детская психология — это… Что такое детская психология?
(англ. child psychology) — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией, теснейшим образом связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, особенно с физиологией высшей нервной деятельности.
Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребенка необходимо для эффективного управления этим процессом в соответствии с целями обучения и воспитания.
Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см. Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.
Д. п. использует методы исследования, разработанные в общей психологии, но характер их применения меняется в зависимости от специфики задач Д. п. и возраста испытуемых.
При изучении возрастных особенностей личности ребенка проводятся т. н. поперечные и продольные исследования. В 1-м случае один и тот же психический процесс исследуется одновременно у детей разных возрастных групп. Во 2-м осуществляется длительное, многолетнее изучение психологических особенностей одних и тех же детей. Это позволяет, в частности, проследить общий ход развития их психики. (См. Лонгитюдное исследование, Стратегия изучения психического развития.)
Д. п. разрабатывает стандартизованные методы психологической диагностики, позволяющие устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерный для каждого возрастного этапа.
Оформление Д. п. как самостоятельной области знания началось в середине XIX в. под влиянием запросов педагогической практики, в связи с разработкой объективных методов психологических исследований. В конце XIX — нач. XX в. в Д. п. произошел переход от накопления эмпирического материала в виде дневниковых записей к созданию обобщающих работ о психическом развитии ребенка (В. Штерн, К. Коффка, К. Бюлер, А. Бине, А. Гезелл и др.). В области Д. п. проводили исследования А. Валлон, Р. Заззо и др. (Франция), М. Вернон, О’Коннор и др. (Англия), С. Холл, Дж. Брунер, Г. Стивенсон и др. (США). Широкую известность получили исследования Ж. Пиаже и его сотрудников (Швейцария).
В России основы Д. п. были заложены в трудах И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского. Существенный вклад в ее развитие внесли работы П. Ф. Каптерева, И. А. Сикорского, А. П. Нечаева, А. Ф. Лазурского, В. М. Бехтерева и др. Важнейшие идеи и положения по Д. п. были сформулированы в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Систематические исследования по психологии детей раннего возраста проводили Н. М. Щелованов, Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина, по психологии ребенка-дошкольника — А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, по психологии школьников — А. А. Смирнов, Г. С. Костюк, П. И. Зинченко, Н. А. Менчинская, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин и др.
Д. п. решающее значение в психическом развитии ребенка придает усвоению им исторически сложившихся форм человеческой деятельности. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения: у них формируются фундаментальные способности и качества личности. Созревание природных анатомофизиологических особенностей организма и н. с. ребенка — предпосылка его психического развития. Однако это созревание еще не определяет ни содержания, ни структуры формирующихся у ребенка специфически человеческих свойств и способностей (напр., речевого и музыкального слуха, логического мышления и т. п.).
Усвоение детьми общественного опыта происходит в форме активного осуществления различных видов деятельности. При овладении ребенком каждым видом деятельности наблюдается закономерный переход от усвоения внешних, материальных действий с предметами к выполнению внутренних, умственных действий, позволяющих ориентироваться в соответствующей области действительности. Ориентировочные компоненты целостной деятельности лежат в основе адекватных представлений и понятий ребенка о предметах окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей (см. Воля).
Психическое развитие ребенка — процесс, включающий моменты «самодвижения», возникновения и преодоления противоречий, закономерного перехода от одной качественной ступени к др. Возрастные периоды (ступени), хотя и связаны с созреванием организма, определяются местом, занимаемым ребенком в системе человеческих отношений (социальной ситуацией развития, по Выготскому), характерными для него типами деятельности. Выделение качественного своеобразия различных ступеней развития и определение их возрастных границ являются задачей возрастной периодизации психического развития. Психологические особенности ступеней развития изменяются в ходе культурно-исторического развития (общества). Главное значение для характеристики ступеней развития ребенка имеют не количество усвоенных знаний и умений или особенности отдельных психических процессов (они могут меняться в самых широких пределах), а специфическая для каждого возраста внутренняя позиция ребенка, его отношение к окружающему, а также своеобразие тех способов, при помощи которых ребенок открывает, познает новые стороны окружающего мира.
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
Детская психология — это… Что такое Детская психология?
отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высшей нервной деятельности (См. Высшая нервная деятельность) ребёнка. Изучение происхождения и развития психических процессов в онтогенезе проливает свет на их природу и, т. о., способствует решению вопросов общей психологии, а также некоторых философских проблем. В. И. Ленин относил историю умственного развития ребёнка к тем областям знания, на основе которых должны строиться материалистическая диалектика и теория познания. Исследования в области Д. п. имеют важное значение для педагогической практики, поскольку знание условий и закономерностей психического развития ребёнка необходимо для сознательного управления этим процессом. Исследования различных форм аномального развития психики очень важны для дефектологии и детской психиатрии.
Предметом Д. п. является изучение условий и движущих причин онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), а также различных видов детской деятельности (игр, труда, учения), формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей.
Отдельные психические процессы развиваются не самостоятельно, а как свойства целостной личности ребёнка, который обладает определёнными природными задатками и который живёт, действует и воспитывается в определённых социальных условиях. В процессе превращения беспомощного младенца в самостоятельного взрослого человека, являющегося полноценным членом общества, происходит и развитие психики ребёнка, усложняется и совершенствуется отражение им объективной действительности.
В соответствии с таким диалектико-материалистическим пониманием предмета Д. п. её исследования направлены не только на констатацию происходящих в психике возрастных изменений, но и на выяснение лежащих в их основе механизмов, а также на установление закономерных зависимостей этих изменений от условий жизни и деятельности ребёнка, от его взаимоотношений с окружающими людьми.
К числу методов, используемых в Д. п., относятся: систематическое наблюдение, беседы, собирание и анализ продуктов детской деятельности (рисования, лепки, конструирования, литературного творчества), а также различные виды эксперимента. Важную роль играет также психологическое изучение опыта воспитателей и учителей.
Изучение проблем Д. п. проводится либо в форме «продольного исследования» (изучается общее психическое развитие или развитие отдельных психических процессов у одних и тех же детей на протяжении более или менее продолжительного периода их жизни), либо в форме «поперечных срезов» (один и тот же психический процесс изучается с помощью относительно кратковременных экспериментов у различных групп детей, стоящих на различных возрастных ступенях своего развития).
Д. п., долгое время развивавшаяся внутри общей психологии, выделилась в самостоятельную отрасль знания в середине 19 в. Это обусловливалось возросшими требованиями педагогической практики и было связано с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина, разработкой объективных, экспериментальных методов психофизиологических исследований и т.д. В ранний период становления Д. п. происходило первоначальное накопление эмпирического материала путём проведения дневниковых записей наблюдений за развитием отдельных детей. Позднее были предприняты экспериментальные исследования в области Д. п. и начались систематизация и осмысление накопленного материала. Появились обобщающие труды по Д. п. (В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, А. Гезелль и др.).
Время формирования Д. п. совпало с периодом кризиса методологических основ буржуазной науки вообще и психологической науки в частности. В связи с этим в западноевропейской и американской Д. п., наряду с прогрессивными, материалистическими тенденциями (ярким выразителем которых является, например, выдающийся психолог-коммунист А. Валлон), широкое распространение получили различного рода идеалистические и вульгарно-механистические концепции, трактовавшие фактические данные в духе субъективной, эмпирической психологии (См. Эмпирическая психология), вюрцбургской школы (См. Вюрцбургская школа), Персонализма, Фрейдизма, гештальтпсихологии (См. Гештальтпсихология), Бихевиоризма и т.д. Вместе с тем продолжалось накопление фактического материала, и в последние десятилетия были достигнуты определённые успехи в экспериментальных исследованиях по проблемам Д. п., в особенности в области изучения развития познавательных процессов у детей (Ж. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Брунер и др.).
