Исторические типы мировоззрение: 3. Исторические типы мировоззрения

3. Исторические типы мировоззрения

47

ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА
№ 1: ФИЛОСОФИЯ
КАК
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ
ФЕНОМЕН.

ПЛАН:

  1. Статус и роль
    философии в современной культуре.

  2. Понятие мировоззрения,
    его структура.

  3. Исторические типы
    мировоззрения.

  4. Предмет, методы
    и функции философии.

  1. Статус и роль
    философии в современной культуре.

Первым,
кто назвал себя философом, был Пифагор.
Он не считал себя «софистом» (мудрецом),
а лишь человеком, любящим мудрость и
испытывающим влечение к ней. Поскольку
мудростью могли обладать лишь боги, то
уделом философа провозглашалась любовь
к мудрости.

Сам
термин «философия» в переводе с
древнегреческого означает «любовь к
мудрости (Phileo
– люблю и Sophia
– мудрость).

Объяснение
и закреплние в европейской культуре
слова «философия» связано с именем
Платона (427 – 347 гг. до н. э.) Философы –
это, по его мнению, люди которые открывают
тайны природы и человеческой жизни,
учат действовать и жить в согласии с
природой и требованиями самой жизни.
Итак, философия является особым видом
знания – это «софийное», мудрое знание
и поучения на его основе. Это не просто
абстрактная теория, но и практическая
мораль.

Основой философии
является мировоззрение.

В
мировоззрении выделяют
два уровня
:
рационально-теоретический
и жизненно-практический.
Философия
представляет собой рационально-теоретическую
форму мировоззрения
,
которую следует отличать от, так
называемой, жизненной
философии, здравого смысла
,
соотносимого с жизненно практическим
уровнем.

Философия
– та форма духовной культуры, в которой
взгляды человека на мир и место нем
представлены в виде теорий, понятий
умозаключений.

  1. Понятие
    мировоззрения, его структура и функции

В
систему человеческих знаний термин
«мировззрение» был введен немецким
философом И. Кантом. В наипростейшем
понимании
Мировоззрение

– совокупность взглядов человека на
мир и смысл жизни. Это система взглядов,
идей и убеждений человека о мире и своем
месте в нем. Мировоззрение – способ
духовно-практического освоения мира
человеком в его теоретическом и
практическом отношении к действительности.

В
структуре
мировоззрения

можно выделить следующие основные
компоненты: знания;
ценности; убеждения, идеалы, верования,
чувства, эмоции, жизненные нормы.

Знания
как основной компонент в структуре
мировоззрения задают обобщенную модель
мира и место в нем человека.

Ценности
– Это
положительное или отрицательное
отношение к явлениям окружающего мира,
которое основывается на потребностях
и интересах людей, культуре определенного
социума.

Идеалы
– Это мировоззренческая форма
целенаправленного отображения
действительности, мысленный образец
совершенства, норма к которой следует
стремиться как к конечной цели

Эмоционально-чувственные
компоненты определяют личностно-субъективный
фон восприятия человеком окружающей
мира и своего места в нем.

Основные
функции мировоззрения
:


миропонимания, – мировосприятия, –
мироотношения.

Миропонимание
– картина мира. Оно может строится на
уровне обыденного сознания или на
теоретическом уровне.

Мировосприятие
– это эмоциональные предпочтения,
верования, специфические психологические
представления человека о мире и своем
месте в нем.

Мироотношение
– Это совокупность ценностных установок
человека, его убеждений, определяющих
позицию жизненным важным вопросам, его
готовность к определенному типу действий
и способам достижения целей.

Есть
три типа
мировоззрения
:
обыденное,
– религиозное, – и философское
.

Обыденное
мировоззрение –

порождается непосредственно условиями
жизни и передающимися из поколения в
поколение опытом людей.

Религиозное
мировоззрение

– дает неадекватную картину мира,
связано с признанием сверхъестественного
мирового начала и выражается преимущественно
в эмоционально-образной форме.

В
философском
мировоззрении

– теоретически обобщаются опыт духовного
и практического освоения мира.

В
исторической типологии мировоззрений
выделяют следующие типы мировоззрений:
мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое
мировоззрение – исторически первый
тип мировоззрения. В основе мифологии
лежит миф – выдуманный рассказ, плод
народной фантазии. Миф обычно совмещает
в себе рассказ о прошлом и объяснение
настоящего или будущего. Человек перенес
на объекты природы свои личные свойства,
приписывая им жизнь, человеческие
чувства. Мифы утверждали принятую в
данном обществе систему ценностей,
поддерживали определенные нормы
поведения.

Религиозное
мировоззрение
.
Религия –
мировоззрение и мироощущение, а также
соответствующее поведение и специфические
действия (культ), которые основываются
на вере в существование богов, «священного»,
т.е. такого начала которое находится за
чертой «естественного», недоступно
пониманию человека. Главный признак
религии – вера в сверхъестественное.
Если в мифологические персонажи живут
в реальном мире (на горе Олимп) , то в
религии сверхестественный мир недоступен
органам чувств, а поэтому в объекты
этого мира следует верить.

Философское
мировоззрение
.
Философское мировоззрение отличается
от религиозного тем, что оно основано
на знании, а не на вере; логично, опирается
на четкие понятия и категории. В нем
представления о мире и человеке
обосновываются рациональными средствами
с использованием теоретических понятий,
логических и гносеологических критериев.
В отличие от искусства и мифологии,
философия стремится прежде всего не к
чувствам, а к разуму; в отличие от религии
– опирается не на догматы и веру, а
системно и доказательно обосновывает
свои положения с использованием
рациональных аргументов и логических
доказательств.

Все исторические
типы мировоззрения объединяет общая
направленость – дать картину мира,
включая человека с его отношением к
окружающей реальности, и выяснить смысл
человеческого бытия.

Философия
как мировоззрение прошла три этапа
развития :

космоцентризм –
когда весь мир объяснялся через влияние
и могущество внешних сил – космоса;

теоцентризм –
объяснение всего сущего через господство
сверхъестественной силы – Бога;

антропоцентризм
– философское мировоззрение, основной
проблемой которого была судьба человека.

  1. Предмет, методы
    и функции философии.

Философия
это
тип рационального и критического
мировоззрения, в котором изучаются,
оцениваются и обосновываются наиболее
общие взаимоотношения человека с миром
и с самим собой.
.

Объектом
изучения философии является бытие в
целом. Предмет
философии

составляют наиболее общие законы,
принципы, способы и формы бытия, отношение
человека к окружающему миру и самому
себе. Философия – это тип научного
мышления о мироздании, материальном и
духовном и других проявления бытия.

Философия
– это наука о наиболее общих закономерностях
развитиях природы, общества и мышления
.
Эти
закономерности и являются предметом
философии. Предметом философии
являются
всеобщие связи в системе «человек –
мир». Философия – это рационально-теоретическое
осмысление этих связей.

