|
Методика «Ролевые ожидания партнеров» — Psylab.info
Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики
Описание методики
Методика «Ролевые ожидания партнеров» (РОП) позволяет выявить представления супругов об основных функциях семьи (сексуальная сфера, родительские обязанности, хозяйственно-бытовая сфера, личностная общность между супругами, профессиональные интересы, моральная и эмоциональная поддержка) — шкала семейных ценностей (ШСЦ), а также представления мужа и жены о желаемом распределении ролей между супругами при реализации данных семейных функций — шкала ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Данная методика, разработана А. Н. Волковой и входит в комплексную программу практической работы с супружеской парой.
Процедура проведения
Для проведения данной методики понадобятся:
1. Два набора по 36 карточек из плотной бумаги, (картона). На каждую карточку наносится номер и текст суждения.
2. Два набора по 4 карточки-классификатора с одной из следующих надписей на каждой:
- «Полностью согласен»
- «В общем это верно»
- «Это не совсем так»
- «Это не-верно»
Порядок работы. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и письменной инструкцией.
Инструкция
«Уважаемый товарищ! На предложенных Вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед Вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов:
- «Полностью согласен»
- «В общем это верно»
- «Это не совсем так»
- «Это неверно»
Внимательно читая каждое утверждение, распределите все карточки соответственно этим четырем вариантам ответов. Если Вы полностью разделяете утверждение, положите его под карточкой «Полностью согласен». Если Вы считаете, что утверждение верно, но с небольшими оговорками и дополнениями, положите его под карточкой «В общем это верно». Если утверждение кажется Вам непригодным для Вас, но в нем есть что-то, с чем Вы согласны, положите его под карточкой «Это не совсем так». Если Вы категорически не согласны с утверждением, положите его под карточкой «Это неверно». Распределяя карточки с утверждениями на четыре группы, постарайтесь выразить Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Благодарим за участие в психологическом обследовании»
Обработка результатов
После выполнения супругами задания, консультант регистрирует ответы мужа и жены в бланке ответов:
- утверждение, отнесенное к группе «Полностью согласен» оценивается в 3 балла;
- отнесенное к группе «В общем это верно»– в 2 балла;
- отнесенное к группе «Это не совсем так» – в 1 балл;
- отнесенное к группе «Это неверно»–в 0 баллов.
В бланке ответа суммируется баллы по каждому показателю шкалы семейных ценностей (ШСЦ). По двум первым показателям эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец бланка. Итоговые баллы остальных показателей вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «ожидание» и «притязание».
Обработка и анализ результатов предполагают 3 этапа:
1. Анализ индивидуальных показателей шкалы семейных ценностей, ролевых ожиданий и ролевых притязаний мужа (жены) проводится на основании подсчета баллов в бланке ответов.
В результате подсчета консультант имеет данные:
- характеризующие представления мужа (жены) об иерархии семейных ценностей. Чем больше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимее для супруга(и) данная сфера жизнедеятельности семьи;
- отражающие ориентацию мужа (жены) на активное ролевое поведение брачного партнера («ролевые ожидания»), на собственную активную роль в семье по реализации семейных функций («ролевые притязания»).
2. Сравнительный анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужа и жены. Для этого необходимо составить таблицу, с помощью которой определяется степень согласованности семейных ценностей супругов.
Согласованность семейных ценностей супругов
Семейные ценности | Интимно- сексуальная | Личностная идентификация | Хозяйственно -бытовая | Родительско -воспитательная | Социальная активность | Эмоционально -психотерапевтическая | Внешняя привлекательность |
---|---|---|---|---|---|---|---|
ШСЦмуж | |||||||
ШСЦжен | |||||||
ССЦ |
Примечание к таблице. ШСЦжен и ШСЦмуж – показатели по шкалам семейных ценностей мужа и жены соответственно, ССЦ – согласованность семейных ценностей супругов
Согласованность семейных ценностей характеризуется разностью баллов показателей шкалы семейных ценностей мужа и шкалы семейных ценностей жены. Чем меньше разность, тем больше согласованность представлений супругов о наиболее значимых сферах жизнедеятельности семьи. Разность до 3 баллов не будет вызывать проблемных взаимоотношений, а более 3 баллов свидетельствует о достаточно высокой степени конфликтности супругов.
3. Определение степени ролевой адекватности супружеской пары в пяти сферах межличностного взаимодействия в семье (показатели 3 – 7 ШСЦ). Для этого необходимо составить таблицу, в которой ролевая адекватность мужа будет равна разности баллов оценок ролевых притязаний жены и ролевых ожиданий мужа; соответственно, ролевая адекватность жены будет равна разности баллов, характеризующих ролевые притязания мужа и ролевые ожидания жены.
Ролевая адекватность супружеской пары
Семейные ценности | Ролевые установки | РАм | Ролевые установки | РАж | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Пж | Ом | Пж – Ом | Пм | Ож | Пм — Ож | |
Хозяйственно-бытовая | ||||||
Родительско-воспитательная | ||||||
Социальная активность | ||||||
Эмоционально-психотерапевтическая | ||||||
Внешняя привлекательность | ||||||
∑РАм = | ∑РАж = |
Примечание:
- РАм – ролевая адекватность мужа
- Раж – ролевая адекватность жены
- Пм и Пж – оценки ролевых притязаний мужа и жены соответственно
- Ом и Ож – оценки ролевых ожиданий мужа и жены соответственно
Чем меньше разность, тем больше ролевая адекватность супруга(и), и следовательно, ориентации жены (мужа) на личное выполнение определенной функции соответствуют установкам мужа (жены) на активную роль брачного партнера в семье.
