Обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание: Поговорим о рефлексии и интроцепции: ru_psiholog — LiveJournal

Содержание

Поговорим о рефлексии и интроцепции: ru_psiholog — LiveJournal

Рефле́ксия (от лат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Если более подробно – обращение внимания человека на содержание и функции собственного сознания, собственные ценности, интересы, мотивы, а также на особенности и работу мышления, механизмов восприятия, логику принятия решений, эмоциональное реагирование, поведенческие шаблоны и т.д.

Чаще всего рефлексией называют размышления, направленные на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности – например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии напрямую связана с заинтересованностью человека в этом процессе, его способностью замечать что-то в большей, а что-то в меньшей степени. На способность замечать может влиять степень его образованности, в том числе психологической, развитость когнитивных способностей, уровень его самоконтроля и многое другое. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в уровне использования рефлексии. Рефлексия также может рассматриваться как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Близко к этому понятию находятся самоанализ, самонаблюдение, интроспекция, самоосознанность и прочие.

Через изучение самого себя человек получает доступ к собственному состоянию, которое имеет несколько уровней: сенсорный, телесный, эмоциональный, когнитивный и другие. Считается, что использование рефлексии приводит к большему пониманию самого себя, инсайтам по тем или иным вопросам и, в конечном счете, способствует психическому развитию. Человек, глядя на свои прошлые действия и пережитый опыт, не только получает возможность обозревать их как непричастный наблюдатель, но и возможность перепрожить опыт еще раз, обращая внимание сознания на свои эмоции, реакции и действия. Информация, полученная в итоге такого изучения, и приводит к лучшему пониманию своего поведения и инсайту.

На базе рефлексии было построено много практических теорий. Одна из них – теория Гиббса, который дополнил рефлективную модель Колба вопросами, направляющими процесс интроспекции. Он описал процесс рефлексии так:
— Описание произошедшего (Что случилось?)
— Чувства (Что я почувствовал? Как среагировал?)
— Оценка (Хороший или плохой это опыт для вас?)
— Анализ (Какой у этой ситуации смысл? Что на самом деле произошло? Что бы на вашем месте почувствовали другие?)
— Выводы (Какие выводы можно сделать из случившегося?)
— Действия (Что вы сделаете в следующий раз в похожей ситуации? Что вы намерены делать дальше?)

Практики рефлексии применяются во многих сферах. Они помогают при обучении, саморегуляции и управлении поведением, принятии решений и общении с другими людьми.
В научных исследованиях с применением функциональной магнитно-резонансной томографии были локализованы участки мозга, участвующие в процессах рефлексии, а именно – в получении и усвоении информации в отношении самого себя, обработке информации о себе при сексуальном возбуждении, оценке собственных личностных качеств и характеристик, принятии решений в отношении себя, разговоре о себе от первого лица и прочих. К зонам мозга, ответственным за самосознание, были отнесены медиальная префронтальная кора, передняя и задняя части поясной коры и медиальная часть предклинья, а также островковая кора.

С рефлексией напрямую связано умение слышать собственное тело, замечать различные телесные ощущения – в зарубежной литературе его называют интроцепцией. Современный подход к интроцепции предполагает, что такое умение полезно при лечении заболеваний и в целом необходимо для поддержания хорошего самочувствия. Традиционно интроцепцию в лабораторных условиях измеряют с помощью теста на умение слышать свое сердцебиение: в одном из таких заданий испытуемые слышат сигнал и оценивают, подается он синхронно с биением сердца или нет.

Современные данные исследований указывают на то, что ощущения, относящиеся к проходящим в теле процессам и органам – дыхание, ощущения кожи, мышц, суставов, зубов и прочее – обрабатываются вместе и составляют представление «материального я», которое в свою очередь является основанием для ментального представления «чувствующего я». Именно эти представления позволяют мозгу отличать внутренний мир от внешнего.

Для оценки подобного умения в 2012 году был разработан специальный опросник – Многоуровневая оценка интроцептивной осознанности (Multidimensional Assessment of Interoceptive Awareness, MAIA).
Если вы хотите узнать примерный уровень способности слышать самого себя и свои телесные ощущения, вы можете ответить на вопросы ниже.

Итак, опросник (перевод мой, не валидизирован):
Ответьте на каждый вопрос от 0 до 5, где 0 – никогда, 5 – всегда.
0   1   2   3   4   5

1) Когда я напряжен(а), я замечаю, в каком месте тела находится это напряжение.
2) Я замечаю, когда мне в своем теле некомфортно.
3) Я замечаю, где именно в моем теле я ощущаю себя комфортно.
4) Я замечаю изменения в моем дыхании, например, когда оно ускоряется или замедляется.
5) Я не замечаю (игнорирую) физическое напряжение или дискомфорт до тех пор, пока они не станут более сильными.
6) Я отвлекаю самого (саму) себя от ощущений дискомфорта.
7) Когда я чувствую боль или дискомфорт, я пытаюсь быстрее прорваться сквозь них.
8) Когда я ощущаю физическую боль, я расстраиваюсь.
9) Я начинаю беспокоиться, что что-то не так, когда я чувствую любой дискомфорт.
10) Я могу заметить неприятное ощущение в теле без беспокойства по поводу этого ощущения.
11) Я могу уделять внимание своему дыханию, не отвлекаясь на вещи, происходящие вокруг меня.
12) Я могу сохранять осознание внутренних телесных ощущений, даже когда вокруг меня много всего происходит.
13) Когда я разговариваю с кем-нибудь, я могу уделять внимание моей позе и осанке.
14) Я могу вернуть внимание на мое тело, если я отвлекся (отвлеклась).
15) Я могу сместить фокус своего внимания с размышления на ощущение своего тела.
16) Я могу сохранять осознанность всего моего тела, даже когда в его части ощущается боль или дискомфорт.
17) Я способен (способна) сознательно фокусироваться на моем теле как едином целом.
18) Я замечаю, как меняется мое тело, когда я зол (зла).
19) Когда что-то не так в моей жизни, я чувствую это в моем теле.
20) Я замечаю, что мое тело ощущается по-другому после спокойного времяпрепровождения.
21) Я замечаю, что мое дыхание становится свободным и легким, когда я чувствую себя комфортно.
22) Я замечаю, как меняется мое тело, когда я счастлив(а) / чувствую радость.
23) Когда я потрясен(а) чем-то, я могу найти спокойное место внутри себя.
24) Когда я переключаю внимание на мое тело, я начинаю чувствовать спокойствие.
25) Я могу использовать дыхание, чтобы снизить напряжение.
26) Когда я захвачен(а) мыслями, я могу успокоить разум, фокусируясь на моем теле / дыхании.
27) Я прислушиваюсь к телесной информации о своем эмоциональном состоянии.
28) Когда я расстроен(а), я уделяю время изучению телесных ощущений.
29) Я прислушиваюсь к своему телу, чтобы понять что делать.
30) Я чувствую себя как дома в моем теле.
31) Я чувствую, что мое тело – безопасное место.
32) Я доверяю своим телесным ощущениям.

Далее при подсчете суммы по шкалам баллы пунктов 5, 6, 7, 8 и 9 нужно перевернуть: то есть если у вас 0, то 5, если 1, то 4, и так далее.

Шкалы:

1. Способность замечать: Осознание комфортных, некомфортных и нейтральных ощущений тела.
Сложите баллы по пунктам 1, 2, 3, 4 и разделите полученную сумму на 4.

2. Способность не отвлекаться: Склонность не игнорировать и не отвлекать самого себя от ощущений боли и дискомфорта.
Сложите обратные баллы по пунктам 5, 6, 7 и разделите полученную сумму на 3.

3. Способность не беспокоиться: Склонность не беспокоиться или испытывать эмоциональный дистресс при ощущении боли или дискомфорта.
Сложите баллы по пунктам 8 (обратный), 9 (обратный) и 10 и разделите полученную сумму на 3.

4. Регуляция внимания: Способность удерживать и контролировать внимание, направленное на ощущения тела.
Сложите баллы по пунктам 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и разделите полученную сумму на 7.

5. Эмоциональная осознанность: Осознанность связи между ощущениями тела и эмоциональным состоянием.
Сложите баллы по пунктам 18, 19, 20, 21, 22 и разделите полученную сумму на 5.