Философия
исследует : 1) природу и сущность мира;
2) природу, сущность и назначение
человека; систему «Человек – мир» в
целом и состояние в котором она находится.
Если научное знание является точным.
однозначным, и поэтому общепринятым
для всех людей, то философское знание
является полифоничным, плюралистичным.
Это означает, что на одни и те же вопросы
в различных философских школах даются
разные неодинаковые ответы, которые
имеют равнозначное значение. Иначе
говоря в философии не существует
однозначных и общепринятых положений.
Именно поэтому философия является
особым видом знания – это «софийное»,
знание, понимаемое как мудрость. Наука
отвечает на вопрос «почему», а философия
– на вопрос6 «для чего, с какой целью»

В
ходе развития философии представления
о предмете менялись. Каждая эпоха давала
ответ на этот вопрос. Для греческого
мыслителя Сократа философия была
искусством самопознания.
Ученик Сократа Платон считал философию
познанием
истинно существующего бытия
,
т.е. мир идей, который он противопоставлял
миру материи. Философия по мысли Платона,
является размышлением, готовящим
человека к смерти. Аристотель считал
философию наукой,
изучающей первопричины вещей, и называл
ее госпожой наук
.
В средние века философия выступала
служанкой богословия и выполняла функцию
дополнительного инструмента в богословских
спорах. С точки зрения немецкого философа
И. Канта философия должна стать учением
о последних целях человеческого разума
.
Марксизм определяет философию, как
науку о
всеобщих законах природы, общества и
мышления
.
Экзистенциализм понимает философию
как размышление
о человеческом существовании
.
Философские системы всегда несут
отпечаток времени.

Философские
проблемы сфокусированы на человеке.
Философию не интересует мир сам по себе,
а только мир в контексте человеческой
жизнедеятельности. Наиболее точно и
кратко круг философских проблем очертил
И. Кант, сведя их к четырем вопросам:

Что я могу знать?
Что я должен делать? На что я смею
надеяться?

Эти три вопроса
объединяются в четвертом: Что такое
человек?

В
процессе развития философии сформировались
такие философские дисциплины как:
онтология – учение о бытии; гносеология
– теория познания; логика – наука о
формах правильного (т.е. доказательного)
мышления; философия истории – раздел
связанный с интерпретацией исторического
процесса; этика – учение о морали,
нравственности; эстетика – наука о
прекрасном, философия искусства.

Методы
философии.
В
общем смысле метод
определяется как система практических
или мыслительных приемов и правил,
следование которым ведет к достижению
желаемого результата.

Основным
методом философского познания является
теоретическое мышление, опирающееся
на совокупный опыт человека, на достижение
всех наук и культуры в целом.
Основными
методами с помощью которых осуществляется
философское знание, являются:

Диалектика
– метод философского исследования,
согласно которому мир находится в
процессе изменения и развития. Вещи
рассматриваются критически. последовательно
с учетом их внутренних противоречий,
изменений, развития.

Метафизика
– метод противоположный диалектике –
объекты рассматриваются обособленно,
статично, однозначно. В этом методе
абсолютизируется постоянство мира,
остаются в тени источники его развития.

Функции
философии
.
Основными функциями философии являются:

Мировозренческая
функция

способствует формированию целостности
картины мира, представлений об его
устройстве, месте человека в нем.

Методологическая
функция

абстрактно- теоретическое объяснение
мира, общие методы познания и освоения
действительности человеком.

Гносеологическая
функция

регламентирует механизм познания –
правильное и достовернон познание
окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая
функция

учит мыслить и теоретизировать, создавать
логические схемы, обобщать действительность.

Критическая
функция

проповедуемый всеми философами со
времен античной философии принцип –
подвергать все сомнению.

Аксиологическая
функция

оценка исследуемого объекта с точки
зрения различных ценностей (социальных
нравственных, и т.п.)

Социальная
функция

объясняет социальное бытие и способствует
его материальному и духовному изменению.

Воспитательно-гуманитарная
функция

прививает человеку и обществу
гуманистические цели и идеалы, укрепляет
мораль, помогает найти смысл жизни.

Прогностическая
функция

основана на способности философских
знаний прогнозировать развития, материи,
сознания, человека, природы и общества.

Список рекомендуемой
литературы

  1. Философия под.ред.
    Я. С. Яскевич – Мн., 2006.

  2. История философии
    под ред. С. П. Кулика. – Мн., 2007.

  3. Философия под
    ред. Ю.А. Харина – Мн., 2006.

  4. Берков В. Ф.
    Философия и методология науки – Мн.,
    2004.

  5. Мартынов М.Г.,
    Кравченко Л. Г. Философия. – Мн., 2007.

  6. Яскевич Я. С.
    Философия в вопросах и ответах. – Мн.,
    2003.

  7. Философский
    энциклопедический словарь. –
    М.,1989

  8. Чуешов
    В. И. Введение в современную философию
    – Мн., 1997.

. ТЕМА № 2:
Эволюция
философской мысли в истории культуры.

ПЛАН:

  1. Философия
    Древней Индии и Древнего Китая.

  2. Античная философия.

  3. Философия
    средневековья и эпохи Возрождения.

  4. Европейская
    философия Нового времени.

  5. Неклассическая
    философия в контексте европейской
    культуры ХХ века.

  6. Русская философия.

  7. Белорусская
    философская и общественно-политическая
    мысль 1Х-ХХв.

Мировоззрение и его исторические типы. — Студопедия

Мировоззрение появляется в глубокой древности, его показатель – членораздельная речь. Мировоззрение – сложное образование в духовном мире человека, опираясь на принципы которого, человек ориентируется в мире, формирует свое поведение, определяет цели своей деятельности.

Мировоззрение имеет структуру. В его основе – представление о смысле человеческого существования.

Уровни мировоззрения:

-мироощущение (самый примитивный)

-мировосприятие (ясные, логические представления)

-миропонимание (умозаключения о системе мира)

Мировоззрение всегда связано с уровнем самосознания, самопознания и самовоспитания.

Виды мировоззрения:

-обыденное

-концептуальное

Исторические типы мировоззрения:

1) обыденное (житейское)

− Носители — вселюди.

− Положения передаются через воспитание и образование и строятся на здравом смысле и житейской логике.

− Цель — адаптироваться в окружающем мире.

2) мифологическое (эпоха палеолита)

− Человек не выделяет себя из природного мира, что приводит к антропоморфизации природного мира.

− Время не делится на прошлое, настоящее и будущее. Существует только сакральное (священное) и профанное (вечное настоящее)

− Все воззрения человека на мир определяют общественное устройство, индивидуальное бытие и выражаются во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

− В современном мире мифология сохраняет свое значение, проявляясь на бытовом уровне, в идеологических системах и в искусстве.



