«Дифференциальная психология и ее методические основы» Вильяма Штерна — EPT
Активное развитие психологии как науки и практики во второй половине 19 века привело к необходимости создания методологического раздела психологических исследований, позволявшего научно описать различия между людьми как некоторые закономерности. Эта задача была блестяще решена немецким ученым Вильямом Штерном.
В 1900 году появилась первая редакция книги Штерна по дифференциальной психологии «Психология индивидуальных различий» («Uber Psychologie der individuellen Differenzen»). Книга была переведена на многие языки и многократно переиздавалась.
Фундаментальный труд Вильяма Штерна «Дифференциальная психология и ее методические основы» (1911) — ярчайшая страница психологической научной мысли. Опубликованный более столетия назад он не только не потерял своей актуальности, но до сих пор по глубине и широте постановки и решению проблем дифференциальной психологии опережает все, что написано многочисленными методологами.
Вильям Штерн не только дал название новому направлению, определил предмет и методы дифференциальной психологии, но и наметил перспективы развития дифференциально-психологических исследований, а также удивительно прозорливо сформулировал предостережения ученым, которые будут строить новую науку.
Дифференциальная психология как теоретическая наука
Прежде всего, Штерн обозначает теоретические основы дифференциальной психологии. «Дифференциальная психология, подобно общей, — наука, выходящая на всеобщие значимости, однако это значимости совсем иного рода. Она должна, прежде всего, исследовать те формальные закономерности, которые определяют реальность психического варьирования» (с.12). «Область науки, которой мы пытаемся дать определение, должна иметь своим предметом не только межиндивидуальные различия, но и различия между народами, сословиями, полами, возрастами и т.д., короче, весь круг проблем дифференциации» (с.12).
Давая краткий исторический обзор, Штерн проводит связь между дифференциальной психологией “Характерологией” (Базен, Люка), “Этологией” (Милль), “Индивидуальной психологией” (Бине, Анри, Крепелин и др.), «Специальной психологией» (Хейманс). Все эти исследования включаются в дифференциальную психологию как подразделы. Главной же задачей новой ветви науки является поиск закономерностей частного характера и их системное описание.
«Категория психической вариабельности (изменчивости) требует точного определения: предстоит наполнить содержанием понятия вариации, индекса вариабельности, ковариации; рассмотреть виды вариаций, типы и ступени; точно определить суть нормального, супер и субнормального. Подобного же поиска общих ориентиров требует понятие корреляции, означающее связь нескольких вариативных рядов, и подводящее к определению самой структуры индивидуальности. Особый ракурс приобретает и вопрос о причинности: следует спросить, какова роль в возникновении психических различий, с одной стороны, внутренних (наследственности, предрасположений), с другой стороны, внешних (влияния окружающего мира, воспитания, эталонов и норм и т.п.) причин. Наконец, изучение того, насколько внешне воспринимаемые психические проявления можно считать характерными признаками имманентных психических особенностей, ведет к обоснованию дифференциальной симптоматологии» (с.12).
Каким должно быть отношение дифференциальной психологии к общим законам и к уникальным случаям? Штерн видит методологическое решение этой проблемы как выбор адекватных конкретной задаче подходов психологического исследования: в каких-то описаниях лучше использовать номотетический подход, в каких-то наиболее продуктивным и точным будет идеографический подход.
«Если действительно, как это хотелось бы представить некоторым теоретикам, единственная задача науки — поиск общезначимого, тогда не может существовать никакой психологии единичной индивидуальности. Но мы, однако, знаем (благодаря работам Виндельбанда и Риккерта), что эта попытка связать, как смирительной рубашкой, всю науку вообще четко заданными и перенесенными из естествознания методам исследования, должна быть отвергнута. Идиографический подход, который занимается не общим, а особенным, историческим, равноправно противостоит номотетическому. Выбор того или другого метода не связан с разделением наук на естественные и гуманитарные; скорее в каждой науке есть области, исследования которых требуют постановки вопросов как номотетического, так и идиографического характера» (с.13).
Штерн видит перспективу развития дифференциальной психологии в соединении биографических методов с естественнонаучными, «поскольку сравнение большого числа точно психографически описанных индивидов дает самый лучший материал для исследований вариаций, корреляций, типов и др.» (с. 13).
«Индивидуальность всегда означает единичность. Каждый индивид — это картина нигде и никогда больше не существующая в идентичной форме. Конечно, на него воздействуют определенные закономерности, в нем воплощаются определенные типы, его можно во многих отношениях сопоставить с другими индивидами, но он не целиком растворяется в этих обобщающих закономерностях, типах и уравнениях, всегда остается тот «плюс», то содержание, которым он отличается от других индивидов, подчиняющихся тем же законам и относящихся к тем же типам. Таким образом, индивидуальность — это асимптота науки, ищущей законы» (с.12).
Дифференциальная психология как прикладная наука
Большой интерес к дифференциальной психологии был связан с решением практических задач в педагогике, медицине, искусстве и творчестве. В.Штерн пытается гармонично соединить науку и практику. Дифференциальная психология должна развиваться как прикладная наука и в этом развитии она должна перед собой поставить две цели: познание человека (психогностика) и обращение с человеком (психотехника).
Что касается психогностики, то «существует два условия получения знания о человеке:
• во-первых, наличие широкого круга знаний, касающихся исследуемой области психики, как предпосылки выявления спектра возможностей для классификации каждого отдельного случая,
• во-вторых, существование надежных средств обследования для установления принадлежности каждого конкретного случая к определенному типу или степени развития качества» (с.15).
Штерн отмечает, что на момент создания дифференциальной психологии как науки и практики оба условия трудновыполнимы по причинам дефектности методологии психологии и неразвитости связи между наукой и практикой.
«Что касается первого условия, то упрощенно-примитивные представления о различиях, имеющихся между нормой и аномалией в проявлении психических свойств, тысячи раз приводили учителей, судей и других практиков к ошибочным выводам. И если в вопросе, касающемся аномальных форм поведения, благодаря растущему участию врача в школьном деле и в судопроизводстве самое худшее, видимо, преодолено, то когда речь идет о явлениях, находящихся в пределах нормы, практик, выносящий суждения об индивидах (т.е. стоящий перед необходимостью отнести их к известным ему типам одаренности, памяти, характера), совершенно предоставлен самому себе. Не зная о всей многосторонности имеющихся представлений, он или склоняется к тому, чтобы рассматривать свое Я как масштаб, по которому измеряется все остальное, или вынужден полагаться на любой принцип классификации, основанный либо на случайном опыте, либо на чьем-то авторитете, либо на априорной конструкции» (с.15).
Говоря о проблеме диагностических средств, Штерн отмечает:«Не лучше обстоит дело и в отношении средств обследования. Педагог использует для своих испытаний достижения школьника, но не определив для себя, какова степень участия в них усвоенного знания, общего интеллекта, особой одаренности, домашних упражнений, он на самом деле не доходит до выявления истинных свойств психики» (с.15).
Психотехника отвечает за практическое влияние человека на человека и нуждается в дифференциальной науке о психике по двум причинам:
• Она должна дать средство для определения границ и возможностей влияния
• Она должна показать какое влияние окажется для конкретного человека наиболее продуктивным
О предыстории дифференциальной психологии
В предыстории нашей науки выделяются два основных течения: характерологическое и психогностическое.
Характерологией называют дисциплину, которая стремится свести различия сущности людей к определенным простым основным типам. В качестве отличительной особенности характерологии Штерн выделяет «своеобразное слияние философских гипотез о сути и причинах человеческой природы (характера, темперамента) с эмпирическими исследованиями, ограниченными получением данных повседневного опыта или полудилетантскими подходами к рассмотрению психики».
Штерн подчеркивает тот факт, что развитие характерологии до сих пор находится на достаточно низком уровне, он выделяет как вех труды Галена и Канта. Особо Штерн отмечает труд Банзена (1867), в котором упомянуто название «характерология» и обозначены три главных области логического дифференцирования:
• темпераменты (которые относит к чисто формальным волевым отношениям),
• позодиника (выражающая меру способности страдать)
• этика (характер в полном смысле этого слова).
«В новейшее время в Германии появились отдельные опыты в области характерологии Штернберга, Люка, Клагеса. Французы же — Малапер, Полан, Фуле, Рибери и др. — обратились к теме классификации и описания характера и темперамента» (с.17).
«Но не следует ожидать, что дифференциальная психология признает характерологию совершенно излишней и заменит ее. Скорее более интуитивная, исходящая сверху манера рассмотрения характеролога и впоследствии будет являться ценным дополнением аналитического исследования психолога; и конечно, еще очень далеко от исполнения оправданного желания, чтобы точная психологическая методика исследования была перенесена на разработку собственно характерологических вопросов. Из двух основных проблем характерологии до сих пор только одна — проблема темперамента — проявила тенденцию стать доступной более точным методам; но к исследованию трудной и фундаментальной проблемы характера современными методами еще только-только приступают. Именно этим объясняется, почему в данной книге тема характера, несмотря на ее важность, может быть лишь едва затронута в контексте обсуждаемых вопросов использования дифференциально-психологических методов» (с.18).
Задача психогностики состоит, с одной стороны, в установлении отношений, имеющихся между определенными, внешне воспринимаемыми состояниями или движениями человека, и его индивидуальным своеобразием, и с другой стороны — в использовании этой выявленной связи для истолкования характера конкретного индивида.
В трех направлениях психогностика приобрела вид достаточно оформленных систем — это физиогномика, френология и графология. Наряду с этим имеется еще целый ряд отдельных опытных исследований.
