Что такое Дифференциальная психология? Дифференциальная психология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Долгое время психология стремилась выявить общие закономерности в поведении людей. В этих поисках часто забывалось об индивидуальности. Ведь одинаковых людей не бывает. Несмотря на то общее, что имеется внутри каждого, существует множество отличий, что делает нас неповторимыми, уникальными со своим видением и пониманием мира, со своими привычками, образом мышления и действий. Мы все по-своему воспринимаем окружающий мир, реагируем на его проявления. У нас могут быть общий взгляд, общее мнение, но оно всегда будет окрашено нюансами, присущими конкретному индивидууму.
Эти небольшие нюансы затем сказываются на нашем поведении, привычках, стремлениях. А, поскольку человек находится в социуме, постоянно взаимодействует с другими людьми и группами людей, то важно понять его глубинную мотивацию, попытаться предсказать реакцию на то или иное событие. Это позволяет более эффективно задействовать качества человека, его таланты и способности в работе, быту, помогает максимально реализоваться, самовыразиться.
Эту задачу помогает решить новое направление — дифференциальная психология, которая появилась в конце 19-начале 20 веков с началом проведения в психологии экспериментов и введения тестов. Её основателями являются Гальтон и Штерн. Данное направление занимается изучением индивидуальных различий психики индивидов и групп людей, а также природы, источников и последствий этих различий.
Задачей дифференциальной психологии является установление закономерностей того, как возникают и проявляются индивидуальные различия в психике человека, разработка теоретических основ психодиагностических исследований и соответствующих корректирующих программ.
Дифференциальная психология обязана своему появлению педагогической, медицинской и инженерной практикам.
Основополагающую проблему дифференциальной психологии Штерн характеризовал как триединую:
- Природа психологической жизни человека и социологических групп, степень их различий.
- Факторы, определяющие различия и воздействие на них.
- Чем проявляются различия.
Наибольшее внимание в дифференциальной психологии уделяется психологическому тестированию. Первоначально это были индивидуальные тесты, а затем для определения умственных различий прибегли к групповым. Позднее появились проективные тесты, которые помогали лучше понять интересы людей, их жизненные установки, эмоциональные состояния и реакции. Путём обработки тестов выявляются факторы, выявляющие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности. На основании полученных результатов определяются количественные вариации в особенностях психологии конкретного человека, которые как раз и помогают максимально задействовать его потенциал, раскрыть его творческие способности.
В настоящее время дифференциальная психология изучает качества человека, касающиеся его индивидуальности, духовности, общего мировоззрения, предметно-содержательные качества, особенности самосознания, характерный стиль личности и осуществления различных видов деятельности (профессиональная, учебная, общение и др.). Совершенствуются и разрабатываются новые методики и подходы, как экспериментальные, так и математические.
Всё больше уделяется внимания изучению различий в творческих и организаторских способностей в общей структуре личности, в мотивационной сфере.
Данная область знания имеет широкое практическое применение:
- Подбор и обучение персонала.
- Диагностика развития склонностей, способностей индивидов.
- Выбор профессии.
- Мотивация персонала и многое другое.
Спасибо, за интерес к теме «что такое Дифференциальная психология»!
Дифференциальная психология — Википедия с видео // WIKI 2
Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.[1]
Энциклопедичный YouTube
1/3
Просмотров:
1 947
358
7 475
✪ Дифференциальная психология
✪ Механицизм Фракасторо и дифференциальная психология Уарте
✪ Зоя Зорина: «Введение в зоопсихологию»
Содержание
История
Уильям Штерн был одним из первых учёных, разработавших концепцию психологии индивидуальных различий на основе сбора современных ему представлений о различиях между людьми, позже к концепции им были добавлены текущие знания о групповых различиях. Термин дифференциальная психология был введен Штерном в 1900 году[2][3], однако, как самостоятельная дисциплина, дифференциальная психология сложилась сравнительно недавно.
В бывшем СССР, а также в России, проблемы дифференциальной психологии развивает школа Теплова — Небылицына (основные представители в советский период — Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин, Е. А. Климов , К. М. Гуревич, Э. А. Голубева и ряд других исследователей).
Задачи дифференциальной психологии
Дифференциальная психология решает 2 задачи:
- выделение индивидуальных различий;
- объяснение их происхождения.
Методы дифференциальной психологии
- Эксперименты
- Тесты
Взаимосвязь с другими областями психологии
Дифференциальная психология занимает обширную часть области психологических знаний и связана со следующими разделами психологии:
Примечания
Ссылки
Эта страница в последний раз была отредактирована 21 января 2020 в 06:47.
Что такое дифференциальная психология?
Дифференциальная психология — это часть науки, которая занимается выявлением и изучением психологических различий как одного человека, так и определенной группы людей. Как правило, в ходе исследований особое внимание уделяется психологическим проявлением людей, относящихся к разным возрастным, этническим и социальным группам.
И хотя дифференциальная психология как самостоятельная наука выделилась совсем недавно, она очень важна. Впервые подобный термин был использован в 1900 году, когда Штерн разработал концепцию, определяющую и объясняющую различия между индивидами и их группами.
Данная ветвь науки ставит перед собой две основные задачи. Во-первых, в ходе исследований ученые стараются выявить индивидуальные различия. Во-вторых, перед психологами стоит задание объяснить причину их возникновения и происхождение.
Дифференциальная психология и работы Френсиса Гальтона. Рассмотрев работы этого ученого, можно понять некоторые особенности дифференциальной психологии. Во время его экспериментов большая часть психологов отдавала предпочтение изучению общих черт человечества. В это же время Гальтон интересовался индивидуальными особенностями каждого человека и возможностью их наследственности. Именно в этот период зародилось мнение, что умственные и физические способности, талант и какие-то нестандартные возможности человека передаются генетически от родственников.
Именно поэтому он тщательно изучал своих пациентов, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Например, он оценивал уровень мышечного тонуса, определял верхний порог слуховой чувствительности и т.д. Затем был разработан специальный тест — испытуемому предлагалось создать в воображении некоторый образ, а затем детализировано описать все особенности. Гальтон же изучал какие-то индивидуальные качества образа, а также сравнивал результаты эксперимента близких родственников, например, определял уровень сходства образов у братьев и сестер.
Именно он впервые разослал емкие анкеты всем ученым Англии, чтобы определить уровень их интеллекта и выявить особенности мышления.
Дифференциальная психология и ее методы. Как и в любой другой науке, ученые используют самые разнообразные методы исследований. Их можно разделить на разные группы.
Если брать во внимание вид используемого в экспериментах опыта, то можно выделить:
- Интроспективные методы — их результаты базируются на данные чисто субъективного опыта;
- Экстраспективные методы — в них используются исключительно объективные результаты, которые можно точно измерить;
Имеет значение и активность воздействия на исследуемый объект:
- Наблюдение — пассивный метод исследования;
- Эксперимент — хорошо продуманный и активный метод;
Берется во внимание и уровень обобщенности. В этом случае методы разделяют на:
- Идиографические — ориентируются на единичный объект, его психологию и психографию;
- Номотетические — ориентируются на общие данные;
Данные методы исследования использует наука психология практически в любом изучении.
Кроме того, принято условно разделять методы дифференциальной психологии на:
- Общенаучные;
- Исторические;
- Психологические;
- Психогенетические;
Конечно же, дифференциальная психология имеет свои проблемы. Например, если какие-то особенности человека действительно индивидуальны или встречаются очень редко, исследователь со своей точки зрения вряд ли сможет их понять.
На сегодняшний день этот отдел психологии находится на стадии бурного развития. Ведь изучаются особенности разных людей, представителей разных полов, национальностей, классов, возрастов и т.д. Кроме того, во внимание берут и различные виды отношений между испытуемыми. Все это создает огромные возможности для новых открытий, исследований и разработки способов устранения психологических проблем.
Дифференциальная психология — Википедия. Что такое Дифференциальная психология
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.
История
Уильям Штерн был одним из первых учёных, разработавших концепцию психологии индивидуальных различий на основе сбора современных ему представлений о различиях между людьми, позже к концепции им были добавлены текущие знания о групповых различиях. Термин дифференциальная психология был введен Штерном в 1900 году[1][2], однако, как самостоятельная дисциплина, дифференциальная психология сложилась сравнительно недавно.
В бывшем СССР, а также в России, проблемы дифференциальной психологии развивает школа Теплова — Небылицына (основные представители в советский период — Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин, Е. А. Климов , К. М. Гуревич, Э. А. Голубева и др.) и ряд других исследователей.
Задачи дифференциальной психологии
Дифференциальная психология решает 2 задачи:
- выделение индивидуальных различий;
- объяснение их происхождения.
Методы дифференциальной психологии
- Эксперименты
- Тесты
Взаимосвязь с другими областями психологии
Дифференциальная психология занимает обширную часть области психологических знаний и связана со следующими разделами психологии:
Примечания
Ссылки
Психологические типы и стадии психологического развития: интегральные и дифференциальные перспективы (Московский институт психоанализа: научное исследование 17 моделей уровней развития и 6 типов личности отечественной и зарубежной психологии в рамках дифееренциального и интегрального подхода; 2014) (рус.)
Дифференциальная психология — Википедия. Что такое Дифференциальная психология
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.