3) религиозное (эпоха верхнего палеолита)

− Структурированиемира

− Развитиеабстрактногомышления

− Формированиеспециальногоязыка

− Наличие священного писания, в котором четко зафиксирована истина

− Сосредоточение внимания на бытии человека (мир и человек не одно целое)

− Человек осознает, что он может познавать и преобразовывать, он осознает, что он слабее физически

− Человекпризналсвоюиндивидуальность

− Оно определило социально — политическое устройство человечества и оказало влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности

4) научное (возникает в эпоху верхнего палеолита)

− Утверждает, что можно дать объективную картину мира, которая будет истинной

− Стремление доказывать свои положения наглядно

− В основе любой науки – абстрактная конструкция

− Научные истины объявляются истинами в последней инстанции, или абсолютной истиной

− Связано с социальной системой и часто является основой идеологии

5) философское (эпоха верхнего палеолита)

− Наиболее ранними текстами являются «упанишады» — «сидеть у ног учителя» (сер. II – нач. I тыс. дон.э.)

− Эпоха расцвета – сер. I тыс. до н.э., когда в древних цивилизациях формируются первые философские направления и создаются первые философские тексты (Др. Китай – «Лунь Юй» Конфуция, «Веды» в Др. Индии, трактаты «О Природе» в Др. Грецииитд)

− Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру

− Философия всегда социально детерминирована и одновременно с тем определяет социальную действительность

− Философское мировоззрение всегда отличается свободой в интерпретации основных понятий и логики их развития, в основе философского мировоззрения всегда лежит понятие о свободе личности

− Свобода в интерпретации основных понятий вела к тому, что даже предмет философии исторически менялся. Предметом философии выступали отдельные фрагменты или первоначала мира, либо абстрактные понятия. Со временем предметом становится человек, его духовный мир и смысложизненная проблематика. (предмет – эпохальная проблематика)

− Основной метод философскогого мировоззрения – теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижение всех наук и культуры в целом.

2. Предмет и функции философии.

Философия – наука о человеке, обществе, системе мироздания и о познании.

Предмет философии – это всеобщие характеристики (стороны) различных типов отношений, складывающихся между человеком и миром.

Предмет философии – эпохальная проблематика.

− Человек

− Человечество

− Мир

− Процесспознания

Основной вопрос философии – «Что первично, бытие или сознание?»

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

− Мировоззренческая (формирование целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром)

− Методологическая (философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности)

− Мыслительно-теоретическая (философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы окружающего мира)

− Гносеологическая (цель — правильное и достоверное познание окружающей действительности)

− Критическая (подвергать сомнению окружающий мир. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение окостенелости знания, его модернизация, увеличение его достоверности)

− Аксиологическая (оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.)

− Социальная (объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения)

− Воспитательно-гуманитарная (культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу)

− Прогностическая (на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества)

 

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Только через их целостное единство проявится специфика и сущность философского знания.

3. Диалогичность философии.

Диалогичность философии подразумевает:

· Диалог человека с самим собой (человек мыслит с помощью внутреннего диалога)

· Диалог философа с другим человеком

· Диалог во времени и пространстве (через произведения), т.е. вступление с эпохой и предшествениками

Диалогическая философия — совокупное обозначение философских учений, исходным пунктом которых является понятие диалога. Диалогическое отношение (отношение Я – Ты) мыслится при этом как фундаментальная характеристика положения человека в мире.

Определяющую роль в социальном познании играет диалог, который еще с античных времен стал известен как литературная форма, употребляемая для изложения проблем с помощью диалектики. Диалог — это разговор между двумя или несколькими лицами, форма устного общения между ними, которая может быть закреплена в письменном виде. В диалоге осуществляются два естественных человеческих стремления — стремление сказать и быть услышанным и стремление понять и быть понятым.

Процесс понимания всегда носит диалогический характер, поскольку понимание тесно связано с общением. Понимание — это всегда диалог личностей, текстов, мыслей, культур и т.д. Именно в диалоге осуществляется взаимопознание и взаимопонимание субъектов. Современная философия диалога развивается в двух направлениях, сообразно с тем, на какой аспект диалога — информативный или личностный — делается акцент.

1) Демонстрируя в основном информативный характер, диалог выступает как теория языковых коммуникаций (Сократ).
2) Если же развивается личностный аспект диалога, то объектом анализа является встреча партнеров по диалогу, а сам диалог и событие встречи становятся основой для философствования. (Л.Фейербах)

Особенности:

-критическое отношение к метафизике как к философии субъективизма
-оппозиция по отношению к философии рационализма от Декарта (16-17 вв.) до Гегеля (18-19 вв.).
-ее последствием стало новое мышление или новая философия, именуемая философией диалога.

Согласно диалогической философии человек исходным образом не знает сам себя в качестве субъекта. Этот субъект первично вовсе не соотносится с объектом, т.е. с миром, и не переносит на другие «Я» свойства этого объекта. Напротив, человек в диалогической философии воспринимает себя в первую очередь в отношениях с «Ты». Соответственно, мир человека – это общий мир человеческого совместного бытия. Диалогическая философия видит полноту осуществления такого совместного бытия в совместном между собой говорении, т.е. в диалоге.

 

миф, религия, философия ( Коллектив авторов, 2016)

© Обложка. ООО Группа Компаний РИПОЛ классик», 2016

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2016

1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия

Мировоззрение – обобщенная система взглядов человека и общества на мир в целом и на свое собственное место в нем. Мировоззрение существует на двух уровнях.

1. Первый уровень мировоззрения – мироощущение, или миросозерцание. Основой мироощущения является стихийное восприятие окружающей действительности.

Второй уровень мировоззрения – это миропонимание, т. е. логическое обоснование процессов и явлений окружающего мира. На этом уровне создается целостная картина действительности.

Собственно философское мировоззрение формируется лишь на уровне рационального мышления, обращающегося с понятиями. Философское мировоззрение характеризуется понятийным отражением окружающего мира, абстрактным мышлением и теоретическим познанием, а также способно вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов.

2. Исторически первым типом мировоззрения считается миф.

Миф – первая попытка человека ответить на вопросы о возникновении мира и обосновать наличие естественного порядка, возникшая на самой ранней стадии общественного развития.

Для мифологического мировоззрения характерно образное восприятие мира. В этот период человек еще выделял себя из окружающей природной и социальной среды, а его мышление было конкретным и образным, а не абстрактным и понятийным. Мифологическое мышление характеризуется неотчетливым разделением субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного. Эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения.

Для мифа характерно отождествление генезиса и сущности, т. е. замена причинно-следственных связей прецедентом. В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Важнейшая функция мифа – это создание модели, примера, образца.

Мифология представляет собой важнейшую предпосылку возникновения философии как качественно более высокого уровня осмысления действительности. Миф изначально являлся системой двух уровней: образного и понятийного. Затем под влиянием ряда факторов понятийный уровень занял главенствующее положение. Возникло осознанное применение понятий. Это и есть точка перехода от мифологии к философии.

3. Основные предпосылки перехода от мифа к философии:

• развитие аграрного и ремесленного производства и, как следствие, рост благосостояния общества;

• развитие государственного строя;

• возникновение научной формы знания.

4. Одновременно с мифологическим мировоззрением существовало мировоззрение религиозное.

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в существование трансцендентных сил и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека.

Религиозное и мифологическое мировоззрения обладают сходными чертами, но в религии символизм мифа заменяется сложной системой образов и смыслов, в которой существенную роль начинают играть понятийные построения. Второе принципиальное отличие религии – духовно-этическая нагруженность религиозного мировосприятия. Основными элементами религии являются вероучение и культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания.

Процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом совершает теология.

Теология – богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.

В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного, придавая его существованию непреходящий смысл.

5. Основные особенности религии:

• жесткость религиозной догматики: религиозные вероучения рассматриваются как данные свыше, поэтому считаются священными, содержащими абсолютную истину, не подлежащую сомнению и пересмотру. Религиозная доктрина не терпит критики;

• главенствующая роль веры и превосходство ее над разумом в религиозном сознании;

• символизм: каждое значимое явление в природе или истории рассматривается как проявление высшей воли. Через символ осуществляется связь между сверхестественным и естественным мирами;

• ценностный характер по отношению к действительности: все происходящее в мире и в первую очередь поступки людей получают положительную или отрицательную оценку.

6. Религию и философию роднит решение мировоззренческих проблем, однако подход к этим проблемам различный. Философия всегда базируется на принципах доказательности и обоснования, а религиозное сознание, так же как и мифологическое, объясняет процессы и явления окружающего мира сверхъестественными причинами.

Таким образом, миф, подвергшись определенной рациональной интерпретации, перешел в философию.

Философия – это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия представляет собой теоретическую основу мировоззрения.

Мировоззрение, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения

ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

(сокращенный вариант лекций из «Учебно-методического комплекса «Философия».

Сост.: Кондратов Б.Я., Ивчик В.В., Попова Р.В., Кондратова М.В. Горки, 2010.)

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции и программы поведения людей. Мировоззрение – очень важная часть человеческого сознания, и формируется оно у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.

Структура мировоззрения

Это сложное, интегральное образование, в ко­тором принципиально важны связь следующих его компонентов:

1. Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными, профессиональными, повседнев­но-практическими.

2. Ценности — это особое отношение людей ко всему происходяще­му в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.

3. Эмоции — субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений.

4. Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Убеждения — это знания, соединённые с во­лей. Они становятся основой поведения лич­ности, общественных групп, наций, народов.



6. Вера — это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний.

7. Сомнение — критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям. Сомнение — обязательный элемент самостоятельного мировоззрения.

Безоговорочное принятие ка­ких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом. Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность — скептицизм, или нигилизм — не­верие ни во что, утрату идеалов. Таким образом, в мировоззрении представлены эмоциональная, познавательная, ценностная, поведенческая сферы сознания в их взаимосвязи. В совокупности они составляют наше общее представление о мире и самих себе.

Основой мировоззрения являются знания. В зависимости от их системности и глубины выделяют обыденный, профессиональ­ный и теоретический уровни мировоззрения.

1. Обыденное мировоззрение — это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокие слои общества. Его нередко называют «житейской философией». Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью.

2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профес­сиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

3. Высший уровень мировоззрения — теоретическое мировоззрение, к которому принадлежат философия и наука. В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских и научных взглядов предъявляется требование доказательства.

Исторические типы мировоззрения.

Предпосылками философского мышления были мифологическое и религиозное объяснения мира:

Миф — это мировоззре­ние древнего общества, которое соединяет реальность и фантазию. Многие мифы заключают в себе поиски ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии и человеческой судьбе. Это была первая попытка обобщить все многообразие явлений и дать им универсальное объяснение.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. В отличие от мифа и религии в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.

Специфические черты философского мировоззрения:

1. Это взгляд на мир с позиций человеческого разума и активности. Он позволяет людям сознательно ориентироваться в природе и обществе.

2. В философии сформировался свой четкий понятийно-категориальный аппа­рат.

3. Философия логична и доказательна. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в логически упорядоченной форме.

4. Философия — рефлективный тип мировоззрения. В ней мысль обращается на саму себя.

5. Важный принцип философии — свободомыслие. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и посту­латы.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

Исторические типы мировоззрения

Историческими типами мировоззрения являются:

1) мифология;

2) религия;

3) философия.

Мифология (от греч. mifos – предание, сказание и logos – слово, учение) – совокупность мифов, преданий о божествах и героях, о происхождении какого-либо народа и т. д., то есть своеобразное понимание мира, характерное для ранних стадий общественного развития, которое характеризуется целостным представлением о явлениях природы и общественной жизни, основы которых возводятся к сверхъестественному началу.

Таким образом, миф,

во-первых, объединил в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов и т. д.,

во-вторых, миф выступал как единая, нерасчлененная универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался.

В мифологическом сознании человек, общество и природа представляют собой единое и неразрывное целое (синкретизм), связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимопонимания.

Миф выполнял многообразные функции. С его помощью:

а) прошлое связывалось с настоящим и будущим;

б) обеспечивалась духовная связь поколений;

в) закреплялась принятая в данном обществе система ценностей;

г) поддерживались и поощрялись определённые формы поведения;

д) оформились коллективные представления того или иного народа об окружающем мире и месте в нём человека.

В процессе развития первобытных форм общественной жизни миф, как основа миропонимания, себя изжил и сошел с исторической сцены.

Однако, не прекратился начатый мифологией поиск ответов на особого рода вопросы — о происхождении мира, человека, культурных навыков, тайны рождения и смерти и многое другое т. е., которые составляют основу всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа две важнейшие исторические формы мировоззрения — религия и философия.

В поисках ответов на мировоззренческие вопросы религия и философия избрали разные пути.

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня) — специфическая форма мировоззрения, в которой:

во-первых, понимание мира происходит через его удвоение на посюсторонний, т. е. земной, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний — «небесный»

во-вторых, в основе миропонимания, мироощущения и поведения людей – вера в существование Бога или богов, других сверхъестественных сил, которые господствуют над силами природы, людьми и оказывают на них определяющее воздействие.

Являясь своеобразным, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение, помимо представлений о «небесных» силах, обобщая многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества.

Таким образом, религиозное мировоззрение:

во-первых, развилось из недр мифологии;

во-вторых, как и мифология, в первую очередь, апеллирует к чувствам и эмоциям человека, к глубинным структурам человеческого сознания;

в-третьих, в отличии от мифа, религия не смешивает земное и потустороннее, а глубочайшим образом разводит их на два противоположных полюса;

в-четвертых, в центр ставит поиск высших ценностей, истинного пути жизни и утверждает «вечную» жизнь после жизни.

Основные функции религии.

1. Мировоззренческая.

2. Воспитательная.

3. Интеграционная.

4. Нравственная.

5. Эстетическая.

Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление. В рамках различных религиозных вероучений складывались единые каноны, формирующие нравственно-этические принципы. Благодаря этому религия выступает как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения духовной культуры народов. В этом проявляется культурно-историческая миссия религии.

Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т. д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения (философия) , представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы.

Мировоззрение и его исторические типы. — КиберПедия

Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Исторические типы мировоззрения:

В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения.

Религиозное мировоззрение. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится этого за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Если в мифологические персонажи живут в реальном мире (на горе Олимп), то в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты мира следует верить.

Философское мировоззрение. Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Все исторические типы мировоззрения объединяет общая направленность – дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.

Культура и цивилизация.

Цивилизация — это преобразованный человеком мир вне положенных ему материальных объектов, а культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности.


Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Культура и цивилизация в общем антонимичные понятия. Общего в них то, что они являются следствием прогресса.

Культура Цивилизация
Носит ценностный характер Прагматична (ориентируется на критерий полезности)
Культура органична, функционирует как живое целое. Механична (каждый достигнутый уровень цивилизации самодостаточен.)
Культура аристократична (шедевры — творения гения) Цивилизация Демократична (Культуру присвоить нельзя, ее надо понять, а цивилизацией может овладеть каждый, независимо от личностных качеств.)
Культура существует в вечности, (юность культурных произведений не уменьшается) Критерий прогресса: последнее по времени наиболее ценно.
Культура иногда враждебна жизни (содержит свой параллельный мир, она конкурирует с жизнью.) Цивилизация способствует продлению и усовершенствованию жизни.

Ж.Леви-Строса (Франция): человеческая жизнь с развитием цивилизации не улучшается, а осложняется, принося с собой массу негативных последствий для человека (искусство сделало человека пленником символических структур, => счастливыми были только первобытные люди, т.к. была тесная связь с породнившей их природой).

Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем. В этом смысле особо важное актуальное для нас значение приобретает решение вопроса о соотношении Западной и Восточной культур и цивилизаций, а также месте России в диалоге этих культур.


Запад и Восток в данном контексте рассматриваются не как географические, а как геосоциокультурные понятия. Под термином «Запад» многие понимают особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно было назвать техногенной. Ее характерные черты — это быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются научные, а затем и научно-технические революции, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. Предпосылки Западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. Западники не стремились подчеркивать особенности российского культурного опыта и считали, что Россия должна перенимать все лучшие достижения западной культуры и образа жизни. Славянофилы отстаивали идею самобытности Российского пути развития, связывая эту самобытность с приверженностью русского народа православию.

Одной из важнейших характеристик русской народной индивидуальности, по мнению Бердяева, является ее глубокая поляризованность и противоречивость. «Противоречивость и сложность русской души, отмечает он, может быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие 2 потока мировой истории. Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролось два начала, восточное и западное».

Понятие цивилизация – это одно из самых ключевых понятий современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни термин цивилизация употребляется эквивалентом слова культурный и чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости от специфики исследования в цивилизации видят:

— культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),

— смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),

— взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),

— логику эстетического развития (Бродель).

Наш соотечественник Лев Мечников полагал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки, которые в любой стране являются совокупностью всех физико-географических условий: климата, почвы, рельефа и т.д., которые в конечном итоге определяют состояние частной и общественной жизни. В современных направлениях науки все больше отходят от понятия цивилизации как способа производства и современный подход предполагает понимание под цивилизацией качественного этапа в истории общества, в котором существуют разные слои культуры, различающиеся по социальному или историческому происхождению и в конечном итоге комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к синтезу и становлению цивилизации.

Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой:

1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.

2. Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло.

3. Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство обществаÞ понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение, то есть цивилизация использовалась для обозначения культурного качества обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом цивилизации, как стадии развития общества вслед за дикостью и варварством, то есть начало расхождения понятий.

4. Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

Типы цивилизаций (в зависимости от основания классификаций можно выделить):

1. По типу хозяйственной деятельности

· Земледельческая

· Индустриальная

2. В зависимости от контакта с другими цивилизациями

· Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся к расширению своих пределов

· Закрытые (интравертные)

3. В зависимости от двух главных противостояний в мировой истории

· Восточная

· Западная

· Промежуточная

4. В зависимости от способа производства

· Первобытная

· Рабовладельческая

· Феодальная

· Буржуазная

· Социалистическая

Но в настоящее время все чаще современные исследователи кладут в основу классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют традиционную и техногенную цивилизации.

Место и роль культуры в цивилизации.

Немаловажную роль в модернизации общества играет культура. Культура, как технология, во многом определила возможности человека в освоении мира на данном этапе цивилизации. Роль культуры в цивилизации определяется тем, что с одной стороны она обеспечивает специфическое своеобразие, что присуще определенному социуму, а с другой стороны обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией целостность мировой истории. Этот процесс обеспечивается идеологом культуры, их взаимовлиянием и т.д. Культура, которая породила техногенную цивилизацию и соотношение «Техника – человек» сама оказалась в состоянии глубокого кризиса, поставив перед человечеством две важнейшие проблемы: границы между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта; образ жизни человека в техномире. Первая проблема требует ответа на три вопроса:

1. Каковы природа искусственного интеллекта и степень его тождественности с естественным интеллектом человека. Много мнений, начиная от полной аналогии до признания существенного различия между программируемыми способностями мозга и непрограммируемой иррациональной сферой. Культурологическая проблема в этом вопросе заключается в сохранении человеком свободы, индивидуальности и уникальности, и рассмотрение компьютера, как абсолютной модели человека расценивается культурологами как угроза человеческому существованию.

2. Природа и суть творчества. Может ли творчество имитироваться компьютером? Специалисты предполагают, что имитация компьютером рациональных способностей человека – это дело времени.

3. Мозг и машина. Мозг человека основан на конструировании образов, мозг машины – на распознавании образов. Если машина характеризует объект «да» или «нет», «либо-либо» или по принципу «если, то», то человек может выразить и характеризовать объект по принципу и «да», и «нет», и «то», и «другое», таким образом вопрос о творчестве природы культуры и о технике, как результате творения человека, ставит другой вопрос: о потенциале техники, который призван лишь усилить творческие возможности самого человека.

Вторая важная проблема «Техника – человек» — это проблема образа жизни человека, это проблема места и роли человека в созданном им техномире. Благодаря технике человек приобрел определенную свободу, независимость от природы, но на место жестокой зависимости от окружающего мира незаметно для себя человек поставил еще более жесткую зависимость от техники. Мы вынуждены сегодня приспосабливаться с функционированием технических устройств, с экологическими последствиями, сегодня техника заменяет рабочую силу, отсюда безработица, за жилищный комфорт мы расплачиваемся нашей разобщенностью, наша личная мобильность за счет транспорта покупается ценой шумовой нагрузки, загубленной природы, развитие медицины, которая существенно увеличила продолжительность жизни, поставило нас перед проблемой демографических вопросов. Сегодня наука, которая сделала возможность вмешательства в наследственную природу человека, создает угрозу человеческой индивидуальности. Техника, компьютеры, прагматически ориентируя наш рассудок, приводят в конечном итоге к утрате образного мышления, результат всего – это духовный дискомфорт, деградация духовных ценностей человека, утрата идеологичности между людьми, раннее психологическое старение, проблема одиночества. Сегодня очевидно, что техногенная цивилизация испытывает жесточайший кризис и на этом пути у общества просто нет перспектив.

мифологическое, религиозное, философское. — Студопедия

Тема 1. Предмет философии и его значение в жизни человека и общества.

Понятие мировоззрения. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

В течение своей жизни каждому человеку приходится себе задавать и решать не только повседневные, насущные вопросы, но и вопросы более глубокого содержания. Отвечая на эти вопросы, индивид формирует систему взглядов на мир, т.е. мировоззрение. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления.

Мировоззрение есть невероятно сложный пласт духовного мира человека, который включает в себя разные элементы: знания, убеждения, верования, ценностные ориентации, идеалы, социокультурные установки и т.д. Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека, развития науки и техники, культуры общества. Без мировоззрения человек еще не есть человек и действовать он будет методом «проб и ошибок», т.е. неосознанно, вслепую. Следовательно, мировоззрение — это не только совокупный результат,итог, но и условиедля практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя.

Что касается субъекта(носителя) мировоззрения, то им может выступать не только всякий мыслящийотдельный человек, у которого оно всегда индивидуально, неповторимо. Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (классы, слои и др.). В таком случае оно включает в себя типичные для этих групп взгляды, оценки и идеалы. Можно говорить, например, о мировоззрении русской интеллигенции XIX столетия. Социологи интересуются мировоззрением современной молодежи. Имеет место и мировоззрение исторически конкретного общества, например, мировоззрение античного общества, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.



Мировоззрение представляет собой сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных компонентов. Поэтому в его структуре принято выделять два следующих компонента: мироощущение и миропонимание.

Мироощущение (эмоционально-психологическая сторона мировоззрения) – это отношение человека к окружающей действительности, которое обнаруживается в его настроениях, чувствах и действиях. В качестве примера мироощущения могут выступить оптимистический и пессимистический взгляды на мир. Достаточно представить себе двух людей, в одинаковом социальном статусе и т.д., один из которых ведёт гармоничное осмысленное существование, другой всегда недоволен жизнью. Одна из наиболее широко распространённых в философии разных времён и народов установка на умение довольствоваться немногим, быть благодарным за всё, что имеешь и ценить это говорит прежде всего о духовной природе человека. Но социальный успех, слава, богатство обретаются теми, кто не будет довольствоваться малым. Человеку часто приходится выбирать между карьерой и семьёй и т.д. И здесь мироощущение играет важнейшую роль.

Миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения) включает в себя рационально обоснованные знания и представления человека об окружающем мире и о самом себе. Это хладнокровная работа ума, система нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. Например, убеждение человека о том, что он живет на планете Земля, одной из 9 планет Солнечной системы и т.д.

Кратко говоря, сказанное можно записать формулой: Мировоззрение = мироощущение(эмоционально-психологическая сторона М.) + миропонимание(рациональная сторона М.). Оба эти «полюса» в ткани мировоззрения органически взаимосвязаны, взаимообусловлены. Эмоции присутствуют даже в самых зрелых по мысли формах мировоззрения.

Следует отметить, что мировоззрение носит исторический характер, т.е. оно со временем претерпевает изменения. Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Самым ранним в истории человечества является мифологическое мировоззрение. В основе мифологического мировоззрениялежит фантазия, вымысел, передающий представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях. Первые мифы человечества возникли в глубокой древности и были повествованием о происхождении и судьбах мира. Например, в древнегреческой мифологии утверждалось, что мир возник из Хаоса. Затем появились Земля, День и Ночь, боги (всемогущие существа) – Зевс, Посейдон, Аид и другие, а сам этот мир стал ареной их деятельности и соперниче­ства. Мифология выразила сознание эпохи «детства» че­ловечества и по сути своей была эмоционально-образныммировоззрением людей того времени.

Одной из существенных черт мифологии является антропоморфизм, т.е. наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, фантастических созданий. Другой существенной чертой мифологического мировоззрения является синкретизм, т.е. нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития. Синкретизм мифологического мировоззрения означает слитность, неразделимость всех форм духовной жизни (религии, морали, искусства, философии и т.д.), которые позднее разовьются в самостоятельные феномены культуры. Для носителей мифологического мировоззрения нет границ между реальным (естественным) и сверхъестественным (сакральным). Вообще можно сказать, что для носителя мифологического мировоззрения всё было священным, особенно жизнь.

Вторым историческим типом является религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение опирается, в первую очередь, на такую духовную способность человека, как вера. Вера в сверхъестественное – главный признак религии. Поэтому религиючасто определяют как систему отношений, связывающих человека с Богом (или богами, духами). Таким образом, понятие религии непосредственно связано с понятиями «Бог», «сверхъестественное». «Бог» — верховная сверхъестественная сущность, которая, согласно различным религиозным учениям, наделена высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, является творцом мира, обусловливает все, что в этом мире происходит. «Сверхъестественное» — под этим понятием понимается все, что выходит за рамки естественных законов природы, чувственного опыта людей, не подчиняется законам материальной природы и не имеет естественных причин.

В качестве третьего исторического типа мировоззрения выступает философия. Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразила нараставшую в обществе жажду рационального знания мира и человека. Именно поэтому философию нередко называют систематизированным, максимально рационализированным мировоззрением своей эпохи[1]. Философия зародилась около 2,5 тысяч лет назад в странах Древнего Востока (Китай, Индия) и Греции. Наиболее развитые по тем временам формы она обрела в Древней Греции. Сам термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости» (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость), возникает в VI веке до н.э. Философия по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Поэтому она во все времена ассоциировалась со стремлением отвозить на самые сложные вопросы, касающиеся сущности и природы мира, существования в нем человека. Специфика философии обусловливается следующими ее чертами:

1) Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать с позиций разума. Всякая философия (иррационалистическая в том числе) есть рациональное построение человеческого духа;

2) Философия логична и доказательна, ее положения не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме;

3) Философское знание критично и антидогматично. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты;

4) Для философских утверждений характеры диалогичность и диалектичность, они являются результатом свободного размышления, постоянного обмена мнений;

5) Любые философские размышления индивидуальны, несут на себе печать личностимыслителя. В этом смысле, например, философия Аристотеля, конечно же, отличается от философии Вольтера, а творчество Платона совсем непохоже на творчество Маркса. Являя собой «дело свободною мышления», как ее характеризовал В. С Соловьев, она несет в себе личностное отношениемыслителя к рассматриваемым проблемам. Эта особенность философского знания является одной из причин огромного разнообразия в философии направлений и течений, школ и конкретных идей.