Однако, по мнению Штерна, эти психогностические системы страдают двумя недостатками.
«Один из них ситуативной природы, определяется их современным состоянием и поэтому может быть преодолен в будущем — это чрезвычайно неудовлетворительная методика, которая большей частью отвергает элементарнейшие требования научной критики. Другой недостаток принципиальной природы; он заключается в произвольном выхватывании какой-либо одной группы симптомов в качестве единственного средства познания. Эта ошибка делает невозможным преобразование названных любительских занятий в истинно научные» (с.19).
Дифференциальная психология должна стремиться в целях познания психических особенностей обеспечить взаимодействие всех имеющихся средств истолкования; поэтому почерк или выражение лица всегда будут для нее лишь отдельными симптомами наряду со многими другими, а не изолированными объяснительными принципами.
Как подготовительный этап к появлению дифференциальной психологии Штерн выделяет многочисленные течения более узко специального характера.
«Здесь следует назвать многочисленные сочинения о наследственных предпосылках гениальности и об отдельных гениях, о психологии женщины, преступника, расы, т.е. исследования, возникшие в стороне от основного русла развития психологии. Они создаются людьми самых различных профессий и уровней: врачами и художниками, специалистами-любителями и дилетантами и представляют в методике, точках зрения и постановках проблем очень пеструю и неупорядоченную картину. На систематизацию их в нашей области исследования следует надеяться лишь в будущем» (с.19).
«Дифференциальная психология в качестве ответвления общепсихологической науки (категории и виды методов которой были ею восприняты, развиты дальше и изменены в соответствии с новыми требованиями), возникла с конца 19 столетия. Уже в 80-е годы Шарко во Франции и Гальтоном в Англии было основано учение о типах памяти и языка; в 1890 г. в Америке Кеттел впервые предложил метод «умственных тестов»; в 1896 г. появилась работа Бине «Индивидуальная психология» — своего рода программное сочинение новой области; одновременно с этим Баервальд опубликовал свою «теорию одаренности»; в 1890 г. я сам в «Психологии индивидуальных различий» попробовал дать резюме по тогдашнему состоянию разработок и побудить ученых к будущим исследованиям в этой области науки» (с.19).
Штерн отмечает, что складывается международное движение по разработке методологии дифференциальной психологии. Здесь вносят свой вклад Франция, Германия, Америка, Англия, Голландия, Италия, Россия и Венгрия.
Дисциплины дифференциальной психологии
Штерн в своем изложении намеренно избегает деления материала по содержанию, чтобы в возможно более чистом виде вскрыть формальные и общеметодические основы дифференциальной психологии. Это выступает в принципах разделения, на основе которых он получает четыре методологически отличающиеся друг от друга конкретные дисциплины:
• вариационное
• корреляционное изучение
• психография
• сравнительное исследование.
Основные понятия
Под «индивидом» Штерн понимает целое, которое заключает в себе множество составных частей, но, тем не менее, не разложимо на эти части (т.е. неделимо). Единство эмпирически проявляется в замкнутости формы, в целесообразности функционирования и в единстве самосознания.
Под «индивидуальностью» Штерн понимает индивида как целое в его уникальности.
«Общность людей может также рассматриваться с точки зрения замкнутой целостности в своей особости относительно других: сообществ, т.е. в качестве «коллективного индивида» (причем, вопрос о том, насколько правомерно приписывать общности характер личности, спокойно можно оставить философии)», — считает В.Штерн (с.22).
А. Феномены. Наш опыт или непосредствен или опосредствован. Непосредственный опыт — это явление как таковое, представление, имеющееся у меня в данный момент, например, выражение лица другого человека, которое я вижу сейчас. Чувства другого человека, спрятанные за выражением его лица, правда, не могут быть для меня непосредственно открытыми, а для него самого — могут, выступая, следовательно, принципиально непосредственно познаваемыми.
Внутри феноменальных признаков выделяются психические и физические феномены. Психическими мы называем феномены, являющиеся или могущие быть предметами внутреннего опыта, доступного только самому переживающему: представления, ощущения, чувства, возникающие как в состоянии сознания, так и в бессознательном состоянии (бессознательное представление может перейти в сознательное и тем самым стать предметом внутреннего опыта).
Физическими мы называем феномены, являющиеся или могущие быть предметами внешнего опыта, т.е. общего с другими людьми — это, например, состояние и движение тела человека; сюда относятся также процессы возбуждения, происходящие в живом мозгу, хотя они в предшествующих исследованиях не стали действительными предметами опыта.
Индивид — это больше, чем агрегат психических и физических явлений; чем он является на самом деле, должно быть выражено именно через нефеноменальные признаки. Но тогда эти гипотетические составные части приобретают уже не механический, а персоналистический характер: множественность и расщепленность имеющихся в индивиде феноменов находят свое объяснение и обобщение в признаках индивида как целого, скрытых в нем или реализованных им.
В. Действия. Первый шаг по этому пути ведет от феноменов к действиям. Действия имеют нечто общее с явлениями, но дополнительно — еще и определенную временную реальность, так как существуют только в определенные моменты. При этом они являются не какой-то любой цепью данностей, а фактором, придающий этим данностям единство направления, подчиняющим их одной общей цели. Эта синтетически-телеологическая направленность поднимает, например, действие мышлении над спонтанными приходом и уходом содержаний мыслей или действие переваривать пищи над простой игрой феноменов химического разложения.
Дифференциальная психология никогда не может отказаться от предположения об индивидуальной активности, так как в действиях дифференциация людей выступает гораздо резче, чем в феноменах.
С. Склонности. Общая психология «говорит» об ощущениях, представлениях, чувствах, об актах мышления и суждения, о волевых актах — т.е. преимущественно об острых (или актуально проявляющихся в определенный временной период) видах психических переживаний; дифференциальная же психология — об интеллекте, темпераменте и характере, о пред расположении и наследственности, об одаренности и гении, т.е. преимущественно выражениях предрасположенности.
Для нас склонность означает скорее формальную способность достигать особым образом определенные, конкретные цели индивидуального самосохранения и развития. Причем, одна и та же склонность может реализовываться очень различными по содержанию средствами.
Психография выдающейся личности позволяет сводить воедино и систематизировать то значимое, что может быть найдено в психических и физических видах поведения, и из этого можно сделать заключение о стабильной внутренней конституции, которая проявляет свою естественную тенденцию в определенных формах самовыражения и саморазвития.
Мы поэтому должны будем — отчасти в этой книге, отчасти в ее философском дополнении — подробно рассмотреть, как выявлять индивидуальные предрасположения, какое значение и роль следует им приписывать, как отграничивать их друг от друга и как упорядочивать и, наконец, как объединять в единую структуру индивидуальной энтелехии.
Психография, сравнение, выявление вариаций и корреляций имеют общее стремление из рядоположенных отдельных свойств создать иерархическую систему в разной степени связанных друг с другом (теснее — свободнее), общих или специальных, сильно или слабо дифференцированных предрасположений, иными словами — сделать набросок единой картины структуры индивида, своеобразия его предрасположений (энтелехии).
Итак, восходящий снизу путь эмпирического анализа заканчивается там, где начинается нисходящий сверху путь философского поиска — в единстве индивидуальной человеческой личности.
Объективный и субъективный типы (по В.Штерну)
Говоря об актуальности выделения субъективного и объективного типов, Штерн отмечает: «Отношение субъекта к объекту проявляется в самых различных психических функциях – в восприятии и взятии на заметку, в суждении и оценке, в желаниях и поступках, — повсюду, где возможно (по крайней мере, теоретически), что преобладание объективного и преобладание субъективного моментов типично различаются» (с.141).
Штерн выделяет различия объективного и субъективного типов в различных областях исследования психики – в области реагирования (ответ на раздражитель движением), в области психофизического измерения порогов раздражения и суждений людей об их собственных отношениях к ощущениям, в области распознавания кратко экспонируемых раздражителей.
Разбирая экспериментальный материал и эмпирические описания своих единомышленников Штерн особо отмечает исследования Пфейффера и и результаты его исследований, в которых выделяется смешанный тип. «Пфейффер применил субъективно-объективную антитипику и для области направления интересов детей. Он просил своих учениц (которым он 3 года преподавал) многократно называть свои любимые стихотворения, книги и учебные предметы. Каждый названный предмет оценивали как «объективный» или «субъективный» и по превалированию тех или иных предметов, названных ребенком, определяли тип его интересов. Оказалось, что кроме выраженных типов встречались и смешанные (называемые в зависимости от преимущественной направленности, объективно-субъективными или субъективно-объективными)» (с.145).
Штерн дает методологические ориентировки для дальнейшего исследования субъективного, объективного и смешанного типов.
Исследователям необходимо решать следующие задачи (с.145-146):
1. Необходимо проверить возможно более различные области, в которых можно количественно измерить отношение субъекта к объекту:
а) ясно ли проявляются различия в степени субъективности или объективности оценки;
в) в каких различных симптомах в одной области результатов они проявляются;
с) имеет ли их изменчивость лишь постепенный или истинно типичный характер.
2. При помощи проверки данных, полученных в различных областях на одних и тех же лицах, лицах, дополнив их результатами подсчетов корреляций необходимо исследовать распределяется ли субъективности или объективность по различным психическим сферам.
3. Надо исследовать, имеют ли подтипы субъективного и объективного типов к области представлений и для других функций.
4. Хорошо было бы посмотреть как объективный и субъективный типы относятся к типам темперамента.