История
Уильям Штерн был одним из первых учёных, разработавших концепцию психологии индивидуальных различий на основе сбора современных ему представлений о различиях между людьми, позже к концепции им были добавлены текущие знания о групповых различиях. Термин дифференциальная психология был введен Штерном в 1900 году[1][2], однако, как самостоятельная дисциплина, дифференциальная психология сложилась сравнительно недавно.
В бывшем СССР, а также в России, проблемы дифференциальной психологии развивает школа Теплова — Небылицына (основные представители в советский период — Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, В. С. Мерлин, Е. А. Климов , К. М. Гуревич, Э. А. Голубева и др.) и ряд других исследователей.
Задачи дифференциальной психологии
Дифференциальная психология решает 2 задачи:
- выделение индивидуальных различий;
- объяснение их происхождения.
Методы дифференциальной психологии
- Эксперименты
- Тесты
Взаимосвязь с другими областями психологии
Дифференциальная психология занимает обширную часть области психологических знаний и связана со следующими разделами психологии:
Примечания
Ссылки
Психологические типы и стадии психологического развития: интегральные и дифференциальные перспективы (Московский институт психоанализа: научное исследование 17 моделей уровней развития и 6 типов личности отечественной и зарубежной психологии в рамках дифееренциального и интегрального подхода; 2014) (рус.)
Дифференциальная психология — это… Что такое Дифференциальная психология?
отрасль психологии (См. Психология), изучающая индивидуальные различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19 и 20 вв. явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Пионером разработки Д. п. был Ф. Гальтон (Великобритания), который изобрёл ряд приёмов и приборов для изучения индивидуальных различий. В. Штерн (Германия) ввёл самый термин «Д. п.» (1900). Первыми крупными представителями Д. п. были А. Бине (Франция), А. Ф. Лазурский (Россия), Дж. Кеттел (США) и др.
В Д. п. широко применяются Тесты — как индивидуальные, так и групповые; они используются для определения умственных различий, а с изобретением так называемых проективных тестов — для определения интересов, установок, эмоциональных реакций.
С помощью тестов методами факторного анализа (См. Факторный анализ) выявляются факторы, характеризующие общие свойства (параметры, измерения) интеллекта или личности. На этом основании определяются количественные вариации в психологических свойствах отдельных индивидов.
Вопрос о причинах психологических различий явился предметом острейших дискуссий на протяжении всей истории Д. п. и прежде всего — проблема соотношения биологических и социально-культурных факторов в формировании индивидуальных особенностей человека. В 50 — 60-х гг. 20 в. для Д. п. характерно интенсивное развитие новых подходов и методов — как экспериментальных, так и математических. Совершенствуется техника статистического анализа тестов (Дж. Гилфорд, США; Р. Кеттел, Великобритания), изучается роль ценностной ориентации личности, детально выявляются психологические аспекты возрастных и половых различий.
Наряду с различиями между индивидами в умственном отношении широко исследуются различия в творческих и организаторских способностях, общей структуре личности, сфере мотивации. Изучаются корреляции между психологическими свойствами, с одной стороны, и физиологическими — с другой (У. Шелдон, Г. Айзенк — Великобритания). В СССР работа в этом направлении ведётся в ряде лабораторий — в институте психологии АПН СССР (исследования, проводившиеся Б. М. Тепловым и его сотрудниками на основе учения И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности), Ленинградском и Пермском университетах и др.
Факты и выводы Д. п. важны для решения многих практических задач (отбор и обучение персонала, диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и др.).
Лит.: Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Piéron Н., La psychologie différentielle, 2 éd., P., 1962; Anastasi A., Differential psychology, 3ed., N. Y., 1958.
М. Г. Ярошевский.
Дифференциальная психология | База знаний
Дифференциальная психология (differential psychology)
Д. п. занимается изучением характера и истоков индивидуальных и групповых различий в поведении. Измерение таких различий породило громадный объем описательных данных, к-рые сами по себе представляют большой научный и практ. интерес. Более существенно, однако, что Д. п. представляет собой единственный в своем роде путь к пониманию поведения, ибо отличающий ее подход состоит в сравнительном анализе поведения при различных биолог. и средовых условиях. Соотнося наблюдаемые поведенческие различия с известными сопутствующими обстоятельствами, можно изучать относительный вклад различных переменных в развитие поведения.
Как самостоятельная область психол. науки Д. п. начала оформляться в последней четверти XIX в. Большой вклад в исслед. индивидуальных различий внес Фрэнсис Гальтон, создав тесты для измерения сенсомоторных и др. простых функций, собрав обширные данные в разнообразных условиях тестирования и разработав статистические методы для анализа такого рода данных. Американский психолог Джеймс Маккин Кеттелл, ученик Вильгельма Вундта, продолжил начатую Гальтоном разраб. тестов и применил дифференциальный подход в экспериментальной психологии, начавшей оформляться в самостоятельную область психол. науки.
Первое систематическое описание целей, сферы интересов и методов психологии индивидуальных различий — статья Альфреда Бине и Виктора Анри «Индивидуальная психология» (La psychologic individuelle) — появилось в 1895 г. Более полное раскрытие релевантных тем и краткое изложение накопленных к этому времени данных было сделано в работе Уильяма Штерна, опубликованной в 1900 г. Термин дифференциальная психология, впервые появившийся как подзаголовок его книги, в дальнейшем, при ее переиздании, был включен в название, которое звучало как «Методологические основы дифференциальной психологии» (Die differentielle psychologie in ihren methodischen grundlagen). Дальнейший прогресс в изучении индивидуальных и групповых различий тесно связан с развитием психол. тестирования, а также с достижениями в смежных областях, особенно в генетике, психологии развития и кросс-культурной психологии, которые внесли существенный вклад в разработку методологии, накопление фактов и развитие понятий Д. п.
Диапазон и распределение индивидуальных различий
Индивидуальные различия в поведенческих характеристиках присущи не только людям, но и всем представителям животного мира. Результаты изучения поведения различных животных — от одноклеточных организмов до человекообразных обезьян — свидетельствуют о том, что разные особи значительно отличаются друг от друга как по способности к научению, так и в том, что касается мотивации, эмоциональности и других поддающихся, измерению отличительных особенностей. Эти различия столь велики, что частичное перекрытие распределений индивидуальных результатов наблюдается даже при сравнении далеко отстоящих друг от друга биолог. видов.
Хотя в расхожих описаниях людей часто помещают в четко различающиеся категории, напр. делят их на сообразительных и тупых, возбудимых и спокойных, фактическое измерение любой психол. черты обнаруживает сильную вариацию индивидов вдоль непрерывной шкалы. Распределения измерений большинства черт приближаются к колоколообразной нормальной кривой распределения вероятностей, с наибольшим скоплением случаев около центра диапазона вариации и постепенным уменьшением числа случаев по мере приближения к его краям. Впервые выведенная математиками в их исслед. по теории вероятностей, нормальная кривая получается всякий раз, когда на измеряемую переменную действует большее количество независимых и имеющих одинаковый вес факторов. Вследствие огромного количества наследственных и средовых факторов, вносящих вклад в развитие большинства психол. черт, нормальная кривая обычно признается в качестве наиболее подходящей модели распределения черт, а психол. тесты, как правило, конструируются т. о., чтобы соответствовать этой модели.
Наследственность и среда
Понятия
Истоки индивидуальных различий в поведенческих характеристиках нужно искать в бесчисленных взаимодействиях наследственности и среды на протяжении всей жизни чел. Наследственность каждого чел. состоит из генов, полученных от обоих родителей в момент зачатия. Гены представляют собой соединения сложных хим. веществ, передаваемые по наследству в хромосомах яйцеклетки и сперматозоида, кот. соединяются, чтобы образовать новый организм. Если в одном из этих генов возникает хим. недостаточность или несбалансированность, следствием может стать появление дефективного организма с физической патологией и глубокой умственной отсталостью (как в случае фенилкетонурии). Однако, за исключением подобных патологических случаев, наследственность устанавливает широкие пределы для развития поведения, и эти пределы у чел. значительно шире, чем у находящихся ниже на эволюционной лестнице видов. Чего именно достигнет чел. в отведенных ему пределах — зависит от среды, в к-рой он живет.
Среда представляет собой всю совокупность стимулов, воздействующих на индивидуум от момента зачатия до смерти, начиная от воздуха и пищи и кончая интеллектуальным и эмоциональным климатом в семье и ближайшем окружении, а также убеждениями и аттитюдами тех, с кем индивидуум тесно общается. Средовые факторы начинают оказывать действие еще до рождения индивидуума. Неполноценное питание, токсичные вещества и прочие пренатальные средовые факторы оказывают глубокое влияние как на физ., так и на умственное развитие, и последствия этого влияния сказываются в течение продолжительного периода времени. Такие термины, как врожденный (inborn), прирожденный (innate) и присущий от рождения (congenital), нередко используются не по назначению теми, кто придерживается неверной т. зр., будто все, с чем индивидуум рождается, получено им по наследству от родителей. Второе распространенное заблуждение заключается в смешении наследственных и органических состояний. Например, об умственной отсталости, являющейся следствием повреждения мозга на ранних этапах развития, вполне можно сказать, что она имеет не наследственное, а органическое происхождение.
