Занятие для старшеклассников «Мужественность. Женственность»
Занятие для старшеклассников
«Мужественность. Женственность»
Автор-составитель:
педагог-психолог Маркина Ирина Михайловна
Пояснительная записка
Актуальность
В современном обществе весьма острой становится проблема половой идентификации у подростков. Размывающиеся с каждым годом половые стереотипы (в одежде, внешнем виде, манерах поведения), разрушение традиционного семейного уклада (большое количество неполных семей) становятся причиной искажения половой идентичности у подростков. В результате женщины становятся более мужественными, а мужчины более женственными. Данное занятие направлено на развитие позитивного и адекватного представления о мужественности и женственности, а также культуры межличностных отношений между юношами и девушками, воспитание семейных ценностей и формирование понимания значения семьи в современном обществе.
Цель: создание условий для развития культуры межличностных отношений между юношами и девушками.
Задачи:
- дать представление об особенностях межличностных отношений между юношами и девушками;
- сформировать у подростков позитивное и адекватное представление о мужественности и женственности, их сущности;
- познакомить старшеклассников с семейными ценностями;
- создать условия для определения взаимосвязи между свободой и ответственностью.
Адресат: учащиеся 9-10 классов общеобразовательных учреждений в возрасте 14-16 лет.
Условия проведения (реализации): просторное, хорошо проветриваемое помещение, оснащенное проектором и компьютером для показа презентации. Занятие рассчитано на 2 академических часа (2 урока) с перерывом на перемену.
Необходимые материалы: презентация, ручки, листочки для вопросов.
Теоретическое обоснование выбора критерия оценки освоения учащимися представляемого материала: мы можем считать успешное усвоение, если учащиеся заинтересовались темой, активно задавали вопросы, а так же запрос на создание курса занятий по данной теме для более детального ее изучения.
План занятия:
- Знакомство с целями занятия;
- Принятие правил работы;
- Упражнение «Назови имя и качество»;
- Обсуждение образа мужественности и женственности;
- Инь-янь как символ гармонии мужского и женского начала;
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Брак»;
- Игра «Вопрос-ответ»;
- Выводы, подведение итогов;
- Рефлексия, обратная связь.
Содержание занятия:
- Приветствие участников, обсуждение цели и задач занятия.
- Обсуждение и принятие правил работы в группе:
— Активность
— Конфиденциальность (не рассказывать об опыте других участников)
— Безоценочность
— Правило «СТОП»
— Уважение друг к другу
— Говорит один
- Упражнение «Назови имя и качество»
Учащиеся по кругу называют свое имя и любое качество человека (можно свое).
- Обсуждение образа мужественности и женственности с древнего мира и до наших дней.
Древний мир: идеал молодости и атлетического телосложения, естественная красота.
Средние века: идеал непорочности, запрет на макияж; возвращение «внешней» женственности (пышные формы, бледное лицо, светлые волосы).
Новое время: возвращение к естественной красоте, макияж должен быть минимальным, у женщины должны быть мягкие губы и кожа цвета фарфора. Прически, не смотря на завивку и припудривание, соответствуют стилю «классический беспорядок».
Наши дни: женственные тела пышут здоровьем и достатком, бледность осталась в прошлом, загорелое лицо свидетельствует о спортивной жизни на свежем воздухе.
- Инь и Ян как символ гармонии мужского и женского начала.
В соответствии с древней китайской философией все существующее во Вселенной является результатом взаимодействия двух сил, или двух принципов, инь и янь, которые воплощаются в мужчине и женщине. Из самого символа ясно, что мужское (янь) и женское (инь) начала прекрасно сочетаются в одной круговой форме. Они не противоположны и не одинаковы. Скорее они дополняют друг друга. В очертаниях одного заложено семя другого. В этом смысл точки внутри каждой из половин символа. В их двойственности содержится гармония и совершенство.
Инь Женское начало – земля
| Ян Мужское начало – небо
|
Женское начало – нежность, приспособление, рождение и питание. В нем поддержка и основа жизни. Мужское начало – сила, ответственность, целеустремленность и стремление к лидерству.
Мужское и женское начало находятся в дополняющем друг друга равновесии.
«…Если мы будем опираться только на женское или только на мужское сознание, то нас ждет серьезное разочарование, так как ни одно из начал не может полностью реализовать свои возможности без связи с противоположным началом. Человеческая природа может проявить себя во всей своей полноте, только когда инь и янь соединяются и приходят к согласию друг с другом» (китайская мудрость).
- Просмотр мультфильма Гарри Бардина «Брак», обсуждение главных событий в жизни героев и ответы на вопросы.
- Что привлекло Масю и Бусю друг к другу?
- Есть ли любовь между ними?
- Были ли они готовы к браку?
- Можно ли было избежать ссор?
- Как повлияли их отношения на ребенка?
- Можно ли назвать поведение героев ответственным?
Обсуждение понятия «ответственность», через беседу по следующим вопросам:
- Что самое важное в отношениях?
- Должен ли быть кто-то главный?
- На ком должна лежать ответственность за решения?
- Как ответственность влияет на отношения?
- Игра «Вопрос-ответ»
У юношей и девушек есть целый ряд вопросов друг к другу, которые так нелепо задавать, но спросить-то хочется! Все вопросы задаются письменно и анонимно, индивидуально или группами по 3-4 чел. Единственное условие — вопросы не должны быть адресованы лично. Отвечать можно от себя или от имени своей половины группы.
- Выводы, подведение итогов.
- Рефлексия, обратная связь.
Конспект классного часа «Мужество и женственность»
ПЛАН
проведения тематических классных часов в группе 3Б1
ТЕМА: «ЖЕНСТВЕННОСТЬ И МУЖЕСТВЕННОСТЬ»
ЦЕЛЬ: Формирование понятий «мужественность», «женственность». Обучение приёмам выработки этих качеств. Учить умению анализировать качества своего характера, умению выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения. Формирование адекватной самооценки своего поведения, как мальчика, как девочки. Развивать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Развивать трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Беседа
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: кабинет 3-13
Дата: 06.01.2020 г.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: Р.А. Воронцова
ВЫВОД О ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ:
то, что заложено в нас природой, нужно беречь, поддерживать и развивать. Девочка должна быть женственной, она будущая мать, хранительница очага, мальчик — мужественным, он будущий отец, добытчик, защитник. Все качества, о которых мы говорили сегодня нужно развивать с детства. Цель достигнута. Задачи решены
Куратор группы _______________________________
Женственность и мужественность.
Цели: Формирование правильных представлений о женственности и мужественности. Коррекция мышления на основе упражнений на сравнение, сопоставление, анализ и синтез.
Оформление: Портреты людей с характерно женственной и мужественной внешностью. Цитаты о женских и мужских качествах личности.
I. Введение в занятие.
1. Психологический настрой.
2. Вводная беседа.
3. Целеполагание.
4. Сообщение темы.
а) Музыкальное вступление: Б.Окуджава «Ваше величество женщина»
б) Вот люди. Каковы они?
Кого вы видите на этом портрете?
Какое настроение выражает картина?
Веками человеческий мир состоял из мужчин и женщин.
Сильный и слабый пол.
Сейчас мы, мальчики и девочки, уже подошли к тому возрасту, когда пора задумываться о своем месте в этом мире, осознать себя как личность. Повзрослев, вы будете кем-то по профессии, и хорошо, если в этой сфере все сложится удачно. Но ни один человек не может быть счастлив, если не реализует себя как личность – как мужчина или как женщина.
К любому празднику надо готовится заранее, чтобы не загубить, не скомкать его. Тем более такой праздник жизни, как любовь во всех ее проявлениях. Каждый в жизни имеет право и обязан быть в своей половой роли, знать и чувствовать свою силу и свою слабость, уметь общаться с людьми, особенно противоположного пола.
Уже сейчас чувствуется разница между мальчишками и девчонками: вы смотрите разные фильмы, у вас разные интересы, разная реакция на одно и то же событие. Что это значит? Это значит – в вас зарождается то, о чем мы будем сегодня говорить.
Попробуйте прочитать тему нашего занятия.
«Женственность и мужественность».
дети должны сказать, кого они видят: мужчину или женщину
Дети детализируют.
Дети выходят по одному, и, пользуясь шифром, пишут тему на доске.
II. Основная часть.
1. Коррекционное упражнение на сопоставление, выбор.
2. Анализ выбора.
Вот здесь на столе личностные качества, свойственные мужчинам и женщинам. Сейчас мальчики быстро по одному будут подходить и, сопоставляя эти качества со своим жизненным опытом, выберут только те, которые свойственны девочкам, девушкам, женщинам.
Посмотрите, девочки, как хорошо понимают вас мальчики. Они знают, что вы обидчивы, изящны, аккуратны. А посмотрите, они выбрали мягкость, изящество, легкую походку, умение успокоить. Это — мужской идеал женщины. Все ли девочки ему соответствуют? Некоторым надо над собой работать. Я вам больше скажу – некоторые девочки хотят походить на мальчиков, чтобы им понравиться. Получится у них это?
