирует основные различия между дисциплинами. В житейской психологии это было связано с размышлениями над конкретными событиями. Выводы можно было сделать довольно простые, так как найти причину происходящего казалось не так уж и сложно. Они нашли отражение в народных пословицах. Например: «Не зная броду, не лезь в воду», «Чужая душа — потемки» или «Умный не говорит все, что знает, а глупый не все знает, что говорит».
Житейская психология ограничивалась объяснениями отдельных фрагментов бытия, поэтому в психологических знаниях людей отсутствовала системность.
На их мировоззрение оказывало существенное влияние отсутствие целесообразных способов изучения окружающей действительности.
Но даже, несмотря на топоцентрическое содержание знаний, привязанных к месту, где обитало человеческое сообщество — род или племя, они могли быть весьма актуальными и значительными.
Их зарождение, по мнению современных психологов, было обусловлено следующими проявлениями психики:
- эмоциональными состояниями — аффектом, страхом, фрустрацией;
- сновидениями;
- чертами характера — трудолюбием, самостоятельностью, правдивостью или жадностью, эгоизмом.
Идея души, возникшая еще у первобытных людей, до сих пор актуальна и жива в общественном сознании. Это первая научная гипотеза и огромное достижение мысли.
Житейская и научная психология: сравнение характеристик
Среди них, например, такие:
Процессы | Житейская психология | Научная психология |
Получение знаний | Приобретение опыта отдельным индивидом в конкретной ситуации, в результате метода практических проб, носит интуитивный характер | Абстрагированный опыт, понятийно оформленный, полученный с помощью систематизированных, целенаправленных, инструментально-оснащенных методов получают различные научные сообщества и объединения психологов |
Пути сохранения знаний | Эмпиричные и безразличные к логической составляющей. Длительное время сохранялись и передавались в устной форме, в виде пословиц и поговорок. А также в личном опыте субъекта и в произведениях художественной литературы | Систематизированные знания, в виде гипотез, теорий и аксиом целенаправленно углубляются и аккумулируются. Сохраняются в письменных трудах, созданных в результате исследований. |
Воспроизведение знаний и способы их передачи | Являются легкодоступными, но в большинстве случаев зависят от личного опыта. Передаются устным путем, во время общения и от поколения к поколению | Условия получения знаний всегда заранее определены. Знания систематизированы и в них легко ориентироваться. Служат базой при проведении новых практических исследований и теоретических разработок |
Разница в подаче материала | Обычная разговорная речь | Специфический научный язык, точно описывающий происходящее, с обилием иностранных терминов |
В житейской психологии осуществляется переход от наблюдения и объяснений конкретных поступков к обобщенному пониманию поведения и мыслей человека. Для научной психологии характерен рациональный подход, использование абстрактно-научных категорий, высокий интеллектуализм.
Житейскую и научную психологии нельзя противопоставлять друг другу.
Современные психологи черпают свои идеи из житейской психологии, признанной начальным этапом изучения психологических явлений и процессов, а также рационального познания мира.
Видео-лекция о житейской и научной психологии
Источник: https://mind-control.ru/zhiteyskaya-i-nauchnaya-psikhologiya/
Психология научная и житейская: в чем разница?
Осознаем мы это или нет, с психическими явлениями мы сталкиваемся каждый день: наблюдаем перепады собственного настроения, видим, как по мере взросления меняется характер наших детей, понимаем, когда не в духе руководитель.
Казалось бы, специальные знания нам для этого не нужны. Более того: житейская психология — сфера, безусловно, более древняя. Еще до появления психологии как науки знания закреплялись в виде архетипов, фиксировались в пословицах и поговорках.
У психологии как у науки и житейской практики общая цель: научиться понимать психические явления и управлять ими. Так в чем же разница между ними?
Пять отличий сформулировала российский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер.
Многочисленные телевизионные передачи («Давай поженимся», «Пусть говорят», «Мужское и женское», «Про любовь») строятся по одному и тому же сценарию. Обсуждаются детали проблемы, эксперты и зрители сопереживают герою, высказывают мнения и советы.
Но решаются ли таким образом психологические проблемы? Нет. Чаще всего в результате обсуждения возникает ощущение совпадения с жизненным опытом приглашенных экспертов. Зритель переживает эмоцию, но свою проблему не решает. То же самое происходит, если в роли «психолога» выступает подруга или соседка.
Ситуация
Молодая мать жалуется своей ровеснице, соседке по дому, на своего четырехлетнего сына: тот совсем перестал слушаться, разбрасывает и ломает игрушки.
Житейская психология
«Ты этого так не оставляй, — дает соседка универсальный совет. — Скажи мужу, чтобы был с ним построже! Наш теперь как шелковый стал — так отца боится».
Научная психология
Профессиональный психолог давать советы не будет. Он прежде всего постарается выяснить, что послужило причиной такого поведения ребенка.
Может быть, сцены агрессии, которые тот увидел по телевизору? (Научная основа такого предположения — теория социального научения Альберта Бандуры.) Или же отсутствие должного внимания со стороны родителей? (Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.
) А может, раздражительность матери или отца по выходным? («Воскресный невроз» или проявление экзистенциального кризиса из-за отсутствия смысла в жизни по Виктору Франклу.)
Выяснив причину, психолог будет работать именно с ней, адекватно подобрав метод коррекции.
В повседневной жизни мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями: «Почему это произошло со мной?» Научный путь состоит в схеме «эксперимент — теория — практика» и опирается на научные методы: анализ и синтез, эксперимент, проективные методики.
Ситуация
Молодой амбициозный руководитель неожиданно столкнулся с тем, что не может выдержать взгляда подчиненного, который вдвое старше его и пользуется особым авторитетом среди коллег. Проблему свою он, возможно, сформулирует так: «Что делать, чтобы не краснеть на совещании и не опускать глаза, как школьник?»
Житейская психология
Бытовой ответ может быть таким: «Смотреть не прямо в глаза, а чуть выше, на область лба». Даже если молодой человек опробует этот метод и временно решит проблему, такая «победа» будет мнимой.
Научная психология
Психолог будет решать более глубокую проблему, а не устранять ее «симптомы». В социальной психологии известен ряд экспериментов, описывающих поведение неформальных лидеров в организации: таким, вероятно, и стал подчиненный.
Так, эксперименты Элтона Мэйо выявили, что для деятельности группы важно неформальное лидерство. И задача руководителя не в том, чтобы уметь подавлять при общении, а в том, чтобы знать ресурсы своей команды и направлять их максимально эффективно на достижение организационных целей. Именно к этому и нужно стремиться.