Методология
Многочисленные методы, используемые для изучения влияния наследственности и среды на развитие поведения, можно разбить на 3 группы в соответствии с тремя основными подходами: отбирающее выведение (selective breeding), контроль опыта (experiential control) и статистическое исследование семейного сходства (statistical studies of family resemblances). Отбирающее выведение для получения определенных поведенческих характеристик было успешно применено к неск. биолог. видам. Так, была доказана возможность выведения от одной исходной группы двух линий крыс, хорошо и плохо научающихся проходить лабиринт (т. е., условно говоря, «умных» и «тупых» соответственно). Однако эти линии не отличались друг от друга по уровню общей обучаемости, поскольку оказалось, что и «умные», и «тупые» крысы одинаково хорошо справлялись с др. задачами на научение. Еще одно исслед. этих специально выведенных линий снабдило нас ясным примером взаимодействия наследственности и среды. Когда крыс выращивали в ограничивающих условиях, особи из обеих линий столь же плохо научались проходить лабиринт, как и генетически «тупые» крысы, выращенные в естественной среде. Напротив, обогащенная среда, обеспечивающая многообразие стимулов и возможностей для двигательной активности, улучшала научение особей из «тупой» линии, и обе группы теперь проходили лабиринт примерно на уровне достижений «умных» крыс в естественной обстановке.
В дальнейшем эксперименты по отбирающему выведению были распространены как на другие биологические виды, так и на другие типы поведения. Особое значение имела разработка методик для определения индивидуальных различий в поведении таких организмов, как плодовые мушки Drosophilae. Это дало возможность извлечь немалые выгоды из массы доступной генетической информации о морфологии дрозофилы, а тж из таких важных преимуществ плодовых мушек, как быстрая смена поколений и многочисленное потомство. В результате были выведены две линии плодовых мушек: дрозофилы, к-рые летели на свет, и дрозофилы, улетавшие прочь от источника света.
Второй подход к изучению наследственности и среды имеет дело с поведенческими эффектами систематических, контролируемых изменений опыта. Экспериментальные исслед. данного вопроса связаны либо со специальным обучением, либо с блокированием нормального выполнения конкретной функции. Этот метод часто использовался в опытах с животными для изучения широкого круга поведения, начиная от плавания головастиков и пения птиц и кончая половым поведением и заботой о потомстве. Значимые эффекты таких контролируемых манипуляций опытом были обнаружены почти для всех типов поведения, включ. перцептивные, моторные, эмоциональные и соц. реакции, а тж научение. Благодаря таким экспериментам удалось установить, что действия, к-рые прежде считались исключительно «инстинктивными», не требующими никакого научения, напр. строительство гнезда и чистка шерсти у детенышей крысами, зависят от предшествующего опыта животных. Даже тогда, когда у животного нет возможности научиться какому-то конкретному действию, интересующему исследователя, на его поведение может повлиять исполнение иных, связанных с ним функций.
При проведении исслед. на младенцах и маленьких детях в одной группе экспериментов использовался метод парного близнецового контроля (method of co—twin control), суть к-рого заключается в том, что одного из двух идентичных близнецов активно обучают чему-то, напр. карабкаться по лестнице, а второй играет роль «контрольной группы». Большинство результатов свидетельствует о том, что если обучение начато в тот момент, когда ребенок физически готов к нему, он прогрессирует быстрее, чем в тех случаях, когда обучение начато преждевременно. В др. исслед. сравнивались дети, воспитывавшиеся в ограниченной среде, напр. в сиротских приютах, и дети, растущие в более стимулирующей среде. Было установлено, что разительные различия между ними зависели от объема общения со взрослыми, степени физ. стимуляции и наличия возможностей для двигательной активности. Есть, однако, свидетельства в пользу того, что соответствующие образовательные программы, особенно если дети начинают заниматься по ним в раннем возрасте, могут нейтрализовать отрицательное воздействие подобной обедненной среды на интеллектуальное развитие.
Третий основной подход базируется на статистическом анализе семейного сходства. Была исследована степень сходства в выполнении тестов способностей и личностных тестов родителями и детьми, сиблингами, а тж монозиготными и дизиготными близнецами. В общем, чем теснее наследственная связь, тем более сходными оказываются показатели тестов. По большинству тестов интеллекта, напр., корреляции монозиготных близнецов приближаются к 0,90, являясь почти столь же высокими, как корреляции между показателями первичного и вторичного тестирования одних и тех же лиц. Корреляции дизиготных близнецов группируются около 0,70, а корреляции сиблингов — около 0,50, так же, как корреляции между родителями и детьми. Следует, однако, отметить, что семья — не только биолог., но и культурная общность. В целом, чем теснее два человека связаны родственными узами, тем более сходными будут их условия жизни и степень их влияния друг на друга. Специальные исслед. приемных детей и идентичных близнецов, воспитываемых порознь, позволяют провести раздельную оценку вкладов наследственности и среды, однако отсутствие в них контроля некоторых условий не позволяет сделать окончательных выводов.
Природа интеллекта
Структура
Интеллект чаще всего отождествлялся с коэффициентом интеллекта — IQ, полученным по стандартизованному тесту интеллекта. Такие тесты отражают — по крайней мере отчасти — концепцию интеллекта, сложившуюся в той культуре, в которой они разрабатываются. Начало современному тестированию интеллекта было положено Альфредом Бине, разработавшим тест для выявления среди школьников умственно отсталых детей. Критериями валидизации тестов интеллекта нередко служили такие академические критерии, как школьные отметки, учительские рейтинги учеников по интеллекту, данные переводных и выпускных экзаменов, а также уровень образования. По содержанию большинство тестов интеллекта являются преимущественно вербальными, с той или иной степенью охвата арифметических навыков и количественных рассуждений. Однако разные тесты интеллекта могут выборочно оценивать несколько различающиеся сочетания способностей. Неречевые тесты и тесты действия, например, часто предъявляют более высокие требования к оперированию пространственными представлениями, к скорости и точности перцепции, а также к невербальному рассуждению, чем обычные вербальные тесты.
По мере возрастания участия психологов в профориентационном консультировании и в отборе персонала для различных организаций пришло осознание потребности в дополнительных тестах для измерения способностей, не охватываемых традиционными тестами интеллекта. В результате были разработаны так называемые тесты специальных способностей для отбора людей, способных работать клерками, механиками, а также обладающих др. способностями, полезными с т. зр. ряда специальностей. Одновременно с этим проводились фундаментальные исслед. природы интеллекта методами факторного анализа. По существу, эти методы заключаются в статистическом анализе интеркорреляций между показателями тестов в целях определения наименьшего числа независимых факторов, к-рыми можно объяснить данные интеркорреляции. К способностям, или факторам, выявленным подобным образом, относятся вербальное понимание, беглость речи, арифметические навыки, количественное рассуждение, перцептивная скорость, оперирование пространственными образами и понимание механических закономерностей. Сами функции, измеряемые тестами интеллекта, посредством факторного анализа были разделены на относительно не зависимые друг от друга вербальные и числовые способности. Эти способности — в сочетании с теми, которые лежат в основе тестов специальных способностей, — позволяют в настоящее время создать более полную картину чел. способностей. Некоторые из них включены в то, что обычно называют комплексными батареями способностей.
С др. стороны, неуклонно возрастающий массив данных кросс-культурных исслед. свидетельствует о том, что в разных культурах под интеллектом могут пониматься разные качества чел. И составляющие интеллект качества, и относительный уровень развития этих качества отражают требования и условные подкрепления со стороны культуры, в к рой чел. функционирует. Проведенные в современных дописьменных культурах исслед. показывают, что те представители этих культур, к-рые испытали на себе заметное влияние европейского образования, более склонны реагировать на задания теста, опираясь на абстрактные понятия, и менее зависимы от контекста, чем их ровесники, получившие традиционное воспитание. С кросс-культурных позиций, доступные в настоящее время тесты интеллекта могут быть наиболее верно охарактеризованы как средства измерения академического интеллекта или способности к обучению. Эти умения и навыки представляют лишь ограниченную часть интеллекта, но ту его часть, к-рая находит широкое применение и чрезвычайно востребована в современных, промышленно развитых об-вах. В таких об-вах академический интеллект значимо коррелирует не только с учеб. достижениями, но и с достижениями в большинстве профессий и в др. важных сферах общественной деятельности.
Интеллектуальные функции, выявляемые традиционными тестами интеллекта, исследовались тж когнитивными психологами в рамках изучения процессов обработки информации и машинного моделирования человеческого мышления. Хотя эти исслед. находятся только на начальной стадии, они вносят свой вклад в понимание того, что именно измеряют тесты интеллекта, потому что в центре их внимания находится сам процесс решения задач, а не его конечный результат. Что делает тестируемый, отвечая на вопросы теста? Анализируя выполнение интеллектуального теста с т. зр. составных элементарных процессов, можно в конечном счете способствовать выявлению источников сильных и слабых сторон интеллекта каждого человека. Подобный анализ способен усилить диагностическую функцию тестов и облегчить разработку индивидуальных обучающих программ, отвечающих потребностям конкретного человека.
