Алашеев Сергей Юрьевич

e-mail: [email protected]

тел.: (846) 334 65 93

Основные показатели квалификации:

  • Опыт разработки исследовательских программ, инструментария и организации исследований. Провел ряд социологических и социально-психологических исследований ценностных ориентаций учащихся системы начального и среднего профессионального образования Самарской области. Проводил семинары для руководителей учреждений начального профессионального образования области. Руководил исследованиями, посвященными маркетинговому анализу рынка профессионального труда региона. В 1999 г. работал в качестве эксперта проекта «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования - ДЕЛФИ» (компонент 3 «Профессиональное образование и обучение») по Самарской области, проводимого в рамках программы TACIS (менеджер конпоненты Джерри ван Зантворт).
  • Большое внимание уделяю статистическим методам анализа социологической информации. Практический опыт использования разнообразных методов анализа количественной информации. При проведении исследований и опросов общественного мнения занимался выборками и методами математического анализа данных. Принимал участие в международных конференциях по вопросам статистического анализа. Прошел обучение на курсах «Возможности статистического пакета SPSS для анализа социологических данных» в ИС РАН. В СГПУ читал курс лекций "Методика социологических исследований" для студентов института. В качестве исследователя стажировался в Стенфордском университете (Калифорния) по программе использования методов статистического анализа. Один из немногих российских социологов, который корректно использует сложные методы статистического моделирования, используя данные социологических исследований, и эконометрического анализа. В частности в рамках Пилотного проекта Всемирного Банка «Социальная оценка переселения из районов Крайнего Севера» занимался проектированием выборки и анализом данных опроса.
  • Опыт участия в межрегиональных исследованиях в качестве исследователя и руководителя межрегиональных групп. В качестве руководителя межрегиональной группы по анализу статистических данных. принимал участие в проекте «Профессиональная подготовка и переподготовка в условиях структурной перестройки российской экономики: роль государственной службы занятости», финансируемым Фондом Форда по программе «Социальная политика: реалии XXI века». Имею опыт полевых работ и взаимодействия с местными администрациями в условиях Крайнего Севера - в качестве руководителя полевых исследований при подготовке и проведении исследования по заказу Всемирного Банка «Проблемы реструктуризации угольной отрасли России» (г.Воркута, Печерский угольный бассейн).
  • Исследования в области трудовых отношений, социального партнерства, проблем занятости населения и стратегий выживания семей, социальных последствий реструктуризации и реформирования в различных областях экономики.

Образование:

2003 Федерация Интернет-образования (Москва), тьютор Интернет-образования.
8.1998 Стэнфордский Университет (Калифорния, США), стажировка по использованию методов статистического анализа социологических данных.
01.1998 Центр социологического образования при Институте социологии РАН, повышение квалификации по специальности «Социология. Методы статистического анализа социологических данных с использованием SPSS».
1981-1987 Исторический факультет Самарского государственного университета, специальность "историк, преподаватель истории и обществоведения".

Сведения о трудовой деятельности:

  • В настоящее время (с 2006 г.) – эксперт-социолог, научный сотрудник Центра исследований рынка труда (г. Самара). Основным аспектом деятельности является отслеживание кадровой ситуации на рынках труда, среднесрочное прогнозирование кадровых потребностей экономики региона и формирование регионального заказа на профессиональную подготовку специалистов в региональной системе профессионального образования. Текущая деятельность также связана с организацией, руководством и проведением системных мониторингов качества общего и профессионального образования для подготовки предложений по изменению образовательных программ и профессиональных стандартов.
  • С 1997 по 2006 год – руководитель лабораторией социологических и маркетинговых исследований Центра профессионального образования Самарской области. Провел ряд социологических и социально-психологических исследований ценностных ориентаций учащихся системы профессионального образования Самарской области. Руководил исследованиями, посвященными маркетинговому анализа рынка профессионального труда региона. Проводил семинары для руководителей учреждений начального профессионального образования области.
  • Кроме того в 1996-2000 гг. осуществлял методическое и научное руководство работой Социологического центра Управления образования администрации Центрального района г.Тольятти, провел ряд исследований ценностных ориентаций учащихся средних школ, их родителей, педагогов общеобразовательных школ города..
  • До этого (после окончания университета) работал лаборантом, а затем научным сотрудником в социологической лаборатории Самарского государственного педагогического института. Читал курс лекций "Методика социологических исследований" для студентов института. Принимал участие в научных исследованиях по проблемам молодежи, труда и социальной активности рабочих, политического сознания; занимался выборками и методами математического анализа данных в опросах общественного мнения.