6. Саморегуляция: Способность регулировать дистресс через внимание к телесным ощущениям.
Сложите баллы по пунктам 23, 24, 25, 26 и разделите полученную сумму на 4.

7. Прислушивание к телу: Активное слушание тела для получения инсайта.
Сложите баллы по пунктам 27, 28, 29 и разделите полученную сумму на 3.

8. Доверие: Ощущение собственного тела как безопасного и достойного доверия.
Сложите баллы по пунктам 30, 31, 32 и разделите полученную сумму на 3.

Опросник в процессе разработки был опробован на нескольких группах испытуемых. Исследователи собрали средние показатели отдельно для людей, более опытных в интроцепции (терапевтов, физиотерапевтов, медицинских работников с опытом обучения телесной осознанности не менее 5 лет) и менее опытных (учащихся и профи с опытом менее 5 лет). Ниже в таблице даны средние показатели по шкалам для этих двух групп.

Исследования показали,
что мужчины в среднем более правильно распознают свое кровяное давление, сердцебиение и желудочные сокращения. Такие различия, предположительно, объясняются разницей между источником сигналов эмоциональной обработки: мужчины полагаются на внутренние сигналы, тогда как женщины – на внешние. Также было обнаружено, что согласованность физического сексуального возбуждения и воспринимаемого сексуального возбуждения у мужчин значительно выше, чем у женщин.
В 2017 году было проведено исследование, изучившее связь между уровнем интроцепции и сексуальным возбуждением у женщин. Гипотеза состояла в том, что умение слышать ощущение своего тела, в том числе сексуальные стимулы, должно быть связано с согласованностью между физическим и воспринимаемым возбуждением. Испытуемые (52 женщины в возрасте от 22 до 65 лет) выполнили описанное выше задание с сердцебиением, затем заполнили опросник MAIA. Им был предъявлен эротический видео-фрагмент, во время которого были взяты параметры физиологического возбуждения и воспринимаемого возбуждения на основе оценок испытуемых. Результаты не показали значительной связи между согласованностью сексуального возбуждения и правильностью определения сердцебиения. Однако пять аспектов интроцептивной осознанности по опроснику MAIA (способность замечать, эмоциональная осознанность, саморегуляция, прислушивание к телу и доверие) были предсказателями более низкой согласованности сексуального возбуждения, а один аспект, способность не отвлекаться, – более высокой.

И, в качестве заключения – упражнения на развитие рафлексии.

1) Визуализация. Придумайте реальный или виртуальный способ для визуализации образа себя. Это может быть любой образ – доска с заметками, шкатулка с секретами, книжка с закладками, шкаф с полками и прочее. Заполните выбранный шаблон своими переживаниями, мыслями, идеями с помощью рисунков, любимых цитат, фотографий и приятных мелочей.

2) Задавайте себе вопросы. Это упражнение может показаться легким, но на самом деле спрашивать самого себя может оказаться непростой задачей. Напишите вопросы о себе и ответьте на них – это могут быть вопросы о вашем прошлом, настоящем и будущем, о ваших надеждах и мечтах, о том, что волнует прямо сейчас. Чем детальнее будут ваши вопросы, тем больше вероятности внезапно обрести инсайт.

3) Ведите дневник – регулярная запись произошедшего с вами и ваших мыслей дает возможность не только структурировать размышления, но и возможность вернуться к ним через какое-то время и перечитать, узнать себя заново. В качестве практического упражнения – после стандартной записи в дневнике напишите вопрос для себя, но не отвечайте на него сразу; отложите его и ответьте на него завтра.

4) Окончите предложения: Мне лучше всего, когда я… Мне тяжело, когда я… Мне комфортно, когда… Я испытываю стресс, когда… Одной из самых важных вещей, которую я понял(а), была… Одно из моих любимых воспоминаний… Самые тяжелые решения для меня заключаются в… Быть мной нелегко, потому что… Я могу быть сам(а) собой, когда… Мне хотелось бы, чтобы я был(а) более… Мне хотелось бы, чтобы я был(а) менее… Мне хотелось бы, чтобы я регулярно… Мне хотелось бы чувствовать… Мне хотелось бы замечать… Моя жизнь должна быть о…

Уважаемые сообщники, какое ваше мнение о рефлексии? Практикуете ли вы диалог с собой? Какими полезными практиками можете поделиться?
Как вы считаете, необходима ли рефлексия в сообществе при обсуждениях, и в какой форме ее можно было бы проводить?

Источники:
[Spoiler (click to open)]
wikipedia.org
MAIA: https://www.osher.ucsf.edu/maia/
PLOS ONE: Wolf E. Mehling, Cynthia Price, Jennifer J. Daubenmier, Mike Acree, Elizabeth Bartmess, Anita Stewart. The Multidimensional Assessment of Interoceptive Awareness (MAIA). November 1, 2012. Copyright: © 2012 Mehling et al., Creative Commons Attribution License
PLOS ONE: Gemma Modinos, Johan Ormel, André Aleman. Activation of Anterior Insula during Self-Reflection. February 26, 2009.
PLOS ONE: Julia Velten, Lori A. Brotto. Interoception and sexual response in women with low sexual desire. October 11, 2017.

ⓘ Рефлексия — это обращение внимания субъекта на самого себя и

                                     

2. Определения рефлексии

Рефлексия является предметом изучения и орудием, применяемым в разных сферах человеческого знания и его использования: философии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др.

В качестве одного из определений рефлексии может быть рассмотрено следующее: рефлексия есть мысль, направленная на мысль или направленная на саму себя. Возможно, сущность рефлексии — не в том, что она есть мысль, а в обращённости на себя и в том, что рефлексия в некоторых подходах может рассматриваться как генетически вторичное явление, возникающее из практики. Одна из возможностей для появления рефлексии обнаруживается при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании практики, в результате которых не выполняется практическая норма. Рефлексия, в таком случае — это выход практики за пределы себя самой, и в этом смысле она может рассматриваться как инобытие практики, а именно как процедура, осуществляющая снятие практического затруднения. Соответственно, рефлексия может вести к развитию и обновлению практики, и значит, она может рассматриваться не только как мысль, направленная на себя, но и как обращённость практики на себя. В этом смысле рефлексия производна от практики.

В психологии творчества и творческого мышления рефлексия трактуется как процесс осмысления и переосмысления субъектом стереотипов опыта, что является необходимой предпосылкой для возникновения инноваций. В этом контексте принято говорить о рефлексивно-инновационном процессе, рефлексивно-творческих способностях И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов, а также выделять разные формы рефлексии индивидуальная и коллективная и типы.

Введение рефлексии в контекст психологического исследования и рассмотрение её с точки зрения личностно-смысловой динамики позволило таким исследователям, как С. Ю. Степанов и И. Н. Семёнов, разработать концептуальную модель рефлексивно-инновационного процесса, а также методику его изучения путём содержательно-смыслового анализа дискурсивного речевого мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач. Использование этой методики для эмпирического изучения развертывания рефлексии в процессе индивидуального решения малых творческих задач т. н. «задач на соображение» привело к выделению разных видов рефлексии: в интеллектуальном плане — экстенсивной, интенсивной и конструктивной; в личностном плане — ситуативной, ретроспективной и проспективной.

Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволяет, по мнению Е. П. Варламовой и С. Ю. Степанова, подойти к изучению проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в её развитии.

У такого классика философской мысли, как Э. Гуссерль, как отмечает А. В. Россохин, рефлексия оказывается «способом видения», включённым при этом в сам метод описания, и, кроме того, она трансформируется в зависимости от объекта, на который направлена.

Педагогическая рефлексия

Определение 1

Рефлексия – это междисциплинарное понятие, имеющее многовековую историю, подразумевает обращение внимания субъекта на самого себя, свое сознание и продукты собственной деятельности, их определенное переосмысление.

Понятие педагогической рефлексии

Значение рефлексии в профессиональной деятельности, а именно в педагогической, имеет большое значение, это обусловлено следующими причинами:

  1. Рефлексия необходима для овладения педагогической профессией, так как она позволяет понять будущему педагогу, в правильном ли направлении он движется, есть ли у него педагогические задатки.
  2. На основании рефлексии осуществляется контроль и управление педагогическим процессом, а также процессом самообразования и профессионального самосовершенствования.
  3. Рефлексия имеет большое значение при изменении условий в профессионально-образовательной деятельности.
  4. Рефлексия является одним из важнейших механизмов развития педагогической деятельности.