«Когда женщина бывает до конца женщиной, она представляет больше ценности, нежели когда она пытается сыграть роль мужчины». Руссо
Карточки закрепляют на доске под словом «женственность».
Дети отвечают.
3. Поговорим о прекрасном.
4. Коррекционное упражнение на сопоставление, выбор.
5. Анализ выбора.
6. Сравнение женских и мужских качеств.
. Как научится мужественности и женственности.
8. Релаксационная пауза.
Что же такое женщина?
«Если хочешь писать о женщине, обмакни перо в радугу и смахни на него пыльцу с крыльев бабочки». Горький.
«Женщина должна иметь: добродетель в сердце, скромность на нем, сладость в устах, а работу в руках».
А теперь девочки выберут и прикрепят мужские качества.
Посмотрите, что ценят в мальчиках наши девочки. Это женский идеал мужчины. Все ли мальчики ему соответствуют? Ну они еще подрастут.
Девочки сейчас прочитают об этом стихи.
Давайте теперь сравним мужчин и женщин. Женщина более хрупкая, мягкая, красивая, аккуратная, эмоциональная.
Мужчина более решителен, уверен, надежен, силен, благороден.
Женщина более душевная, да? Душа женщины – источник любви. Мужчина – источник силы. Значит мужчина должен быть 1-м на физическом уровне, а женщина – 1-й на душевном.
Сильный становится сильнее, когда поддерживает более слабого: мужчина – женщину физически, а женщина – мужчину душевно. Это и есть единство, гармония, лад.
Все ли девочки и мальчики обладают нужными качествами от рождения?
— Нет, дети учатся этому у взрослых. Есть строгий учитель мужественности и женственности, его имя – этикет. Он воспитывает в мальчиках – благородство, заботу о женщинах, а в девочках – достоинство, уверенность в своих душевных силах.
Давайте посмотрим, как он это делает.
1) С какой стороны от дамы идет кавалер по улице и почему?
2) А по лестнице? Почему?
3) как они садятся в машину и выходят из нее?
4) Как садятся за столик в кафе?
5) Как одеваются в раздевалке?
6) А как они проходят в дверь?
Теперь вы понимаете, каким образом этикет воспитывает в мужчине благородство, бережное отношение к женщине, а в девочках – достоинство, уверенность в себе.
«Нет, ведь не скидка женщине нужна,
А наша чуткость в счастье и кручине,
И если нету рыцарства в мужчине,
То значит, просто грош ему цена».
.Асадов
«Отношение к женщине – тончайший измеритель чести, совести, порядочности, благородства, высокая школа воспитания чуткости».
В.Сухомлинский
Женственность и душевность слова одного порядка. Женщина оберегает внутренний мир мужчины, покой в нем, не зря в древней Руси жену называли «берегиня». И совершенная женственность проявляется в материнстве – не зря на многих иконах изображена Мадонна с младенцем. К материу нас отношение особое, с материнской любовью не сравнится ничто.
«Если б моя мама песен мне не пела…»
Р.Газматов
Поиграем в машину времени. Сейчас я сосчитаю до трех, и каждый из вас вернется в раннее раннее детство, каждый свой родной дом.
1 – 2 – 3 !
Зимнее утро. В доме тепло и чисто, солнечные лучи освещают комнату теплым светом. Мама режет свежий хлеб, хрустит корочка, сыпятся крошки. Мама наливает в кружку молоко. Ты макаешь хлеб в золотистый тягучий мед, и весь наполняешься этой материнской любовью и заботой.
Ты дома, с мамой, в любви и безопасности. Тебе ни страшно ничего на свете.
Мальчики читают стихи.
Дети отвечают.
Музыкальное сопровождение.
III. Заключительная часть.
1. Закрепление полученных сведений.
2. Игра на выбор модели поведения.
3. Итог.
Итак, мальчики, что за создания эти девочки, почему они любят ходить по магазинам, фильмы с переживаниями, почему они такие болтушки, почему они часто плачут? Таких почему – 1000.
Давайте посмотрим на женские личностные качества и сделаем для себя практические выводы, как надо правильно обращаться с девочками.
1) Они хрупки и слабы – значит (надо относится к ним бережно)
2) У них часто меняется настроение – значит
(относится терпимо)
3) Девочки очень чувствительны к деталям, к внешним проявлениям отношений – значит
(относится внимательно)
4) Каждая девочка неповторима – значит
(нельзя сравнивать ее с другими девочками)
5) Девочкам нравится чувствовать себя красивыми – значит
(надо говорить им комплименты)
А мальчики? Как надо обращаться с мальчиками, чтобы рядом с девочкой он чувствовал себя мужчиной?
— надо вести себя как девочка, т.е. быть хрупкой, слабой, уметь подбодрить и т.д.
-доверять их силе, решительности, опираться на них в трудной ситуации.
Какие меры необходимо принимать, чтобы сохранить до старости свою женскую привлекательность и мужественность?
Ярмарка. Цена – объяснение.
Турник, гантели, гири, мяч, крем, бусы, помада, дезодорант, тушь, тени, чистое белье, бег, аэробика, чистота души.
Чистота души позволяет видеть мир во всем его многообразии, не хранить обид, страхов, злобы. Тот, кто сохранит чистоту души до седин, выглядит моложе и красивее других стариков. Ведь не зря говорят: в молодости у тебя то лицо, которое дала тебе природа, а в старости – то, которое ты заслужил.
Ваша жизнь только начинается. Я желаю вам стать настоящими мужчинами и настоящими женщинами.
Будьте счастливы!
Дети продолжают.
Дети по очереди подходят и выбирают.
Материал на тему: Классный час «Разговор о женственности».
Классный час. Разговор о женственности.
Цель: дать понятие «женственность» и раскрыть нравственные основы взаимоотношений девушек с юношами.
Учитель:
Ответы на вопросы «Какой мне стать?» и «Как мне себя вести?» каждая девушка в конечном счете дает себе сама, но от того, как она решит их для себя, зависит не только ее счастье, но и счастье окружающих ее людей. Семейным психологам и священникам по исповеди очень хорошо знакомо то чувство, которое испытывают современные мужчины, общаясь с «сильными» представительницами «слабого пола». Наиболее точно оно соответствует понятию «тоска по женственности в женщинах». Дело в том, что мужественность и женственность — это две взаимно дополняющие характеристики. Одно без другого не может существовать. Если теряется одно, например женственное у девушки, то ей очень трудно ожидать проявления настоящей мужественности у тех представителей «сильного пола», с кем ей придется встретиться на своем жизненном пути. Не стоит забывать, что «пол» означает половина, а половиа стремится стать целым. Это становится возможным, когда соединяются прекрасная женственность и истинная мужественность. В настоящее время образы идеальной девушки и идеальной женщины сильно искажены.
Вопросы:
— Скажите, какой женский образ пропагандируется сегодня средствами массовой информации?
— В чем вы видите опасность пропаганды такого образа для молодых девушек?
(Сегодня нередко пропагандируется образ сильной, целеустремленной независимой «амазонки» или коварной соблазнительницы мужчин.
Некоторые девушки, поддавшись этому воздействию, начинают стремиться «все в жизни попробовать и взять от жизни все», что обычно заканчивается для них весьма плачевно).
Учитель:
Проблема заключается в том, что человека, в данном случае девушку и женщину, приучают вести себя неискренне. Все, что от нее ожидается, — это яркая внешность (образ «яркой игрушки из супермаркета») и манеры голливудской звезды из
современной мелодрамы, либо поведение «своего парня» из очередного боевика. Но
наша жизнь — это не фильм, а реальные отношения. Любовь не терпит фальши.
Любая неискренность порождает соответствующее отношение. В результате, вместо предполагаемой полноты жизни и достижения счастья через некоторое время у таких девушек и женщин появляется ощущение одиночества, бессмысленности существования. Если предложенные модели женского поведения начинают приниматься как руководство к действию, то резко снижается вероятность заключения брачного союза когда-либо или встает вопрос о прочности уже созданной семьи.
Ситуация, в которую попадают люди, поддавшиеся пропаганде порока, очень хорошо описана в одной из современных книг: «Глядя на порок, который преподносится им весело и ярко, они соблазняются его блеском и летят к новым ярким ощущением, как бабочки на огонь. В итоге крылья обгорают, и они превращаются в червей, способных только ползать. Летать они уже не могут. И не могут поверить в искренность высоких намерений».
Мудрость народная. Работа с пословицами и поговорками. Объясните смысл пословиц, приведите примеры.
Красна ягодка, да на вкус горька.
Сладко проглотил, а горько выплюнул.
Какова пава, такова о ней и слава.
Так что же такое женственность? И как она влияет на проявление мужественности у мужчины?
Женственность — это совокупность качеств, в наибольшей мере соответствующих эталону идеальной женщины.
Американская исследовательница данной проблемы X. Анделин написала книгу «Очарование женственности», которая стала очень популярной и помогла сохранить многие семьи. В ней дается следующее определение: «Женственность — это нежное и мягкое качество, которое проявляется во внешности, манерах и природе женщины. Женственная натура производит впечатление мягкости и деликатности. В ней чувствуется дух очаровательного послушания и зависимости от мужчины, который о ней заботится и защищает ее. В ней нет ничего мужского, нет свойственной мужчинам агрессивности, соперничества, бесстрашия, силы.
Женственность обвораживает мужчин, поскольку она являет собой резкий контраст с их силой и жесткими мужскими качествами. Когда мужчина видит этот контраст, он чувствует себя на фоне слабости женщины особенно сильным и мужественным.
Женственность пробуждает в мужчине самые нежные и романтические чувства. Когда женственность исчезает, его романтические чувства тоже исчезают. Он может уважать и ценить женщину, утратившую женственность, но прежних чувств испытывать уже не будет.
Мягкая женщина естественным образом ориентирована на проявление женских качеств. Она стремится сделать своих домочадцев счастливыми. Разделите женственность на две категории — внешнюю и внутреннюю. Внешняя женственность имеет отношение к внешности и манерам женщины, в то время как внутренняя состоит в женской природе и ее ориентации на исполнение женской роли.
Женственность приобретается подчеркиванием разницы между собой и мужчиной, а не акцентом на внешнем сходстве. Это относится к женской внешности, манерам, природе и женским ролям.
Одним из признаков женственной натуры является благородство, или утонченность, которая предполагает хорошее воспитание. Это значит, что женщина тактична, учтива, дипломатична, внимательна к другим, понимает чувства окружающих. Она высоконравственна, обладает хорошим вкусом и великодушием. Утонченная женщина старается не обидеть другого, никогда не допустит грубости, невежливости, необдуманного замечания, жесткости и вульгарного слова.
Женственные манеры — это движения женского тела, поступь, разговор, жестикуляция, звук голоса, мимика и смех женщины».
Работа с раздаточным материалом. Жизненные советы Хелен Анделин по развитию женственных манер.
Задание: К каким, на наш взгляд, советам стоит прислушаться современным девушкам? Обоснуйте свое мнение.
- Походка. Не пытайтесь копировать походку моделей. Их поступь высокомерна и неженственна.
- Голос. Не разговаривайте слишком громко. Не нужно, чтобы в вашем голосе сквозила мужская деловитость и демонстративное бесстрашие. Ни одному мужчине не понравится грубый, громкий или вульгарный тон женщины, точно так же как женщинам не нравится жеманный тон у мужчин. Никому из мужчин также не нравится невнятное бормотание, тусклый, монотоный голос, звучащий речитативом, потому что за голосом слышится такой же неинтересный и унылый характер.
- Смех. Старайтесь не смеяться громко и раскатисто, как это делают мужчины. Не открывайте рот, не закидывайте голову, не хлопайте себя по бедрам, не превращайте смех в истерическое веселье, не фыркайте, то есть не делайте ничего грубого и вульгарного. Если избегать этих крайностей, тогда ваш смех будет приятным и не будет ни пугать, ни раздражать.
- Благородство. Никогда не пользуйтесь вульгарным языком и не рассказывайте грубых и пошлых шуток.
- Выражение лица. Выражение женского лица должно быть мягким, нежным, приятным и освященным теплым взглядом. Выражение лица берет свое начало в характере человека. Если характер у вас жесткий, критичный и нетерпеливый, вам трудно будет скрыть эти черты, и они непременно проявятся на вашем лице.
Если ваша проблема заключается именно в этом, начните работать с характером. Примите для себя здоровую философию жизни, основанную на моральных ценностях. Научитесь принимать людей, прощать их и быть с ними терпеливыми. Ключом к такой перемене сердца может послужить смирение, ибо именно через эту добродетель мы научаемся принимать, прощать и не осуждать других людей.
Женственность особенно ярко выражена в образе невесты. Ее нежность и трепетность, романтичность и возвышенная одухотворенность всегда вызывают у окружающих восхищение. Облик невесты во все времена символизировал чистоту и гармонию, любовь
и надежду, достоинство и непознанность. Слово «невеста» означает «неизведанная». Невеста — это начало расцвета женского в женщине.
Именно от девушки во многом зависит, какими будут ее взаимоотношения с юношей: чистыми и порядочными или грубыми и пошлыми. От ее поведения во многом зависит, появится или нет у того человека, который ей стал дорог, желание назвать ее своей невестой.
Итоговое задание:
1. Составить портрет идеальной девушки, описав, какими чертами характера она должна обладать ( по группам).
а) доброта, внимание к людям, приветливость;
б) способность понять другого человека;
в) нежность, мягкость в обращении, тактичность;
г) искренность;
д) естественность;
ж) чувство собственного достоинства;
з) верность, нравственная чистота;
и) умение быть хозяйкой;
к) умение осознавать свою собственную неповторимость.
2. Составить буклет «Женственность». К искаженным свойствам подобрать настоящие свойства женственности. Продолжить текст: женственность – это…; настоящая женственность расцветет, если девушка…; и поможет ей стать…
(коллективная работа).
Женственность — это
внутренняя гармония, доброта, достоинство, душевное богатство, сила характера, любящее сердце и весёлый нрав.
Свойства женственности
Искажённые | Настоящие |
агрессивность | нежность |
сексуальность | целомудрие |
сварливость | благоразумие |
громогласность | чуткость |
осуждение | вдохновение |
раздражительность | внимательность |
леность | трудолюбие |
злорадство | сострадание |
коварство | отзывчивость |
неопрятность | обаятельность |
Настоящая женственность расцветет, если девушка познает свое истинное предназначение и поможет ей стать истинной вдохновительницей, женой, матерью, хранительницей очага.
Литература
1. Нравственные основы семейной жизни: Хрестоматия по учебному курсу / Сост. мон. Нина (Крыгина), Свящ. Дмитрий Моисеев. Екатеринбург: Отпечатано в типографии Екатеринбургской епархии, 2010.
2. Нравственные основы семейной жизни (Культура семьи): Учебное пособие/ Сост. мон. Нина (Крыгина), Свящ. Дмитрий Моисеев. Екатеринбург: Отпечатано в типографии Екатеринбургской епархии, 2008,- 705 с.
3. Нравственные основы семейной жизни (Культура семьи): Методические рекомендации для учителя/ Сост. мон. Нина (Крыгина), Свящ. Дмитрий Моисеев. Екатеринбург: Отпечатано в типографии Екатеринбургской епархии, 2010.
4. Священник Илия Шугаев. Один раз на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье и детях. Изд. 4-е, испр. М., 2004.
5. Культура семьи. М., 2009, — 184 с.
Статья: «Основы мужественности и женственности для дошкольников. Гендерное воспитание в условиях ФГОС»
Основы мужественности и женственности для
дошкольников.
Гендерное воспитание в условиях ФГОС.
В общеобразовательной программе дошкольного образования поставлена задача формирования у детей гендерной принадлежности. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами(мальчиками) и женщинами(девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Половое воспитание выступает важным направлением в развитии дошкольников, т.к. немало проблем возникает у родителей и педагогов в этой области. Как отвечать на «каверзные» вопросы и что надо знать взрослым, чтобы сформировать в детском сознании знания «об этом».
Вот несколько правил полового воспитания..
…Помните, что половое воспитание направлено на подготовку ребенка к будущему
…Не ждите возникновения проблем. Чтобы передать детям нужную информацию, достаточно любой жизненной ситуации
…Половое воспитание должно начинаться в раннем возрасте и быть непрерывным и последовательным процессом
…Необходимо давать только правдивые сведения, но дозированные соответственно возрасту и мировосприятию ребенка.
Период дошкольного детства-это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики же в свою очередь плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительней использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.
На занятиях по творческой деятельности важно создавать условия для того, чтобы, и девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации и т. д.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результатов именно в этом, конкретном деле, научился конструировать что-то, рисовать какой-то объект. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на личностном росте, позволяет гордиться собой и стремится к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы, что готовы конструировать или рисовать одно и тоже, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
Необходимо помнить и о таком важном факте в гендерном воспитании детей, как пример семьи. Ребенок, живущий в благополучной, спокойной семье, обязательно и сам научится нормально воспринимать отношения полов. Мальчики подражают мужественности отца, девочки-женственности матери. Наблюдая за повседневной жизнью своих родителей, дети учатся вести себя с людьми противоположного пола. К 4-5 годам у детей важно сформировать представления о нравственных нормах отношений между людьми разного пола и дать представления о «женских» и «мужских» видах деятельности, конечно, учитывая современное отношение к ним, показать важность семейных отношений и формировать гуманное отношение к взрослым, сверстникам своего и противоположного пола.
Советы при общении педагогов и родителей с мальчиками и девочками:
-не сравнивать мальчиков и девочек, не ставить одних в пример другим, они ведь разные по биологическому возрасту. Девочки обычно старше своих ровесников-мальчиков
-мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, воспринимают пространство и ориентируются в нем
-не переусердствовать, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания
-надо обязательно не только рассказывать, но и показывать, особенно это важно для мальчиков
-с девочками, если им трудно, надо вместе, до начала выполнения задания, что и как надо сделать. И еще, девочек надо постоянно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам
-если надо пожурить девочку, не спешите высказывать свое мнение о ней, бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают
-ругая мальчиков, надо излагать четко и кратко, чем недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение.
Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково, они очень по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Надо постараться понять и принять их такими, какие они есть, такими разными и прекрасными, какими создала их природа. А вот удаться ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить и не сломать, зависит только от нас с вами, от педагогов и родителей.
Тематическое занятие для старшеклассников «Женственность и мужественность»
Женственность и мужественность.
Цели: Формирование правильных представлений о женственности и мужественности. Коррекция мышления на основе упражнений на сравнение, сопоставление, анализ и синтез.
Оформление: Портреты людей с характерно женственной и мужественной внешностью. Цитаты о женских и мужских качествах личности.
I. Введение в занятие.
1. Психологический настрой.
2. Вводная беседа.
3. Целеполагание.
4. Сообщение темы.
а) Музыкальное вступление: Б.Окуджава «Ваше величество женщина»
б) Вот люди. Каковы они?
Кого вы видите на этом портрете?
Какое настроение выражает картина?
Веками человеческий мир состоял из мужчин и женщин.
Сильный и слабый пол.
Сейчас мы, мальчики и девочки, уже подошли к тому возрасту, когда пора задумываться о своем месте в этом мире, осознать себя как личность. Повзрослев, вы будете кем-то по профессии, и хорошо, если в этой сфере все сложится удачно. Но ни один человек не может быть счастлив, если не реализует себя как личность – как мужчина или как женщина.
К любому празднику надо готовится заранее, чтобы не загубить, не скомкать его. Тем более такой праздник жизни, как любовь во всех ее проявлениях. Каждый в жизни имеет право и обязан быть в своей половой роли, знать и чувствовать свою силу и свою слабость, уметь общаться с людьми, особенно противоположного пола.
Уже сейчас чувствуется разница между мальчишками и девчонками: вы смотрите разные фильмы, у вас разные интересы, разная реакция на одно и то же событие. Что это значит? Это значит – в вас зарождается то, о чем мы будем сегодня говорить.
Попробуйте прочитать тему нашего занятия.
«Женственность и мужественность».
дети должны сказать, кого они видят: мужчину или женщину
Дети детализируют.
Дети выходят по одному, и, пользуясь шифром, пишут тему на доске.
II. Основная часть.
1. Коррекционное упражнение на сопоставление, выбор.
2. Анализ выбора.
Вот здесь на столе личностные качества, свойственные мужчинам и женщинам. Сейчас мальчики быстро по одному будут подходить и, сопоставляя эти качества со своим жизненным опытом, выберут только те, которые свойственны девочкам, девушкам, женщинам.
Посмотрите, девочки, как хорошо понимают вас мальчики. Они знают, что вы обидчивы, изящны, аккуратны. А посмотрите, они выбрали мягкость, изящество, легкую походку, умение успокоить. Это — мужской идеал женщины. Все ли девочки ему соответствуют? Некоторым надо над собой работать. Я вам больше скажу – некоторые девочки хотят походить на мальчиков, чтобы им понравиться. Получится у них это?
«Когда женщина бывает до конца женщиной, она представляет больше ценности, нежели когда она пытается сыграть роль мужчины». Руссо
Карточки закрепляют на доске под словом «женственность».
Дети отвечают.
3. Поговорим о прекрасном.
4. Коррекционное упражнение на сопоставление, выбор.
5. Анализ выбора.
6. Сравнение женских и мужских качеств.
7. Как научится мужественности и женственности.
8. Релаксационная пауза.
Что же такое женщина?
«Если хочешь писать о женщине, обмакни перо в радугу и смахни на него пыльцу с крыльев бабочки». Горький.
«Женщина должна иметь: добродетель в сердце, скромность на нем, сладость в устах, а работу в руках».
А теперь девочки выберут и прикрепят мужские качества.
Посмотрите, что ценят в мальчиках наши девочки. Это женский идеал мужчины. Все ли мальчики ему соответствуют? Ну они еще подрастут.
Девочки сейчас прочитают об этом стихи.
Давайте теперь сравним мужчин и женщин. Женщина более хрупкая, мягкая, красивая, аккуратная, эмоциональная.
Мужчина более решителен, уверен, надежен, силен, благороден.
Женщина более душевная, да? Душа женщины – источник любви. Мужчина – источник силы. Значит мужчина должен быть 1-м на физическом уровне, а женщина – 1-й на душевном.
Сильный становится сильнее, когда поддерживает более слабого: мужчина – женщину физически, а женщина – мужчину душевно. Это и есть единство, гармония, лад.
Все ли девочки и мальчики обладают нужными качествами от рождения?
— Нет, дети учатся этому у взрослых. Есть строгий учитель мужественности и женственности, его имя – этикет. Он воспитывает в мальчиках – благородство, заботу о женщинах, а в девочках – достоинство, уверенность в своих душевных силах.
Давайте посмотрим, как он это делает.
1) С какой стороны от дамы идет кавалер по улице и почему?
2) А по лестнице? Почему?
3) как они садятся в машину и выходят из нее?
4) Как садятся за столик в кафе?
5) Как одеваются в раздевалке?
6) А как они проходят в дверь?
Теперь вы понимаете, каким образом этикет воспитывает в мужчине благородство, бережное отношение к женщине, а в девочках – достоинство, уверенность в себе.
«Нет, ведь не скидка женщине нужна,
А наша чуткость в счастье и кручине,
И если нету рыцарства в мужчине,
То значит, просто грош ему цена».
Э.Асадов
«Отношение к женщине – тончайший измеритель чести, совести, порядочности, благородства, высокая школа воспитания чуткости».
В.Сухомлинский
Женственность и душевность слова одного порядка. Женщина оберегает внутренний мир мужчины, покой в нем, не зря в древней Руси жену называли «берегиня». И совершенная женственность проявляется в материнстве – не зря на многих иконах изображена Мадонна с младенцем. К материу нас отношение особое, с материнской любовью не сравнится ничто.
«Если б моя мама песен мне не пела…»
Р.Газматов
Поиграем в машину времени. Сейчас я сосчитаю до трех, и каждый из вас вернется в раннее раннее детство, каждый свой родной дом.
1 – 2 – 3 !
Зимнее утро. В доме тепло и чисто, солнечные лучи освещают комнату теплым светом. Мама режет свежий хлеб, хрустит корочка, сыпятся крошки. Мама наливает в кружку молоко. Ты макаешь хлеб в золотистый тягучий мед, и весь наполняешься этой материнской любовью и заботой.
Ты дома, с мамой, в любви и безопасности. Тебе ни страшно ничего на свете.
Мальчики читают стихи.
Дети отвечают.
Музыкальное сопровождение.
III. Заключительная часть.
1. Закрепление полученных сведений.
2. Игра на выбор модели поведения.
3. Итог.
Итак, мальчики, что за создания эти девочки, почему они любят ходить по магазинам, фильмы с переживаниями, почему они такие болтушки, почему они часто плачут? Таких почему – 1000.
Давайте посмотрим на женские личностные качества и сделаем для себя практические выводы, как надо правильно обращаться с девочками.
1) Они хрупки и слабы – значит (надо относится к ним бережно)
2) У них часто меняется настроение – значит
(относится терпимо)
3) Девочки очень чувствительны к деталям, к внешним проявлениям отношений – значит
(относится внимательно)
4) Каждая девочка неповторима – значит
(нельзя сравнивать ее с другими девочками)
5) Девочкам нравится чувствовать себя красивыми – значит
(надо говорить им комплименты)
А мальчики? Как надо обращаться с мальчиками, чтобы рядом с девочкой он чувствовал себя мужчиной?
— надо вести себя как девочка, т.е. быть хрупкой, слабой, уметь подбодрить и т.д.
-доверять их силе, решительности, опираться на них в трудной ситуации.
Какие меры необходимо принимать, чтобы сохранить до старости свою женскую привлекательность и мужественность?
Ярмарка. Цена – объяснение.
Турник, гантели, гири, мяч, крем, бусы, помада, дезодорант, тушь, тени, чистое белье, бег, аэробика, чистота души.
Чистота души позволяет видеть мир во всем его многообразии, не хранить обид, страхов, злобы. Тот, кто сохранит чистоту души до седин, выглядит моложе и красивее других стариков. Ведь не зря говорят: в молодости у тебя то лицо, которое дала тебе природа, а в старости – то, которое ты заслужил.
Ваша жизнь только начинается. Я желаю вам стать настоящими мужчинами и настоящими женщинами.
Будьте счастливы!
Дети продолжают.
Дети по очереди подходят и выбирают.
Устный журнал «Мужественность и женственность»
Устный журнал
«Мужественность и женственность»
Цель: — Сформировать более полный и многогранный образ
Женщины и мужчины.
— Воспитывать в детях сознание к своей половой
Принадлежности.
1 страница
«Идеал мужчины, каков он?»
— Как вы представляете настоящего мужчину?
(сильный, смелый храбрый, защитник и т.д.)
Я предлагаю вам создать образ настоящего мужчины, используя картинки из журналов (обсуждение)
— Какие мужчины могут вызывать неприязнь? (рисуют рисунок). Обсуждение начинаем со слов:
«Каким бы мужчиной я не хотел быть»
— пьянство
-бомж
-убийца
-наркоман
— По очереди нужно назвать то качество, умение или что-то другое, что является чисто мужским. Например: «Я как мужчина люблю колоть дрова».
— Могут ли мужчины чего-нибудь бояться?
«Мужские страхи»
Давайте подумаем, какие серьезные опасности могут подстерегать в жизни мужчину (если он бизнесмен, его могут убить из-за денег, он может бояться, переживать за своих детей и т.д.)
— Чем отличается мужчина от женщины?
(поведением, поступками, одеждой, внешностью, прической, телом).
— Так что же такое мужественность?
Все то, что присуще мужчине: сила, ловкость, смелость, опора, защита для женщин и семьи, храбрость, присутствие духа во время опасности.
Для мальчиков – это образ отца.
Как вы понимаете выражение:
«Будь мужчиной», «Мужское рукопожатие».
2 страница
« Идеал женщины, каков он?»
— Какой должна быть женщина?
( нежной, умной, ласковой, мягкой, заботливой, любящей и т.д.)
Женщина это лицо, противоположное мужчине, мужскому полу.
— Чем отличается женщина от мужчины?
( она рожает детей, кормит их грудью, другая походка, прическа, одежда, макияж, она слабее, нуждается в защите).
Вопрос к мальчикам:
— Назовите, те качества, которые вы бы хотели видеть в своей будущей избранницы, жене?
( хозяйственной, верной, любящей и т.д.).
— Что же такое женственность?
Это качество, свойственное только женщине – мягкость, нежность, изящность и т.д.
Из чего же они сделаны эти девчонки?
Чем же заполнена жизнь женщин?
( используя вырезки из журналов, на нарисованный силуэт человека наклеиваем картинки, обсуждаем).
— Скажите еще раз, какой должна быть женщина?
3 страница
«Различие между полами»
« Ассоциации» (подобрать слова – ассоциации к даны словам)
мальчик_______________ девочка___________________
юноша________________ девушка___________________
мужчина_______________ женщина__________________
старик_________________ старуха____________________
«Имена» (правильно написать полное имя человека).
Валя_________________ Коля_____________________
Толя_________________ Миша____________________
Маша________________ Оля_______________________
Артем________________ Катя______________________
Степа________________ Вася______________________
Паша_________________ Лиза______________________
Варя__________________ Сережа___________________
« Скульптор»
(с помощью полоролевых атрибутов – одежды, обуви, очки, сумки, шляпы и т.д. необходимо представить скульптуру мужского и женского рода).
« Рукопожатие»
(закрытыми глазами угадать чьи это руки – мужские, женские, ребенка, старого человека).
Итог:
— Каким должен быть настоящий мужчина?
-Что такое женственность?
Мужчина – сильный, храбрый, смелый, благородный.
Женщина – слабая, чуткая, ласковая, нежная и т.д.
Классный час (3 класс) по теме: Сценарий духовно- нравственного мероприятия «О мужественности и женственности»
Сценарий духовно- нравственного классного занятия
« О мужественности и женственности»
(для уч-ся 2-ых кл.)
Учитель: Хаджи О.Г.
25 февраля 2011 года
« О мужественности и женственности»
Цели:
- Формирование понятий «мужественность», «женственность».
- Обучение приёмам выработки этих качеств
- Учить умению анализировать качества своего характера, умению выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.
- Формирование адекватной самооценки своего поведения, как мальчика, как девочки.
- Развивать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию
- Развивать трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей.
Оборудование:
- Толковые словари.
- Два дерева, сделанных из картона и бумаги (розовое и синее).
- Карточки- яблочки, на которых записаны качества, характерные для девочки и для мальчика.
- «Окружность», из нитки, длиною 55.8 см.
- Ракетки-2шт
- Спичечные коробки-2шт.
- Веники-2шт, щётки для мытья посуды.
- Магнитофон для музыкального сопровождения.
Ребята! Наш сегодняшний классный час будет посвящён очень важным человеческим качествам: мужественности и женственности. «Какой он мужественный человек! Как она женственна, прелестна!». Часто мы слышим эти слова, но не задумываемся над их значением.
— А как вы понимаете значение этих слов.
Дети отвечают.
Перед вами толковые словари, давайте посмотрим, как даются определения этим словам. (Дети ищут эти понятия и зачитывают).
Мужественность — обладающий мужеством, храбростью, присутствием духа в опасности. Женственность – с качествами свойственным женщинам, мягкостью, нежностью, изяществом.
-Я думаю, и вы со мной согласитесь, что можно ещё много качеств добавить к этим словам. На доске вы видите два дерева: розовое (дерево женственности) и синее (дерево мужественности). Сейчас каждый из вас получит карточку-яблочко, на которой будет записано человеческое качество. Ваша задача решить, к какому дереву отнести своё яблочко- качество. (Дети подходят к деревьям и прикрепляют каждый свою карточку).
Качества: обязательность, решительность, физическая сила, мудрость, сдержанность, трудолюбие, грация, изящество, скромность, терпеливость, доброта, воля, логика, ум, нежность, чувство собственного достоинства, уважение к девочке, уважение к мальчику, гордость, честь, верность, аккуратность, твёрдость, уверенность в себе.
Учитель вместе с ребятами анализирует и доказывают свои решения.
Посмотрите на наши деревья, обратите внимание на такое свойство характера как доброта, его можно было отнести и к мужественности и к женственности. А легко ли быть добрым? Есть такая притча о добре и зле.
Инсценировка притчи. (Показывают заранее подготовленные ребята)
Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара положило в чашку соль. Добро попробовало солёный чай, но, ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: «Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате деньги, купите себе конфет к чаю». Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло. Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. Злые люди всегда одиноки.
Добрые чувства порождают добрые черты характера, и человек совершает добрые поступки. У него формируются чувство собственного достоинства, уверенность в словах, знаниях, убеждениях, поступках. Чувства, связанные со злом формируют тревожность, трусость, лживость, ведут к отрицательным поступкам и правонарушениям. От них нужно избавляться ведь зло порождает зло. А доброте нужно учиться! Давайте вместе порассуждаем и составим памятку « Как научиться быть добрым».
Вывод.
- Чаще улыбайся, говори добрые слова.
- Будь вежлив и отзывчив.
- Не груби, проявляй терпение.
- Учись видеть в человеке хорошее, заботься о людях.
- Будь верен слову и дружбе.
- Будь честен.
— Одно из важных качеств, которое присуще женственности это грация, стройная фигура. Но даже самые идеальные формы, правильные пропорции не сделают человека красивым, если ему не хватает подтянутости, собранности, умению держаться, если у него неправильная осанка. А знаете, почему у английских аристократов была царственная осанка? О ней заботились с самого детства. Едва мальчик подрастал, волосы ему заплетали в косичку и пришпиливали её к спинке камзола. Попробуй, нагни голову! Девочкам на долгое время надевали высокий металлический ошейник, который заставлял прямо держать шею, жёсткий корсет со специальными приспособлениями не давал сутулиться. Сейчас, конечно, не те времена, но вы тоже должны с детства следить за своей осанкой и приучать себя правильно и красиво сидеть за партой, ходить не сутулясь.
Упражнение « Правильная осанка». Зафиксируем правильную осанку возле стены, прямо держим голову, плечи расправить, живот подтянуть, кладём на голову книгу или тетрадь, и красиво походим по классу, стараясь не уронить «груз».(Выполняется под музыкальное сопровождение)
— Для мужественного человека важна физическая сила. Как её добиться?
Дети отвечают. Мальчики могут показать упражнения, развивающие физическую силу.
-С помощью тренировок знаменитый на всю планету Арнольд Шварценеггер получил титул самого превосходно сложенного мужчины в истории мира. Объём его бицепса-55,8 см.
(Учитель даёт мальчикам верёвочку померить свой бицепс и сравнить с бицепсом А. Шварценеггера)
-Кроме физической силы, мальчики ещё должны обладать ловкостью и быстротой.
Конкурс для мальчиков « Поединок на ракетках». В левой руке у каждого ракетка, на которой лежит кубик или спичечный коробок. Ваша задача: правой (свободной) рукой забрать кубик соперника, но при этом не уронить свой.
— Молодцы, мальчики! Замечательно справились с заданием, но не забывайте, что эти качества как сила, ловкость и быстрота нужно использовать только в добрых, хороших целях: например, защитить слабого и т.п.
— А девочки — будущие хозяйки и мамы. Они должны с детства приучать себя делать домашнюю работу аккуратно и старательно.
Игра для девочек. Одна группа девочек тщательно вытирает со стола, другая группа подметает пол, третья моет посуду.
-И остановимся мы ещё на одном из важных качествах: это уважение к девочкам.
Послушайте небольшой рассказ и подумайте: прав ли был мальчик? Как поступили бы вы, оказавшись на месте главного героя.
После уроков ребята возвращались домой. Шли небольшими группами, обменивались своими мнениями об уроках, рассказывали интересные истории. Одну группу опередила девочка, она очень спешила. Не заметив ледяной дорожки, поскользнулась и упала. От группы отделился мальчик и побежал на помощь девочке. Помог подняться и спросил: «Ушиблась?». Девочка улыбнулась, но ничего не успела ответить. Сзади раздался смех. Мальчик сразу понял, что смеются над ним. Его лицо сразу изменилось, стало суровым, и он как можно громче, чтобы слышали друзья, сказал: « Поспешишь — людей насмешишь». Присоединился к группе ребят и тоже начал смеяться. Девочка бросилась бежать, чувствуя обиду и неловкость перед мальчиками.
Обсуждение.
Да, мальчик поступил как настоящий мужчина, но у него не хватило смелости отстоять своё достоинство и защитить девочку. Сама природа сделала женщину физически слабее, чем мужчину. Недаром даже в спорте мальчики должны уметь и бегать быстрее и дальше девочек, и прыгать выше. Поэтому мальчики должны быть более внимательными к девочкам: пропускать первой в двери кассы, в автобус, троллейбус, уступить место, проводить, если темно, помочь надеть пальто, помочь донести тяжёлый портфель и т.д.
-Наш классный час подошёл к концу и прежде чем подвезти итоги — последнее задание вам: как вы представляете памятник, посвящённый мужественности и женственности.
Вывод: то, что заложено в нас природой, нужно беречь, поддерживать и развивать. Девочка должна быть женственной, она будущая мать, хранительница очага, мальчик — мужественным, он будущий отец, добытчик, защитник. Все качества, о которых мы говорили сегодня нужно развивать с детства.
Используемая литература:
1.Л.А. Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья»,М, «ВАКО», 2004 г.
2.Н.А. Касаткина « Уроки знаний, классные часы», Волгоград, «Учитель», 2005 г.
3.Л.В. Воронкова, «Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу друзей», М., «Педагогическое общество России», 2004 г.
4.Л.И. Жук «Праздник в школе», Минск, «Красико-Принт», 2005 г.
5. Курс «Человековедение» (Методическое пособие для учителей и организаторов начального обучения), Челябинск, 1993г.
6.В.И. Гарбузов «Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье», АО «СФЕРА», Санкт-Петербург, 1994г.
Актуальность. Школа всегда была, есть и будет учебно – воспитательным учреждением, ответственным не только за становление знаний, умений, навыков и интеллектуальное развитие детей, но и за их духовно — нравственное воспитание. Это тем более важно в сегодняшней обстановки социальной нестабильности, когда стихийные негативные влияния на школьников оказывают многие факторы: средства массовой информации, распадающаяся семья, и т.д.
Одной из частей нравственного воспитания является полоролевое, задачей которого является: формирование в подрастающем поколении качества мужественности и женственности, подготовка его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.
Полагаться на то, что мальчик вырастит настоящим мужчиной со всеми одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет, все необходимые качества женственности было бы серьёзным заблуждением. Эти качества не возникают сами по себе, они приобретаются в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать с дошкольного возраста.
Несомненно, большое влияние оказывает семья, но и школа должна принимать в этом участие.
- Посещение музеев, театров, (обсуждение поступков главных героев, восприятие художественных женских и мужских образов, организация занятий по половому воспитанию, разыгрывание ситуаций, связанных с полоролевым поведением, беседы с родителями.)
Фрагменты одного из занятий на данную тему вы и увидите.
Урок проходит в нетрадиционной форме.
PPT — Презентация PowerPoint по созданию женственности и мужественности
Создание женственности и мужественности Неделя грамотности о разнообразии 4 Подготовила Клэр Келли
Идентичность Подготовила Клэр Келли «Мы даем разные имена. посредством нарративов прошлого и позиционируем себя внутри них »(Hall, 1990, p. 394),« идентичность — это вопрос становления, а также существо ….…. идентичности приходят откуда-то, имеют историю.Но, как и все историческое, они постоянно трансформируются. Не будучи внешне зафиксированными в каком-то эссенциализированном прошлом, они подвержены непрерывной «игре» истории, культуры и власти »(Hall, 1990, p. 394). «Идентичности никогда не завершаются», «всегда находятся в процессе формирования» (Холл, 1991b, стр. 47)
Конструирование женственности / женственности Подготовлено Клэр Келли Что показывают чтения Гинзбурга и Поулсена о гендерной идентичности ? Пример 1 — Поульсен: «права человека» vs.«Традиционные» нарративы> как по-другому конструируется женственность? Пример 2 — Гинзбург: нарративы «за жизнь» и «за выбор»> как по-разному конструируется женственность? то, что составляет «делающую женщину», может быть сконструировано по-другому.
Конструирование женственности / женственности Подготовлено Клэр Келли «…. концепции гендера пересматриваются женщинами-активистами, если рассказы жизненных историй и коллективные движения »(Гинзбург, стр. 436)« феминизм предлагает новые ресурсы, с помощью которых можно понять и сформировать свою жизнь »(Гинзбург, стр.428) «Для женщин НПО предлагают возможность войти в другие возможные жизни…» (Поулсен, стр. 40)
Конструирование мужественности / мужественности Подготовлено Клэр Келли • Вставка: изображения двух разных способов «делать» маскулинность », чтобы проиллюстрировать гегемонистские и более маргинальные формы. • «Черная Беула» Занеле Мухоли http://www.michaelstevenson.com/con Contemporary/exhibitions/season2006/season2006.html и • Обложка журнала Men’s Health http://www.mh.co.za
Hegemonic Мужественность Подготовлено Клэр Келли Хегемони: «культурная динамика, с помощью которой группа претендует или поддерживает лидирующее положение в социальной жизни» (Connell 1995, p.77) Гегемония маскулинности: «конфигурация (-ы) гендерной практики, которая воплощает в себе принятый в настоящее время ответ на законность патриархата, который гарантирует или воспринимается как должное, чтобы гарантировать доминирующее положение мужчин и подчинение женщин» (Connell 1995, p. 77 «отражает, поддерживает и активно культивирует гендерное неравенство (мужское доминирование), но также позволяет элитным мужчинам расширять свое влияние и контроль над мужчинами с меньшим статусом…» (Янсен, стр. 193) Множественность мужественности
Мужественность и Насилие: Спорт и война Подготовила Клэр Келли • Вставка: реклама Nike с Уэйном Руни, с красным английским крестом на груди • http: // www.football-wallpapers.com/wallpapers/rooney_2_1600x1200.jpg • Вставка: «Видео накачки», снятое для футбольной команды Аппер-Сент-Клер перед игрой чемпионата WPIAL AAAA на стадионе Хайнц Филд. • www.youtube.com/watch?v=U6ppMmCewmI
Мужественность и насилие: Спорт и война Подготовлено Клэр Келли • Вставка: изображение футболки с изображением «счета» после смерти Усамы бен Ладена — США и Обама «забили» 1, а Усама «забили» 0. • http: //www.politico.ru / click / stories / 1105 / osama_hats_mugs_tshirts_for_sale.html • http://www.speakupdesigns.com/osamabinladenisdeadtshirts.html • http://www.amazon.com/Osama-Laden-Death-Political-T-Shirt/dp/ B004Z9PGI8
Мужественность и насилие: Спорт и война Подготовлено Клэр Келли • Слияние спорта и войны с помощью метафоры • Спорт: «… гомосоциальный институт, через который была создана гегемонистская маскулинность…» (Jansen, p. 195) ) И «институционализированный механизм для культивирования сопротивления гендерному равенству.»(Параграф Янсен, стр. 196) • Как спортивные ритуалы культивируют мужское доминирование: • связывая мужское начало с высоко ценимыми видимыми навыками • связывая мужское начало с позитивно санкционированным применением агрессии, силы и насилия (Янсен, стр. 197)
Дополнительные ссылки Подготовлено Клэр Келли Коннел, RW (1995) Социальная организация мужественности. В мужественности. Беркли: Калифорнийский университет Press. С. 67-81 Холл, С. (1990) Культурная идентичность и дисапора. В Дж. Резерфорде, Дж.(Ред.) Идентичность, культура, различие (стр. 392-403). Лондон: Лоуренс и Уишарт.
.
Мужественность против. Женственность. Введение Король Лир исследует конфликт между мужским и женским началами. Эта тема проиллюстрирована разногласиями.
Презентация на тему: «Мужественность против женственности. Введение Король Лир исследует конфликт между мужским и женским началами. Эта тема проиллюстрирована через разногласия» — стенограмма презентации:
1
Мужественность против.Женственность
2
Введение Король Лир исследует конфликт между мужским и женским началами. Эта тема проиллюстрирована разногласиями между отцами / дочерьми / сыновьями. Кэтлин Макласки предполагает, что «женоненавистничество короля Лира, как пьесы, так и ее героя, построено на аскетической традиции, которая представляет женщин как источник первородного греха похоти». Это показывает мужское разочарование по поводу невозможности контролировать женскую независимость большинства женских персонажей.
3
Женственность Стереотипные роли мужественности и женственности в пьесе иногда меняются местами. Несмотря на то, что Олбани является мужским персонажем, он проявляет столько эмоций и позволяет им преодолевать себя, что некоторым зрителям он может показаться имеющим женскую сторону своего персонажа. «Эта молочная мягкость» указывает на его мягкость и отсутствие силы, когда он сталкивается с другим персонажем-мужчиной: «Кто с этим королем соперничал за нашу дочь?» Лир ясно показывает, как Корделия изображается как обычная женщина.Лир намекает, что Корделия слишком слаба и слишком нравственна, что ей нужен мужчина, который поддерживал бы ее и заботился о ней. «Кроткая и низкая — прекрасное качество в женщине». Лир размышляет о мягком характере Корделии после ее смерти. Его признание намекает на его любовь к дочери, у которой были другие приоритеты, кроме власти и силы, например, любовная забота. Он комментирует подчинение женщины «нежной и низкой», опять же имея в виду женщину, нуждающуюся в контроле со стороны мужчины: «И время от времени по ее нежной щеке катился обильный сосок; казалось, она была королевой над своей страстью ».Корделия изображается слишком ограниченной своими эмоциями. Как женщина, она хочет сдерживать свои эмоции, однако они были слишком сильны и побеждали ее. Эта идея связана с идеей о том, что женщины не могут контролировать свои эмоции и, следовательно, не могут иметь ответственность или власть.
4
Женственность Король Лир необычен, поскольку изображает двух дочерей Лира, Гонериллы и Риган, агрессивными, мужественными и сильными.Они инициируют жестокое обращение с Лиром и вызывают ослепление Глостера, что в конечном итоге разрушает все отношения в пьесе. Даже в их романе с Эдмундом они оба приближаются к Эдмунду хищническим способом, который, очевидно, является обычным для ухаживания. Для сравнения Корделия мягче, хилее и женственнее. Ее поведение контрастирует с ее подлыми сестрами. Однако все три дочери кажутся сильными и напористыми в определенные моменты, их поведение разрушает их внутреннюю женскую природу, и на самом деле они не такие твердые и сильные, как кажется на первый взгляд.
5
Мужественность. В пьесе преобладают мужские персонажи. Хотя есть три женских персонажа, Гонерил и Риган иногда изображаются с мужскими, а не с женскими характеристиками. Можно утверждать, что Корделия — единственная «настоящая» женщина в пьесе «Я стыжусь, потому что у тебя есть сила поколебать мое мужество». Лиру стыдно, что его мужественность можно так легко оспорить.Он намекает, что он не настоящий мужчина, если его мужественности можно так легко навредить. Лир потерял власть и авторитет, которыми он когда-то обладал, и, таким образом, лишился мужественности. «Во мне больше человек, чем остроумие». Кент показывает, как мужские качества и бравада затмевают потребность в знаниях и интеллекте. Быть сильной и владеть собой считалось более желательным, чем понимание других. Гонериллу часто изображают наименее женственной из всех трех сестер. «Вырви ему глаза» демонстрирует ее агрессивную и жестокую сторону.Агрессия, чаще ассоциируемая с персонажами мужского пола, преодолевает Гонерил, когда она так страстно хочет чего-то (земли и власти), и она теряет свои женские черты.
6
Контекст В то время, когда считалось, что женщины уступают мужчинам, роли Гонерил и Риган вызывают споры, поскольку они обладают огромной властью в пьесе. Олбани часто затмевается влиянием и властью Гонерильи. Часто отговаривают от выражения политических взглядов, и снова все три дочери Лира игнорируют это мнение.
.
PPT — Тело и воспроизведение женственности PowerPoint Presentation, скачать бесплатно
Тело и воспроизводство женственности SusanBordo
Thesis • Это эссе посвящено анализу одной конкретной области, в которой взаимодействуют несколько динамических процессов. поразительно и образцово. • Такие расстройства, как анорексия, истерия и агорафобия, могут быть сопротивлением, которое подрывает и используется как воспроизведение властных отношений. • С помощью своего центрального механизма, включающего трансформацию смысла, Бордо намерена продемонстрировать, что различные современные критические дискурсы могут быть объединены и генерировать понимание невольной роли, которую наши тела играют в символизации и воспроизведении пола.
Реконструкция феминистского дискурса о теле • Понятие «тело» — среда культуры • Тело — это больше, чем текст культуры. Согласно Бурдье и Фуко, это практический, непосредственный локус социального контроля. • Ожидается эффективный политический дискурс
Концепция «тела» • Тело как среда культуры • Бурдье: культура как созданное тело может быть преобразовано в автоматическую, привычную деятельность. • Фуко: примат практики над верой достигается главным образом не через идеологию, а через организацию и регулирование времени, пространства и движений нашей повседневной жизни.Эти средства заставляют наши тела тренировать, формировать и впечатлять преобладающими историческими формами самости, желаний, мужественности, женственности.
Концепция тела • Тело как среда культуры • Послушные тела — • Силы и энергии женских тел приучены к внешнему регулированию, подчинению, трансформации и «совершенствованию». • «Благодаря строгим и нормализующим правилам диеты, макияжа и одежды женщины становятся менее социально ориентированными и более центростремительно ориентированными на самомодификацию.• «Дисциплина и нормализация женского тела […] следует признать удивительно прочной и гибкой стратегией социального контроля».
Реконструкция феминистского дискурса о теле • Ожидается эффективный политический дискурс • В эпоху, когда такой вид является современной заботой, при применении идеи Фуко важно думать о сети практик, институтов и технологий которые поддерживают позиции доминирования и подчинения в определенной области.
Реконструкция феминистского дискурса о теле • Ожидается эффективный политический дискурс • Нам нужна аналитика для описания власти, не репрессивной, а конституирующей. • Нам нужен дискурс, чтобы «объяснить подрыв потенциального восстания»; дискурс, который не просто настаивает на объективном анализе властных отношений, социальной иерархии, политической реакции, но также сталкивается с трудностями и ловушками, которые иногда заключаются в том, что «субъект» оказывается в ловушке, поддерживая «свое собственное угнетение».»
Тело как текст женственности • История женского расстройства и« нормальная »женская практика • Беспорядочное тело как текст — Чтение тонкого тела • Двойная связь
История женского расстройства и «нормальная» женская практика • Симптомы расстройства • При наиболее внимательном чтении или анализе расстройства женщины кажутся гораздо более уязвимыми (чем мужчины). • XIX век — неврастения и истерия • XX век — агорафобия, нервная анорексия, булимия
История женского расстройства и «нормальная» женская практика • Симптомы можно рассматривать как текст и анализировать как текстуальность • Симптомы расстройства содержат символические или политические значения, которые могут быть восприняты как отражение сконструированных и существующих гендерных ролей • Примеры • Ожидается, что от женщин будут платить, служить, жертвовать; они морили себя голодом и сокращали пространство, которое занимают / занимают их тела.
История женского расстройства и «нормальной» женской практики • Симптомы можно рассматривать как текст и анализировать как текстуальность • Идеологическая конструкция женственности • Конструируется женственность, и определение женственности гомогенизируется и нормализуется игнорирование расы, класса и других различий. • Неупорядоченные женские тела — агрессивные тексты / графика для переводчиков
История женского расстройства и «нормальная» женская практика • Историческая «нормальная» женская практика • XIX век: определение «леди» и черты «женщины» леди »• Утонченность, мечтательность, сексуально пассивный, очаровательно лабильный и капризно эмоциональный
История женского расстройства и« нормальная »женская практика • Историческая« нормальная »женская практика • В различных литературных текстах и научных отчетах термин« истерия »становится • взаимозаменяемым с термином« женский »• формализованным и научным в работах мужских теоретиков (Norton 2366)
История женского расстройства и« нормальная »женская практика • Историческая« нормальная »женская практика • Женственность есть построены через стандартизированные визуальные образы.• Женственность: вопрос конструирования • Женственность: надлежащее поверхностное представление себя • Пример: агорафобия 1950-х ~ 1960-х
Неупорядоченное тело как текст — чтение тонкого тела • 1950-е ~ 1960-е годы — агорафобия • возникла в определенный период повторного утверждения семейности и зависимости как женского идеала • «профессиональные женщины» — ругательное слово • изображения из фильмов и экранов в качестве примеров • истощенное тело анорексика • «карикатура на современный идеал гиперслабости для женщин, идеальная форма тела. l для женщин в настоящее время все еще
A Double Bind A Double Bind • Женщины — эмоциональный и физический воспитатель • «Правила этого конструирования женственности […] требуют, чтобы женщины учились заботиться о других, а не о себе» (2367 ).• Самостоятельное кормление считается жадным и чрезмерным для женщин, у которых ожидается развитие эмоциональной экономики, ориентированной на других.