Таким образом, философия – это весьма древнее и многомерное явление духовной культуры человечества. Ее специфичность и особая роль в жизни общества и индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование мировоззрения) требует серьезного и вдумчивого отношения к ней.

Мировоззрение и его исторические типы

У любого разумного существа есть собственное сформированное мировоззрение. Это философское понятие означает совокупность взглядов, убеждений, позволяющих человеку иметь целостный взгляд на окружающую действительность, определять свое место в мире. Рассмотрим мировоззрение и его исторические типы.

Как известно, давно философы представляли себе, что в мире будущего не будет войн, классового неравенства, непонимания поколений. Однако с каждым годом (десятилетием) становится ясно, что это, скорее, далекая от реальности утопия, достойная фантастических книг.В таких условиях на первый план выходят мировоззренческие проблемы, заставляющие человека задуматься о происходящем.

Мировоззрение условно делится на три формы:

— Мировоззрение. Мысленный анализ процессов объективной реальности.

— Мировоззрение. Получение информации об окружающей среде с помощью органов чувств.

— Мировосприятие. Создание готовых изображений на основе наглядных примеров.

Человек, поставивший перед собой задачу изучить мировоззрение и его исторические типы, должен быть готов к большому объему информации.Вышеперечисленные типы подразделяются на обыденное, религиозное, философское и мифологическое мировоззрение.

Интересно то, что невозможно понять мировоззрение и его исторические типы без раскрытия значения каждого из составляющих элементов. Итак, начнем по порядку.

Обыденное мировоззрение было всегда, поскольку оно является частью и науки, и философии (включая религию с мифологией). Участие в производстве чего-либо (трудовая деятельность), простое наблюдение за природными процессами, повседневная жизнь, отдых, культурная составляющая жизни человека и общение — все это формирует единый тип мировоззрения.Такой большой список позволяет утверждать, что этот тип никогда не повторяется, будучи полностью индивидуальным для каждого человека (читай — субъективно). При этом все последующие виды основаны на нем.

Неудивительно, что часто возникают трудности с тем, что подразумевается под понятием «мировоззрение и его исторические типы». С другой стороны, достаточно указать составляющие — это даст хотя бы общее представление. За обычным следует мифологическое мировоззрение (иногда называемое первым типом).

Создается сознанием человека на основе логических обобщений, полученных из обычных наблюдений. Особенность заключается в частичном нарушении логической цепочки рассуждений (напрямую что-либо доказать невозможно), но она подтверждается прямыми наблюдениями за природными процессами (тучи — гром — дождь — божий транспорт — грохот). В мифологии, в отличие от науки, все объясняется. Чем менее развит аналитический подход к постижению объективной реальности, тем чаще встречается мифологическое мировоззрение.Вот почему на заре истории человечества мифология играла такую ​​важную роль, позволяя объяснить все явления природы.

В основе того же религиозного мировоззрения (второго типа) лежит недоказуемая вера в существование организующих сил, лежащих за пределами человеческого понимания. В настоящее время значительная часть населения мира формирует свой собственный слой мира на основе религии.

Философский (третий) тип мировоззрения определяет стремление к познанию тайн природы и человека, к мудрости.

Существуют практический и теоретический уровни мировоззрения. Первый — это жизнь (ненаучная), основанная на наблюдениях за повседневными событиями. Второй — научный, он включает в себя анализ и выводы. Философия использует теоретический уровень.

В принципе разделение на типы мировоззрения в философии стало возможным благодаря теоретической основе. Сам термин «философия» произошел от двух греческих слов «фило» — любовь и «софос» — мудрость.

p>
,

Исторические типы мировоззрения: концепции и интерпретации

Мировоззрение — это сложный тип сознания, которое по своей природе является интегрированным образованием и присутствует как на уровне индивидуального сознания, так и массового сознания. Это проявляется в том, что концепции мировоззрения, исторические типы мировоззрения включают в себя самые разнообразные элементы — информацию, системы ценностей, знания, стереотипы и модели мышления и поведения, взгляды и убеждения и многое другое.Именно поэтому изучением мировоззрения занимается целый ряд научных дисциплин: философия рассматривает гносеологическую сущность, изучаются исторические типы мировоззрения в предметной области истории и культурологии, локальные проявления мировоззрения изучаются. предмет изучения психологии, социологии, политологии и ряда других наук.

В самом общем виде все исторические типы мировоззрения имеют примерно одинаковый структурный состав, в котором выделяются следующие компоненты:

— когнитивный, основанный на обобщениях жизненного опыта, профессиональных знаний, навыков и научной информации.В результате каждый человек формирует в своем сознании определенную картину мира, в которой могут преобладать те или иные характеристики, определяющие свойства этой картины (религиозные, научные, уфологические и т. Д.).

— нормативно-ценностные элементы состоят из идеалов и норм, убеждений и убеждений, которые вырабатываются человеком в процессе социализации и которые принимаются им в результате обучения. Они служат критериями мышления и поведения человека, основой его социокультурной идентичности.

— эмоционально-волевой комплекс реализуется, как правило, через поведенческие проявления. Именно здесь ценности, убеждения, отношения реализуются в конкретных действиях и сопровождающих их, соответствующих эмоциональных и чувственных тонах.

— исторические типы мировоззрения содержат практическую составляющую, выражающую желание и готовность индивида действовать в данной ситуации именно так, а не каким-либо другим. Он проявляется, прежде всего, в личных отношениях, но исходным мотивом является мировоззрение человека.Практическая реализация взглядов и убеждений, в конце концов, является «сигналом» обществу о характере и свойствах мировоззрения каждого человека, без него он стал бы просто абстракцией.

Учитывая, что мировоззрение как система, отражающая отношение человека к вселенной, отражает его поведение, следует признать, что это не догма, а субстанция, опосредованная извне также пространством и временем. Этот факт позволяет выделить основные исторические типы мировоззрения и сформулировать хронологию их формирования.

Исторически первым типом мировоззрения было религиозно-мифологическое мировоззрение, характерной чертой которого было то, что люди пытались дать ответы на интересующие их вопросы в форме мифологических традиций и религиозных догм. Догма и миф были исходным знанием человека и открыли ему картину мира, в которой он затем построил свою жизнь и сформировал свои собственные идеи и отношения к поведению. Такая форма мировоззрения вполне соответствовала уровню развития цивилизации и степени господства человека над природой.

Следующей исторической формой мировоззрения стала философия. Он вобрал в себя из мифологии и религии не только мировоззренческий дух и объем информации и знаний, но и все те вопросы, на которые человек пытался получить ответ. Для этой формы характерна значительная рационализация мировоззрения, его сближение с научным мышлением, а значит, более систематичность.

После того, как философское освоение мира стало недостаточным ввиду накопления человечеством огромного количества знаний и информации, философия перестает быть единственной мировоззренческой формой, исторические типы мировоззрения дополняются чисто научными формами осмысления действительности. ,Научная форма мировоззрения получила широкое распространение в связи с бурным развитием научных знаний.

