Нам нужен другой ВУЗ
Чтобы готовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, вузы должны быть кровно заинтересованы в этом. О своем видении современного состояния высшей школы Ефим Яковлевич рассазал в интервью журналу «Международное образование и дело».
Ефим Яковлевич, одним из критериев рейтинговой позиции вузов является процент трудоустроенных по специальности выпускников. Что нужно изменить в системе высшего профессионального образования и в самих вузах, чтобы выпускники стали конкурентоспособными и востребованными на рынке труда?
Конкурентоспособности и востребованность — это разные качества. Востребованность на рынке труда означает соответствии подготовки требованиям этого рынка. В свою очередь, это возможно только в условиях, когда эти требования известны и в соответствии с ними построен образовательный процесс. Если востребованность выпускаемого специалиста является ведущим критерием деятельности вуза, он должен уметь профессионально изучать меняющиеся запросы рынка и быстро адаптировать свои ресурсы под эти запросы. То и другое требует принципиально иной организационной структуры вуза, появления специалистов новой квалификации, мобильной организации образовательного процесса. В принципе, это просто другой вуз.
Что касается конкурентоспособности, то это качество формируется на основе постоянного мониторинга поля конкуренции на трудовых рынках — внутренних и внешних, выяснения конкурентных преимуществ и расстановки акцентов при организации учебной деятельности.
Сегодня работодатель отдает преимущество владению общими компетенциями — такими как работа с информацией, коммуникативные навыки, организация собственных ресурсов для решения задачи — значит, эти качества должны быть приоритетно сформированы и продемонстрированы на рынке. Но для этого необходимо, чтобы вуз был в этом кровно заинтересован, то есть его судьба должна зависеть от судьбы выпускников, как и иного производимого им продукта — научного, разработческого, консалтингового. А на рынке труда должна появиться новая инфраструктура, обеспечивающая изучение запросов и трансляцию их системе образования на языке требуемых образовательных результатов.
Еще один важный элемент инфраструктуры трудовых рынков — система сертификации квалификаций как независимая оценка готовности специалиста к выполнению рудовых функций определенного рабочего места. Это еще один способ трансляции требований трудовых рынков.