В русской дореволюционной Д. п. различного рода реакционным идеалистическим концепциям, пользовавшимся поддержкой царского правительства и буржуазно-помещичьей верхушки, противостояло прогрессивное, материалистическое направление, которое складывалось под влиянием передовых идей революционных демократов и успехов естествознания. В 60-е гг. 19 в. И. М. Сеченов выдвинул положение о рефлекторном происхождении психических процессов и о их формировании у детей под влиянием условий жизни и воспитания. Важное значение для Д. п. имели труды К. Д. Ушинского и его последователей (П. Ф. Каптерев и др.), которые связали изучение детской психики с разработкой педагогических проблем. Большую роль в развёртывании конкретных исследований по Д. п. и разработке объективных методов изучения развития детской личности сыграли П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев, Н. Н. Рыбников, Н. А. Сикорский и др.
После Великой Октябрьской социалистической революции Д. п. развивалась на теоретической основе диалектического материализма. Большую роль в разработке проблемы физиологических основ психического развития сыграли исследования учеников И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, занимавшихся изучением высшей нервной деятельности у детей. Первые попытки подойти к проблемам Д. п. с позиций марксизма-ленинизма были сделаны в 20-х гг. К. Н. Корниловым и П. П. Блонским. В дальнейшем Л. С. Выготский совместно с А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым и другими начал теоретическую и экспериментальную разработку проблем общественно-исторической обусловленности психического развития ребёнка и изучение роли усвоения общественного опыта в онтогенетическом формировании высших, специфически человеческих психических процессов. На основе этих исследований было выдвинуто весьма существенное в теоретическом и практическом отношении положение о ведущей роли обучения в психическом развитии ребёнка, о «ближайшей зоне развития» и т.д.
Несмотря на достижения советских учёных-психологов, Д. п. в этот период имела и ряд существенных недостатков, связанных с некритическим использованием зарубежных идеалистических и механистических концепций, что сказывалось главным образом в значительном влиянии педологии (См. Педология). Для начавшегося в 30-х гг. преодоления этих недостатков важное значение имела разработка проблемы роли деятельности в психическом развитии (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Проводились интенсивные исследования содержания и структуры различных видов детской деятельности (игра, труд, учение) и их влияния на развитие восприятия (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов, Д. Г. Элькин), памяти (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов), мышления (П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин), развитие речевой системы и её регулирующей роли в поведении (А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец), а также на формирование самосознания (Б. Г. Ананьев) и качеств личности ребёнка (Л. И. Божович, В. Н. Мясищев и др.).
Условия возникновения установок личности и их влияние на протекание психических процессов у ребёнка изучаются грузинской психологической школой (Д. Н. Узнадзе, Р. Г. Натадзе, Б. И. Хачапуридзе и др.).
Если в 30—40-е гг. внимание уделялось главным образом констатации глобальной зависимости протекания и развития психических процессов у ребёнка от характера и структуры его деятельности, то в 50-х гг. в ряде работ (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. А. Смирнов, Б. М. Теплов и др.) началось изучение внутренней природы этих зависимостей и механизмов формирования психического отражения в человеческом онтогенезе. При разработке этих проблем советские психологи опирались на положение И. П. Павлова о рефлекторной природе психики и о роли ориентировочных рефлексов в образовании временных связей. В проведённых психологических исследованиях было обнаружено, в частности, особое значение ориентировочной основы действий в онтогенезе психических процессов (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) и закономерный, поэтапный ход их формирования у ребёнка с последовательными переходами от внешних, материальных действий к действиям идеальным, совершаемым в уме в плане представлений и понятий (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.). Проведённые в последние годы исследования формирования психических процессов и свойств личности у ребёнка (Л. И. Божович, Л. В. Занков, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия), а также упомянутые выше работы создали необходимые психологические основы для разработки новых, более эффективных методов обучения, которые позволяют детям усваивать такие знания и овладевать такими способами действий, которые ранее считались малодоступными.
Вместе с тем эти исследования позволили обнаружить значительно большие, чем это предполагалось до сих пор, возрастные психофизиологические возможности дошкольников и младших школьников, что позволило определить психологические критерии обогащения познавательного содержания программ дошкольного воспитания и начального обучения и наметить более высокие требования к воспитательно-образовательной работе детского сада и начальных классов школы (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).
Признание детерминированности психического развития объективными условиями существования и подчёркивание ведущей роли обучения в этом процессе не означают отрицания внутренней логики этого развития, известной его «спонтанности». На разных возрастных ступенях дети оказываются особо чувствительными, «сензитивными», к усвоению определённых содержаний, в то время как другие усваиваются ими плохо или вовсе не усваиваются (Л. С. Выготский). В процессе развития обнаруживаются противоречия; например, противоречия между новыми возросшими психофизиологическими возможностями ребёнка и старыми, ранее сложившимися видами деятельности и формами взаимоотношений с окружающими людьми. Такого рода противоречия могут с особой остротой обнаружиться в периоды «возрастных кризисов» (например, в период кризиса подросткового возраста). Сложная и мало разработанная проблема внутренних противоречий развития ребёнка, имеющая важнейшее значение для диалектико-материалистического понимания онтогенеза человеческой психики, освещается в работах Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.
Лит.: Сеченов И. М., Избр. Произв., 2 изд., М., 1958; Ушинский К. Д., Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. соч., т. 8—9, М. — Л., 1950; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Выготский Л. С., Избр. психологические исследования…, М., 1956; его же, Развитие высших психических функций, М., 1960; Блонский П. П., Избр. психологические произведения, М., 1964; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, [2 изд.], М., 1965; Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребёнка. [Сб. статей], отв. ред. А. Р. Лурия, т. 1—2, М., 1956—58; Вопросы детской психологии, ч. 1—2, отв. ред. Б. Г. Ананьев, «Изв. АПН РСФСР», 1948, в. 17—18; Обучение и развитие. [Сб. статей], М., 1966; Левитов Н. Д., Детская и педагогическая психология, М., 1958; Люблинская А. А., Очерки психического развития ребёнка. (Ранний и дошкольный возраст), М., 1959; Менчинская Н. А., Развитие психики ребёнка. Дневник матери, [2 изд.], М., 1957; Эльконин Д. Б., Детская психология (развитие ребёнка от рождения до семи лет), М., 1960; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960; Психология детей дошкольного возраста, под ред. Запорожца А. В. и Эльконина Д. Б., М., 1964; Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968; Штерн (Стерн) В., Психология раннего детства до шестилетнего возраста, пер. с нем., 2 изд., П., 1922; Пиаже Ж., Речь и мышление ребёнка, пер. с франц., М. — Л., 1932; Валлон А., От действия к мысли, пер. с франц., М., 1956; Пирьов Г. Д., Детская психология и дефектология, [2 изд.], София, 1959; Пиаже Ж. и Инельдер Б., Генезис элементарных логических структур, пер. с франц., М., 1963; Пиаже Ж., Избр. психологические труды, пер. с франц., [М., 1969]; Исследование развития познавательной деятельности, под ред. Дж. Брунера [и др.], пер. с англ., М., 1971; Piaget J., La formation du symbole chez l’enfant, 2 éd., Nchât. — P., [1959]; Carmichael L., Manual of child psychology, ed. by P. Н. Mussen, 3 ed., v. 1 — 2, N. Y., 1970; Wallon H., L’évolution psychologique de l’enfant, 4 éd., P., 1952; Baldwin A., Theories of child development, N. Y., 1967.
А. В. Запорожец.
Детская психология — это… Что такое Детская психология?
Размещение текста, ранее находившегося на этой странице, возможно, нарушает авторские права. Ранее удалённый текст был опубликован в следующем источнике:
- http://mirslovarei.com/content_psy/DETSKAJA-PSIXOLOGIJA-1367.html
(проверьте дату предполагаемого источника в Архиве Интернета и сравните с датой внесения правок в статью).