A Double Bind • Женственность + мужественность анорексик как экстремальный исполнитель • Женщин постоянно учат «женским» добродетелям, и от них также ожидается (одновременно) изучение «мужского» языка и ценностей. • Популярные образы женственности и мужественности. • Таким образом, андрогинный идеал разрывает тему на две части.
Протест и отступление в одном жесте • Безмолвие как способ протеста • Женское стройное тело, демонстрирующее хороший контроль и самообладание • Американские и французские феминистки интерпретируют истерические речи как протест из-за своей немоты.• Взгляд Дайанн Хантер и других лакановских феминисток на регрессивную и выразительную артикуляцию истеричных патриархальных мыслей • Кэтрин Клемент — истерики обвиняют и указывают на них • Элен Сиксус — Дора в качестве примера
Протест и отступление в одном жесте • Безмолвие как способ протеста • Литературный протест • Роберт Зайденберг и Карен ДеКроу в качестве примеров • Кэрролл Смит Розенберг • Сьюзи Орбах — страдающая анорексией использует «голодовку», чтобы выразить «политический дискурс»
Retreat • Ким Чернин • Вмешиваясь в личностное развитие, анорексик может успокоить чувство вины и разлуки: • быть превзойденным их матерью (с точки зрения свободы?) • жить более свободной жизнью ( возможно ли?) • агорафобия • обычно возникает вскоре после брака • a способ сварить зависимость и привязанность
Отступление • Саморазрушающий характер протеста • Симптомы расстройств a Фактически изолируйте и ослабьте больного.• Жизнь тела становится фетишем анорексигента. • Для истериков: • Они используют свое тело для выражения. • Безмолвие превращает их в молчаливую и безропотную женщину. • Их немоту можно рассматривать как жест отказа от символического строя патриархата; • Восстановление утерянного семиотического, материнского мира.
Сговор, сопротивление и тело • Социальная формация • В исторические периоды культурной реакции, которая ставит под сомнение реорганизацию и пересмотр мужских и женских ролей, истерия и анорексия достигают своего пика.• Женская патология, которая является формой социальной формации, позже вызывает потенциальное сопротивление и бунт, чтобы поддержать существующий гендерный порядок.
Сговор, сопротивление и тело • Социальное образование • Независимо от того, какие объективные социальные условия / образования создают женскую патологию, именно субъект всегда вызывает симптомы. • Человек / субъект наделяет тело различными значениями. • Воплощая тело смыслами, мы можем понять, как мечта и желание субъекта вплетены в матрицу властных отношений.
Сговор, сопротивление и тело • Тело страдающего анорексией — анорексия — это женская практика • Анорексия началась как умеренная диета. • Анорексия стала обычной женской практикой, часто применяемой патриархальными высказываниями. • Женщина находит способ управлять потребностями и желаниями, таким образом формируется чувство триумфа
Сговор, сопротивление и тело • Анорексия как женская практика • Обретение идеи, что самообладание и самообладание трансцендентность, опыт и власть над телом рассматриваются как высшая воля, и контроль привлекает, поэтому привычка формируется женщиной.• Аноректикам нравится, когда их стройные тела восхищаются ими и рассматривают их как проект самообладания. • Пациенты с анорексией понимают, что женское тело уязвимо, и иногда к нему относятся как к детскому телу.
Сговор, сопротивление и тело • Анорексия как женская практика • Опыт силы анорексика иллюзорен • Изменение формы тела не означает, что они могут получить мужскую силу или привилегии. • «Чувствовать себя автономным и свободным, используя тело и душу для навязчивой телесной практики, — значит служить, а не трансформировать социальный порядок, ограничивающий женские возможности» (2373).
Текстуальность, практика и тело • Напряжение между смыслом и практической жизнью беспорядочного тела • Два разных тела в одном и том же дискурсе • Возможное предложение для дальнейшего развития феминизма • Заключение
Два разных тела в рамках одного дискурса • Постижимое тело • Научные, философские и эстетические представления тела • Полезное тело • Тело, которое сформировано и обучено практическими правилами и положениями в представлении культурных концепций тело
Два разных тела в одном дискурсе • Сотрудничество этих двух тел • 19 век идеальное женское тело фигуры «песочные часы»: • понятная символическая форма, которая представляет домашний и сексуализированный идеал женственности • стало полезным тело через женскую практику • Концепция тела как машины 17 века
Два разных тела в одном и том же дискурсе • Противоречие этих двух тел • «Выявление и продуктивный культурный анализ таких противоречивых и мистифицирующих отношений между образом и практикой возможны только в том случае, если анализ включает в себя внимание и интерпретацию« полезного »[…] практическое тело »(2375).• Образы и представление поп-культуры
Возможное предложение для дальнейшего развития феминизма • Сравнение двух феминистских практик
Предложение по дальнейшему развитию феминизма • Книга Хелены Мичи «Слово, сделанное из плоти» • устанавливает метафорическую связь между женским питанием и женской сексуальностью • обсуждает женский голод как «невыразимое желание сексуальности и власти» • Недостаток: расстройство пищевого поведения, зародившееся в 19 веке, пока не упоминается.
Заключение • Бордо рассматривает тела как «место борьбы», над которым мы должны работать, чтобы продолжать повседневные практики, противостоящие гендерному доминированию, покорности и гендерным признакам. Она предполагает, что мы должны лучше осознавать существующие противоречия «между образом и практикой, риторикой и реальностью» (2376).
.
Тема мужественности и женственности в Песне Соломона
Как бы ни были важны отношения между черными и белыми для Песни Песней Соломона, Моррисон в равной степени заинтересован в драматизации отношений между мужчинами и женщинами.
Несмотря на (или даже из-за) расизма, которому они подвергаются со стороны белой культуры, многие чернокожие мужчины в этой истории оскорбительны и жестоки по отношению к черным женщинам. Гитара, например, считает женщин низшими существами по сравнению с мужчинами, даже бормоча себе под нос, что Агарь ничего не стоит, потому что Молочник решил, что она ничего не стоит.Большинство других женщин в романе терпят насилие со стороны мужчин: Реба, на которую напал мужчина, которого она приводит домой; Рут, которую избил ее муж, и т. Д. Даже Соломон, согласно истории, которую Молочник построил из разговора со Сьюзен Берд и Цирцеей, — жестокий человек, который, когда летит домой в Африку, также бросает свою жену Рину, которая сходит с ума. с горем вскоре после этого.
Если отвлечься от конкретных действий, которые мужчины предпринимают в отношении женщин, становится ясно, что и женщины, и мужчины в определенном смысле оказались в ловушке.Женщины ограничены ролями и местами, которыми их ограничивают правила женственности, в то время как то же самое касается мужчин и правил мужественности. Большинство женщин из Песни Песней Соломона ограничены домом и занимаются домашним хозяйством. Рут проводит большую часть своей взрослой жизни дома одна. Сначала она пытается использовать стереотипно женственные занятия, такие как украшение и уборка, как возможность сблизиться со своим мужем Мэйконом. Она делает декоративные чаши, полные фруктов и цветов, но они не делают ничего, чтобы произвести впечатление на Мэйкона — гендерные роли удерживают Рут и Мейкон в своих разных сферах.Точно так же Коринтианс не может найти работу после окончания Брин-Мор; ей также трудно найти мужа (Моррисон намекает, что мужчин запугивают умные женщины). В конце концов, она вынуждена работать горничной — одна из самых стереотипно феминизированных профессий — занятие, которое она считает унизительным.
Если женщины склонны придерживаться женской работы и занятий, то мужчины делают то же самое, и во многом в том же смысле, они в ловушке. Молочник, например, не может пойти в колледж и увидеть всю страну, потому что, будучи сыном Мэйкона Мертвого, он должен остаться, чтобы помочь своему отцу вести семейный бизнес.Годами он находится в тюрьме из-за своей преданности деньгам — как финансам компании, так и собственной жадности. Однако, хотя у мужчин есть много обязанностей и обязанностей, которых нет у женщин, они пользуются гораздо большей свободой, чем женщины. Помимо деловых обязательств, мужчинам легче путешествовать безопасно, чем женщинам; и Гитара, и Молочник отправляются в Вирджинию, например. Мужчинам также легче переходить от одного сексуального партнера к другому. Это Молочник устает от Агари, а не наоборот; возможно, это потому, что культура молочника поощряет мужчин развивать свою сексуальную потенцию, в то время как женщин демонизируют за неверность.
Если мир Песни Песней Соломона разделен на женскую и мужскую сферы, что с этим делать? Как всегда, Пилат подает хороший пример. Хотя она преданная мать и бабушка, она также размывает гендерные нормы, работая бутлегером, стереотипно мужской профессией, и когда Молочник впервые встречает ее, она носит мужскую одежду. Молочник, кажется, следует примеру Пилата в конце книги — вместо того, чтобы прибегать к насилию, стереотипно мужскому стремлению, он, кажется, предлагает Гитаре любовь и дружбу.Моррисон предполагает, что правила мужественности и женственности нельзя изменить в одночасье, но отдельные люди могут помочь изменить их.
.