Определение 2

Педагогическая рефлексия – это сложный психологический феномен, представляющий собой умение педагога становится в активную исследовательскую позицию по отношению к собственной деятельности и себе как к субъекту педагогического процесса.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Рефлексирующий педагог – это педагог, который думает, анализирует и исследует свой опыт.

То есть педагог, осуществляющий рефлексию собственной деятельности, это, по сути, «вечный ученик своей профессии», который проявляет неутомимое желание и потребность самосовершенствоваться и саморазвиваться.

Педагогическая рефлексия предполагает взаимоценку и взаимоотображения участников педагогического процесса, отображение педагогом своего внутреннего профессионального мира а также развития учащихся в рамках реализуемой им деятельности.

Цель педагогической рефлексии зависит от того, на каком этапе деятельности она реализуется:

  1. Этап определения цели педагогической деятельности.

    Цель педагогической рефлексии – осуществит самооценку поставленной цели, в соответствии с требованиями к ней.

  2. Этап выбора способа педагогической деятельности.

    Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки выбранных путей деятельности и их возможностей.

  3. Этап определения результатов педагогической деятельности

    Цель педагогической рефлексии – осуществление оценки собственной деятельности и прогнозирование ее конечного результата.

Виды (типы) педагогической рефлексии

Выделяют следующие виды педагогической рефлексии и области ее научного исследования:

  1. Кооперативная рефлексия – предполагает «высвобождение» субъекта из процесса педагогической деятельности, своеобразный «выход» во внешнюю позицию, осуществление оценки уже выполненной работы, а также предполагаемой. Акцент ставится не на результат рефлексирования, а на его отдельные процессуальные части.
  2. Коммуникативная рефлексия – является важнейшей составляющей общения и межличностного восприятия, представлена в виде специфического качества познания человека человеком.
  3. Личностная рефлексия – направлена на исследования субъектом собственных поступков, переосмысление собственного «Я», своих профессиональных знаний и умений.
  4. Интеллектуальная рефлексия – процесс оценки знаний об объекте педагогической деятельность и способов действия с ним.

Замечание 2

Последний, четвертый вид рефлексии является преобладающим, особенно в научных педагогических публикациях, отражающих специфику развития инновационных технологий и методов обучения.

Помимо указанных четырех видов рефлексии, в последнее время выделили три ее типа:

  • экзистенциальная рефлексия – занимается исследованием глубинных смыслов личности, основанных на переживаниях, личных страхах, чувстве вины, обиды и т.д.;
  • культурная рефлексия – осуществляется анализ культурных основ и компетенций личности человека;
  • саногенная рефлексия – занимается изучением и анализом эмоциональных состояний человека, в рамках его профессиональной деятельности.

Кроме того, принято выделять рефлексию педагогического общения:

  1. Социально-перцептивная рефлексия – направлена на перепроверку и переосмысление педагогом собственных мнений и представлений, которые у него были сформированы в процессе общения с учащимися, коллегами и родителями учащихся в рамках педагогического процесса и за его пределами.
  2. Коммуникативная рефлексия – состоит в осознании субъектом педагогического процесса того как его воспринимают и оценивают другие участники процесса, то есть как они видят его «Я».
  3. Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Функции педагогической рефлексии

В педагогическом процессе рефлексия выполняет следующие функции:

  • Проектировочная – предусматривает процесс моделирования и проектирования совместной деятельности всех участников педагогического процесса.
  • Организаторская – предполагает использование и организацию наиболее эффективных и плодотворных методов и способов взаимодействия между участниками педагогического процесса, в рамках их совместной деятельности.
  • Коммуникативная – является важным условием организации продуктивного общения между участниками педагогического процесса. Общение участников педагогического общения предполагает процесс взаимодействия не только в рамках учебного процесса и на учебные темы, но и за его пределами на личные темы, с целью установления контакта между педагогом и учащимися, педагогом и коллегами, педагогом и родителями учеников. Важно – соблюдение правил педагогического общения.
  • Смыслотворческая — предполагает формирование осмысленности деятельности и взаимодействия.
  • Мотивационная — направлена на определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат.
  • Коррекционная – предусматривает побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности.

Вопросы для самоанализа.

Самоанализ ( самопознание, интроспекция ) — это процесс, который включает в себя взгляд внутрь, чтобы исследовать свои мысли, чувства и эмоции. Данный термин часто используется в повседневном языке для обозначения неформального процесса исследования внутренней жизни, но этот же термин, самоанализ, также применяется к более формализованному процессу, который когда-то использовался в качестве экспериментальной техники в психологии. Экспериментальное использование самоанализа ( интроспекции ) похоже на то, что вы можете делать, анализируя свои собственные мысли и чувства, но гораздо более структурированным и строгим образом.

Самоанализ как рефлексия. Рефле́ксия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Самоанализ как рефлексия — это то, с чем большинство людей, вероятно, знакомы больше всего. Это предполагает неформальное изучение наших собственных внутренних мыслей и чувств. Когда мы размышляем над своими мыслями, эмоциями и воспоминаниями и изучаем их значение, мы занимаемся самоанализом.

Самоанализ как метод исследования. Термин самоанализ также используется для описания техники исследования, которая была впервые разработана психологом Вильгельмом Вундтом. Метод Вундта, также известный как экспериментальное самонаблюдение, включал в себя обучение людей максимально тщательно и объективно анализировать содержание своих собственных мыслей. 

В лаборатории Вундта высококвалифицированным наблюдателям были представлены тщательно контролируемые сенсорные события. Затем этих людей попросили описать их умственные переживания этих событий. Вундт полагал, что наблюдатели должны быть в состоянии повышенного внимания к стимулам и контролировать ситуацию. Наблюдения также повторялись много раз.

Некоторые историки предполагают, что самоанализ не самый точный термин для обозначения методов, которые использовал Вундт. Самоанализ подразумевает определенный уровень самооценки. Методика, которую использовал Вундт, была достаточно строгой, контролируемой и жесткой экспериментальной техникой.

Критика самоанализа.

В то время как экспериментальные методы Вундта помогли сделать психологию более научной дисциплиной, интроспективный метод (метод самоанализа) имел ряд заметных ограничений.

Использование интроспекции в качестве экспериментальной техники часто подвергалось критике, особенно использование метода Титченером. Научные школы полагали, что интроспекции ( самоанализу ) не хватает научной достоверности и объективности. Поскольку процесс самоанализа сильно субъективен, невозможно проверить или повторить результаты.

Несколько других проблем с самоанализом: 

  • Разные наблюдатели часто давали существенно разные ответы на одни и те же стимулы. 
  • Даже самые высококвалифицированные наблюдатели не были последовательны в своих ответах. 
  • Технику нельзя использовать с детьми или животными.
  • Самоанализ ограничен в его использовании; сложные предметы, такие как обучение, личность, психические расстройства и развитие, трудно или даже невозможно изучать с помощью этой техники. 
  • Сам акт анализа собственных мыслей играет роль в изменении восприятия опыта как такового.

Преимущества самоанализа.

Хотя самоанализ ( интроспекция ) перестала пользоваться популярностью как метод научного исследования, у такого рода саморефлексии и самонаблюдения есть много потенциальных преимуществ.

Самоанализ может быть отличным источником личных знаний. Этот процесс предоставляет знания, которые невозможно добыть никаким другим способом. Это может помочь людям установить связь между различным опытом и своей реакцией на происходящие события. 

Так же самоанализ и привычка отслеживать свои чувства, эмоции и ощущения, осознавать свои реакции на определенные события — помогает развить осознанность в повседневной жизни. 

Основная же цель самоанализа — это понимание структуры своей психики, причинно-следственных связей, своих поступков и действий. Истинные мотивы поступков, действий и событий с нами происходящих практически всегда кроются в подсознании и редко осознаются. В своей книге «Люди, которые играют в игры» Эрик Берн о описывает нашу «судьбу» как своеобразный жизненный сценарий, который передается нам в глубоком детстве вместе с генетикой, сказками, воспитанием и мировоззрением наших родителей.

Этот жизненный сценарий укладывается в нашу психику в том периоде, когда мы ещё не имеем ясного сознания и не можем фильтровать те или иные убеждения. То есть нам просто вкладывается программа, которую мы реализуем во взрослой жизни и называем словом «судьба».