Если вы хотите переписать статью, делайте это здесь: Детская психология/Temp.
Эта страница внесена в категорию «Википедия:Возможное нарушение авторских прав».
В обсуждение участнику, создавшему эту статью, следует выставить сообщение {{subst:nothanks cv|Детская психология|url=http://mirslovarei.com/content_psy/DETSKAJA-PSIXOLOGIJA-1367.html}} —~~~~
Вниманию участника, разместившего эту статью
Не редактируйте её сейчас, даже если вы собираетесь её переписать (следуйте указаниям ниже).
Если владелец авторских прав на указанный выше материал разрешает использовать его на условиях GNU FDL, или если правообладателем являетесь вы, пожалуйста, действуйте согласно описанию на странице ВП:ДОБРО.
Если же разрешения на использование этого материала нет, то просим вас:
- либо написать хотя бы хорошую болванку статьи на этой подстранице,
- либо оставить всё как есть, и тогда статья будет удалена.
Не следует копировать нарушающий авторские права текст на указанную подстраницу и редактировать его. Если факт нарушения авторских прав подтвердится, статья будет удалена вместе с подстраницей. Если вы взялись за написание новой статьи, не забудьте сообщить об этом на странице обсуждения.
В случае если новый текст написан не будет, эта статья будет удалена через одну неделю после появления настоящего предупреждения.
Исходный (возможно, нарушающий авторские права) текст этой статьи можно найти в истории изменений.
Обратите внимание, что размещение в Википедии материалов, автор которых не дал явного разрешения на их использование в соответствии с лицензией GNU FDL, может являться нарушением законов об авторском праве. К участникам Википедии, систематически допускающим размещающие таких текстов, могут быть применены меры по техническому ограничению возможности редактировать страницы проекта.
Несмотря ни на что, мы всегда рады вашим оригинальным статьям.
Спасибо.
Если вы автор этой статьи, прочтите руководство к дальнейшему действию
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — это… Что такое ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ?
- ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
- ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
-
отрасль психологии, которая изучает духовно-душевное развитие ребенка от рождения до наступления зрелости, т.е. примерно до 12 лет жизни. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь, специфические особенности развития (поведение в обществе, самоутверждение, упрямство), детские игры, признаки начинающейся половой зрелости. Методы детской психологии: либо наблюдения – систематические, периодические или длительные, либо экспериментальные исследования. Создателем детской психологии был Дитрих Тидеманн, опубликовавший в 1787 «Наблюдения над развитием душевных наклонностей ребенка» («Beobachtungen ьber die Entwicklung der Seelenfдhigkeiten bei Kindern»). В настоящее время развитие детской психологии существенно обогащено психоанализом и индивидуальной психологией, особенно в Северной Америке (Стенли Холл, Барнес, Трейси, Дж. М. Болдуин, Уотсон и др.).
Философский энциклопедический словарь.
2010.
.
- ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ
- ДЕФИЦИЕНТНЫЙ
Смотреть что такое «ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» в других словарях:
детская психология — Этимология. Происходит от греч. psyche душа, logos учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Посвящена исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия… … Большая психологическая энциклопедия
Детская Психология — отрасль психологии, посвященная исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических п … Психологический словарь
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка. Исследования в области Д. п. имеют большое значение для педагогической практики, определения программы и методов учебно воспитательной работы … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Детская психология — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной… … Большая советская энциклопедия
Детская психология — Текст удалён из статьи из за подозрения в нарушении авторских прав Размещение текста, ранее находившегося на этой странице, возможно, нарушает авторские права. Ранее удалённый текст был опубликован в следующем источнике:… … Википедия
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики ребенка и психологические особенности детей различных возрастов. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь, специфические… … Профессиональное образование. Словарь
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели: 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять,… … Энциклопедия Кольера
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психич. развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с пед. психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высш. нервной… … Российская педагогическая энциклопедия
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Обычно употребляется как наиболее нейтральный общий термин для обозначения межотраслевой дисциплины, которая исследует ребенка любым из большого количества системных методов. Конкретный подход, применяемый одним детским психологом, может резко… … Толковый словарь по психологии
Детская психология — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Исследования в области Д.п. имеют важное значение для педагогической практики, определения программ и методов учебно воспитательной работы, осуществления… … Педагогический терминологический словарь
Детская психология (child psychology) — это… Что такое Детская психология (child psychology)?
Д. п. изучает личность и поведение детей, обычно с того момента, как родители дают жизнь ребенку, и до достижения им половой зрелости (пубертата). Хотя нек-рые теоретики и исследователи включают в определения Д. п. еще и юность, большинство совр. авторов рассматривают период юности как отдельную область изучения. В прошлом Д. п. имела отношение и к нормальному, и к аномальному поведению, и за свою историю вобрала в себя как различные теории, так и рез-ты исслед. в области развития, воспитания и обучения детей, а тж в сфере детской психотерапии и консультирования.
В сферу исследовательских интересов детских психологов входят соц. и эмоциональное развитие, физ. рост и совершенствование моторного поведения, научение и интеллектуальный рост, языковое развитие и развитие личности. Одни исследователи ограничивают свою работу рамками конкретного возрастного периода, такого как младенчество, пренатальный период, новорожденность или школьные гг. Др. сосредоточиваются на происходящих с возрастом изменениях в таких психол. конструктах, как познание, социализация, агрессия, зависимость, нравственное поведение, научение или достижение. Нек-рые темы — скажем, языковое развитие, — изучались как в аспекте возрастных особенностей конкретного поведения (напр., словарный запас, характерный для данного возраста, употребление определенных частей речи и т. д.), так и в аспекте психол. конструктов (напр., языковая социализация, язык и познание).
В дидактических целях период детства обычно делят на неск. подпериодов, или стадий. Пренатальный период можно разделить на стадию зиготы (от 0 до 2 недель), стадию эмбриона (от 2 недель до 2 месяцев) и стадию плода (от 2 месяцев до рождения). Аналогично, постнатальный период можно разделить на младенчество, дошкольный возраст (раннее детство), среднее детство и позднее детство.
История детской психологии
В связи с Д. п. можно рассматривать, по меньшей мере, 4 вида истории. Онтогенетическая история — история организма от зачатия до смерти — составляет основу данных о челов. развитии. Филогенетическая история относится к эволюционному развитию вида.
Третий вид истории касается изменений понятия «детство», происходящих со временем. Данное понятие связано с социокультурной историей семьи. Филип Мюллер выделил 4 периода в культурной истории семьи, соотнеся их с меняющимися взглядами на ребенка.
Первый период: до 1750 г. Рождение и смерть ребенка были «естественными». Не существовало ни системы родовспоможения, ни достаточно эффективной медицины для поддержания жизни новорожденных. Поскольку процент младенческой смертности был весьма высок, к детям относились как к чему-то временному и легко заменимому, а потому не придавали им особого значения. Предполагалось, что в такой суровой обстановке дети быстро вырастают, и потому с ними обращались в значительной мере как с маленькими взрослыми.
Второй период: с 1750 по 1880 гг. На детство стали смотреть как на период невинности: детей начали оберегать от суровых реалий взрослой жизни и считать их, как предлагал Руссо в своем «Эмиле», особыми существами, со своими собственными потребностями, специфичными для каждой стадии возрастного развития.
Третий период: с 1880 по 1930 гг. К концу XIX в. начал резко падать уровень рождаемости. С появлением нуклеарной семьи как осн. воспроизводящей, общественной и культурной единицы родители стали больше заниматься воспитанием и обучением своих детей. Поощрения и наказания определялись желанием внушить детям строгие моральные принципы.