Развитие на протяжении жизни
Лонгитюдные исслед. возрастных изменений уровня выполнения традиционных тестов интеллекта обнаруживают его медленное повышение в младенчестве, сменяемое в детстве более быстрым прогрессом, продолжающимся до наступления зрелости, когда начинается постепенное снижение показателей. Следует, однако, отметить, что на разных этапах развития чел. уровень его интеллекта оценивается по разному набору свойств: IQ младенцев определяется преимущественно по уровню их сенсомоторного развития, a IQ детей — по уровню развития вербальной и др. абстрактных функций. В период обязательного школьного обучения содержание тестов интеллекта близко отображает то, что изучается в школах. В дальнейшем возможны ситуации, при к-рых изменяющиеся паттерны интеллектуального развития индивидуума, связанные с повышением образовательного уровня и приобретением определенной специальности, не выявляются с помощью широко применяемых тестов интеллекта: для этого может потребоваться более широкий спектр тестов и иных оценочных процедур.
Средний уровень выполнения традиционных тестов интеллекта обнаруживает непрерывное повышение с возрастом вплоть до третьего десятилетия жизни. Среди групп с высокими тестовыми показателями, в первую очередь это относится к выпускникам колледжей и к людям, занятым умственным трудом, такое повышение может происходить на протяжении всей жизни. В выборках лиц, показатели к-рых приближаются к среднему для популяции, тенденция к снижению тестируемых способностей проявляется после достижения ими 30-летнего возраста, причем наибольший спад отмечается при выполнении задач на скорость, зрительное восприятие и установление абстрактных пространственных отношений. В исслед. методом поперечных срезов, где используются разные выборки на разных возрастных уровнях, возрастные различия, по всей вероятности, смешиваются с культурными изменениями в популяции, поскольку разные возрастные группы отличаются тж и по уровню образования и другим изменяющимся условиям жизни. Хорошо спланированные лонгитюдные исслед. взрослых показывают, что снижение показателей тестов интеллекта, приписываемое возрасту, значительно меньше тех различий, которые связывают с происходящими со временем образовательными и культурными изменениями.
Интеллектуальные девианты
Умственно отсталые и одаренные люди представляют нижний и верхний края распределения интеллекта. Поскольку это распределение является непрерывным, между этими группами и статистической нормой нет четких границ. На основе выполнения теста интеллекта умственная отсталость обычно отождествляется с IQ ниже 70, представленного примерно 2—3% всего населения. Решения по поводу окончательного диагноза и возможного лечения для каждого конкретного случая основываются не только на величине IQ, но на всестороннем изучении интеллектуального развития индивидуума, истории его обучения, соц. компетентности, физ. состояния и ситуации в семье. Хотя немногие редкие формы умственной отсталости являются следствием дефектных генов, подавляющее большинство случаев вызвано воздействием средовых условий до или после рождения, оказывающих неблагоприятное физ. и психол. влияние.
Располагающихся на противоположном полюсе шкалы интеллектуально одаренных людей изучали с помощью различных процедур и с различных т. зр. Одно крупное лонгитюдное исслед. было выполнено в Стэнфордском ун-те Льюисом М. Тёрменом и его коллегами. В этом исслед. приняли участие 1000 детей, IQ которых по шкале Стэнфорд-Бине был равен не менее 140; дети были тщательно обследованы, и в дальнейшем обследование проводилось на нескольких этапах жизни. Столь высокий IQ имеет чуть больше 1% населения. Результаты Стэнфордского исслед., подтвержденные и работами др. ученых, показали, что одаренный ребенок, как правило, успешно учится в школе, здоров, эмоционально устойчив и имеет разнообразные интересы. Достигая зрелости, эти дети в целом сохраняют свое превосходство и во взрослых занятиях.
Благодаря исслед. одаренности понятие интеллекта было расширено, чтобы включить в него ряд творческих способностей, в частности, идеаторную беглость и оригинальность. Установлено, что в творческих достижениях важную роль играют мотивация, интересы и др. личностные переменные, а тж психол. климат той среды, в к-рой индивидуум вырос и в к-рой он, став взрослым, работает.
Групповые различия
Половые различия
Изучение любых групповых различий в поведенческих характеристиках ставит перед исслед. ряд проблем, связанных как с методологией, так и с интерпретацией полученных рез-тов. При проведении групповых сравнений индивидуальные различия внутри каждой группы оказались гораздо больше средних различий между группами. Распределения различных групп в значительной степени перекрываются. Даже когда имеются большие, статистически значимые различия между средними показателями двух групп, в группе с низкими показателями всегда можно найти таких людей, которые по своим показателям превосходят членов группы с высокими показателями. Из этого следует, что групповая принадлежность индивидуума не может служить надежным индикатором его положения в распределении психол. черт.
Вторая проблема возникает в связи с использованием нерепрезентативных выборок, в которых выборочные факторы могли действовать по-разному в исследуемых популяциях. Напр., поскольку, как показывает практика, мальчики бросают школу чаще, чем девочки, сравнение показателей интеллектуального теста учеников и учениц старших классов покажет различие средних в пользу мальчиков. Однако это различие, скорее всего, исчезло бы, если бы мы могли включить в группу мальчиков тех, кто в свое время ушел из школы, поскольку их показатели имеют тенденцию группироваться в области нижнего края распределения. Аналогичная по смыслу, но противоположная по направлению ошибка интерпретации иллюстрируется данными обследований умственно отсталых лиц, помещенных в стационары, среди к-рых, согласно опубликованным отчетам, в целом больше мужчин. Хотя поначалу эти выводы были восприняты как доказательство того, что среди мужчин больше умственно отсталых, чем среди женщин, позднее истоки таких данных были прослежены до принципов отборочных процедур (selective admission policies). В силу различных соц. и экономических причин умственно отсталые женщины чаще остаются жить в общине (community), чем мужчины с тем же интеллектуальным уровнем.
Использование в групповых сравнениях суммарных показателей по тестам интеллекта тж может привести к неверным выводам. При разработке ряда тестов, таких как шкала Стэнфорд-Бине, половые различия исключались путем отбрасывания или уравновешивания заданий, к-рые легче было выполнить лицам мужского либо женского пола. Даже когда разработчики тестов не придерживались этой практики при отборе заданий, суммарный показатель по разнородному тесту может замаскировать существующие групповые различия в специальных способностях.
Обзоры психол. тестов показали значимые различия средних показателей между полами по ряду способностей и черт личности. Женщины как группа превосходят мужчин в ловкости пальцев, скорости и точности восприятия, беглости речи, а также в выполнении других заданий, связанных с механикой речи (mechanics of language) и механической памятью на разного рода содержание. Мужчины превосходят женщин в скорости и координации грубых телесных движений, пространственной ориентации, понимании механических закономерностей и мат. рассуждении. Среди различий в чертах личности одним из наиболее убедительно доказанных различий яв-ся большая агрессивность представителей мужского пола. Это различие проявляется в раннем возрасте и обнаруживается во всех культурных группах. Выявлено оно и у животных, в первую очередь у человекообразных обезьян и большинства др. млекопитающих. В ряде исслед. сообщалось о более сильной потребности в достижении у лиц мужского пола, однако впоследствии было доказано, что это различие зависит от условий, в к-рых оценивается мотивация достижения: не исключено, что рез-ты отчасти отражают то, в какой степени условия являются проблемно- или субъектно-ориентированным. Существуют веские доказательства в пользу большей соц. направленности женщин и их большей потребности в соц. одобрении; женщины тж менее уверены в себе, чем мужчины, и обнаруживают более высокий уровень тревожности в разных ситуациях.
Большинство исслед. половых различий снабжают нас только описательными данными о существующих в рамках данной культуры различиях. Их истоки нужно искать в сложных взаимодействиях биолог. и культурных факторов. С биолог. т. зр., различные роли, к-рые мужчины и женщины исполняют в репродуктивной функции, безусловно способствуют половой дифференциации психол. развития. Материнские функции, отведенные природой женщине, включая длительный период вынашивания и вскармливания младенца, оказывают огромное влияние на половые различия в интересах, аттитюдах, эмоциональных чертах, профессиональных целях и достижениях. Половые различия в агрессивности связаны с большими размерами тела, большей мышечной силой и физ. выносливостью мужчин. Существуют тж веские экспериментальные доказательства связи агрессивного поведения с уровнем половых гормонов. Др. важное половое различие можно обнаружить в акселерации возрастного развития девочек. Девочки не только достигают пубертата раньше, чем мальчики, но на протяжении всего детства они по всем физ. характеристикам оказываются ближе к своему взрослому телосложению. В младенчестве акселерация возрастного развития девочек может быть важным фактором, определяющим более быстрое овладение языком, и может дать им преимущество в вербальном развитии в целом.
Нетрудно проиллюстрировать и вклад культуры в половые различия. В большинстве обществ мальчики и девочки, хоть и живут в одном доме, в действительности растут в разных субкультурах. И родители, и др. взрослые, и сверстники — все во мн. случаях относятся к ним по-разному. Личности матери и отца сами по себе оказывают большое влияние на формирование у ребенка представлений о половых ролях и о том, чего ждет от мужчин и женщин определенная культура. Весьма вероятно, что полоролевые стереотипы влияют на половую дифференциацию мотивации, интересов и аттитюдов. Есть данные, частично подтверждающие, что выполнение когнитивных заданий, таких как решение задач и тестов достижений по чтению и арифметике, значимо связано со степенью полоролевой идентификации индивидуума и его собственной оценкой приемлемости для своего пола различных занятий. Большинство описательных данных, касающихся половых различий в психол. чертах, было собрано в США и в западноевропейских странах до начала соврем. феминистского движения. Изменения в образовательной, профессиональной и общественной сферах, произошедшие под влиянием этого движения, могут отразиться на относительном развитии лиц мужского и женского пола как в когнитивной области, так и в других областях.