Очень часто эти программы вступают в противоречие с реальностью, мешают человеку достигать поставленных целей и реализовывать свои способности, свой потенциал. В этот момент начинается внутренний конфликт. К тому же если у родителей была одна конституция психики, у них были свои убеждения и ценности, это не означает, что эти же ценности и убеждения будут нравиться их детям.

Когда человек ( лучше совместно с опытным специалистом ) исследует свое прошлое, он последовательно может выявить, какие установки являются частью его жизненного сценария, почему именно эти установки были заложены в его подсознание, и, самое важное, что уже в осознанном, взрослом возрасте человек может принять взвешенное решение — нужны ли ему эти убеждения и установки или нет.

Таким образом, анализ своего прошлого — это ключ к выходу из жизненного сценария, возможность каждую минуту наслаждаться окружающей реальностью и принимать решения, которые полностью отражают интересы личности человека.

Осознанность — это не столько состояние, сколько навык, с помощью которого наше сознание может «достать» из подсознания и увидеть значительную часть информации при принятии решений.

Вопросы для самоанализа.

Следующие вопросы подготовлены в помощь людям, желающим знать, что они собой представляют. Читайте и вопросы, и ответы вслух так, чтобы Вы слышали свой голос. Это помогает быть более искренним с самим собой.

Сначала подумайте !

  • Часто ли Вы жалуетесь на свое самочувствие ? Если да, то по какой причине ?
  • Ищите ли Вы ошибки у других по малейшему поводу ?
  • Часто ли Вы допускаете ошибки в работе ? Если да, то почему ?
  • Как Вы ведете беседу — саркастически, наступательно ?
  • Избегаете ли Вы общения с кем-либо умышленно ? Если да, то почему ?
  • Часто ли страдаете от несварения желудка ? Если да, то по какой причине ?
  • Кажется ли Вам жизнь тщетной, а будущее безнадежным ?
  • Нравится ли Вам Ваша профессия ? Если нет, то почему ?
  • Часто ли чувствуете к себе жалость ? Если да, то почему ?
  • Завидуете ли Вы тем, кто в чем-то Вас превосходит ?
  • Чему Вы уделяете больше времени — мыслям об успехе или о поражении ?
  • Прибывает или убывает в Вас уверенности в себе по мере взросления ?
  • Извлекаете ли Вы какой-либо прок из ошибок ?
  • Позволяете ли Вы родственникам или знакомым волновать вас ?
  • Если да, то почему ?
  • Бывает ли с Вами так, что иногда Вы парите в облаках, а временами погружаетесь в глубины безнадежности ?
  • Кто более всего вдохновляет Вас ? Какова причина этого ?
  • Терпите ли Вы тех, кто влияет на Вас негативно или обескураживающе, даже если этого можно избежать ?
  • Безразличны ли Вы к своей внешности ? Если да, то в каких случаях и почему ?
  • Умеете ли Вы «топить» тревоги в делах, быть настолько занятым, что просто нет времени на них раздражаться ?
  • Назвали ли бы Вы себя бесхребетным и слабовольным, поскольку позволяете другим думать за себя ?
  • Как часто волнения, которых можно избежать, беспокоят Вас и почему Вы их терпите ?
  • Употребляете ли Вы спиртное, наркотики или сигареты «для успокоения нервов» ? Если да, то почему же Вы вместо этого не задействуете силу воли ?
  • «Придирается» ли кто-нибудь к Вам ? Если да, то на каком основании ?
  • Есть ли у Вас главная цель в жизни ? Если да, то что это за цель ?
  • Какой план Вы разработали для ее достижения ?
  • Страдаете ли Вы от какого-либо из шести основных страхов ? Если да, то от какого (каких) ?
  • Есть ли у Вас метод защиты от отрицательных влияний ?
  • Занимаетесь ли Вы обдуманно и постоянно самовнушением, чтобы настроить Ваше сознание на позитивную работу ?
  • Чем Вы больше дорожите — материальными ценностями или возможностью контролировать свои мысли ?
  • Можно ли на Вас легко повлиять даже вопреки Вашему собственному суждению ?
  • Прибавил ли сегодняшний день что-либо ценное к Вашему знанию или умонастроению ?
  • Смотрите ли Вы в лицо обстоятельствам, делающим Вас несчастливым, или предпочитаете уходить от ответственности ?
  • Анализируете ли Вы свои ошибки и неудачи с тем, чтобы извлечь из них пользу, или же Вы придерживаетесь мнения, что этого делать не надо ?
  • Можете ли Вы назвать слабости, наносящие Вам наибольший ущерб ?
  • Что Вы делаете, чтобы избавиться от них ?
  • Побуждаете ли Вы других людей приходить к Вам за сочувствием со своими
  • проблемами ?
  • Что, по Вашему жизненному опыту, помогает Вам больше в продвижении вперед —
  • собственные уроки или чье-то влияние ?
  • Оказывает ли Ваше присутствие на других устойчивое отрицательное воздействие ?
  • Какие привычки в других раздражают Вас более всего ?
  • Составляете ли Вы Ваше мнение сами или позволяете себе находиться под посторонним влиянием ?
  • Научились ли Вы приходить в такое умонастроение, которое защищало бы Вас от обескураживающих влияний ?
  • Наполняет ли Ваша профессия душу верой и надеждой ?
  • Сознаете ли Вы, что обладаете духовной силой, достаточной для поддержания умонастроения свободным от всяких страхов ?
  • Настраивает ли религия Вашу душу на положительные мысли ?
  • Считаете ли Вы своим долгом разделить чужое беспокойство ?
  • Если да, то почему ?
  • Если Вы согласны с поговоркой «Два сапога — пара», то что Вы знаете о себе из наблюдения за Вашими друзьями ?
  • Видите ли Вы какую-либо связь между людьми, с которыми Вы общаетесь наиболее тесно, и любой из Ваших неприятностей ?
  • Возможно ли, что кто-то, кого Вы считаете другом, Является на самом деле Вашим злейшим врагом в силу отрицательного влияния, которое он на Вас оказывает ?
  • По каким критериям Вы определяете, кто Вам полезен, а кто вреден ?
  • Люди Вашего ближайшего окружения интеллектуально Выше или ниже Вас ?
  • Какое время каждый день Вы уделяете:
  •      а) работе;
  •      б) сну;
  •      в) развлечениям и отдыху;
  •      г) получению полезных знаний;
  •      д) ничегонеделанию ?
  • Кто из Ваших знакомых более всех Вас: а) вдохновляет; б) предостерегает; в) обескураживает ?
  • Что беспокоит Вас сильней всего ? Почему Вы это терпите ?
  • Когда кто-либо дает Вам бесплатный совет, что Вы делаете:
  • следуете совету бездумно или анализируете его возможные мотивы ?
  • Подумайте, чего Вы больше всего желаете. Хотите ли Вы реализовать Ваше
  • желание ? Согласны ли Вы подчинять все другие желания этому одному ?
  • Сколько раз в день Вы думаете о достижении Вашей цели ?
  • Часто ли Вы меняете мнение ? Если да, то почему ?
  • Завершаете ли Вы обычно начатое Вами дело ?
  • Сильное ли впечатление производят на Вас титулы, звания и богатство других людей ?
  • Важно ли для Вас то, что окружающие думают и говорят о вас ?
  • Угождаете ли Вы людям из-за их общественного или финансового положения ?
  • Кого Вы считаете величайшим из живущих людей ? В каких отношениях этот человек превосходит Вас ?
  • Сколько времени Вы посвятили изучению этих вопросов и ответов на них ?

(Для этого, как мне представляется, необходимо потратить по меньшей мере один день).

Если Вы честно ответили на все вопросы, то наверняка узнали о себе больше, чем подавляющее число людей. Изучите эти вопросы тщательным образом, возвращайтесь к списку раз в неделю в течение нескольких месяцев, и Вам останется только поражаться количеству дополнительных знаний огромной важности, которые Вы приобретете простым способом — искренними ответами.

Если Вы не уверены относительно ответов на некоторые вопросы, посоветуйтесь с теми, кто хорошо Вас знает (главное, чтобы у этих людей не было оснований льстить Вам), и посмотрите на себя их глазами. Уверяю Вас — это будет впечатляющий опыт!

С использованием материалов книги Наполеона Хилла «Думай и богатей»

Если статья понравилась и была полезна — делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления. 