Четвертый период: с 1930 г. по настоящее время. Согласно Мюллеру, семья наконец-то достигла в своем развитии стадии, на к-рой ребенку позволили занять привилегированное положение. На ребенка больше не смотрят как на легко заменимый, временный предмет потребления, и его больше не эксплуатируют как дешевую рабочую силу. Если продолжать сравнение, то теперь ребенок приобрел влиятельное положение «маленького принца», вокруг к-рого крутятся представители разных профессий, значительная часть рынка услуг и, естественно, большое количество законов. Т. о., характеристики семьи и наши представления о том, что значит быть ребенком, изменялись вместе с изменением демографической структуры населения нашей планеты.
Четвертый вид истории, имеющий отношение к Д. п., — это ее собственная история развития. Большинство исслед. процессов развития касалось переменных или логических конструктов, интеллектуальный интерес к к-рым зародился еще в античной философии. Зачатки психологии сложились в философии и физиологии, и Д. п. не составляет исключения. Древнегреческие авторы описывали стадии развития и процесс социализации, а тж рассматривали такие практ. вопросы, как правильное воспитание (и обучение) детей. Однако начало Д. п. как науки можно связать с появлением «детских биографий», представлявших собой записи точных наблюдений (к-рые часто велись родителями) за развитием конкретного ребенка.
Совр. влияния на Д. п. связаны с прогрессом в тестировании, а тж с развитием клинических центров помощи детям и родителям и крупных университетских центров исслед. детского поведения.
Теории в детской психологии
Поначалу теории Д. п. были преимущественно имплицитными. Поскольку на детей смотрели как на маленьких взрослых, то не было необходимости и в особых логических конструктах для объяснения их поведения. Вплоть до конца XIX в. и приобретения психологией статуса официальной дисциплины никаких широко известных теорий поведения ребенка не существовало. Одним из первых детских психологов был Гренвилл Стэнли Холл, предложивший биогенетическую теорию, согласно к-рой поведение, в основном, определяется биолог. развитием и генетической предрасположенностью.
Создатель психоан. Зигмунд Фрейд придавал важное значение средовым и особенно соц. факторам в развитии поведения и личности ребенка. Фрейд одним из первых подчеркнул влияние раннего опыта на последующее поведение и роль бессознательного в объяснении поведения. Он постулировал, что люди в своем развитии проходят ряд психосексуальных стадий, к-рые определяются специфическим способом выражения либидо, или психич. сексуальной энергии.
Жан Пиаже создал, вероятно, главную теорию, претендующую на объяснение когнитивного развития. Подход Пиаже к когнитивному развитию можно назвать стадиальным, поскольку каждая последующая ступень развития соотносится со все более сложным способом регистрации и обработки информ. индивидуумом, а тж ассимиляцией ее в ранее развитые ментальные структуры.
Представители теории научения склонялись к тому, чтобы рассматривать поведение детей как базирующееся на средовых факторах, а не на факторах организма, и, подобно Фрейду, отводили организму скорее пассивную, чем активную роль в собственном развитии. Появление теории социального научения было в известном отношении рез-том стремления объединить психоаналитические понятия с понятиями классической теории научения.
Методы исследования в детской психологии
С того времени, когда Д. п. была представлена «детскими биографиями», ее теория и методы достигли значительного прогресса. Если дело касалось возрастных изменений к.-л. черты или поведения, для их изучения использовались два подхода. При лонгитюдном подходе исследователи наблюдают одних и тех же испытуемых на протяжении интересующего их отрезка времени и отмечают происходящие с возрастом изменения. При применении метода поперечных срезов исследователь производит замеры у испытуемых разного возраста. У каждого из этих подходов свои преимущества и ограничения. Нек-рые авторы предложили использовать комбинацию этих двух подходов в качестве более действенного метода, обладающего меньшим количеством недостатков.
В Д. п. использовалось и используется множество конкретных методов исслед., в т. ч. анкеты, интервью, различные виды оценок (даваемых учителями, сверстниками и родителями), наблюдение, проективные методики, тесты личности и интеллекта и эксперименты.
Спорные вопросы психологии развития
Противоположные взгляды на ребенка как на субъекта действий или объект воздействий продолжают оставаться в Д. п. предметом острых разногласий и барьером, разделяющим теоретиков и экспериментаторов. Важным аспектом для детских психологов яв-ся тж относительное влияние на поведение ребенка средовых и генетических факторов. Наконец, детские психологи расходятся в отношении важности выделения стадий развития: одни теоретики понимают развитие как прохождение дискретных стадий, тогда как др. предполагают непрерывное развертывание личности и поведения с возрастом.
См. также Стадии развития поведения ребенка, Развитие в раннем детстве, Развитие младенца, Неонатальное развитие
Дж. П. Мак-Кинни
.
детская психология — это… Что такое детская психология?
- детская психология
отрасль психологии, изучающая факты, закономерности психического развития детей.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
- Детоубийство
- Детская речь
Смотреть что такое «детская психология» в других словарях:
детская психология — Этимология. Происходит от греч. psyche душа, logos учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Посвящена исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия… … Большая психологическая энциклопедия
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, которая изучает духовно душевное развитие ребенка от рождения до наступления зрелости, т.е. примерно до 12 лет жизни. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь,… … Философская энциклопедия
Детская Психология — отрасль психологии, посвященная исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических п … Психологический словарь
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка. Исследования в области Д. п. имеют большое значение для педагогической практики, определения программы и методов учебно воспитательной работы … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Детская психология — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной… … Большая советская энциклопедия
Детская психология — Текст удалён из статьи из за подозрения в нарушении авторских прав Размещение текста, ранее находившегося на этой странице, возможно, нарушает авторские права. Ранее удалённый текст был опубликован в следующем источнике:… … Википедия
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики ребенка и психологические особенности детей различных возрастов. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь, специфические… … Профессиональное образование. Словарь
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели: 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять,… … Энциклопедия Кольера
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психич. развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с пед. психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высш. нервной… … Российская педагогическая энциклопедия
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Обычно употребляется как наиболее нейтральный общий термин для обозначения межотраслевой дисциплины, которая исследует ребенка любым из большого количества системных методов. Конкретный подход, применяемый одним детским психологом, может резко… … Толковый словарь по психологии
Детская психология — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Исследования в области Д.п. имеют важное значение для педагогической практики, определения программ и методов учебно воспитательной работы, осуществления… … Педагогический терминологический словарь
Детская Психология — это… Что такое Детская Психология?
- Детская Психология
- Детская психология — отрасль психологии, посвященная исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа — являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических п
Психологический словарь.
2000.
- Детская Гиперактивность
- Детские Притязания
Смотреть что такое «Детская Психология» в других словарях:
детская психология — Этимология. Происходит от греч. psyche душа, logos учение. Категория. Раздел психологии. Специфика. Посвящена исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия… … Большая психологическая энциклопедия
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, которая изучает духовно душевное развитие ребенка от рождения до наступления зрелости, т.е. примерно до 12 лет жизни. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь,… … Философская энциклопедия
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка. Исследования в области Д. п. имеют большое значение для педагогической практики, определения программы и методов учебно воспитательной работы … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Детская психология — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией (См. Педагогическая психология). Тесно связана с педагогикой (См. Педагогика), а также с возрастной… … Большая советская энциклопедия
Детская психология — Текст удалён из статьи из за подозрения в нарушении авторских прав Размещение текста, ранее находившегося на этой странице, возможно, нарушает авторские права. Ранее удалённый текст был опубликован в следующем источнике:… … Википедия
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики ребенка и психологические особенности детей различных возрастов. Предметом ее исследований являются первые инстинктивные и произвольные поступки ребенка, детская речь, специфические… … Профессиональное образование. Словарь
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития ребенка. Исследование детского поведения преследует две цели: 1) понять самого ребенка, то, как он реагирует на различные ситуации, чувствует, думает и воспринимает, и 2) понять,… … Энциклопедия Кольера
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психич. развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с пед. психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высш. нервной… … Российская педагогическая энциклопедия
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Обычно употребляется как наиболее нейтральный общий термин для обозначения межотраслевой дисциплины, которая исследует ребенка любым из большого количества системных методов. Конкретный подход, применяемый одним детским психологом, может резко… … Толковый словарь по психологии
Детская психология — отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Исследования в области Д.п. имеют важное значение для педагогической практики, определения программ и методов учебно воспитательной работы, осуществления… … Педагогический терминологический словарь
Что такое детская психология? (с иллюстрациями)
Детская психология — это раздел психологии, который фокусируется на детях от младенчества до подросткового возраста. Эта дисциплина охватывает широкий спектр тем в психологии, включая аномальную психологию, социальную психологию, психологию развития и т. Д. Специалист, специализирующийся на детях, известен как детский психолог, и он или она может работать консультантом, исследователем в исследованиях, призванных помочь людям лучше понять детей, или советником академических и социальных программ, касающихся детей.