Интерпретация результатов
По результатам проведения методики должно быть составлено консультационное заключение и даны конкретные рекомендации супружеской паре. Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, консультант акцентирует внимание супругов на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в супружеской паре. Рассогласование ожиданий и притязаний брачных партнеров является конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье.
Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок супружеской пары (на примере молодых супругов)
Интерпретация шкал семейных ценностей
- Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки (7–9 баллов) означают, что супруг(а) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге(у) существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки (менее 3 баллов) интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке.
- Шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностью идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентации, способов времяпрепровождения. Низкие оценки (менее 3 баллов) предполагают установку на личную автономию.
- Шкала, измеряющая установку супруга(ги) на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи. Эта шкала, как и последующие, имеет две подшкалы. Подшкала «ролевые ожидания» – оценки рассматриваются как степень ожидания от партнера активного выполнения бытовых вопросов. Чем выше оценки по шкале ролевых ожиданий, тем больше требовании предъявляет муж (жена) к участию супруга в организации быта тем большее значение имеют хозяйственно-бытовые умения и навыки партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Общая оценка шкалы рассматривается как оценка мужем (женой) значимости бытовой организации семьи.
- Шкала, позволяющая судить об отношении супруга(и) к родительским обязанностям. Подшкала «ролевые ожидания» показывает выраженность установки супруга(и) на активную родительскую позицию брачного партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает ориентацию мужа (жены) на собственные обязанности по воспитанию детей. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга(и) родительских функций. Чем выше оценка шкалы, тем большее значение придает муж (жена) роли отца (матери), тем более он (она) считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.
- Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностей супруга(и). Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для мужа (жены) внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.
- Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи в вопросах: коррекция психологического климата, оказание моральной и эмоциональной поддержки, создание «психотерапевтической атмосферы». Подшкала «ролевые притязания» показывает стремление мужа (жены) быть семейным «психотерапевтом». Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга(и) взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.
- Шкала, отражающая установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. Подшкала «ролевые ожидания» отражает желание супруга(и) иметь внешне привлекательного партнера. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель ориентации супруга(и) па современные образцы внешнего облика.
Стимульный материал
Карточки
Бланк ответов
Литература
- Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских затруднений // Вопросы психологии. 1985. №5. С.110-116.
- Волкова А.Н. Психологическое консультирование семейных конфликтов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. №1.
Подходим ли мы друг другу? Методика ролевые ожидания и притязания в браке
Тест РОП необходим для изучения отношения супругов к основным сферам семейной жизни: осознанию общности интересов — чувству “мы”, эмоциональной поддержке, внешней привлекательности партнера, родительским обязанностям, профессиональным интересам каждого из супругов, хозяйственно-бытовым обязанностям. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ). Методика “Ролевые ожидания и притязания в браке” содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7 шкал.
Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за выполнение тех или иных обязанностей. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (ожидание мужа или жены от партнера активного выполнения тех или иных семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).
Инструкция.
Перед вами ряд утверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой. Внимательно прочитайте утверждения текста и оцените степень своего согласия или несогласия с ними. Вам предлагается 4 варианта ответа, выражающие ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением, а именно: “Полностью согласен” — 3 балла, “В общем это верно” — 2 балла, “Это не совсем так” — 1 балл, “Это неверно” — 0 баллов. Подбирая вариант ответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать ваше личное мнение, а не то, что принято среди ваших близких и друзей. Свои ответы регистрируйте в правой колонке бланка с вопросами.
Вопросы теста РОП, Женский вариант
1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его потребностей в постели.
2. Счастье в браке зависит от гармонии супругов в межполовых отношениях.
3. Межполовые отношения – главное в отношениях мужа и жены.
4. Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5. Муж – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
6. Муж – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
7. Самая главная забота мужа – обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи.
8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.
9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.
10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.
11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.
12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.
13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.
14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченных своим делом.
15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.
16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.
17. Для меня главное–чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.
18. Муж – это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.
19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.
20. Мне нравятся видные, рослые мужчины.
21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно посмотреть.
22. Самая главная забота женщины, чтобы в семье все были обихожены.
23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.
24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты.
25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.
26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.
27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.
28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.
30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.
33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, употребляю косметику.
36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.
Вопросы теста РОП, Мужской вариант
1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его потребностей в постели.
2. Счастье в браке зависит от гармонии супругов в межполовых отношениях.
3. Межполовые отношения – главное в отношениях мужа и жены.
4. Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5. Жена – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
6. Жена – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
7. Самая главная забота жены – чтобы в семье все были накормлены и ухожены.
8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.
9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.
10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.
11. Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.
12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям.
13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.
14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.
15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.
16. Жена должна, прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу в семье.
17. Для меня главное – чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.
18. Жена – это, прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.
19. Мне очень нравится, когда моя жена красиво и модно одета.
20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.
21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.
22. Я всегда знаю, что нужно купить для нашего дома.
23. Я люблю заниматься домашними делами.
24. Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники.
25. Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.
26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.
27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.
28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.
30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.
33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.
36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.