На сегодняшний день широко распространено мнение, что каждый человек является носителем сразу нескольких форм. Или что мировоззрение человека представляет собой синтезированную сущность, в которой элементы всех исторических типов мировоззрения присутствуют в индивидуальной пропорции.

,

Мировоззрение и его исторические типы

У любого разумного существа есть собственное сформированное мировоззрение. Это философское понятие означает совокупность взглядов, убеждений, позволяющих человеку иметь целостный взгляд на окружающую действительность, определять свое место в мире. Рассмотрим мировоззрение и его исторические типы.

Как известно, давно философы представляли себе, что в мире будущего не будет войн, классового неравенства, непонимания поколений. Однако с каждым годом (десятилетием) становится ясно, что это, скорее, далекая от реальности утопия, достойная фантастических книг.В таких условиях на первый план выходят мировоззренческие проблемы, заставляющие человека задуматься о происходящем.

Мировоззрение условно делится на три формы:

— Мировоззрение. Мысленный анализ процессов объективной реальности.

— Мировоззрение. Получение информации об окружающей среде с помощью органов чувств.

— Мировосприятие. Создание готовых изображений на основе наглядных примеров.

Человек, поставивший перед собой задачу изучить мировоззрение и его исторические типы, должен быть готов к большому объему информации.Вышеперечисленные типы подразделяются на обыденное, религиозное, философское и мифологическое мировоззрение.

Интересно то, что невозможно понять мировоззрение и его исторические типы без раскрытия значения каждого из составляющих элементов. Итак, начнем по порядку.

Обыденное мировоззрение было всегда, поскольку оно является частью и науки, и философии (включая религию с мифологией). Участие в производстве чего-либо (трудовая деятельность), простое наблюдение за природными процессами, повседневная жизнь, отдых, культурная составляющая жизни человека и общение — все это формирует единый тип мировоззрения.Такой большой список позволяет утверждать, что этот тип никогда не повторяется, будучи полностью индивидуальным для каждого человека (читай — субъективно). При этом все последующие виды основаны на нем.

Неудивительно, что часто возникают трудности с тем, что подразумевается под понятием «мировоззрение и его исторические типы». С другой стороны, достаточно указать составляющие — это даст хотя бы общее представление. За обычным следует мифологическое мировоззрение (иногда называемое первым типом).

Создается сознанием человека на основе логических обобщений, полученных из обычных наблюдений. Особенность заключается в частичном нарушении логической цепочки рассуждений (напрямую что-либо доказать невозможно), но она подтверждается прямыми наблюдениями за природными процессами (тучи — гром — дождь — божий транспорт — грохот). В мифологии, в отличие от науки, все объясняется. Чем менее развит аналитический подход к постижению объективной реальности, тем чаще встречается мифологическое мировоззрение.Вот почему на заре истории человечества мифология играла такую ​​важную роль, позволяя объяснить все явления природы.

В основе того же религиозного мировоззрения (второго типа) лежит недоказуемая вера в существование организующих сил, лежащих за пределами человеческого понимания. В настоящее время значительная часть населения мира формирует свой собственный слой мира на основе религии.

Философский (третий) тип мировоззрения определяет стремление к постижению тайн природы и человека, к мудрости.

Существуют практический и теоретический уровни мировоззрения. Первый — это жизнь (ненаучная), основанная на наблюдениях за повседневными событиями. Второй — научный, он включает в себя анализ и выводы. Философия использует теоретический уровень.

В принципе разделение на типы мировоззрения в философии стало возможным благодаря теоретической основе. Сам термин «философия» произошел от двух греческих слов «фило» — любовь и «софос» — мудрость.

,

Мировоззрение и его исторические типы

У любого разумного существа есть собственное сформированное мировоззрение. Это философское понятие означает совокупность взглядов, убеждений, позволяющих человеку иметь целостный взгляд на окружающую действительность, определять свое место в мире. Рассмотрим мировоззрение и его исторические типы.

Как известно, давно философы представляли себе, что в мире будущего не будет войн, классового неравенства, непонимания поколений. Однако с каждым годом (десятилетием) становится ясно, что это, скорее, далекая от реальности утопия, достойная фантастических книг.В таких условиях на первый план выходят мировоззренческие проблемы, заставляющие человека задуматься о происходящем.

Мировоззрение условно делится на три формы:

— Мировоззрение. Мысленный анализ процессов объективной реальности.

— Мировоззрение. Получение информации об окружающей среде с помощью органов чувств.

— Мировосприятие. Создание полных образов на основе наглядных примеров.

Человек, поставивший перед собой задачу изучить мировоззрение и его исторические типы, должен быть готов к большому объему информации.Вышеперечисленные типы подразделяются на обыденное, религиозное, философское и мифологическое мировоззрение.

Интересно то, что невозможно понять мировоззрение и его исторические типы без раскрытия значения каждого из составляющих элементов. Итак, начнем по порядку.

Обыденное мировоззрение было всегда, поскольку оно является частью и науки, и философии (включая религию с мифологией). Участие в производстве чего-либо (трудовая деятельность), простое наблюдение за природными процессами, повседневная жизнь, отдых, культурная составляющая жизни человека и общение — все это формирует единый тип мировоззрения.Такой большой список позволяет утверждать, что этот тип никогда не повторяется, будучи полностью индивидуальным для каждого человека (читай — субъективно). При этом все последующие виды основаны на нем.

Неудивительно, что часто возникают трудности с тем, что подразумевается под понятием «мировоззрение и его исторические типы». С другой стороны, достаточно указать составляющие — это даст хотя бы общее представление. За обычным следует мифологическое мировоззрение (иногда называемое первым типом).

Создается сознанием человека на основе логических обобщений, полученных из обычных наблюдений. Особенность заключается в частичном нарушении логической цепочки рассуждений (напрямую что-либо доказать невозможно), но она подтверждается прямыми наблюдениями за природными процессами (тучи — гром — дождь — божий транспорт — грохот). В мифологии, в отличие от науки, все объясняется. Чем менее развит аналитический подход к постижению объективной реальности, тем чаще встречается мифологическое мировоззрение.Вот почему на заре истории человечества мифология играла такую ​​важную роль, позволяя объяснить все явления природы.

В основе того же религиозного мировоззрения (второго типа) лежит недоказуемая вера в существование организующих сил, лежащих за пределами человеческого понимания. В настоящее время значительная часть населения мира формирует свой собственный слой мира на основе религии.

Философский (третий) тип мировоззрения определяет стремление к постижению тайн природы и человека, к мудрости.

Существуют практический и теоретический уровни мировоззрения. Первый — это жизнь (ненаучная), основанная на наблюдениях за повседневными событиями. Второй — научный, он включает в себя анализ и выводы. Философия использует теоретический уровень.

В принципе разделение на типы мировоззрения в философии стало возможным благодаря теоретической основе. Сам термин «философия» произошел от двух греческих слов «фило» — любовь и «софос» — мудрость.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.