Психологи в области детской психологии изучают многие вопросы детства, в том числе то, как дети учатся.
В детской психологии решается огромный круг вопросов. Психологи изучают, как дети учатся, как развиваются различные модели поведения, влияние окружающей среды на развитие детей и многие другие темы.Дети становятся сложными, а иногда и спорными объектами исследования, потому что они не могут дать согласие так же, как это делают взрослые, и поэтому исследования должны быть тщательно построены.
Детские психологи часто используют игровую терапию, чтобы помочь маленькому ребенку выразить свои эмоции.
Существует множество форм прикладной детской психологии, в которых психолог активно работает с детьми. Специалист может предоставлять услуги детям с особыми потребностями, например, помогая детям с ограниченными возможностями обучения, физическими недостатками и другими проблемами. Детские психологи также помогают детям с психологическими проблемами консультировать, лечить и давать рекомендации психиатрам, которые могут назначить лекарства и другие виды лечения.Другие могут разработать планы обучения, призванные помочь детям эффективно учиться, или работать с теми, кто переживает психологическую травму, такую как потеря одного из родителей, внезапный переезд, война или стихийное бедствие.
Некоторые детские психологи могут разработать планы обучения, чтобы помочь детям эффективно учиться.
Темы психиатрических исследований также разнообразны. Многих интересует, как люди созревают, от младенчества до старости, и многие из этих исследователей изучают детскую психологию. Глядя на то, когда дети осваивают язык, как дети познают мир и как они развивают личную мораль, можно найти интересные ключи к разгадке человеческой природы. Эмоциональное развитие детей так же интересно, как и их физическое развитие, и многих людей заинтриговали прорывные моменты в развитии ребенка, такие как момент, когда дети начинают осознавать себя, или время, когда они начинают различать добро и зло.
Детские психологи могут работать с детьми, которые подверглись насилию.
Тот, кто хочет изучать эту область, обычно начинает на уровне бакалавриата, берет базовые вводные классы психологии и, в частности, переходит в область детской психологии.В зависимости от того, хочет ли студент заниматься прикладной психологией или исследованиями, он или она может пройти курсы повышения квалификации и пройти сертификацию, которая позволяет студенту работать с пациентами. Занятость в этой сфере очень разнообразна, и компенсация, как правило, довольно благоприятная.
Детский психолог может помочь ребенку справиться с лекарствами, которые он принимает.
Большинство людей в этой области также выбирают конкретный возрастной диапазон, чтобы сосредоточиться, например, на психологии подростков или развитии младенцев. Поскольку дети растут и меняются очень быстро, выбор определенного диапазона для изучения позволяет получить более глубокие знания. Люди также могут углубиться в конкретные темы, такие как ненормальная психология, психофармакология, педагогическая психология и психопатология, среди других.
Некоторые детские психологи работают в качестве консультантов или исследователей, чтобы лучше понять поведение детей..
Детская Психология | Статья о детской психологии в The Free Dictionary
— раздел психологии, изучающий факты и закономерности психологического развития детей и разделяющий ряд проблем с педагогической психологией.
Детская психология тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности детей. Изучение происхождения и развития психологических процессов в онтогенезе проливает свет на природу этих процессов, облегчая решение проблем общей психологии, а также некоторых философских проблем.По мнению В. И. Ленина, история умственного развития детей была одной из областей знания, на основе которых должны строиться материалистическая диалектика и теория познания. Исследования в области детской психологии важны для педагогической работы, потому что знание условий и закономерностей психологического развития детей необходимо для осознанного направления образовательного процесса. Исследования различных форм неправильного развития психики очень важны как для дефектологии, так и для детской психиатрии.
Объектом детской психологии является изучение условий и движущихся причин, лежащих в основе онтогенеза психики человека, развития различных психологических процессов (когнитивных, волевых и эмоциональных) и различных видов деятельности (игры, работы и т. Д.). исследование), формирование личностных качеств, возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей.
Познавательные, волевые и эмоциональные процессы развиваются не независимо, а как особенности целостной личности ребенка, имеющего определенные природные наклонности и живущего, действующего и воспитываемого в определенных социальных условиях.В процессе превращения беспомощного младенца в самостоятельного взрослого, являющегося полноправным членом общества, психика ребенка развивается, и отражение в нем объективной реальности становится более сложным и точным. В соответствии с этим диалектико-материалистическим пониманием детской психологии, ее изучение направлено не только на выяснение возрастных изменений, происходящих в психике, но и на объяснение механизмов, на которых эти изменения основаны, и установление их закономерной зависимости от условий жизни. жизнь и деятельность ребенка и его взаимодействие с окружающими его людьми.
Методы, используемые в детской психологии, включают систематическое наблюдение, интервью, сбор и анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, модели, эскизы и письменные работы), а также различные типы экспериментов. Также важно психологическое изучение опыта воспитателей и воспитателей детей.
Проблемы детской психологии могут быть изучены путем расширенного исследования, которое включает изучение общего психологического развития или развития отдельных психологических процессов у одних и тех же детей в течение более или менее продолжительного периода их жизни.Другой метод исследования — это поперечное сечение, в котором один и тот же психологический процесс изучается с помощью относительно краткосрочных экспериментов на разных группах детей разного возраста.
Детская психология, которая долгое время развивалась в рамках общей психологии, в середине 19 века стала самостоятельной отраслью знаний. Его выделение в отдельную область было обусловлено растущими потребностями педагогической работы и было связано с появлением теории эволюции Дарвина и развитием объективных экспериментальных методов психофизиологических исследований.В ранний период развития детской психологии эмпирическая информация собиралась в дневниках наблюдений за развитием отдельных детей. Позже были предприняты экспериментальные исследования детской психологии, и собранный материал стал систематизироваться и интерпретироваться. Общие работы по детской психологии опубликовали В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, А. Гезелл.
Детская психология развивалась в период кризиса методологических основ буржуазной науки в целом и психологии в частности.В связи с этим периодом кризиса в детской психологии Западной Европы и Америки получили распространение различные типы идеалистических, грубо механистических концепций. Эти концепции трактовали фактические данные в духе объективной эмпирической психологии, школы Вюрцбурга, персонализма, фрейдизма, гештальтпсихологии и бихевиоризма. В то же время в детской психологии Западной Европы и Америки проявились прогрессивные, материалистические тенденции, которые ярко проявились в трудах выдающегося психолога-коммуниста Х.Валлон. Продолжался сбор фактических материалов. В последние десятилетия были достигнуты определенные успехи в экспериментальных исследованиях проблем детской психологии, особенно в изучении развития познавательных процессов у детей (Ж. Пиаже, Б. Инелдер, Дж. Брунер).