ПЕРЕЙТИ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕСТА
ОПРОСНИК «РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ И ПРИТЯЗАНИЯ В БРАКЕ» (РОП)
Вестник психологии и педагогики АлтГУ
УДК 15.010 Вестник психологии и педагогики АлтГУ 2016-4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКОЙ ИЗМЕНЫ В КОНТЕКСТЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ (на материале исследования молодых семей) PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES
Подробнее
ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ БЕРЕМЕННОЙ ТОБ(б)
ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ БЕРЕМЕННОЙ ТОБ(б) Автором методики является И. В. Добряков (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003, с. 110). Концептуальной основной создания теста послужила теория психологии
Подробнее
Феминный и маскулинный типы любви
Феминный и маскулинный типы любви В бытовом сознании превалирующим является биполярное, дихотомическое понимание маскулинности и фемининности в прямой зависимости с биологическим полом, диктующим, какими
Подробнее
Столин Владимир Викторович
Столин Владимир Викторович Родился: 19 февраля 1947 г. в Москве. Интересы: общая психология, исследование проблем самосознания, психология личности, психодиагностика, психологическое консультирование,
Подробнее
СУПРУЖЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ
Scientific Cooperation Center «Interactive plus» Михайлова Екатерина Андреевна студентка Арутюнян Анна Александровна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
Подробнее
Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin) (114)
УДК 159.9.07 Е. В. Змановская, Т. Е. Карташова Структура и содержание брачно-семейных установок современной молодежи Представлены данные психодиагностического исследования брачно-семейных установок современной
Подробнее
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)
Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов». Читайте
Подробнее
Психодиагностика супружеских отношений
24 Например, благотворно влияет на брачные отношения взаимное положительное первое впечатление, продолжительность периода ухаживания от одного до полутора лет, инициатива брачного предложения со стороны
Подробнее
The family as a value in young people
Семья как ценность у молодежи Шкавро В.С., Петровская О.А. Кубанский Государственный Технологический Университет Краснодар, Россия The family as a value in young people Shkavro V.S., Petrovskaya O.A. Kuban
Подробнее
Отец кормилец или воспитатель?
Отец кормилец или воспитатель? Мать природа, Мужчина тобой приуменьшен Почему материнства мужчине не дашь ты? Если б торкнулось в нём, Там, под сердцем, Дитя беспричинно, То, наверно, жесток Так бы не
Подробнее
Зайцева Екатерина Евгеньевна
Зайцева Екатерина Евгеньевна ТИМ-2 отчет для психолога ИНФОРМАЦИЯ О ТЕСТИРОВАНИИ ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ 04.07.2014 17:29:37 ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ТЕСТИРОВАНИЯ 00:03:49 ИНФОРМАЦИЯ О РЕСПОНДЕНТЕ ДАТА РОЖДЕНИЯ 05.05.1990
Подробнее
Отец образ мужчины для дочери
Консультация для родителей Уважаемые родители, в соответствии с требованиями к психологопедагогическим условиям, указанным части 3 статьи 2 пунктом 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Подробнее
Взаимоотношения в классном коллективе
Взаимоотношения в классном коллективе Межличностные отношения- — это сугубо личные отношения и связи между отдельными членами группы, независимо от условий и характера их совместной деятельности. В основе
Подробнее
Тема родительского собрания:
Тема родительского собрания: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы Классный руководитель 5-б класса Попкова Н.А. потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная
Подробнее
2012
SWorld 18-27 December 2012 http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/the-content-of-conferences/archives-of-individual-conferences/december- 2012 MODERN PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION IN SCIENCE,
Подробнее
ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 6(34)
159.9 Билалова Себиля Азизовна Студентка 4-го курса Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» г. Симферополь
Подробнее
Раздел 4. Социальные отношения
Раздел 4. Социальные отношения Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы Лекция 4.3.1. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в РФ. План 1. Семья и брак. 2. Семья как малая социальная
Подробнее
Ключ к тесту ролевые ожидания и притязания в браке
Семейные ценности | № вопр. | Баллы | № вопр. | Баллы | Общий показатель | Согласованность ценностей | |||||
Муж | Жена | Муж | Жена | опМ | опЖ | ШСЦМ | ШСЦЖ | ССЦ | |||
№1. Межполовые отношения | 1 | ||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
Σ= | |||||||||||
№2. Личностная идентификация | 4 | ||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
Σ= | |||||||||||
Ожидание | Притязание | ||||||||||
№3. Хозяйственно-бытовая | 7 | 22 | |||||||||
8 | 23 | ||||||||||
9 | 24 | ||||||||||
Σ= | Σ= | ||||||||||
№4. Родительско-воспитательная | 10 | 25 | |||||||||
11 | 26 | ||||||||||
12 | 27 | ||||||||||
Σ= | Σ= | ||||||||||
№5. Социальная активность | 13 | 28 | |||||||||
14 | 29 | ||||||||||
15 | 30 | ||||||||||
Σ= | Σ= | ||||||||||
№6. Эмоционально-психотерапевтическая | 16 | 31 | |||||||||
17 | 32 | ||||||||||
18 | 33 | ||||||||||
Σ= | Σ= | ||||||||||
№7. Внешняя привлекательность | 19 | 34 | |||||||||
20 | 35 | ||||||||||
21 | 36 | ||||||||||
Σ= | Σ= |
Примечание. ШСЦМ и ШСЦЖ — показатели по шкалам семейных ценностей мужа и жены соответственно, ССЦ — согласованность семейных ценностей супругов.
Общий показатель семейных ценностей из 1 и 2 пункта равен сумме баллов по вопросам, характеризующим ценности в личной жизни и личностную идентификацию соответственно каждого из супругов.
Для расчета общего показателя (опМ и опЖ) для семейных ценностей с 3 по 7 пункт используется формула:
опМ = (оМ + пМ)/2
опЖ = (оЖ + пЖ)/2
Где оМ, пМ – ожидания и притязания мужа, оЖ, пЖ – ожидания и притязания жены.
ШСЦМ = опМ
ШСЦЖ = опЖ
Для всех пунктов согласованность семейных ценностей вычисляется по формуле:
ССЦ= (ШСЦМ — ШСЦЖ) – если получается со знаком минус, то берется по модулю.
