Категория педагогики: ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение. Педагогика: конспект лекций

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение. Педагогика: конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 13. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение

Педагогическими категориями в науке принято называть педагогические понятия, которые выражают научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся:

1) образование;

2) воспитание;

3) обучение.

Образование является:

1) результатом обучения, усвоения систематизированных знаний, умений и способов мышления;

2) необходимым условием подготовки человека к определенному труду, к определенному виду деятельности.

Образованным нельзя назвать человека, который владеет только определенным объемом систематизированных знаний, так как образованный человек должен еще и логически осмысливать изученное, творчески применяя полученные знания на практике.

Суть образования достаточно глубоко подчеркивается в древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается». Начитанность, энциклопедическую осведомленность нельзя отождествлять с образованностью, так же, как наличие или отсутствие диплома о высшем образовании не всегда является свидетельством образованного или необразованного человека.

Объем полученных знаний и уровень самостоятельного мышления делит образование следующим образом:

1) начальное;

2) среднее;

3) высшее.

По характеру и направленности образование можно разделить на:

1) общее;

2) профессиональное;

3) политехническое.

Воспитание обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.

В широком социальном смысле воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы). Утраченные звенья культуры очень тяжело восстановить.

В узком социальном понимании воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

В современном обществе существует целый комплекс воспитательных институтов:

1) семья;

2) друзья;

3) учебные заведения;

4) средства массовой информации;

5) литература;

6) искусство;

7) органы правопорядка и др.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учеников и учителей, благодаря которому обучаемый усваивает знания, умения, приобретает разнообразные навыки. В результате обучения у человека формируются определенное мировоззрение и мышление, развиваются умственные силы, потенциальные способности и возможности.

Основу обучения составляют:

1) знания;

2) умения;

3) навыки.

Знания отражают объективную действительность в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они суммируют накопленный человечеством опыт.

Благодаря умениям человек может сознательно и целенаправленно воплощать теоретические знания в практическую деятельность, опираясь при этом на жизненный опыт и приобретенные навыки.

Навыки являются компонентами практической деятельности. Они проявляются при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства благодаря многократным упражнениям.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Основные категории педагогики — Студопедия

Педагогика как любая наука имеет свой категориальный и понятийный аппарат, который определяется в частности её предметом. Понятие – это «форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств» (Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Минск: Скакун, 1998. – 896 с.). Соответственно в педагогике понятие – это форма научного знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений и которая выражается в виде законов, правил, выводов и других теоретических обобщений (И.Ф. Харламов). Понятия в педагогике определяют явления и компоненты педагогического процесса.

Категория – это общее, фундаментальное понятие, выражающее наиболее существенные свойства, связи, отношения того или иного явления реальной действительности. Определить понятие — значит выделить его основные общие и специфические существенные признаки. Понятия (их много) и категории (их немного) педагогики выражаются в терминах. (Термин – слово, точно определяющее понятие). Научная терминология отличается точностью, однозначностью, краткостью, определенностью, системностью. Не вся педагогическая терминология обладает этими свойствами. Поэтому она постоянно пополняется, обновляется, уточняется, совершенствуется.

Большинство современных ученых-педагогов склонны называть в качестве основных категорий педагогики следующие: развитие, образование, воспитание, обучение личности. К основным понятиям педагогики также относят педагогический процесс, социализация личности, формирование личности, педагогическое общение и др. Педагогика оперирует и такими понятиями, как индивид, личность, индивидуальность, субъект воспитания и т.д.



Определим названные категории

Развитие как универсальное, непрерывное, закономерное свойство природы присуще и человеку. Это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание; групповая деятельность, общение и т.п.) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, т.е. задатки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное стихийное влияние среды) факторов.


Таким образом, развитие происходит как в результате саморазвития, так и в результате внешнего влияния на личность. Коротко, развитие – это общий процесс становления человека в физическом, психическом, интеллектуальном, духовном плане. Соответственно говорят о физическом, психическом, интеллектуальном, духовном развитии.

Термин формирование применяется в педагогике в двух смыслах. С одной стороны, формирование – процесс становления личности в результате влияния наследственности, среды, образования и собственной активности личности. С другой стороны, формирование – это некий этап относительной завершенности процесса развития. Например, этап ранней юности. Путь развития, в процессе которого происходит формирование, называют периодом. Иначе говоря, период – это время, которое необходимо для наступления очередного, более высокого этапа (стадии) развития человека. Например, говорят о развитии ребенка в период дошкольного детства, в период младшего школьного возраста и т.д.

Развитие человека под воздействием социальной среды происходит в результате социализации. Под социализацией понимают процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта. Иначе говоря, это усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности или группе и воспроизводство им этого социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека социальных факторов окружающей среды, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий. В последнем случае речь идет о воспитании.

Воспитание организуется обществом с целью создания благоприятных условий для развития личности. Это процесс целенаправленный и контролируемый. Дать определение такой категории, как воспитание, сложно. Это категория не только педагогики, но других антропологических наук. Основная трудность заключается в том, что под воспитанием понимают и социальное явление, и явление общечеловеческой культуры, и педагогический процесс, и воспитательную деятельность.

В широком социальном значении: воспитание – это объективно-закономерное, социокультурное явление, протекающее на макросоциальном уровне. В этом широком смысле воспитание призвано обеспечить передачу опыта, накопленного человечеством в различных видах жизнедеятельности, от старших поколений младшим. Именно о воспитании в широком смысле говорят, когда анализируют историю педагогической теории и практики, идеалы и цели воспитания, присущие конкретному обществу, народу, общественным движениям.

Вместе с тем, воспитание – это педагогический процесс, протекающий на микросоциальном уровне (под воздействием семьи, учебной или другой детской группы и т.п.). Иначе говоря, это процесс формирования личности в условиях специально организованной педагогической системы, которая обеспечивает взаимодействие воспитателей и воспитуемых. На этом уровне уже конкретизированы субъекты воспитания, направления воспитания, в общем виде определены технологии воспитания и т.п.