Способность к неосознанной обработке информации позволяет даже годовалому ребенку прекрасно понимать, с кем из взрослых он может капризничать, с кем нет, однако такие данные не подкрепляются ни логическими рассуждениями, ни доказательствами. Это интуиция. Конечно, у некоторых исследователей прекрасно развита интуиция, но свои догадки они всегда подкрепляют результатами экспериментов.
Ситуация
История с сыном-девятиклассником доводит мать до отчаяния: «В школе на него жалуются: учится хорошо, но на уроках смешит одноклассников, срывает занятия. Дома он тихий, внимательный.
Я его хорошо чувствую — ну не может он так себя вести! Не знаю, кому верить: себе, сыну или учителям? Муж советует написать жалобу в департамент образования, пусть они разберутся.
Но что-то меня останавливает от такого шага…»
- Житейская психология
- Интуитивные «чувствую» и «что-то» совершенно правильно не дают женщине сделать неверный шаг, однако ответа на свой вопрос при помощи интуиции она не получает.
- Научная психология
Каково научное объяснение этой ситуации? В социальной психологии давно изучена и описана зависимость поведения от присутствия других людей.
Американский психолог Норман Триплетт еще в конце XIX века обратил внимание на то, что велосипедисты ехали быстрее, когда вокруг было много людей, и медленнее, когда в парке было безлюдно.
Так был открыт эффект, позднее получивший название социальной фасилитации.
Именно он стоит за действиями подростка, а подкрепляет его социальный мотив «занять определенный статус в референтной (эталонной, значимой) группе сверстников»: не удается через отметки, попробуем через шутки.
Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как бы нам ни хотелось верить в это, нет. В 30 лет мы сокрушаемся: «Надо было слушать маму», но в 15 твердо уверены, что «ничего она не понимает».
Накопление и передача научных знаний возможны благодаря тому, что эти знания формулируются и фиксируются в понятиях, определениях и законах. Основным способом передачи таких знаний становится научная литература.
Ситуация
Вопрос на одном из форумов: «Посоветуйте, что почитать, чтобы лучше разбираться в людях, находить подход к любому».
Житейская психология
В ответ посетители форума активно рекомендуют разную литературу: от Евангелия до Кастанеды. Форум занимает несколько страниц, на одной из них пользователь предлагает почитать учебник по психологии. Реакция остальных участников — сугубо негативная: «туман», «сложная терминология, абсолютно бесполезная для обывателя».
Научная психология
С точки зрения науки бурный протест против учебников психологии вызван именно стремлением сохранить свою «Я-концепцию» (по Роберту Бернсу): она запускает механизмы психологической защиты, если новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, и помогает личности интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его.
Во всем своем объеме такой материал недоступен ни одному носителю житейской психологии, какую бы насыщенную жизнь он ни вел и с каким количеством людей ни общался.
Ситуация
Молодой специалист впервые в жизни назначен на руководящую должность. Ему предстоит выстроить отношения в команде, утвердив лидерскую позицию, но он не знает, на что опереться.
- Житейская психология
- Непрофессиональный сценарий решения противоречий в рабочем коллективе предполагает ситуативную рекомендацию, такую как: «Если хочешь сделать хорошо, сделай сам» или «Пропиши все в должностных инструкциях».
- Научная психология
Психолог, консультируя клиента по проблеме лидерства в организации, будет опираться на теории трансформационного лидерства Джеймса Бернса, типов лидерства Фреда Фидлера, человеческих ресурсов Дугласа Макгрегора и другие. Каждая из них опирается на обширный эмпирический материал.
***
Не стоит рассматривать научную и житейскую психологию как противоборствующие стороны: они дополняют друг друга.
Практика общения и жизненный опыт служат материалом для научного осмысления психических явлений и наоборот.
Время отвлеченных идей прошло: сегодня главная задача тех, кто занимается проблемами человеческой психики, не произвести на свет еще одну гениальную идею, а сделать так, чтобы «она работала».
Наталья Курдюкова — руководитель магистерской программы «Лидерство в управлении гражданскими и общественными инициативами» Московского института психоанализа, бизнес-тренер, коуч-консультант.
Источник: http://www.psychologies.ru/standpoint/psihologiya-nauchnaya-i-jiteyskaya-v-chem-raznitsa/
Научная и житейская психология
В основе любой науки присутствует некоторый житейский, эмпирический опыт людей, потому что каждый человек имеет свой запас жизненных психологических знаний. Есть и свои выдающиеся житейские психологи – великие писатели, священнослужители, к ним также можно отнести врачей, педагогов, т.е.
представителей тех профессий, которые постоянно общаются с людьми. Определенными психологическими знаниями располагают и обычные люди, судя по тому, что каждый человек в какой-то мере в состоянии понять другого, оказать влияние на его поведение, учесть индивидуальные особенности и оказать помощь.
Житейская или донаучная психология
Если говорить о психологии как форме обыденного знания, то она появилась вместе с человеческим обществом.
Мировосприятие в житейской или донаучной психологии вырастало из повседневной практики и жизненного опыта первобытного человека.
Взаимодействуя друг с другом, люди учились различать психические качества, скрытые в поведении. За совершаемыми поступками угадывались мотивы и характеры людей.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Психологические знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций.
Содержание этих знаний ограничивалось выводами, которые можно было сделать, анализируя простые события, а причины, лежащие в их основе, легко прослеживались.
Все сделанные выводы люди фиксировали в пословицах и поговорках, например, «повторенье – мать ученья», «семь раз отмерь – один раз отрежь», «не зная броду – не лезь в воду» и др.
Безусловно то, что донаучная психология не могла подняться до целостной оценки бытия и ограничивалась только символическим объяснением отдельных его фрагментов.
Психологические знания первобытных людей соответствовали несистемному, фрагментарному мировоззрению, которое возникло и существовало в условиях неразвитости рациональных способов освоения действительности. Его называют топоцентрическим, т.к.
содержание было ограничено знаниями только того места, где обитал род или племя. И тем не менее, охватывая все сферы жизни первобытного человека, это знание могло быть достаточно обширным.
Современные психологи считают, что зарождение этих знаний вызывалось такими очевидными проявлениями психики человека, как:
- Сновидения;
- Такие психические состояния, как радость, страх, грусть и др.;
- Психические качества – доброжелательность, враждебность, хитрость, все они проявляются в общении людей.
Явления, которые наблюдали древние люди и, делая попытки их объяснить, приводили к выводу, что душа может выходить из тела человека. В момент смерти она покидает тело навсегда. Так в Индии появилось самое древнее и широко распространенное учение о переселении души из одного тела в другое.
Совсем не значит, что обыденные формы психологического знания, несмотря на свою простоту, оказывались ложными. Часть этих представлений сохранила свое значение до настоящего времени и вошла в сокровищницу современной психологической науки:
- Все психологическое существует внутри человека;
- Душа остается жить вечно и не умирает вместе с челов
Первый вопрос. Из истории донаучной психологии. Психология и философия. Сознание как первый предмет психологии (1:15)
Для того, чтобы разговор был структурирован[20], попробуем опереться на цитату из одного крупного психолога, работавшего в нашей стране, одного из основателей психологии в нашей стране – Сергей Леонидович Рубинштейн. Известен, прежде всего тем, что написал один фундаментальный учебник по общей психологии – «Основы общей психологии».
Сергей Леонидович, открывая нам путь в психологию, говорит следующее: «психология и очень древняя и очень молодая наука, она основана на тысячелетиях житейского опыта, столетиях философских размышлений и десятилетиях точной экспериментальной науки». Родина научной психологии это город Лейпциг, Лейпцигский университет[21].
Психологическое знание внутри житейской практики.
Житейскую психологию, прежде всего, интересуют индивидуальные различия. Психология начинается с дифференциальной, с интереса[22] к конкретному человеку. Здесь нам просто обязательно назвать имя древнего грека Теофраст или Феофраст, известный нам как автор книги «Характеры». Приведу несколько отрывков из этой книжки. Сразу же скажу следующее, наверняка каждый по-своему знаком психологический тест[23]. Тест это всегда определение какой-то черты, которую иногда исследователь скрывает от того, кого тестирует. Но после определения черты начинает описывать (в конкретных положениях, с которыми надо согласится или нет) проявления этой черты в различных ситуациях способы поведения. Точно также действует и древний грек Феофраст. Он в каждом маленьком отрывке про человеческий характер даёт определение черты, а потом как поведёт себя человек в этой конкретной ситуации.
Суетливость мы определим пожалуй как излишнее усердие в речах и действиях. А суетливый вот какой – даёт обещания, которые потом не может выполнить. Он один выступает с возражениями несостоятельность которых очевидна. Собираясь принести клятву он объявляется присутствующим не в первой мне я уже много раз клялся. Тщеславие- после торжественного шествия со всадниками он велит отнести все вещи и снаряжение, но сам разгуливает по рынку. Грубость – есть резкость при обхождении, проявляющаяся в речах. На вопрос где такой ты отвечает оставь меня в покое. Людям посылающим ему из уважения подарки к празднику объявляет что не нуждается ни в каких подарках. Долго ожидать кого-нибудь он терпеть не может.
Мы встречаем различные индивидуальные портреты. Мы как бы встречаемся с первым этапом дифференциальной психологии. Описать факт прежде чем его обобщить. Это были в точном смысле определения индивидуальности. Если взяли какого-то авторитетного человека в западной истории, то почему бы не привести какой-то источник из истории восточной.
Заметки о разном, различные разнородные факты. Цза-цзу-ань — книга, которая пишется ещё в древнем Китае. Слово «смесь» здесь не случайно. Смешиваю – это ни что иное как латинское слово темперамент, что значит смешивание в различном соотношении. Древние китайцы тоже удивительны и их отличие от Феофраста ещё и в том, что они лаконичны и помимо индивидуальных различий описывают также и эмоциональные состояния. Житейскую психологию интересуют не только индивидуальные различия, но и то как управлять эмоциональной сферой. Первый вопрос, с которого началась психология житейская – это «Чем я отличаюсь от других?» Этим и занимается Феофраст и древние китайцы. Феофраст добавит к этому вопросу – «Как управлять собой?»
Умён. Тот кто тверд в своих стремлениях, кто умеет хранить тайну, дружит с умными людьми, вовремя спохватывается. Будет и какой-то противоположный полюс. Неразумно не объяснив в чем дело бранить человека, не зная сути дела поступать как другие, стараться выгадать на мелочах. Из желания[24] показать себя. У Фрейда и его учителей это именовалось истерией[25]. Увидит у кого-нибудь книгу тут же выхватит и листает, если двое дерутся поддаст одному под бок, если двое спорят скажет кто прав а кто нет. Очень напоминает столичный чиновник тыкву – растёт незаметно и быстро. Монахиня мышь вечно прячется. Приятно проехать по улицам города верхом на добром коне, скандировать стихи в живописном месте, слушать рассказ и добродетельных богах и рыцарях героев. Не приятно резать тупым ножом, плыть на лодке с рваными парусами, когда деревья заслоняют пейзаж. Негативные переживания более важны для практики, а значит их надо описать. Идут дальше нестерпимо (интенсивность нарастает) наблюдать за игрой в шахматы когда запрещает подсказывать, когда слушаешь несусветную ложь[26]. А дальше выводит из себя (аффект[27], когда человек уже не владеет собой) когда представляешься начальнику и вдруг зачешется спина. Наконец самое интересное и страшно и приятно (и хочется и колется, амбивалентные[28]эмоциональные переживания, двуполюсные неоднозначные) шалуну лизнуть горячее варенье, новичку путешественнику любоваться пейзажем с вершины горы, девушке выходить замуж.
Житейская психология очень часто применяет метафорическое сравнение. Для того чтобы дать характеристику человеку его сравнивают с животными, с растениями и т.д. Фрейд скажет, что это элементарные проекции[29]. Появятся научные аналоги этих слов. Кто бы не выделял эмоциональные состояния он, прежде всего, отметит главное различие «удовольствие»/«неудовольствие[30]».
А не было ли тогда же попыток обобщить материал. Первая типология или классификация темпераментов (от слова «смесь», смешиваю в определённом соотношении) принадлежит уже не древнему греку, а древнему римлянину, основателю медицины — Гиппократ. Что интересно, Гиппократ основатель медицины, но не психологии. То, что сейчас мы вспомним из Гиппократа, не касалось психики, а термины сохранились и сегодня приобрели психологическое содержание. Гиппократ говорил о смешении жидкостей в теле человека, а поскольку был врач, то говорил не только о здоровых людях, но и о больных. Таких жидкостей четыре и их названия – кровь (сангва), слизь (флегма), желчь (холе) и чёрная желчь (меланхоле).
Кто-то может вспомнить, что гораздо более поздний ученик Гиппократа Галендал психологическое определение темпераментам. Философ Кантвзял эти четыре слова для обозначения простых темпераментов, он доказал, что темпераментов должно быть только четыре. Многие писатели дали нам характеристики типов темперамента.
В научной психологии основания для выделения типов изменились. Современный физиолог скажет, что темперамент основан на свойствах нервной системы. Но удивительно, что Павловбудет выделять свойства нервной системы[31], затем выделит типы нервной системы, типов окажется четыре, настанет пора их назвать и опять будут гиппократовские слова.
Типологию темпераментов построил Айзенк. Существуют опросники на типологию. После Второй мировой войны он изучал солдат невротиков с эмоциональными расстройствами. А затем расширил поле своего исследования и применял современную технику анализа[32] индивидуальности – факторный анализ[33](это математическая техника, но придумал её психолог, а психофизиолог Айзенк эту технику использовал). Назначение техники: сначала свойств (разнообразных способов поведения) существует много в описании, а математическая процедура позволяет их обобщить, позволяет выделить фактор более общего порядка, свести частные проявления к общим. Айзенк 20 лет терпеливо изучал темпераменты своих испытуемых и пришёл к тому, что есть два фактора определяющих темперамент вообще. Мы встречались с этим уже у Феофраста и в цза-цзу-ань. Один фактор содержит два полюса (плюс и минус), двоичный или бинарный фактор. Умен, не умен, удовольствие, не удовольствие. У Айзенка первый фактор – эмоциональная устойчивость[34], а в противовес – неустойчивость (или нейротизм). Второй фактор – его название было известно задолго до Айзенка, название этому различию предложил К.Г.Юнг- ученик и сотрудник Фрейда. В начале века Юнг пишет книгу «Психологические типы». Он обращается к истории философии, литературы, живописи, поэзии и замечает одну важную деталь – всегда люди выделялись парами: Платони Аристотель, Гёте и Шиллер. Юнг замечает, что существует некоторая дополнительность в отношениях человека с миром: одна направленность[35]на мир (вовне, к миру, к природе, к другим людям) – экстраверсия[36]. И есть, напротив, направленность к себе (на себя, внутрь) – интроверсия[37]. Это и есть второй фактор, который выделен также и Айзенком: (экстра) интроверсия.
20 лет человек работал и получил в результате Айзенк 4 типа темпераментов: 1) эмоционально устойчивый экстраверт — сангвиник 2) эмоционально устойчивый интроверт – флегматик 3) эмоционально неустойчивый экстраверт – холерик 4) эмоционально неустойчивый интроверт – меланхолик. По Айзенку вовсе не следует думать, что какой-то человек является только одним типом. Всегда есть определенный индивидуально-конкретный случай или портрет.
Крупным житейским психологом обязательно является каждый человек, создающий произведение искусства. И вот что интересно, крупные открытия в психологии сначала совершались в искусстве, а потом они как бы заново воссоздавались в науке.
Классикой мирового авангарда в нашем веке считается Джеймс Джойс с романом «Улисс». Роман удивителен тем, что это попытка записать внутреннюю речь человека (там даже несколько человек, хотя их не много) в течении одного дня. Человек что-то делает, встречается со своими друзьями и т.д. Постоянно описывается субъективный отчёт. Не интроспекция по Вундту, а что-то другое. К.Г.Юнг по просьбе своих друзей-литераторов читает роман Джойса, вышедший в 1922 году, а Юнг читает в начале 30-х. Юнг читает этот роман и находит у себя следующие переживания: это настолько скучный роман, скучный и кроме того задевающий мою эмоциональную сферу, автор как бы задался целью меня разозлить. В какой-то момент Юнг заснул, потом как опытный аналитик, проснувшись, посмотрел на каком месте заснул и сделал выводы. Когда он проснулся и уже близок к тому, чтобы сделать вывод он говорит: «простите, но если надо мной так издеваются, я вообще-то говоря психиатр, я сейчас поставлю диагноз. Ещё немного и я автора назову больным шизофренией.» Но что-то удержало, и он сказал себе: «а вдруг этот роман мне непонятный является произведением искусства.» Мне непонятно, но если это произведение искусства – мне запрещено ставить психиатрический[38] диагноз, я должен сменить вопрос. Вопрос тогда вовсе не в том, кто написал Улисса, каков был его автор. Более важный вопрос в том, кто будет читателем Улисса, кому этот роман будет интересен. Улисс описал в начале века человека его конца. Юнг говорит: в конце века появится читатель Улисса. То есть так совершилось психологическое открытие. Предсказал облик (характер, менталитет) человека завтрашнего дня. Юнг говорит, Джойса поймёт тот, кто сможет совместить в своём сознании позиции главного героя, сына, жену (все она представлены в романе своей внутренней речью) их разные миры, тому будет интересен роман. Он описал современных программистов. С психологической точки зрения это и есть те люди, которые в одном сознании могут совместить различные позиции, разные виртуальные реальности. На языке начала века – это были больные шизофренией. На языке конца века – люди с новым сознанием.
Психология и философия или психология внутри философии.
Каждый философ неизбежно и является психологом. Настоящий философ ищет ответ на вопрос: «Почему мир устроен так, а не иначе?». Философа обязательно интересует: «А кто субъект?», «Кому принадлежит такая, а не другая картина мира?». Почти все психологические понятия (психика, сознание, личность[39], рефлекс[40]) пришли из философии. И факультет когда-то был отделением философского факультета. Когда психологию называют младшей сестрой философии, с этим согласны далеко не все психологи, хотя формально это конечно так.
Мы возьмем только двух, но зато ярких философов древней Греции. Зададим Платону и Аристотелю вопрос «Что такое душа?» Кстати по мнению Юнга это типовая пара (ЭВ – Платон, Аристотель – ИВ).
Вопросы | Платон | Аристотель |
1. Что такое душа? | Истинная сущность[41], Макс. воплощение | Сущность как форма вещи, Ф назн-е |
2. Какова стратегия познания души? | Душа ≠ тело | Душа связана с телом |
3. Какова тактика познания души? | Душа не имеет частей | В познании душа делима на части |
Философский язык не нужно понимать буквально, обязательно ошибешься. Нужно воссаздавать контекст[42]. Платон говорит со своим собеседником не прямо.
1. Что такое душа?
Платон: Душа – есть истинная сущность, максимально возможное воплощение проявление всякой вещи. Сущность вещи есть её душа. Сразу понятно, что Платон говорит о душах любой вещи, в том числе стула или стола. Платон именует душой нечто иное, чем можем мы себе представить на языке житейской психологии. Душа по Платону (сущность вещи) – это, прежде всего, понятие о ней, чистая идея. Возьмем совокупность стульев или столов. Каждый стол глубоко индивидуален, но есть понятие стола, истинная сущность, максимальное проявление. В учебниках найдем понятие абсолютная истина. Нам интересен вопрос не о сущности вещей, а о сущности людей. Тогда вспоминаем фразу Платона: «Познай самого себя» (познай свою сущность). Когда мы с вами произносим «познание», то, прежде всего, имеем ввиду научное познание, и мы вдруг можем подумать, что Платон это психолог, который строит науку о душе. По Платону это совсем не так. Познание здесь не имеет отношение к науке, он не собирается строить науку о душе. Познание себя есть развитие личности. Практический психолог скажет, что раскрыть свою сущность это значит попытаться развить свои способности[43], раскрыть свою сущность в её максимально возможном проявлении.
В конце Второй мировой войны в США возникает направление психологии личности – гуманистическая психология[44]. Основное понятие, предложенное в нём, один из основателей – Абрахам Маслоу, предложил словечко самоактуализация[45]есть потребность[46]человека в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей. Это не относится к людям, которые пытаются быть первыми в любом деле. А здесь в гуманистической психологии говорится о сущности или душе по Платону (собственные возможности и способности). Более известный основатель гуманистической психологии Карл Роджерс. Есть синоним слов «познание себя», «полное развитие личности». Карл Роджерс предложил терапевтическую технику, как бы средство – группы открытого общения. Подавляющее большинство трудов Платона – это беседы философа Сократ(учитель Платона, афинский направленный в практику мыслитель) со своими учениками. Афиняне Сократу сказали рано или поздно, что ему надо выпить яд, тем более что как он учит душа бессмертна. Беседы Сократа – это как бы группы открытого общения. Сидят люди обсуждают личностные проблемы каждого. Сократ а вслед за ним Платон говорит, что стремление[47] к истине – это выполнение каких-то правил, если в жизни, то это моральные правила, а в познании – логические. В жизни чисто живи, а в познании чисто мысли.
Аристотель: как ученик Платона он ничего не отменяет в сказанном Платоном – душа это сущность вещи, это истина, чистая идея. Но при этом он понятийно разработал и сказал: сущность как форма вещи. Иными словами, каждая вещь — суть некий кусок материи, форму предмету придаёт душа, определяет его сущность. Конкретно душа вещи — есть её функциональное назначение, её роль. Душа секиры – это рубить, душа глаза – видеть.
Здесь обнаруживается возможным строительство науки о душе любых вещей и в том числе души человека. Аристотель является первым античным научным психологом-исследователем. Платоновская позиция не отрицает аристотелевской и наоборот. Надо знать на какой именно позиции мы находимся в данный момент.
2. Какова стратегия познания души?
Платон: в момент решения соблюдения моральных и логических правил человек осознаёт, что на его пути стремления к истине есть определенные преграды. Платон и ранее Сократ говорят, а что мешает. Соседствует со словом душа, другим полюсом будет слово тело. Стремлюсь к чистоте души, а тело мешает. Вполне нормальный немного житейский язык.
Тогда Платон говорит: душа в принципе не зависит от тела.
Платон обращается не к исследователю, он обращается к своему ученику, который встал на путь развития своей личности. Тело мешает? Да очень. Мешает – знай, душа в принципе от тела не зависит. На современном языке психологии: преграды на пути развития личности в принципе могут быть преодолены. Какие бы преграды не возникали, в принципе соответствующие проблемы могут быть разрешены.
Современный автор, говорящий о похожих вещах – З. Фрейд современный основатель и практической психологии, он не останавливался только на исследовании субъекта, он пытался помочь разрешить личностные проблемы современников. У Фрейда на месте платоновского слова душа стоит слово «Я», а тело он называет словом «Оно». Оно сидит в Я и всячески мешает. На своем языке принцип терапии Фрейда, развития личности звучит так: там где было Оно должно стать Я. Преграды на пути развития личности могут быть преодолены.
Аристотель: становится в позицию ученого. Душа связана с телом и как бы погружена в него. Сущности вещей буду изучать только через тело, буду изучать тела и познавать сущности тел, и буду познавать через это их души. Появляются чуждые Платону термины. Каково тело – такова и его душа, смотря куда погружена. У животных – животная душа, у растений – растительная, у человека – разумная душа, значит мыслящая логически. Аристотель стал первым создателем науки о правильном познании, т.е. логики. Обладать разумной душой, мыслить логически — значит мыслить так, чтобы каждой следующей фразой не уничтожать предыдущей. В обыденности мы можем не слышать логическую речь.
Старинная восточная притча – соседка берёт у своей приятельницы вазу и разбивает её. Та ведёт её к судье и просит разобраться. Соседка оправдываясь говорит, что во-первых я не брала её у тебя и не видела никогда, во-вторых когда я её взяла у тебя она уже была разбитой, и в-третьих я же её тебе вернула совершенно целую. Каждая следующая фраза уничтожает смысл предыдущей. Яркий пример неразумной души.
3. Какова тактика познания души? Конкретный способ поведения. Что делать в трудной безвыходной ситуации.
Платон: вообще говоря, когда возникает необходимость в познании души, когда человек вынужден раскрывать себя, свою сущность? Можно было бы сказать, в ситуации выбора, неопределённости, быть или не быть как у Шекспира. Человек должен совершить выбор. Платон даёт подсказку – душа не имеет частей. Душа целостна, не делима. Берутся различные качества развитой личности (стремление к добру, честность, храбрость). Невозможно быть чуть-чуть честным, чуть-чуть храбрым. Добрый чёрт разъясняет у Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» работнику буфета, что свежесть и только свежесть и осетрина не бывает второй свежести. Если она второй свежести это означает что она уже не свежая, что-то противоположное свежести.
Пациент Фрейда до платоновских поучений пока не дорос. Он себе не скажет что не хочет решать проблему. Скажет например, создайте мне такие-то условия и тогда я сделаю правильный выбор. У Гоголя мы читаем в пьесе «Женитьба» что делает человек, когда отказывается от решения проблемы, он начинает по частям строить некую идеальную сущность (Агафья Тихоновна: «если бы губы никонор иваныча, да прибавить к носу кузьмича, да прибавить ещё от кого-то я бы тогда точас же решилась!»). Современный психолог личности тоже скажет, что не бывает по частям. Сюда же направление, которое называется немецким словом – гештальт[48] (целостная форма, то, что не делится на части, не сводится к сумме).
Некоторое время назад на стенах висело изречение персонажа: «Человек – это звучит гордо.» Этот персонаж тунеядец, который живет на дне и в принципе отказывается работать. Сатин – труднейший для терапевтической работы пациент. Агафья говорила только создай условия я сразу решусь. Сатин говорит, чтоб сделали так, чтоб работа не была в тягость. Сделай так, тогда я может быть буду работать.
Платон является основателем какой-то важной психологической традиции, важное направление, не исследовательское. Его можно назвать скорее воспитателем, который оказывает помощь. Это практическая психология, психотерапия[49].
Аристотель: только в познании или для исследователя душа делима на части. Иначе невозможно строить науку, потому что ЕН дисциплины выделяют части, т.е. элементы. Такие части Аристотель назвал способностями души (сегодня это именуют психическими процессами): ощущение[50], восприятие[51], мышление[52], память[53], внимание[54], воображение[55]. Это и есть части души. Сколько существует психология, столько и вечный спор –как можно отделить восприятие от памяти и стоит ли это делать, делить психику на части. Приходится, потому что есть необходимость в научном анализе психики.
Аристотель является основателем научно-исследовательской психологии. Здесь есть своя развернутая экспериментальная практика.
Сознание как первый предмет психологии.
Германия, Лейпциг, 1879 г., Вильгельм Вундт. 1879 потому что Вундт отвоевал 4 комнаты у своего начальства и открыл своё отделение, а в 79 году туда приняли студентов на обучение. В вундтовской лаборатории первый предмет – сознание. Первый метод – интроспекция. Вундт хочет построить психологию как ЕН дисциплину. И он определяет психологию с трех сторон: как науку о свойствах сознания, об элементах сознания и связях между ними. Слово связь[56] для психолога переводится как ассоциация. Вундтовская психология иногда не вполне верно называется ассоциативной психологией.
Переходя от житейской психологии к собственно научной переживаешь чувство досады. Как многообразна и богата житейская психология. Но вместе с Вундтом мы говорим ей до свидание. Потому что первый прибор — метроном и испытуемый Вундта, которого долго учат давать отчет о себе, слушает удары метронома. Самое простое свойство[57] сознания – это ритмичность (то ли восходящий, то ли нисходящий). Для кого-то единичка будет два удара метронома, для кого-то четыре и т.д. Сознание организованно или структурировано. Организованы элементы. Далее просят испытуемого услышать отдельный удар метронома. Это и будет объективный элемент сознания – ощущение. Когда ощущения соединились в пары – это будут представления. Есть ещё и субъективные элементы.
В центре своего сознания человек одновременно может удержать от 3-4 до максимум 6 таких элементов. Это будет названо не объем внимания[58], а объем рабочей памяти. Есть азбука для слепых, пальцем пробуют точки. Этих точек никогда не бывает больше шести. В передаче угадай мелодию торгуются два участника. Начнём с семи.
3.Житейская и научная психология.
Житейское (обыденное)
знание о психике приобретается отдельным
человеком и обществом в целом стихийно
путем накопления отдельных наблюдений
и обобщается индуктивным путем. Оно
материализуется в форме пословиц,
поговорок, сказок и расхожих представлений
«народной мудрости». Житейское знание
носит фрагментарный характер и внутренне
противоречиво. Житейское знание возникает
в конкретной ситуации решения частных
задач, так что человек выступает в
качестве «наивного исследователя»
мира. Содержанием житейского
психологического знания обычно становятся
простые, явно прослеживаемые
причинно-следственные связи и обобщения
очевидных фактов (например, «Где коготок
увяз, там и всей птичке пропасть»),
которые не могут отражать все многообразие,
всю сложность реальных психологических
закономерностей. Житейские знания
передаются «из уст в уста», они не
систематизированы и, как правило, не
имеют вербализованной логической
аргументации.
Научное знание, в
отличие от житейского и художественного,
возникает в результате применения
научных методов познания, охватывает
и объясняет как явные распространенные
факты и явления, так и практически не
наблюдаемые в обыденной жизни ситуации,
движется по пути устранения внутренних
противоречий, стремится быть отраженным
в системе четких однозначно понимаемыми
сообществом ученых понятий, передается
через социально нормированные технологии
(например, профессиональное обучение,
конференции, научные журналы и т.д.). На
определенном витке своего развития
научное психологическое знание
«возвращается в свою колыбель», т.е.
входит в культуру и массовое сознание
(например, понятия сублимации, комплекса
неполноценности, стресса). Правда, при
этом происходят неизбежное искажение
и преображение научного знания в
ненаучное. Недаром Фрейд заявлял, что
он создал не только новую науку о психике,
но и жизненную философию, культуру,
этику.
4.Становление психологической науки. Основные этапы ее
развития.
Первое систематическое
изложение психологических явлений было
предпринято древнегреческим ученым
Аристотелем в его трактате «О душе». Но
собственно научное экспериментальное
исследование психических явлений и их
закономерностей началось по сути дела
с середины XIX в., а подлинно научная
психология начала складываться и того
позднее — на рубеже XIX-XX вв. Условно
выделяют четыре основных этапа становления
психологии как науки.
I этап (IV в. до н.э. —
середина XVII в. н.э.) психология как наука
о душе. Наличием души пытались объяснить
все непонятные явления в жизни человека:
сон, сновидения, состояния транса,
овладение магическими умениями (например,
удачей в охоте), смерть и т.п. На этом
этапе психология была донаучной, так
как она не имела своих собственных
методов исследования, а пользовалась
философским методом логических
рассуждений.
II этап (середина
XVII в., — середина XIX в.) — психология как
наука о сознании. Возникает в связи с
развитием естественных наук. Способность
думать, ощущать, чувствовать, желать
назвали сознанием. Основным методом
изучения психических явлений считается
наблюдение человека за самим собой
(метод интроспекции) и описание фактов.
Философская дискуссия перестает быть
единственным инструментом познания.
III этап (середина
XIX в. — середина XX в.) — психология как
наука о поведении.
С 60-х гг. XIX в. начался
новый период развития психологической
науки. В это время возникает много разных
«психологий» со своими принципами и
языком; первоначально они с трудом
взаимодействовали, чаще всего существуя
в противопоставлении друг другу (на
современном этапе эти течения — в их
нынешних вариантах — часто стремятся,
если не к объединению, то к заимствованию
методов, понятий и пр.). Этот период часто
называют периодом открытого кризиса в
психологии. Происходит трансформация
предмета психологии, представления о
«душе» и «сознании» оказываются
недостаточными. В этот период зарождается
психология не только теоретическая, но
практическая.
IV этап (середина XX
в. по настоящее время) психология как
наука, изучающая факты, закономерности
и механизмы психики До середины XX века
в психологии сформировалось большое
количество конкурирующих несовместимых
и даже несопоставимых парадигм, которые
реализовали потенциально логически
возможные версии понимания предмета и
метода психологии. Это была уникальная
ситуация в истории науки. Ни в одной
дисциплине не происходило столкновения
такого множества столь различных
парадигм. Состояние психологии в этот
период представляло стадию открытого
кризиса, который продолжается до
настоящего времени и характеризуется
разнообразием и конкуренцией парадигм.
Продуктивный выход из кризиса состоит
не в доминировании какой-либо одной
парадигмы, не в слиянии трудно совместимых
логически парадигм, а в эволюционном
процессе выработки психологическим
сообществом согласованного мнения об
основных научных ценностях, принципах,
предмете и методе психологии.
Донаучная психология. Основы психологии
Донаучная или житейская психология
Донаучное, или житейское, мировосприятие и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие ему психологические представления вырастали из непосредственной повседневной практики, жизненного опыта первобытного человека. В форме обыденного знания психология возникла вместе с человеческим обществом. В процессе практического взаимодействия люди учились различать скрытые за внешним поведением психические качества людей. За поступками угадывались мотивы, характеры людей. Донаучную психологию иногда определяют как такое знание, кᴏᴛᴏᴩое люди создают еще задолго до появления психологов. Эти знания возникали в процессе осмысления конкретных ситуаций. Его содержание ограничивалось выводами из анализа простых событий, когда лежащие в их основе причины можно было легко проследить. Нужно помнить, такие выводы фиксировались в различного рода пословицах, типа: «семь раз отмерь, один раз отрежь», «повторенье — мать ученья» и т.п. По϶ᴛᴏму донаучная психология, конечно, еще не поднимались до целостной оценки бытия и ограничивалась исключительно символическим объяснением его отдельных фрагментов. Это мировоззрение возникло и существовало в условиях неразвитости системных, целостных, рациональных способов оϲʙᴏения действительности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Его называют топоцентрическим, поскольку его содержание ограничивалось знаниями о том месте, в кᴏᴛᴏᴩом обитали тот или иной род или племя.
Обыденные психологические знания первобытных людей ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовали ϶ᴛᴏму несистемному, фрагментарному мировоззрению.
Важно заметить, что однако, при всем этом ϶ᴛᴏ знание могло быть весьма обширным, охватывая все сферы жизни первобытного человека.
Зарождение данных знаний было вызвано некᴏᴛᴏᴩыми очевидными проявлениями человеческой психики, такими как:
- сновидения:
- психические состояния — радость, грусть, страх и т.д.;
- разнообразные психические качества, проявляющиеся в ходе общения: доброжелательность, враждебность, хитрость и т.п.
Древние люди, пытаясь объяснить данные явления, приходили к выводу, что душа способна выходить из тела человека и жить собственной жизнью в его снах. В момент смерти душа покидает тело навсегда. Важно заметить, что одним из самых древних будет широко распространенное в Индии учение о переселении душ из одного тела в другое.
Но несмотря на ϲʙᴏю простоту, отрывочность, обыденные формы психологического знания не обязательно оказывались ложными. Некᴏᴛᴏᴩые из данных представлений сохранили ϲʙᴏе значение вплоть до настоящего времени и вошли в сокровищницу современной психологической науки.
Так, современная наука признает следующие постулаты психологического знания, кᴏᴛᴏᴩые впервые возникли уже в сознании первобытного человека:
- представление о том, что все психологическое так или иначе существует внутри человека;
- мысль о том, что человеческая душа, не умирает вместе с человеком, а остается жить вечно.
Но если древние египтяне считали, что человеческая душа после смерти человека превращается в птицу, кᴏᴛᴏᴩая живет рядом с его могилой, то сегодня бессмертие души представляется, конечно, иначе.
Современный человек верит, что вечность, бессмертие его души связаны с добрыми делами, кᴏᴛᴏᴩые он совершит в течение жизни.
«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», — утверждал Серафим Саровский (1754-1833), отечественный религиозный мыслитель, причисленный Русской православной церковью к лику святых (1903).
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что древняя идея о вечности души, появившаяся уже у первобытного человека, хотя и в иной форме, но продолжает жить в общественном сознании и в наше время. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский отмечал, что психология должна была начаться с идеи души. Стоит заметить, что она явилась первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, кᴏᴛᴏᴩому мы сейчас обязаны существованием психологической науки.
|
.
1 Пролог: История истоков психологии Психология Донаучная Научная.
Презентация на тему: «1 Пролог: История корней психологии Психология донаучная научная» — стенограмма презентации:
1
1 Пролог: История истоков психологии Психология Донаучная Научная
2
2 Донаука Философия Наука Биология и медицина
3
3 Донаучная психология Конфуция (551-479 гг.В.) В Китае Конфуций подчеркивал силу идей и важность образованного ума. home.tiscali.be/alain.ernotte/livre/confucius.jpg
4
4 Донаучная психология Сократ (469–399 до н. Э.) И Платон (428–348 до н. Э.) Сократ и его ученик Платон считали, что разум отделен от тела, разум продолжает существовать после смерти, а идеи являются врожденными. Сократ Платон http: //www.law.umkc.edu
5
5 Донаучная психология Аристотель (384-322 до н. Э.) Аристотель предположил, что душа неотделима от тела и что знания (идеи) возникают из опыта. http://faculty.washington.edu
6
6 Донаучная психология Рене Декарт (1596-1650) Декарт, как и Платон, верил в разделение души (разума) и тела, но задавался вопросом, как взаимодействуют нематериальный разум и физическое тело.http://www.spacerad.com http://ocw.mit.edu
7
7 Донаучная психология Джон Локк (1632–1704) Локк считал, что при рождении разум был tabula rasa, или чистым листом, и на нем записывались опыты. biografieonline.it/img/bio/John_Locke.jpg
8
8 Донаучная психология Некоторые идеи являются врожденными. Разум — чистый лист. Сократ, Аристотель Плато, Локк. Как формируются идеи?
10
Вопросы Некоторые поддаются научному исследованию Некоторые поддаются научному исследованию Другие нет Другие нет 10
11
11 Психологическая наука рождается Структурализм Вундт и Титченер изучали элементы (атомы) разума, проводя эксперименты в Лейпциге, Германия, в 1879 году.Вундт (1832-1920) Титчнер (1867-1927)
12
12 Психологическая наука рождается Функционализм Под влиянием Дарвина Уильям Джеймс основал школу функционализма, которая выступала против структурализма. Джеймс (1842-1910) Мэри Калкинс
.
Прикладная психология | Британика
Прикладная психология , использование методов и результатов научной психологии для решения практических проблем поведения и опыта человека и животных. Более точное определение невозможно, потому что виды деятельности прикладной психологии варьируются от лабораторных экспериментов и полевых исследований до непосредственных услуг для проблемных людей.