Литература
Штерн В. Дифференциальная психология и ее методологические основы. М., Наука, 1998. — 336с. ISBN 5-02-013-6636-0
В. Штерн Дифференциальная психология и ее методические основы : Psychology OnLine.Net
В. Штерн Дифференциальная психология и ее методические основы
Добавлено Psychology OnLine.Net
12.04.2012 (Правка 12.04.2012)
Дифференциальная психология как теоретическая наука
До недавнего времени научная психология ориентировалась только на разработку проблем с общих позиций. В исследованиях обращались к основополагающим элементам, из которых строится вся психическая жизнь, и к общим законам, которым подчиняются все психические процессы; в поисках общего и совпадающего не учитывалось всё то бесконечное многообразие, в котором проявляется сущность психического у разных личностей, народов, сословий, полов, типов и т. д.
Подобное абстрагирование оправдано, поскольку оно проистекает из понимания ограниченности наших возможностей; однако забывая, что имеем дело именно с уровнем абстракций, мы могли бы действительно утвердиться в мысли, что все проблемы, составляющие душу науки, возможно решить с позиций общего подхода. Эту опасность, длительное время грозившую психологии, сегодня можно считать преодоленной. Даже против своей юли при обращении к любой теме исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического; и если она сначала оценивалась как источник ошибок для обобщенного рассмотрения, то в конечном счете (как это уже было в истории науки) из самого источника ошибок возникла проблема. Было признано, что дифференциация психического имеет такое же право на психологическое изучение, как и общепсихологические закономерности и факты. Таким образом, само изучение психики привело к выделению дифференциально-психологического аспекта. В большинстве случаев, правда, речь шла только о побочных продуктах собственно общепсихологического анализа; исследований, исходно нацеленных на проблемы дифференцирования, все еще недостаточно, и процесс сознательного отграничения дифференциальной психологии от общей начинается лишь в наши дни. Данная книга служит преимущественно решению этой задачи.
О терминологии. Существуют различные названия формирующейся области исследования: «Характерология» (Базен, Люка), «Этология» (Милль), «Индивидуальная психология» (Бине, Анри, Крепелин и др.), «Специальная психология» (Хейманс).
Два первых названия, безусловно, слишком узки. Определение «характер» охватывает не все своеобразие душевной жизни, а в основном сферу ее нрава и воли. Даже для обыденного мышления вполне очевидно различие между характером и интеллектом; и нет никакой причины это различие игнорировать. Пытаясь свести все психическое своеобразие в области функционирования памяти, восприимчивости к эмоциональным и эстетическим впечатлениям, в интеллектуальной сфере и т. д. -только к «характерологическим признакам», мы понимаем, что этого явно недостаточно. К тому же характерология обычно исходит из определенных философских теорий о сущности человека; мы же обсуждаем пути создания эмпирической науки.
Название «Индивидуальная психология» могло бы подойти; однако оно уже используется для определенной части исследований и имеет укоренившийся смысл как противоположность «социальной психологии» и «психологии народов»; следовательно, она охватывает лишь то, что относится к духовной жизни индивида, включая и общепсихологические характеристики отдельного человека. Область науки, которой мы пытаемся дать определение, должна иметь своим предметом не только межиндивидуальные различия, но и различия между народами, сословиями, полами, возрастами и т. д.,
В. ШтернДифференциальная психология и ее методические основы
Дифференциальная психология как теоретическая наука
До недавнего времени научная психология ориентировалась только на разработку проблем с общих позиций. В исследованиях обращались к основополагающим элементам, из которых строится вся психическая жизнь, и к общим законам, которым подчиняются все психические процессы; в поисках общего и совпадающего не учитывалось всё то бесконечное многообразие, в котором проявляется сущность психического у разных личностей, народов, сословий, полов, типов и т.д
Подобное абстрагирование оправдано, поскольку оно проистекает из понимания ограниченности наших возможностей; однако забывая, что имеем дело именно с уровнем абстракций, мы могли бы действительно утвердиться в мысли, что все проблемы, составляющие душу науки, возможно решить с позиций общего подхода. Эту опасность, длительное время грозившую психологии, сегодня можно считать преодоленной. Даже против своей воли при обращении к любой теме исследователь сталкивался с индивидуальными вариациями психического; и если она сначала оценивалась как источник ошибок для обобщённого рассмотрения, то в конечном счете (как это уже было в истории науки) из самого источника ошибок возникла проблема. Было признано, что дифференциация психического имеет такое же право на психологическое изучение, как и общепсихологические закономерности и факты. Таким образом, само изучение психики привело к выделению дифференциально-психологического аспекта. В большинстве случаев, правда, речь шла только о побочных продуктах собственно общепсихологического анализа; исследований, исходно нацеленных на проблемы дифференцирования, все еще недостаточно, и процесс сознательного отграничения дифференциальной психологии от общей начинается лишь в наши дни. Данная книга служит преимущественно решению этой задачи.
О терминологии. Существуют различные названия формирующейся области исследования: “Характерология” (Базен, Люка), “Этология” (Милль), “Индивидуальная психология” (Бине, Анри, Крепелин и др.), «Специальная психология» (Хейманс).
Два первых названия, безусловно, слишком узки. Определение «характер» охватывает не все своеобразие душевной жизни, а в основном сферу ее нрава и воли. Даже для обыденного мышления вполне очевидно различие между характером и интеллектом; и нет никакой причины это различие игнорировать. Пытаясь свести все психическое своеобразие – в области функционирования памяти, восприимчивости к эмоциональным и эстетическим впечатлениям, в интеллектуальной сфере и т.д. – только к «характерологическим признакам» явно недостаточно. К тому же характерология обычно исходит из определенных философских теорий о сущности человека; мы же обсуждаем пути создания эмпирической науки.
Название “Индивидуальная психология” могло бы подойти; однако оно уже используется для определенной части исследований и имеет укоренившийся смысл как противоположность “социальной психологии” и “психологии народов”; следовательно она охватывает лишь то, что относится к духовной жизни индивида, включая и общепсихологические характеристики отдельного человека. Область науки, которой мы пытаемся дать определение, должна иметь своим предметом не только межнндивидуальные различия, но и различия между народами, сословиями, полами, возрастами и т.д., короче, весь круг проблем дифференциации.
Дифференциальная психология, подобно общей, — наука, выходящая на всеобщие значимости, однако это значимости совсем иного рода. Она должна прежде всего исследовать те формальные закономерности, которые определяют реальность психического варьирования. Категория психической вариабельности (изменчивости) требует точного определения: предстоит наполнить содержанием понятия вариации, индекса вариабельности, ковариации; рассмотреть виды вариаций, типы и ступени; точно определить суть нормального, супер- и субнормального. Подобного же поиска общих ориентиров требует понятие корреляции, означающее связь нескольких вариативных рядов, и подводящее к определению самой структуры индивидуальности. Особый ракурс приобретает и вопрос о причинности: следует спросить, какова роль в возникновении психических различий, с одной стороны, внутренних (наследственности, предрасположений), с другой стороны, внешних (влияния окружающего мира, воспитания, эталонов и норм и т.п.) причин. Наконец, изучение того, насколько внешне воспринимаемые психические проявления можно считать характерными признаками имманентных психических особенностей, ведет к обоснованию дифференциальной симптоматологии.
По чисто научному и философскому содержанию значимость всех вышепредставленных проблем совершенно равноценна общепсихологическим. Однако дифференциальная психология должна исследовать закономерности содержаний более узкого объема – существенное качество и функции определенных индивидуальных вариантов. В этом смысле она становится действительно «специальной» психологией темпераментов, характеров, способностей или даже отдельного темперамента, отдельной способности; она исследует весь спектр разделений одной функции на типы и ступени, устанавливает особые связи между вариациями нескольких функций; она изучает психическую дифференцированность внутри разных сословий, наций, полов или дает обобщенное психологическое описание определенного сословия или народа, или пола. Пока еще исследования носят номотетический характер, но они уже исчерпывают себя в этих узких границах и тем глубже, чем более дифференцирована группа, подлежащая изучению, от ее окружения, чем специфичнее вид типа, суть которого должна быть определена. Значимость «особенного» в «общем» становится все большей, и цель достигается только тогда, когда научной проблемой становится сама отдельная индивидуальность.
Индивидуальность всегда означает единичность. Каждый индивид — это картина нигде и никогда больше не существующая в идентичной форме. Конечно, на него воздействуют определенные закономерности, в нем воплощаются определенные типы, его можно во многих отношениях сопоставить с другими индивидами, но он не целиком растворяется в этих обобщающих закономерностях, типах и уравнениях, всегда остается тот «плюс», то содержание, которым он отличается от других индивидов, подчиняющихся тем же законам и относящихся к тем же типам. Таким образом, индивидуальность – это асимптома науки, ищущей законы.
Каким должно быть отношение дифференциальной психологии к подобному положению дел?
Если действительно, как это хотелось бы представить некоторым теоретикам, единственная задача науки – поиск общезначимого, тогда не может существовать никакой психологии единичной индивидуальности. Но мы, однако, знаем (благодаря работам Виндельбанда и Риккерта), что эта попытка связать, как смирительной рубашкой, всю науку вообще четко заданными и перенесенными из естествознания методам исследования, должна быть отвергнута. Идиографический подход, который занимаетется не общим, а особенным, историческим, равноправно противостоит номотетическому. Выбор того или другого метода не связан с разделением наук на естественные и гуманитарные; скорее в каждой науке есть области, исследования которых требуют постановки вопросов как номотетического, так и идиографического характера.