На межличностном уровне – воспитание – это педагогическое взаимодействие двух личностей (педагога и воспитанника, двух воспитанников, ребенка и одного из родителей и т.п.). На этом уровне цели и задачи воспитания предельно индивидуализированы, а потому диагностичны; на их основе конструируется предельно конкретная педагогическая технология. На личностном уровне воспитание есть самовоспитание, самосовершенствование личности.

В узком педагогическом значении под воспитанием понимают специальную воспитательную деятельность, имеющую целью формирование личности в целом, ее отдельных качеств, свойств, отношений и т.п.

С учетом вышесказанного, дадим общее описательное определение воспитания как категории педагогики.

Воспитание – это процесс целенаправленного, специально организованного взаимодействия старших и младших поколений по передаче, усвоению и воспроизводству социального опыта и общечеловеческой культуры.

Целенаправленное, специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение целей и задач образования, в педагогике называют педагогическим процессом. Следовательно, воспитание — педагогический процесс. С категорией воспитания тесно связана еще одна категория воспитания – обучение.

Обучение – это специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности. Из этого определения следует, что обучение – также педагогический процесс. Вообще, понятие педагогический процесс исполняет роль центрального, стержневого понятия, оно выражает сущность предмета педагогики, которым, как мы уже знаем, выступает образование.

Образование – многозначная категория. Первоначально под образованием понимали передачу важнейших жизненно необходимых сведений и навыков. В современной трактовке им определяется и сфера социокультурной практики, и специально организуемый процесс, и его результат, и отраслевая система. Иначе говоря, образование – это процесс и результат воспитания, обучения, развития личности.

Данный термин употребляется в трех смыслах:

— образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания), т.е. усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и себе;

— образование как результат обучения и воспитания, т.е. достигнутый уровень в усвоении знаний, умения, навыков, опыта деятельности и отношений;

— образование как система – совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

Один из смыслов понятия «образование» заключается в строительстве самим человеком своего образа «Я». Самообразование – получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели, задачи, содержание, средства, методы, формы и результаты этой деятельности. Самообразование выступает формой активного бытия человека в культуре.

Другие не менее важные понятия педагогики определим в соответствующих темах

Проблема взаимосвязи основных категорий и понятий педагогики в истории педагогики решалась по-разному. Ранее понятие «воспитание» включало в себя понятия «обучение» и «образование». Иногда отождествляли понятия «воспитание» и «образование». Как следует из определений, которые приведены выше, взаимосвязь категорий педагогики можно представить в виде последовательности, в которой каждая последующая составляющая включает предыдущую, так: развитие (саморазвитие) – воспитание и обучение – образование как педагогический процесс – социализация.

Статья по педагогике «Основные категории педагогики».

Основные категории педагогики.

Педагогика (др.-греч. παιδαγωγική — искусство воспитания, от παῖς — ребёнок и ἄγω — веду) — наука о воспитании, обучении и образовании человека. Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Главной задачей педагогики, как науки, является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому, педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция — познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыден­ными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается по­вседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педаго­гический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагоги­ческие категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

Педагогика, как любая наука, имеет свой категориальный и понятийный аппарат, который определяется ее предметом. Соответственно в педагогике понятие это форма знания, в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений. Понятия в педагогике определяют явления и компоненты педагогического процесса.

Категория, применительно к педагогике, – это общее, фундаментальное понятие, которое выражает существенные свойства, отношения и связи того или иного явления из реальной действительности. В период становления педагогики, как науки, были определены три фундамен­тальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обуче­ние», «образование». «Воспитание», как всеобщая категория. исторически включала в себя «обуче­ние» и «образование». На протяжении прошедших столетий понятие воспитания изменялось и корректировалось. Ранее под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание». В то же время в современной педагогике дается более четкое определение : воспитание это целенаправленный, организованный процесс формирования личности. Понятие «Воспитание» в педагогике может употребляться как в узком, так и в широком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

Воспитание служит базисом для более широких категорий, смысл которых выходит за пределы педагогики. Понятия «воспитания» может рассматриваться:

1. В широком социальном смысле воспитание определяется как передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, способы мышления, этические, правовые, нравственные нормы.

2.В узком социальном смысле под воспитанием можно понимать направленное воздействие со стороны общественных институтов на человека с целью формирования у него определенных взглядов и убеждений, нравственных ценностей.

3. В широком педагогическом смысле воспитание воспринимается как процесс и результат всех оказанных влияний на человека.

4. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понима­ют передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1. Передает опыт, накопленный человечеством;

2. Вводит в мир культуры;

3. Стимулирует к самовоспитанию;

4. Помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сло­жившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1. Овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2. Работает над собой;

3. Обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Воспитание, как педагогическое явление, изучается педагогикой и включает ряд понятий. В них находит отражение постоянно изменяющаяся и развивающаяся практика воспитания, поэтому содержание педагогических понятий развивается. Обучение — это процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

  1. Преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2. Руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3. Создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышле­ния).

В свою очередь ученик:

1. Учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные зада­ния с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2. Пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3. Проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание» направ­лено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

В наиболее общем значении, обучение — это работа над собой с целью приобретений знаний. Иногда обучением называют приобретение опыта. Обучение происходит постоянно и в любых условиях. Для ускорения этого процесса изобретены учебные заведения, в которых обучения поручается специально подготовленным людям — педагогам. В «школьном» понимании обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им нужную направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же надо признать, что в любом воспитании всегда содержится элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем.

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых обществом для развития человека. К социально сформированной образовательной системе относятся учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Здесь осуществляются передача и использование опыта поколений согласно целям, программам и структурам с помощью подготовленных педагогов.

Образование — основное педагогическое понятие, также объективно отражающее явления социальной жизни. Это процесс и результат усвоения человеком общественно необходимой системы знаний, а также умений и навыков, обобщенных в науках о природе, обществе и человеческом мышлении. Образование обеспечивает определенный уровень развития познавательных потребностей и способностей человека, его подготовку к тому или иному виду практической деятельности. Результатом образования является формирование мировоззрения.