В детской психологии дореволюционной России различным реакционным идеалистическим концепциям, пользовавшимся поддержкой царского правительства и буржуазного помещичьего сословия, противостояла прогрессивная материалистическая школа, сформировавшаяся под влиянием достижений науки и прогрессивных идей революционных демократов. .И. М. Сеченов предложил рефлекторное происхождение психических процессов и их формирование у детей под влиянием условий жизни и воспитания. Большое значение для детской психологии имели работы К. Д. Ушинского и его последователей (например, П. Ф. Каптерева), которые связали изучение детской психологии с решением педагогических задач. П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский, А. П. Нечаев, Н. Н. Рыбников, Н. А. Сикорский были среди тех, кто сыграл важную роль в разработке конкретных исследований по детской психологии и разработке объективных методов изучения развития личности ребенка.
После Великой Октябрьской социалистической революции детская психология развивалась на теоретической основе диалектического материализма. Важную роль в решении проблемы физиологических основ психологического развития сыграли работы учеников И. П. Павлова и В. М. Бехтерева, изучавших высшую нервную деятельность у детей. В 20-е годы прошлого века К. Н. Корнилов и П. П. Блонский сделали первые попытки подойти к проблемам детской психологии с марксистско-ленинской точки зрения.Позднее Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев приступили к теоретической и экспериментальной обработке проблем социально-исторической обусловленности психологического развития ребенка, а также к изучению роли усвоения социального опыта в онтогенетическом развитии. формирование высших, собственно психологических процессов человека. На основе этого исследования было выдвинуто очень важное теоретическое и практическое положение о ведущей роли обучения в психологическом развитии ребенка и «ближайшей зоне развития».
Несмотря на достижения советских ученых и психологов, детская психология в этот период также страдала рядом серьезных недостатков, связанных с некритическим использованием чужих идеалистических и механистических концепций. Это выразилось прежде всего в большом влиянии почвоведения. Важное значение для преодоления этих недостатков сыграла трактовка А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейна проблемы роли деятельности в психологическом развитии — процесс, начавшийся в 30-е годы прошлого века.Интенсивно изучены содержание и структура различных видов детской деятельности (игра, работа, учеба) и их влияние на развитие восприятия (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Д.Г. Элькин. ), памяти (П. И. Зинченко, А. А. Смирнов) и мысли (П. Я. Гальперин, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская, Н. А. Меньчинская, Д. Б. Эльконин). Также были проведены исследования развития речевой системы и ее регулирующей роли в поведении (А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, А. В. Запорожец), а также о формировании самосознания (Б. Г. Ананьев) и качествах личности ребенка (Л. И. Божович, В. Н. Мясищев).
Условия возникновения детерминант личности и их влияние на течение психологических процессов у ребенка изучались грузинской психологической школой, в том числе Д. Н. Узнадзе, Р. Г. Натадзе, Б. И. Хачапуридзе.
В 1930–1940-е гг. Основное внимание уделялось установлению зависимости течения и развития психологических процессов у ребенка от характера и структуры его деятельности.В ряде исследований 1950-х гг. (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов) внутренняя природа этих зависимостей и механизмов становления психологической рефлексии в онтогенезе человека. При решении этих проблем советские психологи опирались на положение И. П. Павлова о рефлекторной природе психики и роли ориентировочных рефлексов в формировании временных связей.Проведенные психологические исследования выявили, в частности, особое значение ориентировочной основы действий в онтогенезе психологических процессов (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин). Исследования также показали закономерное, поэтапное формирование психологических процессов у ребенка с последовательными переходами от внешних, материальных действий к мыслительным действиям, которые завершаются в сознании на уровне понятий и концепций (А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин).Недавние исследования формирования психических процессов и личностных качеств детей Л.И. Божовичем, Л.В. Занковым, Г.С. Костюком, А.Н. Леонтьевым и А.Р. Лурия, а также упомянутые работы создали необходимые психологические основы для развития новых и более эффективные методы обучения, которые позволяют детям получать знания и осваивать способы действия, которые ранее считались недоступными для них.
Кроме того, эти исследования позволили показать психофизиологические возрастные возможности дошкольников и младших школьников, которые значительно выше, чем предполагалось ранее.Это, в свою очередь, позволило определить психологические критерии обогащения познавательного содержания программ дошкольной подготовки и начального обучения и выдвинуть более высокие требования к воспитательной и воспитательной работе в детских садах и младших классах (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин).
Признание того факта, что психологическое развитие определяется объективными условиями существования, и акцент на ведущей роли обучения в психологическом развитии детей не означает отрицания внутренней логики этого развития, известной как его спонтанность. .Дети разного возраста особенно восприимчивы или «чувствительны» к усвоению отдельных предметов, тогда как другие усваиваются плохо или совсем не усваиваются (Л. С. Выготский). Противоречия возникают в процессе развития (например, противоречия между новыми зрелыми психофизиологическими потенциалами у ребенка и старыми, ранее сформировавшимися видами деятельности и формами взаимодействия с окружающими его людьми). Такие противоречия могут очень ярко проявиться во время «возрастных кризисов» (например, во время подросткового кризиса).Сложная и недостаточно проработанная проблема внутренних противоречий в развитии ребенка — проблема, имеющая важнейшее значение для диалектико-материалистического понимания онтогенеза психики человека, — рассмотрена в трудах Г.С. Костюка, А.Н. Леонтьева, и Д.Б. Эльконин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сеченов И.М. Избр. произв ., 2-е изд. М., 1958.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Собр. соч ., тт. 8-9. Москва-Ленинград, 1950.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии , 2-е изд. М., 1946.
Выготский Л.С. Избр. психологические исследования. … Москва, 1956.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций . М., 1960.
Блонский П.С. Избр. Психологические производства . М., 1964.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики [2-е изд.].Москва, 1965.
Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка , т. 1-2. [Сборник статей.] Под ред. А.Р. Лурия. Москва, 1956-58.
Вопросы детской психологии , ч. 1-2. Под редакцией Б.Г. Ананьева. Изв. АПН РСФСР , 1948, вып. 17-18.
Обучение и развитие . [Сборник статей.] М., 1966.
Левитов Н. Д. Детская и педагогическая психология . Москва, 1958.
Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка . ( Ранрий и дошкольный возраст .) Москва, 1959.
Меньчинская Н.А., Развитие психики ребенка: Дневник материала [2-е изд.]. Москва, 1957.
Эльконин, Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до полулет) . Москва, 1960.
Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений . Москва, 1960.
Психология детей дошкольного возраста . Под редакцией А.В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Москва, 1964.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте . Москва, 1968.
Штерн, W. Психология раннего детства до шестилетнего возраста , 2-е изд. Петроград, 1922. (Пер. С нем.)
Piaget, J. Речь и мышление ребенка . Москва-Ленинград, 1932. (Пер. С франц.)
Валлон, Х. От деиствия к мысли . М., 1956. (Пер. С французского)
Пиров Г.Д. Детская психология и дефектология [2-е изд.]. София, 1959.
Пиаже, Дж. И Б. Инвельдер. Генезис элементарных логических структур . М., 1963. (Пер. С французского)
Piaget, J. Избр. Психологические труды . [Москва, 1969.] (Пер. С французского.)
Исследование развития познавательной деятельности . Под редакцией Дж. Брунера [ et al ]. М., 1971. (Пер. С англ.)
Пиаже Ж. La Formation du Symbole chez Venfant .2-е изд. Невшатель-Париж [1959].
Кармайкл, Л. Руководство по детской психологии , 3-е изд., Тт. 1-2. Под редакцией П. Х. Массена. New York, 1970.
Wallon, H. L’Evolution Psychologique de l’enfant , 4-е изд. Париж, 1952.