Семейные ценности | Ролевые | РАм | Ролевые | РАж | ||
Установки | Установки | |||||
ПЖ | ОМ | Пж – Ом | ПМ | ОЖ | Пм — Ож | |
Хозяйственно-бытовая | ||||||
Родительско-воспитательная | ||||||
Социальная активность | ||||||
Эмоционально-психотерапевтическая | ||||||
Внешняя привлекательность | ||||||
∑РАм= | ∑Раж= |
Примечание. РАм — ролевая адекватность мужа, РАж — ролевая адекватность жены. Пм и Пж — сумма баллов (см. в предыдущей таблице ∑= по пунктам с 3 по 7) ролевых притязаний по каждой семейной ценности мужа и жены соответственно; Ом и Ож — сумма баллов (см. в предыдущей таблице ∑= по пунктам с 3 по 7) ролевых ожиданий по каждой семейной ценности мужа и жены соответственно.
∑Рам и ∑Раж берется по модулю.
Интерпретация шкал семейных ценностей и пояснение к полученным значениям:
Критерии автоматической интерпретации:
низкие | средние | высокие | |
1. Шкала семейных ценностей | 0-3 | 4-6 | 7-9 |
2. Ролевые ожидания/притязания | 0-3 | 4-6 | 7-9 |
3. Согласованность семейных ценностей | 4-9 | 2-3 | 0-1 |
4. Ролевая адекватность | 7-9 | 4-6 | 0-3 |
Интерпретация шкал семейных ценностей.
1. Шкала значимости межполовых отношений в супружестве. Высокие оценки (7–9 баллов) означают, что супруг/супруга считает гармонию в постели важным условием супружеского счастья, отношение к супруге/супругу существенно зависит от оценки ее/его как партнера-«любовника». Низкие оценки (менее 3 баллов) интерпретируются как недооценка межполовых отношений в браке.
2. Шкала, отражающая установку мужа/жены на личностью идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентации, способов времяпрепровождения. Низкие оценки (менее 3 баллов) предполагают установку на личную автономию.
3. Шкала, измеряющая установку супруга/супруги на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи. Эта шкала, как и последующие, имеет две подшкалы. Подшкала «ролевые ожидания» – оценки рассматриваются как степень ожидания от партнера активного выполнения бытовых вопросов. Чем выше оценки по шкале ролевых ожиданий, тем больше требовании предъявляет муж/жена к участию супруга в организации быта тем большее значение имеют хозяйственно-бытовые умения и навыки партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Общая оценка шкалы рассматривается как оценка мужем/женой значимости бытовой организации семьи.
4. Шкала, позволяющая судить об отношении супруга/супруги к родительским обязанностям. Подшкала «ролевые ожидания» показывает выраженность установки супруга/супруги на активную родительскую позицию брачного партнера. Подшкала «ролевые притязания» отражает ориентацию мужа/жены на собственные обязанности по воспитанию детей. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга/супруги родительских функций. Чем выше оценка шкалы, тем большее значение придает муж/жена роли отца/матери, тем более он/она считает быть родителем основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.
5. Шкала, отражающая установку супруга/супруги на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностей супруга/супруги. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для мужа/жены внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.
6. Шкала, отражающая установку супруга/супруги на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака. Подшкала «ролевые ожидания» измеряет степень ориентации мужа/жены на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи в вопросах: коррекция психологического климата, оказание моральной и эмоциональной поддержки, создание «психотерапевтической атмосферы». Подшкала «ролевые притязания» показывает стремление мужа/жены быть семейным «психотерапевтом». Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга/супруги взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.
7. Шкала, отражающая установку мужа/жены на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. Подшкала «ролевые ожидания» отражает желание супруга/супруги иметь внешне привлекательного партнера. Подшкала «ролевые притязания» иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель ориентации супруга/супруги па современные образцы внешнего облика.
Пояснение к полученным значениям:
– Чем больше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимее для супруга/супруги данная сфера жизнедеятельности семьи;
– «Ролевые ожидания» показывают, на что рассчитывает мужа/жена в каждой области семейной жизни, и какой вклад готов(а) вносить сам(а) при выполнении семейных функций — «ролевые притязания».
Согласованность семейных ценностей характеризуется разностью баллов показателей шкалы семейных ценностей мужа и шкалы семейных ценностей жены. Чем меньше разность (различия), тем больше согласованность представлений супругов о наиболее значимых сферах жизнедеятельности семьи. Разность до 3 баллов не будет вызывать проблемных взаимоотношений, а более 3 баллов свидетельствует о достаточно высокой степени конфликтности супругов по причине разногласий в данной сфере.
Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, необходимо акцентировать внимание на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является причиной конфликтов в супружеской паре. Причем зачинщиком конфликта будет тот, чьи ожидания выше, чем готовность супруга выполнять обязанности в соответствующей сфере семейных ценностей.
Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А.Н. Волкова
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Инструкция:Перед Вами ряд утверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой. Внимательно прочитайте утверждения текста и оцените степень своего согласия или несогласия с ними. Вам предлагается 4 варианта ответа, выражающие ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением, а именно: «Полностью согласен», «В общем, это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Подбирая вариант ответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Свои ответы регистрируйте в специальном бланке.
Текст опросника (женский вариант):
1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.
2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.
3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.
4. Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5. Муж – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
6. Муж – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
7. Самая главная забота мужа – обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи.
8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.
9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.
10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.
11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.
12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.
13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.
14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченным своим делом.
15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.
16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.
17. Для меня главное – чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.
18. Муж – это, прежде всего, друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.
19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.
20. Мне нравятся видные, рослые мужчины.
21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.
22. Самая главная забота женщины, чтобы все в семье были обихожены.
23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.
24. Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты.
25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.
26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.
27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.
28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
29. Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.
30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.
32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.
33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.
34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, пользуюсь косметикой.
36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.
Бланк для регистрации ответов:
№ | Полностью согласен | В общем, это верно | Это не совсем так | Это неверно |
Додаток Г.