Участие в проектах:

  • В качестве руководителя исследования принимал участие в проекте «Анализ региональной практики интегрированного обучения детей с особыми нуждами: социальные эффекты» в рамках конкурса «Прикладные исследования для формирования социальной политики в сферах образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства» по Программе поддержки гражданского общества «Диалог», реализуемой Советом по Международным исследованиям и обменам (АЙРЕКС) при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) (март 2007 г. – декабрь 2007 г., исполнитель – Школа гражданского образования, руководитель проекта – Е.Я.Коган).
  • В качестве эксперта проводил экспертизу конкурсных заявок участников открытого конкурса по отбору государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, на участие в приоритетном национальном проекте «Образование» по мероприятию «Государственная поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы» (апрель 2007 г., организатор – НФПК – Национальный Фонд подготовки кадров).
  • В качестве ведущего исследователя принимал участие в выполнении работ по «Разработке механизмов учета потребности регионального и муниципального рынков труда при формировании перечней специальностей в системе начального, среднего и высшего профессионального образования. Модель государственного заказа на подготовку кадров» в рамках программы «Реализация приоритетного национального проекта "Образование" в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2006-2007 годы» (август – декабрь 2006 г., госконтракт №06/08.1007 от 25.09.06, исполнитель – АНО «Лаборатория модернизации образовательных ресурсов», руководитель проекта – Е.Я. Коган).
  • В рамках проекта Национального Фонда подготовки кадров «Разработка и апробация инструментария мониторинга системы начального профессионального образования» выступал в качестве эксперта-социолога (2005-2006 гг., проект №ERP/F2/C/92-05, исполнитель – Центр исследований рынка труда, руководитель – Н.Ю.Посталюк).
  • В качестве ведущего исследователя принимал участие в проекте «Конкурентоспособность специалиста, как показатель эффективности адаптационных стратегий поведения на рынке труда (сопоставительный анализ качества профподготовки по оценкам работодателей и оценки готовности к профессиональной деятельности по материалам опроса выпускников)», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом (2005-2006 гг., проект 05-03-26300 а/В, руководитель – Н.Ю.Посталюк).
  • Являлся руководителем проекта «Исследование требований работодателей к выпускникам учреждений начального профессионального образования и объемам начальной профессиональной подготовки» Национального Фонда подготовки кадров по заказу Фонда поддержки и развития образования Самарской области (2005-2006 гг., проект № ERP/Sam/2.3.2.5-с/05, исполнитель – Центр исследований рынка труда).
  • Выступал ведущим разработчиком проекта «Разработка модели Института регионального рынка труда», финансируемого Национальным Фондом подготовки кадров по заказу Фонда поддержки и развития образования Самарской области (2005 г., проект №ERP/Sam/2.3.2.4/С-04, исполнитель – Центр исследований рынка труда, директор – Т.Г.Кутейницына).
  • В качестве регионального эксперта принимал участие в исследовании доступности качественного общего полного среднего образования в рамках компонента «Мониторинг качества и статистика образования» проекта «Реформа системы образования» (2004-2005 гг., исполнитель – Институт социологии РАН, руководитель – Д.Л.Константиновский).