Болдуин А. Теории развития ребенка . Нью-Йорк, 1967.
.
Детская психология | дисциплина | Britannica
Детская психология , также называемая детское развитие , изучение психологических процессов детей и, в частности, того, чем эти процессы отличаются от процессов взрослых, как они развиваются от рождения до конца подросткового возраста и как и почему они отличаются от одного ребенка к другому. Эту тему иногда относят к младенчеству, взрослой жизни и старению в категорию психологии развития.
Как научная дисциплина, имеющая прочную эмпирическую основу, изучение детей возникло сравнительно недавно.Он был начат в 1840 году, когда Чарльз Дарвин начал вести учет роста и развития одного из своих собственных детей, собирая данные так, как если бы он изучал неизвестный вид. В аналогичном, более подробном исследовании, опубликованном немецким психофизиологом Уильямом Прейером, были предложены методы для ряда других. В 1891 году американский педагог-психолог Дж. Стэнли Холл основал Педагогическую семинарию , периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике. В начале 20 века разработка тестов интеллекта и создание клиник по ориентации детей еще больше определили область детской психологии.
Г. Стэнли Холл. Предоставлено Университетом Кларка, Вустер, Массачусетс
Ряд известных психологов 20-го века, в том числе Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн и дочь Фрейда, Анна Фрейд, занимались развитием ребенка в основном с психоаналитической точки зрения. Возможно, наибольшее непосредственное влияние на современную детскую психологию оказал Жан Пиаже из Швейцарии. Посредством непосредственного наблюдения и взаимодействия Пиаже разработал теорию приобретения понимания у детей.Он описал различные этапы обучения в детстве и охарактеризовал восприятие детьми себя и мира на каждом этапе обучения.
Данные по детской психологии собраны из различных источников. Наблюдения родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение психолога и интервью с ребенком (или детьми) дают много материала. В некоторых случаях используется одностороннее окно или зеркало, чтобы дети могли свободно взаимодействовать со своим окружением или другими людьми, не зная, что за ними наблюдают.Тесты личности, тесты интеллекта и экспериментальные методы также оказались полезными для понимания развития ребенка.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
Несмотря на попытки объединить различные теории развития ребенка, эта область остается динамичной, изменяясь по мере развития областей физиологии и психологии.
.
Детская психология и психология развития
Ключевые цифры и теории
Пожалуй, наиболее влиятельной фигурой в развитии ребенка является Жан Пиаже и его теория когнитивного развития. Пиаже был швейцарским психологом, который считал, что дети учатся на собственном опыте, имеют успехи и неудачи, а затем используют эти успехи и неудачи для формирования своего собственного мысленного представления о мире.Пиаже также считал, что дети учатся надежно, поэтапно (т. Е. Проходят разные стадии развития) и переходят от одной стадии к другой, когда достигают определенных этапов развития.
Пиаже назвал эту теорию теорией когнитивного развития и включал четыре стадии: сенсомоторную, дооперационную, конкретную операционную и формальную операционную.
- Сенсомоторная стадия наступает с рождения — 2 года.На этом этапе дети познают мир через свои чувства и действия, такие как прикосновения, взгляды и т. Д. Когда ребенок достигает вехи постоянства объекта (т.е. знания о том, что объект существует, даже когда он скрыт от глаз) и тревожности незнакомца, они успешно прошли этот этап и переходим к следующему этапу.
- Предоперационный этап происходит от 2 до 6 лет. На этом этапе дети могут представлять мир словами и образами, но они все еще не могут использовать истинные логические рассуждения.Вехами развития являются притворство и эгоцентризм.
- Бетонный этап эксплуатации происходит от 7 лет до 11 лет. На этом этапе дети изучают «Сохранение»: количество конкретных материалов (предметов, жидкостей) остается постоянным, даже если организация и / или форма меняются (см. Видео). Например, налив жидкости в стаканы разного размера не меняет количества жидкости. Другими словами, они узнают, что изменение формы не означает изменение количества или объема.
- Формальная операционная стадия происходит от ~ 12 лет до взрослого возраста. На этом этапе дети учатся использовать абстрактные рассуждения. Это важный шаг, поскольку рассуждение выходит за рамки конкретного (требующего реального опыта) и переходит в абстрактное мышление, включающее символы и воображение. Важной вехой на этом этапе является возможность морального мышления.
Так же, как Пиаже считал, что мы проходим стадии когнитивного развития, Эрик Эриксон утверждал, что дети проходят стадии психосоциального развития.На каждой стадии развития есть определенный конфликт (конфликт — это также название стадии), который ребенок должен преодолеть, прежде чем перейти к следующему этапу. Если ребенок не может успешно преодолеть конкретный конфликт, он будет застрять на этом этапе, пока не сможет решить эту проблему. Этапы психосоциального развития Эриксона следующие …
- Доверие vs. недоверие (это этап и конфликт) возникает от рождения до 1 года.Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен развить чувство безопасности
- Автономия против стыда и сомнения возникает в возрасте от 1 до 2 лет. Чтобы разрешить конфликт, ребенок должен обрести чувство независимости
- Инициатива против вины возникает в возрасте от 3 до 5 лет. Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен найти баланс между сдержанностью и спонтанностью (не может просто делать все, что хочет, когда хочет)
- Промышленность vs.Неполноценность возникает с 6 лет до полового созревания. Чтобы разрешить этот конфликт, ребенок должен развить чувство уверенности в себе
- Путаница между идентичностью и ролями происходит в подростковом возрасте. Чтобы разрешить конфликт, подросток испытывает единое чувство себя
- Близость и изоляция происходит от полового созревания до юношеского возраста.Чтобы разрешить конфликт, молодой человек должен установить тесные личные отношения с другими людьми
- Генеративность против застоя происходит в среднем зрелом возрасте. Чтобы разрешить конфликт, взрослый должен научиться способствовать благополучию других, а не быть полностью сосредоточенным на себе
- Целостность против отчаяния проявляется в зрелом возрасте.На этой стадии взрослый наслаждается чувством удовлетворения собой и жизнью, размышляя о хорошо прожитой жизни
Еще одна важная тема — это Приложение , которое можно определить как эмоциональную связь или связь между двумя людьми. Привязанность может относиться ко всем людям, независимо от возраста, но обычно связана с привязанностью между детьми и опекунами (обычно матерью) и является очень сильной связью, которая важна для выживания — она удерживает младенцев рядом с их матерями, что важно для получать еду, держаться подальше от опасности и получать комфорт.
Джон Боулби был лидером в разработке теории привязанности. Одним из важнейших элементов теории привязанности является то, что детям младшего возраста необходимо развивать безопасные отношения с одним главным опекуном, чтобы иметь место «нормальное» социальное и эмоциональное развитие. Боулби считал, что получение привязанности вызывает стресс и что дети привязываются к чувствительным и отзывчивым взрослым, которые постоянно заботятся о ребенке в возрасте от 6 месяцев до 2 лет.По мере того, как дети проходят этот процесс и развивают надежные привязанности, они получают возможность исследовать мир, а затем возвращаться без проблем. Когда у детей нет надежных привязанностей, они проявляют стрессовое поведение при разлуке, например, тревогу разлуки.
Мэри Эйнсворт последовала примеру Боулби и внесла значительный вклад в наше понимание привязанности и надежной привязанности. Эйнсворт использовала более раннюю работу Боулби для проведения собственного исследования, наблюдая за парами младенцев и родителей в их собственных домах, а затем в лаборатории.Она обнаружила, что некоторые дети стали «надежно привязанными», а другие — «ненадежно привязанными». Ребенок с надежной привязанностью ищет контакта с матерью, но затем готов покинуть мать и исследовать окрестности, используя мать как надежную базу для возвращения. И наоборот, ребенок с ненадежной привязанностью цепляется за свою мать, сильно протестует, когда мать пытается уйти, менее склонен к исследованиям, а затем действует сердито или не реагирует на мать, когда она возвращается.