Поддержка проекта http://xfresh.info/pomoshch-proektu Вы не обязаны:-). Просто могли бы:-). Будем искренне благодарны за материальную поддержку нашего проекта в любом размере:-). Спасибо.   

Эрик Берн. Транзактный анализ. Практическое применение.

Практическое применение транзактного анализа. Теория личности. Психологические игры. 6 форм общения. Причины фригидности, головной боли и многих других болезней. У какого врача лечиться? Кто такой человек без совести и лицемер. Как формируется характер садиста и алкоголика. Как и когда возникает жизненный сценарий? Что лежит в основе негативного сценария. Какой человек может считаться психологически здоровым и способен стать по-настоящему счастливым человеком. Какой тип личности может считаться стабильной.

 Отрывок из аудиокниги Михаила Ефимовича Литвака «Из ада в рай»

Полезные материалы:

Работа с подсознанием. Четыре шага к новой реальности.

Типы воспитания и жизненные сценарии.

Тема 3.6. Развитие взглядов на человека

Тема 3.6 Развитие взглядов на человека

Норматив по теме

  1. Науки, изучающие человека, их система.
  2. Развитие взглядов на человека в разные исторические эпохи и философские концепции человека
  3. Ценностное постижение человека. Самопознание.

Термины: аксиология, гелозоизм, гуманизм, атропоцентризм, ценность, самопознание.

Науки, изучающие человека, их система.

Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединяющую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или “метафизика”, гуманитарное знание и комплекс научных дисциплин, включающий биологию и социологию.

Гуманитарное знание (лат. Homo – люди, человек)    основано на дескриптивном (описательном) и аксиологическом (ценностном) способах получения информации о человеке, выраженной, как правило, в текстах и других знаковых системах. Сюда относятся религиозные, эстетические, художественные, этические и педагогические знания.

В современной науке традиционно сложилось “разделение труда” между естественными и социальными дисциплинами:

-первые занимаются изучением человека как биологического, природного существа,

-вторые — как общественного (социального).

Но существует область научного знания, в которой данное различие теряет смысл, уступая место комплексному взгляду на природу человека. Речь идет об антропологии, которая подразделяется на два крупных раздела — физическую (или биологическую) и социальную (или культурную) антропологию.

Развитие взглядов на человека в разные исторические эпохи  и философские концепции человека

Древняя Греция дала начало западно-европейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности.

В философии Древней Греции изначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, которые воспринимаются как абсолютный порядок и космос. Понятие космоса имело человеческий смысл, вместе с тем человек мыслился как часть космоса, как микрокосм, который является отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Такие взгляды на человека существовали у представителей милетской школы, которые стояли на позициях гилозоизма (представление о том, что вся материя является одушевлённой), т. е. отрицали границу между живым и неживым и полагали всеобщую одушевленность универсума.

В Средние века человек исследуется как часть мирового порядка, который установлен Богом, а представление о человеке, выраженное в христианстве, сводится к тому, что он — это «образ и подобие Бога». С социальной точки зрения в Средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка. Главная задача людей — приобщиться к Богу и обрести спасение в день Страшного суда.

В новое время философская антропология формируется под влиянием зарождающихся капиталистических отношений, научного знания и новой культуры, которая получила название гуманизм.

Философия эпохи Возрождения (Ренессанса) поставила человека на земную основу и на этой почве пыталась решить его проблемы. Она утверждала естественное стремление человека к добру, счастью и гармонии. Ей свойственны гуманизм и антропоцентризм. В философии этого периода Бог не отрицается полностью, но вся философия оказывается проникнута пафосом гуманизма, автономии человека, верой в его безграничные возможности.

Немецкая классическая философия ставит человека в центр философских исследований. Как составная часть чувственного мира явлений человек подчинен необходимости, а как носитель духовности он свободен. Но главная роль отводится немецкими мыслителями нравственной деятельности человека.

Ценностное постижение человека. Самопознание.

         Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

          Самопознание – процесс, когда человек оценивает самого себя, свои знания, возможности, как бы наблюдая за самим собой со стороны. Оно способствует самоопределению личности, выбору своей жизненной позиции, целей и средств самореализации. Самопознание способствует расширению границ собственных возможностей человека, постановке целей, адекватных индивидуальным особенностям.

Способы самопознания:

-самонаблюдение

-самоанализ

-сравнение

-самопринятие

            Сегодня часто говорят о рефлексии.  Рефлексия (от позднелат. reflexio «обращение назад») — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

            Задание.

  1. Эмоциональное отношение к собственному образу, к своим достоинствам и недостаткам,

к своим поступкам называется

1) поведением

2) самооценкой

3) самообладанием

4) самолюбием

 

  1. Способность анализировать свое внутреннее состояние называется

1) рефлексией

2) самостоятельностью

3) интуицией

4) интроспекцией

 

  1. Способность человека принимать решения и делать выводы без посторонней помощи

называется

1) рефлексией

2) самостоятельностью

3) интуицией

4) интроспекцией

 

  1. Что из перечисленного используется человеком при самопознании?

1) сравнение с другими

2) то, как человек воспринимается окружающими

3) рефлексия

4) все вышеперечисленное

 

  1. К «инструментам» самопознания относится(ятся)

1) ведение дневника

2) написание автобиографии

3) сновидения

4) все вышеперечисленное

 

  1. Человек, ориентированный на внутренний мир, на внутренние переживания

1) экстраверт

2) интроверт

3) софист

4) психоаналитик

 

  1. Человек, ориентированный на изучение внешнего мира, называется

1) экстравертом

2) интровертом

3) софистом

4) психоаналитиком

 

  1. Зрелая личность

1) обладает способностью к самопознанию

2) имеет четкое представление о своих сильных сторонах и слабостях

3) имеет положительное представление о самой себе

4) обладает всеми вышеперечисленными чертами

 

Ответы на вопросы ‘Обращение внимания человека на самого себя’

Само Со знач. обращенности к самому себе, в самого себя или направленности на самого себя 4 буквы
Себя Указывает на обращенность действия на самого производителя действия, заменяя по смыслу личные местоимения. 4 буквы
Индивидуализм Моральное, политическое и социальное мировоззрение, которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость и исповедует принцип «полагаться на самого себя». Индивидуализм противопоставляет себя идее и практике подавления личности, в особенности если это подавление производится обществом или государством 13 букв
Аффирмация Словесная установка, которую формулирует человек для самого себя в целях достижения определенного самоизменения; закладывается в подсознание путем частого произнесения вслух, в результате записи в дневнике 10 букв
Квадрат В математике: произведение числа на самого себя 7 букв
Степень В математике: число (или величина), получающееся повторным умножением другого числа (или величины) на самого себя 7 букв
Квадрат Произведение числа на самого себя 7 букв
Анкета Досье на самого себя 6 букв
Исповедь Донос на самого себя 8 букв
Досада Обида на самого себя 6 букв

Сознание и самосознание личности | iFREEstore

1

Тема 10. Сознание и самосознание личности

Найдите в психологическом словаре и запишите определение следующих понятий:

Сознание высший уровень психического отражения человеком действительности, ее представленность в виде обобщенных образов и понятий.

Самосознаниеэто изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности среди других людей и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.

Рефлексия — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

уровень притязаний это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным

Заполните предложенную таблицу

Психологическая структура сознания

(по В. П. Зинченко)

С о з н а н и е

Бытийно-деятельностный слой

Рефлексивно-созерцательный слой

Биодинамическая ткань действия

Чувственная ткань образа

Значеник

Смысл

Учащиеся обычно по-разному реагируют на неудачи в деятельности, направленной на достижение целей. Например, при решении задачи одни после первой неудачи пытаются решить ее во второй и третий раз, другие, наоборот, после первой же попытки оставляют эту задачу и хотят решать только более легкие.

Чем можно объяснить это различие в поведении учащихся? Как называется лежащая в его основе особенность личности? Назовите возможные пути изменения поведения последних учащихся.

Можно изучить состав группу на предмет наличия «лидеров» для выделения в ней его характеристики, как фасилитация(улучшение процесса деятельности за счёт одного, т.е. Терек будет играть лучше из-за К.Роналду) или ингибиция, когда он тормозит работу( дядя Вася в составе Реала). Это как способ улучшить, «навязать» паттерн поведения для его перевода в копинг-статегию или фиксации как особенности личности. А вопрос — это разница в уровне притязаний ( что я могу) и собственными возможностями, ввлевающимисчэя в итоге в 2 стратегии — достижение успеха, когда человек как слон рвётся к успеху и достигает и его, и избегание не удач — когда первостепенные степенная задача человека не лажануть , а не достигнуть результата. Это уже не теория социальной психологии, как в первом случае, а теория Анткинсона и Макклеланда.