Методика «Свободных ассоциаций»
Инструкция: Напишите в свободной форме 10 обязательных и 10 необязательных характеристик «идеальному» партнёру.
Обязательные характеристики | Необязательные характеристики |
Додаток Д.
Методика «Цветовой тест отношений М. Эткиндом»
Инструкция:1этап: Вам предлагается 8 цветов, выберите из них тот цвет, который является «красивым, приятным для глаза» (присвойте ему первое место) и так заканчивая цветом, который является «самым некрасивым, неприятным» (в соответствии присвойте ему последнее место) и запишите его номер в таблицу 1.
2 этап:Теперь из предложенных 8 цветов выберите тот цвет, который, по вашему мнению, соответствует стимулу, предложенному в таблице 2, и запишите его номер.
Стимульный материал:
№1 №2 №3 №4
№5 №6 №7 №8
Таблица 1.
Место | № цвета |
Таблица 2.
Стимулы | № цвета |
«Я» | |
«Мой идеальный партнёр» | |
«Мой реальный партнёр» (если есть на данный момент или будущий) |
Додаток Е.
Методика «Рисунок идеального партнёра»
Инструкция: нарисуйте идеального партнёра.
Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке»
Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» («РОП»)
(Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. доктора психологических наук А.А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 201-212)
Эта методика разработана А.Н. Волковой и входит в программу комплексного исследования супружеской пары. Она позволяет определить:
1. Представления супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытовых вопросов, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности супругов. Эти показатели отражают основные функции семьи и составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
2. Представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенные шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).
Описание методики:
Методика состоит из 2-х наборов карточек (для мужей и для жен — по 36 в каждом. На каждую карточку наносится ее номер и текст.
Кроме того, есть 2 набора карточек-классификаторов с надписями:
«Полностью согласен», «В общем, это верно»,
«Это не совсем так», «Это неверно».
Супругам предлагается самостоятельно просмотреть карточки из комплекта, соответствующего их полу.
Дается инструкция:
«Перед Вами карточки, на которых напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Внимательно читая каждое утверждение, распределите карточки соответственно 4 вариантам ответов.
При этом старайтесь выразить Ваше личное мнение».
После выполнения задания супругами, их ответы регистрируются в протоколе исследования.
Подсчет баллов:
Утверждения, отнесенные к группе
«Полностью согласен», оцениваются в 3 балла,
«В общем, это верно» — в 2 балла,
«Это не совсем так» — в 1 балл,
«Это неверно» — 0 баллов.
В протоколе суммируются баллы по каждому показателю шкалы семейных ценностей. По двум первым показателям эти результаты являются итоговыми и переносятся в последний столбец протокола. Итоговые баллы остальных показателей вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «ожидание» и «притязание».
Интерпретация шкал семейных ценностей.
1. Шкала значимости сексуальных отношений в семье.
Показатель 7-9 баллов — супруг(а) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супругу существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера.
Менее 3 баллов — недооценка сексуальных отношений в браке.
2. Шкала установки на личностную идентификацию с партнером.
Показатель 7-9 баллов — ожидание общности интересов, потребностей, ценностей, времени и способов структурирования времени.
Менее 3 баллов — установка на личную автономию.
3. Шкала установки на хозяйственно-бытовые функции семьи.
Эта шкала имеет 2 подшкалы:
1) «Ролевые ожидания» — оценки рассматриваются как степень ожидания от партнера активного выполнения хозяйственно-бытовых функций. Чем выше оценки по этой шкале, тем больше требований предъявляется к умениям, навыкам и участию супруга в хозяйственной деятельности семьи.
2) «Ролевые притязания» — ориентация на собственные обязанности по ведению домашнего хозяйства.
Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга бытовых функций (высокие оценки).
4. Шкала отношений к родительским обязанностям.
Эта шкала имеет 2 подшкалы:
1) «Ролевые ожидания» — оценки показывают выраженность установки на активную родительскую позицию партнера.
2) «Ролевые притязания» — ориентация на собственные родительские обязанности.
Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга родительских функций (высокие оценки).
5. Шкала установки на внешнюю социальную активность.
Эта шкала имеет 2 подшкалы:
1) «Ролевые ожидания» — оценки показывают степень ориентации супруга на то, что его партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, активно участвовать в общественной жизни.
2) «Ролевые притязания» — выраженность собственных профессиональных и социальных потребностей.
Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для мужа (жены) внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.
6. Шкала установки на эмоционально -психотерапевтические
функции брака.
Эта шкала имеет 2 подшкалы:
1) «Ролевые ожидания» — оценки показывают степень ориентации супруга на то, что его партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера семьи, будет заниматься созданием психологического климата семьи, моральной и эмоциональной поддержкой.
2) «Ролевые притязания» — стремление самому быть «семейным психотерапевтом».
Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга взаимной моральной и эмоциональной поддержки.
7. Шкала установки на значимость внешнего облика.
Эта шкала имеет 2 подшкалы:
1) «Ролевые ожидания» — оценки отражают желание иметь внешне привлекательного партнера.
2) «Ролевые притязания» — установка на собственную привлекательность.
Общая оценка шкалы рассматривается как показатель ориентации супруга на современные образцы внешнего облика, моды, имиджа.
Обработка и анализ результатов
1) Проводится анализ индивидуальных показателей шкал семейных ценностей, ролевых ожиданий и притязаний на основании подсчета баллов в протоколе исследования. В результате получаются данные:
— характеризующие представления мужа (жены) об иерархии
семейных ценностей. Чем выше величина балла по ШСЦ, тем значимее для
супруга(и) данная сфера жизнедеятельности семьи.