  • В качестве регионального эксперта принимал участие в исследовании «Мониторинг социальных последствий реструктуризации сети образовательных учреждений» в рамках проекта «Реформа системы образования» (2004-2005 гг., исполнитель – АНО «Аналитический центр Юрия Левады, руководитель – А.Г.Левинсон).
  • Выступал руководителем научно-исследовательских работ по п. 1.4. «Разработка методического и информационного обеспечения комплексного управления кадровым потенциалом» Областной целевой программы «Управление кадровым потенциалом Самарской области» на 2004-2008 годы (Закон Самарской области от 12.03.2004 года № 32-ГД), госконтракт №46 от 29.11.04.
  • В качестве научного руководителя участвовал в проекте «Разработка механизма взаимодействия регионального рынка труда и системы профессионального образования» по Программе поддержки экономических аналитических центров Московского общественного научного фонда, финансируемой Агентством Международного Развития США (USAID) (июль 2003 г. – апрель 2004 г.).
  • В качестве руководителя провел исследование «Оценка социальных последствий введения интегрированного образования детей с ОВЗ» в рамках российско-британского проекта перехода на интегрированное образование в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных школах Самарской области при поддержке Британского Совета (июнь– ноябрь 2002 г.).
  • В качестве эксперта проекта руководил рабочей группой «Оценка социальных последствий (рисков) введения долевого финансировании дошкольных учреждений на нормативной основе» в Самарской области. (апрель – декабрь 2002 г.) Эксперимент по апробации и внедрению схем долевого (субсидиарного) финансирования дошкольных образовательных учреждений проводился Министерством образования РФ в Новгородской, Самарской, Московской областях в 2002 г. (1 этап), 2003-2004 гг. (2 этап)
  • В качестве исследователя участвовал в проекте «Мониторинг профсоюзных организаций», финансируемый Международным центром профсоюзной солидарности (февраль 2000-июнь 2002).
  • В качестве исследователя принимал участие в международном исследовательском проекте “Управление инновациями и модернизация постсоветской промышленности” («The Management of Innovation and the Modernization of Post-Soviet Industry», руководители проекта – С.Кларк и В.Кабалина), финансируемым программой Европейского Сообщества “INCO-COPERNICUS” (октябрь 1998 г. – октябрь 2001 г.). Программа проекта включала проведение серии монографических исследований на 140 предприятиях, расположенных в Москве, Московской, Ивановской, Нижегородской, Кемеровской, Самарской областях и Республике Коми, а также в Грузии и Белоруссии.
  • Проект «Профессиональная подготовка и переподготовка в условиях структурной перестройки российской экономики: роль государственной службы занятости», финансируемый Фондом Форда по программе «Социальная политика: реалии XXI века» (февраль- июль 2001).
  • В качкстве исследователя принимал участие в проекте «Государственные и частные службы занятости: эффективность формальных каналов трудоустройства на российском рынке труда», финансируемом программой «Социальная политика на пороге XXI века» Московского общественного научного фонда (август 1999 г. – март 2000 г.).
  • В рамках пилотного проекта Всемирного Банка «Социальная оценка переселения из районов Крайнего Севера» («Russia Northern Migration Project: Social Assessment») (апрель 1999 г. – апрель 2000 г.) занимался проектированием выборки и анализом данных опроса.
  • В 1999-2000 гг. работал в качестве эксперта проекта «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования - ДЕЛФИ» (компонент 3 «Профессиональное образование и обучение») по Самарской области, проводимого в рамках программы TACIS (менеджер конпоненты Джерри ван Зантворт).