Можно ли согласиться с утверждением, что процесс формирования воспитания человека есть процесс формирования его сознания?

Важным фактор в любом воспитании является наличие воспитателя , т.е. старшего или более опытного человека ( хоть соседа по комнате в интернате для детей), т.к. именно с них формируется свой индивидуальный стиль личности/деятельности, что говорит не только о наличие сознания, но и о наличие самосознания( я не просто копируют с Васи, а делаю как я, но похоже на Васю и Петю). Воспитание в данном случае надо рассматривать как процесс взаимодействия людей, а не два идеалистических понятия. Только в этом случае модно говорить об их взаимосвязи и продуктивном влияние одного на другое. При этом воспитание не должно понимается как процесс контакта «взрослый Фредерик» т.к. беспризорники так же получают своё «особенное» воспитание, и сознание, как ни удивительно, у них так же присутствует. Можно говорить о помощи в формирование самосознания, ибо само сознание, по ряду присуще и животным, а по другим -даже растениям, не беря во внимания теории раннего буддизма, где даже камень и река ими владели в полном понимании этого термина. Так что я пр длагаю рассматривать эти понятия во взаимосвязанном взаимодействии двух индивидов, важной чертой которых будет наличие самосознания ( т.е. старше 5-7 лет), влияющих друг на друга, в результате чего и будет формироваться воспитание. Т.к. воспитание есть продукт сознания, а не наоборот, без него не было бы кого воспитывать.В итоге, воспитание влияет на развитие, но не наличие, сознание, например, самосознания, в результате экзистенциального взаимодействия двух людей.

Вопросы для самоконтроля

Каковы основные характеристики сознания?

Что представляет собой структура сознания, согласно различным теориям?

Какова роль рефлексии в регуляции поведения человека?

Какие точки зрения на генезис самосознания существуют в психологической науке?

Как влияет самооценка и уровень притязаний личности на формирование самосознания?

Полное руководство по теории обучения Льва Выготского.

Имя Льва Выготского хорошо известно большинству учителей, его работа легла в основу современных научных исследований в области образования.

Что такое обучающие теории Выготского?

  • Зона ближайшего развития
    • Область понимания, выходящая за пределы того, что они знают, но способны учиться
  • Более осведомленные Другое
    • Лицо, проводящее обучение, родитель или учитель
  • Строительные леса
    • Структура, обеспечивающая понимание вокруг, которая удаляется по мере приобретения уверенности
  • Теория социального обучения
    • Процесс, с помощью которого студенты переходят от мыслей вслух к использованию внутренняя речь для обучения

Пол Стивенс-Фулбрук.

Кем был Лев Выготский?

Лев Выготский 1896-1934 Кем был Лев Выготский?

Влияние Льва Выготского в области психологии развития особенно необычно, учитывая его относительно короткую жизнь, оборванную туберкулезом в возрасте 37 лет.

Родился в 1896 году в еврейской семье среднего класса в дореволюционной России. Выготский с юных лет демонстрировал интеллектуальные способности. Его формальное образование включало домашнее обучение, посещение еврейской школы, а затем поступление в Московский университет по системе квот, которая гарантировала, что три процента принятых студентов были евреями.

Его интеллектуальные интересы в то время были самыми разнообразными, включая, помимо прочего, психологию. Однако в свои двадцать с небольшим он сосредоточил свою академическую работу на психологии, защитив в 1925 году диссертацию по психологии искусства (типично междисциплинарная тема для мыслителя с такими широкими и разнообразными интересами).

Он получил ученую степень заочно в связи с серьезным рецидивом туберкулеза, который чуть не унес его жизнь. Хотя он выздоровел после этого эпизода, болезнь унесла его жизнь менее десяти лет спустя, в 1934 году.

Чем известен Выготский?

Зона ближайшего развития (ZPD), более знающий другой (MKO), строительные леса и теория социального обучения. Все это описано в этой статье.

Ключевые понятия Выготского:

Зона ближайшего развития.

Зона ближайшего развития (ZPD) — это термин, обозначающий область знаний за пределами того, что человек в настоящее время имеет, но способен постичь. Чаще всего используется вместе с детьми, он описывает те концепции, которые ребенок способен усвоить и которые им доступны, но еще не достигнуты.

Если представить ZPD как зону, окружающую текущее понимание ребенка, нижний предел — это точка, в которой ребенок может обрести понимание своими собственными усилиями. Верхний диапазон зоны — это те концепции, которые ребенок способен понять, но которые недоступны, если другая сторона не вмешается, чтобы помочь ребенку обрести эти знания.

Ключевым ответвлением этой концепции является то, что обучение не основано исключительно на развитии когнитивных способностей ребенка до обучения.Скорее, сам процесс обучения способствует когнитивному развитию.

Что приводит нас к следующему:

Другие осведомленные.

Идея «Более знающего Другого» (MKO) работает рука об руку с концепцией ZPD. Этот человек, как предполагает сам термин, человек, который знает об изучаемой концепции больше, чем ребенок.

Самыми очевидными примерами таких людей являются родители и учителя, но они не ограничиваются этими группами, и им не обязательно быть взрослыми.Сверстники также могут быть MKO, если они лучше владеют концепцией, чем ребенок.

MKO служит средством, с помощью которого ребенок может изучать и понимать концепции, выходящие за рамки того, что они могли бы понять, если бы их оставили наедине с собой. Именно благодаря этому процессу когнитивное развитие происходит через обучение, а не через что-то, что должно происходить до процесса обучения. Достижение способности изучать концепцию и обучение может происходить одновременно, а не одно за другим.

MKO — это основной способ, с помощью которого ребенок может расширить свое понимание за пределы своих текущих способностей, предоставляя рекомендации и отзывы.

И ZPD, и MKO могут ретроспективно рассматриваться как метакогнитивные стратегии.

Выготские леса.

Часть ZPD «Строительные леса» включает мероприятия, предоставляемые MKO. Эти мероприятия поддерживают учащихся в прохождении ZPD.

Уровень поддержки постепенно снижается по мере того, как студент становится более компетентным и уверенным.Это известно как строительные леса, поскольку они аналогичны тому, как строительные леса удаляются из здания по мере завершения строительства.

В конечном итоге все строительные леса удаляются, и учащийся снова может выполнить задание самостоятельно.

Строительные леса по Выготскому также являются неотъемлемой частью Принципов обучения Rosenshine.

Теория социального обучения Выготского.

Выготский о языке и мысли.

Пожалуй, самые драматические и далеко идущие идеи Выготского были сосредоточены на роли отношения языка к мысли и сознанию.

Выготский чувствовал, что, хотя ребенок выучил внешний язык (то есть разговорный и, в конечном итоге, письменный) в молодом возрасте, это использование языка в конечном итоге было интернализовано и создало ментальный ландшафт самого сознания.

На ранних стадиях дети буквально «думают вслух», используя устную речь, чтобы понять концепции и рассуждать через них. Однако это все в большей степени становится внутренним процессом («внутренней речью»), в конечном итоге приводящим к когнитивным процессам, которые зависят от языка, но больше не похожи на внешний язык устных и письменных слов.

Тем не менее, как продукт лингвистического развития, мышление (включая сознание в его более узком смысле полного самосознания) в конечном итоге было создано обществом.

Выготский о личности и обществе.

Когда раскрыты последствия этих идей, легко увидеть, как Выготский пришел к такому взгляду на индивидуальные / социальные отношения.

Для Выготского индивид не был ни автономным агентом, перемещающимся по социальному миру, ни пучком воплощенных реакций на стимулы вокруг него, создаваемые через общество.Скорее, индивид и общество существуют во взаимодействующих отношениях, при этом одно влияет на другое.

Общество сильно повлияло на пути развития отдельных людей, что затруднило определение универсальных моделей развития. Однако индивид не был пассивным участником этого процесса, но мог (в большей или меньшей степени) влиять на социальную среду вокруг себя.

Кто повлиял на Выготского?

Барух Спиноза.

Глубочайшее философское наследие Выготского было унаследовано от Баруха Спинозы, голландского философа семнадцатого века.В частности, Выготский обратил внимание на интерес Спинозы к теме сознания и роли эмоций в мышлении.