В науке о психическом, которая до сих пор была слишком односторонне номотетична, идиографическое направление надо сначала развить; в одном ряду с собственно психологией должна находиться психография, представляющая отдельные индивидуальности со стороны своеобразия их психики. Одновременно, при помощи этого самого крайнего ответвления дифференциального изучения психики устанавливается связь с историческими дисциплинами. Хотя требование, что гуманитарные науки (на что указывает уже их наименование) должны использовать психологию в качестве вспомогательной дисциплины, звучало часто, осуществить его было невозможно, ведь современная психология тяготела исключительно к естественным наукам (и по формам рассмотрения и по постановке проблем). Историк хочет понять не общие законы психической жизни, а индивидуальные виды поведения, характеры, личностное своеобразие, сам процесс их развития; он стремится узнать, как из сочетания творческой одаренности с определенным видом психической работы, пониманием жизни и темпераментом могла возникнуть зрелая художественная индивидуальность; он исследует соотношение внутренних склонностей и воздействия окружающих условий, которое в итоге приводит к появлению яркого политического или религиозного деятеля. Общая психология могла предложить так мало полезного для разрешения интересующих его проблем, что историк в большинстве случаев просто отказывался от ее помощи.
Но создавая систему и методику психографии научная психология становится его действительным помощником. Система психографии должна максимально полно отразить все точки зрения, касающиеся описания психической индивидуальности; методика же должна обеспечить связь собственно метода исторически-биографического изучения видов поведения с методами дифференциально-психологического исследования.
При этом условии психография будет оказывать воздействие и на развитие других областей самой дифференциальной психологии, поскольку сравнение большого числа точно психографически описанных индивидов дает самый лучший материал для исследований вариаций, корреляций, типов и др.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Хрестоматия:
В. Штерн Дифференциальная психология и ее методические основы
Дифференциальная психология как прикладная наука
С начала нового времени формы практической жизни сознательно основывали на научном исследовании сопутствующих человеку обстоятельств. «Через знание – к умению», – таков был девиз этой эпохи. Но в течение столетий это касалось лишь внешней стороны (экономической, технической, промышленной, гигиенической) культурной жизни, которую преобразовывали при содействии наук; и соответственно, именно естественные науки в качестве прикладных дисциплин оказывали наиболее сильное воздействие. Напротив, та внутренняя сторона культуры, которая имеет дело с человеком (а есть ли такие виды жизненной деятельности, сколь бы «внешними» они ни были, где не участвовало бы психическое?), оставалась вне сферы научного исследования. Там, где являлось необходимым понять и оценить психическое поведение человека в практической жизни, руководить им и влиять на него, там довольствовались наивной популярной психологией или дилетантскими системами, лишенными всех преимуществ, являющихся следствием влияния научного познания. От этого и по сей день страдает воспитание и преподавание, выбор профессии и общение, судопроизводство и система социального наказания, гигиена и психотерапия и ряд других областей практики.
Часто жаловались, что нельзя было навести никаких мостов между популярно-психологическими целями и потребностями, с одной стороны, и научными, с другой стороны; казалось даже, что научная психология как бы изолирована на острове и осуждена на бесплодие в отношении задач культуры. Конечно, разделяющая их пропасть, отчасти, обусловлена методом познания действительности: наука должна идти вперед, руководствуясь строго критическим осмыслением, систематическим опытом, логической проработкой проблем; психология здравого человеческого смысла использует некритическое истолкование, случайный опыт, интуицию. С другой стороны, противоположность обоих направлений коренится в объекте: интерес научного работника был обобщающим, а того, кто не имеет отношения к науке — преимущественно индивидуализирующим и дифференцирующим; поэтому в первом случае он был направлен на анализ и механистическое конструирование психического, а во втором – на сложные виды психической работоспособности и телеологические связи. Таким образом, до сих пор они говорили на двух различных языках: если, с одной стороны, речь шла об общих законах образования представлений, о побуждающем действии эмоций, то с другой — о своеобразии интеллекта и одаренности, темперамента и характера; если, с одной стороны, память обсуждали как общую функцию воспроизведения, то с другой – как свойство, приобретающее специальные характеристики в зависимости от области приложения и т.д.
Развиваясь, научная психология, конечно же, имела полное право отбросить грубый метод популярной психологии и начать разрабатывать область с самого основания, создавая даже новую терминологию. Но она совершила роковую ошибку, проигнорировав многие важные вопросы, поставленные популярной психологией, и без возражения оставив все прикладные проблемы некритическому методу. Возможно, ее сдерживал ложный страх, а вероятно также, и ложная гордость. Но как мало была унижена физика тем, что из ее недр в практику вошли микроскоп, телефон, рентгенотерапия, так и психология не утеряет характера истинной научности, если примет участие в решении практических задач культуры и будет своими методическими средствами способствовать их разработке.
Психология, впрочем, уже тем побуждается к отказу от этой сдержанности, что все развитие нашей современной культуры осуществляется в направлении освоения психологического и уже «психологизируются» такие области, которые раньше рассматривались с совсем иных точек зрения.
Поясним это на трех примерах.
В то время как проблемы дифференциации в нашем школьном деле раньше были обусловлены только социальными воззрениями сословия и объективными целями будущей профессии, сейчас в качестве нового принципа пробивает себе путь дифференцирование по степени и виду одаренности (классы для слабо-, умеренно-, нормально- и чрезвычайно одаренных, более свободный выбор предметов изучения в соответствии с направленностью интересов и т.п.).
Если раньше уголовное право рассматривало объективную сущность преступления в качестве единственного критерия его оценки, то теперь психическое состояние преступника все больше становится фактором, оказывающим влияние на вынесение вердикта.
Что касается женского вопроса, то чем больше он превращается из абстрактной идеологической доктрины в практическую проблему культуры, тем более попадает в сферу интересов психологии. Как только речь заходит о том, подходят ли определенные профессии для женщины, каких достижений можно от неё ожидать и какого качества должна быть ее профессиональная подготовка, старая догма о полном равенстве сущности обоих полов вынуждена уступать место утверждениям о наличии половых психических различий. Поэтому назрела необходимость в более точном исследовании вида, степени и границ этого различия, так же как и в изучении того, насколько это различие обусловлено, с одной стороны, существующими условиями окружающей среды, а с другой – внутренними (врожденными) свойствами пола. Все это – вопросы дифференциальной психологии.
Иногда высказывается опасение, что это начинающееся проникновение психологии в культуру может в итоге привести к полной психологизации последней. Действительно, на данном этапе, пока дилетантская психология, беззаботно переходя границы человеческого благоразумия, слепо следует в русле новой тенденции (подобные проявления наблюдаются в современной криминальной психологии и экспериментальной педагогике), опасность этого действительно велика. Однако такое положение дел не может быть поводом для того, чтобы отказаться от серьезной работы (как вред, наносимый непрофессиональным лечением, не приводит к умалению значения научной медицины). Мы придерживаемся мнения, что нет более надежного средства искоренения ошибок чрезмерного психологизма в делах культуры, чем те, которые дает научная психология, последовательно развивающая основы метода критического осмысления действительности.
Дифференциальная психология как прикладная наука должна перед собой поставить две цели: познание человека (психогностика) и обращение с человеком (психотехника).
Психогностика. Если мы практически взаимодействуем с людьми, то прежде всего должны знать их, чтобы верно судить о них (подвергать оценке, классифицировать) и правильно использовать их усилия. В рамках определенных задач культуры, например, для профессионального отбора, целая система испытаний направлена на то, чтобы познать хотя бы одну сторону проявлений человеческой индивидуальности, например, работоспособность претендента.
Существует два условия получения знания о человеке: во-первых, наличие широкого круга знаний, касающихся исследуемой области психики, как предпосылки выявления спектра возможностей для классификации каждого отдельного случая, во-вторых, существование надежных средств обследования для установления принадлежности каждого конкретного случая к определенному типу или степени развития качества. Страшно видеть, с какими скудными средствами сегодня обычно приступают к решению этих двух задач.
Что касается первого условия, то упрощенно-примитивные представления о различиях, имеющихся между нормой и аномалией в проявлении психических свойств, тысячи раз приводили учителей, судей и других практиков к ошибочным выводам. И если в вопросе, касающемся аномальных форм поведения, благодаря растущему участию врача в школьном деле и в судопроизводстве самое худшее, видимо, преодолено, то когда речь идет о явлениях, находящихся в пределах нормы, практик, выносящий суждения об индивидах (т.е. стоящий перед необходимостью отнести их к известным ему типам одаренности, памяти, характера), совершенно предоставлен самому себе. Не зная о всей многосторонности имеющихся представлений, он или склоняется к тому, чтобы рассматривать свое Я как масштаб, по которому измеряется все остальное, или вынужден полагаться на любой принцип классификации, основанный либо на случайном опыте, либо на чьем-то авторитете, либо на априорной конструкции.
Не лучше обстоит дело и в отношении средств обследования. Педагог использует для своих испытаний достижения школьника, но не определив для себя, какова степень участия в них усвоенного знания, общего интеллекта, особой одаренности, домашних упражнений, он на самом деле не доходит до выявления истинных свойств психики. Психиатр, десятилетиями работающий над методами изучения интеллекта, при этом почему-то остановился на стадии испытания низших и элементарных функций, находящихся лишь в очень неопределенной связи с собственно интеллектом. Графолог защищает ту удивляющую нас идею, что из всех бесчисленных видов исследования личности человека единственный, которому может быть присвоено звание универсального средства истолкования характера и т.д. – это только почерк.
Не требует дальнейшего обоснования принадлежность названных выше задач психогностики к области дифференциальной психологии.
Психотехника имеет своим предметом практическое влияние человека на человека. Она нуждается в дифференциальной науке о психике по двум причинам.