Эйнсворт использовала «Настороженность к незнакомцам», а также «Беспокойство к незнакомцам» для оценки стилей привязанности детей. Беспокойство о незнакомце обычно возникает у младенцев в возрасте 8-9 месяцев. В этом возрасте они начинают замечать, что некоторые люди отличаются от других, и они отдают предпочтение тем, кто более знаком или к которым у них есть привязанность. В ходе наблюдений исследователи обнаружили, что дети больше всего расстраиваются, если незнакомец попадает в знакомую для ребенка среду, а не в незнакомую.Это может быть результатом ожиданий. Ребенок не ожидает, что кто-то незнакомец войдет в его комнату, тогда как он может ожидать увидеть незнакомца в новой среде. В любом случае, однако, ребенок на этом этапе будет проявлять некоторую настороженность или беспокойство и будет стремиться к комфорту опекуна. Степень дистресса ребенка также частично зависит от силы его привязанности к опекунам.
Другой важный психолог, Гарри Харлоу , проводил эксперименты с обезьянами, которые подтвердили теории привязанности Боулби и Эйнсворт.Во время экспериментов с обезьянами он заметил, что они очень огорчались, когда из клетки вынимали ткань, которую нужно было заменить или очистить. Он предположил, что обезьяны находят утешение, прижимаясь к ткани, как если бы они образовали с ней некую привязанность. Для дальнейшего изучения своих наблюдений он взял детенышей обезьян и соединил их с фальшивой суррогатной обезьяной, сделанной из проволоки или махровой ткани.
В некоторых экспериментах Харлоу прикрепил бутылку с молоком к обезьяне из махровой ткани, а в других — к проволочной обезьяне.Затем он наблюдал за реакцией детенышей обезьяны, чтобы выяснить, какой суррогат предпочитает обезьяна. Харлоу также хотел посмотреть, можно ли научить или обучить обезьян предпочитать одну суррогатную мать другой, если это единственная, к которой прикреплена бутылка с молоком. Он обнаружил, что обезьяны всегда предпочитали тканевую суррогатную мать вместо проволочной суррогатной матери, независимо от того, давали ли они молоко или нет. В тех случаях, когда бутылочка была только у суррогатной матери, обезьяна временно кормилась от проволочной матери, а затем немедленно возвращалась к матери из ткани.
Харлоу также провел аналогичные испытания с обезьянами, поместив их в большие комнаты с объектами, с которыми обезьяны могли взаимодействовать. Он также поместил в эти комнаты обезьяну, заменяющую проволоку или ткань. В этих экспериментах обезьяны проявляли беспокойство из-за незнакомой окружающей среды и цеплялись за ткань матери, если она была доступна. После некоторого времени цепляясь за ткань матери, обезьяны отпускали и исследовали комнату и предметы.Однако, если матери из ткани не было в комнате, обезьяны постоянно проявляли беспокойство и не исследовали, даже если суррогатная мать присутствовала.
Эти эксперименты были важны для психологии развития, потому что результаты подтвердили, что эмоциональный комфорт и физическое прикосновение через надежную привязанность чрезвычайно важны для психологического и социального здоровья. Независимо от того, были ли обезьяны в этих экспериментах полностью или частично изолированы, если не было комфорта или надежной привязанности, все они демонстрировали психологический стресс в низкой или высокой степени.Аналогичные эффекты наблюдались с детьми из румынских детских домов в 1980-х годах.
Недавние исследования привязанности также обнаружили влияние химического вещества окситоцина на мозг. Исследователи обнаружили, что более высокий уровень окситоцина коррелирует с чувством благополучия и безопасности в отношениях. Они также обнаружили, что окситоцин выделяется как в мозгу младенца, так и матери во время близости и объятий. Этот окситоцин также укрепил привязанность матери и ребенка.Таким образом, ученые выдвинули гипотезу, что этот ранний отпечаток окситоцина в центрах вознаграждения мозга также может привести к будущим стилям привязанности во взрослом возрасте. Исследователи обнаружили, что те люди, которые не испытывали надежных привязанностей в младенчестве, испытывали больше трудностей во взаимоотношениях во взрослом возрасте, а также имели менее развитую систему вознаграждения в мозгу.
Помимо физического и психологического развития, моральное развитие также имеет важные корни в детстве.Двумя важными теоретиками в изучении нравственного развития были Жан Пиаже и Лоуренс Кольберг .
Пиаже считал, что нравственное развитие состоит из двух стадий. Один основан на последствиях, а другой — на мотивах. Рассмотрим следующие два сценария в контексте моральных стадий Пиаже:
Мать поставила банку с печеньем на высокую полку, чтобы Сэм не достал печенье.После того, как она ушла, Сэм разбил чашку, пытаясь украсть печенье.
Тевис пошел на кухню, чтобы помочь своей матери убрать, но случайно разбил 10 чашек.
На этапе 1 (0-10 лет) теории нравственного развития Пиаже дети видят правила как абсолютные и неизменные. Их суждения основаны на последствиях — неправильном и правильном — наказании или отсутствии наказания. Если ребенка на этой стадии спросили: «Кого следует наказать в описанных выше сценариях? Сэма или Тевиса?» Ребенок отвечал: «Тевис, потому что он разбил больше всего чашек.«
Дети на второй стадии (от 11 лет) нравственного развития Пиаже основывают свои суждения на намерениях и мотивах. Если бы им задали один и тот же вопрос: «Кого следует наказать?» Они говорили: «Сэм. Потому что он разбил чашку, пытаясь украсть печенье».
Лоуренс Кольберг подробно остановился на двух моральных стадиях Пиаже. Его теория, напротив, состояла из 3 уровней и 6 этапов.Эти этапы и уровни описаны ниже.
Уровень 1. ДОБЫЧНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Этап 1 — Послушание и наказание
На этом этапе правила являются абсолютными, и ребенок подчиняется правилам, чтобы избежать наказания. Они видят проблемы как черные или белые. Либо выбор противоречит правилам, либо нет. Исключений нет, и люди, нарушающие правила, должны быть наказаны.
Этап 2 — Индивидуализм и обмен
На втором этапе дети узнают, что у людей разные индивидуальные потребности.Следовательно, человек должен принять решение, исходя из того, какой результат лучше всего удовлетворит его индивидуальные потребности.
Уровень 2. ОБЫЧНАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Этап 3 — Межличностные отношения
На этом этапе дети сосредотачиваются на социальных ожиданиях. Его также называют этапом «хорошая девочка — хороший мальчик». Они верят в соответствие, хорошее поведение и то, как этот выбор повлияет на социальные отношения.
Этап 4 — Поддержание общественного порядка
Четвертый этап заключается в важности соблюдения законов и правил, установленных обществом.Этот этап отличается от этапа 1, потому что он основан не только на наказании, но и на том, как соблюдение законов помогает обществу.
Уровень 3. ПОСЛЕКОНВЕНЦИОННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ
Этап 5 — Социальный договор и личные права
На этапе 5 люди принимают во внимание индивидуальные потребности при принятии решений. Люди считают, что законы должны удовлетворять потребности большинства. Это демократическая точка зрения, поскольку люди на этой стадии считают, что большинство голосов должно быть решающим фактором при создании законов и правил.
Этап 6 — Универсальные принципы
Последний этап касается этики. На этом этапе люди считают, что законы можно нарушать, если они несправедливы.
Чтобы определить, на какой стадии морального развития находится индивид, Кольберг дал им сценарий и спросил, что должен делать человек в этом сценарии. Колберга интересовало не то, сказал ли человек «да» или «нет», а его аргументация в пользу того, чтобы сказать «да» или «нет».
.