Карл Маркс.

Выготский также находился под влиянием философии Карла Маркса, чей акцент на связи между материальным миром и человеческим мышлением оказал большое влияние на Выготского, особенно в начале его карьеры.

Вдобавок идеи Зигмунда Фрейда и Ивана Павлова подготовили почву для Выготского. Будучи современниками, эти два мыслителя были значительно старше Выготского.

Зигмунд Фрейд.

Акцент Фрейда на важности детского опыта в создании личности и роли эмоций в сознании предвосхитил сосредоточение Выготского на детском развитии и месте чувств в познании.

Иван Павлов.

Интерес Павлова к взаимодействию между внешними символами и внутренними состояниями души можно связать с представлениями Выготского о социальной роли языка в создании сознания.Что еще более важно, интерес Павлова к применению психологических идей к теории познания полностью совпадает с интересом Выготского.

Кто были современниками Выготского?

Короткая жизнь Выготского совпадала с жизнью таких известных психологов, как Фрейд, Павлов, Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Вольфганг Колер и Б.Ф. Скиннер, однако наиболее заметным современником Выготского был Жан Пиаже.

Пиаже vs Выготский.

Они не только принадлежали к одному поколению психологов и имели схожие интересы, но и их идеи предлагают четкое изучение контрастов.Хотя оба были заинтересованы в том, как развивается мышление у детей и как происходит обучение, они пришли к существенно разным выводам по ряду вопросов.

Пиаже уделял больше внимания взаимодействию сверстников как средству познавательного развития, чем Выготский. Как отмечалось выше, Выготский определенно считал, что взаимодействие между сверстниками может иметь решающее значение, но прежде всего в той степени, в которой они играли роль «более знающего Другого».

Эту роль чаще играли важные взрослые в жизни ребенка, такие как родители и учителя.

У них были разные представления о роли общества в формировании личности. Как мы видели, Выготский чувствовал, что общество играет ключевую роль в развитии и что природа этой роли различается от культуры к культуре. Однако Пиаже считал развитие более универсальным.

Хотя общество не могло не влиять на когнитивное развитие, оно шло по относительно стандартному пути независимо от социального окружения человека.

Следствием этого является то, что Пиаже сформулировал систематизированную серию шагов, через которые, по его мнению, проходит развитие, в то время как Выготский считал этот процесс слишком гибким и изменчивым, чтобы его можно было разбить на стандартные шаги, которые всегда следовали один за другим в предсказуемом порядке.

Возможно, наиболее важным было то, что теории Пиаже относительно мало говорили о роли языка в когнитивном развитии, в то время как для Выготского это было абсолютно центральным.

Наследие Выготского.

Влияние Выготского было довольно минимальным в течение первых нескольких десятилетий после его смерти. Его идеи расходились с советскими мыслителями, которые часто критиковали их. За пределами СССР было доступно несколько переводов с русского. Прежде всего, ранняя смерть Выготского оставила незавершенными многие важные аспекты его зрелой мысли.

Хотя его работы были известны за пределами его родины, Выготский не пользовался большим влиянием за пределами круга последователей в СССР.Тем не менее, постепенно его работы набирали популярность в конце 1970-х и 1980-х годах. В частности, его идеи повлияли на ряд мыслителей в отношении обучения в классе.

Однако здесь не обошлось без вопросов. Незавершенность более поздних работ Выготского привела к тому, что многие «выготскианские» концепции оказались в сомнительной связи с его реальными письменными работами, с либеральными — даже фантастическими — разработками его идей, подпадающими под лозунг «Выготских этюдов».

Однако, независимо от того, сформулировал или не сформулировал сам Выготский идеи, возникшие после его смерти и связанные с ним, его работа, безусловно, послужила катализатором для дальнейших размышлений в области развития и обучения детей.

https://www.amazon.co.uk/gp/product/B084QFP424/ref=as_li_qf_asin_il_tl?ie=UTF8&tag=teacherofsci-21&creative=6738&linkCode=as2&creativeASIN=B084c08&LinkCode=as2&creativeASIN=B084c1b08c08c08c08c08c08c08c08c08c08c08c08c8c8c08c8c08c8c8c8« Выготский, Пиаже и Блум. »Эта книга объясняет все на повседневном языке. Чтобы посмотреть версию в формате PDF, нажмите здесь.

Партнер.

Образовательные приложения работ Выготского.

Идеи Выготского в последние несколько десятилетий приобретают все большее значение в сфере образования.

Учитывая центральную роль «более знающего другого», концепции Выготского придают особое значение роли учителя как катализатора не только обучения, но и когнитивного развития.

Конкретным примером подхода Выготского к обучению является концепция «строительных лесов», в которой учащийся сначала изучает концепции и навыки, которые затем позволяют им достичь второго, более высокого уровня концепций, и так далее, пока, наконец, не овладеет общего навыка или идеи.

Именно через этот процесс учащийся продвигается через ZPD, изучая не только содержание, но и «как узнать» о содержании, что позволяет им достичь более высокого уровня понимания.

Еще одно конкретное приложение — использование однорангового обучения. Как уже отмечалось, «МКО» не обязательно должен быть взрослым учителем. Одноклассники, которые лучше владеют темой или обладают более развитыми навыками, могут выступать в качестве MKO, помогая одноклассникам достичь большего мастерства. В идеале одноранговое обучение включает группы, в которых каждый человек может быть «MKO» в отношении некоторого аспекта концепции или навыка, при этом каждый тем или иным образом способствует обучению своих сверстников.

Одним из ответвлений важности сверстников в развитии является значимость игры в классе, включая (но не ограничиваясь) образовательные игры.

Выготский предположил, что игра — это полезное занятие, не зависящее от каких-либо конкретных концепций, усвоенных в процессе. Внедрение игр — даже тех, которые созданы исключительно для развлечения и социального взаимодействия — уходит корнями в Выготского.

Наконец, центральное место изучения языка в классе по всем предметам, а не только по тем, которые обычно связаны с вербальными навыками, — это наследие Выготского.

Классные методы, которые просят учащихся описывать или объяснять свое мышление как средство не только для оценки понимания, но и для развития когнитивных навыков, которые будут важны в будущем обучении, основаны на предположениях Выготского.

Эта работа находится под международной лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0.

Вы нашли эту статью полезной?

Присоединяйтесь ко мне, и вы никогда не пропустите будущие статьи.

БОНУС: Дополнительные подарки в моем первом письме к вам!

Ура! Теперь проверьте свой почтовый ящик на наличие электронного письма с подтверждением.

Пользователи Gmail!

Возможно, вам потребуется проверить вкладку рекламных акций (перетащите электронное письмо на вкладку «Основная»).

.

Страница не найдена · GitHub Pages

Страница не найдена · GitHub Pages

Файл не найден

Сайт, настроенный по этому адресу, не
содержать запрошенный файл.

Если это ваш сайт, убедитесь, что регистр имени файла соответствует URL-адресу.
Для корневых URL (например, http://example.com/ ) вы должны предоставить
index.html файл.

Прочтите полную документацию
для получения дополнительной информации об использовании GitHub Pages .

.

Грамматика английского языка: сложные предметные упражнения

Упражнения и упражнения по грамматике английского языка для обучения Комплексный объект для изучающих английский язык. Некоторые упражнения включают ключи ответов.

Упражнение 1

Составьте как можно больше предложений, используя слова и группы слов из каждого столбца таблицы замен. Обратите внимание, что после глаголов « видеть, слышать, чувствовать, позволять, делать и т. Д.» инфинитив не имеет частицы «to».

1) с глаголом «видеть»

Ср
He
Все
см.
пила
им
каменщик
мой друг
мальчик
хозяйка
переехать в дачу.
кладка кирпичного дома.
вход в двухэтажный дом.
нарисовать небоскреб.
поговорите с ее квартирантом.
снести дом.

2) с глаголом «слышать»

I
We
He
Они
слышать (а)
слышал
мой друг
им
гость
хозяйка
наш учитель
позвоните в звонок.
хвалят мою двухкомнатную квартиру.
поговорим с хозяйкой.
приветствует своих гостей.
расскажи своему другу о доме отдыха.
читает пьесу.