— отражающие ориентацию на активное ролевое поведение
брачного партнера (ролевые ожидания), на собственную
активную роль в семье (ролевые притязания)
2) Сравнительный анализ представлений о системе ценностей и ролевых установок мужа и жены. Для этого составляется таблица (таб.1), с помощью которой определяется степень согласованности семейных ценностей супругов, характеризуемая разностью баллов показателей шкал мужа и жены. Чем меньше разность (без учета знака), тем больше согласованность представлений супругов о наиболее значимых сферах жизнедеятельности семьи.
Разность до 3 баллов не вызывает проблемных взаимоотношений,
больше 3 — достаточно высокая степень конфликтности супругов:
Таблица 1. Согласованность семейных ценностей супругов (ССЦ)
Шкалы:
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
ШСЦ м
|
|
|
|
|
|
|
|
ЩСЦ ж
|
|
|
|
|
|
|
|
ССЦ
|
|
|
|
|
|
|
|
3) Определение степени ролевой адекватности супружеской пары в пяти сферах межличностных отношений в семье (шкалы 3-7). Для этого составляется таблица, в которой ролевая адекватность мужа будет равна разности баллов оценок ролевых притязаний жены (Пж) и ролевых ожиданий мужа (Ом), соответственно, ролевая адекватность жены будет равна разности баллов оценок ролевых притязаний мужа (Пм) и ролевых ожиданий жены (Ож) (таб.2). Чем меньше разности (без учета знака), тем больше ролевая адекватность супруга, и, следовательно, его (ее) ориентация на личное выполнение определенных функций соответствует ожиданиям партнера.
Таблица 2. Ролевая адекватность супругов
Семейные
ценности
(функции семьи)
|
Ролевые установки
|
Ролевая адекватность мужа (РАм)
|
Ролевые установки
|
Ролевая адекватность жены (РАж)
| ||
Пж
|
Ом
|
Пж — Ом
|
Пм
|
Ож
|
Пм — Ож
| |
3. Хозяйственно-бытовая
|
|
|
|
|
|
|
4. Родительская
|
|
|
|
|
|
|
5. Социальная активность
|
|
|
|
|
|
|
6. Эмоционально-психотерапевтичес-кая
|
|
|
|
|
|
|
7. Внешняя привлекательность
|
|
|
|
|
|
|
Сумма РА
|
|
|
|
|
|
|
По результатам проведения методики составляется консультационное заключение и даются конкретные рекомендации супружеской паре.
Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, внимание акцентируется на те семейные ценности, которые характеризуются наименьшим совпадением, т.к. их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в паре, и являются конфликтогенными факторами, дестабилизирующими межличностные отношения в семье.
При консультировании данные о согласованности семейных ценностей могут быть проиллюстрированы на рисунках-диаграммах.
Цель консультационной работы — необходимость оптимального распределения семейных функций с учетом индивидуальных потребностей жены и мужа.
Текст методики «Ролевые ожидания и притязания в браке»
Для женщин
1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его
сексуальных потребностей.
2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.
3. Сексуальные отношения — главное в отношениях мужа и жены.
4. Главное в браке — чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5. Муж — это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
6. Муж — это прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
7. Самая главная забота мужа — обеспечить материальный достаток и бытовой
комфорт семьи.
8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.
9. Муж должен уметь обслуживать себя, а не ждать, что жена возьмет на себя
все заботы о нем.
10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.
11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.
12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.
13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.
14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченных своим делом.
15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и
профессиональные качества мужа.
16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.
17. Для меня главное — чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой,
какая я есть.
18. Муж — это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим
переживаниям, настроению и состоянию.
19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.
20. Мне нравятся видные, рослые мужчины.
21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.
22. Самая главная забота женщины, чтобы в семье все были обихожены.
23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.
24. Я собираю полезные советы хозяйкам: как готовить, консервировать и т.п.
25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.
26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.
27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.
28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
29. Я хочу стать хорошим специалистом в своем деле.
30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и
поддержкой.
32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.
33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю людей,
нуждающихся в этом.
34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, употребляю косметику.
36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.
Текст методики «Ролевые ожидания и притязания в браке»
Для мужчин
1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его
сексуальных потребностей.
2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.
3. Сексуальные отношения — главное в отношениях мужа и жены.
4. Главное в браке — чтобы у мужа и жены было много общих интересов.
5. Жена — это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.
6. Жена — это прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.
7. Самая главная забота жены — чтобы в семье все были накормлены и
ухожены.
8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.
9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.
10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.
11. Женщина, которая тяготится материнством — неполноценная женщина.
12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим
детям.
13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.
14. Я очень ценю женщин, серьезно увлеченных своим делом.
15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и
профессиональные качества моей жены.
16. Жена должна прежде всего создавать и поддерживать в семье теплую,
доверительную атмосферу.
17. Для меня главное — чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала
меня таким, какой я есть.
18. Жена — это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим
переживаниям, настроению и состоянию.
19. Мне нравится, когда моя жена красиво и модно одета.
20. Мне нравятся женщины, умеющие красиво одеваться.
21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.
22. Я люблю заниматься домашними делами.
23. Я всегда знаю, что нужно купить для нашего дома.
24. Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починить бытовые приборы.
25. Дети любят играть со мной, общаются, идут на руки.
26. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка,
даже если бы мы решили развестись.
27. Я люблю детей и умею с ними заниматься.
28. Я стремлюсь добиться своего места в жизни.
29. Я хочу стать хорошим специалистом в своем деле.
30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.
31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом,
помощью и поддержкой.
32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.
33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю людей,
нуждающихся в этом.
34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.
35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.
36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки,
цвету галстука.