Образование понимается как:

1. Ценность развивающегося человека и общества;

2. Процесс обучения и воспитания человека;

3. Как результат последнего;

4. Как система.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учрежде­ний выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.Образование — это и процесс, и результат усвоения человеком опыта, накопленного обществом в ходе исторического развития. Цели образования заключаются во внесении желательных изменений в опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни) учеников. Таким образом, в образовании объединяются обучение и воспитание, обеспечивающие готовность личности к выполнению социальной и профессиональной роли.

Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное). Это изменение которое представляет собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему, в конечном итоге происходит постепенное накопление количественных изменений приводящее к наступлению качественных изменений. Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.

Развитие связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот. Развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития выделяя в нем физическую, психическую, духовную, социальную и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

Развитие личности происходит, в том числе и в виде саморазвития, активного, последовательного, прогрессивного и необратимого изменения психологического статуса личности на основе потребности в самосовершенствовании.

Личность человека формируется по мере его развития, то есть в процессе общения с другими людьми и обогащения опытом предыдущих поколений, по мере освоения выполняемых им ролей.

Социализация базируется на выдвигаемых различными социальными группами идеалах, иногда существенно противоречащих друг другу.

В рамках социализации решаются задачи:  
1. Формирования социально приемлемых для общества установок в отношении других людей, семьи, народа, государства (социальные ценности, моральные, этические и правовые нормы) и сдерживания задатков, несовместимых с социальным идеалом;
2. Выработки позиции (мировоззренческой, социальной, политической) по отношению к многочисленным сообществам и социальным группам.

В рамках индивидуализации решаются задачи:
1. Формирования благоприятного для самого человека способностей, позволяющих ему реализовать себя в жизни;
2. Гармонизации человека, развития как единого целого тела, души и духа.

Результаты и эффективность воспитания в современном обществе определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений.

Педагогическим про­цессом называется развивающееся взаимодействие воспитате­лей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состоя­ния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс — это процесс, в котором со­циальный опыт переплавляется в качества личности. В педаго­гической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования педагогов по­казали, что это понятие суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличи­тельных черт — целостности и общности. Обеспечение един­ства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического про­цесса. В остальном же термины «учебно-воспитательный про­цесс» и «педагогический процесс» и обозначаемые ими поня­тия тождественны.

Педагогический процесс в школе является соединением разных процессов. К таким процессам можно отнести процессы обучения, воспитания и развития. Сущность педагогического процесса заключается в передаче социального опыта старшими и использовании его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на реализацию потребностей современного общества во всесторонне и гармонично развитой личности. У каждого процесса должна присутствовать цель. В системе педагогического процесса цель занимает важно место. Цель это то, к чему нужно стремиться, что нужно осуществить. Для правильного понимания цели педагогического процесса нужна ее классификация. Обычно ее делят на общую, конкретную и промежуточную.

Оhello_html_0.gifбщая цель – это цель, осуществляемая в любом учебном заведении, любым организатором педагогического процесса. Конкретная цель отвечает на определенный, конкретно поставленный вопрос. Промежуточные цели – это цели отдельных “мероприятий”. Они, как правило, ориентированы на промежуточный результат. Таким образом, цель педагогического процесса – сложное образование.

Организация педагогического процесса осуществляется педагогами на основе специально разработанных программ обучения и воспитания. Результатом воспитания в условиях педагогического процесса, в условиях семьи и под влиянием жизни человека в обществе является формирование личности.  Системный подход позволяет рассматривать педагогический процесс как систему, которая «представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Сущностную характеристику педагогического процесса составляет педагогическое взаимодействие. Оно, в отличие от других видов взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем понятие «педагогическая деятельность». Оно подразумевает активность двух важнейших компонентов педагогического процесса — педагогов и воспитанников, что позволяет считать их субъектами этого процесса, влияющими на его ход и результаты.

Педагогическое взаимодействие можно разделить на несколько видов, а следовательно и отношений.

  1. Педагогические — отношения между воспитателями и воспитанниками

  2. Взаимные — отношения со взрослыми, сверстниками, младшими

  3. Предметные – отношения воспитанников с предметами материальной культуры

  4. Отношение к самому себе.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны — педагогическое воздействие и ответное действие воспитанника. Воздействия могут быть разные по типу, характеру, содержанию и формам предъявления. Столь же сложны и многообразные могут быть и ответные действия воспитанников.

Педагогическое взаимодействие неразрывно связано с педагогической задачей. Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

Педагогическая задача есть результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У воспитанника как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в ходе решения педагогической задачи в результате должен измениться уровень знания, умения или качества личности.

Каждый человек неповторим, поэтому шаблонов решения педагогической задачи не существует. Необходимо применять различные способы перевода человека от одного состояния к другому.

Педагогические задачи можно разделить на два класса:

1. Задачи по обучению человека.

2 Задачи по воспитанию человека.

Педагогика представляет собой совокупность знаний. Воспитание, обучение, образование и развитие являются основными категориями педагогики. Процесс обучение делиться на два основных элемента : учение и преподавание и призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающие функции, которые не могут существовать раздельно. К педагогическим категориям можно также отнести и такие достаточно общие понятия как формирование и социализация личности, педагогический процесс и др. Процесс обучения относится к сложным, многофакторным социальным процессам и требует к себе постоянного пристального внимания.

К педагогическим категориям в некоторых случаях можно отнести и такие достаточно общие понятия, как самовоспитание, саморазвитие, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие и социальное формирование.

Основные категории педагогики — Студопедия

Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыден­ными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается по­вседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педаго­гический опыт и знания в обобщенной форме. К последним относятся: педагоги­ческие категории и понятия, закономерности, методы и принципы организации обучения и воспитания.

В период становления педагогикикак науки были определены три фундамен­тальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обуче­ние», «образование».

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обуче­ние» и «образование».

В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понима­ют передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сло­жившегося положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе.

Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обуче­нием. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззре­ние человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устрем­ления.



Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с рос­том научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматри­ваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и зада­чи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, осо­бенностям общественно-исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической доктрине государства. В миро­вой практике известны такие системы воспитания, как «спартанская», «система рыцарского воспитания», «домострой», «воспитание джентльмена», «система кол­лективных творческих дел».


Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает — целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;

3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышле­ния).

В свою очередь ученик:

1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные зада­ния с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник, Internet), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение—воспитание» направ­лено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик человека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы: развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

Третья категория педагогики — «образование» — понимается как:

1) ценность развивающегося человека и общества;

2) процесс обучения и воспитания человека;

3) как результат последнего;

4) как система.

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учрежде­ний выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

На протяжении веков оформлялись разные воспитательные и образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы-гимназии, школы-интернаты, лицеи, колледжи, институты, университеты, академии, дома молодежи, дворцы творчества, центры развития, комнаты школьника.

Как соотносятся три главные категории педагогики?

По данному вопросу существуют различные точки зрения, что характерно для объективного процесса развития любой науки. Примером могут послужить тео­рии происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнеч­ной системы.

В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Вос­питание» выступало в качестве всеобщей категории, включавшей в себя «обуче­ние» и «образование». С данных позиций «воспитывать» означало выращивать и обучать ребенка правилам поведения, давать ему образование.

Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то оно является лишь частным случаем «обучения».

Порой имеют место попытки отождествить «воспитание» и «образование».

В Законе «Об образовании» последнее трактуется как всеобщая категория. Эта категория определяется как «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства».

Внимательное рассмотрение различных точек зрения ученых и практиков по­зволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, взаимодействия, системности.

Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом организованную деятельность, результатом которой является развитие человека.

Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия вос­питателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие элементы — цель, средства, результат, объекты и субъекты процесса.

Если же воспитанник начинает ставить перед собой воспитательные цели и реализовывать их, то он одновременно является субъектом и объектом процесса воспитания. Данный процесс называют самовоспитанием. По аналогии выделя­ют и самообразование человека. Если процесс образова­ния объединяет в себе обучение и учение, то в случае са­мообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек самостоятельно преобразует себя — свои знания умения и навыки.

Педагогика представ­ляет собой науку о сущности, закономер­ностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Объединяющим началом воспитания, обучения и обра­зования стал педагогический процесс. Педагогический процесс организуется и исследуется наукой в рамках кон­кретной педагогической системы. В настоящее время рас­ширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относят­ся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятель­ность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили извест­ность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С, Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.

Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, бази­рующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направ­лений исследования предмета.

Какое место занимает педагогика в человекознании?

Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эсте­тика. Этика дает представление о путях нравственного формирования человека. Эстетика раскрывает принципы ценностного отношения к миру.

Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социо­логических исследований в конкретные задачи воспитания. Эти задачи совместно разрешают социальные институты — семья, образовательные и культурные уч­реждения, общественные, политические и государственные организации.

Педагогика связана с экономикой, решая проблемы экономики образования и организации экономического образования современного человека.

Взаимосвязь педагогики и психологии является уже традиционной. Результа­ты психологических исследований, воплотившиеся в законы психического развития человека, позволяют педагогам организовывать процессы обучения и воспи­тания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, лич­ности и индивидуальности.

Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

1) творческое освоение научных идеи синергетического подхода к воспитанию, кибернетической идеи управления динамическими системами, деятельностного отношения к развитию личности;

2) применение методов других наук — математического моделирования и про­ектирования, анкетирования и социологического опроса;

3) использование результатов исследований, полученных различными науками:

данные физиологии о работоспособности в разные возрастные периоды жизни человека, его основные психологические новообразования в процессе разви­тия;

4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитар­ных наук для решения общих проблем — перехода к систематическому обуче­нию детей с 6 лет, организации обучения параллельно с лечением или профи­лактикой заболевания;

5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений о сущности педагогических явлений: диверсифи­кация образования, педагогическая квалиметрия и моделирование.

Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естествен­ными и гуманитарными науками. Однако влияние философии, психологии и ант­ропологии остается доминирующим. Именно последние определяют основные пути развития педагогической науки.

В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, законо­мерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Резюме

Во-первых, педагогика ¾ это наука о педагогическом процессе, обеспечивающем развитие человека в рамках конкретной педагогической системы.

Во-вторых, основными категориями педагогике являются ”воспитание” ,” обучение” , “образование”.

В-третьих, педагогика ¾ развивающаяся наука и соответственно совокупность разных ее отраслей представляет собой открытую систему.

В-четвертых, педагогика в системе человекознания представляет собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы.

В-пятых, педагогика как наука имеет свой предмет и взаимосвязана с областями знания ¾ философией, психологией, физиологией, социологией.

В-шестых, взаимозависимость педагогической теории и практики объективно соответствует основному назначению этой отрасли человекознания. А именно внедрять в практику такие варианты организации обучения и воспитания, кото­рые оптимально обеспечивают развитие и становление человека как индивида, личности, субъекта и индивидуальности. При этом следует учитывать временные, социально-экономические и культурно-исторические факторы жизни и деятель­ности человека.

В-седьмых, педагогика как наука выполняет три основные функции: теоре­тическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).

Для того чтобы профессионально обучать и воспитывать, надо знать педагоги­ку как науку. Но одно лишь знание не всегда обеспечивает умение эффективно решать педагогические задачи. Для успеха в деле обучения и воспитания, прояв­ления педагогического мастерства, необходимо органическое соединение научно-педагогических знаний с постоянным личным творчеством человека, выполняю­щего педагогическую миссию.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите предмет педагогики как науки.

2. Дайте характеристику основным этапам развития педагогической науки.

3. Какие функции выполняет педагогическая наука?

4. Какие виды педагогического знания существуют?

5. Назовите основные категории педагогической науки и дайте им общую характерис­тику.

6. Как соотносятся основные педагогические категории?

7. Как связана педагогика с другими науками?

8. Какое место занимает педагогика в системе человекознания?

Основные категории профессиональной педагогики | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Библиографическое описание:

Основные категории профессиональной педагогики / М. Б. Ребезов, Л. С. Прохасько, Т. В. Курмакаева [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2220/ (дата обращения: 14.08.2020).



Педагогика представляет науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Педагогика может быть представлена или классифицирована на несколько отраслей, которые с одной стороны объединены основными целями и выполняемыми задачами, с другой стороны каждая отрасль педагогики по-своему уникальна и специфична [1]. На рисунке 1 схематично показаны отрасли педагогики. В данную классификацию включены как отрасли педагогики такие научные дисциплины, как: философия, психология и социология, которые чуть ниже рассматриваются также в контексте связи педагогики с другими науками.

Рис. 1. Отрасли педагогики

Педагогическая деятельность,как вид профессиональной деятельности, базируется на основных категориях. Таким образом, педагогические категории представляют собой систему понятий, характеризующих педагогическую науку. На рисунке 2 представлены основные педагогические категории.

Рис. 2. Основные категории педагогики

Все вышеприведенные педагогические категории лежат в основе развития личности, благодаря чему формируется такое личностное качество, как готовность к жизнедеятельности.

Система профессионального образованиявключает в себя совокупность профессиональных образовательных программ и стандартов, профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм собственности, органов управления профессиональным образованием [2].

Профессиональная педагогика базируется на вышеприведенных педагогических категориях как основных нормативных положениях, которые включают педагогические закономерности и характеризуют наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач, служат одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения её эффективности. Вместе с тем профессионально-педагогическая деятельность включает в себя два компонента — психолого-педагогический и производственно-технологический и именно с точки зрения этих аспектов следует рассматривать профессиональную педагогику и учитывать её специфические категории, то есть профессиональная педагогика как отрасль научных знаний имеет свою систему категорий [3], которые представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Категории профессиональной педагогики

Система образования представляет собой важнейший социальный институт, средство социальной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям, то есть образование — общественное явление и специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни на всех этапах развития общества и профессиональное образование необходимо рассматривать как важнейшую составляющую развития экономики страны и средство удовлетворения потребностей индивида и общества [4]. Формирование профессиональных компетенции — это результат умелого применения разных методов обучения в сочетании с конкретной ситуацией. Разработка технических инноваций [6–12] позволяет облегчить поиск решения задачи по сравнению, с так называемым, методом «проб и ошибок», которым обычно пользуется человек.

Любая система, в том числе и образовательная, одновременно функционирует и развивается. Функционирование заключается в некоторой стабильности, устойчивости, позволяющей системе оставаться целостной. Это функционирование системы возможно в рамках определенных категорий. Профессиональная педагогика как область научного знания базируется на системе категорий, которые носят как общепедагогический характер и присущи всем сферам педагогической науки, так и на специфических категориях профессиональной педагогики. Профессиональная педагогика связана с такими науками как философия, психология, физиология, социология, с техническими и экономическими науками и т. д. Научный фундамент профессиональной педагогики составляют общая педагогика, общая, возрастная и педагогическая психология, психология труда. Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Органичными связями педагогика связана с психологией. Своеобразным мостом между профессиональной педагогикой и другими отраслями научного знания служат категории как основные, фундаментальные в данной науке понятия [5].

Литература:

  1. Петров Ю. Н. Научная школа «Непрерывное инженерно-педагогическое образование». — Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. 112 с.
  2. Пономарев Н. Л., Смирнов Б. Н. Образовательные инновации: Государственная политика и управление: учеб. пособие. М.: ИЦ Академия, 2010. 45 с.

3. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. С.Пб.: Питер. 624 с.

  1. Голованова Н. Ф. Педагогика. М.: ИЦ Академия, 2012. 240 с.
  2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. Брянск: Изд-во БГУ, 2003. 174 с.
  3. Канарейкина С. Г., Ребезов М. Б., Нургазезова А. Н., Касымов С. К. Методологические основы разработки новых видов молочных продуктов. Алматы, 2015
  4. Прохасько Л. С., Ребезов М. Б., Асенова Б. К. Современные проблемы науки и техники в пищевой промышленности. Алматы, 2015.
  5. Третьяк Л. Н., Ребезов М. Б., Кизатова М. Ж. Методологические основы обеспечения качества пива и пивных напитков.Алматы, 2016.
  6. Зинина О. В., Кизатова М. Ж., Ребезов М. Б., Третьяк Л. Н., Набиева Ж. С. Инновационное планирование научных разработок в пищевой промышленности. Алматы, 2016.
  7. Амирханов К. Ж., Асенова Б. К., Смольникова Ф. Х., Ребезов М. Б., Нургазезова А. Н. и др. Технология сухих зерновых продуктов и пищеконцентратов. Алматы, 2016.
  8. Топурия Г. М., Топурия Л. Ю., Корелин В. П., Ребезов М. Б. Интенсификация производства мяса уток. Оренбург, 2016.
  9. Догарева Н. Г., Лоретц О. Г., Ребезов М. Б., Горелик О. В., Смольникова Ф. Х. Технологии сыров: учебное пособие. Екатеринбург, 2016.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная педагогика, отрасль педагогики, педагогическая наука, категория, научное знание, профессиональное образование, система категорий, наука.

Похожие статьи

Образование как предмет педагогической науки

Педагогика это предмет самосознания, который может научить человека подняться по лестнице до небес. Но для этого нужно уйма времени и труда, можно сказать процесс. Раз образование процесс специальный, должны быть люди…

Основные категории педагогики — развитие, воспитание…

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Образование — процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.

Методы профессионального обучения | Статья в журнале…

Методика профессионального обучения как отрасль педагогических знаний и предмет изучения сформировалась и развивается на основе глубокого

Общность объектов познания методики и педагогики указывает на единую природу методических и педагогических знаний.

Наука в профессии педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Статья посвящена влиянию науки на профессиональную деятельность педагога. Также раскрыт вопрос о взаимосвязи педагогической и научной деятельности. В статье имеются выдержки из федерального стандарта об образовании.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом…

Профессиональнопедагогическое образование должно строиться с учетом требований российского общества.

производственная практика, профессиональная деятельность, практическое обучение, компетенция, студент, система, знание, учебная практика…

Педагогика как наука на пути новых исследовательских задач…

Ключевые слова: наука, педагогика, педагог, учитель, научная деятельность. Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.

Специфика моделирования структуры изучения курса «Введение…»

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

I. …………… — это отрасль научного знания, фасилитирующая поиск и нахождение оптимальных условий воспитания, обучения, образования, развития, социализации, адаптации, самоопределения…

Анализ категории «профессионализм» специалиста…

знание, профессиональнопедагогическая компетентность, умение, профессиональная

Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в

Система профессиональнопедагогического образования в России начала складываться в 20-е годы…

Статья на тему: Воспитание – основная категория педагогики

                 

                       Воспитание – основная категория педагогики

Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества — воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.

Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью/

Таким образом, можно сказать, что воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

«Воспитание» — важнейшее понятие, носящее характер категории. В педагогике можно встретить понятие «воспитание», употребляемое в нескольких значениях: в широком социальном смысле, когда речь идет о воспитательном воздействии на человека всего общественного строя и окружающей человека

действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении), охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.

Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы. Выделение отдельных более частных видов воспитания, которые требуют использования особых организационных форм и методов работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но всегда с учетом целостного воздействия всех факторов воспитания на личность учащегося.

В становлении личности человека большую роль играет самовоспитание, под которым понимается осознанная и целеустремленная работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения. Педагогика оперирует и целым рядом других понятий (например, знание, умение, навык, прием, средство, метод и т. д.), которые будут раскрыты при рассмотрении соответствующих педагогических явлений.

Воспитание обусловлено потребностями общества и непосредственно связано с трудом. Оно меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности,  взаимоотношений людей в процессе труда. Существует закономерная связь между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества.

Эта закономерная связь проявляется в том, что характер воспитания всегда соответствует уровню развития производительных сил и производственным отношениям, свойственным каждой общественно-исторической формации.

Истории известны пять общественно-экономических формаций. На основе дошедших до нас археологических данных уже в первобытном обществе мы можем выделить такие формы воспитания, как уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовления предметов одежды, строительства жилища, которое осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, самого труда, обеспечивающего существование людей.

Велик вклад в развитие педагогической теории, внесенный прогрессивными педагогами и просветителями дореволюционной России. История отечественной педагогики с гордостью называет имена основоположников революционно-демократической педагогика В. Г. Белинского и А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В их работах и высказываниях впервые в истории развития педагогической мысли задачи осуществления идеалов воспитания связывались с необходимостью революционного преобразования обще-ства.

Вопросами педагогической теории и организацией практического обуче-ния и воспитания много занимался Л. Н. Толстой, который создавал школы для крестьянских детей, сам написал ряд учебников для школьников, в том числе знаменитую «Азбуку» и учебник арифметики. В своих педагогических искани-ях Л. Н. Толстой стремился выразить протест против формализма и казенщины царской школы, призывал развивать творческие способности детей, учил ува-жать личность каждого ребенка. Много сделал для развития русской школы и педагогики известный русский хирург и либеральный общественный деятель Н. И. Пирогов, выступавший с резкой критикой сословной школы и стоявший за необходимость внесения коренных изменений в общий подход к воспитанию.

Особенно велик вклад в развитие отечественной педагогической мысли Константина Дмитриевича Ушинского, который по своим политическим взглядам был близок к народникам, а в философии — к материализму, хотя в пони-мании педагогических явлений не до конца стоял на материалистических позициях. Его педагогические взгляды изложены в труде «Человек как предмет воспитания». Им создан и ряд учебников, в числе которых известные «Родное слово» и «Детский мир», по которым училось не одно поколение детей.

В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы И.П. Иванова, А.С. Макаренко, М. Монтессори, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова.

Понятийный аппарат педагогики, как и любой другой развивающейся науки, естественно, претерпевает постоянные изменения: появляются новые понятия и вместе с тем уточняются, углубляются уже имеющиеся. В силу этого в педагогической литературе можно встретить различные определения одних и тех же педагогических категорий и понятий, что часто зависит от аспекта их рассмотрения, а также расстановки авторами определенных акцентов. Воспитание – социальное целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Категория «воспитание» – одна из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Следовательно, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

– определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

– мировоззрения;

– поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Виды воспитания:

– умственное;

– нравственное;

– физическое;

– трудовое;

– эстетическое и т. д.

Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обуче-ние и образование. В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложного положения.

В свою очередь воспитанник:

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления. Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития.

Основные категории и понятия педагогики.

В
понятиях, которыми пользуется каждая
наука,
отражаются
накопленные знания. Все научные понятия
делятся
на две основные группы: философские и
частно-научные,
т.е. специфические для данной науки.
Кроме
того,
стало возможным выделение особой группы
понятий — общенаучных. Педагогика
пользуется понятыми,
принадлежащими
всем этим группам.

Философские
категории в педагогике.

Слова, принадлежащие философии, отражают
наиболее общие черты и связи, стороны
и свойства действительности, помогают
понять и
отобразить
закономерности и тенденции развития
самой педагогики
и
той части действительности, которую
она изучает. Нельзя рассуждать об объекте
педагогики, не пользуясь словом
«социализация», или — о теории, обходясь
без
понятий
«сущность» и «явление», «общее» и
«единичное». К числу таких категорий
относятся также: «противоречие», «причина
и следствие», «возможность и
действительность», «качество и
количество», «бытие», «сознание»,
«практика» и др.

Общенаучные
понятия

Известно,
что развитие науки характеризуется
взаимосвязанными процессами дифференциации
и интеграции научного знания. Процесс
сближения наук применение комплексного
подхода вызвали появление понятий,
общих
для многих частных наук, но отличающихся
от философских категорий.
Широко применяются такие понятия и в
педагогике, одна из функций которой —
интегративная, предполагающая объединение
усилий разных научных дисциплин в
научном обосновании
практики. Вряд ли можно в наше время,
проводя фундаментальное педагогическое
исследование, обойтись без таких
общенаучных
понятий, как
«система», «структура», «функция»,
«элемент», «оптимальность», — «состояние»,
«организация», «формализация», «модель»,
«гипотеза»,
«уровень» и др.

Осмысление
общенаучных понятий
применительно
к нашей научной дисциплине приводит
к обогащению собственно педагогической
терминологии
такими словосочетаниями: «педагогическая
деятельность», «педагогическая
действительность», «педагогическая
система», «образовательный процесс»,
«педагогическое взаимодействие».

Понятие
«педагогическая
деятельность»,

не сводится только к работе учителя.
Такая деятельность, понимаемая как
подсистема деятельности в общем,
социальном смысле, в одном ряду с
деятельностью производственной,
политической, экономической и т.д., сама
состоит из подсистем, в своей совокупности
реализующих функцию приобщения
человеческих существ к участию в жизни
общества. Различаются следующие виды
деятельности, составляющие систему
педагогической деятельности в ее
целостности:

работа
педагогов-практиков; они в непосредственном
общении передают тем, кого обучают и
воспитывают, культурное достояние
человечества, развивают их способности,
содействуют становлению личности;

административная
деятельность, организующая образовательный
процесс; ею занято множество руководителей,
организаторов образования;

научно-исследовательская
деятельность, которой заняты работники
научно-образовательных учреждений:
научно-исследовательских институтов
педагогики и ка­федр педагогики вузов;
она одновременно является частью той
общественной сферы, где производится
научное знание, то есть частью науки
как общественного института;

передача
результатов педагогической науки
практике; сюда относится работа учреждений
повышения квалификации и дополнительного
образования, вообще всех, кто оказывает
учителям методическую помощь.

«Педагогическая
система»,

довольно
часто употребляющегося в педагогической
литературе. Такая система получает
конкретное наполнение в зависимости
от того, каков се состав, то есть конкретное
содержание ее элементов: система
организационных форм или методов,
элементов содержания образования,
методическая система, воспитательная
система и т.д. Главное требование к
создателю или
исследователю такой системы — умение
охарактеризовать ее с позиций системного
подхода, четко обозначить состав,
структуру и функции.

«Образовательный
процесс
».
Процесс
это смена состояний системы, следовательно,
образовательный процесс — смена
состояний системы образования как
деятельности. Поэтому
педагогическая (образовательная)
деятельность и педагогический процесс
— не одно и то же. Педагогический процесс
это деятельность в ее динамике, в
движении. Лишь остановив его в мысленном
представлении, мы можем спокойно
проанализировать те или иные участки
педагогической деятельности.

«Педагогическое
взаимодействие
»,
обозначает
самую существенную специфическую черту
практической педагогической деятельности
– ее двусторонний характер. Этим
свойством характеризуется
все
то,
что
связано в педагогике с
целеполаганием и руководством.
Как
в любой молекуле воды содержатся атомы
двух
веществ,
водорода и кислорода, так и в любом
элементе педагогической деятельности,
ее «молекуле», присутствуют две стороны:
учитель и ученик, воспитатель и
воспитанник.
Если одного из них убрать из педагогического
процесса — распадется сам процесс,
прекратится педагогическая деятельность.

Но
ученик или воспитанник не просто
присутствует в педагогическом процессе.
Это — живой человек, и он, как и учитель,
является действующим лицом. Если сказать
точнее
— взаимодействующим,
поскольку
он активно отзывается на действия
педагога, а тот строит дальнейшую роботу
с учетом отклика ученика на эти действия.
Иногда образно говорят (конечно, с
известной долей преувеличение),
что научить ничему нельзя, можно только
самому научиться. Этим подчеркивается
активный характер участия второй стороны
в образовательном процессе и наличие
в этом процессе не параллельных действий,
а именно, взаимодействия его участников.

Наконец,
в педагогических исследованиях можно
выделить и понятия,
заимствованные у смежных наук:
психологии
(«восприятие»,
«усвоение», «умственное развитие»,
«запоминание»,
«умения», «навыки»), кибернетики
(«обратная связь», «динамическая
система»).

В
отличие от таких наук, как математика,
физика или логика, педагогика пользуется
в основном общеупотребительными словами.
Но, попадая в обиход науки, слова
естественного языка должны приобретать
неотъемлемое качество научного термина
— однозначность, позволяющую
достичь
единого понимания их всеми учеными
данной
отрасли.
Когда слово общеупотребительной лексики
становится научным термином, оно несет
на себе отпечаток огромного научного
труда. Поэтому нельзя понимать справедливый
протест против искусственно культивируемой
иногда
«наукообразности» в изложении как
призыв к отказу
от
научной терминологии.

Основными категориями
педагогики являются: образование,
воспитание и обучение.

Для анализа основных
категорий педагогики воспользуемся
подходом предложенным группой ученых
( ),сущность которого заключается в
выделении трех уровней анализа
педагогических понятий и категорий.

Первый уровень –
это так называемый социетарный
уровень, уровень функционирования
общества в целом. На этом уровне различать
основные педагогические категории не
имеет смысла, и воспитание, и образование,
отражают особую функцию общества,
присущей ему на любой стадии развития
и заключающуюся в трансляции от поколения
к поколению вырабатываемой обществом
социальной культуры (социального опыта).

О различении
категорий: образование, воспитание и
обучение имеет смысл говорить на
институциональном
(втором) уровне, на котором рассмотрение
этих категорий ограничивается рамками
социальных образовательных институтов
(школа, семья, ВУЗ и т.д.), где и происходит
трансляция от поколения к поколению
вырабатываемой обществом социальной
культуры (социального опыта).

На этом уровне
образование
– это процесс и результат усвоения
определенного социального опыта в том
или ином образовательном институте.
Недаром говорится о дошкольном, начальном,
среднем, высшем, гуманитарном, техническом
и т.д. образовании.

Воспитание и
обучение
на
этом уровне являются различными формами
передачи

для данного образовательного института
социального
опыта.

Традиционно
считается, что обучение происходит на
учебных занятиях, а воспитание – во
внеучебное время. Но это не всегда так.
Рассмотрим сущностное различение этих
категорий.

Известный
отечественный психолог С.Л.Рубинштейн
указывал на то, что основу формирования
личности представляют два психических
процесса – это отражение и отношение.
Отражение
лежит в основе обучения
,
поскольку, как утверждает философ,
педагог Л.П.Буева «запоминается, хранится
и передается путем обучения не сама
опредмеченная деятельность и формы
отношений, а их идеальная модель, схема,
общие принципы, нормы, фиксированные в
общественном сознании и его формах».
Действительно, даже величайшее, например,
литературное произведение – это модель
отношений, созданная его автором. Поэтому
обучение
только подготавливает учащихся к жизни.
А приобщает
учащихся к жизни воспитание, включая
их в реальные отношения, соответствующие
возрасту учащихся.

Из чего следует
вывод о том, что воспитывать можно и в
учебное время, если организовать
включение учащихся в реальные отношения,
соответствующие их возрасту. И наоборот,
не любая внеучебная деятельность
воспитывающая.

Рассмотрим различие
и взаимосвязь понятий воспитание,
развитие и формирование. Эти понятия
очень близки по содержанию и на бытовом
уровне, на бытовом языке они практически
не различимы.

Сходства между
этими понятиями заключается в том, что
во всех случаях личность в результате
этих процессов переходит из одного
состояния к другому качественно новому,
приобретает какие-то новые качества и
свойства.

Развитие – это
необратимое, направленное изменение
материи и сознания, их универсальное
свойство. В ходе развития возникает
новое качественное состояние объекта
– его состояния и структуры.
(Энциклопедический словарь)

Итогом развития
личности является качественное изменение
ее состояний. К числу основных факторов
развития личности относятся: социально
– экономические условия,
воспитание
,
преобразующая деятельность человека,
микросреда, наследственность,
географическая среда. Решающая и ведущая
роль в развитии личности принадлежит
воспитанию. (Педагогический словарь)

Собственно развитие
происходит за счет усвоения личностью
социального опыта, а воспитание – это
форма передачи этого опыта от поколении
к поколению. Этим и определяется
взаимосвязь развития и воспитания.

В ходе формирования
также как и в ходе развития происходит
приобретение личностью новых свойств
и новых качеств. Но формировать – значит
придавать чему-либо определенную форму,
законченность. Следовательно, формирование
не любой процесс, а только такой, который
по своей направленности носит финальный
характер, устремлен к к осуществлению
определенного целостного облика. Если
результат формирования достигнут,
формирование заверено, развитие же на
этом не прекращается.

Различие понятий
воспитание от развития и формирования
заключается в том, что воспитание всегда
целенаправленно на заданный идеал
личности, и оно не может быть со знаком
« — ». Воспитание либо есть, либо его нет.

Развитие и
формирование может носить стихийный
характер, а, следовательно может быть
отрицательным.

Страница не найдена — Оксфордский словарь английского языка

Информационный бюллетень Oxford Languages

Независимо от того, являетесь ли вы ученым, разработчиком или просто поклонником слов, предоставьте свои данные ниже, чтобы получать новости OED и обновления, наиболее важные для вас.

Страна проживания * AfghanistanAlbaniaAlgeriaAndorraAngolaAntigua и BarbudaArgentinaArmeniaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBhutanBoliviaBosnia и HerzegovinaBotswanaBrazilBruneiBulgariaBurkina FasoBurmaBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCanadaCentral Африканский RepublicChadChileChinaColombiaComorosCosta RicaCôte d’IvoireCroatiaCubaCyprusCzechiaDemocratic Республика CongoDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEswatiniEthiopiaFijiFinlandFranceGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGreeceGrenadaGuatemalaGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHoly SeeHondurasHungaryIcelandIndiaIndonesiaIranIraqIrelandIsraelItalyJamaicaJapanJordanKazakhstanKenyaKiribatiKosovoKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMauritaniaMauritiusMexicoMicronesiaMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMoroccoMozambiqueNamibiaNauruNepalNeth erlandsNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNorth KoreaNorth MacedoniaNorwayOmanPakistanPalauPanamaPapua Новый GuineaParaguayPeruPhilippinesPolandPortugalQatarRepublic из CongoRomaniaRussiaRwandaSaint Киттс и NevisSaint LuciaSaint Винсент и GrenadinesSamoaSan MarinoSão Tomé и PríncipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth KoreaSouth SudanSpainSri LankaSudanSurinameSwedenSwitzerlandSyriaTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTongaTrinidad и TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTuvaluUgandaUkraineUnited арабских EmiratesUnited KingdomUnited StatesUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaVietnamYemenZambiaZimbabwe

Я также хотел бы подписаться на услугу «Word of the Day» OED (
сообщений электронной почты ежедневно, отдельно от информационного бюллетеня OED).

Я также хочу получать рассылку по электронной почте от Oxford University
Press в отношении других наших продуктов и услуг.

.

Википедия бахаса Индонезия, энсиклопедия бебас

Сеоранг гуру седанг мемпрактиккан ильму дан сени далам мемотиваси песерта дидик.

Педагоги адалах илму атау сени далам менджади соранг гуру. Istilah ini merujuk pada Strategi pembelajaran atau gaya pembelajaran. [1]

Педагоги джуга каданг-каданг меруджук пада пенггунаан ян тепат дари стратегии менгаджар. Sehubungan dengan Strategi mengajar itu, filosofi mengajar diterapkan дан dipengaruhi oleh latar belakang pengetahuan дан pengalamannya, situasi pribadi, lingkungan, serta tujuan pembelajaran yang dirumuska did oikan pemba doikan.Салах сату contohnya адалах Алиран пемикиран Сократ. [2]

Ката «педагоги» берасал дари Бахаса Юнани куно παιδαγωγέω (payagōgeō; дари παίς país : anak dan άγω ági : мембимбинг; secara literal berarti «мембимбинг анакавиганьяс pendidikan anak tuannya, termasuk di dalamnya mengantarnya ke sekolah (διδασκαλείον) атау tempat latihan (γυμνάσιον), mengasuhnya, danmbawakan perbekalannya (seperti alat musiknya). [3]

Kata yang berhubungan dengan pedagogi, yaitu pendidikan, [4] sekarang digunakan untuk merujuk pada keseluruhan konteks pembelajaran, Belajar, dan berbagang dengan dengan tegiatan.

Малкольм Ноулз mengungkapkan istilah lain yang mirip dengan pedagogi yaitu andragogi, yang merujuk pada ilmu dan seni mendidik orang dewasa.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.