3) с глаголом «чувствовать»

Пациент
I
He
чувствовал
войлок
медсестра
мать
старшая сестра
ее
его друг
перина
гладит подушку.
заправьте одеяло.
вытри спину банным полотенцем.
разгладил простыню.
положить подушку.
тонет под его весом.

4) с глаголом хотеть

Я
Она
Наша учительница
хотят (а)
хотел
ты
ему
наш дом
нас
эта работа
для опускания жалюзи.
, чтобы поднять жалюзи.
, чтобы расстелить ковер на полу.
лицом к парку.
для овладения английским языком.
предстоит сделать.

5) с глаголом «сделать»

I
Мать
марка (s)
сделал
ее сын
ему
нам
лечь спать.
выключить свет.
поливают цветы.
починить книжную полку.

5) с глаголом позволить

I
Она
Они
лэт
лэт
ее сын вкрутить новую лампочку.
открутить перегоревшую лампочку.
зажечь свечу.
подключить утюг.
уезжает в Лондон.

6) с глаголом «ожидать»

I
We
Mother
expect (s)
ожидается
вы проветрить комнату.
для приема гостей в комнате для сервировки.
ждать в соседней комнате.
, чтобы последовать ее совету;

6) с глаголом «должен понравиться» / «хотел бы»

I должен понравиться вы
ему
Джордж
, чтобы помочь мне.
, чтобы хорошо провести время.
, чтобы все устроить, когда я вернусь.

Упражнение 2

Преобразуйте сложные предложения в простые, используя сложные объекты.

Модель:
О: Квартира очень уютная.
B: Квартира очень уютная.

  1. Я считаю, что душ — это самое главное удобство.
  2. Я считаю, что у нас плохое водоснабжение.
  3. Я видел, что он нажал кнопку звонка.
  4. Я не ожидал, что они придут вовремя.
  5. Смотрел, как он разговаривал по телефону.
  6. Он слышал, что зазвонил телефон.
  7. Я видел, что он вынул ключ из замка.
  8. Она считала, что он украл ее деньги, чтобы заплатить свои долги.
  9. Он хочет, чтобы эта работа была сделана.
  10. Он хочет, чтобы эта работа была закончена к пятнице.

Клавиша ответа :

  1. Я считаю, что душ — самое главное удобство.

  2. Я считаю, что у нас плохое водоснабжение.
  3. Я видел, как он нажал кнопку звонка.
  4. Я не ожидал, что они придут вовремя.
  5. Я смотрел, как он разговаривает по телефону.
  6. Он услышал телефонный звонок.
  7. Я видел, как он вынул ключ из замка.
  8. Она считала, что он украл ее деньги, чтобы заплатить свои долги.
  9. Он хочет, чтобы эта работа была сделана.
  10. Он хочет, чтобы эта работа была закончена к пятнице.

Упражнение 3

Объедините следующие предложения, используя сложный объект или это предложение (обратите внимание на последовательность времен).

  1. Они не видели. Железнодорожная авария произошла недалеко от вокзала.
  2. Я слышал. Спорили о разных вкусах в искусстве.
  3. Понятно. Ваши вкусы сильно разнятся.
  4. Мы слышали. Он сделал отчет о своем новом открытии.

Клавиша ответа :

  1. Они не видели, чтобы железнодорожная авария произошла возле вокзала.
    — Они не заметили, что железнодорожная авария произошла возле вокзала.
  2. Я слышал, как они спорят о разных вкусах в искусстве. / Я слышал, как они спорили о разных вкусах в искусстве.- Я слышал, что они спорили о разных вкусах в искусстве.
  3. Я вижу, что ваши вкусы сильно различаются.
    — Я вижу, что у вас очень разные вкусы.
  4. Мы слышали, как он докладывал о своем новом открытии. / Мы слышали, как он докладывал о своем новом открытии. — Мы слышали, что он сделал отчет о своем новом открытии.

Упражнение 4

Попрактикуйтесь в использовании объекта Comlpex после make. Измените предложения в соответствии с образцом.

Модель:
A: Его мать посоветовала ему написать рассказ.
B: Его мать заставила его написать рассказ.

  1. Отец посоветовал ему бросить курить.
  2. Его брат посоветовал ему устроиться на новую работу.
  3. Учитель Марии посоветовал ей принять участие в конкурсе писателей.
  4. Родители посоветовали ей переехать в Чикаго.

Упражнение 5

Практикуйте предложения со сложным объектом после глагола «хочу».
Скажите, что вы (он, она, они и т. Д.) Хотите, чтобы кто-то сделал следующее.

Модель:
A: Я хочу познакомиться с мистером Лори.(ведущий)
B: Я хочу, чтобы ведущий представил меня мистеру Лори.

  1. Пациент хотел обследоваться. (врач)
  2. Мужчина хочет лечиться от ревматизма. (Доктор Хаус)
  3. Он хотел излечиться от болезни. (специалист)
  4. Обычно англичане не любят, когда им задают личные вопросы. (незнакомцы)

Ключ ответа:
1. Пациент хотел, чтобы врач осмотрел его.
2. Мужчина хочет, чтобы доктор Хаус вылечил его от ревматизма.3. Он хотел, чтобы специалист вылечил его от болезни.
4. Обычно англичане не любят, когда незнакомцы задают личные вопросы.

Упражнение 6

Объединяйте предложения, используя сложный предмет.

Модель:
A: Я его слышал. Он ответил на дверной звонок.
B: Я слышал, как он ответил на дверной звонок.

  1. Он видел ее. Она расплакалась.
  2. Я его не слышал. Он назвал меня по имени.
  3. Медсестра наблюдала за мальчиком. Мальчик плакал.
  4. Я пощупал его руку. Его рука дрожала.
  5. Мы видели мужчину. Мужчина распахнул дверь.

Ответ :
1. Он видел, как она расплакалась.
2. Я не слышал, чтобы он называл меня по имени.
3. Медсестра смотрела, как мальчик плачет.
4. Я почувствовал дрожь его руки.
5. Мы видели, как мужчина открыл дверь.

Упражнение 7

Практикуйтесь в использовании сложного объекта.

а. Скажите, что вы (он, она) хотели бы (должны), чтобы я (он, она…) делал.

Модель:
, чтобы назначить встречу для кого-то на понедельник
A: Я хочу, чтобы вы назначили для меня встречу на понедельник.

  1. хорошо провести время на вечеринке;
  2. , чтобы все устроить к тому времени, когда я вернусь;
  3. , чтобы показать им исторические памятники города;
  4. , чтобы вкратце рассказать мне новости.

б. Спросите друга, хочет ли он, чтобы вы сделали следующее. Работать в паре.

Модель:
для ухода за билетами
A: Вы хотите, чтобы я позаботился о билетах?
B: Да, пожалуйста.

  1. прийти и помочь с упаковкой;
  2. , чтобы проинформировать пресс-секретаря о государственном визите;
  3. , чтобы показать вам некоторые исторические места нашего города;
  4. для развлечения гостей;
  5. , чтобы выступить на итальянском языке.

c. Скажите, что вы хотите, чтобы что-то было сделано.

Модель:
для ответа на телефонный звонок
A: Я хочу, чтобы на телефонный звонок ответили

  1. для публикации исторических рукописей;
  2. , чтобы хорошо прожарить стейк;
  3. для правильного выполнения работы;
  4. забыть этот инцидент;
  5. , чтобы вкратце рассказать историю.

d. Спросите друга, слышал ли он или видел следующее. Работать в паре.

Модель:
Председатель — для объявления
A: Вы слышали, как Председатель делал объявление?
B: Да, конечно.(Нет, извините, я этого не сделал.)

  1. они (рассказать) об автокатастрофе;
  2. этих цветов (выращивать) в вашей стране;
  3. он (исполняет) роль Ричарда III;
  4. Джордж (вынимает) бумаги из портфеля.

Упражнение 8

Прочтите отрывок из стихотворения, указывая на сложные предметы. Выучите отрывок наизусть.

Ветер

(Р. Л. Стивенсон)

Я видел, как вы подбрасываете воздушных змеев на высоту
И летят по небу птицам.
И я слышал, что вы проходите
Как женские юбки по траве.
О, ветер, дует целый день,
О ветер, который так громко поет песню!
Я видел разные твои поступки.
Но всегда ты сам прятался.
Я чувствовал, что вы нажимаете , я слышал, что вы звоните ,
Я вообще не мог видеть себя.
О ветер, дующий весь день!
О ветер, который так громко поет песню!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *