Классификация жестов психология общения: Жесты: обобщения и классификации

Содержание

Жесты в психологии общения

Психология общения

Психология человека очень сложна, и чтобы разобраться в ней, необходимо провести множество исследований. Одно из таких исследований показало, что люди не всегда говорят то, о чем думают на самом деле.

Часто люди скрывают свои мысли, потому что стремятся получить какую-то выгоду, не хотят ухудшить взаимоотношения с человеком или боятся потерять работу.

Замечание 1

Для того, чтобы понять, чего же хочет человек на самом деле, необходимо знать основы невербального общения, или язык мимики и жестов. Эти знания позволят распознавать истину и ложь, читать между строк, а также могут быть полезными не только на деловых переговорах, но и в межличностных отношениях с близкими.

Классификация жестов в психологии общения

Жесты можно классифицировать следующим образом:

  • открытые;
  • закрытые;
  • эротические;
  • лживые;
  • агрессивные;
  • нервозные;
  • скучающие;
  • доверительные;
  • оценивающие.

Открытые жесты могут показать, что собеседник искренен и открыт перед оппонентом. Открытые жесты можно заметить в следующих ситуациях:

Готовые работы на аналогичную тему

  • во время общения человек широко жестикулирует, руки при этом не скрывают ладони;
  • если человек рассказывает какой-то секрет, он будет находиться максимально близко к собеседник, постепенно сокращая дистанцию;
  • во время деловых переговоров хорошим признаком считается расстегивание собеседником пуговиц на пиджаке;
  • о прямом и честном разговоре также говорят выпрямленные ноги.

Закрытые жесты служат способом защиты собеседника из-за личной неприязни, лицемерия, негативного настроя. Они могут проявляться следующим образом:

  • при разговоре собеседник скрещивает руки в районе груди, что является признаком неприязни к собеседнику или неуверенности в себе;
  • при разговоре собеседник сидит, закинув ногу на ногу, чтобы отгородиться от неприятного участника коммуникации, а не по причине удобства;
  • «неполный барьер», когда человек сгибает в локте одну руку и прижимает ее к телу, а вторую выпрямляет и кладет на колено, проявляя осторожность и недоверие невербальным путем.

Эротические жесты помогают понять отношение мужчины к женщине и наоборот. Однако психологами замечено, что эротические жесты выражены больше у женщин, чем у мужчин. Вторым свойственны контроль над эмоциями и сдержанность. Эротические жесты женщины чаще всего проявляются следующим образом:

  • во время разговора женщина демонстрирует запястье, когда женщина поворачивает руку наружу, как, например, во время курения;
  • женщина облизывает губы и слегка приоткрывает рот во время разговора или даже молчания;
  • женщина касается волос, накручивает локон на палец;
  • женщина также может снимать одну туфлю и покачивать ее на ноге, чем притягивает внимание противоположного пола;
  • женщина скрещивает щиколотки между собой, а также поглаживает себя руками по бедрам, коленям;
  • женщина смотрит прямо в глаза, при этом улыбается, во время зрительного контакта глаза сначала опускает вниз, после чего отводит их в сторону.

Знание лживых жестов помогает распознать ложь по невербальным признакам. Психологами выделено несколько жестов, способных выдать любого лжеца. Их можно распознать по следующим признакам:

  • во время беседы собеседник неосознанно касается лица руками, иногда даже прикрывает рот, дотрагивается до губ, чешет подбородок;
  • самым выраженным жестом считается прикосновение к носу;
  • самым известным признаком лжи является избегание зрительного контакта и отведение взгляда в сторону;
  • когда человек говорит неправду, он часто чешет верхнее веко глаза;
  • когда человек не согласен с мнением оппонента, но не хочет выразить свое несогласие, он может тереть шею;
  • если слушатель не верит своему собеседнику, он касается мочек ушей.

Агрессивные жесты помогают понять настрой собеседника. Агрессию скрыть сложнее всего, так как это очень сильная эмоция, и чтобы ее скрывать, необходимо долго обучаться. К агрессивным жестам относятся:

  • сжатые в кулаки руки;
  • складывание рук за спиной на пояснице;
  • сидение на стуле в позе «верхом».

Нервозные жесты показывают, когда человек не уверен или ему некомфортно. Обычно нервозные жесты проявляются следующим образом:

  • человек часто меняет положение тела. Такая суетливость может говорить о нетерпимости или раздраженности:
  • взрослый человек грызет карандаш или ручку, стучит пальцами по поверхности стола;
  • подростки часто грызут ногти;
  • бегающий взгляд также говорит о внутреннем беспокойстве человека.

Скучающие жесты позволяют понять, заинтересован ли собеседник в разговоре или нет. Это может проявляться следующим образом:

  • во время скучного разговора человек может стучать ногами о пол;
  • слушающий может класть голову в ладони рук;
  • во время скучного разговора собеседник изображает хаотичные рисунки на листке бумаги, рассматривает различные предметы, регулярно смотрит на часы, рассматривает линии на своих руках или ногти.

Доверительные жесты показывают, доверяет ли человек своему собеседнику. Психологами выделяется несколько абсолютно достоверных признаков, выражающих раскрепощенность и полное доверие собеседника. Они могут быть следующими:

  • во время разговора человек периодически кивает головой;
  • признак полного доверия – раскрытые ладони рук;
  • проявление жеста «купол», что подразумевает локти, лежащие на столе, и соединенные руки в пальцах, образовывающие собой купол (довольно часто этот жест выдает самодовольство и эгоистичность человека).

Оценивающие жесты выдают отношение собеседника к тому, кто говорит. И это не просто слушание оратора, а оценка того, что он говорит или как он выглядит. К таким жестам относится:

  • во время слушания человек опирается головой о ладонь руки, выставляя указательный палец верх;
  • почесывание подбородка говорит о том, что человек задумывается о теме разговора;
  • во время разговора слушатель снимает очки, дужкой прикасается к губам;
  • во время придумывания темы для беседы, человек расхаживает из стороны в сторону, а во время оценивающего разговора трет переносицу и закрывает глаза.

виды и значение жестикуляции в невербальном общении

Мы часто слышим, что речь – это уникальное явление, отличающее человека от всех остальных существ, населяющих нашу планету. Только люди обладают способностью оперировать абстрактными понятиями, рассуждать о том, чего никогда не видели. Хочется заметить, что жестикуляция – явление не менее уникальное. Развивая способы передачи информации, человечество изобрело метод общения с помощью жестов, иллюстрирующий и иногда заменяющий речь.

Как в разных странах существуют разные языки, в отдельных областях – диалекты, а внутри каждой социальной группы – свой “слэнг”, так и специфика жестов меняется в зависимости от того, где и кем они используются. Более того, один и тот же жест в разных частях нашей планеты может обозначать различные, а иногда и противоположные понятия. Поэтому хочется заметить, что данная статья будет посвящена жестам, которые используются в России.

О чем могут рассказать жесты человека

Существует множество материалов, посвященных языку жестов и невербальному общению, поэтому мы не станем останавливаться на рассуждениях о том, какое место он занимает в нашей жизни. Предлагаем вам сразу перейти к классификации используемых нами жестов.

Итак, для чего же мы пользуемся жестикуляцией? С помощью жестов мы выражаем собственное отношение к происходящему, эмоции и чувства, украшаем собственную речь, делаем ее более образной, а иногда жестикуляция становится единственно возможным способом общения.

Давайте обратимся к более подробному рассмотрению этих трех групп.

Жесты, выражающие состояние человека, его отношение к ситуации и ее участникам.

  • “Я устал” – одна или обе руки закрывают лицо, уши или глаза – попытка сконцентрироваться, прикрытие основного органа восприятия чтобы сосредоточиться. Подразумевается ведущий для человека способ восприятия информации. Если в вашей жизни большую роль играют запахи – в подобной ситуации вы, скорее всего, прикроете нос.
  • “Что дальше?” – низкая посадка , сцепленные руки на колене – выжидательная позиция.
  • “Не хочу этого видеть” – почесывание глаз – попытка проигнорировать происходящее, боюсь смотреть тебе в глаза, избегание ответственности. При этом человек неуверенный в себе может теребить бровь.
  • “Не хочу этого слышать” – почесывание ушей – попытка проигнорировать происходящее, боюсь услышать что-нибудь неприятное, самозащита. Более скрытый вариант этого жеста – перебирание волос около уха.
  • “Не хочу этого говорить” – прикрытие рта рукой, потирание подбородка – нежелание продолжать разговор или вынужденное вранье.
  • “Не хочу это обсуждать” – отсекание ребром ладони – попытка завершить разговор, закрыть тему. Человек, не чувствующий за собой права управлять разговором, может “отмахи­вать­ся” от нежелательной беседы менее явно.
  • “Не хочу ничего делать” – руки за спиной – неготовность к деятельности или нежелание принимать участие в происходящем.
  • “Не хочу иметь к этому отношение” – рука вытянута ладонью вперед, при этом кисть перпендикулярна полу, перед собой проводится дуга, возводящая защитный барьер – человек боится принять участие в происходящем.
  • “Не нападайте”, “не трогайте меня” – обе руки ладонями вперед на уровне груди – отгораживание, самозащита.
  • “Не согласен” – движение тыльной стороной ладони вперед, рука движется в горизонтальной плоскости от себя к собеседнику или несколько в сторону – отбрасывание ненужного.
  • “Нет” – рука вперед с поднятой ладонью, динамичное напряженное движение – держи дистанцию, защита личного пространства, жесткое “нет”, не оставляющее никаких сомнений.
  • “У меня другое мнение” – рука поднята почти как в школе на уроке, ладонь несколько повернута – несогласие и привлечение внимания.
  • “Мне не нравится то, что ты делаешь” – “грозить пальцем” – указательный палец поднят вертикально вверх, остальные согнуты, кисть двигается вперед назад – указывает на позицию превосходства, часто используется взрослыми по отношению к детям; кулак – по отношению ко взрослым, “если ты не перестанешь, я нападу”.
  • “Ну, и?..” – “руки в боки” – выжидающе-угрожающая позиция.
  • “Честное слово” – одна или обе руки прижаты к груди – “я совершенно искренен”, “от всего сердца”.
  • “Не волнуйтесь” – руки на уровне груди, ладонями вперед, как бы выдвигаются вперед и возвращаются обратно резкими пульсирующими движениями – “сейчас все сделаем”.
  • “Попробуй ты” – одна или обе руки указывают направление для действий, при этом ладони выпрямлены, пальцы сомкнуты – “если ты считаешь, что я делаю неправильно – можешь сделать сам”.
  • “Продолжи” – рука располагается горизонтально перед собой, поперек тела, тыльной стороной ладони к собеседнику, совершаются интенсивные круговые движения кистью – “не могу вспомнить или придумать”, “помоги продолжить мысль или перечисление”. Не стоит путать этот жест с другим, иллюстрирующим речь. В первом случае жест используется во время паузы в речи, а во втором – ритм движений соответствует скорости называния перечисляемых понятий.
  • “Ну извини, так получилось” – руки опущены вниз под углом к туловищу, кисти повернуты ладонями к собеседнику, пальцы раздвинуты; иногда сопровождается поднятием плечей – в этом состоянии человек не чувствует раскаяния или смущения, поскольку он сделал все, что мог, а если что-то не получилось, то это не его вина.
  • “Все” – руки крест-накрест над головой – человек чувствует себя свободным от обязательств, так как сделал все, что мог.

Есть жесты, говорящие о том, что человек находится в состоянии задумчивости. Рассмотрим некоторые из них.

  • Если человек почесывает затылок, то он размышляет, как бы побыстрее и с наименьшими затратами решить поставленную задачу.
  • Почесывающий верхнюю, теменную часть головы, стремится наиболее удачно вывернуться из сложившейся ситуации.
  • Человек, поглаживающий или потирающий лоб, основательно и ответственно подходит к решению возникшей проблемы.

У младенцев, стариков и смертельно больных людей встречается жест бессилия и беспомощности – большой палец подогнут в ладонь и прикрыт всеми остальными пальцами. Если же такой жест встречается у вполне жизнеспособных людей, он говорит о подавленном состоянии, признании собственного поражения, неспособности влиять на сложившуюся ситуацию.

Для людей замкнутых характерен другой “младенческий” жест – большой палец во рту. В более скрытом варианте палец может быть прижат к губе или к подбородку. Но в любом случае, этот жест свидетельствует о том, что человек погружен в себя, стремится уйти от реальности, находится в состоянии глубокой задумчивости.

Не стоит забывать, что иногда наши руки оказываются там, где что-то болит. Поэтому рука, прижатая к уху, не обязательно свидетельствует о нежелании слушать собеседника, а человек постоянно потирающий лоб может просто страдать мигренью. Таким образом мы снова хотим обратить ваше внимание на то, насколько неверными могут быть наши поспешные выводы.

Наблюдая за окружающими людьми, вы сами можете дополнять перечень жестов. Наверняка в вашем кругу общения существуют специфические жесты, не описанные нами. Приглядитесь к ним. В каких случаях они используются, что обозначают? Попробуйте понять что могут сказать такие жесты о человеке, который ими пользуется. Таким образом вы можете узнать много нового о своих друзьях, ведь каждый жест скрывает под собой не только то, что хотел нам сказать собеседник, но и то, что он хотел от нас скрыть.

Жесты, украшающие нашу речь

Попробуйте спрятать руки за спину и рассказать о самом радостном событии в вашей жизни. Каким получится ваш рассказ? Можете ли вы убедить окружающих, что поймали действительно гигантскую щуку, не разведя при этом руки в ширину, насколько хватает размаха? Поверит ли собеседник, что ваша дочь родилась с огромными голубыми глазами, если вы не покажете руками, как она хлопала своими длинными ресницами?

Жесты помогают сделать речь визуально богаче

Множество людей вокруг нас в основном воспринимает окружающий мир глазами, поэтому речь, не подкрепленная зрительными образами, производит на них меньшее впечатление, чем могла бы. Конечно, можно каждое значительное событие в жизни фиксировать на фото- или видеопленку, чтобы потом впечатлять собеседников получившимися кадрами. Но всегда ли мы имеем такую возможность? Видимо – нет. Вот и получается, что рассказ, не сдобренный хорошей порцией жестикуляции, может оказаться таким же пресным, как детская книжка без иллюстраций.

По наличию или отсутствию жестов, входящих в эту группу, мы можем судить о том, насколько человек уверен в себе, эмоционален ли он, действительно ли хочет поделиться с нами чем-то важным или просто заполняет возникшую паузу в разговоре. В этом смысле жестикуляция очень близка к мимике. К сожалению, в нашем обществе люди столь же жестко контролируют собственную жестикуляцию, как и мимические проявления.

Жесты, заменяющие речь

В эту группу входят жесты, используемые в ситуациях, когда мы не можем словами передать партнеру по общению необходимую информацию. Вы когда-нибудь видели как общаются брокеры на бирже? В этой профессии разработана целая система жестов, позволяющая экономить драгоценное время. Но мы бы хотели поговорить о тех жестах, которые мы используем в повседневной жизни. Оказавшись друг от друга на значительном расстоянии, мы все равно продолжаем общаться. Это теперь студент может взять мобильный телефон и позвонить однокурснице, сидящей в противоположном углу аудитории. Но и сейчас этот способ связи доступен не всем. Обычно необходимое сообщение передается при помощи записки или жестами. И уж точно не обойтись без жестикуляции когда любимая девушка отвечает что-то преподавателю, стоя у доски. Мы предлагаем вам описания некоторых жестов, которые можно использовать в подобной ситуации.

  • “Я с тобой” – пальцы собраны в кулак, повернутый ребром ладони к собеседнику, рука согнута в локте и вытянута вперед кулаком вверх – я тебя поддерживаю.
  • “Поздравляю” – ладони энергично складываются крест-накрест, при этом руки поднимаются над головой – выражение согласия и поддержки, радости за собеседника, “мы вместе”.
  • “Опаздываю(ем)” – одна рука приподнимается так, будто смотришь на часы, а указательный палец второй постукивает по тому месту, где эти самые часы обычно расположены – переводится как “давай скорее” или “мне пора, я ухожу”.
  • “Всё” – руки скрещиваются над головой – “дело сделано”, “я закончил” или “хватит”.
  • “Ты что – глупый?” – указательный палец крутится около виска или постукивает по лбу – “не говори глупостей”, “ты неправ”, “что ты делаешь?!”.
  • “Все в порядке” – пальцы подогнуты внутрь ладони, большой палец отогнут и направлен вверх или большой и указательный пальцы соединены кончиками, остальные пальцы расставлены веером – “хорошо”, “правильно” – любые положительные характеристики.
  • “Внимание” – рука поднята вверх, все пальцы подогнуты внутрь ладони, кроме указательного, который также устремлен вверх – попытка обратить внимание на себя или что-то важное в произносимом тексте.

Мы не стремимся описать все существующие в нашей стране жесты, поэтому здесь приведены наиболее распространенные из них. Нам хотелось обратить внимание читателя на то, как многообразен и многозначен язык жестов. Кроме того, хочется еще раз отметить, что любой жест может быть правильно понят только в контексте происходящего, поэтому нет особого смысла изучать жесты, принятые в Америке, если вы не собираетесь туда ехать.

виды и их значение в общении, часто используемые эмоции

Жизнь в обществе предполагает общение. Люди обмениваются информацией, делятся своими впечатлениями, спорят. Любой контакт людей предполагает не только вербальное общение, но и активное использование мимики и жестов. Если человек знает значения невербальных сигналов, ему легче понимать язык мимики.

Язык мимики

Язык мимики

Основные определения

Интересно. Психологи пришли к выводу, что мимика, жесты, позы и интонации не просто позволяют лучше понимать суть сказанного, но и помогают сформировать общее впечатление о партнере по общению.

Жесты и мимика это в психологии самостоятельный раздел. Его основными понятиями являются:

  • Мимика в психологии – это выражение эмоционального состояния через улыбку, поднимание бровей, прищур глаз, сжатие челюстей.
  • Жесты в психологии общения – это телодвижения руками, головой, всем телом. В некоторых случаях жесты могут заменять слова.
  • Поза – это определенное положение тела в пространстве, которое индивид выбирает в зависимости от своего комфорта, ситуации разговора, эмоционального состояния.
  • Физиогномика – это умение распознавать индивидуальные особенности собеседника по его чертам лица, жестам, мимике. Специалисты способны определять по выражению лица не только психологические особенности личности, но и состояние его здоровья.

Важно! Мимика и жесты играют важную роль в межличностных отношениях. Если мужчины и женщины могут частично контролировать свои жесты, то ребенку это еще недоступно, поэтому малыши не умеют обманывать.

Психология мимики и жестов, виды и значение

Мимика лица психология жестов насчитывает множество описаний того, что они обозначают. Положение тела и рук в пространстве во время общения, особенности рукопожатий, движений головой и мимики – это часто используемые эмоции жесты и люди наблюдают их в процессе межличностного общения каждый день.

Наклоны туловища

Внимание! В межличностном общении наклон туловища – это всегда телесная реакция на сигнал от мозга. Так мозг подает импульс о необходимости обезопасить себя. Поэтому такие реакции не могут быть наигранными.

Положение туловища стоя

Если люди общаются стоя, то можно заметить многократные изменения положения туловища собеседников. Когда человек сидит, облокотившись на спинку стула или кресла, его корпус не подает столько невербальных сигналов.

Если слова собеседника вызывают у человека неподдельный интерес, он будет время от времени наклоняться вперед, опасаясь пропустить что-то важное. Когда человек рассказывает о своих успехах, он непроизвольно расправляет плечи, и его туловище прогибается вперед.

Горд собой

Горд собой

Находясь в большой компании, человек бессознательно наклоняет туловище в сторону того, кто ему наиболее симпатичен. Если он оказался в незнакомой компании или чувствует прохладное к себе отношение со стороны большинства присутствующих, его туловище будет сжиматься (он будет втягивать голову в плечи, сутулиться) – ему хочется стать меньше, незаметнее. Так организм старается защитить себя от потенциальной угрозы.

Положение рук

Если человек скрестил руки на груди, это говорит о его потребности в сохранении своей энергии. Эта поза будет называться закрытой. Психологическая наука говорит о том, что, оказавшись в незнакомом месте, человек чувствует себя неуютно, поэтому обхватывает плечи руками. Кроме того, скрещивание рук на груди является признаком негативного отношения к собеседнику или сомнения.

Внимание! Использование этого жеста может быть признаком обмана. Если обманывает взрослый, схема использования данного жеста может быть стертой: потирание запястья, прижимание к груди книги.

О враждебности или разочаровании говорит вид сцепленных в замок пальцев рук. При этом степень выраженности негативных чувств напрямую связана с тем, насколько высоко расположены сцепленные кисти рук. Кроме того, если человеку есть, что скрывать, то во время общения он может держать руки глубоко в карманах.

Когда человек чем-то обеспокоен, старается сдерживать одолевающую его бурю чувств, он обхватывает одной рукой предплечье или запястье другой руки за спиной. Пряча руки, индивид старается спрятать стресс.

Жесты головы

Мимический кивок головой расценивается как альтернатива положительному ответу. Покачивание головой означает несогласие и отрицательный ответ.

Внимание! Вербальный ответ может не соответствовать движениям головы. Если человек соглашается с собеседником, но при этом покачивает головой из стороны в сторону, верить нужно не словам, а невербалике.

Мимика лица

Мимика лица, психология эмоций, настроение тесно взаимосвязаны. Наблюдение за изменением выражения лица в процессе разговора позволяет понять, как партнер относится к беседе.

Дополнительная информация. Человек может сдержать смех или слезы, то есть скрыть от окружающих радость или обиду, разочарование. Но вот контролировать движения бровей люди не могут, поэтому скрыть удивление, страх или злость не удается.

Страх

Страх

Рукопожатия

В России рукопожатие используется при встрече в качестве приветствия, при завершении общения – в качестве прощания. Также этот жест используется в официально-деловой сфере при поздравлении с тем или иным профессиональным достижением.

У обладателя сильной воли рукопожатие крепкое, руку для этого действия он подает ладонью вниз. Неуверенные люди используют вялое рукопожатие, подавая руку ладонью вверх. Слабое рукопожатие говорит о том, что собеседник старается держать дистанцию в отношениях.

Личное пространство, зоны общения

Чтобы чувствовать себя комфортно и свободно использовать жесты, необходимо личное пространство. На вторжение в личное пространство все люди реагируют по-разному. Тревожные люди стремятся сохранять большую дистанцию в общении. Уверенные в себе индивиды меньше заботятся о защите личного пространства. Агрессивные люди постоянно стараются расширять личную зону: их жесты размашисты, а позы такие, чтобы занять максимум места.

Психологами были высчитаны оптимальные зоны для разных видов межличностного общения:

  • Интимная зона, которая предполагает телесный контакт. Ее расстояние от 15 до 45 см. На такой дистанции находятся только самые близкие люди.
  • Персональная зона равна 75-120 см. Она используется в повседневном общении с товарищами.
  • Социальная зона – от 120 до 360 см. На таком уровне осуществляется официально-деловое общение.
  • Публичная зона нужна для лекций. Ее уровень равен 3,5-7,5 м.

Как распознать правду и ложь по человеку

Распознать искренность человека или его обман по мимике и жестам довольно просто:

  • Когда люди говорят правду, они смотрят в глаза собеседнику, их ладони открыты и находятся на виду. Человек поворачивается всем корпусом к собеседнику, ступни его ног также направлены в сторону партнера по общению. Темп его речи спокойный, ровный.
  • Если человек обманывает, он будет избегать контакта глаз. В ходе разговора будет отворачиваться от собеседника, касаться лица (поправлять очки, трогать нос, прикрывать рукой рот). Речь его будет сбивчивой.

Интересно. Маленькие дети, когда обманывают, закрывают руками рот, потому что знают, что врать нехорошо. Взрослые обладают большим контролем над своим телом, поэтому желание остановить поток лживых речей у них проявляется в стертом виде: прикосновениях к различным участкам лица.

Обманывает

Обманывает

Особенности заграничного языка мимики и жестов

За границей язык мимики и жестов, понятный жителям России, трансформируется и видоизменяется. Планируя поездку в ту или иную страну, нужно обязательно изучать значение невербальных сигналов в этом государстве, так как одни и те же жесты в разных странах могут трактоваться по-разному.

Так, например, объятия и поцелуи при встрече в Англии расцениваются как вульгарное поведение. Постукивая себя пальцем по носу, англичанин акцентирует внимание на том, что его слова являются секретной информацией. Сжатый кулак с поднятым вверх указательным пальцем в Англии считается оскорбительным жестом.

Если в Голландии человек в процессе разговора крутит пальцем у виска, он подчеркивает остроумие собеседника. Потирая спинку носа, голландец говорит о жадности.

Свое восхищение чем-либо французы выражают посредством воздушного поцелуя. Если француз оттягивает указательным пальцем вниз нижнее веко, он выражает сомнение в словах собеседника. Недоверие к человеку во Франции выражают потиранием спинки носа.

Таким образом, в психологии общения мимика и жесты человека играют важную роль. Они делают общение интересным, помогают отличить правду ото лжи. Знание языка мимики и жестов других стран позволит избежать неловких ситуаций в общении с иностранцами.

Общение с иностранцами

Общение с иностранцами

Видео

Лекция №5. 1. Невербальные средства общения. Язык жестов — Студопедия

Лекция №4. Темперамент. Роль темперамента в деловом общении.

Этапы управленческого общения. Установление контакта.

Принципы менеджмента

Личность менеджера в деловом общении.

Лекция №3.

«Выиграл сражение не тот, кто дал хороший совет, а тот, кто взял на себя ответственность за его выполнение и приказал выполнить».

Наполеон Б.

«Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».

М.Твен.

1. Кто производит — не управляет, кто управляет — не производит.

2. Кто управляет – должен видеть и ставить четкие цели.

3. Управлять — значит приводить к успеху других.

4. Способностью к общению – профессиональное качество менеджера.

Личность – это система сама себя регулирующая, направляющая и даже совершенствующая.

И. Павлов.

Самоуправление личности различается по типам:

1. Морально – волевой – положительный тип, которому суждены великие порывы и большие свершения. Цельная личность.

2. Аморально – волевой – индивидуалист, преследующий всегда эгоистические цели. Это асоциальный тип.

3. Абуличный (слабый) – вялый, пассивный, безразличный ко всему, легко поддается влиянию. Это инертный человек.

4. Импульсивный – человек, с большим количеством импульсов, желаний, увлечений, но действия его необдуманные.

Классификация этапов:

— Становление контакта.

— Ориентация в ситуации.

— Обсуждение вопроса.

— Принятие решения.

— Достижение цели.



— Выход из контакта.

Любое взаимодействие людей начинается с установления контакта между ними. Если люди встречаются впервые, большое значение имеет их первая эмоциональная реакция. Если они знакомы, то инициатор встречи должен уловить состояние своего партнера.

«Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

«Евангелие от Матфея».

Учение о темпераменте возникло в далекой древности. Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ, он считал, что в теле человека имеется четыре жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь.

При правильном смешивание этих жидкостей — человек здоров, при не правильном – болен.

Название темпераментов данных по назначению этих жидкостей сохранилось:

1. Холерический темперамент – Chloe – желчь.

2. Сангвинический – Cangues – кровь.

3. Флегматический – Phlegm a – слизь.


4. Меланхолический –Melan Chole — желчь черная.

Типы темперамента:

1. Холерик – сильный, не уравновешенный, безудержный.

2. Сангвиник — сильный, уравновешенный, подвижный.

3. Флегматик — сильный, уравновешенный, инертный.

4. Меланхолик – слабый, уравновешенный, инертный.

Важную роль в процессе установления контакта играют манеры, эмоции, жесты. Каждый жест – слово в языке жестов и их надо знать.

Открытость:

— Открытие руки

— Разжатые ладони

— Прикладные ладони к груди

— Расстегивание пиджака

— Подсиживание к …столу (где сидит разговаривающий)

Защита:

— Руки, сложены на груди

— Замкнутые руки впереди или за спиной

— Вкладывание руки в карман или за пазуху

— Сжатие кулаков

Жесты превосходства:

— Откидывание плеч на спинку стула

— Отодвигание стула

— Подача руки во время рукопожатия: сверху – давления, сверху – подчинения, параллельно – равенство.

— Нога, выставленная вперед

— При, подходе к двери первым входит человек главный.

Жесты оценки:

— Оценка + заинтересованность (подпирание щеки руками, ладонью, слегка наклон головы)

— Жест с очками, ручкой, карандашом (пауза для размышления)

Жесты принятия решений:

— Потирание подбородка

— Прищуривание глаз

— Расхаживание

Жесты не желания контакта:

Отвод глаз

— Ноги обращены в сторону от человека, с которым идет разговор.

Хотите установить контакт с человеком, начинайте с визуального контакта — взгляд в глаза (от переносицы до рта).

границ | Знаковые жесты для аватаров роботов, распознавание и интеграция с речью

1. Введение

Основываясь на идее, что воплощение приводит к более сильному социальному взаимодействию, чем экран (Adalgeirsson and Breazeal, 2010; Hossen Mamode et al., 2013), мы задались вопросом, является ли жизнеспособной альтернативой для телекоммуникаций использование телеуправляемого робота-гуманоида в качестве воплощенный аватар в удаленном месте. В предыдущей работе с аватарами роботов было показано, что они улучшают социальное присутствие удаленного оператора (Танака и др., 2015), а также их значимость для людей в присутствии робота (Hossen Mamode et al., 2013) по сравнению с более традиционными средствами связи (аудио и видео).

Чтобы аватар робота был жизнеспособным средством коммуникации, он должен быть способен передавать интерактивное поведение человека. В повседневном общении можно наблюдать людей, выполняющих жесты руками наряду с их вербальным общением (McNeill, 1992; Kendon, 2004). Хотя есть много споров о том, имеют ли такие жесты коммуникативную ценность для наблюдателей, недавний метаанализ литературы пришел к выводу, что они имеют коммуникативную ценность (Hostetter, 2011).Действительно, ряд исследований в литературе по человеческому общению демонстрирует, что наблюдатели за словесными жестами воспринимают информацию от них (Cassell et al., 1999; Kelly et al., 1999; Beattie and Shovelton, 2005, 2011; Cocks et al., 2011; Ван и Чу, 2013). Следовательно, у нас есть мотивация исследовать использование жестов на аватаре гуманоидного робота, чтобы извлечь выгоду из заявленных преимуществ (заметность и социальное присутствие), сохраняя при этом эффективность мультимодального общения.

Для передачи мультимодальных коммуникаций человека-оператора мы разработали интерфейс телеоперации, который использует отслеживание движения рук оператора и потоковую передачу звука, чтобы воспроизвести их общение с роботом NAO (Aldebaran Robotics, Gouaillier et al., 2009). Используя этот неявный метод управления, мы стремимся позволить оператору общаться так, как если бы он был лицом к лицу. Прежде чем мы сможем исследовать преимущества воплощения перед видео в телекоммуникациях и преимущества взаимодействия жестов, нам сначала нужно продемонстрировать способность системы воспроизводить понятные жесты на роботе; таким образом, это первая цель представленной здесь работы.

Какие жесты особенно важны в общении между людьми и как они могут быть показаны для повышения коммуникативной ценности, лежит в основе нашего подхода к оценке мультимодального общения на аватаре робота.В литературе, посвященной жестам в человеческом взаимодействии, предлагается ряд схем для их классификации в соответствии с их формой и функцией (Ekman, 1976; McNeill, 1992; Kendon, 2004).

Иконические жесты — это ключевой класс жестов из схемы классификации, предложенной МакНилом (1992). Знаковые жесты — это жесты, которые имеют особое значение, они имеют форму, которая либо повторяет, либо дополняет информацию в речи, которую они сопровождают. Обычно они передают информацию, которая более эффективно и результативно передается в жестах, чем в речи, например, пространственные отношения и движение референтов (Beattie and Shovelton, 2005) или способ выполнения действия (так называемые жесты) (Kelly et al. al., 1999). Следовательно, можно сказать, что мультимодальное общение является более эффективным и действенным в передаче информации между говорящим и слушателем, чем одномодальное общение, т. Е. Требует меньше времени для передачи желаемого сообщения и более четко (Beattie and Shovelton, 2005 ). Учитывая высокую коммуникативную ценность знаковых жестов, мы исследуем их использование в общении с аватарами роботов.

Для человеческого общения был принят ряд подходов к установлению коммуникативной ценности иконических жестов путем изучения того, отличается ли информация, воспринимаемая наблюдателями мультимодального общения, от одномодального общения.Одно из предлагаемых преимуществ жестов состоит в том, что они улучшают запоминаемость речи, которую они сопровождают. Следовательно, была проверена способность участников вспоминать детали речи, произнесенной с использованием различных жестов и без них (например, Cassell et al., 1999; Kelly et al., 1999). Анализ результатов таких экспериментов нетривиален и сильно зависит от того, насколько легко запомнить содержание стимульного материала.

Битти и Шовелтон (2005) предложили альтернативный подход, при котором участникам задавали вопросы о коротких мультимодальных виньетках, ответы на некоторые из которых содержались только в жестовом канале.Однако при таком подходе может быть трудно отличить интеграцию речи и жестов от контекстных выводов (Beattie and Shovelton, 2011).

Чтобы избежать недоразумений, подобных тем, которые потенциально присущи описанным выше подходам, мы решили основывать наши эксперименты на основополагающем исследовании, представленном Cocks et al. (2011). Мы адаптировали их конструкцию для использования с роботом NAO и нашей схемой управления дистанционным присутствием (см. Раздел 2). В своем исследовании участникам была представлена ​​серия действий, передаваемых либо посредством одной речи, либо только жестом, либо символическим (манерным) жестом, сопровождающим речь, и их просили выбрать из набора изображений действий тот, который лучше всего соответствует тому, что было сообщено. .Авторы смогли четко различать и сравнивать понимание действий как в одномодальном, так и в мультимодальном общении. Следовательно, их метод был в состоянии оценить интеграцию информации из двух каналов связи, процесс жизненно важен для полезности знаковых жестов для совместной речи (Cocks et al., 2011).

Одна из целей представленной здесь работы — исследовать, происходит ли интеграция речи и жестов для нечеловеческого агента, такого как робот, таким же образом, как и для человека.Знания в этом отношении пока очень ограничены. Интеграция речи и жестов для указывающих (дейктических) жестов, выполняемых роботом, была исследована (Ono et al., 2003; Cabibihan et al., 2012b; Sauppé and Mutlu, 2014), это показало, что относительное расположение референтов может быть лучше понято использование жестов для дополнения речевой информации. Хотя эти исследования предоставляют некоторые доказательства интеграции речи и дейктических жестов, иконические жесты еще предстоит изучить. Более того, насколько нам известно, никогда не исследовалось, является ли этот процесс интеграции таким же надежным для роботов, как и для людей.

Ключевой проблемой при жестах робота является координация суставов и синхронизация движений. Работа над тем, как человеческий мозг обрабатывает жесты, предполагает, что это может иметь важное значение для распознавания жестов и, следовательно, при изучении речи и интеграции жестов. В своем недавнем мета-анализе исследований, касающихся нейронной обработки наблюдаемых жестов рук, Yang et al. идентифицировали три функции мозга, связанные с обработкой жестов: зеркальные нейроны, биологическое распознавание движения и планирование реакции (Yang et al., 2015). Особое значение здесь имеют зеркальные нейроны, часть мозга, связанная с выполнением действий, которые срабатывают, когда эти действия распознаются. Gazzola et al. показали, что зеркальные нейроны по-прежнему срабатывают с частотой

.

Связь | социальное поведение | Britannica

Связь , обмен значениями между людьми посредством общей системы символов.

связь Оператор на телефонном коммутаторе, c. 1900. Encyclopædia Britannica, Inc.

В этой статье рассматриваются функции, типы и психология общения. Для лечения общения животных: см. поведение животных. Для дальнейшего изучения основных компонентов и методов человеческого общения, см. Язык ; речь; письмо.По технологическим аспектам, включая устройства связи и информационные системы, см. Вещание ; Словарь; энциклопедия; обработка информации; теория информации; библиотека; печать; издательство, история; телекоммуникационные СМИ; телекоммуникационная сеть; телекоммуникационная система.

Тема общения волновала ученых еще со времен Древней Греции. Однако до наших дней эта тема обычно относилась к другим дисциплинам и воспринималась как должное как естественный процесс, присущий каждой из них.В 1928 году английский литературовед и писатель И.А. Ричардс предложил одно из первых — и в некотором смысле до сих пор лучшее — определение коммуникации как отдельного аспекта человеческого предприятия:

Коммуникация имеет место, когда один разум воздействует на окружающую среду так, что на него влияет другой разум, и в этом другом. В уме происходит переживание, подобное переживанию в первом уме, и частично вызвано этим переживанием.

Определение Ричардса является как общим, так и грубым, но его применение почти ко всем видам коммуникации, включая коммуникации между людьми и животными (но исключая машины), отделяло содержание сообщений от процессов в человеческих делах, посредством которых эти сообщения передаются. .Совсем недавно были подняты вопросы относительно адекватности любого единственного определения термина связь в том виде, в каком он используется в настоящее время. Американский психиатр и ученый Юрген Рюеш выделил 40 разновидностей дисциплинарных подходов к предмету, включая архитектурные, антропологические, психологические, политические и многие другие интерпретации очевидного простого взаимодействия, описанного Ричардсом. В целом, если включить такие неформальные коммуникации, как сексуальное влечение и игровое поведение, существует не менее 50 способов межличностного общения, которые основываются на десятках дискретных интеллектуальных дисциплин и аналитических подходов.Таким образом, общение можно анализировать не менее чем 50 различными способами.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Интерес к общению стимулировался достижениями науки и техники, которые по своей природе привлекли внимание к людям как к общающимся существам. Среди первых и наиболее ярких примеров изобретений, явившихся результатом технологической изобретательности, были телеграф и телефон, за которыми последовали другие, такие как беспроводное радио и телефото.Развитие популярных газет и периодических изданий, радиовещания, кино и телевидения привело к институциональным и культурным инновациям, которые позволили эффективно и быстро общаться между несколькими людьми и большими группами населения; Эти средства массовой информации несут ответственность за подъем и социальную мощь нового феномена массовой коммуникации. ( См. Также теория информации; обработка информации; телекоммуникационные системы.)

Примерно с 1920 года рост и очевидное влияние коммуникационных технологий привлекли внимание многих специалистов, которые пытались выделить коммуникацию как особый аспект их особого интереса.Психологи в своих исследованиях поведения и психики разработали концепции коммуникации, полезные для их исследований, а также для определенных форм терапии. Социологи определили различные формы общения, с помощью которых мифы, стиль жизни, нравы и традиции передаются либо от поколения к поколению, либо от одного сегмента общества к другому. Политологи и экономисты признали, что многие типы общения лежат в основе закономерностей социального порядка.Под воздействием новых технологий, особенно высокоскоростных компьютеров, математики и инженеры пытались количественно оценить и измерить компоненты передаваемой информации и разработать методы перевода различных типов сообщений в количества или количества, поддающиеся как их процедурам, так и инструментам. Художники, архитекторы, ремесленники, писатели и другие люди задавали многочисленные и по-разному сформулированные вопросы относительно общего влияния различных типов общения. Многие исследователи, работающие в рамках соответствующих проблем своих дисциплин, также искали возможные теории или законы причины и следствия, чтобы объяснить, каким образом определенные виды коммуникации влияют на человеческие диспозиции при определенных обстоятельствах, а также причины изменений.

В 1960-х годах канадский педагог Маршалл Маклюэн обратил внимание на область коммуникации в точку зрения, которая связала многие современные психологические и социологические явления со средствами массовой информации, используемыми в современной культуре. Часто повторяемая идея Маклюэна «медиум — это сообщение» стимулировала многих кинематографистов, фотографов, художников и других, которые приняли точку зрения Маклюэна о том, что современное общество перешло (или движется) от «печатной» культуры к «визуальной». .Наибольший интерес для Маклюэна и его последователей вызывали те формы, которые были связаны со сложными технологическими инструментами, к которым молодые люди проявляют особый энтузиазм, а именно, кинофильмы, телевидение и звукозаписи.

В конце 20-го века основной интерес к коммуникации отошел от маклюанизма и начал сосредотачиваться на (1) индустрии массовых коммуникаций, людях, которые ими руководят, и влиянии, которое они оказывают на их аудиторию, (2) убедительности общение и использование технологий для воздействия на диспозиции, (3) процессы межличностного общения как посредников информации, (4) динамика вербального и невербального (и, возможно, экстрасенсорного) общения между людьми, (5) восприятие различных видов общения, ( 6) использование коммуникационных технологий в социальных и художественных целях, включая обучение в школе и за ее пределами, и (7) развитие соответствующей критики художественных начинаний с использованием современных коммуникационных технологий.

Короче говоря, специалист по коммуникациям может быть ориентирован на любую из множества дисциплин в той области исследования, которая еще не составила для себя окончательного списка предмета и не согласовала конкретные методологии анализа.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.