Бланк
Методика «РОП»
Ф.И.О.____________________________________ Дата _________
Возраст________ Семейный стаж______ Кол-во детей____
Шкала семейных ценностей
|
Номер карточки
|
Баллы
|
Номер
карточки
|
Баллы
|
Общий показатель, баллы
|
1. Интимно-
сексуальная
|
1
2
3
|
|
|
| |
Сумма=
| |||||
2. Идентификация с
супругом
|
4
5
6
|
|
|
| |
Сумма=
| |||||
3. Хозяйственно-
бытовая
|
Ожидание
|
Притязание
|
| ||
7
8
9
|
|
22
23
24
|
| ||
Сумма=
|
Сумма=
| ||||
4. Родительско-
воспитательная
|
10
11
12
|
|
25
26
27
|
|
|
Сумма=
|
Сумма=
| ||||
5. Социальная
активность
|
13
14
15
|
|
28
29
30
|
|
|
Сумма=
|
Сумма=
| ||||
6. Эмоционально-
психотерапевти-
ческая
|
16
17
18
|
|
31
32
33
|
|
|
Сумма=
|
Сумма=
| ||||
7. Внешняя
привлекательность
|
19
20
21
|
|
34
35
36
|
|
|
Сумма=
|
Сумма=
|
1. | Что бы вы предпочли? | |
а. | Мясо и рис | |
б. | Defently мясо | |
c. | Кукурузный дух … | |
г. | Я больше вегетарианец | |
2. | Что бы вы делали, если бы у вас было свободное время? | |
а. | Беги трусцой и бегай как урод | |
б. | Прочтите или изучите | |
c. | Наблюдайте за телекомпанией и расслабьтесь | |
d. | Выйдите на улицу и полюбуйтесь природой | |
3. | Что вы называете развлечением? | |
а. | Чтение — это мое самое лучшее занятие! | |
б. | Ешьте, наблюдая за телефоном, Это жизнь для меня | |
c. | Беги на улицу и играй, как будто мне 1 год | |
d. | Пойдите и понаблюдайте за поведением диких животных | |
4. | Какой у вас идеальный день? | |
а. | Солнечный день, чтобы искупаться с друзьями | |
б. | Играй на улице с моими домашними животными и друзьями | |
c. | Веди себя как волк, в человеческом обличье .. Это весело | |
d. | Спать и есть, спать и есть | |
5. | Что бы вы сделали в сложной задаче? Выбери друга или семью? | |
а. | Мои родители из всех | |
б. | Друзья мои, они всегда здесь | |
c. | Ни то, ни другое, если у меня нет ни одного, я не могу иметь | |
d. | Моя семья, мне действительно не нравится, когда мои друзья злы для меня | |
6. | Какое ваше любимое животное? | |
а. | Койот | |
б. | Собака | |
c. | Корова | |
г. | Лошадь | |
7. | Какую книгу лучше всего читать? | |
а. | Смоки | |
б. | Зов дикой природы | |
c. | Ненавижу читать …. Нет | |
d. | Я люблю все драматические книги | |
8. | Чем вы занимаетесь каждый день? | |
а. | Спать, просыпаться, есть, менять, чистить волосы, чистить зубы. | |
б. | спит, просыпается, ест, поправляет волосы, играет в ноутбук | |
c. | Никогда не спите, не ешьте, не играйте на улице, расслабляйтесь, ешьте еще раз | |
d. | спать, просыпаться, есть, расчесывать волосы, чистить зубы, выходить на улицу и играть | |
9. | Кто вам друг? | |
а. | Друг может быть кем угодно, пока он популярен | |
б. | Друг верный, добрый, всегда рядом и не лжет | |
c. | Друг — ничто, все, что они делают, это бьют тебя ножом в спину | |
d. | Друг — это тот, кто делает то же самое, что и вы, и никогда не пытается быть лучше вас | |
10. | Почему тебе так нравятся волки? | |
а. | Нет, я делаю это просто для удовольствия! | |
б. | Они убийцы, ну это все, что говорят | |
c. | Они не убийцы, а добрые животные | |
d. | Они милые и добрые, но иногда бывают злыми, когда к ним придираются … Но не убийцы | |
11. | какая собака вам нравится. | |
а. | немецкая овчарка | |
б. | chiauwu | |
с. | гончая | |
г. | лаборатория по производству шоколада | |
.
Подробный обзор теста моторной функции Вольфа (WMFT)
Товаров:
Исходная версия WMFT состояла из 21 элемента. Широко используемая версия WMFT состоит из 17 пунктов. Первые 6 заданий включают функциональные задачи на время, пункты 7 и 14 — меры силы, а оставшиеся 9 пунктов состоят из анализа качества движений при выполнении различных заданий (Wolf et al., 1995; Whitall, Savin, Harris-Love, & Waller , 2006).
Обследующий должен проверить наименее пораженную верхнюю конечность, а затем наиболее пораженную сторону.Следующие задания следует выполнять как можно быстрее, усекая их за 120 секунд (Wolf, Thompson, Morris, Rose, Winstein, Taub, et al., 2005):
- Предплечье к столу (сбоку): клиент пытается положить предплечье на стол, отведя его за плечо
- Предплечье к коробке (сбоку): клиент пытается положить предплечье на коробку высотой 25,4 см путем отведения за плечо
- Вытянутый локоть (сбоку): клиент пытается дотянуться до стола длиной 28 см, вытягивая локоть (в сторону)
- Вытянутый локоть (в сторону) с весом 1 фунт: клиент пытается подтолкнуть груз к внешнему суставу запястья через стол, разгибая локоть
- Рука к столу (спереди): клиент пытается положить задействованную руку на стол
- Hand to box (front): клиент пытается положить руку на коробку, расположенную на столе
- Вес коробки: клиент пытается поместить максимально возможный вес на коробку, установленную на столешницу
- Вытягивание и извлечение (спереди): клиент пытается перетащить 1 фунт через стол, используя сгибание в локтевом суставе и сложенное запястье
- Подъемная банка (передняя): клиент пытается поднять банку и поднести ее к губам цилиндрическим зажимом
- Подъемный карандаш (передний): клиент пытается поднять карандаш, используя трехкулачковый зажимной патрон.