Сначала ей надо вообще определить возможность и примерные границы влияния. Лишь имея возможность заглянуть в причинность определенного психического свойства мы можем измерить резонанс приходящих извне влияний воспитания, наказания, социального просвещения и т.п. Так например, криминалистская психотехника зависит от того, воспринимают ли преступность как врожденное предрасположение (диспозиция) или как результат воздействия окружающего. Исследование одаренности покажет, какие диспозиции (например к музыке, математике, рисованию) должно учитывать преподавание, чтобы вообще быть успешным и т.д.
Тогда, однако, вид воздействия должен быть ориентирован на психическую дифференциацию. «Преподавание должно индивидуализировать!» – это требование хоть и старо, однако все еще не выполняется, особенно в условиях воздействия на коллектив. Лишь сейчас мы начинаем понимать те психологические точки зрения, которыми при этом следует руководствоваться.
Например, при массовом преподавании дифференцирующую психотехнику можно выполнять тремя способами: а) когда при изучении отдельного школьника учитывается тип его обучения, записей, интереса и т.д., что принимается во внимание при оценке успеваемости; б) когда при коллективных формах преподавания отказываются от применения односторонних методов (например, изложения учебного материала только на слух), которые очень подходят для одной группы учащихся, но являются неестественными для других; в) когда грубейшие несоответствия в уровне и качественных характеристиках способностей школьников одного класса устраняются путем разделения учащихся на группы по степени и видам одаренности.
Но все эти меры немыслимы без предварительного или хотя бы протекающего одновременно с ними научного исследования психического дифференцирования.
Естественно, что необходимо дифференцировать воспитание, ведь робкие и отважные, небрежные и педантичные, сангвиники и флегматики требуют к себе различного подхода. Одновременно, так же как и при преподавании, здесь всегда надо ставить вопрос: не следует ли для формирования гармоничной личности дополнить односторонность врожденных склонностей заботой о развитии менее выраженных свойств, и в какой мере возможно упражнение подобных психических образований.
При вынесении судебного решения теперь начинают иначе, чем раньше, рассматривать своеобразие человека; определяя меру и вид наказания, учитывать тип его внутренней мотивации, способности к перевоспитанию. К тому же с юными следует обходиться иначе, чем со взрослыми людьми, и поэтому трудно понять, почему в схеме уголовного права и уголовного судопроизводства почти полностью игнорировалось это важнейшее различие в душевной жизни человека. Все более усиливающаяся ориентация на учет своеобразия человека, его способности к воспоминаниям, суггестивности и т.д. при допросе свидетелей также объясняется в основном сотрудничеством с научной психологией.
Дифференциальную психотехнику в ряде случаев целесообразно проводить психиатрам. Ведь даже при лечении чисто соматических заболеваний каждый врач должен быть в большей или меньшей степени психиатром. Надо лечить не болезни, а больных людей. Если раньше при господстве, к сожалению, вымирающей сегодня системы домашних врачей близкое знакомство врача с личностью пациента и ее особенностями делало точные психологические обследования излишними, то нынешняя и особенно возможная в будущем ситуация предъявляют совершенно иные требования; следует учитывать, что психологическая оценка самого пациента и способов общения с ним с недавнего времени начала формироваться при использовании научных, отчасти экспериментальных, вспомогательных средств. При этом можно надеяться, что современные, и отчасти не вызывающие сомнения, психологические подходы (например, психоаналитический метод Фрейда) со временем могут быть заменены безупречными дифференциально-психологическими методами воздействия.
Вконтакте
Одноклассники
Похожие материалы в разделе Хрестоматия:
Тема 2. У.Штерн о дифференциальной психологии и её методических основах
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В. И. ВЕРНАДСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Ю.А.ЕВДОКИМОВА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по изучению учебной дисциплины «Дифференциальная психология»
для студентов 3 курса дневной и студентов 3 курса заочной форм обучения профессионального направления подготовки
7. 040101– психолог. Преподаватель психологии со знанием
иностранного языка
8.040101 – магистр психологии.
Симферополь 2008
Рекомендовано к печати
научно-методическим советом Таврическим национальным университетом им. В.И. Вернадского от 24.01.08., протокол №3
Учебно-методическое пособие по изучению учебной дисциплины «Дифференциальная психология»
Автор-составитель Ю.А.Евдокимова
Редактор Н.А. Василенко
Подписано к печати Формат 60х84 16. Бумага тип. ОП
Объем 6 п.л. Тираж 100. Заказ 95017, Симферополь, пр-т им. Академика Вернадского, 4,Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………4
Учебная программа курса ……………………………………………………5
Конспекты лекций по изучаемым темам……………………………………..9
Список семинарских и практических занятий по дифференциальной психологии.………….………………………………………………….….106
Пример тестовых заданий………………….…………………….……..…111
Темы рефератов……………………………………………………………112
Задания для самостоятельной работы……………………………………113
Вопросы для подготовки к экзамену ………………………………….…114
Литература…………………………………………………………………116
Введение.
Учебный курс «Дифференциальная психология» предназначен для студентов третьего курса отделения «психология». Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов основные представления о психологии индивидуальных и групповых различий.
Основные задачи курса:
— сформировать у студентов представление о становлении дифференциальной психологии как отрасли психологического знания в отечественной и зарубежной науке;
— ознакомить с проблематикой, касающейся предметной области дифференциальной психологии, ее структурой и связями со смежными дисциплинами, с основными категориями дифференциальной психологии;
— обучить студентов этически корректно и профессионально применять различные исследовательские методы с целью изучения дифференциально-психологических феноменов, определять комплекс условий и факторов, способствующих развитию психологических особенностей, способностей.
Данный курс является логическим продолжением курсов «Общая психология» и «Экспериментальная психология», тесно связан с курсами «Дифференциальная психофизиология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Психология личности», «Антропология», «Социология», «Математическая статистика». Особое внимание в курсе «Дифференциальная психология» уделяется расширению научного и общекультурного кругозора студентов.
Организация учебной деятельности по данному курсу предусматривает проведение практических занятий, направленных на углублённый анализ и обсуждение изучаемых тем. Закрепление материала проводится путем опроса во время практического занятия. Курс завершается экзаменом.
По окончанию курса студенты должны знать:
— основные проблемы, категории и феномены дифференциальной психологии,
— особенности генезиса и проявления индивидуальных психологических особенностей.
По окончанию курса студенты должны сформировать навыки владения исследовательским инструментарием, релевантным задачам изучения индивидуальных психологических особенностей, уметь анализировать психологические особенности личности и группы с позиций теоретической и прикладной дифференциальной психологии.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«Дифференциальная психология»
Тема 1. История развития дифференциальной психологии
Предпосылки возникновения дифференциальной психологии. Этапы развития дифференциальной психологии. Формы представления дифференциально-психологических знаний. Основные положения и задачи дифференциальной психологии. Разделы дифференциальной психологии. Мировые линии исследования в дифференциальной психологии. Связи дифференциальной психологии с другими дисциплинами. Общие принципы дифференциально-психологического анализа. Методы дифференциальной психологии.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. –М., 1991.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. –Л., 1968.
3. Геннеп А. Обряды перехода. –М., 1999.
4. Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. –М., 2000.
5. Лейтес Н.С. Теплов и психология индивидуальных различий // Вопросы психологии. – 1982. – Т. 4. – С. 37-50.
6. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. – 132 с.
7. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. –М., 2004.
8. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека \\ ПЖ, 1986. Т.7. №4, С.23-25.
9. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. –М., 1998.
10.Ярошевский М.Г. История психологии. –М., 1985.
Тема 2. У.Штерн о дифференциальной психологии и её методических основах
Соотношение понятий индивид, признак и индивидуальность. Философский и психологический аспекты различения. Группы признаков: явления, склонности, действия. Выявление, классификация и связь предрасположенностей. Лабильные и стабильные склонности. Задатки и способности. Формы количественных вариаций индивидуальных отличий. Степени различия предрасположенностей. Относительный вес частичных предрасположенностей. Измерение степени вариаций. Определение результирующего значения. Статистическая оценка измеряемых в дифференциальной психологии явлений. Метод корреляции в дифференциальной психологии. Коррелирующие признаки. Корреляция величин измерений. Структурные связи между психическими признаками. Надежность ранговых рядов и рядов измерений.
Список литературы:
1. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. М., 1998.
Текст взят с психологического сайта http://www.Myword.Ru в. Штерн дифференциальная психология
И ЕЕ
Методические основы
ВВЕДЕНИЕ
1.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ НАУКА
2.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК
ПРИКЛАДНАЯ НАУКА
3.
О ПРЕДЫСТОРИИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
4.
ДИСЦИПЛИНЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
5.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Глава
XII ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП
1.
ТИПОВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ОБЩНОСТИ
2.
ТИП ДИСПОЗИЦИИ
3.
ТИП — НЕ КЛАСС
4.
СВЯЗЬ МЕЖДУ ТИПАМИ И ОБЛАСТЬ ТИПОВ
Глава
ХIII РАЗДЕЛЕНИЕ НА ТИПЫ I
Глава
XIV РАЗДЕЛЕНИЕ НА ТИПЫ II
1.
ТОЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОВ
2.
ТИПЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
3.
ТИПЫ ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ ТОЧЕК
ЗРЕНИЯ ПРИ ДРУГИХ ФУНКЦИЯХ
Глава
XV ПОСТЕПЕННЫЕ ВАРИАЦИИ
1.
ЗНАЧЕНИЕ ПОСТЕПЕННОГО ВАРЬИРОВАНИЯ
2.
ИЗМЕРЕНИЕ СТЕПЕНИ ВАРИАЦИЙ
Глава
XVII ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ
1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ИЗМЕНЧИВОСТИ
2.
ИДЕЯ ОБЩЕЙ ШКАЛЫ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ
3.
ИНТЕР- И ИНТРАВАРИАБЕЛЬНОСТЬ
4.
КОВАРИАБЕЛЬНОСТЬ (Cvb)
5.
ВАРИАТИВНОСТЬ УСЛОВИЙ (В ОСОБЕННОСТИ
УПРАЖНЕНИЯ)
6.
СМЕНА ВАРИАЦИЙ (ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ И
СТАНДАРТИЗАЦИЯ)
7.
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП ЛЮДЕЙ
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость
создания научной психологии индивидуальных
различий в равной мере обусловлена как
теоретическими потребностями, так и
требованиями практической культуры.
1. Дифференциальная психология как теоретическая наука
До
недавнего времени научная психология
ориентировалась только на разработку
проблем с общих позиций. В исследованиях
обращались к основополагающим элементам,
из которых строится вся психическая
жизнь, и к общим законам, которым
подчиняются все психические процессы;
в поисках общего и совпадающего не
учитывалось всё то бесконечное
многообразие, в котором проявляется
сущность психического у разных личностей,
народов, сословий, полов, типов и т.д.;
результаты
Подобное
абстрагирование оправдано, поскольку
оно проистекает из понимания ограниченности
наших возможностей; однако забывая, что
имеем дело именно с уровнем абстракций,
мы могли бы действительно утвердиться
в мысли, что все проблемы, составляющие
душу науки, возможно решить с позиций
общего подхода. Эту опасность, длительное
время грозившую психологии, сегодня
можно считать преодоленной. Даже против
своей воли при обращении к любой теме
исследователь сталкивался с индивидуальными
вариациями психического; и если она
сначала оценивалась как источник ошибок
для обобщённого рассмотрения, то в
конечном счете (как это уже было в истории
науки) из самого источника ошибок
возникла проблема. Было признано, что
дифференциация психического имеет
такое же право на психологическое
изучение, как и общепсихологические
закономерности и факты. Таким образом,
само изучение психики привело к выделению
дифференциально-психологического
аспекта. В большинстве случаев, правда,
речь шла только о побочных продуктах
собственно общепсихологического
анализа; исследований, исходно нацеленных
на проблемы дифференцирования, все еще
недостаточно, и процесс сознательного
отграничения дифференциальной психологии
от общей начинается лишь в наши дни.
Данная книга служит преимущественно
решению этой задачи.
О
терминологии. Существуютразличные
названия формирующейся области
исследования: “Характерология” (Базен,
Люка), “Этология” (Милль), “Индивидуальная
психология” (Бине, Анри, Крепелин и
др.), «Специальная психология»
(Хейманс).
Два
первых названия, безусловно, слишком
узки. Определение «характер»
охватывает не все своеобразие душевной
жизни, а в основном сферу ее нрава и
воли. Даже для обыденного мышления
вполне очевидно различие между характером
и интеллектом; и нет никакой причины
это различие игнорировать. Пытаясь
свести все психическое своеобразие –
в области функционирования памяти,
восприимчивости к эмоциональным и
эстетическим впечатлениям, в
интеллектуальной сфере и т.д. – только
к «характерологическим признакам»
явно недостаточно. К тому же характерология
обычно исходит из определенных философских
теорий о сущности человека; мыже обсуждаем
пути создания эмпорической науки.
Название
“Индивидуальная психология” могло бы
подойти; однако оно уже используется
для определенной части исследований и
имеет укоренившийся смысл как
противоположность “социальной
психологии” и “психологии народов”;
следовательно она охватывает лишь то,
что относится к духовной жизни индивида,
включая и общепсихологические
хорактеристики отдельного человека.
Область науки, которой мы пытаемся дать
определение, должна иметь своим предметом
не только межиндивидуальные различия,
но и различия между народами, сословиями,
полами, возрастами и т.д., короче, весь
круг проблем дифференциации.
Таким
образом, предложенный мною 11 лет назад
и принятый стех пор рядом исследователей
термин “дифференциалиная психология”,
лучше всего обозначает прогруммуновой
ветви научного исследования в ее полном
объеме.
Дифференциальная
психология, подобно общей, — наука,
выходящая на всеобщие значимости, однако
это значимости совсем иного рода. Она
должна прежде всего исследовать те
формальные закономерности, которые
определяют реальность психического
варьирования. Категория психической
вариабельности (изменчивости) требует
точного определения: предстоит наполнить
содержанием понятия вариации, индекса
вариабельности, ковариации; рассмотреть
виды вариаций, типы и ступени; точно
определить суть нормального, супер- и
субнормального. Подобного же поиска
общих ориентиров требует понятие
корреляции, означающее связь нескольких
вариативных рядов, и подводящее к
определению самой структуры
индивидуальности. Особый ракурс
приобретает и вопрос о причинности:
следует спросить, какова роль в
возникновении психических различий, с
одной стороны, внутренних (наследственности,
предрасположений), с другой стороны,
внешних (влияния окружающего мира,
воспитания, эталонов и норм и т.п.) причин.
Наконец, изучение того, насколько внешне
воспринимаемые психические проявления
можно считать характерными признаками
имманентных психических особенностей,
ведет к обоснованию дифференциальной
симптоматологии.
По
чисто научному и философскому содержанию
значимость всех вышепредставленных
проблем совершенно равноценна
общепсихологическим. Однако дифференциальная
психология должна исследовать
закономерности содержаний более узкого
объема — существенное качество и функции
определенных индивидуальных вариантов.
В этом смысле она становится действительно
«специальной» психологией
темпераментов, характеров, способностей
или даже отдельного темперамента,
отдельной способности; она исследует
весь спектр разделений одной функции
на типы и ступени, устанавливает особые
связи между вариациями нескольких
функций; она изучает психическую
дифференцированность внутри разных
сословий, наций, полов или дает обобщенное
психологическое описание определенного
сословия или народа, или пола. Пока еще
исследования носят номотетический
характер, но они уже исчерпывают себя
в этих узких границах и тем глубже, чем
более дифференцирована группа, подлежащая
изучению, от ее окружения, чем специфичнее
вид типа, суть которого должна быть
определена. Значимость «особенного»
в «общем» становится все большей,
и цель достигается только тогда, когда
научной проблемой становится сама
отдельная индивидуальность.
Индивидуальность
всегда означает единичность. Каждый
индивид — это картина нигде и никогда
больше не существующая в идентичной
форме. Конечно, на него воздействуют
определенные закономерности, в нем
воплощаются определенные типы, его
можно во многих отношениях сопоставить
с другими индивидами, но он не целиком
растворяется в этих обобщающих
закономерностях, типах и уравнениях,
всегда остается тот «плюс», то
содержание, которым он отличается от
других индивидов, подчиняющихся тем же
законам и относящихся к тем же типам.
Таким образом, индивидуальность — это
асимптома науки, ищущей законы.
Каким
должно быть отношение дифференциальной
психологии к подобному положению дел?
Если
действительно, как это хотелось бы
представить некоторым теоретикам,
единственная задача науки — поиск
общезначимого, тогда не может существовать
никакой психологии единичной
индивидуальности. Но мы, однако, знаем
(благодаря работам Виндельбанда и
Риккерта), что эта попытка связать, как
смирительной рубашкой, всю науку вообще
четко заданными и перенесенными из
естествознания методам исследования,
должна быть отвергнута. Идиографический
подход, который занимаете! не общим, а
особенным, историческим, равноправно
противостоит номотетическому. Выбор
того или другого метода не связан с
разделением наук на естественные и
гуманитарные; скорее в каждой науке
есть области, исследования которых
требуют постановки вопросов как
номотетического, так и идиографического
характера.
В
науке о психическом, которая до сих пор
была слишком односторонне номо-тетична,
идиографическое направление надо
сначала развить; в одном ряду с собственно
психологией должна находиться психография,
представляющая отдельные индивидуальности
со стороны своеобразия их психики.
Одновременно, при помощи этого самого
крайнего ответвления дифференциального
изучения психики устанавливается связь
с историческими дисциплинами. Хотя
требование, что гуманитарные науки (на
что указывает уже их наименование)
должны использовать психологию в
качестве вспомогательной дисциплины,
звучало часто, осуществить его было
невозможно, ведь современная психология
тяготела исключительно к естественным
наукам (и по формам рассмотрения и по
постановке проблем). Историк хочет
понять не общие законы психической
жизни, а индивидуальные виды поведения,
характеры, личностное своеобразие, сам
процесс их развития; он стремится узнать,
как из сочетания творческой одаренности
с определенным видом психической работы,
пониманием жизни и темпераментом могла
возникнуть зрелая художественная
индивидуальность; он исследует соотношение
внутренних склонностей и воздействия
окружающих условий, которое в итоге
приводит к появлению яркого политического
или религиозного деятеля. Общая психология
могла предложить так мало полезного
для разрешения интересующих его проблем,
что историк в большинстве случаев просто
отказывался от ее помощи.
Но
создавая систему и методику психографии
научная психология становится его
действительным помощником. Система
психографии должна максимально полно
отразить все точки зрения, касающиеся
описания психической индивидуальности;
методика
же должна обеспечить связь собственно
метода исторически-биографического
изучения видов поведения с методами
дифференциально-психологического
исследования.
При
этом условии психография будет оказывать
воздействие и на развитие других областей
самой дифференциальной психологии,
поскольку сравнение большого числа
точно психографически описанных
индивидов дает самый лучший материал
для исследований вариаций,корреляций,типов
и др.
Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы [PDF]
Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы [PDF] — Все для студента
-
Добавлен пользователем WeberN -
Отредактирован
Уч. пос. — М.: Наука. Год издания и страницы в электронном файле не обозначены.
Содержание:
Введение: Дифференциальная психология как теоретическая наука. Дифференциальная психология как прикладная наука. О предыстории дифференциальной психологии. Дисциплины дифференциальной психологии. Основные понятия.
Психологический тип. Типовое проявление общности. Тип диспозиции. Тип — не класс. Связь между типами и область типов.
Разделение на типы I.
Разделение на типы II: Точное исследование типов. Типы представлений. Типы объективной и субъективной точек зрения при других функциях.
Постепенные вариации: Значение постепенного варьирования. Измерение степени вариаций.
Вариабельность: Определение и сравнение изменчивости. Идея общей шкалы вариабельности. Интер- и интравариабельность. Ковариабельность (CVB). Вариативность условий (в особенности упражнения). Смена вариаций (дифференцирование и стандартизация). Вариабельность различных групп людей.
- Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
-
Регистрация
Методологические достижения в дифференциальной психологии — Северо-западные ученые
TY — CHAP
T1 — Методологические достижения в дифференциальной психологии
AU — Ревелль, Уильям
AU — Уилт, Джошуа
AU — Кондон
PY
2013/3/12
Y1 — 2013/3/12
KW — Тесты способностей, измеряющие, насколько хорошо человек может делать — предикторы плохой успеваемости в школе, тесты способностей, как SAT (Scholastic Aptitude Test)
KW — Компьютерное моделирование — динамика действий и их повторная параметризация в качестве сигналов
кВт — экспериментальные исследования, изучение — причинно-следственная связь между манипуляциями с окружающей средой и индивидуальной производительностью
кВт — человеческий глаз и мозг, превосходные детекторы образов — использование графических дисплеев, а не числовых таблиц для обнаружения странных отношения в данных
KW — Методологические достижения в дифференциальной психологии — цель методов дифференциальной психологии, описание практические и проверяемые объяснения явлений
KW — Нарративные подходы к индивидуальным различиям — популярны, исследователи собирают данные для оценки того, как люди осмысливают свою жизнь
KW — Наблюдательные исследования, предполагающие латентные состояния — на основе ковариации различных показателей одновременно время или моделирование результатов во времени
KW — Самостоятельный отчет с использованием вопросников — проективные инструменты или рассказы
KW — Сэр Фрэнсис Гальтон, автор теории коэффициента корреляции — статья о «взаимосвязях и их измерении»
KW — Моделирование структурным уравнением (SEM) — сочетание основных методов регрессии с моделированием факторного анализа измерения переменных
UR — http: // www.scopus.com/inward/record.url?scp=84985859463&partnerID=8YFLogxK
UR — http://www.scopus.com/inward/citedby.url?scp=84985859463&partnerID=8YFLogxK
0002
0002 U2
DO — 10.1002 / 9781444343120.ch3
M3 — Chapter
AN — SCOPUS: 84985859463
SN — 9781444334388
SP — 39
EP — 73
BT — The Wiley-9000 Handbook — Уайли Блэквелл
ER —
.
Дифференциальная психология — Скачать PDF бесплатно
BIG FIVE INVENTORY (BFI)
BIG FIVE INVENTORY (BFI) Ссылка John, O.P., & Srivastava, S.(1999). Таксономия черт Большой пятерки: история, измерения и теоретические перспективы. В Л. А. Первин и О. П. Джон (ред.), Справочник
.
Дополнительная информация
анкета потенциала компетентности
MySkillsProfile Сообщите анкету о потенциальных компетенциях Джоан Смит myskillsprofile.com по всему миру MySkillsProfile.com Интернет: http://www.myskillsprofile.com Электронная почта: [email protected]
Дополнительная информация
Визуализация психологии
Визуализация психологии Сири Карпентер и Карен Хаффман Конспект лекции в PowerPoint Глава 12: Личность Сири Карпентер, Йельский университет Карен Хаффман, Обзор лекции Паломарского колледжа Черта
Дополнительная информация
D I S C II Оценка темперамента
D I S C II Оценка темперамента на: Образец образца Телефон: Электронная почта: Агентство: Дата оценки Profile Dynamics: 15.07.2006 Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обращайтесь: John Cocoris Profile Dynamics 972-529-4483
Дополнительная информация
Аспекты лидерства
Аспекты лидерства Марк Т.Зеленый доктор медицины, магистр делового администрирования, магистр наук, доктор наук, заведующий кафедрой лидерских исследований, Университет Богоматери Озёрного озера http://business.ollusa.edu/leadership www.drmarkgreen.com [email protected] 210.434.6711
Дополнительная информация
Что такое личность?
Что такое личность? Личность — это уникальное сочетание устойчивых поведенческих черт человека. Черта личности — это стойкая склонность к определенному поведению в различных ситуациях.
Дополнительная информация
Учебное пособие по Оками: Глава 12
1 Глава Тест 1. Люди — это не просто случайный набор черт, а это означает, что личности людей являются совокупностью. интегрированный b. организованный c. прочный d. переходный Ответ: B сложность: 1 концептуальная 2.
Дополнительная информация
117118, 123, 125, 130, 131, 133)
1.jpg» alt=»117 118, 123, 125, 130 131, 133)» title=»117 118, 123, 125, 130 131, 133)» />
Образцы_PDPS_pms_540.qxd 4/19/06 10:05 AM Page 122 К А П Т Е Р О Б Д Е К Т И В Е С Р Е Ф И Е З С Т Е Р Е Н И Я Прочитав эту главу, вы должны понять цели главы. Цели перечислены ниже
Дополнительная информация
Салли Сэмпл 24 августа 2010 г.
Отчет о собеседовании кандидата Салли Сэмпл 24 августа 2010 г. Предисловие RPMQ — это анкета для самоотчета, предназначенная для измерения характеристик, важных в профессиональной среде.ifqv = qbpqÒ = Ниже приведены десять горизонтальных строк с четырьмя словами в каждой строке, по одному в каждом столбце. В каждой строке поставьте цифру 4 рядом со словом, которое лучше всего описывает вас в этой строке;
Дополнительная информация
Этапы развития
112 Глава 8: Когнитивное развитие Жан Пиаже, 1896 1980. Пример доминирования в игре ассимиляции над аккомодацией, притворяющейся, что старый упаковочный ящик, коробка и трубка — это резервуар.
Дополнительная информация
ВОПРОСНИК ВОДИТЕЛЯ
ВОПРОСНИК ВОДИТЕЛЯ Водители; — Бессознательное внутреннее давление, которое заставляет нас действовать определенным образом, например со скоростью, совершенством, без эмоций и т. д. — Часто неуместны или бесполезны при получении
Дополнительная информация
МОДУЛЬ 1.3 ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ?
МОДУЛЬ 1.3 ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ? Зачем улучшать психическое здоровье в средней школе? Важность психического здоровья для всей нашей жизни Психическое здоровье — это позитивное и продуктивное состояние ума, которое позволяет
Дополнительная информация
Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI)
Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI) Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI) — это система для понимания различий в личности. Это инструмент, который может объяснить различия в поведении и взглядах.
Дополнительная информация
Конфликт в организациях
Джоэл А. ДиДжироламо, BSEE, MBA, MS Психология Конфликты в повестке дня организаций При возникновении конфликта Хорошие инструменты для разрешения конфликтов становятся почтовыми. Уровень убийств почтовых работников выше или ниже
Дополнительная информация
Помощь людям с психическими заболеваниями
Помощь людям с психическими заболеваниями Программа обучения психическому здоровью для местных медицинских работников Модуль E Помощь семьям в решении проблем психического здоровья Page 1 Об этом курсе Помощь людям с
Дополнительная информация
ПОЧЕМУ У НАС ЭМОЦИИ?
ПОЧЕМУ У НАС ЭМОЦИИ? Почему у нас эмоции? Это отличный вопрос! Вы думали: эмоции делают нас людьми или они помогают нам чувствовать? Отчасти это верно.Эмоции определяют нас как людей и
Дополнительная информация
Эволюционная перспектива: заключение
Psych 305A: Лекция 18 Эволюционный подход Заключение Когнитивный подход Часть I Обучение и бихевиоризм 1 Эволюционная перспектива: заключение 2 1 Важность хороших финансовых перспектив при выборе
Дополнительная информация
МАСШТАБ ЛЮБВИ
МАСШТАБ ЛЮБОВНОГО ОТНОШЕНИЯ Ссылка: Hendrick, C.И Хендрик, С. (1986). Теория и метод любви. Журнал личности и социальной психологии, 50, 392-402. Описание меры: Опросник из 42 пунктов
Дополнительная информация
Личность и ее оценка
Введение в социальную психологию
Введение в теории и методы социальной психологии в социальной психологии 27 февраля 2012 г., Бану Чингоз Улу Что такое социальная психология? Область психологии, которая стремится понять социальную динамику
Дополнительная информация
Отчет о валидации DiSC Classic
Классический отчет о валидации DiSC Классический отчет о валидации DISC Содержание Введение в модель DiSC…3 Процесс валидации … 4 Надежность … 5 Действительность … 7 Построение валидности … 7 Масштаб
Дополнительная информация
Раздел 1: Раздаточный материал о гневе
Раздел 1 «Понимание гнева» Раздаточный материал Понимание гнева Гнев часто рассматривается как сильная эмоция. Для многих людей это пугающая эмоция из-за ассоциации с агрессией и насилием.
Дополнительная информация
Наблюдение за мыслями и эмоциями
Управляемая медитация Вы можете сесть в удобном положении, потому что поза на самом деле не важна.Важно, чтобы позвоночник был прямым, но расслабленным. И ваши глаза могут быть открыты или закрыты.
Дополнительная информация
Тест на личность True Colours
Тест на личность True Colours «Опиши себя»: в полях ниже представлены группы словосочетаний, напечатанных горизонтально в ряды. Посмотрите на все варианты в первом поле (A, B, C, D). Прочтите слова и решите
Дополнительная информация
Анкета для оценки стресса
Отчет MySkillsProfile Анкета для оценки стресса Дэйв Смит myskillsprofile.com по всему миру Отчет Авторские права на анкеты SAQ принадлежат MySkillsProfile.com. MySkillsProfile.com разработан и
Дополнительная информация
Психология личности
LP 13A intro 1 Психология личности Личность: характерные мысли, эмоциональные реакции и поведение, которые относительно стабильны у человека во времени и в разных обстоятельствах
Дополнительная информация
ПСИХОЛОГИЯ A-level (7182/1)
ОБРАЗЦОВЫЙ МАТЕРИАЛ ПСИХОЛОГИЯ A-level (7182/1) Документ 1 Вводные темы по психологии 2017 Утро Разрешенное время: 2 часа Материалы Для этого документа у вас может быть: калькулятор.Инструкции Используйте черные чернила
Дополнительная информация
Что такое эмоциональный интеллект?
Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект — это способность определять, использовать, понимать и управлять своими эмоциями позитивным и конструктивным образом. Это о признании собственного эмоционального
Дополнительная информация
СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 2
СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 2 Психология преступного поведения 1 Рекомендуемая литература Howitt, Dennis.(2009), Введение в судебную и криминальную психологию: 3-е издание. Лондон: Pearson Prentice Hall
Дополнительная информация
.
Личность и дифференциальная психология — Скачать PDF
бесплатно
PSYC 3018 Аномальная психология
PSYC 3018 Отделение аномальной психологии Код исследования: Координатор: Другой преподаватель: PSYC3018 Доктор Марианна Сабо Кабинет: 318 Здание Гриффита Тейлора Телефон: 9351 5147 Электронная почта: Марианна[email protected]
Дополнительная информация
PSYC3017 Социальная психология
PSYC3017 Координатор социальной психологии: Прочие преподаватели: доктор Илан Дар-Нимрод Офис: комната 420 Здание Бреннана Маккаллума Телефон: 9351 2908 Электронная почта: ilan.dar- [email protected] Доктор Карен Гонсалкорале
Дополнительная информация
PSYC3017 Социальная психология
PSYC3017 Координатор социальной психологии: Другие преподаватели Д-р.Лиза Задро Офис: офис 455 Brennan MacCallum Building Телефон: 9036 7059 Электронная почта: [email protected] Доцент Фиона Уайт
Дополнительная информация
Курс BAA: Психология 12
Курс BAA: Психология 12 Название округа: Номер округа Cowichan Valley: 79 Разработано: Sian Peterson, Sue Emblem, Leslie Jo Stubbe и Mike Moroz Дата разработки: сентябрь 2004 г. Имена школ: Директор
Дополнительная информация
Визуализация психологии
Визуализация психологии Сири Карпентер и Карен Хаффман Конспект лекции в PowerPoint Глава 12: Личность Сири Карпентер, Йельский университет Карен Хаффман, Обзор лекции Паломарского колледжа Черта
Дополнительная информация
Личность и ее оценка
Личность и ее оценка Д-р Елена Грегориа Чай Чин Ферн Факультет социальных наук Университи Малайзия Саравак Этот OpenCourseWare @ UNIMAS и связанные с ним материалы курса имеют лицензию Creative
Дополнительная информация
Психодинамическая рабочая тетрадь
Психодинамическая рабочая тетрадь Название: Группа: Сроки экзаменов: Король Эдуард VI Психологический факультет 1 Спецификация содержания… 3 Психодинамический подход … 5 Содержание личности … 8 Содержание Психосексуальное развитие …
Дополнительная информация
PSYC 3018 Аномальная психология
PSYC 3018 Отделение аномальной психологии Код исследования: Координатор: Другой преподаватель: PSYC3018 Доктор Марианна Сабо Офис: 417 Здание Бреннана МакКаллума Телефон: 9351 5147 Электронная почта: [email protected]
Дополнительная информация
Что такое личность?
Что такое личность? Личность — это уникальное сочетание устойчивых поведенческих черт человека.Черта личности — это стойкая склонность к определенному поведению в различных ситуациях.
Дополнительная информация
ГЛАВА 12 — ЛИЧНОСТЬ — ЭКЗАМЕН
ГЛАВА 12 — ЛИЧНОСТЬ — ЭКЗАМЕН Множественный выбор Определите букву выбора, которая лучше всего завершает утверждение или отвечает на вопрос. 1. Устойчивый характер или склонность вести себя в определенном
Дополнительная информация
Психология продвинутого трудоустройства
Психология продвинутого размещения Цель психологии продвинутого размещения — познакомить студентов с систематическим и научным изучением поведения и психических процессов людей и других
Дополнительная информация
Летнее задание AP Psychology
Летнее задание AP Psychology Mr.Средняя школа Данн Форест A-266 Приветствуем студентов, изучающих психологию! Я надеюсь, что вы с нетерпением ждете возможности по-настоящему много работать и повеселиться в следующем учебном году. Через
Дополнительная информация
Личность: Да здравствует разница!
Личность: Да здравствует разница! 11 Что такое личность? Набор поведенческих, эмоциональных и когнитивных тенденций, которые люди проявляют во времени и в разных ситуациях. Какие термины вы используете для описания
?
Дополнительная информация
ЗДОРОВЬЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
2016 Suite Cambridge TECHNICALS УРОВЕНЬ 3 ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ Подразделение 22 Психология для здравоохранения и социального обеспечения J / 507/4443 Время обучения с гидом: 60 Версия 2 Пересмотренное содержание март 2016 г. ocr.org.uk/healthandsocialcare
Дополнительная информация
Поведенческая и когнитивная неврология
PSYC 3014 Отделение поведенческой и когнитивной неврологии Код исследования: Координатор: Другой преподаватель: PSYC3014 Доктор Лаура Корбит Офис: Комната 243 Верхняя Южная Бадма Телефон: Телефон: 9351 7074 Электронная почта: [email protected]
Дополнительная информация
Допущения психодинамического подхода
Если вы очень мало разбираетесь в психологии и слышали только об одном психологе, скорее всего, это Зигмунд Фрейд, основатель психодинамического подхода к психологии и психоанализу.
Дополнительная информация
Каталог бакалавриата 1998-1999 гг.
Заведующий отделением: доцент Рональд Гроуни Отделение: кабинет 102, Каталог студентов факультета психологии 1998–1999 гг. ПСИХОЛОГИЯ (PSYC) Основные требования см. В Колледже либералов
Дополнительная информация
11 Психология MI-SG-FLD011-02
11 Психология MI-SG-FLD011-02 СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЬ 1: Общая информация о программе MTTC и подготовке к тестированию ОБЗОР ПРОГРАММЫ ТЕСТИРОВАНИЯ… 1-1 Контактная информация Процесс разработки теста
Дополнительная информация
PSYC 101 DED Общая психология
Онлайн-кампус Колумбийского колледжа Стр. 1 PSYC 101 DED Общая психология Мартовская сессия 14/54 23 марта — 16 мая 2015 г. Описание курса Введение в психологию и основные направления, включая
Дополнительная информация
ГЛАВА.Личность. Предварительный просмотр
ГЛАВА 14 Предварительный обзор личности Личность — это характерный образец мышления, чувств и действий. Психодинамические теории сосредоточены на бессознательном и раннем детском опыте. Зигмунд Фрейд,
Дополнительная информация
ОПИСАНИЕ КУРСОВ 科 目 簡 介
ОПИСАНИЕ КУРСОВ 科 目 簡 介 КУРСЫ ДЛЯ 4-ЛЕТНИХ ПРОГРАММ БАКЛАССЫ PSY2101 Введение в психологию (3 кредита) Цель этого курса — познакомить с фундаментальными концепциями и теориями психологии
Дополнительная информация
Магистр управленческой психологии
Школа бизнеса, менеджмента и финансов Магистр управленческой психологии ВЕРСИЯ ПРОГРАММЫ 1.0 CODE v1.0 Октябрь 2015 Технологический университет, Маврикий Ла Тур Кениг, Пуэнт-о-Сабль, Маврикий
Дополнительная информация
Предлетние мероприятия
Уважаемые будущие студенты ASFG AP Psychology! Добро пожаловать в одно из величайших интеллектуальных и личных приключений ваших школьных лет … курс психологии AP в Американском школьном фонде Гвадалахары !!!
Дополнительная информация
Объем и последовательность социальных исследований
Блок объема и последовательности социальных исследований: Введение в изучение психологии Блок: Теории личности Интерпретация, оценка и сравнение основных личностных теорий психоанализа, бихевиоризма,
Дополнительная информация
Специализация Психология
Специализация Психология Семестр 1 Семестр 2 Введение в проведение исследований Политика, власть и управление I Философия социальных наук Экономика, рынки и организации I Закон о риторике,
Дополнительная информация
.
дифференциальная психология — определение — английский
Примеры предложений с «дифференциальной психологией», память переводов
Показаны страницы 1. Найдено 192 предложения с фразой дифференциальная психология.Найдено за 8 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Найдено за 0 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они поступают из многих источников и не проверяются. Имейте в виду.
.