Те же интеллектуальные потоки, слияние которых привело к появлению психологии как самостоятельной дисциплины к концу XIX века, привели к более позднему развитию прикладной психологии.В 1883 году публикация Фрэнсиса Гальтона « Исследования человеческих способностей и их развития» предвосхитила измерение индивидуальных психологических различий. В 1896 году в Пенсильванском университете Лайтнер Уитмер основал первую в мире психологическую клинику и тем самым положил начало области клинической психологии. Тестирование интеллекта началось с работы французских психологов Альфреда Бине и Теодора Симона в парижских школах в начале 1900-х годов. Групповое тестирование, юридические проблемы, производственная эффективность, мотивация и правонарушения были среди других ранних областей применения.В Технологическом институте Карнеги в 1915 году было создано подразделение прикладной психологии в качестве учебно-исследовательского. В 1917 году появился журнал Journal of Applied Psychology вместе с Applied Psychology , первым учебником в этой области, соавтором которого был Гарри Л. Холлингворт и Альберт Т. Поффенбергер.
Первые акценты в прикладной психологии включали профессиональное тестирование, методы обучения, оценку отношения и морального духа, работу в условиях стресса, пропаганду и психологическую войну, реабилитацию и консультирование.Педагогические психологи начали направлять свои усилия на раннее выявление и выявление талантливых людей. Их исследования дополнили работу психологов-консультантов, которые стремились помочь людям прояснить и достичь своих образовательных, профессиональных и личных целей. Забота об оптимальном использовании человеческих ресурсов способствовала развитию производственно-организационной психологии. Развитие авиации и освоения космоса способствовало быстрому развитию области инженерной психологии.
В ответ на озабоченность общества лечением психически больных и разработкой профилактических мер против психических заболеваний клиническая психология продемонстрировала огромный рост в более широкой области психологии. Психологи изучали применение и эффекты автоматизации, а в развивающихся странах они помогли решить проблемы быстрой индустриализации и планирования человеческих ресурсов.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний.Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
Независимо от профессиональной направленности прикладных психологов, их должностные обязанности могут частично совпадать с описанием их работы в других областях. Прикладной психолог может преподавать или не проводить оригинальные исследования. В дополнение к экспериментальным данным, полученным в результате психологических исследований, прикладной психолог использует информацию из многих дисциплин. Область применения постоянно расширяется по мере появления новых типов проблем. Другие отрасли прикладной психологии включают потребительскую, школьную и общественную психологию.Большое внимание уделяется профилактике и лечению эмоциональных проблем, равно как и связанным с медициной областям, таким как спортивная психология и психология хронических заболеваний.
Психометрия, или измерение и оценка психологических переменных, таких как личность, способности или работоспособность, является неотъемлемой частью прикладной психологии. Например, клинический психолог может быть заинтересован в измерении признаков агрессивности или одержимости; производственный психолог, эффективность работы при определенных условиях освещения или офисного дизайна; или общественный психолог, психологические последствия жизни в районе с высоким уровнем преступности. См. Также клиническая психология; образовательная психология; производственная психология.
.
Ваш источник последних научных новостей
Предыдущая инфекция, вызванная вирусом Зика, увеличивает риск тяжелой болезни денге
27 августа 2020 г. — Новое исследование показало, что люди, у которых есть антитела к вирусу Зика, переносимому комарами, более уязвимы к развитию болезни денге. Это иммунное взаимодействие, называемое антителозависимым усилением, может затруднить поиск безопасной и эффективной вакцины, которая защищает от вируса Зика, не увеличивая при этом риск…
СВЯЗАННЫЕ ТЕМЫ
Иммунная система от комаров, призванная помочь в борьбе с малярией
27 августа 2020 г. — Ученые создали первый атлас иммунных клеток комаров, чтобы понять, как комары борются с малярией и другими инфекциями. Исследователи обнаружили новые типы иммунных клеток комаров, в том числе редкий тип клеток, который может быть задействован в ограничении распространения малярии. Результаты открывают возможности для открытия новых способов предотвращения распространения малярийных паразитов комарами…
СВЯЗАННЫЕ ТЕМЫ
Трудные, сложные решения лежат в основе будущего коралловых рифов мира
26 августа 2020 г. — Эффективные решения климатической проблемы, угрожающей коралловым рифам мира, требуют сложных решений в отношении рисков и неопределенности, сроков, качества по сравнению с количеством, а также того, какие виды поддерживать для наиболее устойчивого и продуктивного будущего. В конечном счете, нам нужно учитывать, чего хочет общество, чего можно достичь и какие возможности у нас есть для действий в быстро закрывающемся окне.Новый …
СВЯЗАННЫЕ ТЕМЫ
Стихийные бедствия должны быть необычными или смертельными, чтобы вызвать изменение местной климатической политики
28 августа 2020 г. — Одних стихийных бедствий недостаточно, чтобы мотивировать местные сообщества участвовать в смягчении последствий изменения климата или адаптации к ним, как показало новое исследование. Скорее, изменение политики в ответ на экстремальные погодные явления, по-видимому, зависит от сочетания факторов, включая количество погибших, постоянное освещение событий в СМИ, необычность события и политические факторы…
СВЯЗАННЫЕ ТЕМЫ
Там, где морские волны тепла будут усиливаться быстрее всего: новый анализ
28 августа 2020 г. — Моделирование океана с высоким разрешением показало, что самые сильные океанические течения в мире, которые играют ключевую роль в рыболовстве и экосистемах океана, будут испытывать более интенсивные морские волны тепла, чем в среднем в мире, в ближайшее время …
СВЯЗАННЫЕ ТЕМЫ
Улавливание генов из хламидий позволило сложной жизни жить без кислорода
Августа26, 2020 — Исследователи обнаружили новую группу хламидий, названную Anoxychlamydiales, живущую под дном океана без кислорода. У них есть гены, которые позволяют им выжить без кислорода, производя газообразный водород. Исследователи обнаружили, что наши одноклеточные предки «поймали» эти производящие водород гены у древних хламидий около двух миллиардов лет назад — событие, которое имело решающее значение для …
СВЯЗАННЫЕ ТЕМЫ
Как неандертальцы приспособились к изменению климата
Августа28, 2020 — Изменение климата, произошедшее незадолго до их исчезновения, вызвало сложное изменение в поведении поздних неандертальцев в Европе: они разработали более сложные инструменты, предлагают новые …
СВЯЗАННЫЕ ТЕМЫ
Гельминтные инфекции, распространенные в средневековой Европе, обнаружено в могильном исследовании
27 августа 2020 г. — Хотя гельминтозы, в том числе ленточные черви и круглые черви, входят в число основных забытых болезней в мире, они больше не являются эндемическими в Европе.Однако исследователи сообщают, что эти инфекции были обычным явлением в средневековой Европе, согласно образцам могил, проанализированным со всех концов …
СВЯЗАННЫЕ ТЕМЫ
.