Основные публикации:

  • Алашеев С.Ю., Посталюк Н.Ю. Мониторинг региональных систем начального профессионального образования // Образовательная политика. 2007. №2. С. 31-38.
  • Мониторинг региональных систем начального профессионального образования: методические рекомендации по организации мониторинга и использованию его результатов в практике управления образованием / С.Ю. Алашеев, А.В. Антипова, Г.Б. Голуб, Т.Г. Кутейницына, Н.Ю. Посталюк, Е.Г. Репринцева; под общ. ред. Н.Ю.Посталюк. – М.: Логос, 2006. – 224 с.
  • Посталюк Н.Ю., Алашеев С.Ю. Приоритет развития региональных систем НПО: запросы населения или потребности экономики? // Как узнать, что происходит в образовании. Сб. статей / Под общ. ред. И.А. Вальдмана. – М.: Логос, 2006. с. 130-149.
  • Алашеев С.Ю., Кутейницына Т.Г., Посталюк Н.Ю., Репринцева Е.Г. Соответствие систем начального профессионального образования субъектов РФ перспективам развития экономики региона: опыт сопоставительного анализа // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Третьей Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (25 – 26 октября 2006 г.). Кн. 1. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. С. 7-20.
  • Алашеев С.Ю., Посталюк Н.Ю. Концептуальные основы организации мониторинга региональных систем начального профессионального образования // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Третьей Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (25 – 26 октября 2006 г.). Кн. 1. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. С. 21-35.
  • Алашеев С.Ю. Динамика социально-экономических показателей развития системы довузовского профессионального образования Самарской области // Экзит. 2005 г., №21(129), с.2-7.
  • Алашеев С.Ю., Голуб Г.Б., Посталюк Н.Ю. Нормативно-правовое и организационно-управленческое обеспечение деятельности ресурсных центров профессионального образования /Под общей ред. Н.Ю.Посталюк. М.:«Логос», 2005.
  • Алашеев С.Ю., Кутейницына Т.Г., Посталюк Н.Ю. Обзор мировых практик организации взаимодействия рынка труда и системы профессионального образования // Спрос и предложение на рынке труда образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Второй Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (26 – 27 октября 2005 г.). Кн. 1. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004, с. 7-27. < http://labourmarket.ru/Pages/conf2/book.shtml>
  • Алашеев С.Ю. Влияние демографических процессов на перспективы развития общего и профессионального образования // Экзит. 2005 г., №19(127), с.1-6.
  • Алашеев С.Ю., Кадкина И.А., Кутейницына Т.Г., Посталюк Н.Ю., Хабибуллина Н.И. Динамика социально-экономических показателей развития системы довузовского профессионального образования Самарской области: 2002-2004 гг. – Самара: Изд-во ЦПО, 2005. - 80 с.
  • Алашеев С.Ю. Ситуация на рынках труда и профессионального образования Самарской области: информационно-аналитические материалы / составитель Алашеев С.Ю. – Самара: Изд-во ЦПО, 2005. - 52 с.
  • Алашеев С.Ю. Динамика и перспективы развития занятости в отраслях экономики Самарской области // Экзит. 2005 г., №8(116), с.3-9.
  • Алашеев С.Ю., Кутейницына Т. Г., Посталюк Н.Ю. Методика среднесрочного прогнозирования спроса на подготовку специалистов в системе профессионального образования региона // Спрос и предложение на рынке труда образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием. Книга 1. / ПетрГУ. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2004, с. 9-21. < http://labourmarket.ru/Pages/conf1/book.shtml>
  • Алашеев Е.С., Антипова А.В., Ефимова С.А., Кутейницына Т.Г. Конкурентоспособность выпускника определяет рейтинг учреждения профобразования / Под ред. С.Ю. Алашеева – Самара: Изд-во «Профи», 2004. – 83 с.
  • Алашеев С.Ю. Задачи кадрового обеспечения социально-экономического развития Самарской области на 2005-2007 годы // Экзит. 2004 г., №15(99), с.3-9.
  • Алашеев С.Ю., Негрей Е.А., Тюрина Н.В. Анализ муниципальных систем образования Самарской области на основе данных статистики образования // Фрунзе-100: Ежемесячный бюллетень нормативных и публицистических материалов по вопросам образования, Самара: РЦМО, 2004, №15 (июль), с.11-20.
  • Алашеев С.Ю. Тенденции профессионального образования в свете итогов развития Самарской области за 2003 год // Экзит. 2004 г., №6(90), с.3-9.
  • Алашеев С.Ю., Кутейницына Т. Г., Посталюк Н.Ю. Методика среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей экономики региона / Под ред. Н.Ю. Посталюк. – Самара: Изд-во «Профи», 2004. – 84 с.
  • Алашеев С.Ю. Потребности региональных рынков труда и структура профессионального образования // Тезисы докладов международной научно-практической конференции «Будущее молодежи России» / Под ред. М.В.Рассохиной. М.: Институт социологии РАН, 2003, с. 1.
  • Антипова А.В., Григорьян Х.Р., Ефимова С.А., Кутейницина Т.Г. Начальная профессиональная школа глазами учащихся. Мониторинг развития региональной системы профессионального образования. Вып. 6. / Под ред. Алашеева С.Ю. – Самара: Изд-во Профи, 2003. – 67 с.
  • Алашеев С.Ю. Потребности региональных рынков труда и структура профессионального образования (по материалам среднесрочного прогноза кадровых потребностей экономики Самарской области) // Образование, занятость, карьера: стратегия и тактика. Материалы Международной научно-практической конференции (19-21 декабря 2002 г.). – Казань: ТИСБИ, 2002, с. 22-30.
  • Алашеев С.Ю., Антипова А.В., Ефимова С.А., Кузнецова С.А., Кутейницына Т.Г. Рейтинг – 2002 учреждений начального профессионального образования Самарской области – Самара: Изд-во «Профи», 2002. – 104 с.
  • Анализ рынка труда профессионального учебного заведения: Методическое пособие для руководителей учреждений профессионального образования / Сост.: С.Ю.Алашеев, А.В.Антипова; Под ред. Посталюк Н.Ю. – Самара: Изд-во «Профи», 2002. – 72 с.
  • Региональный заказ на подготовку кадров через прогнозирование рынка труда // Профессиональное образование. 2002 г., №4, с.8-9.
  • Структура профессионального образования Самарской области: прогнозные оценки / Сост.: С.Ю.Алашеев, Л.Н.Драчинская, И.А.Кадкина, Н.Ю.Посталюк. – Самара: Изд-во «Профи», 2002. – 36 с.
  • Начальное профессиональное образование: динамика социальных показателей – Самара: Изд-во «Профи» ЦПО, 2001. – 83 с.
  • Трудоустройство как показатель эффективности и факторы, влияющие на успешность трудоустройства // Государственная и частные службы занятости на рынке труда. Исследование эффективности формальных посредников при трудоустройстве / под редакцией В.Кабалиной и И.Козиной – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000, с. 109-117
  • Эффективное поведение на рынке труда. Учебное пособие для учащихся и студентов профессиональных образовательных учреждений Самарской области. / Сост.: С.Ю.Алашеев, Е.Г.Зубова, Т.Н.Порхун, Н.Ю.Посталюк – Самара: ЦПО, изд-во «Профи», 2000. – 78 с.
  • Социальная функция профессионального училища: рейтинг учреждений начального профессионального образования Самарской области (отчет по результатам исследования «Выпускник – 2000») – Самара: изд-во «Профи» ЦПО, 2000. – 93с.
  • Способы выживания учащихся УНПО или Как прожить на стипендию, которую не платят // Профессиональное образование. 1999, №12, с. 6-8.
  • Подсобное хозяйство городской семьи // Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям переходной экономики России / Под. ред. В.Кабалиной и С.Кларка. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999, с. 127-155.
  • Профессия: ограничения и стратегии выбора // Человеческие ресурсы. 1999, №1-2, с.17-18. Поволжский межрегиональный учебный центр.
  • Профтехобразование: проблемы и решения // Человеческие ресурсы. 1998, №3, с.38-40.
.