- Захват для бумаг (спереди): клиент пытается поднять скрепку с помощью клещей
- Шашки штабеля (спереди): клиент пытается сложить шашки на центральном устройстве проверки
- Переверните 3 карты (спереди): используя клещи, клиент пытается перевернуть каждую карту над
- Сила захвата
- Поворот ключа в замке (передний): используя клещи, сохраняя контакт, клиент поворачивает ключ на 180 градусов влево и вправо
- Складываемое полотенце (переднее): клиент берет полотенце, складывает его вдоль, а затем проверенной рукой снова складывает полотенце пополам
- Подъемная корзина (стоячая): клиент берет корзину весом 3 фунта со стула, взявшись за ручки и поместив ее на прикроватный столик.
Оценка:
Пункты оцениваются по 6-балльной шкале, как указано ниже (Wolf et al., 2005):
0. «Не пытается с тестируемым UE»
1. «Тестируемое UE не участвует функционально; тем не менее, делается попытка использовать UE. В односторонних задачах не тестируемое UE может использоваться для перемещения тестируемого UE ».
2. «Делает попытку, но требует помощи UE, не проверяемого на незначительные корректировки или изменения положения, или требует более двух попыток для завершения, или выполняется очень медленно. В двусторонних задачах тестируемое УП может служить только помощником ».
3. «Делает попытку, но движение в некоторой степени зависит от синергии или выполняется медленно или с усилием».
4. «Делает попытку; движение похоже на непораженную сторону, но немного медленнее; может не хватать точности, тонкой координации или плавности ».
5. «Пытается, движение нормальное».
Более низкие баллы указывают на более низкий уровень функционирования.
Время:
Не сообщается, но поскольку каждому пункту отводится максимум 120 секунд, на измерение силы захвата должно уйти примерно 30 минут с дополнительным временем (пункт 14).
Подшкалы:
Официально не документированы. Однако во многих исследованиях шкалы времени выполнения (WMFT-PT) и функциональной емкости (WMFT-FA) используются в качестве подтестов WFMT.
Оборудование:
- Стол длиной 28 см (высота не указана)
- Стул (размеры не указаны)
- Прикроватный столик (размеры не указаны)
- Коробка (высота 25,4 см)
- Штанги
- Банка
- Карандаш
- Скрепка
- Шашки
- Карты
- Замок с ключом
- Полотенце
- Корзина
- Динамометр для измерения силы захвата кисти
Обучение:
Не сообщается.
.
Какой ты тип личности? (Бесплатная викторина) ⋆ LonerWolf
Эннеаграмма — это увлекательная модель человеческой психики. Каждый должен пройти тест хотя бы раз в жизни!
Используемая в терапевтических, деловых кругах и в кругах саморазвития, Эннеаграмма является мощным инструментом , который может повысить ваше самосознание, дать вам самопонимание и повысить вашу любовь к себе.
Приготовьтесь узнать о своих сильных и слабых сторонах и талантах!
Как работает эннеаграмма?
Слово «эннеаграмма» состоит из двух греческих слов: ennéa (что означает девять) и grámma (что-то написанное).И — это суть эннеаграммы: она раскрывает природу человеческой личности, разделяя ее на девять различных архетипов.
Интересная особенность Эннеаграммы состоит в том, что она обладает рядом различных аспектов, которые помогают нам идентифицировать:
(1) того, чего мы желаем больше всего на свете, (2) того, что мы ценим больше всего, (3) того, что нас больше всего соблазняет, (4) того, что вызывает у нас больше всего страха, ( 5) в чем наша самая большая ошибка, (6) в чем наша величайшая добродетель.
9 типов эннеаграмм
Девять типов эннеаграмм включают:
- Тип 1 — Реформатор
- Тип 2 — Дающий
- Тип 3 — Исполнитель
- Тип 4 — Индивидуалист
- Тип 5 — Наблюдатель
- Тип 6 — Лоялист
- Тип 7 — Идеалист
- Тип 8 — Challenger
- Тип 9 — Миротворец
Часто можно найти немного себя во всех девяти типах эннеаграмм.Однако один или два из них должны выделяться для вас, как показал этот тест. Это ваши доминирующие типы личности.
Как понимание эннеаграммы может изменить вашу жизнь
Типология эннеаграммы была впервые концептуализирована мистиком Гурджиевым и развита далее Оскаром Ичазо и психиатром Клаудио Наранхо.
Есть несколько причин, по которым понимание вашего типа эннеаграммы так полезно:
- Помогает более объективно осознать «слепые пятна» своей личности.
- Это помогает вам развить больше любви к себе, помогая вам лучше понять себя
- Он побуждает вас сознательно работать над теми частями вашей личности, которые препятствуют вашей способности жить гармоничной жизнью.
- Это позволяет вам лучше осознавать свое «высшее я» (Душу) путем деконструкции вашей личности.
Имейте в виду, что Эннеаграмма — это больше система преобразования, чем средство обозначения и идентификации.Но прекрасное свойство Эннеаграммы состоит в том, что она способствует развитию и освобождению души, находящейся под ней.
Теперь, когда у вас есть важная справочная информация, пора начинать!
Найдите свой тип эннеаграммы в нашем бесплатном тесте ниже. (Не забудьте поделиться своими впечатлениями в комментариях!) Это одна из лучших, бесплатных и быстрых викторин по Эннеаграмме с описанием вашего типа в конце:
.