Расовые и культурные различия
Раса — это биолог. понятие, относящееся к подразделениям вида. Оно соответствует таким классиф., как порода, племя или линия у животных. Челов. расы образуются тогда, когда группа людей становится относительно изолированной благодаря действию географических или соц. барьеров, в результате чего спаривание внутри группы становится более частым явлением, нежели спаривание членов группы с «чужаками». Должно смениться много поколений, прежде чем начавшийся т. о. процесс приведет к образованию популяций, различающихся относительной частотой определенных генов. Однако поскольку эти различия относительны, а не абсолютны, любая расовая группа обнаруживает некоторую вариацию в наследственных расовых характеристиках и частично пересекается с др. популяциями по таким характеристикам. По этой причине понятие расы, в строгом смысле слова, применимо к популяциям и не применимо к отдельным людям.
Когда людей классифицируют по таким категориям, как социоэкономический уровень, национальность, или этническая идентичность, часто обнаруживаются значимые групповые различия в практиках воспитания детей, сексуальном поведении, эмоциональных реакциях, интересах и аттитюдах, а тж в выполнении многих тестов способностей. Во всех таких сравнениях направление и степень различия между группами зависит от конкретной черты, интересующей исследователей. Поскольку каждая культура (или субкультура) поощряет развитие своего собственного типичного паттерна способностей и черт личности, сравнения на основе таких глобальных мер, как IQ или общая эмоциональная адаптация, практ. лишены смысла.
Изоляция групп приводит как к культурной, так и к расовой дифференциации. Отсюда, трудно раздельно оценить вклад биолог. и культурных факторов в расовые различия по психол. чертам. В поисках ответа на этот вопрос тестируют «полукровок», детей от смешанных браков. Считалось, что если в силу генетических факторов одна раса более интеллектуальна, чем другая, интеллектуальные способности «полукровки» должны быть промежуточными. Однако, по общему мнению, эта гипотеза весьма сомнительна, поскольку предполагает абсолютную связь между генами, определяющими цвет кожи (или иные расовые признаки), и генами, определяющими интеллект. При неполной связи корреляция между расовыми признаками и интеллектом исчезнет через неск. поколений, если будут продолжаться смешанные браки. Интерпретация рез-тов еще более осложняется тем обстоятельством, что смешивание рас обычно является выбираемым в рамках одной или обеих рас, а тж тем, что «полукровки» имеют тенденцию к ассимиляции в той культуре, к к рой принадлежит большинство населения. В группах, к-рые яв-ся довольно однородными по своей ассимиляции культурой большинства, и в к-рых люди относились к определенным расам скорее по документам, составленным со слов их родителей, нежели по их внешности, корреляция между тестовыми показателями и степенью расового смешивания была пренебрежимо мала.
Др. подход представлен изучением происходящих с возрастом изменений в сравнительном выполнении тестов расовыми группами. Напр., в США изучение чернокожих младенцев и детей дошкольного возраста либо вовсе не выявило у них отставания в умственном развитии, либо выявило лишь незначительное отставание от норм для детей белого населения. Однако тестирование школьников, проведенное в тех же регионах и в то же самое время, обнаружило заметную разницу в средних показателях, к-рая с годами увеличивалась. Эти рез-ты аналогичны данным, к-рые были получены и для других групп детей, росших в ограниченной образовательной и культурной среде. В данном случае возрастное снижение интеллекта было приписано кумулятивным эффектам ограничений опыта детей и усиливающемуся несоответствию обедненной среды расширяющимся интеллектуальным потребностям растущего ребенка. Рассматривая эту проблему с более широкой т. зр., можно сказать, что такое возрастное снижение показателей относительно тестовых норм происходит в тех случаях, когда тест оценивает когнитивные функции, развитие к-рых не стимулируется в конкретной культуре или субкультуре.
Третий подход заключается в сравнении выборок представителей одной и той же расы, выросших в разных условиях. Как правило, подобные исслед. выявляют большие различия в выполнении теста между подгруппами одной и той же расы, живущими в разных условиях, чем между разными расовыми группами, живущими в более сопоставимых условиях. То, что региональные различия, выявленные в пределах одной и той же расовой популяции, связаны скорее с культурными особенностями этих регионов, нежели с избирательной миграцией, было доказано в нескольких исслед.
Исслед. т. н. уравненных групп (equated groups) разных рас обычно показывают существенное сокращение различий средних значений IQ, хотя нек-рая разница все же остается. Проведение подобных исслед. связано с рядом трудностей методологического характера. Одна из них заключается в статистической регрессии к среднему, к-рая проявляется всякий раз, когда эксперим. план с попарным уравниванием выборок (matched—sample experimental design) применяется в исслед. популяций, различающихся по уравнивающей переменной (equating variable), напр. по социоэкономическому уровню. В результате этого обнаруживаемые при сравнении подобранных выборок различия средних показателей, напр. IQ, представляют собой всего лишь статистический артефакт процедуры отбора. Др. трудность связана с использованием очень широких категорий для классиф. таких переменных, как социоэкономический или образовательный уровни. Когда имеешь дело со столь крупными категориями, всегда есть вероятность того, что индивиды из одной популяции сгруппируются на нижнем уровне внутри каждой категории, а индивиды из др. популяции — на верхнем уровне той же категории, даже если отбор производился т. о., чтобы суммарное число индивидов во всех категориях было одинаковым.
Аналогичная трудность возникает и при использовании таких традиционных уравнивающих переменных, как профессия и образование родителей, ибо связь этих переменных с психол. развитием ребенка может быть весьма косвенной и отдаленной. Все более заметной становится тенденция к созданию шкал домашней среды (home enviroment scales), к-рые более детализированы и имеют более непосредственное отношение к развитию надежно определяемых свойств, таких как способность к обучению. Использование подобных шкал для сравнительного изучения чернокожих и белых дошкольников и учащихся средних школ оказалось плодотворным: были получены доказательства зависимости групповых различий в интеллектуальном развитии от релевантных характеристик домашней среды.
Опираясь на накопленные к настоящему времени знания, с уверенностью можно сделать лишь неск. выводов. Во-первых, биолог. основа любых наблюдаемых психол. расовых различий до сих пор не установлена. Во-вторых, получено немало доказательств — как из сравнительного изучения рас, так и из др. исследований в области Д. н. — того, что роль культурных факторов в формировании поведенческих различий, преимущественно выявляется при изучении разных расовых групп. Наконец, в отношении всех психол. черт и качеств, диапазон индивидуальных различий внутри каждой расы значительно превышает различие средних показателей между расами.
Что же касается групповых различий вообще, можно сказать, что эмпирически установленные групповые различия превращаются в групповые стереотипы, если: 1) различия групповых средних приписываются всем без исключения членам группы; 2) наблюдаемые различия воспринимаются как жестко закрепленные, не поддающиеся изменению и передаваемые по наследству.
См. также Приемные дети, Генетика поведения, Одаренные и талантливые дети, Наследуемость, Интеллект человека, Индивидуальные различия, Психологическая оценка, Расовые различия, Половые различия
А. Анастази
Что такое дифференциальная психология?
Дифференциальная психология — это часть науки, которая занимается выявлением и изучением психологических различий как одного человека и определенной группы людей. Обычно в ходе занятий особое внимание уделяется психологическим проявлениям людей, принадлежащих к разным возрастным, этническим и социальным группам.
Хотя дифференциальная психология как самостоятельная наука недавно выделилась, это очень важно. Впервые этот термин был использован в 1900 году, когда Стерн разработал концепцию определения и объяснения различий между людьми и группами.
Перед этой областью науки стоят две основные задачи. Во-первых, в ходе исследований ученые пытаются выявить индивидуальные различия. Во-вторых, перед психологами стоит задача объяснить причину и происхождение.
Дифференциальная психология и работы Фрэнсиса Гальтона . Рассмотрев работы этого ученого, можно понять некоторые особенности дифференциальной психологии. Во время его экспериментов большинство психологов предпочитают изучать общие черты человечества.В то же время Гальтона интересовали индивидуальные особенности каждого человека и их наследственность. Именно в этот период возникло мнение, что умственные и физические способности, талант и некоторые творческие способности человека передаются генетически от родственников.
Вот почему он внимательно изучал своих пациентов с психологической и физиологической точки зрения. Например, он оценивал уровень мышечного тонуса, определяемый верхним порогом слуховой чувствительности и т. Д.Затем был разработан специальный тест — испытуемого просят создать в воображении определенным образом, а затем подробно описать все особенности. Гальтон также изучил некоторые индивидуальные качества изображения и сравнил результаты эксперимента близких родственников, например, определил уровень сходства изображений у братьев и сестер.
Рекомендовано
Хороший семейный психолог, Москва: отзывы
Традиционно к врачам этой специальности обращаются жители развитых стран (европейцы и американцы).Показывает ли нынешняя жизнь в российской столице востребованность профессии «семейный психолог» (Москва)? Обзоры обитателей …
Он первым разослал всем ученым Англии развернутые анкеты для определения уровня их интеллекта и выявления особенностей мышления.
Дифференциальная психология и ее методы . Как и в любой другой науке, ученые используют самые разные методы исследования. Их можно разделить на разные группы.
Если принять во внимание вид использованного в экспериментах опыта, то можно выделить:
- интроспективные методики — их результаты основаны на данных чисто субъективного опыта;
- Экстроспективные методы — они используют только объективные результаты, которые можно точно измерить;
Имеет значение и влияние деятельности на исследуемый объект:
- Часы — пассивный метод исследования;
- Эксперимент — грамотный и активный метод;
Учитывается и уровень общности.При этом методы делятся на:
- Идиопатическое — сосредоточение на отдельном объекте, его психологии и психографии;
- Номотетический — руководствуясь общими данными;
Методы Данные Исследование использует психологию практически в любом исследовании.
Кроме того, условно разделить методы дифференциальной психологии
- Отсутствие;
- Исторические;
- Психологические;
- Психастенические;
Конечно, у дифференциальной психологии есть свои проблемы.Например, если какой-либо конкретный человек действительно индивидуален или встречается очень редко, исследователь с его точки зрения вряд ли сможет их понять.
На сегодняшний день эта кафедра психологии находится на стадии бурного развития. Ведь мы изучаем особенности разных людей разного пола, этнической принадлежности, сословия, возраста и т. Д. Вдобавок учитываем и разные типы взаимоотношений между испытуемыми. Все это создает огромные возможности для новых открытий, исследований и разработки способов устранения психологических проблем.
.
границ | Эволюционная и дифференциальная психология: концептуальные конфликты и путь к интеграции
Психология описывается как наука, нарушенная разобщенностью (Gladin, 1961; Meehl, 1978; Kantor, 1979; Staats, 1983, 1999; de Groot, 1990; Yanchar and Slife, 1997; Henriques, 2003, 2004, 2011; Goertzen). , 2008, 2010; Мандлер, 2011). Однако существуют разногласия по поводу того, насколько велика проблема теоретического и институционального разобщения для психологов и бихевиористов в целом (Dixon, 1983; Baars, 1984, 1985; Matarazzo, 1987, 1992; Bower, 1993; Neisser, 1995; Kelly). , 1998; Кассиново, 2002; Стам, 2004).Тем не менее, интеграция широко считается желательным курсом действий хотя бы из-за потенциальных преимуществ объединения разрозненных теорий и открытий в рамках общего концептуального пространства (Staats, 1999; Henriques, 2003, 2011; Goertzen, 2008). В последние годы адаптационистский подход к эволюционной психологии стал сильным кандидатом на центральное включение в объединяющую мета-теорию психологии (Penke et al., 2007a, b; Tooby and Cosmides, 2007; Webster, 2007; Daly and Wilson, 2008; Buss, 2009).Кратко говоря, адаптационизм — это парадигма для анализа физических и поведенческих характеристик организмов путем сосредоточения внимания на функционально сложных особенностях, которые могут возникнуть только в результате естественного избирательного давления (см. Daly and Wilson, 1999 для краткого обзора истоков адаптационизма в науке о поведении). . Несмотря на некоторые стойкие лагеря сопротивления (Rose and Rose, 2000; Buller, 2005; Richardson, 2007), в литературе отмечается тенденция все большего принятия адаптационизма в различных областях психологии (Confer et al., 2010; Фитцджеральд и Уитакер, 2010). Многие недавние попытки объединения ориентированы на эволюционные теории и подходы (Sternberg, Grigorenko, 2001; Henriques, 2003, 2004, 2008, 2011; Gintis, 2007). Тем не менее, хотя адаптационистский подход можно и легко применить к широкому кругу психологических явлений, как подчеркивается в Confer et al. (2010) некоторые области психологии представляют собой уникальные теоретические и методологические трудности, к которым эволюционисты должны (уместно) адаптироваться.Возможно, самая большая категория явлений, требующая пересмотра традиционного адаптационистского анализа, — это систематическое возникновение вариаций нормативных психологических характеристик, области личности и индивидуальных различий (Buss, 2009; Buss and Hawley, 2011). Как Confer et al. (2010) резюмирует: «Эволюционная психология оказалась гораздо более успешной в предсказании и объяснении типичных для видов и дифференцированных по полу психологических адаптаций, чем объяснение вариаций внутри видов или внутри полов» (стр.123). Последние нововведения в этой области, обсуждаемые далее в этой статье, лучше всего оцениваются с учетом истории и нынешнего состояния традиционной дифференциальной психологии.
За последнее столетие изучение нормативных индивидуальных различий в мышлении, поведении и способностях (далее именуемое обобщающим термином «дифференциальная психология») стало одним из крупнейших и наиболее популярных направлений психологической науки (Lubinski, 2000; Borghans). и др., 2011). Дифференциальная психология имеет тесные связи с множеством областей прикладной психологии, включая психометрическую оценку, психологию развития и педагогику, образ жизни и профессиональную адаптацию, а также наши меняющиеся концепции психопатологии (Lubinski, 2000).Несмотря на это, дифференциальная психология долгое время оставалась в значительной степени теоретически независимой от смежных дисциплин психологии. По сей день наблюдается незначительное перекрестное опыление даже между крупнейшими областями дифференциальной психологии и смежными с ними областями исследований (Mischel, 1968, 1973; Cervone, 1991; Borsboom, 2005; Cramer et al., 2010). Чтобы проиллюстрировать эту точку зрения, область дифференциальной психологии тестирования когнитивных способностей / интеллекта развивалась в значительной степени независимо от идей функциональной когнитивной психологии (Cronbach, 1957; Neisser et al., 1996; Гарлик, 2002, 2003; Андерсон, 2005). Кроме того, теории дифференциальных черт стали преобладающим подходом к изучению личности, оставаясь преимущественно отделенными от других ведущих концепций и моделей в психологии личности (см. Block, 1989, в отличие от 2010, примеры как до, так и после подъема пятерки. Факторный подход). Эволюционная психология представляет собой только самый последний теоретический подход, который теперь должен бороться за то, чтобы интегрироваться в относительно независимую нишу, занятую традициями дифференциальной психологии.
Хотя и эволюционная психология, и дифференциальная психология являются чрезвычайно разнообразными и разнородными областями, аргументы этой статьи стремятся создать как можно более широкую и актуальную сеть. Таким образом, основное внимание следует уделять фундаментальным концептуальным и методологическим элементам, которые являются почти повсеместными характеристиками соответствующих областей, с более конкретными примерами, взятыми из наиболее актуальных и представительных доступных областей исследований. Используя некоторые часто упускаемые из виду отличия из более широкой философии науки, исследуя фундаментальные научные задачи описания и объяснения (и помимо этого, формирует объяснения), авторы стремятся исследовать очевидную теоретическую изоляцию дифференциальной психологии. , и утверждают, что интеграция возможна только тогда, когда описательные усилия направлены на предоставление причинных объяснений.В подходе к этой спорной теме из заброшенной теоретической точки зрения, этот документ вносит новый аргумент в коллективных усилия эволюционно-дифференциального интеграционных начали Дэвид Басс почти 30 лет назад (1984 г.), аргумент, направленные на решение основных концептуальных проблемы перекликались некоторыми критики эволюционной психологии (Buller, 2005; Richardson, 2007). Также будет обсуждено текущее состояние усилий по интеграции и возможные будущие направления исследования индивидуальных различий.
Общий предок
В период становления в конце 1800-х годов предшественники как эволюционной, так и дифференциальной психологии были первоначально предложены как средства для достижения общей цели. Методологии, подчеркивающие типичные для вида особенности, и методологии, подчеркивающие различия между субъектами, имеют нескольких общих предков, возможно, наиболее показательным из которых является карьера сэра Фрэнсиса Гальтона (Galton, 1889; Allen, 2002). В то время как смутно обусловленные эволюцией биологические идеи сформировали такие влиятельные теории, как теории Зигмунда Фрейда (Young, 2006) и Б.Ф. Скиннер (Skinner, 1966, 1984), Гальтон (наполовину двоюродный брат Чарльза Дарвина) уделяли особое внимание применению нескольких дарвиновских принципов к изучению человеческого вида (Forest, 1995).
Гальтон имеет центральное значение для истории личности и индивидуальных различий (Bynum, 2002), он был пионером в психометрической оценке как способностей, так и предрасположенностей, впервые сформулировал парадигму «природа против воспитания» и разработал статистические методы, ориентированные на корреляцию. и использование регрессии к среднему со стандартными отклонениями (Simonton, 2003).Хотя сейчас его плохо помнят за его пропаганду евгеники, попытки Гальтона измерить изменчивость и дополнить селективное давление в человеческих популяциях были двумя необходимыми компонентами единой амбиции: сохранить человеческий вид и способствовать его развитию, уделяя особое внимание человеческому разуму и характеру. (Дженсен, 2002; Селигман, 2002).
Гальтон понял, что наиболее важные аспекты дарвиновской теории эволюции путем естественного отбора можно разбить на две отдельные концепции.Во-первых, все популяции организмов содержат некоторые значимо наследуемые вариации, а во-вторых, дифференциальная эффективность этих вариантов в отношении требований выживания и воспроизводства порождает форму отбора (Darwin, 1859, 1871). Репрезентативные свойства любого вида будут надежно изменяться со временем таким образом, чтобы увеличить их контекстуальный репродуктивный успех, при условии, что возможны достаточные вариации и отбор. На вводных страницах своей недавно отредактированной книги Басс и Хоули (2011) категорически заявляют: «Индивидуальные различия необходимы для естественного отбора.Без наследственных вариантов естественный отбор — единственный известный процесс, способный создавать и поддерживать функциональные адаптации — не мог бы произойти ». (стр. ix).
С этой точки зрения мы можем понять, во многом так же, как Гальтон и его современники, что изучение изменчивости популяции и изучение давления отбора — две стороны одной медали. Оба аспекта необходимы для понимания истории и настоящего состояния биологического и психологического функционирования, и наши самые богатые идеи должны быть рождены в результате сложных взаимодействий между ними.Таким образом, чтобы понять очевидный разрыв, который с тех пор образовался между этими двумя философски совпадающими полями, нужно обратить внимание на их отдельные траектории исторической реализации.
Контрастные фокусы и конфликтующие методы
Технологический прогресс последних 150 лет помешал изучению человеческих вариаций и изучению эволюционного замысла человека развиваться рука об руку. Первоначальной формулировке Дарвином теории эволюции с самого начала препятствовало отсутствие понимания молекулярных механизмов наследственности.Хотя основное наследование биологических признаков было хорошо изучено, только более чем 50 лет спустя, когда теории генетики Менделя и теория хромосом Моргана были объединены, биологи смогли провести значимые исследования распространения различных признаков. по всей популяции (Huxley, 1942; Dennett, 1995a; Bowler, 2003; Olsson et al., 2006). С начала 20-го века изучение селективного давления было затруднено на многие десятилетия, ожидая как постепенного накопления данных о наследственности, так и развития методов молекулярно-генетического и компьютерного моделирования.
В это время процветали несколько дисциплин, сфокусированных на измерении и прогнозировании популяционной изменчивости (Stern, 1911), в первую очередь развивающаяся область дифференциальной психологии (Lamiell, 2003; Bergman and Trost, 2006; Uher, 2008). Эти первые попытки совсем не пострадали в отсутствие исследования отбора, поскольку сами результаты считались просто поперечным сечением предположительно меняющейся популяции. Поскольку отбор может происходить только между поколениями, только меры вариации, охватывающие два или более поколений, потребуют понимания процесса отбора.Именно в этот период, когда науки, ориентированные на селекцию, все еще испытывали затруднения из-за технологий, процветала дифференциальная психология.
Ранние дифференциальные методы вошли во многие подходы экспериментальной психологии того времени (Tucker et al., 2005), выдерживая доминирование бихевиоризма, которое затем было усилено последовавшей когнитивной революцией (Block, 1989; Baum, 1994; Мандлер, 2002; Миллер, 2003). В это время дифференциальные психологи дистанцировались от быстро меняющихся теорий в смежных областях и стали во многом полагаться на свои надежные статистические конструкции и улучшение способности предсказывать результаты (Lubinski, 2000; Maltby et al., 2007). Выйдя за рамки первоначального интереса к совершенствованию процесса призыва в армию, дифференциальная психология установила тесные отношения со многими областями прикладной психологии (Тайлер, 1965). В частности, области тестирования личности и интеллекта стали все более заметными в прогнозировании и информировании результатов, включая развитие образования, профессиональный отбор, управление рисками, а также результаты психического и физического здоровья, и это лишь некоторые из них (Karasek, 1979; Любинский, 2000; Marks et al., 2005; Рейснер, 2005; Maltby et al., 2007).
С конца 1980-х годов до наших дней дифференциальная психология укрепила свои позиции в качестве центральной опоры психологической науки с такими влиятельными конструкциями, как «g» -фактор интеллекта и модели черт личности, стоящие в центре десятилетий эмпирической поддержки. (Чаморро-Премузич и Фурнам, 2006; Рив и Чарльз, 2008; Блок, 2010). Современные исследования личности и индивидуальных различий определяются конструкциями, которые мало полагаются на теорию обоснования, а, скорее, строятся на надежных статистических данных, взятых из больших популяций (Borsboom, 2005).Таким образом, можно предположить, что исследователи будут рассматривать конструкции дифференциальной психологии как имеющие ограниченное или строго инструментальное использование по сравнению с объяснительными теориями, от которых они расходятся. Напротив, тенденции в литературе предполагают, что дифференциальные конструкции процветают, в то время как теоретические и качественные исследовательские подходы систематически не одобряются (Rogers, 2000). Одним из объяснений этой предвзятости является «количественный императив» (Michell, 1990, 2003a, b): «Количественный императив — это точка зрения, согласно которой в науке, когда вы не можете измерить, вы на самом деле не знаете, о чем говорите, но когда можешь, ты делаешь »(Michell, 2003a, стр.5). Согласно Мичеллу (2005), этот количественный императив действует как явный принцип, так и как тонкая сеть социальных и институциональных предубеждений. Благодаря такому влиянию поле индивидуальных различий стало охватывать свою историческую сверхспециализацию в номотетической статистике как свидетельство истинной научной достоверности (Borsboom et al., 2004; Borsboom, 2005).
Напротив, ранние попытки обратиться к психологическим феноменам человека со ссылкой на селективное давление начали появляться только во второй половине -го -го века, под общим термином «социобиология» (Гамильтон, 1954; Уилсон, 1975).Эти попытки в конечном счете, оказалось концептуально неадекватными, так как многие из них были весьма напоминают о генетических-детерминисте теорий тогда преобладающих в этологии и зоологии, или зависят тесно от тогдашнего спорного перспектива группового отбора (Gould и Левонтины, 1979; Gould, 1981; Вининг, 1986). Только в конце 1980-х годов полностью сформировалась адаптационистская парадигма эволюционной психологии (Buss, 1984, 1995; Cosmides, Tooby, 1989; Tooby and Cosmides, 1989), и потребовалось еще десятилетие разработки, прежде чем этот подход получил широкое признание (Confer et al., 2010; Фитцджеральд и Уитакер, 2010). Эволюционные психологи установили утонченный адаптационистский подход, опираясь на современную когнитивную психологию, чтобы сильно подчеркнуть модульность и предметную специфику предполагаемых психологических адаптаций (Cosmides and Tooby, 1987, 1997; Nesse and Lloyd, 1992; Pinker and Bloom, 1992; Pinker, 1997). ). Эволюционная психология специально нацелена на те особенности психологического функционирования, которые являются типичными для видов механизмами, которые возникли в ответ на повторяющиеся проблемы выживания и репродукции у предков человека эпохи плейстоцена (Buss, 1999, 2005).Такие видо-типичные черты представляют собой важное средство проверки эмпирических гипотез, поскольку только повсеместные, биологически обоснованные особенности могут существовать в сходных формах в кросс-культурном контексте (Buss et al., 1990; Barkow et al., 1992; Tooby and Cosmides, 1992; Buss, 2005).
По состоянию на начало 21 века подходящее обобщение этих двух областей состояло в том, что эволюционная психология фокусируется на чертах, общих для всех наших видов, в то время как дифференциальная психология сосредотачивается на способах, которыми члены нашего вида систематически различаются (Борганс и другие., 2011). Учитывая их общее происхождение, можно предположить, что результаты этих двух подходов должны быть внутренне склонны к интеграции. Однако, несмотря на некоторые попытки, относящиеся к периоду формирования эволюционной психологии (Buss, 1984, 1991), усилия по интеграции столкнулись с теоретическими и практическими трудностями, до такой степени, что некоторые рассматривают их как междисциплинарную враждебность (Anderson, 2005; Muncer, 2011). .
Чтобы понять этот разрыв, необходимо исследовать некоторые уникальные концептуальные проблемы, с которыми психологические исследования сталкиваются в большей степени, чем почти любая другая область науки.Эти концептуальные трудности придают непропорционально большой вес вариациям в подходах и методах и являются движущей силой для
.
PPT — Дифференциальная психология PowerPoint Presentation, скачать бесплатно
Дифференциальная психология
Дифференциальная психология • Умственные способности • Интеллект • Предыдущее обучение • Когнитивные предпочтения • Личность
дополнительные из следующих тем • Способность к обучению • Общие знания, полученные человеком • Способность успешно адаптироваться к новым ситуациям и к окружающей среде в целом
Интеллект • IQ • Общий интеллект: g • Особые факторы: s • МИ Теория?
IQ • Коэффициент интеллекта • Умственный возраст / хронологический возраст x 100 • Среднее значение 100, 68% населения в возрасте от 85 до 115, только 16% выше 115 • В целом верно для тех, для кого английский является родным языком
Прогнозируется на основе баллов IQ • Оценки, понимание прочитанного, математические знания и знание академического содержания учебной программы.• Профессиональный статус, изменения в профессиональном статусе, приобретение знаний в профессиональных условиях и доход от профессий. • Знания в таких областях, как искусство, право, здоровье, инженерия, зарубежные путешествия, Библия, этикет, рыбалка и так далее. • Оценки родителей также могут предсказать успеваемость ребенка.
g&s • Spearman (1904) — интеллект складывается из множества факторов. Один общий (g) и другие более конкретные (s) • Каждый ментальный тест в той или иной степени коррелировал с другими ментальными тестами — таким образом, «g» • Один фактор, который считается основным определяющим в тестах интеллекта
g & s • Факторы в g • Способность к текучести: биологическая способность приобретать знания и адаптироваться к новым ситуациям и, предположительно, проверяется тестами интеллекта. • Кристаллизованная способность: больше зависит от аккультурации.Например, это словарный запас. • Особые факторы: s • Факторы, отличные от «g» (например, музыка)
Как узнать? • Учитывать конвергентную и дискриминантную валидность
Предыдущее обучение • Влияет на обучение • Например, когда активированное понимание прочитанного улучшается • Количество запоминаемых отрывков текста было связано с предыдущими знаниями, когда IQ был исключен. • Наиболее полезен для понимания изучаемого материала • Сохранение и отзыв материала • Способность к формальному мышлению • Оценивается с помощью предварительного тестирования в предметной области • Прогнозирует успеваемость студентов колледжа • Обратная связь между объемом предшествующих знаний и объемом учебной поддержки необходимо.
Влияния обучения • Хорошо организованное обучение облегчило обучение как для студентов колледжей, так и для старшеклассников • Адаптивное обучение было наиболее полезным для учащихся с низким уровнем предшествующих знаний • Стереотипные предыдущие знания мешали полученным знаниям • Отсутствие влияния предыдущих знаний на выбор возможность самостоятельного обучения или обучения под руководством учителя для учителей до начала работы.
Множественный интеллект • Хотя на веб-сайте упоминается теория МИ, и это, безусловно, соответствует обсуждению дифференциальной психологии, мы рассмотрим ее более подробно с биологической основой обучения (как это делает Дрисколл).• Но разве множественный интеллект — это интеллект ????
Когнитивные предпочтения • Когнитивные стили • Стили обучения
Когнитивные стили • Предпочитаемый людьми способ обработки и организации информации и реагирования на стимулы окружающей среды. • Люди различаются по тому, как они взаимодействуют с окружающей средой. • Когнитивные стили связаны с личностью.
Стили обучения • Предпочтительный режим учащихся для конкретной среды обучения (где, когда, с кем и с чем).• Успеваемость учащихся повышается, когда стиль обучения сочетается с методами обучения. • Различия в моделях стилей обучения среди культурных групп, и внутри культурных групп люди также различаются.
«динамическая организация внутри человека психофизических систем, которые создают характерные модели поведения, мыслей и чувств человека» (Allport, 1961). Интроверсия / экстраверсия Типы достижений Приятность Эмоциональная стабильность Открытость переживанию Личность
.
дифференциальная психология — англо-испанский словарь
en В этом аналитическом документе и документальном исследовании основное внимание уделяется классификации учащихся начальных, средних и университетских учебных заведений, обучающихся на последовательном двуязычном обучении. Такая классификация была сделана на основе стилей изучения второго языка учащимися, а также с точки зрения психолингвистики и дифференциальной психологии.
scielo abstract es Durante miles de años, el viento haterminado la suerte de pueblos en todoel mundo
en Гальтон также основал психометрию, науку об измерении умственных способностей, и дифференциальную психологию, соответствующий раздел психологии. с психологическими различиями между людьми, а не общими чертами.
WikiMatrix es ¿Querés escuchar el sonido más molsto del mundo?
en Однако, как отмечает Тейлор (1998), это предполагаемое взаимодействие общества и индивида потеряно для большинства последующих исследований, в которых шкала F использовалась в дифференциальных психологических исследованиях.
WikiMatrix es La excluded hepática de IgG includes una degradación en el sistema reticuloendotelial y células endoteliales
en Я указал вам на то, что отличает психологию от психологии, которую мы изучали на ранних этапах психологии. исследование — это научный метод.
QED es % (máximo) de las incsiones admisibles siempre que sean realizadas por jóvenes Agricultores durante sus cinco primeros años de actividad laboral
и Современная психология памяти различает два разных типа кратковременного хранения памяти: память и долговременная память.
WikiMatrix es En efecto, en este Seminario, las partes processán a un intercambio de puntos de vista sobre las políticas y las iniciativas actuales, así como sobre las Futuras medidas de Adaptación y atenambuaci, al. климатико.
ru Целью этого исследования было определить, может ли модель личности Грея (измерение чувствительности к наказанию [SP] и вознаграждение [SR]) быть полезной для психологической дифференциации пациентов с FM.
scielo-abstract es Un momento, Hermanas
en Дифференциальная и индивидуальная психология
EurLex-2 es La sociedad Herlitz AG, Creada en #, que произвести artículos de papelería hasempiós un grupo que cotiza en bolsa desde
en Различные переменные были проанализированы, чтобы узнать упоминание о судебно-психологической оценке и различную ценность судебно-психологических отчетов; также была проверена взаимосвязь между окончательным решением судьи и результатами, отраженными в заключении судебно-психологической экспертизы.
scielo-abstract es Tenemos que esperar
en Заключение Данные показывают необходимость уделять больше внимания этой группе населения в смысле продвижения дифференцированной поддержки, психологической или психиатрической, для улучшения жизни людей.
scielo-abstract es Visto el Tratado de la Unión Europea, y en special suartículo
en Наши результаты указывают на необходимость изучения совместного принятия решений с дифференцированной точки зрения, которая включает психологические процессы и влияние этих процессов при соблюдении режима лечения.
scielo-abstract es Si él está en algún sitio cercano y va a casa
en Дети также получают информацию о подростковом возрасте и должны различать физические и психологические изменения при переходе от детства к юности
MultiUn es No he visto nada
en Г-жа Шульц (Франция) сказала, что гендерная дискриминация и домогательства являются преступлениями в соответствии с Уголовным кодексом, в котором проводится различие между сексуальными и психологическими домогательствами.
MultiUn es Eh, chicos no os importará que me relaje aquí, нет?
en Дети также получают информацию о подростковом возрасте, и ожидается, что они будут дифференцировать физические и психологические изменения при переходе от детства к юности.
UN-2 es En el ránking de Lisboa para #, recientemente publicado, los siete países en cabeza eran, por este orden: Dinamarca *, Suecia *, Austria *, Países Bajos *, Finlandia *, Irlanda * y Reino Unido *, seguidos de Alemania y Francia
en Психология — это настолько хорошо развитая дисциплина, которая позволяет использовать разные специализации: а) клиническая психология и психология здоровья, б) рабочая и организационная психология, в) педагогическая психология и т. Д. Что отличает образовательную Психолог от других психологов или специалистов представляет собой академический треугольник, вершины которого представлены тремя категориями: учителя, студенты и учебные программы (см. диаграмму).
WikiMatrix es Así que estamos muy cerca
en Исследование определенно предполагает влияние психологических переменных на качество жизни, включая как физические, так и психологические аспекты, с различной ролью в зависимости от клинической стадии инфекции.
scielo-abstract es Pues sí específico
en Тем не менее, признаки указывают на то, что Джадсон Ограм не делает различий между преступниками и людьми с психологической дисфункцией.
WikiMatrix es Los Cardenales lo aplastaron, pero de alguna manera … de alguna manera, ganó unas pocasardas
en Согласно Хиллману, «политеистическая психология может дать священную дифференциацию нашим психическим потрясениям …. «Хиллман заявляет, что сила мифа, его реальность заключается именно в его способности захватывать психическую жизнь и влиять на нее.
WikiMatrix es Está intentando reunir a los ocupantes ilegales y los vaqueros
en Результаты показывают возрастные различия в отношении доступности и вариативности содержания схем и различного участия когнитивных и психологических переменных СМИ.
scielo-abstract es Debe constituirse una garantía para cerciorarse del cumplimiento de esta Obligación de engorde
en Когда модели значительно отличались от одного человека к другому или от одной группы людей к другой, Осгуд мог тогда интерпретировать семантический дифференциал как отображение психологической или даже поведенческой дистанции между людьми или группами.
Common crawl es Son sólo bebidas y salchichas
en Соответственно, знание размеров и характеристик этих сред, которые различают неграмотных людей и влияют на их умственное, психологическое и социальное состояние, становится важным для определения их качественных потребностей и выполнение соответствующих требований при разработке функциональных, подходящих и эффективных программ повышения грамотности.
UN-2 es Lo memorizaron todo
en Сделан вывод, что размеры шизотипии имеют различное значение с точки зрения исследуемых областей психологического функционирования.
scielo-abstract es ¡Ella no tenía nada que ver con esto!
ru Педагогический психолог — психолог, дифференцирующие функции которого могут включать диагностическую и психолого-педагогическую оценку, психологическое консультирование в образовательных сообществах (учащиеся, учителя, родители и представители академических кругов), психо-педагогическое вмешательство на уровне сообщества, а также посредничество, координацию и направление к другим специалистам на всех уровнях образовательной системы.
WikiMatrix es Realmente queman carbón
en Используя метод, который ее наставник, профессор психологии Стэнфорда Льюис Терман, разработал для дифференциации детей с точки зрения интеллекта, Кокс закодировал записи детских и юношеских достижений 301 выдающегося лидера. и создатели, чтобы оценить, каким был бы их IQ на основе интеллектуального уровня таких достижений по сравнению с возрастом, в котором они были достигнуты.
WikiMatrix es Sam, ¿podemos hablar? — Supongo
en Однако в тех немногих случаях, когда дети и / или подростки становятся жертвами преступных действий, затрагивающих их физическую, психологическую или моральную неприкосновенность, они получают индивидуальные , комплексное и дифференцированное лечение с момента установления фактов.
UN-2 es Oye, no hace falta que sea un cabroncete
en Гендер также рассматривается как группа социальных, политических, психологических, юридических и экономических характеристик, дифференцированно присваиваемых людям, согласно секс
MultiUn es ¿alguna pregunta? .